Мозаика с изображением свт. Иоанна Златоуста

Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии— епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О Провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике—науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на: праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395–408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием, У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей.

Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (.ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах, в 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434–447), совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сказал: «О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя».

В своем слове Патриарх Прокл сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408–450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили ко гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды; ныне она находится в кафедральном соборе в городе Сухуми). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать, говоря от ее имени словами: «Помоги мне, святый отче, во славе своей, которую ты принял от Бога и, прежде, чем я буду осуждена на Страшном суде Христовом, прости меня». Говоря это, он не переставал плакать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!»—и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

В IX веке Иосиф Песнописец, Косма Веститор и другие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и поныне поются Церковью в воспоминание этого события.

Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8-й:

Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети; не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6-й

От небес приял еси Божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя.

— Златоустом святителя Иоанна назвали за его красноречие, он был лучшим учеником знаменитого языческого ритора Либания. Когда перед смертью тому задали вопрос, кто мог бы занять его место, великий учитель ответил: «Иоанн, если бы его не похитили христиане».

— За всю жизнь его и правда дважды похищали. Первый раз из Антиохии его хитростью (паства не отпустила бы любимого отца) выманили в Константинополь, чтобы сделать там епископом — о цели поездки святой узнал, когда был уже далеко от родного прихода, и ему оставалось лишь положиться на волю Божью. Второй раз епископ был похищен, когда оказался в опале у своевольной императрицы, и та велела тайно ночью вывезти его из Константинополя. Но любящий своего владыку народ взбунтовался, и Иоанна пришлось вернуть.

— Вскоре архиепископ все же был выслан из города. Константинопольская знать не могла больше терпеть рядом с собой человека, открыто обличавшего ее пороки. Иоанн Златоуст часто мог говорить очень резко и даже грубо, но простой народ тянулся к нему, чувствуя в его словах любовь. По описаниям современников, святой был невысок, лыс, имел усталый вид, тихий голос и слабое здоровье, но в то же время люди чувствовали в нем великую силу.

— Когда епископ оказался в немилости у императорского двора, в его адрес было озвучено множество обвинений, в том числе — в растрате. Его осуждали за воровство церковного имущества. Придя на Константинопольскую кафедру, он, действительно, распродал богатую утварь и дорогостоящие мраморные колонны, а вырученные средства использовал для дел милосердия. Ему претило богатство, и он всегда был на равных с неимущими и бедными.

— В ссылку епископ был отправлен на Кавказ. Дальний путь, непривычный климат, тяжелые бытовые условия — все это еще больше подорвало и без того слабое здоровье святого. Но он не унывал, а писал много писем и принимал верующих, узнававших, что великий учитель Церкви оказался в глухом закавказском местечке, и приезжавших к нему издалека. Увидев, что даже при таких обстоятельствах он продолжает вести активную деятельность, его властные враги решили отправить его еще дальше. Но до следующего места ссылки святой не добрался — он скончался в дороге в возрасте около 60 лет. Несмотря на все горести, которые пришлось претерпеть ему перед смертью, последние его слова были: «Слава Богу за все!»

. А.С. Балаховская. Никита Пафлагонский и его сочинения в честь Иоанна Златоуста – 5
▪ 1. Жизнеописание Никиты Пафлагонского и его творения – 7
▪ 2. «Житие св. Иоанна Златоуста» – 23
▪ 3. Житие св. Иоанна Златоуста и последующая агиографическая традиция – 39
▪ 4. Энкомий св. Иоанну Златоуста и два слова на перенесение мощей – 47_______ЖИТИЕ ВСЕСВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО, ИОАННА, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО, ЗЛАТОУСТА, НАПИСАННОЕ БЛАЖЕННЫМ И СВЯТЫМ НИКИТОЙ, РАБОМ ИИСУСА ХРИСТА, ФИЛОСОФОМ, КОТОРОЕ ОН ПОСЛАЛ ИМПЕРАТОРУ КОНСТАНТИНУ, ПОРУЧИВШЕМУ ЕГО СОСТАВИТЬ – 53_______ПРИЛОЖЕНИЯ
Энкомий Никиты Пафлагонского во святых отцу нашему Иоанну, архиепископу Константинопольскому, божественному Златоусту – 159_______Слово на перенесение честных мощей всемудрого и божественного Златоуста – 181
▪ 1. Пролог – 181
▪ 2. По дороге в ссылку Златоуст обратил язычников – 182
▪ 3. Явление апостолов Петра и Иоанна, а затем мучеников Василиска и Лукиана – 182
▪ 4. Кончина святого – 183
▪ 5. Прокл и сторонники Златоуста просят императора о возвращении его мощей в Константинополь – 183
▪ 6. Неудача послов в Команах – 184
▪ 7. Письмо Феодосия II к Златоусту. Мощи перенесены в Халкидон – 185
▪ 8. Триумфальная встреча. Корабль причаливает к винограднику вдовы. Мощи положены в храм св. апостола Фомы – 186
▪ 9. Молитва императора Златоусту – 187
▪ 10. Молитва Прокла. Святой благословляет народ – 188
▪ 11. Гробница в храме святых Апостолов. Похвальное слово этому храму – 189
▪ 12. Заключительная молитва – 190_______Слово на перенесение честных мощей во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста – 191
▪ 1. Пролог – 191
▪ 2. Ссылка Златоуста. Явление святых Петра и Иоанна, Василиска и Лукиана. Кончина в ссылке – 192
▪ 3. Преемники Златоуста. Наказание преследователей. Прокл просит Феодосия о возвращении мощей святого – 193
▪ 4. После письма императора святому, последовавшего за бесплодной попыткой перенести мощи, они доставлены в Халкидон – 194
▪ 5. Триумфальная встреча. Виноградник вдовы. Церковь св. Фомы – 195
▪ 6. Император просит прощения за свою мать. Молитва Прокла. Святой преподает благословение – 197
▪ 7. Гробница в храме святых Апостолов. Описание этого храма – 198
▪ 8. Молитвенное обращение – 200_______Примечания
▪ Житие всесвятого отца нашего, Иоанна, архиепископа Константинопольского – 201
▪ Приложения – 259

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *