Житие преподобного Иоанна Лествичника

О происхождении Иоанна Лествичника почти не сохранилось сведений. Существует предание, что Иоанн Лествичник родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. В возрасте шестнадцати лет Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. Через четыре года Иоанн Лествичник принял постриг. Один из присутствовавших при этом, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет Иоанн Лествичник подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние».

У преподобного Иоанна Лествичника был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн Лествичник тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…»

Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, Преподобный Иоанн Лествичник с любовью поучал всех приходивших к нему. Однажды к нему пришли некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием. Преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн Лествичник иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял Иоанн Лествичник святой обителью Синая.

Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного Иоанна Лествичника, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Преподобный, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение Иоанн так и назвал — «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель этого творения — научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.

Примеры, находящиеся в «Лествице», служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение мыслей преподобного Иоанна Лествичника, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Степени «Лествицы» — это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

После четырех лет управления обителью, преподобный Иоанн Лествичник вернулся к уединению и безмолвию и вскоре почил о Господе.

Проповеди о преподобном Иоанне Лествичнике

Митрополит Сурожский Антоний

Покаяние – это наше примирение с Богом
(Святой Иоанн Лествичник)

Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.

Пост – это время обновления, когда, как весной, всё опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.

Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.

Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особо значимых для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради того, чтобы обновить наш союз с Богом; это – наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью.

Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

Давайте спросим себя: как нам достичь такого состояния, как мы можем отозваться на зов Бога, Который принимает нас, как отец принял блудного сына? Ведь Он столько ждал нас, ждал с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас! Как мы можем отозваться на зов такого Бога?

Ответом могут стать слова всё того же Иоанна Лествичника о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии, потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудрёный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, знавшим, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому радоваться о Нем. Поэтому Церковь и предлагает нам сегодня, когда мы начинаем восходить к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника, ведь он – пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.

Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и одновременно с тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету – прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.

Читайте также — «Что значит покаяться? Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице”». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Молитвы преподобному Иоанну Лествичнику

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

На четвертой неделе Великого поста Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника. Составленная им книга «Лествица, или Скрижали духовные» — одно из самых авторитетных сочинений по духовному совершенствованию и аскетике. Особенно этот труд чтут православные монашествующие, в т.ч. и на Святой Горе Афон. Для афонских иноков эта книга вот уже более тысячи лет является практическим руководством в их ежедневных монашеских искусах и подвигах.

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После его смерти преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу) и была написана преподобными знаменитая «Лествица» – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лестницу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Книга Восхождения

Бывают книги, которые люди читают и перечитывают веками, которые берешь в руки с чувством, что прикасаешься к великому и таинственному сокровищу, попавшему к тебе особым Промыслом Божиим.

«Лествица духовная» святого Иоанна – одна из таких книг. Преподобный Иоанн Лествичник жил и трудился в VI веке – кажется очень давно. Тогда книги переписывались от руки, они требовали дорогостоящих материалов и огромного труда, и его труды дошли до нас через поколения усердных переписчиков, которые полагали его наставления чем-то чрезвычайно важным и ценным.

Его книга построена как лестница для восхождения на небо – это библейский образ, который в Писании встречается дважды. Первый раз в видении Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28: 12–13) Второй раз – в Евангелии, где Господь Иисус отождествляет Себя с Богом в этом видении: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 51).

Святой Иоанн указывает лестницу добродетелей, которую должен пройти тот, кто устремляется к Богу. Книга состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей – по ним христианин восходит к Богу. И как сказано в предисловии к книге:

«Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви».

Едва ли сейчас найдется верующий человек, который бы не знал, что такое «Лествица» Иоанна Лествичника. Этим трудом руководствуются в монастырях, ее читают в духовных семинариях, полезна она и для мирян.

Мы, люди современные, — немощные. Но осознание духовной нищеты – это уже начало духовного пути. Во все времена Бог одинаково безмерно любит каждого человека. И цель христианства состоит не в том, чтобы спаслись только монахи или старцы, а в том, чтобы спаслось как можно больше людей. Все христиане, не зависимо от положения, должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного. Для этого и существуют такие духовные руководства.

А у человека всегда есть выбор – приспособиться к условиям «мира» или стать «не от мира сего». Можно отстраниться от прочтения «сложного материала», или, напротив, мужественно признав свою немощь, взглянуть на «Лествицу», как на идеал духовного совершенства, с рассудительностью извлекая крупицы истинной мудрости для спасения души.

Очень важно, за эту неделю, когда Церковь особо чтит святого Иоанна Лествичника, сконцентрировать внимание и постараться исполнить хотя бы один совет из его духовного творения. Паисий Святогорец писал, что прочитывает в день не более строчки из творений святых отцов, зато весь день размышляет над ними и стремиться исполнить делом.

Подобно тому, как лестница представляет собой постепенное восхождение, «Лествица» Иоанна Лествичника в 30 беседах раскрывает ступени духовного восхождения к совершенству.

Порабощение человека страстям Иоанн Лествичник называет рабством и болезнью. Страсти — это природные импульсы души, искаженные человеком.

Порок злословия Иоанн Лествичник сравнивает с незаметно присосавшейся пиявкой, «которая высасывает и поглощает кровь любви» и советует у ближнего замечать лишь добродетели, «подобно собирателю винограда, который вкушает только спелые ягоды». Тщеславие рождает гордость и, в конце концов, приводит к богохульству. Тщеславие заключается в том, что человек вместо угождения Богу постоянно желает красоваться перед людьми, что суетно и бессмысленно. Иоанн Лествичник с горечью описывает коварство этой страсти: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу и опять им же победился».

Последние 4 ступени «Лествицы» повествуют о добродетелях: безмолвии, молитве, бесстрастии и любви, как высших проявлениях личного соединения с Богом.

Смирение предваряется кротостью. Кроткий человек стяжает детскую простоту в обращении и становится неспособным к лукавству, а нелукавый, по выражению Иоанна Лествичника, находится в состоянии первозданной чистоты. Достигнув ступени смиренномудрия, подвижник входит в качественно новое состояние, которое невозможно точно передать словами, можно лишь постичь личным опытом. Смиренномудрие — преддверие Царства Небесного и подлинное подражание Христу.

Любовь оказывается началом и концом духовного путешествия. Любовь к Богу задает перспективу подвижнической жизни, по сравнению с которой все остальное оказывается несущественным. Движимый божественной любовью подвижник забывает о сне и о пище, он подобен влюбленному, который постоянно занят мыслями о любимом существе, даже во сне сердце его бодрствует. Поэтому когда Небесный Владыка входит в душу, томимую святым вожделением, в ней возгорается пламень чистоты, а совершенство чистоты есть подлинное начало богословия.

Этот и другие примеры, находящиеся в «Лествице», служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Преподобный Иоанн, человек, который знал и любил Бога – или, вернее, знает и любит Его сейчас, пребывая с Ним, – указывает нам путь спасения. Церковь, радуясь, вспоминает о нем с великой благодарностью.

Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, / твоя Божественныя добродетели, / к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение. // Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

Смотри также

1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», — говорит преподобный Серафим. Предлагаем …12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять … Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика … Неконтролируемый гнев — величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения … Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят … Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. … 27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше … 21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …

    Tags:

  • Иоанн Лествичник
  • Святые Отцы
  • Лествица

Лиственник (Leafi)

Лиственник (англ. Leafi) — зеленое существо.

ОписаниеПравить

Обычные зеленые Лиственники полностью пассивные существа — когда они подвергаются нападению или попытке приручения, они попытаются сбежать вместо того, чтобы сопротивляться. К сожалению для них, они очень медлительны, из-за своих коротких ног, так что эта тактика для них неэффективна. Они также быстро устают, так что им приходится делать перерывы и отдыхать от бега.

Лиственников часто можно застать сидящими на листве или прогуливающимися в тени деревьев почти любого рода.

ДобычаПравить

В мешках с добычей (выпадающих после смерти Лиственника) часто можно найти листья лиственника, лианы, а иногда и желтые цветы. Среди добычи также могут оказаться сухожилия (чаще, чем у других существ), реже кожа. Также иногда попадаются комки слизи и кости, так же как и у многих других существ.

ПитомцыПравить

В качестве домашних животных Лиственники могут питаться бутербродами или бутербродами из репы, некоторые более редкие образцы будут довольствоваться просто рогатой дыней.

Материалы, которые вы сможете собирать с питомцев-лиственников будут в основном те же, что и в мешках с добычей, если вы прогоните питомца-лиственника или убьете его дикого собрата.

РазновидностиПравить

Смотри также: Ночной Лиственник, Осенний Лиственник, Пустынный Лиственник, Болотный Лиственник, Искаженный Лиственник.

Поделиться

Новгородская икона, XIII век.

У подножья горы Синай в Египте, сливаясь цветом стен с опаленной пустыней вокруг, стоит один из древнейших христианских монастырей в мире. Он расположен недалеко от места, где, согласно Библии, Моисей услышал голос Бога от объятого пламенем тернового куста. Именно с этим монастырем связано имя преподобного Иоанна Лествичника. Почти полторы тысячи лет отделяют годы жизни преподобного от наших дней, но его наследие не теряет своей ценности.
Шестнадцатилетний Иоанн пришёл в Синайскую обитель в годы ее расцвета, на рубеже шестого-седьмого веков нашей эры. Под руководством отца Мартирия отрок быстро преуспел в послушании, труде и молитве. По смерти наставника Иоанн на долгие годы удалился из монастыря в пустынное место и предался покаянию. Вскоре о праведном отшельнике заговорили окрест.
1-й паломник:
Давно я мечтал увидеть этот монастырь, но и представить себе не мог, какая тут благодать. Знаешь, иногда мне самому приходит на ум стать монахом.
2-й паломник:
Жизнь монаха тяжелей, чем кажется со стороны. Непрестанный пост, молитвы, соблазны… Печальная участь.
1-й паломник:
Между прочим, я слышал, что здесь неподалеку подвизается один пустынник. И он не выглядит печальным. Те, кто его видел, вспоминают ясный взор и мудрые слова.
2-й паломник:
Я знаю, о ком ты говоришь. Этот человек целыми днями плачет о своих грехах. Думаешь, ты бы вынес такое – каждый миг сознавать свое недостоинство и скорбеть о нем?

Человек умный и чуткий, Иоанн умел отличать истинную добродетель от самолюбования. Так, чтобы не возгордиться своими монашескими подвигами, он запрещал себе поститься и бодрствовать сверх меры. Многие монахи искали спасения в безмолвии. Иоанн же никогда не отказывал тем, кто приходил к его келье, во внимании и совете. Впрочем, когда за это некоторые обвинили отшельника в тщеславии, тот наложил на себя обет полного молчания. Вскоре обвинители сами пришли с просьбой не лишать их духовного наставления.
Праведность пустынника со временем явила себя в чудесах. Так, однажды его ученик Моисей прилег отдохнуть в тени большого камня. В это время Иоанну в его келье явился Ангел, сказавший с укором: «Почему отдыхаешь здесь, а Моисей в опасности?». Вскочив на ноги, старец принялся молиться. По возвращении ученик рассказал, что во сне вдруг услышал зов Иоанна и, проснувшись, побежал к келье. В ту же секунду камень, под которым он только что лежал, рухнул.
В возрасте семидесяти пяти лет отшельник был принужден вернуться в Синайский монастырь. Братия желала видеть праведного старца своим игуменом. Как ни тяжко ему было расставаться с уединением, он принял это бремя как новое послушание. Спустя некоторое время игумен другого монастыря, наслышанный о подвигах Иоанна, попросил его написать для иноков небольшое наставление.

Игумен:
От лица всей братии прошу тебя, Иоанн. Дай нам истинное руководство, по которому желающий мог бы, как по ступеням, подняться до Небесных врат. Узка тропа спасения, но ты нашёл её. Позволь же и другим пройти за тобою.
(Ответный вздох Иоанна)
Молчишь… Знаю, ты более всех пороков избегал тщеславия, но к чему взамен становиться черствым? Неужели, уклоняясь от славы, откажешься помочь блуждающим во тьме?

Так появилась знаменитая «Лествица». Иоанн описал тридцать ступеней, ведущих в Божий град, равночисленных совершеннолетию Христа. Сорокалетний опыт покаяния придал внутреннему взору старца необыкновенную ясность. Его книга в равной степени обращена к монахам и мирянам. Не поучение или проповедь, а честное и непредвзятое зеркало положил он перед читателем. На протяжении веков другие святые не раз называли «Лествицу» лучшей «книгой для спасительного руководства».
Еще при жизни старца многие считали, что он достиг верха возможной для человека мудрости и духом уже побывал в Граде Небесном. Его послание к людям воплотилось в призыве, прозвучавшем в одной из глав «Лествицы»: «Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви».

29 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. В этот день вспоминается великий подвижник VI века – святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе, и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

По преданию, святой Иоанн родился около 570 года в семье святых Ксенофонта и Марии (память 26 янв. ст. ст.). Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик святого Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года святой Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Скончался в 649 году.

Также на пятой седмице отмечается:

2 апреля (четверг) — Четверток Великого канона;

4 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста);

5 апреля — неделя пятая Великого поста. Память преподобной Марии Египетской.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *