Константинопольский Архиепископ и величайший богослов Иоанн Златоуст почитается как один из трех значимых Вселенских святителей, наравне с Григорием Богословом и Василием Великим. Он является творцом известных проповедей и псалмов, борцом за аскетические идеалы и критиком мировой несправедливости.

В его честь освящено множество храмов по всей России и за ее пределами, а икона святителя Иоанна Златоуста покоится на иконостасах всех православных храмов.

В чем помощь иконы

На иконе святой написан в поясном изображении, держащим в руках Евангелие. О его предстательстве перед Всевышним молятся все православные христиане.

Лик святителя рассказывает нам о святом Угоднике Божием, чье житие, слова и дела учат людей христианскому существованию на земле. Труд, воспитание детей, семья — это основа благосостояния, а Библия есть наставница христианина на его жизненном пути — это заповеди великого богослова.

В жилище, где в Красном Углу на иконостасе находится образ Иоанна, всегда будет торжествовать благополучие. Святой защитит домочадцев от бедности и голода, позаботится о психологическом комфорте каждого члена семьи.

Величайший проповедник:

  • покровительствует школьникам и студентам, поэтому ему можно молиться об успешном обучении;
  • убережет дом от недобрых наветов завистников, семейных ссор и прочих напастей;
  • велика его опека об адвокатах, преподавателях, работниках СМИ.

Труженики ораторского искусства могут испрашивать у Златоуста сил для честного труда и вещания правды, чтобы не нанести вреда и не внести распри в чужие отношения.

Правила моления перед иконой

Молитва — это искреннее и доверительное общение молитвенника со святым, предстательствующим о нем перед Христом, и подразумевающее какую-либо просьбу.

Но как правильно построить «разговор», чтобы Угодник услышал прошение и помог человеку?

Существуют основные правила моления, которых необходимо придерживаться:

  • мольба должна быть искренней, в ней не должно присутствовать ни капли лжи и притворства;
  • запрещено отвлекаться на посторонние звуки и разговоры, человек должен быть сосредоточен;
  • нужно думать о том святом, которому молятся, и о тех людях, за кого возносится прошение;
  • мольба, произнесенная наспех заученными словами, без чувства, не будет угодна святому, расстроит его и не принесет никакой пользы;
  • нельзя просить о высоком материальном достатке и о чем-то, что может принести вред брату во Христе;
  • перед началом моления желательно испросить благословения у священника на прочтение молитв, исповедоваться во грехах и причаститься;
  • молитвенную просьбу нужно произносить неоднократно, а в течение длительного времени; возможно, что святой выполнит просьбу через несколько дней, а может быть придется ждать осуществления просимого несколько лет — поэтому нельзя терять веру и Господь, по молитвам святого, обязательно вознаградит молитвенника за труд, терпение и веру.

Церковная молитва считается сильнее домашней, ведь храм — это Дом Божий, именно здесь незримо присутствует Господь. Здесь прошение молитвенника соединяется с пламенной верой и просьбами других прихожан, что делает их духовней и чище.

История жития богоносца

Иоанн родился в благочестивой и богатой христианской семье. Отец святого, антиохийский офицер, окончил свой жизненный путь почти сразу после рождения сына.

Молодая мать решила более не вступать в брак и посвятить свою жизнь воспитанию ребенка.

Младенчество

Маленький Иоанн с детства проявлял любовь к наукам, особенно ему нравилось изучать Священное Писание.

Икона святителя Иоанна Златоуста — значение и в чем помогает

Его учителями были знаменитые философы и ораторы той эпохи.

Взрослея, юноша все более ощущал потребность в общении с Отцом Небесным, проводил много времени за творением молитвы.

Приняв Крещение, молодой человек начал обучаться богоносным наукам у известных святых отцов: Флавиана, Мелетия и других. Он мечтал стать иноком, но его мать уговорила остаться в миру и следовать ее мечте: она очень хотела, чтобы повзрослевший сын стал прообразом своего отца — благочестивого христианина и офицера. Иоанн исполнил ее просьбу.

Но когда пришел черед матери окончить земной путь, он принял монашеский постриг.

Служение Богу

Святитель проводил много времени в молитве и творении богословских работ, а позже удалился для пустынножительства. Дав обет безмолвия, он несколько лет прожил в дальней пещере.

Но от многочисленных строгих постов, скудного питания и высокой физической нагрузки Иоанн стал испытывать проблемы со здоровьем, что и заставило его вернуться в родную Антиохию.

По возвращении богоносец был посвящен в сан диакона, затем рукоположен во священство. За свои мудрые проповеди в народе он был наречен «Златоустом». На протяжении десятка лет Иоанн нес в народ Слово Божие, славился человеколюбием и милосердием.

Немногим позже он был назначен Константинопольским Архиепископом.

Но, несмотря на высший чин, он жил скромно, и его бытие стало образцом подлинного священничества.

Окончание земного пути

В начале 5 столетия на святого отца начались гонения со стороны императорского дворца, в результате чего он был изгнан из города. По пути к месту ссылки Иоанн Златоуст сильно заболел. Во сне ему случилось видение: святой Василиск явился к нему и возвестил о дате преставления ко Господу.

Изможденный недугом богослов отошел в небесную райскую обитель 14 сентября 407 года.

Администратор

Иоанн Златоуст — биография, информация, личная жизнь

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст (Златоустый) (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος; ок. 347 — 14 сентября 407). Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

В ряде христианских церквей почитается как святой. В Православии, ввиду того, что день его кончины приходится на праздник Воздвижения Креста Господня, его память перенесена на 13 ноября по юлианскому календарю; Православная церковь также совершает его память 27 января (перенесение мощей) и в Соборе трёх святителей 30 января по юлианскому календарю. В Константинопольской и Элладской церквях его память совершается 13 ноября, 27 января и 30 января по новоюлианскому календарю, в Католической церкви — 13 сентября. Кроме того, Вселенская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Все заботы о воспитании Иоанна легли на его мать — Анфусу. Лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), она не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша рано обратился к углублённому изучению Священного Писания. Позже, уже быв по духу утверждённым в вере, он учился у лучших философов и риторов (языческий ритор Либаний считал его лучшим учеником). Святитель Мелетий Антиохийский в 367 году крестил его. Через три года Иоанн был сделан чтецом. После того, как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился от архиерейского сана.

Икона святителя Иоанна Златоуста

В это время Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года Иоанн провел, живя в пустыне, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».

Два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере.

Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский рукоположил его в сан диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году Иоанн был рукоположён в пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Иоанн оказался блестящим проповедником, и получил от паствы прозвище Χρυσόστομος («Златоуст»). Двенадцать лет он обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.

В 397 году, после кончины константинопольского архиепископа Нектария (управлял Константинопольской церковью с 381 по 397 г., был преемником Григория Назианзина), Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве патриарха. Он начал с духовного совершенствования священства. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Также он составил чин литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Иоанн оказался втянутым в конфликт с императорским двором — в частности, с женой императора: когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395-408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, Иоанн стал на их защиту. Императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Её неприязнь к нему усилилась, когда ей донесли, будто он в своём поучении о суетных женщинах имел в виду её. Суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью у императрицы умер единственный ребёнок и в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать Иоанна.

Столкнувшись с перспективой изгнания, Иоанн обратился за помощью к Римскому Папе Иннокентию I, а также к архиепископу Медиолана св. Венерию и епископу Аквилеи св. Хромацию. Иннокентий I отправил в Константинополь делегацию под руководством св. Гауденция Брешийского, который ранее в Антиохии встречался с Иоанном и был с ним дружен. Однако в Греции папских посланцев сперва арестовали, затем хотели подкупить и в конце концов депортировали. Несмотря на их неудачу, Иоанн написал Гауденцию благодарственное письмо.

Находясь в Армении, Иоанн старался укрепить своих последователей. В своих письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Пифиунт (Пицунду, в Абхазии). Истощённый болезнями Златоуст, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход, подвергаясь издевательствам и жестокому обращению стражей. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, он, со словами «Слава Богу за всё!» скончался 14 сентября 407 года.

Иоанн был погребён в , на территории Абхазии. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». В ходе Четвёртого крестового похода (1204) мощи святителя были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул).

Церкви византийской традиции почитают святого Иоанна Златоуста в числе трех «вселенских учителей» (вместе с Василием Великим и Григорием Богословом), торжество в их честь совершается 30 января (12 февраля). Также отмечаются: 27 января — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (из Коман в Константинополь); 14 сентября — преставление святителя Иоанна; 13 ноября — день святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (годовщина его восшествия на архиепископскую кафедру).

В Латинской Церкви память св. Иоанна Златоуста — епископа, исповедника и Учителя Церкви совершается, согласно экстраординарной форме Римского обряда, 27 января (III кл.), согласно ординарной — 13 сентября (memoria). В 1568 году Папа св. Пий V причислил Иоанна и еще трех греческих богословов — святых Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого — к Учителям Церкви.

Краткое житие святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского.

празднование 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября, 13/26 ноября

Великий учитель Церкви Христовой святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшаяся в двадцать лет вдовой, отдала все силы на воспитание сына в христианском благочестии.

Юноша учился у лучших философов и риторов и получил хорошее светское образование. Изучая эллинскую мудрость, будущий Святитель избегал роскоши и соблазнов светской жизни. Он тщательно и глубоко изучал Священное Писание и устремлялся к молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), наставил его в вере и в 367 году крестил.

Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку, Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни — пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

По смерти матери он, раздав имение, принял монашество, которое называл «истинной философией», и вместе с другом Василием удалился в пустыню, избегая назначения на епископскую кафедру. Однако святой Иоанн, сам уклонившись по смирению от архиерейства, тайно содействовал посвящению Василия. В то время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства. Однажды во время молитвы Иоанну явились святые апостолы Иоанн Богослов и Петр. Апостол Иоанн Богослов передал подвижнику свиток и сказал: «Возьми этот свиток. Я — Иоанн, возлежавший на Тайной Вечери на персях Господа и от Него почерпнувший Божественные откровения. Господь дарует и тебе знание глубины Премудрости, чтобы ты напитал людей учением Христовым и своими устами заградил уста еретиков». Апостол Петр передал ключи святому Иоанну со словами: «Господь и тебе передает ключи Церквей, дабы, кого ты свяжешь, тот был связан, а кого разрешишь — разрешен». Святые Апостолы предсказали будущему великому учителю Церкви, что он после великих трудов и скорбей наследует Царство Божие.

В том же монастыре святой Иоанн написал три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем», проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн возвратился в Антиохию.

В 381 году святитель Антиохийский Мелетий рукоположил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем..,» (Мф. 5, 14—15),— сказал Господь.

Город крылатой мечты

Будущий светильник не укрылся от опытного взгляда Антиохийского епископа Флавиана, и в 386 году он рукоположил святого Иоанна во пресвитера, с возложением обязанности проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался способным проповедником. Его ревность к возвещению Слова Божия вознаграждалась любовью паствы к слушанию и чтению его поучений. Удивительное красноречие Богодухновенного проповедника, воспламенявшего души, привлекало к нему людей всех сословий и возрастов, не только православных христиан, но и еретиков, и даже язычников. Из уст святого Иоанна изливалась такая благодать, что все слушавшие не могли насытиться сладостью его слов. Многие записывали его проповеди и давали другим для чтения. Все жаждали услышать его слово, и потому на его проповеди стекалось множество народа.

Некоторые называли его устами Божиими и Христовыми, другие — Сладкоглаголивым или Медоточивым, а одна простая женщина назвала его Златоустом. С того времени все начали называть его так за редкий дар Богодухновенного слова.

Двенадцать лет святой, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращался к толкованию Слова Божия. Среди его экзегетических творений — толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и от Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и апологетические слова (против аномеев, иудействующих и язычников).

Росла слава святого проповедника, и в 397 году по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был поставлен архиепископом Константинопольским. Вступив в управление Церковью, святой архипастырь исправил неустройства и с большим терпением водворил порядок.

Он стал ревностно пасти вверенное словесное стадо Христово, обращая особое внимание на духовное совершенствование священства. И здесь лучшим примером был он сам.

Расходы, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников, сам довольствовался скудной пищей.

Ревность Святителя к утверждению христианской веры распространилась не только на жителей Византии, но и на другие страны, куда святитель Иоанн направлял ревностных миссионеров и писал послания.

Много трудов положил Святитель на устроение благолепия Богослужения: составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя, учредил крестные ходы, ввел антифонное пение за всенощным бдением. Его заботами построено много храмов, странноприимных домов и больниц.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Враги святителя Иоанна, поощряемые раздражительной и мстительной царицей Евдоксией, устроили неправедный собор и добились низложения святого архиепископа с кафедры и изгнания его сначала в Армению, а потом в Абхазию.

В последнем слове к константинопольцам, скорбевшим о том, что они остаются без назидания, отправлявшийся в ссылку святитель Иоанн сказал: «Не мной началась проповедь, не мной и кончится».

Истощенный болезнями, Святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением святого мученика, сказавшего: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись Святых Таин, вселенский Святитель 14 сентября 407 года отошел ко Господу.

Духовное величие Святителя, поражавшее всех его современников, просияло и в последних словах: «Слава Богу за всё!»

Угодник Божий, в течение всей своей жизни мужественно несший свой крест, умерший для мира и сораспявшийся Христу, скончался в день памяти Честного Креста Господня.

БИБЛИОТЕКА

Святитель Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст святитель, архиепископ Константинопольский. В блестящей плеяде отцов и учителей Церкви VI века, Златоуст —  звезда первой величины. Если некоторые церковные светила и превосходят  его по спекулятивной глубине и оригинальности богословствования, по учености и организаторскому таланту, то как толкователь Священного Писания, как учитель нравственности и как высокий образец пастыря Златоуст не уступает величайшим церковным деятелям, а по дивной силе своего ораторского дарования непререкаемо пользуется в христианском мире исключительной славой: Церковь почтила его названием Златоуста, которое с VII века является обычным украшением его имени.

Иоанн Златоуст родился в Антиохи, вероятно, в 347 г. в знатной и богатой христианской семье. Отец его Секунд, занимавший высокое военное положение, умер вскоре после рождения сына, оставив его и старшую дочь (которая, впрочем, жила недолго) на попечении своей двадцатилетней жены Анфусы. Это была благороднейшая женщина, дававшая в своем лице образец истинно-христианской верности супружескому и материнскому долгу. По её адресу вырвалось у знаменитого языческого ритора Ливания полное восторга восклицание «ах какие у христиан находятся женщины!». Не смотря на свою цветущую  молодость и полную  независимость, не смотря далее, на соблазны и невзгоды своего вдовьего положения в таком городе как Антиохия где необузданная страсть к наслаждениям, особенно среди высшего сословия, не брезговала никакими средствами для своего удовлетворения, — Анфуса решительно отказывается от вторичного замужества и в тиши своего дома посвящает себя воспитанию сына. В тепле её материнской любви и неустанной заботливости в атмосфере ее возвышенной религиозной настроенности и безупречной нравственной чистоты возрастали в богатоодаренной и чрезвычайно восприимчивой душе Златоуста те семена любви, веры,  добра, которые дали впоследствии такие обильные и роскошные плоды. Наверное, уже в детстве, под благотворнейшим влиянием материи, зародилась у Златоуста и та великая любовь к слову Божию, какою он так отличался в течение дальнейшей своей жизни. Просвещенная Анфуса не щадила средств, чтобы дать сыну  прекрасное образование.

К сожалению, об отрочестве и ранней юности Златоуста не сохранилось сведений  Едва ли, впрочем, можно сомневаться что обучение его в этот период, — по обычаю того времени, — носило  общеобразовательный характер, а по религиозным убеждениям матери — должно было отличаться строго христианским направлением.

Позже (во всяком случае не моложе 16 лет) Златоуст проходил специальный курс красноречия у первого ритора того времени упомянутого Ливания,  утонченно-идеализированное язычество которого не представляло теперь для него никакой опасности. Своими блестящими ораторскими дарованиями Златоуст приводил в восхищение учителя. Последний, долго спустя, на предложенный ему перед смертью вопрос, — кого он признаёт наиболее достойным преемником себе, — ответил: Иоанна, если бы христиане не похитили его у нас».

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том VI, стр.

Молитва Святому Иоанну Златоусту

909. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1905 г.

Смотрите также:

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

НАВЕРХ

Иоанн Златоуст

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *