Иоанно-Введенский женский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Своим основанием Иоанно-Введенский монастырь обязан чуду, совершенному Богородицей, когда в 1638 г. ее образ несли из Абалакского монастыря в Тобольск. Именно здесь прозрела слепая с рождения крестьянская дочь, приложившись к иконе. Архиепископ Симеон повелел основать в этом месте монастырь и сам заложил первую церковь. В те времена деревня носила татарское название Шанталык, потом ее переименовали в Ивановское в честь Иоанновской обители, а в советские времена — в поселок Прииртышский.

Строительство монастыря завершилось в 1653 г. Заложенный первым храм простоял около века, пока не случился пожар. На его месте возведен каменный, сохранившийся до наших дней.

Около 200 лет обитель процветала, но затем количество братьев стало стремительно уменьшаться, пока не достигло всего двух в 1854 г. Оставшихся послушников было решено перевести в расположенный неподалеку мужской монастырь Абалака. Иоанновская обитель стала женской, первой в регионе, и поменяла название на современное.

Женский монастырь достиг своего расцвета к началу 20 века: тогда здесь стояли уже 4 богато украшенных каменных храма. В 1923 г. его закрыли, вывезли все ценное, а Троицкий собор просто взорвали. Старших сестер вместе с игуменьей судили и отправили в заключение, но обитель просуществовала еще 10 лет под видом сельскохозяйственной артели. Наконец, сестер окончательно разогнали, освободив помещение под детский интернат, на смену которому пришла воинская часть, и только в 90-е здание передали церкви.

Монастырь сегодня

Иоанно-Введенская обитель вновь открылась в 1998 г. после масштабной реставрации. Сейчас монастырь действует, попасть на его территорию могут все желающие. Иногда монахини водят экскурсии и знакомят гостей с особенностями быта. Сохранились два храма (Серафима Саровского и Иоанна Предтечи), часть каменной ограды с воротами и угловой башней, многочисленные хозяйственные постройки. В монастырь вернулись некоторые иконы, вывезенные и спрятанные после революции, часть их считаются чудотворными.

Особенно красивый вид на комплекс открывается с той стороны, где находятся ворота и часть ограды из белого камня. За ними виднеются нарядные синие и зеленые купола церквей на фоне окружающего монастырь плотного лесного массива.

Практическая информация

Поселок Прииртышский, где находится монастырь, расположен примерно в 7 км юго-восточнее Тобольска. Въехав в поселок, двигайтесь по Трактовой улице, которая ведет прямо к монастырю и делает небольшой изгиб, переходя в ул. Редикульцева.

С созданием монастыря связана чудесная история исцеления. В 1638 г. икону Богородицы несли из Абалакского монастыря в Тобольск. В этом городе незрячая с младенчества девочка приложилась к образу и начала видеть.

По велению архиепископа Симеона, недалеко от города был основан монастырь, а рядом — первая церковь. Ранее деревня, в которой построили обитель, именовалась Шанталык на татарский манер, потом получила новое название — Ивановское поселение, а во времена СССР стала поселком Прииртышским.

Строительные работы окончились в 1653 г. Храм просуществовал лишь одно столетие, потом случился сильнейший пожар, и здание выгорело дотла. На месте постройки, уничтоженной огнем, был воздвигнут новый крепкий каменный храм. Он стоит и по сей день.

Примерно два столетия обитель разрасталась, но потом численность послушников сократилась, и в 1854 г. осталось только два брата. Их определили в находящийся рядом мужской монастырь Абалака. А Иоановскую обитель переименовали в Иоанно-Введенский женский монастырь.

Период расцвета обители приходился на первые годы XX столетия. К этому времени здесь были отстроены четыре искусно отделанных каменных храма. В 1923 г. монастырь был закрыт, все ценности вывезены, Троицкий собор уничтожен взрывом. Старших послушниц и игуменью осудили и заключили под стражу.

Обитель простояла еще одно десятилетие под видом сельскохозяйственной артели. Потом сестер все-таки разогнали, постройки приспособили для проживания детей-сирот. Через несколько лет здесь расположилась воинская часть. И лишь в начале 90-х гг. XX века помещения были переданы верующим. В обитель вернули иконы, которые вывезли после революции. Некоторые из них чудотворные.

До настоящего времени дошли лишь два храма, небольшая часть каменной ограды с воротами и башней, а также хозяйственные постройки. Стоя возле старинных ворот и белокаменной ограды, гости этого умиротворенного места любуются прекрасным видом на комплекс. Вдали на фоне яркого неба виднеются красивые купола церквей. Все это великолепие окружено лесом.

В 1998 г. завершилась реставрация здания, и монастырь был снова открыт. Сейчас он является действующим, и прийти сюда может каждый, кто захочет. Посетители могут попасть на экскурсию, которую проводят монахи, и познакомиться с бытом послушниц и внутренним убранством обители. Монастырь расположен на улице Редикольцева в поселке Прииртышском, в 7 км от Тобольска.

УДК:

Е.П. Загваздин

Тобольская комплексная научная станция УрО РАН

Кладбищенская церковь Иоанно-Введенского женского монастыря

Исследование подготовлено при финансовой поддержке ФАНО России в рамках темы ФНИ № 04082015-0003 «Изучение культуры населения северной лесостепи и южной тайги Западной Сибири

(I тыс. до н.э. — II тыс. н.э.)».

Аннотация

В 2007 г. в Иоанно-Введенском женском монастыре, расположенном в окрестностях г. Тобольска, начались крупнейшие в его истории ремонтно-реставрационные работы. Церковь-усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского — один из многих отреставрированных памятников монастыря. В 2008 г. в рамках проводимых реставрационных работ впервые выполнены археологические исследования, позволившие пролить свет на неизвестные страницы архитектурной истории храма. При раскопках изучены утраченные архитектурные элементы памятника и захоронения. Для характеристики храма использованы неопубликованные архивные источники. Все эти сведения позволили более полно обрисовать картину, связанную не только с историей этой церкви, но и места, на котором она была возведена. В статье рассматриваются предпосылки создания церкви-усыпальницы, ее место в планировочной структуре монастыря, архитектурные особенности. Приводятся сведения об организации строительства.

Ключевые слова: реставрация, археологические исследования, церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, церковь преподобного Серафима Саровского, Иоанно-Введенский женский монастырь

В истории церкви-усыпальницы, которая сейчас носит имя преподобного Серафима Саровского, выделяются несколько этапов. Они отражают не только процесс строительства и функционирования ныне действующего храма, но и историю ранее существовавших на его месте культовых строений, так как смысловая преемственность ранних и поздних памятников прослеживается со всей очевидностью.

1 этап. 1653-1752 гг. Функционирование первого храма монастыря во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

9 марта 1653 г. архиепископ Тобольский и Сибирский Симеон в честь основания мужского монастыря заложил первую деревянную церковь с приделом святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Она просуществовала почти сто лет — 18 марта 1752 г. церковь уничтожил пожар. Причина пожара не известна .

Далее следует сделать пояснение, чтобы избежать путаницы. После утраты старейшего храма монастыря временно функционировала деревянная церковь. Затем, 5 июля 1752 г., митрополит Сильвестр закладывает чуть далее к западу каменную церковь во имя Предтечи Иоанна с приделом Казанской божьей матери . Таким образом, в истории монастыря известны два храма со схожими названиями.

2 этап. 1775 г. Установка памятного знака на месте утраченного храма.

После утраты храма 29 августа 1775 г. на месте его престола водружен крест с резным изображением распятия Господня с предстоящими Божьей матерью и Иоанном Богословом. На обратной стороне креста была вырезана краткая надпись, касающаяся истории основания этой церкви .

3 этап. После 1775 г. (?) Возведение деревянной часовни.

В память о первом храме в дальнейшем была возведена одноименная деревянная часовня. О времени ее постройки нет упоминаний, однако известно, что, отремонтированная в 1886 г., она продолжала выполнять свои культовые функции в монастыре .

4 этап. 1891-1893 гг. Строительство каменного храма-усыпальницы во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Предыстория, связанная со строительством уже нового каменного храма, хорошо отражена в архивных документах. После посещения 10 июля 1891 г. цесаревичем Николаем Тобольска это знаковое событие затронуло и монастырь. Вскоре, 17 июля, на имя игуменьи Миропии приходит письмо от неизвестного мецената. В нем мы читаем просьбу: «на месте древней Церкви Усекновения, где ныне часовня, устроить новый небольшой каменный храм, в честь Усекновения же св. Иоанна Крестителя Господня, с усыпальницею».

Отмечены в письме и требования, относящиеся к архитектурному облику храма: «Устроить сей храм прошу по плану и фасаду мною лично Вам указанному, без всяких архитектурных украшений, лишь бы был прочен». Меценатом новый мемориальный храм функционально задумывался двояко: для «…поминания усопших членов Царской Фамилии по реестру; а в усыпальнице — со временем, что бы были погребены все члены Вашего семейства — Дружининых и отведено место для моей могилы» .

В пояснительной записке к проекту епархиального архитектора Б.Г. Цинке указаны интересные подробности, которые нелишним будет упомянуть: «По поручению Его Преосвященства Преосвящен-нейшаго Иустина Епископа Тобольскаго и Сибир-скаго составлен мною проэкт на предполагаемую постройку каменной Кладбищенской церкви и в

подвальном этаже со сводами предназначен склеп со входом под входной лестницей в церкви. Сводов в подвале/склепе/ предполагая крестообразныя и в церкви восьмигранныя готическия фундаментов под стенами и стол бами полагая 11Л аршина ниже полов склепа, в церкви полагая над сводом деревяннаго пола с северной южной сторон предназначены входные двери. Стены подвальнаго этажа предполагая толщиною не менее 1 аршина и 9 вершков. Кроме пилястров, которые выступают вперед от стены на 3 вершка. Церковь как Кладбищенская предполагается без колокольни и также без звоницы в виде часовни. Конструкцией свод выясняется своей устойчивости по чертежу, а в стенах у пяти сводов церкви и алтаря предназначаются железныя из полосоваго железа шириною 4 дюйма и толщиною % дюйма крыши должны быть покрыты листовым железом». Далее следует подпись епархиального архитектора Б.Г. Цинке .

В научном архиве ТИАМЗ сохранился проект этой церкви (ил. 1), разработанный Б.Г. Цинке в 1891 г. . Сравнивая облик существующего храма с первоначальным проектом и пояснительной запиской, убеждаемся, что проект действительно сильно упростили. Сохранилась лишь конфигурация стен на уровне нижнего яруса. Фасады лишились торжественных фронтонов. Шатровая форма крыши трансформировалась в купольную. Из трех крылец по проекту утверждено лишь одно с симметричными террасами с севера и юга.

Новый храм заложили там же, где стояла часовня. Уже в начале ноября 1891 г. начнут копать траншею под будущий фундамент. Однако строители не приняли во внимание необходимость предварительно расчистить место для будущего строительства. Поэтому получилась ситуация, при которой траншея уже была выкопана, а прежняя часовня все еще оставалась стоять на своем месте. Впрочем, вскоре эта досадная оплошность была исправлена: часовню разобрали и перенесли в заимку Жуковскую , где она использовалась по своему прямому назначению много лет .

Наши исследования показали, что храм заложили на узкой террасе. Из-за того что с юга рельеф местности имел понижение, траншею под фундамент с этой стороны, по всей видимости, копали ступеньками, постепенно понижаясь до проектных отметок. Фундаменты памятника ленточные и сложены целиком из кирпича. Объем новой церкви перекрыл существовавшее ранее на этом месте монастырское кладбище: обнаружены погребения как внутри храма, так и снаружи, с северной стороны.

Работы по строительству храма проводил тобольский мещанин Дмитрий Павлович Козлов. По договору подряда он взял на себя обязательства сложить из кирпича церковь, начиная от фундамента и кончая куполом. Толщина фундамента должна была составлять 4 кирпича, а стены — 3 кирпича. Доставка строительного материала — дерева, кирпича, извести и воды — производились за счет монастыря. Остальные работы, такие как поднос воды, кирпича и прочих материалов, возведение строительных

лесов — все это осуществлялась силами подрядчика. Было рассчитано, что при цене 2,5 рубля за каждую тысячу сложенного кирпича и при объеме в 150 тысяч кирпичей Козлов получит за работу 375 рублей. Договором оговаривались и сроки: строительство продолжались с 15 мая по 14 сентября 1892 г. .

Церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, несмотря на сжатые сроки строительства, освятили значительно позже, 13 августа 1893 г. . Причину следует связывать с пожаром, случившимся в ночь с 16 на 17 января 1893 г., который уничтожил значительную часть монастыря. Не пострадали лишь Настоятельский корпус и каменная церковь Иоанна Предтечи .

В акте принятых работ от 12 августа 1893 г. находим следующие сведения: «…храм кирпичной кладкою окончен с осени прошлаго года, накрыт железною крышею, а весною настоящего года крыша выкрашена зеленою краскою, и на куполах водружены св. кресты; с западной стороны сделано большее деревянное крыльце. Внутри храм оштукатурен, пола деревянные посланы, решетки в окнах вставлены, двери и рамы есть, поставлены на местах, а зимния рамы в окнах заготовлены. Временный иконостас поставлен на месте св. престола…» . Церковь при этом была теплой: в верхнем ярусе было установлено 3 утермарковских печи, а в последующем столько же — и в нижнем ярусе

Интерес представляет упомянутое в акте деревянное крыльцо. Оно, как и галереи, было утрачено, видимо, еще в советский период. Некоторое представление об их конфигурации дает оригинал плана монастыря (ил. 2), хранящийся в НА ТИАМЗ. План датирован 1900 г. . Таким образом, ранее озвученную датировку этого плана около 1898 г. следует считать ошибочной .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остатки фундамента северной террасы были изучены при археологических раскопках (ил. 3). Под слоем современного мусора, значительно повысившего уровень дневной поверхности и крутость склона, найдены два мощных опорных столба. Они располагались в линию с юга на север. Диаметр столбов составил 33 и 34 см. Расстояние между столбами 193 см. Ближайший столб отстоит от стены на 78 см, дальний — на 282 см. Этот столб позднее приспособили как опору для постройки, по всей видимости, хозяйственного назначения. Между столбами обнаружен плотный ряд досок. По всем признакам, здесь был положен тротуар.

Вкратце остановимся на функции церкви как погребального сооружения. Выяснено, что в ней были погребены останки пяти человек. Четверо из усопших — члены семьи Дружининых . Дружинины служили в монастыре с 1867 г., то есть практически с момента переименования его в женский, и до самого закрытия в 1923 г. Будучи по своему социальному статусу крестьянами, они тем ни менее внесли значительный вклад в духовную и образовательную сферы обители, ее экономику.

5 этап. 1904 г. Возведение престола во имя преподобного Серафима Саровского.

В 1904 г. в нижнем ярусе храма добавляется новый престол — во имя преподобного Серафима Саровского. Причиной такого решения стала канонизация святого в июле 1903 г. Торжественные мероприятия проходили в присутствии императорской семьи и тысячного скопления мирян. С этого момента его святость нередко воспринималось народным сознанием в соотнесении с небесным покровительством царствованию Николая II . Эта общероссийская любовь к святому не обошла стороной и Иоанно-Введенскую обитель. Задолго до самого события вести о будущей канонизации Серафима Саровского уже витали в воздухе.

8 мая 1903 г. игуменья Миропия обращается в Дивеевский женский монастырь с просьбой «…написать для Иоанно-Введенского монастыря маслян-ными красками икону Преподобного Отца Серафима Подвижника Саровского… По написании же освятить эту икону в Саровском монастыре на Св.(ятых) мощах Преподобного Старца Серафима при имеющемся быть открытии мощей его, а за тем выслать Святую икону к 1-му августа настоящего года..» .

6 этап. 1923-1998 гг. Закрытие церкви и использование ее под хозяйственные нужды.

В 1923 г. Иоанно-Введенский женский монастырь закрывают . История этого храма в советский период практически не прослеживается. Известно, что его приспособили под хозяйственные нужды. С южной стороны был растесан проем под ворота. Был искажен и фасад памятника, утрачена лестница и террасы.

7 этап. С 1998-х гг. по наши дни. Реставрация и ревалоризация храма.

После передачи территории монастыря Русской православной церкви здесь начинаются вялотекущий процесс восстановления. Лишь в 2006 г. ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» (г. Томск) разработал проект комплексной реставрации монастыря. По этому проекту была отреставрирована церковь-усыпальница (ил. 4), восстановлены и утраченные террасы.

Заключение:

История церкви-усыпальницы, которая сейчас носит имя преподобного Серафима Саровского, представляет достаточно интересный образец символической преемственности в сибирском православии. По всей видимости, вплоть до закрытия обители в 1923 г., название памятника явственно ассоциировалось с древнейшим храмом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Не сменилось наименование храма и после создания в нижнем ярусе престола в честь преподобного Серафима Саровского.

Однако на современном этапе смены историче-

ской парадигмы название церкви прочно соотносится только с именем народного святого Серафима Саровского. Сейчас широко распространено представление, что храм носит сугубо мемориальную функцию, связанную с посещением в 1891 г. Тобольска цесаревичем Николаем Александровичем.

Анализ документов показывает, что храм в первую очередь был связан с давней мемориальной традицией монастыря. Как было отмечено выше, она была связана с исторической памятью о первой деревянной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (сер. XVII в.), стоявшей на этом месте. Лишь после 1891 г. мемориальная функция храма значительно расширилась и стала соотноситься с умершими членами династии Романовых и павшими в бою войнами. Поэтому здравствующему Николаю Александровичу такой характер поминовения в свою честь показался бы странным.

Интересно значение этой церкви и как погребального сооружения. Она была семейной усыпальницей Дружининых, которые много лет своей жизни отдали монастырю. В нашем представлении усыпальница -это последнее пристанище мирян, причем наделенных властью и материальным благосостоянием. В данном случае все наоборот: Дружинины были сугубо духовными лицами, хотя и из крестьянского сословия. Тем не менее их заслуги перед монастырем были высоко оценены уже при их жизни. В этом контексте храм функционально предстает перед нами и как семейный мемориал.

Список литературы

1. Алексеев В. В. Гибель царской семьи: мифы и реальность (Новые документы о трагедии на Урале).

— Екатеринбург: , 1993. — 285 с.

3. Грамматин А. Н. Иоанно-Введенский женский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. -1889б. — № 21-22. — С. 432-441.

5. Загваздин Е.П. Археологические исследования на объекте реставрации «Иоанно-Введенский монастырь» (п. Прииртышский, Тобольский район) // Новгородская Земля — Урал — Западная Сибирь в историко-культурном и духовном наследии. — Ч. 2. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009.

— С. 381-391.

— С. 311-342.

9. Загваздин Е.П. К биографии иеросхимонаха Иоан-но-Введенского женского монастыря Аввакума Дружинина // Вестник НГУ. Серия: История, филология.

— 2017. — Т. 16. — № 1. — С. 72-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Пожар в Иоанно-Введенском женском монастыре // Тобольские епархиальные ведомости. — 1893. — № 3-4. — С. 62-65.

Список источников

1. Дело о новостроющейся кладбищенской церкви при Иоанно-Введенском монастыре и о перенесении часовни в Жуково за 1891 год // ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 71.

2. Дело о строении престола во имя Преподобнаго Отца Серафима за 1903 и 1904 год // ТФ ГАТО. Ф.

И-197. Оп. 1. Д. 104.

3. План Иоанно-Введенского монастыря // НА ТИ-АМЗ. № ТМ-11794/23.

4. Проект кладбищенской церкви со склепом // НА ТИАМЗ. № ТМ-11794/10.

Список сокращений

НА ТИАМЗ — Научный архив Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. НГУ — Новосибирский государственный университет. НГУАДИ — Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. ПМА — полевые материалы автора. РГИА — Российский государственный исторический архив.

ТФ ГАТО — Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области.

УрО РАН — Уральское отделение Российской академии наук.

E.P. Zagvazdin

Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of RAS

The Cemetery Church of the Ioanno-Vvedensky invent

Ил. 3. Раскопки с северной стены церкви. ПМА (2008 г.). Вверху — участок у церкви до начала раскопок; снизу — финальная стадия раскопок

Ил. 4. Церковь-усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского после реставрации. Снимок автора (22.04.2017 г.). Вверху — вид на церковь с юга; внизу — вид на церковь с запада

Иоанно-Введенский женский монастырь в Тобольске приведут в первозданный вид

/ 0
Дата публикации 08.02.2017 17:00 Просмотров: 1416

В Иоанно-Введенском женском монастыре реставрируется сестринский корпус меняются полы, потолки, делается вычинка стен. Отремонтируют на здании крышу и перекрытия. Старинные печи демонтируют, и проведут газовое отопление. «На другом здании бетонируются фундаменты. На улице холодно, но при соблюдении технологии, при использовании прогревочных аппаратов и специальных добавок бетонные работы можно проводить», — говорит Сергей Круг, производитель работ ООО «Жилищное строительство».

Сейчас монастырь огорожен серым профлистом. Его заменят на красивый кованый забор, который уже закуплен и находится на складе. Обновляются и достраиваются также и кирпичные стены ограждения, там, где первоначально располагалась граница территории. Словом, восстановят «исторический квадрат», приведут территорию монастыря в первозданный вид. С приходом весны уложат брусчатку, тротуары, дорожки, если необходимо территорию отсыпят и выровняют.

«Монастырь заработал в 1862 году. Тогда собралось порядка 20 сестер. К началу XX века их было уже 380, плюс воспитанницы приюта, — рассказывает игуменья Анна, настоятельница Иоанно-Введенского женского монастыря. — Сегодня в монастыре проживает 30 насельниц. Это инокини, монахини, послушницы. В приюте при монастыре живут и учатся 13 детей из многодетных, неблагополучных и малообеспеченных семей».

Собкор Рита Шульгина

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *