Спб.: Сатис, 1994. — 239 с. — ISBN 5-7373-0061.

Приснопамятный, глубоко почитаемый протоиерей Иоанн Журавский (1867—1964?) прожил долгую жизнь и много потрудился во славу Божию для Святой Православной Церкви. Его служение проходило в Латвии и много способствовало укреплению и распространению там Православия. Это был поистине духоносный пастырь, «золотой батюшка», — как его называли. Сейчас поставлен вопрос о его канонизации. Книга о. Иоанна «О внутреннем христианстве» посвящена Иисусовой молитве, «умному деланию», практика которого ныне во многом утрачена. К сожалению, авторский оригинал книги утерян, и она сохранилась лишь в «списках», в которых встречаются, неизбежные в подобных случаях, разночтения, а то и привнесения. В нашем издании использовано два взаимодополняющих «списка», и мы надеемся, что таким образом оно приобрело достаточную полноту. Простите нас, дорогие читатели, за возможные упущения.Эта книга — плод моего почти сорокалетнего вслушивания в Божественную Симфонию словесных звучаний мыслей святых Отцов Церкви Православной, бессмертных Искателей Умной Красоты. И конечно, это не академическое «исследование» и не богословский трактат о Боге и о путях к Нему. Нет. И еще раз — нет. Это — священная поэзия, отзвук того вдохновения, каким были объяты Отцы. Это песня сердца об «умном делании», о той Дивной музыке Небес, прославляющей Дивного Бога, какую Душа услышала в этой бессмертной Симфонии Отцов, как основной лейтмотив всей Православной аскезы, всех святоотеческих Писаний. Диапазон моих голосовых возможностей не велик. Но я пропел искренно, как мог. И если кто пропоет лучше о том же и звучнее, я с любовию покорюсь ему, славословя Дивного Бога в Дивных Святых Своих. Раскрывая сокровенные мысли Св. Отцов об «умном делании», у меня не было намерения излагать этот предмет в виде системы. Далек я был от этого намерения. Систематично изложил в простейшей форме с бесподобной ясностью благословенный Поэт «умного делания» — Богомудрый еп. Игнатий Брянчанинов. У него это учение, эта — «наука из наук» и «художество из художеств» изложено в системе — ясно, просто и доступно для всякого, желающего усвоить это делание. У меня было иное намерение. Мной руководило скромное желание, сердечное желание: дать читающему не систему светлых мыслей Отцов о Дивном Боге, а пропеть о Нем песнь и дать почувствовать сердцем Этого бесконечно близкого и живого Бога. У меня было тайное желание этой песней возбудить в читающем сердечное, живое чувство к Богу — Спасителю нашему. А этот маленький ручеек чувства сам собою превращается — при надлежащем умном уходе за ним — в реку живой, умной работы, в «умное делание». И тогда непрестанная молитва не является «скучным механическим занятием», а дыханием жизни. Ибо дышать этим воздухом непрестанной молитвы следует не потому, что так нужно, а потому, что нельзя им не дышать: он является органической необходимостью, духовным питанием. Такое делание молитвы вытекает из Живого чувства к Живому Богу. Сознать близость присутствия Божия на всяком месте и воспринять чувства в живом ощущении Его присутствия — это и есть тот спасительный момент, оживотворяющий душу, из которого вытекает: «потрясающее благоговеинство», страх и «умная молитва». Для большего согревания моего намерения я и прибегал к горячим мыслям только тех Отцов, которые и сами были «поэтами умного делания», т. е. жили молитвенным вдохновением. Ибо молитва действительная, живая — есть божественное вдохновение благодати, песня сердца к Богу. Потому вдохновенный Пророк — певец, и сказал: «Пою Богу моему дондеже есмь». А механическое занятие молитвой есть один из путей, приводящих к этому вдохновению, к этой песне.

Горячие мысли горячих Отцов согревали мое намерение подтолкнуть ближе к этому божественному вдохновению, к этому Огню — тех, кто около Него застывает. И если не умом, то чувством воспринять от Него согревание. И если мне удалось хоть слегка возбудить в читающем это чувство — буду считать, что труд мой был не напрасен, в чьей-то душе родится радостная песнь «О Боге Спасе моем». А это и будет началом вдохновения благодатного, началом молитвы внутренней, началом песни сердца к Богу. И тогда сердце вдохновенно воспоет этому Дивному Богу, Великому и Живому, вечно живущему и бесконечно близкому к сиротливой душе человеческой, которую Он тепло согревает Свое потрясающей теплотой Божественной — воспоет Ему гимн славословия вечного. Эта книга написана не для всех, а только для избранных, она написана для моих духовных о Господе друзей, для искателей «умной красоты», для тех, кто с болезнующим сердцем прошел через всю жизнь с устремленным исканием «Умной Потери» — своей души. Эта книга — духовный синтез моей жизни. Синтез, родившийся в процессе моего сложного религиозного опыта. А сам синтез — есть квинтэссенция всей Православной аскезы, очень сложной и туманной для мудрствующего разума и очень простой и ясной — для верующего сердца. Путь сердца и привел меня к этому спасительному синтезу:
к внутреннему познанию «Умной Красоты» и к обретению пути, ведущему к Ней.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Протоиерей Иоанн Журавский

Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания

21 22 23 Дневник

ИЗ ДНЕВНИКА СТАРОГО СВЯЩЕННИКА

Хочу поведать о некоторых духовных явлениях мне из загробного мира наяву в своей долгой жизни.

1874 год. Родители мои жили в Галгауске (Видземия). Мне было семь лет. Позднее утро. Я валяюсь на кровати и не встаю. В соседней комнате сестры пьют кофе. «Ваня! вставай кофе пить», – зовут меня сестры. «Не встану». «Вставай, вставай!» «Ей Богу, не встану». Меня оставили в покое. Но вставать надо. Мне стало горько, что я побожился и не могу исполнить своей клятвы. Я скоренько встал, оделся, другою дверью шмыгнул в кабинет отца, встал на колени пред образами и стал молиться: «Боженька! прости меня, что я побожился». Почему-то я посмотрел направо в окно. Вижу за окном множество белых ангелочков, порхающих вверх и вниз играя. Очевидно, ангелы радовались покаянию маленького грешника.

1899 год, 5 января. Марцен в Видземии. Сочельник Крещения Господня. Совершив положенное богослужение в церкви с освящением воды, я вернулся домой и прислонился спиною к теплой печке. Вдруг меня обуяли грешные мысли, да настойчивые. Я смутился, что за погань лезет в голову. Почему-то посмотрел в угол. Там, перед образом Спасителя с теплеющей лампадкою, на коленях стоит покойный отец мой и молится. Грешные мысли исчезли.

1912 год, сентябрь. Вентспилс. Буря поломала ограду на старом кладбище в городе. Я нанял работника. Тот поставил новую ограду и вымазал карбалином. Ограда и сегодня стоит.

Четверть девятого утра, я спешу в реальное училище на уроки. Прохожу мимо кладбища. Почему-то взглянул направо. Ясно вижу трех священников, там погребенных, стоящих в белых ризах и на меня смотрящих. Желая проверить, не было ли видение обманом зрения или сочетанием утренних красок воздуха, я много раз проходил мимо кладбища и утром, и днем, и вечером, но видение не повторилось.

Я понял, что пастыри благодарили меня за новую ограду.

1925 год, октябрь. Рига. Я в церкви св. муч. Фирса, что в Садовниковской богадельне, совершаю всенощное бдение. Поют призреваемые. Старый псаломщик Лавров в хорошем хмелю, заплетающимся языком читает и поет и другим мешает. Я стою пред престолом и волнуюсь. Ведь вся служба впереди. Не вытерпел я. Шагнул к южным дверям, чтобы выйти из алтаря и велеть увести Лаврова. Вдруг предо мною встал с поднятыми руками, заграждая дорогу, покойный Протоиерей богадельни о. Ф. М. Либеровский. Я сдержался и стал на свое место. Отец Ф. М. был в черной рясе. Ясно, что он предохранил меня: не волноваться.

Должен прибавить, что о. Либеровский всегда присутствует в алтаре во время богослужения. Если я его иногда не вижу, то явно ощущаю, что он рядом со мною.

1927 год, август. Я с женою жил в Риге на Л. Пилс иела N 14, кв. 4, во втором этаже. Окна выходили на бывший архиерейский дом по М. Пилс иела. Было половина девятого утра. Чего-то мы, старики, повздорили. Жена ушла в другую комнату и захлопнула дверь. Я повернулся к окну и смотрю. Вдруг справа меня, за окном, приплыл дух тьмы: громадный, метра в три, весь в черном манто с головы и ниже ног, спина за углом окна, а спереди он мне виден. Стоит, слушает и чуть-чуть колышется в воздухе. Между нами метр расстояния. Я ужаснулся. На мне выступил холодный пот. Сожжет, меня своим взором. Хочу молиться. Не могу. Сознаю, что он парализует мою волю. Я пересилил себя и зашептал: «Отче наш»… Дух отступил за угол окна.

Я долго не мог придти в себя. Вот, думаю, кто подслушивает наши раздоры.

1929 год, сентябрь. Рига. Церковь Всех Святых. Я совершаю сорокоуст по усопшем прот. Всехсвятской церкви о. Арсении Андрееве. Десятый час утра. Стою пред престолом в левом приделе. Идет вторая часть Литургии. Диакон с псаломщиком поют на клиросе. Почему-то я взглянул направо. Вижу: о. Арсений смотрит на меня серьезно. – На следующий день, в то же время, он явился мне вторично. Он был одет в серый шерстяной подрясник. – В виду этого двукратного явления, я своей кандидатуры на вакантное место настоятеля Всехсвятской церкви не выставил, хотя, в три приема, прослужил в приходе, заместителем, семнадцать месяцев, полюбил приход и он ко мне привык.

Рига. Церковь св. муч. Фирса. Во время совершения Литургии, в Троицкую субботу, я всегда ясно вижу одну и ту же картину. Справа престола стоят два митрополита в белых клобуках: один высокого, а другой среднего роста. Теперь они являются в серебряных облачениях при таковых же митрах. Лица сияют белым светом, распознать невозможно. А за ними, насколько простирается взор, стоят в белых чистых и не совсем чистых облачениях и в черных одеяниях множество лиц. На Радоницу и Дмитриевскую субботу тоже вижу, но не так ясно.

Из многих пророческих снов, виденных мною, расскажу про один.

1919 год, февраль. Пришел ко мне генерал Н. Д. Фалеев и говорит: при Кафедральном Соборе образовался приход и Совет, а нет священника, не соглашусь ли я принять на себя должность священника. Я охотно согласился. В те дни я был чернорабочим. А тут квартира с отоплением и содержание. В следующую ночь мне явился во сне мой отец и отрицательно покачал головой. – Я не пошел в Собор. Через недели две г. Фалеев приглашает меня в Собор на заседание Приходского Совета. – Я пришел с работы. Заседают г. Н. Д. Фалеев, супруга его Е. М., А. И. Трофимов (староста), А. С. Герасимов и еще двое. Я был в таком рабочем виде, что у незнающих меня закралось сомнение. А. С. проэкзаменовал меня: на скольким просфорах совершается Литургия. Экзамен я выдержал. Приходский Совет предложил мне место соборного священника. Я согласился. Думаю: ну, что там отец не хочет, а я с семьей мерзнем и голодаем. Ночью во сне отец вторично явился мне и так же отрицательно покачал головой. И я, несмотря на свое положение чернорабочего во время варварского господства большевиков в Риге, не осмелился ослушаться отца и в Собор не пошел. Г. Фалеев при встрече упрекнул меня: «надул». Последующие соборные события показали, что отец был прав, и я не жалею о своем отказе.

Пишу верующим на утешение, а сомневающимся – в подтверждение загробной жизни.

Рижских тюрем Протоиерей Иоанн Журавский.

Верую во Единого Бога Отца… и Сына Божьего единородного, иже от отца рождённого прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рождённа, несотворённа, единосущна Отцу, им же вся быша… И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимого, глаголавшего пророки… Верую в единого Бога Отца… и Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено… И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

Верую во Единого Бога Отца… и Сына Божьего единородного, иже от отца рождённого прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рождённа, несотворённа, единосущна Отцу, им же вся быша… И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимого, глаголавшего пророки… Верую в единого Бога Отца… и Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено… И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

Свидетельство Писания

Когда мы говорим о Боге — Отце, Сыне и Духе, — нам недостаточно того откровения и тех слов, что даны в книгах Ветхого Завета. Следует обратиться к свидетельствам учеников Иисуса Христа и опыту первых христиан.

В этой заметке я приведу наиболее яркие слова Самого Христа. Апостол Иоанн, один из четырёх евангелистов, очень подробно описал последнюю беседу учеников со своим Учителем. Вскоре после неё Иисус был арестован, над ним издевались, его били, унижали и распяли на кресте. Подробно об этом можно почитать в одной из прошлых публикаций.

Пророчествуя о Своей смерти, Иисус говорил ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте… Видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Всё, что имеет Отец, есть Моё; Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим… Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»…

Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною».

Мы знаем, что на кресте Иисус умер, после чего был погребён, а на третий день воскрес! Вот что написал апостол Матвей в своём Евангелии: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *