Дни памяти: 8 мая, 20 июня, 30 июня (12 ап.), 26 сентября (Преставление)
Иоанн Богослов на острове Патмос

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38–40; Лк. 9; 49–50: Лк. 9, 54–56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8–9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21–22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, – свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35–36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1–18; 1 Ин. 5, 1–12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что «всякий, рожденный от Бога не согрешит» (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Краткая биография

Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев (др.-евр. יוחנן‎ «Йоханан», койне Ἰωάννης) — один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Зеведея (др.-евр. יוֹחנן בן זבדי‎, Йоханан Бен-Заведи), также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес) (3:17).

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей. Но согласно традиции большинства христианских конфессий, апостол Иоанн — автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 (21) мая, а также 30 июня (13 июля) — Собор двенадцати апостолов, 26 сентября (9 октября) — преставление Иоанна Богослова, в Католической церкви и других западных церквях — 27 декабря.

Художественно-символически изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла; иногда представлен молодым, безбородым и длинноволосым.

В Новом Завете

Апостол Иоанн
(Г. Мемлинг, ок. 1468)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Иосифа Обручника, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Младший брат апостола Иакова был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф. 4:21; Мк. 1:19).

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3:17). Иисус назвал братьев Боанергес (греч. Βοανηργες, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк. 9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк. 10:35—37). Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери — Деве Марии.

Ап. Иоанн пишет Евангелие. Икона

Писания апостола в Новом Завете

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Некоторые исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Дальнейшая жизнь

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий.

Миссионерский путь

Иоанн Богослов в кипящем масле (Ханс Фрис, 1514)

Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Ссылка

Иоанн на острове Патмос
(Иероним Босх, 1504—1505)

Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти) на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1) — возвещал Дух Божий через святого апостола. Два дня и шесть часов Прохор записывал сие благовестие (Евангелие от Иоанна). После возвращения Иоанна и Прохора в селение, Евангелие было переписано и распространено по острову. Через некоторое время Иоанн вновь удалился в безлюдное место, и провел 10 дней в пещере без еды в молитве. Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не ев. И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу». Так было написано Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Возвращение

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Годы жизни Апостола Иоанна можно вычислить приблизительно. По церковной традиции во время распятия Христа ему было 16 лет и умер он в 100-м году, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. То есть приблизительно: 17—100 гг. н. э.

Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. Например, на иконографическом типе «Иоанн Богослов в молчании» апостол чаще всего изображается с Ангелом, передающим ему Божественное Слово, иногда с орлом, символом апостола, свидетельствующим о высоком парении его богословской мысли. Также на парусах православного храма апостол Иоанн изображается с орлом.

О личности Иоанна Богослова так же засвидетельствовал письменно его ученик — Игнатий Богоносец (отдан на растерзание львам 20 декабря 107 г. в Риме; третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года).

Последним свидетелем, видевшим живого Христа считается именно Игнатий Богоносец, по церковным преданиям на 7 лет переживший Иоанна Богослова. Прозвище, по версии предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (Мф. 18:2—6).

Воскрешение мёртвых апостолом

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород)

Из жития апостола известны следующие случаи воскрешения им усопших:

  • в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его. Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца.
  • во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение.
  • в Риме апостол Иоанн был осуждён на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, разыгравшись, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром все же Иоанн помолился Богу о спасении язычника, и набежавшая волна вынесла живого и невредимого юношу на корабль.
  • на острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.
  • через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных.

Описание объекта

Церковь Иоанна Богослова в деревне Анисимово была построена в 1850 году как домовая церковь на средства помещика, полковника Ивана Павловича Позена, на месте ветхой деревянной часовни. Закрыта для богослужения в 1932 году. После этого она была занята в разное время клубом, складом, спортзалом школы. В настоящее время у церкви есть свой приход, его составляют жители Анисимова и окрестных деревень; эта община и занимается восстановлением здания храма. По большим праздникам приезжает священник и проводит службы.

Работы ведутся с 2015 года. За это время был составлен проект реставрации; разобрано крыльцо, пристроенное в советское время; полностью перебран сруб и поставлена крыша; по старым образцам воссозданы оконные рамы и двери, которые планируется скоро установить. Прихожане оплачивали работу из своих собственных средств, обращались за помощью к друзьям, искали благотворителей по всей России.

Фонд «Внимание» начинает сбор средств для следующего этапа работ: внутренней отделки, устройства звонницы и обшивки фасада. Изначально стены и потолок были оштукатурены, и сейчас реставраторы будут восстанавливать штукатурку по старинной технологии: прибьют к стенам и потолку дрань (деревянные планки для обивки стен и потолков) с теплоизоляционным материалом; по драни будет произведено оштукатуривание специальным раствором по рецепту и технологиям 19 века. Над входом в церковь расположена небольшая звонница, и на данный момент у неё есть столбы и крыша с куполом; теперь требуется подготовить её к работе — сделать пол для звонаря, обшивку и перила. Также будут начаты работы по обшивке фасада, причём часть исторических досок удастся использовать снова.

  • Смета 2020 Анисимово xls

Вторая половина XVI
Дерево, темпера
Из местного ряда Троицкой церкви Свияжска.
(имя в переводе – благодать; 8 (21) мая)
Согласно евангельскому преданию, Иоанн — любимый ученик Христа, апостол, автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса. Происходил из Вифсаиды Галилейской. Родители, Зеведей и Соломия, были людьми благочестивыми. Апостол Иаков Зеведеев — брат Иоанна. Иисус Христос призвал его из учеников Иоанна Предтечи. На Тайной вечери Иоанну и Петру Иисус открыл предателя. Иоанн — единственный апостол, который последовал за Иисусом на Голгофу и был у его креста. Святому Иоанну Иисус поручил заботиться о своей матери. До успения Пресвятой Богородицы апостол не отлучался из Палестины. В последствие жил в Эфесе и проповедовал семи малоазийским церквям. Во время гонения на христиан Домициана, Иоанн был в Риме, где его подвергли пыткам. Ни яд, ни огонь не причинили ему вреда. Видя такие чудеса, многие римляне уверовали во Христа. Император Домициан присудил его к изгнанию на остров Патмос. На острове Иоанн обращает в христианство людей, живших там, пишет книгу » Откровение «. После смерти Домициана возвращается в Эфес. Прочитав уже созданные три Евангелия, признает их истинными. Записывает четвертое Евангелие, где излагает учение о божестве Спасителя и о Слове Божием. За это получил имя Богослова. В трех своих посланиях он изложил учение о любви христианской. Умер 26 сентября, на сто пятом году жизни в Эфесе, прожив после Вознесения Христа 72 года. Останки святого верующие вскоре не нашли в гробе. Ежегодно 8 мая от его гроба исходило некоторое вещество, которое жители тех мест назвали манною, исцеляясь ею и освобождаясь от страстей. В память этого чуда установлен праздник.
В композиции «Иоанн Богослов в молчании» иллюстрируются заключительные слова его Евангелия: «Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Представленный за левым плечом Иоанна ангел — символ Премудрости Божией.
Особенностями иконы из Троицкой церкви Свияжска являются: иконография, стиль, авторское осмысление содержания канонического образа Иоанна Богослова в молчании. Ангел за правым плечом апостола и евангелиста Иоанна назван Духом Святым.
Икона написана на темно-зеленом фоне. С иконами местного ряда Троицкой церкви Свияжска: «Святые князья Борис и Глеб» и «Предста царица», представляет единый художественный комплекс как памятник, вышедший из одной с ними иконописной мастерской, ориентирующийся на псковскую творческую традицию.

21 мая (н. ст.) в Православной церкви чтят память апостола, евангелиста Иоанна Богослова. Во всех творениях Иоанна Богослова основная мысль – о любви: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7–8). Поэтому Иоанна Богослова называют Апостолом Любви.

Евангельские события

Апостол Иоанн Богослов был младшим братом апостола Иакова, сыном Зеведея и, согласно преданию, приходился внуком Иосифу Обручнику (обрученному мужу Богородицы). Рыбаков Иоанна и Иакова призвал Христос, когда увидел у Галилейского моря (современное озеро Кинерет). Обоих братьев Христос на страницах Евангелия называет эпитетом, который переводят как «сыны грома». Истолковывают это так: у братьев Зеведеевых был пылкий нрав и огненно-жертвенный характер христианской любви. Иоанн и Иаков просят Иисуса сесть по правую и левую сторону от Него в Царствии Небесном. Вместе с апостолом Петром братья Зеведеевы являются свидетелями Преображения Господа и моления Христа в Гефсиманском саду. Именно Иоанну распятый Иисус поручает заботиться о Богородице, а ей говорит, что Иоанн теперь ее сын. Предание гласит, что Иоанн не покидал Богородицы до Успения Марии и нес впереди похоронной процессии лилию из Рая, которую накануне Деве дал Архангел Гавриил.

Проповедь

Согласно преданию, после Успения Богородицы Иоанн Богослов вновь отправился проповедовать в Малую Азию, в город Эфес (на территории современной Турции), вместе со своим учеником Прохором. Там Иоанн сотворил немало чудес – исцелял, по его молитвам воскресали мертвые. Видя все это, язычники обращались в христианство. В это время император Нерон начал гонения на христиан. Иоанна было велено казнить. Сначала ему дали отравленное вино, затем варили его в кипящем масле, но ничто не причинило вреда апостолу. Тогда Нерон приказал отправить Иоанна и Прохора в ссылку на остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря. В пути по молитвам апостола не раз были спасены стражники и матросы, в результате на корабле все стали христианами. Дошло до того, что стражники собирались отпустить Иоанна, но он велел не нарушать приказа. Именно на Патмосе Иоанну было откровение, записанное Прохором и ставшее книгой «Апокалипсис» – замыкающей и единственной пророческой книгой Нового Завета. Спустя долгие годы, когда гонения на христиан в Римской империи прекратились, Иоанн смог вернуться в Эфес. Согласно преданию, Иоанн Богослов, будучи младшим из двенадцати апостолов, пережил их всех, прожив более 100 лет, и единственный из двенадцати умер своей смертью. А его старший брат Иаков первым из двенадцати принял мученическую смерть.

Евангелие от Иоанна

В каноне Нового Завета Евангелие от Иоанна занимает четвертое место. При этом оно имеет некоторые отличия от трех предыдущих – синоптических Евангелий от Матфея, Марка и Луки, почти дословно повторяющих друг друга. В Евангелии от Иоанна нет таких ярких зрительных образов, какие есть у Марка. Зато у Иоанна много ночных сцен. Если у синоптиков Христос все время разговаривает с большим количеством людей, то у Иоанна Он регулярно ведет диалог с одним собеседником. В результате возникает впечатление откровенной беседы, поэтому Евангелие от Иоанна иногда называют Евангелием встречи или Евангелием для молитвы, благодаря его отличительной мистичности и тому, что Иоанн – единственный евангелист, показывающий Христа как бы изнутри, личностно, духовно. Вместе с тем Евангелие от Иоанна показывает такого же Иисуса Христа, как и синоптики, но вместе все Евангелия дополняют друг друга какими-то деталями, как если бы мы по нескольким фотографиям некоего объекта в своем воображении реконструировали объект целиком.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *