5) Усыпальницы бояр Годуновых.


Усыпальница под папертью Троицкого собора

Происхождение усыпальниц и устройство. Размер сохранившейся усыпальницы под западной галлереей Троицкого собора. Надписи на надгробных плитах.

Потомки основателя обители, князя Четы, в св. крещении Захарии, видные вельможи XIV—XVI веков, с фамилиями Сабуровых, Пешковых, Шеиных, Вельяминовых, особенно же бояре Годуновы, подобно своему родоначальнику, в большинстве были люди весьма набожные и не только старались выразить свою любовь к основанной им св. обители, делая в нее нередко весьма ценные вклады и всячески содействуя ее благоустройству и обогащению, а некоторые даже доживали в этой обители последние дни своей жизни, принявши на себя обеты иночества. Многие из бояр Годуновых не желали и по смерти расстаться с родною обителию, почему делали завещания о своем погребении в ней. Плодом такого стремления их явились довольно обширные каменные усыпальницы, долгое время существовавшие под Троицким и Богородицким храмами и отчасти сохранившиеся до наших дней.

В древние времена существовали три Годуновских усыпальницы, из коих две (одна при 22 могилах, а другая при 16) находились подле алтаря Богородицкой церкви, с восточной и южной сторон ее, а одна усыпальница (при 14-ти могилах) была под папертью Троицкого собора.

В большей усыпальнице, с южной стороны Богородицкой церкви, погребены основатель Ипатьевской обители Захария, его сын и ближайшие его потомки, между которыми отец и мать Бориса Фед. Годунова. Отсюда же начало устроения усыпальниц нужно отнести к первым временам существования монастыря, а именно — к концу первой или началу второй половины XIV столетия. Устроенные при соборных храмах, усыпальницы в течение нескольких столетий оставались неприкосновенными, но доныне сохранилась лишь одна из них, которая находится под папертью Троицкого собора. Что касается остальных двух усыпальниц, что были при Богородицкой церкви, то в виду перестройки последней, они, как препятствовавшие расширению храма, по распоряжению преосвященного Геннадия Андреевского (1753—1757), упразднены, при чем могилы были перекопаны и обращены под основание храма, а кости из могил были переложены в одну общую могилу под Троицким собором.

Таким образом из трех усыпальниц сохранилась только одна меньшая, в которой почили вельможи из позднейшего рода Никиты и Петра Васильевичей Годуновых. От тех же двух усыпальниц остались лишь две каменных колоды, из коих, судя по их размерам, одна служила гробом для большого покойника, а другая — для младенца. Колоды эти, неизвестно из каких годуновских могил, извлечены при производстве земляных работ во время последней перестройки Богородицкой церкви в 1864 году — они находятся в усыпальнице, под папертью Троицкого собора.

Судя по сохранившейся усыпальнице Годуновых, по усыпальницам под Костромским Богоявленским монастырским храмом и другим подобным памятникам, также по старинным описаниям Ипатьевского монастыря, можно составить довольно определенное представление о такого рода сооружениях. Это не были обыкновенные склепы для покойников, а скорее подвальные храмы, со многими св. иконами, имели продолговатую форму, невысокие своды и узкие окна с железными в последних решетками. Так, уцелевшая под папертью Троицкого собора усыпальница Годуновых имеет в ширину 2,19 саж., в длину 9,10 саж. и в вышину 1,34 сажени.

Могилы в усыпальнице расположены в ряд, с небольшими промежутками между ними. Каждая могила была прикрыта каменною плитою, положенною на кирпичном основании, с вырезанным или высеченным на ней крестом и небольшой эпитафией или только краткими сведениями о почившем. На сохранившихся доселе годуновских могилах в третьей усыпальнице на надгробных плитах имеются такого рода надписи (в новом правописании): а) «Лета 1561 месяца ноября в 1 день на память св. чудотворец и безсребрен-ник Косьмы и Дамиана преставися раб Божий Василий Осипович Годунов”; б) «Лета 1622 февраля в 10 день на память св. мученика Харлампия преставися раб Божий (околь)ничей Ники(та) Годунов (во ино)цех Нифонт”; в) «Лета 1575 марта в 8 день погребен Тимофей Дмитриевич Годунов”; г) «В сем гробе положен схимонах Иосиф, преставися лета 1607 октября 2 дня”.

Годуновские могилы в прежние времена имели дорогие бархатные покровы, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Покровы присылались или лично доставлялись в монастырь родственниками умерших иногда по несколько покровов одновременно. В ризнице Ипатьевского монастыря сохранились два таких покрова от 1592 г., работы царицы Ирины Феодоровны, находившиеся над могилами ее отца Феодора Ивановича и брата Василия Феодоровича Годуновых.

В сохранившейся годуновской усыпальнице пред поставленными у восточной стены резным распятием Иисуса Христа и старыми иконами еженедельно, по пятницам, после божественной литургии, совершается панихида с возглашением имен почивших благотворителей Ипатьевского монастыря.

Мужской монастырь в Костроме, известный во всех уголках России, именуют Свято-Троицким Ипатьевским. А все потому, что посвящена обитель монахов сразу и Троице, и почитаемому церковью епископу Гангрскому, Ипатию, погибшему за веру в IV в. Но имя – не все, чем богат монастырь: его стены помнят неповторимых зодчих, бояр Руси, царскую семью Романовых и не один политический переворот.

Где находится Ипатьевский монастырь и как добраться

Адрес Ипатьевского монастыря: Кострома, ул. Просвещения, 1.
Тел.: (4942) 37-22-41, (4942) 31-25-89 (экскурсии), (4942) 31-75-91 (музей) Из Костромы в сторону монастыря ходит 2 вида транспорта: автобус № 14 и маршрутки № 4, 8, 11, 14, 38.

Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)

В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно.
Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:

  • заходить в монастырь женщинам без головных уборов, с незакрытыми плечами, руками, в короткой и вызывающей одежде;
  • заходить в монастырь мужчинам в майках и шортах, в вызывающей и грязной одежде;
  • заходить, будучи нетрезвым;
  • снимать на фотоаппарат и видеокамеру служителей церкви и вообще в храмах без разрешения наместника монастыря (в музее и на территории разрешат за деньги);
  • шуметь, мусорить, курить и выпивать.

Расписание богослужений в Ипатьевском монастыре Костромы

Службы отправляются каждый день, отличаются они только месяцесловом. Впрочем, вносят коррективы и православные праздники.

  • Утренняя молитва – 5:00.
  • Утренняя служба – 6:00, 8:00.
  • Вечерняя служба – 17:00.

Есть в Ипатьевском монастыре и «график» для исповедей:

  • в будние дни в 7:30,
  • по воскресеньям и праздникам в 7:20 и 16:45,
  • а по двунадесятым праздникам – в 7:20 и 16:15.

Где рядом можно остановиться

Чтобы посетить знаменитый монастырь, можно воспользоваться услугами множества мелких отелей и хостелов в Костроме или остановить выбор на паломнической гостинице местной епархии. Называется она «Воскресенская» и расположена на проспекте Вознесенском, 3Б (тел. 4942 466-394). Удобна гостиница тем, что до культовых зданий Костромы отсюда совсем близко, в частности до Ипатьевского монастыря на машине 10 минут езды, а на автобусе минут 35.
Для паломников цены в этом заведении ниже, чем для обычных туристов: одно койко-место в паломническом номере обойдется в 500 руб./сутки. В гостинице есть комната для молитв и предоставляют услуги православных гидов.

История Ипатьевского монастыря в Костроме

  1. Говорят, татарин Чет основал этот монастырь в 1330 г. Потом обитель получила именитых покровителей, меценатов в лице рода бояр Годуновых (род того самого царя Бориса), которых даже хоронили в монастыре. На их же деньги соорудили на территории монастыря постройки из камня (XVI в.), в частности, Троицкий собор, храм Рождества Богородицы, храм Феодора Стратилата и Ирины, а также стены с башнями.
  2. С 1613 г. Ипатьевский монастырь почти на 200 лет сменил покровителей: Михаилу Романову прямо в его стенах сообщили об избрании царем, так что до 1917 г. Романовы были его меценатами.
  3. Кроме царской семьи, монастырь облюбовали и православные архиереи, и дворянские фамилии: он служил и резиденцией для епископов с 1744 г., и кладбищем. Несколько лет в обители действовала семинария, а потом сюда снова зачастили императорские семьи (в один из таких приездов в 1913 г. и открыли музей Церковно-исторического общества).
  4. Советская власть устроила на территории монастыря сначала поселение для рабочих, потом стадион и антирелигиозный музей, разрушила постройки и кладбище. В 1989 г. здесь отслужили первую службу за многие годы, глава страны посетил Ипатьевский монастырь в 1998 г. (впервые с 1913 г.), но полностью во владение церкви эта территория отошла только в 2005 г.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Среди уникальных древностей, на которые стоит обратить внимание, есть и старинные постройки, и плоды рук художников. На территории Ипатьевского монастыря разместились:

  • Троицкий собор, главное религиозное место всего комплекса. Его золоченые «луковицы» видимы за несколько километров, а внутри могут потрясти барочный иконостас и росписи на стенах, которым несколько сотен лет;
  • 8 башен (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Квасная, Воскобойная, Зеленая, Юго-западная и Северо-западная);
  • корпуса архиерея, наместника, братьев и трапезный корпус;
  • колонна с памятными надписями обо всех, кто оставил след в истории монастыря, 1839 г.;
  • Церковь Рождества Богородицы, постройка XVI – XIX вв. в процессе восстановления;
  • склеп бояр рода Годуновых. Третий по счету на территории монастыря (два прежних расположены были под церковью Рождества Богородицы). В Ипатьевской обители Годуновых с блеском хоронили с XIII в.
  • палаты Романовых. Тут можно коснуться царской роскоши, созданной руками зодчего Ф.Ф. Рихтера, и увидеть разукрашенный в стиле шахматной доски фасад;
  • колокольня. Стоит с XVII в. по заказу Годуновых, и с 2006 г. с нее громко отзывается 500-пудовый колокол, носящий имя царя Михаила (подарок потомка императора Николая);
  • Екатерининские ворота, 1767 г. Созданы в стиле барокко специально к приезду великой императрицы с ее монограммой на карнизе.

Святыни

  • Хранится в Ипатьевском монастыре в Костроме икона, которую, не сомневаясь, зовут чудотворной. Изображена на ней Божья Матерь, а попала Тихвинская икона в монастырь с новостью о возведении на престол Михаила Романова в 1613 г. Любоваться на икону можно было до 1919 г., пока власть советов ее не конфисковала. На родное место в иконостас Троицкого собора Тихвинская икона вернулась в 2004 г., где и находится в новом драгоценном облачении.
  • С 1626 г. Ипатьевский монастырь берег в небольшом золоченном ковчеге подарок царя Михаила Романова, полученный им от персидского шаха, – часть хитона Иисуса Христа. С 1990 по 2005 гг. святыня находилась на хранении вне стен монастыря, до возвращения его церкви.
  • Память о святом покровителе монастырь бережет в иконе мученика Ипатия, но не только в портрете – часть останков епископа заложена в икону.
  • Обломок дома (точнее камень из комнаты), где расстреляли семью Романовых.
  • Икона Романовых (император Николай с семьей) и крест хранятся в монастыре с 2002 г. (семья была канонизирована православной церковью в 2000 г.).
  • части гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской – очень уважаемых в православии святых покровителей.

Ипатьевский монастырь на фото

Белоснежный Троицкий собор помнит визиты особ императорских кровей.

Иконостас в стилистике барокко выполняли местные костромские умельцы еще в XVIII в.

Лестница ведет в царские покои семейства Романовых.

Ипатьевский монастырь в Костроме — видео

Рассматриваешь фото Ипатьевского монастыря в Костроме, и просто холодок ходит по коже, ведь это – одно из самых посещаемых культовых сооружений России и заодно одно из самых древних. В его стенах писалась история Руси и Российской империи.

А что запомнилось при посещении Ипатьевского монастыря вам, дорогие читатели: налет истории или атмосфера приобщения ко Всевышнему? Поделитесь!

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме, живописно расположившийся у места впадения реки Костромы в Волгу — памятник старины, объект культурного наследия нашего Отечества. Этот монастырь по праву называют «колыбелью», из которой вышла династия Романовых — именно в нем находился юный Михаил Романов, когда сюда направилась процессия Великого Посольства с вестью о том, что народ выбрал его в качестве нового царя. Памятуя об этом, каждый новый наследник престола, становясь государем, не скупился на настоящие царские подарки для Ипатьевского монастыря.

Причем Романовы одаривали обитель не только золотом и серебром, но и редкими книгами, иконами, предметами искусства. И по сей день многие ценные церковные реликвии и другие значимые исторические экспонаты хранятся в музее обители. Монастырь почитается паломниками, которые приезжают сюда, чтобы поклониться его святыням, интересен он и путешественникам, желающим прикоснуться к истории страны.

Ипатьевский монастырь в Костроме на google-панораме:

Собор в Ипатьевском монастыре

Главным действующим храмом обители является Троицкий собор, изначально это была деревянная церковь, которую во второй половине XVI столетия отстроили в камне. Храм имел Троицкий престол и приделы во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. В этом виде храм не дошел до наших дней — его уничтожил взрыв пороха, который хранился в его подклете. Нынешний Троицкий собор был возведен в Ипатьевском монастыре во второй половине XVII века, он имеет пять глав и возвышается на подклете.

Фасад строения имеет множество интересных архитектурных деталей, к примеру, парадное крыльцо украшено восьмигранным шатром, установленным на четырех столбах, декорированных кубышками и висячими арками с гирьками. Поражает великолепие интерьера собора, украшенного иконописью, монументальной живописью, выполненными лучшими мастерами своего времени. Разнообразием сюжетов, гармоничностью цветов и изящным орнаментальным декором приковывает внимание фресковый ансамбль, созданный в XVII веке костромскими изографами во главе с талантливым мастером фресок и иконописи Гурием Никитиным. Над созданием резного золоченого иконостаса в стиле барокко (середина XVIII века) трудились костромские резчики под руководством Макара Быкова и Петра Золотарева.

Также на территории обители находятся восстанавливаемый храм Рождества Пресвятой Богородицы и надвратная церковь Хрисанфа и Дарии.

Троицкий собор, © Эдуард Скворцов

История Ипатьевского монастыря

Считается, что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза Чет — влиятельный вельможа Золотой Орды. Направляясь в Москву на службу к Ивану Калите, он остановился по пути в этой местности, чтобы отдохнуть. Здесь ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после которого он исцелился от недуга. Чет принял православное крещение и выделил средства на строительство обители в месте явления и чудесного исцеления.

Однако есть и другие версии, согласно которым основание монастыря относят к середине XIII века. Его могли заложить новгородцы, считавшие священномученика Ипатия покровителем своих посадников. Несмотря на расхождения мнений по поводу времени основания монастыря, неоспорим тот факт, что Чет внес значимый вклад в его становление, его личность важна и тем, что он был родоначальником Годуновых, представители которых сыграли важную роль в жизни обители и страны в целом.

Еще в XIV и XV веках монастырь был небольшим и малоизвестным, однако все поменялось с укреплением влияния рода Годуновых. С середины XVI по начало XVII века на его территории разворачивается масштабное каменное строительство — в это время возводятся Троицкий собор и монастырские стены с въездными воротами. Обитель имела мощные крепостные стены с башнями, на которых устанавливались орудия, как и многие другие монастыри того времени, он был еще и оборонительным сооружением, он защищал подступы к Костроме со стороны старой ярославской дороги.

Стены и башни обители, © Эдуард Скворцов

Щедро жертвовали представители рода монастырю и ценные реликвии — иконы, украшенные чеканными изображениями золотые предметы церковной утвари. Трудные дни настали для обители в Смутное время — ее захватил один из отрядов Лжедмитрия II, который удалось прогнать из крепости только силами подоспевшего из Галича войска народного ополчения.

В силу своей исторической значимости, обитель в течение долгих веков была неразрывно связана с крупнейшими социальными и политическими событиями, происходившими в Русском государстве. Именно в Ипатьевском монастыре Михаил Романов был призван на престол, что возвеличило обитель. В период правления Михаила Федоровича ее территория была значительно расширена с западной стороны, ее стали называть Новым городом. С годами авторитет обители все больше увеличивался, благодаря щедрым пожертвованиям она стала одной из самых богатых в стране.

Однако в петровские времена расцвет сменился упадком — часть колоколов была снята и отправлена в Москву для военных нужд, также часть доходов и пожертвований сверх установленного размера изымалась в пользу казны, что постепенно привело к обветшанию построек. После учреждения Костромской епархии монастырь стали использовать в качестве резиденции архиерея, в связи с этим обитель претерпела ряд перестроек. В 1767 году произошло знаменательное событие в жизни обители — ее посетила императрица Екатерина II, важное значение имел и приезд в 1834 году императора Николая I, который распорядился о проведении восстановительных и реставрационных работ на территории.

Вид на монастырский сад и постройки, © Эдуард Скворцов

В дальнейшем обитель удостаивали визитами и другие императорские особы. С большим размахом проходило празднование в обители 300-летия Дома Романовых, на котором присутствовал император Николай II с семьей. После событий, связанных с революцией в 1917 году, обитель прекратила существовать в качестве культурного и духовного оплота для верующих. Большинство ее построек было пущено под хозяйственные нужды. Все церковные реликвии, начиная с двадцатых годов, вывозились в Москву, где их использовали на революционные нужды. Лишь часть икон и предметов, не представляющих для большевиков ценности, были отданы в местный краеведческий музей.

Одновременно с этим помещения и постройки монастыря были отданы под общежития для фабричных рабочих, солдат Красной армии и даже под танцевальные площадки. И только лишь с середины 1940-х годов власть стала постепенно пересматривать свое отношение к нему, осознавая его культурную ценность. Со временем в обители был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В 1990-е годы началась постепенная передача монастыря Русской православной церкви, которая окончательно завершилась в 2004 году.

Иконы Ипатьевского монастыря

Одной из наиболее почитаемых святынь обители в частности и костромской земли в целом является точная копия чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Согласно преданию, ее написал святитель Петр, митрополит Московский. В 1613 году ее принесли послы Земского собора, сообщившие Михаилу Романову об его избрании на престол. Позднее царь Михаил Федорович подарил ее монастырю, она размещалась в иконостасе Троицкого собора вплоть до 1919 года, когда ее изъяла новая власть. Только в 2004 году она была возвращена на свое место. Икона украшена драгоценной ризой.

Еще один чтимый образ — икона священномученика Ипатия с частицей мощей святителя. Также в обители пребывают икона святого Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской с частицей ее гроба и другие образы.

Архитектурный ансамбль монастыря, © Эдуард Скворцов

Экскурсии

Для посетителей открыт доступ к территории Старого города обители, на которой размещается архитектурно-музейный комплекс. За вход на нее взимается плата, для взрослых — 170 руб. Можно осмотреть экспозиции музея Ипатьевского монастыря самостоятельно или оплатить экскурсию. В рамках посещения обители можно ознакомиться с ее архитектурным ансамблем, росписью Троицкого собора и основными святынями. Создано несколько экспозиций и выставок, которые рассказывают об истории достопримечательности и ее значении в судьбе страны.

Одна из экспозиций знакомит с историей восхождения на престол Романовых, их связи с костромским краем и монастырем. Отдельная выставка посвящена последнему Романову на престоле — Николаю II, мученической гибели его и семьи. Еще одна выставка знакомит с творчеством талантливого костромского иконописца и изографа Гурия Никитина. Также в музее представлена коллекция икон, предметы церковной утвари, интересно посетить и палаты Романовых, в которых собрано множество любопытных артефактов — предметов старины и вещей, подаренных монастырю монархами.

Если вас не интересуют музейные коллекции и вам хотелось бы посетить только богослужения, то важно знать, что они проходят с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00, вход на них свободный.

Вид на монастырь, © Эдуард Скворцов

Как добраться

Доехать до обители можно на общественном транспорте, рядом находится остановка «Ипатьевская слобода», до нее довезут:

  • автобусы № 14, 105, 109
  • маршрутные такси № 4, 8, 11, 38.

От остановки до места нужно будет пройти около 800 метров.

Удобно добираться до монастыря на машине, он находится недалеко от центра города, к примеру, расстояние от центральной площади Костромы, Сусанинской, до него составляет примерно 4 км.

Как доехать до монастыря от Сусанинской площади

Еще один вариант — поездка на такси, можно вызвать машину, воспользовавшись такими приложениями, как Яндекс. Такси, Везет, Максим, Taxsee.

Неподалеку от монастыря расположилась еще одна достойная внимания достопримечательность — архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода».

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, видео:

Основатель: татарский мурза Чет
Время основания: около 1330 года (впервые упомянут в летописи в 1432 году)
— Основатель монастыря — родоначальник рода Годуновых и Сабуровых, бежавший из Золотой Орды к Ивану Калите;
— В годы Смуты за стенами монастыря скрывался от интервентов молодой боярин Михаил Романов вместе со своей матерью инокиней Марфой. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря Михаила Федоровича призвали на царство;
— При Романовых монастырь имел привилегированное положение, члены императорской фамилии почитали его как свою семейную святыню;
— В XVII веке в монастыре хранился список Ипатьевской летописи — одного из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси, в 1809 году она была найдена в Библиотеке Академии Наук историком Николаем Карамзиным;
— В 1649 году произошел взрыв в пороховом погребе, Троицкий собор и его святыни были практически полностью уничтожены. На месте утраченного собора был возведен новый, уступавший размерами предыдущему;
— В 1685 году новый собор был расписан уникальными по сюжету и исполнению фресками артелью мастеров под руководством Гурия Никитина;
— В 1767 году к визиту Екатерины II в Кострому были устроены Екатерининские ворота, ставшие главным входом в монастырь;
— В 1839 году на монастырской площади была установлена колонна в память о событиях и людях, оставивших след в истории обители;
— Период 1837-1863 годов отмечен масштабной реконструкций монастыря под руководством архитектора К.А. Тона — был заново оформлен фасад монастыря, спроектирована шатровая церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарьи над Святыми воротами (со стороны р. Костромы), был возведен храм Рождества Пресвятой Богородицы, соединенный с Троицкий собором, были реконструированы Палаты бояр Романовых и возведена «царская лестница»;
— Во время празднования 300-летия Дома Романовых в мае 1913 года в монастырь приезжал император Николай II, монарх жил за его стенами в специально построенном деревянном доме;
— В 1919 году монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В постройках монастыря были устроены общежития для рабочих-текстильщиков, детский приют и военные казармы. В 1934 году был уничтожен храм Рождества Пресвятой Богородицы;
— Общежития были расселены к середине 1950-х годов, проводились реставрационные работы;
— В 1958 году в монастыре был открыт Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник;
— В 1989 году состоялось первое со времен закрытия монастыря богослужение, в 2005 году обитель была полностью возвращена Епархии.
Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря:
— Троицкий собор (1650-1652 годы);
— Звонница (1603-1605 годы);
— Архиерейский корпус (XVIII век) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (середина XIX века);
— Палаты бояр Романовых (XVI век);
— Наместничий корпус (XVI век);
— Братский корпус (XVIII век);
— Кельи над погребами (XVI-XVIII века);
— Трапезный корпус (XVI-XVII века);
— Свечной корпус (XIX век);
— Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI-XVII века);
— Стены и башни Нового города (XVII век).
Святыни монастыря:
— Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери;
— Частица Ризы Господней;
— Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе);
— Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
— Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.
При музее работает Церковный историко-археологический музей. Рядом с монастырем находится уникальный Музей деревянного зодчества.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *