Восемь «слов против иудеев» произнесены были св. Иоанном Златоустым в Антиохии в два приема: первые три — осенью 386, а последние пять — осенью же 387 года. Поводом к их произнесению послужило то печальное обстоятельство, что многие христиане — или по старой привычке, или по неразумию и увлечению — принимали участие в совершавшихся местными иудеями праздниках и постах, и посещали синагоги. Против этого неразумия и направлены слова Златоуста, который выясняет в них, что иудейство уже потеряло свое значение и потому соблюдение его обрядов противно воле Божией. Первое слово было произнесено вскоре после первого же слова против аномеев. На него именно и делается указание в начальных строках первого слова.

Святитель Иоанн Златоуст: Против иудеев

О Святителе Иоанне Златоусте (Ιωάννης ο Χρυσόστομος)

Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8-й:

Кондак, глас 6-й:

ПРОТИВ ИУДЕЕВ.

СЛОВО ПЕРВОЕ.

СЛОВО ВТОРОЕ.

СЛОВО ТРЕТЬЕ.

СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ.

СЛОВО ПЯТОЕ.

СЛОВО ШЕСТОЕ.

СЛОВО СЕДЬМОЕ.

СЛОВО ВОСЬМОЕ.

В наши дни

«Ваши пророки – наши пророки». Речь Патриарха Алексия II, произнесенная в Нью-Йорке на встрече с раввинами (13.11.1991)

«Молим вас – прислушайтесь!» Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (18.2,1993)

Святитель Иоанн Златоуст: Против иудеев

О Святителе Иоанне Златоусте (Ιωάννης ο Χρυσόστομος)

Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военоначальника, скончался 14 сентября 407 года

Дни памяти: Январь 30 (3 свт.), Ноябрь 13, Сентябрь 14, Январь 27

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе о святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодор Тарсийского.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры.

. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийскнй посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызвав из Антиохии для доставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства …

Предлагаемое Слово составлено св. Иоанном Златоустым по поводу образовавшихся в Антиохии отдельных обществ, из которых одно состояло из преданных епископу Мелетию (мелетиан), другое — из признававших своим епископом Павлина (павлиниан), третье — из ариан с епископом Евзовием, и четвертое — из приверженцев не православного Аполлинария Лаодикийского. Так как во взаимных пререканиях иногда одни из них позволяли себе проклинать других, то для прекращения соблазна в местной церкви святитель Иоанн вскоре по рукоположении своем во пресвитера в 386 году и произнес это Слово, которого полное заглавие следующее: «о том, что не должно проклинать ни живых ни умерших».

ПРЕЖДЕ беседуя с вами о познании непостижимого Бога и предложив много собеседований об этом 1), я доказывал как словами Писания, так и рассуждениями естественного разума, что совершенное познание Божества недоступно и для самых невидимых сил, — для тех сил, которые ведут невещественную и блаженную жизнь, и что мы, живущие во всегдашней беспечности и рассеянности и преданные всяким порокам, (напрасно) усиливаемся постигнуть то, что неведомо и для невидимых существ; мы впали в этот грех, руководствуясь в таких рассуждениях соображениями собственного разума и суетной славой перед слушателями, не определяя благоразумием границ своей природы и не следуя божественному Писанию и отцам, но увлекаясь, как бурным потоком, неистовством своего предубеждения. Теперь же, предложив вам надлежащую

1) Разумеются Слова против аномеев.

760

беседу о проклятии и показав важность этого зла, считаемого ничтожным, я через это загражу необузданные уста и открою вам недуг тех, которые употребляют проклятие, как случится. У нас дошло дело до такого бедственного состояния, что, находясь в крайней опасности, мы не сознаем этого, и не преодолеваем гнуснейших из страстей, так что на нас исполнилось пророческое изречение: «неочищенные и не обвязанные и не смягченные елеем» (Иса. 1:6). С чего же я начну говорить об этом зле? С постановлений ли заповедей Господних, или с вашей неразумной невнимательности и бесчувственности? Но, когда буду говорить об этом, не станут ли некоторые смеяться надо мной, и не покажусь ли я исступленным? Не возопиют ли против меня, что я намереваюсь беседовать о таком прискорбном и достойном слез предмете? Что же мне делать? Я скорблю и сокрушаюсь душой и терзаюсь внутренне, видя такую бесчувственность, когда наши дела превзошли преступления иудеев и нечестие язычников. Я встречаю на дороге людей, не имеющих ума, научившегося божественному Писанию, и даже вовсе ничего не знающих из Писания, и с великим стыдом молчу, видя, как они беснуются и пустословят, «не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:7), невежественно дерзают преподавать одно только свое учение и проклинать то, чего не знают, так что и чуждые нашей вере смеются над нами, — людей, не заботящихся о доброй жизни, ни научившихся делать добрые дела.

2. Увы, какие бедствия! Увы мне! Сколько праведников и пророков «желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Матф. 13:17); а мы обращаем это в шутку! Вникните в эти слова, увещеваю вас, дабы нам не погибнуть. Ибо, если через ангелов возвещенное учение было твердым, и всякое преступление и преслушание получало справедливое наказание, то, как мы избежим его, не радея о таком спасении? Какая, скажи, цель евангелия благодати? Для чего совершилось явление Сына Божия во плоти? Для того ли, чтобы мы терзали и снедали друг друга? Заповеди Христовы, которые во всем совершеннее повелений закона, особенно требуют от нас любви. В законе говорится: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18); а в новом завете повелевается и умирать за ближнего. Послушай, что говорит сам Христос: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, под-

761

ошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лук. 10:30-37). О чудо! Не священника, не левита назвал Он ближним, но того, кто, по учению, был отвержен от иудеев, т. е. самарянина, чуждого, во многом богохульствовавшего, этого одного Он назвал ближним, потому что он оказался милостивым. Таковы слова Сына Божия; то же показал Он и делами Своими, когда пришел в мир и принял смерть не за друзей только и близких к Себе, но и за врагов, за мучителей, за обманщиков, за ненавидевших, за распявших Его, о которых Он прежде сотворения мира знал, что они будут такими, и которых предвидя сотворил, победив предвидение благостью, и за них Он пролил собственную кровь, за них принял смерть. «Хлеб же», говорит Он «есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан. 6:51). И Павел говорит в послании: «будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Римл. 5:10); также и в послании к Евреям говорит, что Он «вкусил смерть за всех» (Евр. 2:9). Если же сам Он так поступал, и Церковь следует этому образцу, каждый день совершая молитвы за всех, то как ты осмеливаешься говорить свое? Ибо, скажи мне, что значит то, что ты называешь проклятием (anaqema)? Вникни в это слово, рассуди, что ты говоришь; понимаешь ли ты силу его? В богодухновенном Писании найдешь это слово произнесенным об Иерихоне: «город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу» (Иис. Нав. 6:16). И у нас до настоящего дня господствует всеобщий обычай говорить: такой-то, совершив это, сделал приношение (anaqema) такому-то месту. Итак, что значит слово: анафема? Оно говорится и о каком-либо добром деле, означая посвящение Богу. А изрекаемое тобою «анафема» не то ли значит, чтобы такой-то был предан дьяволу, не имел участия в спасении, был отвержен от Христа?

3. Но кто ты, присваивающий себе такую власть и великую силу? «Тогда сядет» Сын Божий, «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Матф. 25:31,33). Почему же ты присваиваешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благо-

762

дати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретика от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (Матф. 5:29), выражая сожаление отлучающих. Поэтому они, будучи строго исполнительными как во всем другом, так и в этом деле, обличали и отвергали ереси, но никого из еретиков не подвергали проклятию. И апостол, как видно, по нужде в двух только местах употребил это слово, впрочем, не относя его к известному лицу; именно в послании к Коринфянам он сказал: «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа» (1 Кор. 16:22); и еще: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). Почему же, тогда как никто из получивших власть не делал этого или не смел произносить такого приговора, ты осмеливаешься делать это, поступая вопреки (цели) смерти Господней, и предупреждаешь суд Царя? Хотите ли знать, что сказал один святой муж, бывший прежде нас преемником апостолов и удостоившийся мученичества? Объясняя тяжесть этого слова, он употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин — и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присваивая себе достоинство Сына Божия 1). Или вы считаете маловажным — прежде времени и Судии произнести на кого-нибудь такое осуждение? Ибо анафема совершенно отлучает от Христа. Но что говорят люди, способные на всякое зло? Он еретик, говорят они, имеет в себе дьявола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и суетной лестью ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами, особенно учитель его, произведший разделение в церкви, — разумея Павлина или Аполлинария. Различия между тем и другим они по большей части не касаются, ловко избегая нового разделения и служа доказательством того, что заблуждение усилилось в недрах грубейшего предубеждения. Но ты поучай, «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:25-26). Простри сеть любви, не для того, чтобы хромлющий погиб, но

1) Подобные мысли находятся в послании св. Игнатия Богоносца к Смирнянам, отд. 4-6.

763

лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и, таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом. Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее — несогласно с преданием апостольским, и если человек заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он «то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою» (Иез. 3:21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостью, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, — без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это — великая польза, это — великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты — ученик Христов. «По тому», говорит Господь, «узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Иоан. 13:35), а без нее ни познание тайн Божьих, ни вера, ни пророчество, ни нестяжательность, ни мученичество за Христа не принесут пользы, как объявил апостол: «если», говорит он, «имею пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что и горы переставлять, а не имею любви, нет мне в том никакой пользы: Если я говорю языками ангельскими, и если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то я ничто: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:1-7).

4. Никто из вас, возлюбленные, не показал такой любви к Христу, как эта святая душа (Павла); никто из людей, кроме его, не осмелился произнести таких слов. Сама душа его горела, когда он говорил: «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1:24); и еще: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Римл. 9:3); и еще: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал» (2 Кор. 11:29)? И, однако, имея такую любовь к Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов; но, подвергаясь сам унижению, бичеванию, заушению, посмеянию от всех, он делал все это, оказывая снисхождение, убеждая, умоляя. Так, прибыв к афинянам и нашедши всех их преданными идолопоклонству, он не стал укорять их и говорить: безбожники вы и совершенные нечестивцы; не сказал: вы все почитаете за Бога, одного только Бога отвергаете, Владыку и Творца всех. Но что?

764

«Проходя», говорит он, «и, осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:23). О, дивное дело! О, отеческое сердце! Он назвал богочтительными еллинов — идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в этом. Подражать этому увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя. Если Господь, предвидящий расположение каждого и знающий, каков будет каждый из нас, сотворил этот (мир) для того, чтобы вполне показать дары и щедрость Свою, и, хотя сотворил не для злых, но удостоил и их общих благ, желая, чтобы все подражали Ему; то как ты делаешь противное, ты, который приходишь в церковь и приносишь жертву Сына Божия? Разве вы не знаете, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Иса. 42:3)? Что это значит? Послушай: Иуду и подобных ему падших Он не отверг, доколе каждый не увлек сам себя, предавшись заблуждению. Не за неведение ли народа мы приносим моления? Не за врагов ли, ненавидящих и гонящих, нам заповедано молиться? Вот мы и совершаем это служение, и увещеваем вас: рукоположение не к властолюбию ведет, не к высокомерию располагает, не господство предоставляет; все мы получили одного и того же Духа, все признаны к усыновлению: кого Отец избрал, тех Он сподобил с властью служить братьям своим. Итак, исполняя это служение, мы увещеваем вас и заклинаем отстать от такого зла. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а если он умер, то — тем более. Почему? Потому, что он «перед своим Господом стоит, или падает (Римл. 14:4), не находясь более под властью человеческой. Притом опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии веков, который один знает и меру ведения и степень веры. Почему мы знаем, скажи мне, прошу тебя, за какие слова он подпадет обвинению или как оправдает себя в тот день, когда Бог будет судить сокровенные дела людей. Поистине «как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его: кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Римл. 11:33-34; Иса. 40:13)? Неужели никто из нас, возлюбленные, не думает, что мы сподобились крещения, и никто не знает, что будет некогда суд? Что я говорю: суд? О самой смерти

765

и исходе из тела мы не помышляем от ослепившей нас привязанности к предметам житейским. Отстаньте, увещеваю вас, от такого зла. Вот я говорю и свидетельствую перед Богом и избранными ангелами, что в день суда оно будет причиною великого бедствия и невыносимого огня. Если в притче о девах людей, имевших светлую веру и чистую жизнь, Господь всех, видевший дела их, отверг от чертога за недостаток милосердия (Матф. 25:11); то, как мы, живущие в совершенной беспечности и немилосердно поступающие с единоплеменниками своими, удостоимся спасения? Посему увещеваю вас, не оставляйте без внимания этих слов. Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении. О, если бы все мы, питая любовь к Богу и ближнему и исполняя заповеди Господни, удостоились встретить небесного Жениха с елеем и горящими светильниками в день воскресения, и представить Ему многих, обязанных славой нашему состраданию, благодатью и человеколюбием Единородного Сына Божия, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и всегда и во веки. Аминь.

Августин видит в евреях «вечно недовольных», брюзжащих, худших, чем демоны, ибо даже демоны признали в Христе Сына Божьего, — писал он. В его трудах евреи представлены жестокими, они «слепы», «больны», «горьки как желчь» и «кислы как уксус», отцом которых является диавол.Он сравнивает их с волками и называет «убийцами» и «нечистотами».

Подгоняя текст Библии под свои доводы, Августин восклицает: «Зачем же всё выше возноситесь вы в своем бесстыдстве, чтоб пасть вам еще более низко и погибнуть еще более жалким способом? «Нет Моего благоволения к вам», – изрек не кто-нибудь, а Господь, Бог всемогущий».

Насилие, совершенное христианами по отношению к евреям, Августин интерпретировал как проявление наивысшей справедливости, как наказание Господне. Он считал, что евреи дрожат перед христианами, и так вспоминал первый погром евреев в Александрии в 414г. с благословения епископа Александрийского Кирилла: «Вы ведь слышали, что произошло, когда евреи осмелились только немного восстать против христиан!» Тогда всех евреев изгнали из города, разграбив их синагоги и дома (этот случай стал первым в истории изгнанием евреев из страны, находящейся под влиянием христианства).

Единомышленником Августина по отношению к евреям был известный христианский учительИеронимСтридонский(4-5в). Его письма к Августину свидетельствуют о большой антипатии к иудеям. Иероним также как и Августин обвинял евреев в «ехидстве», называл их «богохульниками», утверждая, что «еврейские обычаи таят в себе для христиан угрозы и смерть. Кто их придерживается, будь он христианин, вышедший из евреев или из язычников, является принадлежащим дьяволу преступником. Ибо тут речь идет о делах, относящихся к синагоге сатаны».

В четвертом веке в западной части Римской империи жил епископИларион из Пуатье (ок.315–367), «воин, отличающийся пылкой любовью и беззаветной верой в Христа». По его мнению, богатый и жестокий человек, подлый тиран и обманщик, смерть которого предвещает 51-й Псалом, символизирует еврейский народ, попутанный дьяволом. «Они ни дети Авраама, ни дети Бога, а племя змеиное и пленники греха… сыновья диавольской воли», — писал он. А так как иудеи не имеют возможности оправдания, то «необходимо вычеркнуть их из книги жизни». Согласно его убеждениюбольшими врагами Христа, чем евреи, являются лишь ариане.

Христианские проповедники, пользуясь привилегированным положением в Римской империи, особенно на Востоке, где евреев было намного больше, чем на Западе, все чаще бросают в их адрес обвинения и проклятия, полные неслыханной ярости.

Григорий Нисский (ок. 335- после 394г.)писал: «Губители Господа, убийцы пророков, бунтовщики и богоненавистники, они попирают Закон, глухи к милосердию, отвергают веру своих отцов. Приспешники дьявола, порождения ехидны, предатели, лжецы, помутненные разумом, рассадник фарисейства, вместилище демонов, проклятые, ужасные, палачи, враги всего прекрасного…».
Эти слова принадлежат учителю церкви, богослову и философу, почитаемому православной и католической церковью в лике святых. Хочу отметить, что на Втором Ватиканском Соборе католики признали, что «даже Гитлер не сформулировал в столь малом количестве слов так много обвинений против евреев, как 1600 лет тому назад этот епископ».

Одним из самых ярких отцов христианской церкви был Иоанн Златоуст (354-407 г.),сын высшего военачальника, бывший адвокат. Он был известен как один из наиболее красноречивых проповедников. Одно его имя — Златоуст («Золотые уста») — говорит само за себя. По отношению к евреям он использовал всё своё красноречие, чтобы дать им свою характеристику. Его речи содержатся в 18 томах собрания сочинений, где в восьми проповедях «Против иудеев» он бичует их за кровожадность, обвиняя их в объедениях и пьянстве, сравнивая их со свиньями и козлами.

Иоанн Златоуст утверждал: «С евреями, как с дьяволом, нельзя общаться, они хуже, чем все волки, вместе взятые…»; «иудеи собирают всякий сброд с улицы… распутных женщин, театральные хоры, и весь этот театр, вместе с актерами, тащат в синагогу. Ибо между синагогой и театром нет разницы. Синагога – это не только театр, это публичный дом, вертеп разбойников, убежище грязных животных, жилище демонов. И не только синагоги являются вертепом разбойников, торгашей и демонов, ими являются также и души самих евреев».

«Синагога — это преступное сборище евреев… место для издевательства над Христом… дом, который хуже, чем кабак… пристанище воров; притон; обитель беззакония, сосредоточение зла, гавань и бездна проклятия и вечных мук,его надлежит презирать, гнушаться и убегать.Что касается меня, я ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, потому что, имея пророков, (иудеи) не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельств его, а это свойственно людям, в высшей степени злобным…. и по этой же причине я ненавижу евреев… и Бог ненавидит вас».

Католический историк Малькольм Хей, писал: «Много столетий до евреев доносились отголоски этих трех слов, сказанных Иоанном Златоустом: «Бог ненавидит вас»».

Иоанн Златоуст писал: «когда же было возможно так легко хватать евреев, как теперь, когда Бог так низко согнул им спины? А еще более важно то, что от этого зла нет им спасения». В этих словах евреи усматривают скрытое подстрекательство к погрому евреев.

Подтверждают это также и следующие мысли Иоанна Златоуста: «Полны они огромной злости, отвергнув ярмо Христа и не тянут плуг учения. А такие животные, которые не пригодны к работе, могут пригодиться только на убой. Так и с ними будет: бесполезны в работе, созрели для того, чтобы их заколоть. Поэтому и Христос изрек: «врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте (дословно «заколите») передо мною» (Лук.19:27).

Эти слова многими восприняты как недвусмысленный намек или даже призыв к убийству евреев.

Златоуст говорил, что христиане не должны пользоваться советами еврейских врачей, лучше уж «умереть».Нужно «отвернуться от всех иудеев как от чумы и заразы рода человеческого». А так как евреи согрешили против самого Господа Бога, их неволя «будет продолжаться бесконечно, более того, их положение будет с каждым днем ухудшаться».

Следует отметить, что за золотые уста Иоанна Златоуста хвалил даже сам Гимлер, говоря, что его «захватывающее красноречие» имеет «неслыханную власть над душами».

Как видите, даже идеологи Холокоста использовали мнения христианских богословов, чтобы подтвердить свои злые деяния. Особое место в этом вопросе отводится Мартину Лютеру, но о нём — немного позже.

Антисемитизм в средневековье

На протяжении последующих веков сущность популярной христианской доктрины всегда сводилась к тому, что каждый – будь то язычник или христианин, кто когда-нибудь преследовал, мучил или убивал евреев, — действовал как орудие Божьего гнева.

В христианских народах все чаще стали распространятся антиеврейские мифы, что приводило к преследованиям и убийствам евреев в разных странах. В долгие и мрачные годы средневековья перед евреями часто стоял выбор: крещение или изгнание; крещение или мучения; крещение или смерть.

Каждый новый закон был направлен против них: запрет заниматься хорошей работой, т.к. они были проклятым народом – народом-богоубийцей. А разве можно позволить процветать такому народу? Евреев насильно заставляли слушать христианские проповеди, а нередко и насильно крестили. Их детей похищали, отбирали и насильно обращали в христианство, тем самым,спасая их от ада.В некоторых странах во время Пасхальных празднований евреев окружали и били, и это было «гвоздем программы», поскольку они не отмечали этого праздника вместе с «христианами».

Антисемитские настроения в народе часто подпитывались лидерами церкви. Например, в 1017-1020 гг. папа Бенедикт VІІІ призывает сжечь или обезглавить всех евреев в Риме. А папа Урбан ІІ, призывая к первому крестовому походу, не предполагал, что этим положит начало жестоким преследованиям евреев на столетия.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *