Кировский районный суд г. Омска вынес приговор по уголовному делу в отношении 50-летнего Михаила Сладкова и 43-летнего Виктора Сологуба. Они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, помещение).

В суде установлено, что 9 августа 2015 года указанные граждане проникли на территорию храма «Святителя Иоанна митрополита Тобольского», зашли в дом настоятеля храма, где в присутствии его супруги и малолетнего сына, угрожая канцелярским ножом и угрожая убийством, завладели имуществом потерпевших (телефоном и ноутбуком). При этом Виктор Сологуб нанес настоятелю храма удар стеклянной бутылкой по голове и потребовал передать денежные средства.

После этого злоумышленники и потерпевший проследовали в храм, где последнему удалось нажать кнопку тревожного вызова полиции.

Прибывшие по вызову сотрудники правоохранительных органов задержали Сладкова на месте преступления.

Кировский районный суд г. Омска назначил Михаилу Сладкову наказание в виде 10 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима с ограничением свободы на 1 год.

Виктору Сологубу определено 8 лет 3 месяца лишения свободы в исправительной колонии особого режима с ограничением свободы на 1 год 3 месяца.

Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский

Иоанн (Максимович) (1651 — 1715), митрополит Тобольский и всея Сибири, духовный писатель

Память 10 июня, 16 октября (Укр.) , в Соборах Брянских, Галицких, Киевских, Сибирских и Черниговских святых

В миру Максимович Иван Максимович, родился в декабре 1651 году в городе Нежине, происходил из знатного дворянского рода, от благочестивых и преданных Церкви родителей.

В 1668 г. он закончил Киевскую духовную академию, и как наиболее способный и умный питомец, был оставлен при ней наставником; находился в этом звании около 8 лет (с 1668 по 1676 гг.).

Затем священноархимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий (Гизель) принял его под свое духовное попечение и приобщил к сонму иноков. Вскоре же архиеп. Черниговский Лазарь (Баранович) посвятил его в сан иеромонаха.

Обладая проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала на ответственную должность эконома Лавры.

В 1684 году иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской Лавры.

После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважением руководимых им иноков.

Свт. Феодосий Черниговский незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 г. назначил управляющим Черниговским Елецким (Успенским) монастырем с возведением его в сан архимандрита.

10 января 1697 г. после кончины епископа Феодосия архим. Иоанн был хиротонисан в Москве патр. Адрианом во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.

С благоговейным трепетом и смирением вступил преосвящ. Иоанн на архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой достойный пример подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое достояние.

Вступив на место отошедшего в небесные обители святителя Феодосия, архиеп. Иоанн находился с ним в духовной связи и близости. Святитель Феодосий всегда изливал свою любовь и благоволение на своего преемника. Известно чудесное исцеление архиеп. Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия. Когда тяжкий недуг грозил надолго лишить архиеп. Иоанна общения с паствою, он от великой скорби обратился к молитве за помощью к своему предшественнику святителю Феодосию. И святитель внял его зову. Явившись во сне преосвящ. Иоанну, он возвестил ему милость Господа, дарующего ему исцеление. Уже на следующее утро после явления свят. Феодосия Иоанн, к удивлению всех окружающих его, встал с одра болезни и смог служить божественную литургию.

Будучи сам замечательным по своему времени богословом и писателем, архиеп. Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей своей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум (будущая духовная семинария), по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.

Тогда же Святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.

Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.

Святитель был оклеветан и едва не пострадал во время открытия в 1708 году измены Мазепы Петру I. Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно — послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.

В начале 1711 г. с целью просвещения народов Сибири архиеп. Иоанн в Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет и отправился для служения в город Тобольск, куда прибыл 14 августа 1712 г.

Здесь он вложил много труда, жертвовал свои личные средства, чтобы улучшить обучение будущих церковно-служителей в славяно-латинской школе.

В 1714 г. в Чернигове была издан основной труд свт. Иоанна «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей», являющийся переводом с латинского сочинения немецкого католического монаха Иеремии Дрекселя.

В период своего служения в г. Тобольске митр. Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню.

Перед своей кончиной 10 июля он отслужил последнюю божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом.

11 июля 1715 г. митр. Иоанн скончался, находясь в молитвенном положении на коленях перед иконой Божией Матери.

Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным.

Первоначально мощи святителя находились в Софийско-Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителя — Иоанна Златоуста.

В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.

Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков.

21 января 1916 г. во блаженной памяти почивший митр. Тобольский и всея Сибири Иоанн был причтен к лику святых, и его мощи были оставлены в гробнице для поклонения в Софийско-Успенском кафедральном соборе.

В августе 1919 года, перед вступлением в Тобольск частей Красной армии, управляющий Тобольской епархией Берёзовский епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) перенес гроб с мощами святителя в подвальное помещение Тобольского Покровского собора .

15 сентября 1920 года мощи были извлечены из подвала и помещены в Покровском соборе.

10 октября 1922 года по распоряжению Тюменского губисполкома на паперти собора в присутствии множества людей комиссией из представителей исполкома и духовенства было произведено вскрытие мощей святителя. Останки выставили на всеобщее обозрение, был устроен антирелигиозный митинг. Некоторое время после вскрытия мощи по-прежнему пребывали в Покровском соборе, затем поступили в антирелигиозный отдел местного краеведческого музея в здании бывшего архиерейского дома.

В июне 1946 года мощи святителя осмотрел посетивший Тобольск Новосибирский и Барнаульский архиепископ Варфоломей (Городцов). В июле он обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о содействии в передаче мощей свт. Иоанна церкви. Заручившись поддержкой патриарха, архиепископ Варфоломей отправил 2 марта 1947 года соответствующее ходатайство в Совет по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР .

14 июня 1947 года мощи свт. Иоанна были переданы в Покровский кафедральный собор.

Тропарь Иоанну, митр. Тобольскому

Наставниче благочестия, / сиротствующих питателю, / скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный, / душею страждущих скорый помощниче, / теплый молитвенниче о всех ко Господу, / святителю отче Иоанне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

  • Нравоучительное зерцало. Чернигов, 1703 и 1707.
  • Алфавит святых (стихотворение). Чернигов, 1705.
  • Богородице Дево. Ижига наречена от Троицы Пресватыя пред веки сложена Иоанном Максимовичем, архиеп. Черниговским. Чернигов, 1707.
  • Толкование на 50 псалом.
  • Феатрон или позор нравоучительный с изложением обязанностей начальников. Чернигов, 1708.
  • Размышление о молитве «Отче наш» (стихи). Чернигов, 1709.
  • Осьм Евангельских блаженств (стихи). Чернигов, 1709.
  • Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный: Пер. с лат. Чернигов, 1709; 2-е изд. М., 1880. CVIII,273 с.; В русском переводе. 5-е изд. Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1904.
  • Богомыслие, «в пользу правоверных, трудолюбием Иоанна, архиеп. Черниговского». Чернигов, 1710.
  • Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей. / Пер. с лат. соч. Дрекселлия. Чернигов, 1714; Переложено с церковно-славянского на русский И. Максимовичем. Киев, 1908.
  • Духовные мысли и рассуждения о спасительном пути, и о великодушном ношении креста и о том, что за терпеливое и неропотное ношение оного человек себе получает от Бога. М., 1782, 1847.
  • Божественный Промысел. Сергиев Посад, 1916.

Литература

Использованные материалы

Память обретения мощей в 1914 году.

Некоторые источники датируют это назначение 1677 годом. Однако, т.к. Свенский монастырь был приписан к Киево-Печерской Лавре в 1681-1682 годах, более вероятна поздняя дата.

Существует версия, согласно которой при отступлении армии Колчака осенью 1919 года эвакуировалась с пароходом из Тобольска рака с мощами святителя Иоанна Тобольского, которую сопровождал протоиерей Тобольского кафедрального собора Хлынов. С 14 сентября по 6 декабря 1919 г. мощи находились в Томске в Троицком кафедральном соборе. В начале зимы 1919 г. с крестным ходом рака была перенесена на железнодорожную станцию Томск I и отправлена в Иркутский Вознесенский монастырь. Мощи в Иркутск сопровождал еп. Томский Анатолий (Каменский) (см. страницу сайта БД ПСТГУ: <)

ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 611. Л. 4

Свт. Иоанн родился в 1651 г. в гор. Нежине недалеко от Чернигова в знатной и благочестивой семье Максимовичей. С детства он любил бывать в церкви и читать Священное Писание. По окончании Киевской духовной академии он восемь лет преподавал в ней латынь. Частые посещения пещер питали его стремления к иноческой жизни. Именно в Киево-Печерской обители он и принял монашество.
Св. Иоанн обладал талантами писателя и проповедника.
Он опубликовал несколько книг духовных поучений, написанных прекрасным, понятным для всех языком. Одно из наиболее замечательных его произведений называлось «Илиотропион» («Подсолнечник»). В нем святитель говорит о том, что душа должна постоянно обращаться к Богу, как подсолнух поворачивается к солнцу.
В 1677 г. его литературная деятельность была прервана угрозой вторжения турок в Малороссию. Он спешно направился в Москву просить помощи у царя Феодора, и в Киев были направлены войска. Свт. Иоанна назначили игуменом Свенского монастыря, который находился рядом с Брянском и служил прибежищем для монахов Киево-Печерской лавры.
Пастырская заботливость и многочисленные дары, которыми он славился на протяжении двадцати лет, привлекли внимание Черниговского архиепископа Феодосия. Он назначил Иоанна наместником одного из монастырей города, намереваясь впоследствии сделать своим преемником по кафедре. Спустя год, в 1696 г., свт. Феодосий умер, и его первым посмертным чудом стало исцеление Иоанна от смертельно опасной горячки. Усопший архиепископ явился Иоанну и повелел готовиться к совершению Божественной литургии на следующий день. Святой подчинился и во время Евхаристии был совершенно исцелен. Десятого января 1697 г. по просьбе народа он был поставлен епископом Черниговским. В своей епархии святитель основал первую в России семинарию.
Когда через несколько лет митрополит Филофей Тобольский и Сибирский принял схиму и оставил кафедру, свт. Иоанн был назначен на его место. Он прибыл в Сибирь в 1711 г. и, встав во главе огромной епархии, множество жителей которой оставались еще язычниками, принялся за тяжелые пастырские труды. Он возложил на бывшего митрополита Филофея проповедь Евангелия среди языческих племен и организовал русскую миссию в Пекине (1714).
Сам св. Иоанн проповедовал преимущественно среди жителей Тобольска. Он усовершенствовал школу, открытую его предшественником, и занялся неустанным наставлением и благотворительностью, заботясь о душевном покое и телесном благополучии верующих. Он вел подвижническую жизнь, не жалея собственных сил, но всегда снисходил к немощам других, был полон сострадания и неизменной тишины. Его никогда не видели праздным, и больше всех других трудов свт. Иоанн предавался молитве. Святой редко бывал в домах богатых людей, он любил тайно помогать бедным, особенно вдовам. Свт. Иоанн посылал им милостыню через других людей или приходил к ним ночью и стучал в окно со словами: «Прими это во имя Иисуса Христа!» Он навещал также заключенных в темнице и всегда был там, где скорбь или нужда.
Благодаря дару прозорливости святой предрек царю Петру Великому победу над шведами и предсказал нашествие Наполеона на Россию. Заранее зная день своей кончины, свт. Иоанн отслужил последнюю литургию 10 июня 1715 г. После этого он пригласил духовенство и городских бедняков на трапезу, за которой сам прислуживал. Потом, простившись со всеми, святитель удалился в свою келью. Когда к нему пришли просить благословения благовестить к вечерне, нашли его усопшим. Свт. Иоанн скончался в молитве, стоя на коленях перед Черниговской иконой Божией Матери.
В тот же день в далеких и пустынных степях его друг Филофей сказал сподвижникам: «Наш брат Иоанн только что преставился. Вернемся же в Тобольск!» Мощи святителя были положены в Тобольском соборе, где от них совершилось множество чудес. Свт. Иоанн был официально канонизирован Церковью через два века после кончины, в 1916 г.
Память святителя Иоанна, Митрополита Тобольского из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шильникова, Татьяна Васильевна, 2009 год

2. Карпинский, А. М. Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири / А. Карпинский. Тюмень, 1899.

3. Киевские Епархиальные ведомости. — Киев, 1916 г. № 22, 26-28.

4. Остроухов, П. В. Жизнеописание святителя Иоанна / Павел Остроухов. -Б.м., 1915.

6. Сулоцкий, А. И. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и всея Сибири / Александр Сулоцкий. — Тобольск, 1853. 11 с.

7. Титов, А. А. Митрополит Иоанн Максимович / А. Титов. Ростов, 1885. — С. 589-592.1. Исследования:

8. Адрианова-Перетц, В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси / Варвара Адрианова-Перетц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — 188 с.

10. Адрианова-Перетц, В. П. Древнерусская литература и фольклор / Варвара Адрианова-Перетц. 2-е изд., с изм. — Л.: Наука, 1974. — 172 с.

12. Азбелев, С. Н. О художественном методе древнерусской литературы / // Русская литература. 1959. — № 4. — С 9-22.

13. Азбелев, С. Н. Реализм и древнерусская литература // Русская литература.- 1963.-№ 1.-С 45-78.

15. Аннинский, Л.А. Несломленный. Повесть о Лескове / Лев Аннинский. -М.: Книга, 1988. С. 229-351.

16. Аннинский, Л. А. Блажные и блаженные Николая Лескова // Вопросы литературы. 1988. — № 7. — С. 189-198.

20. Афонин, Л. Н. Слово о Лескове / Леонид Афонин. — Курск, 1977. — С. 3— 11.

21. Ахиезер, А. С. Между циклами мышления и циклами истории // Общественные науки и современность. — 2002. № 3. — С. 122-132.

23. Бахтин, М. М. Проблемы творчества и поэтики Достоевского / Михаил Бахтин. 5-е изд., с изм. — Киев: Советский писатель, 1994. — 509 с.

24. Бельчиков, Ю. А. Человек живет словами . (К 160-летию со дня рождения Н. С. Лескова) // Русский язык в школе. 1990. — № 6. — С. 48-55.

25. Богданов, В. Н. С. Лесков в русской литературе / В мире Лескова: сб. ст. / сост. В. А. Михнюкевич. -М., 1983. С.8-58.

26. Булгаков, С. Н. Православие.Очерки учения православной церкви / Сергей Булгаков. 3-е изд. — Paris: Ymca-Press, 1964. — 480 с.

27. Буслаев, Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство / Федор Буслаев. СПб.: Лига Плюс, 2001. — 352 с.

28. Вагнер, Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве / Георгий Вагнер. М.: Искусство, 1987. — 288 с.

29. Васильев, В. П. История канонизации русских святых / Василий Васильев. -М., 1893.

30. Вербицкая, М. В. К обоснованию теории «вторичных текстов» // Филологические науки. 1989. — № 1. — С. 30-35.

31. Верещагин, Е. М. Христианская книжность Древней Руси / Евгений Верещагин. М.: Наука, 1996. — 208 с.

32. Видуэцкая, И. П. Достоевский и Лесков // Русская литература. 1975. — №4.-С. 127-137.

33. Видуэцкая, И. П. Об атмосфере художественного мира Лескова // Русская словесность. 1995. — № 6. — С. 25-29.

34. Видуэцкая, И. П. Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. 1981. — № 2. — С. 148-213.

36. Виноградов, В. В. Достоевский и Лесков (70-е годы) // Русская литература. 1961. -№ 1. — С. 63-85.

37. Виноградов, В. В. Достоевский и Лесков (70-е годы) // Русская литература. 1961. -№ 2. — С. 65-97.

38. Виролайнен, М. Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности / Марина Виролайнен. СПб.: Амфора, 2003. — 503 с.

39. Водовозов, Н. В. История древнерусской литературы / Николай Водовозов. -М.: Просвещение, 1972. 383 с.

40. Волгин, И. Л. Последний год Достоевского / Игорь Волгин. 2-е изд., с изм. — М.: Советский писатель, 1991. — 544 с.

42. Волков, С. Диалоги с Иосифом Бродским / Соломон Волков. — М.: Независимая газета, 2000. — 325 с.

43. Волынский, А. Л. Н. С. Лесков // Северный вестник 1897. — № 2.

44. Восторгов, И., прот. Тобольские торжества / Иван Восторгов // Прибавления к Церковным ведомостям. — 1916. — № 28. С. 687-688.

45. Восторгов, И. И., протоиерей. Тобольские торжества / Иван Восторгов. -М, 1916. — С. 17.

49. Гординенко, Н. С. Православные святые: кто они? / Николай Гординен-ко. Д.: Наука, 1979. — 270 с.

50. Горелов, А. А. Н. С. Лесков и народная культура / Ал. Горелов. — Д.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. — 296 с.

51. Горелов, А. А. Лесков и русская литература / Ал. Горелов. М., 1988. — С. 39-62.

52. Горелов, А. А. Лесков: демократические начала творчества // Русская литература. 1981. — № 1. — С. 32-56.

53. Горелов, А. А. Путь Николая Лескова / Ал. Горелов. М.; Л., 1966. — С. 5-24.

54. Горелов, А. А. Соединяя времена / Ал. Горелов. М.: Наука, 1978. — С. 23-60.

55. Грихин, В. А. Древнерусские княжеские жития // Русская речь. — 1980. -№2.-С. 106-110.

56. Грихин, В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV XV вв. / В. А. Грихин. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. — 234 с.

57. Гуминский, В. М. Лесков: тайна народной жизни // Литературная учеба. 1981. -№ 3. — С. 164-174.

58. Гунн, Г. П. «Очарованная Русь» Николая Лескова / Генрих Гунн. — М.: Искусство, 1990. С. 6-45.

59. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / Арон Гуревич. -М.: Искусство, 1972. 318 с.

60. Два письма Н. С. Лескова // Русская речь. 1991. — № 1.

61. Демин, А. С. О художественности древнерусской литературы. Очерки древнерусского мировидения от Повести временных лет до Аввакума / А. Демин. М.: Языки русской культуры, 1998. — 56-73.

64. Духовный регламент. СПб, 1820. — 239 с.

66. Дыханова, Б. С. В поисках своего слова (Из наблюдений над стилем Н.Лескова) // Вопросы литературы. 1981. — № 2. — С. 189-212.

67. Егоров, Б. Ф. Очерки по истории русской культуры / Борис Егоров. — М.: Языки культуры, 1996. Т. 5.- С. 104-166.

71. Еремин, И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики / Игорь Еремин. -М.; Л., 1966. С. 245-262.

72. Есаулов, И. А. Пасхальность русской словесности / Иван Есаулов. М.: Круг, 2004. — 560 с.

73. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. -М., 1908. Июнь. С. 67.

76. Зеньковский, В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского / В. Зеньковский // Путь. Париж, 1933. — № 37.

81. Карсавин, Л. П. Монашество в средние века / Лев Карсавин. М.: МГУ, 1996.-411 с.

82. Карсавин, Л. П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках / Лев Карсавин. СПб.: РАН, 1995. — Т. 2. — С. 25-27.

83. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви / Антон Карташев. -Собр. соч.: в 2-х т. -М.: Эксмо, 2006. Т. 1.-847 с.

84. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви / Антон Карташев. — Собр. соч.: в 2-х т. М.: Эксмо, 2006. — Т. 2. — 815 с.

86. Кирпотин, В. Я. Мир Достоевского: этюды и исследования / Валерий Кирпотин. М.: Советский писатель, 1980. — 375 с.

87. Клибанов, А. И. Духовная культура средневековой Руси / Александр Клибанов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 366 с.

88. Ключевский, В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник / Василий Ключевский. -М.: Наука, 1988. — 512 с.

89. Ключевский, В.О. Православие в России / Василий Ключевский. — М.: Мысль, 2000.-621 с.

90. Колесов, В. В. Древняя Русь: наследие в слове / Владимир Колесов. Собр. соч.: в 5 кн. Кн. 2. Добро и зло. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2001.-304 с.

93. Колесов, В.В. Мир человека в слове Древней Руси / Владимир Колесов. Л.: Издательство ЛГУ, 1986. — 312 с.

94. Кологривов, Иоанн, иеромонах. Очерки русской святости / Иоанн Ко-логривов. — Брюссель, 1961.

95. Колымагин, Б. Русские святые // Сельская молодежь. 1993. — № 9. — С. 10-12.

96. Коновалова, О. Ф. К вопросу о литературной позиции писателя конца XIV в. //ТОДРЛ. -М.; Л., 1958.-Т. 14.-С. 208.

97. Концевич, И. М. Стяжание духа святого в путях Древней Руси / Иван Концевич. М.: Алгоритм, 2007. — С. 52.

98. Конышев, Е. М. Творчество Н. С. Лескова / Е. М.Конышев: межвузовский сб. научных трудов Курск, 1988. — С. 124-133.

99. Котельников, В. А. Оптина пустынь и русская литература // Русская литература. 1989. — № 1. — С. 59-66.

102. Кусков, В. В. История древнерусской литературы: учебник. / Владимир Кусков. 6-е изд., с изм. — М.: Высшая школа, 1998. — 336 с.

103. Кусков, В. В. Эстетика идеальной жизни: Избранные труды / Владимир Кусков. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. — 319 с.

105. Лазаренко, Е. Тема Бога в Творчестве Н. С. Лескова // Литература. -1997. -№42. -С. 2-3.

106. Лесков, Н.С. Собрание сочинений: в 12т./ Н.С.Лесков. М.: Правда, 1989.-Т. 2-416 с.

107. Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. / Н. С. Лесков. М.: Гослитиздат, 1956-1958.-Т. I. — С.263-386.

109. Либан, Н. И. Из спецкурса «Творчество Н.С.Лескова» // Русская словесность. 1995. — № 6. — С. 17-22.

110. Лики святых. Пророки. Апостолы. Мученики. Святители. Преподобные. Бессребреники. Блаженные. Праведные. — М.: 1999. 32 с.

112. Лихачев, Д. С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы Текст. / Дмитрий Лихачев. М.: Рус. путь, 2004. — 337 с.

114. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Дмитрий Лихачев. Л.: Наука, 1971. — 414 с.

115. Лихачев, Д. С. Человек в литературе Древней Руси Текст. / Дмитрий Лихачев. -М.; Л.: Наука, 1958.-247 с.

116. Лихачев, Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе XI-XII веков // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. Т. 10. С. 76-91.

117. Лопарев, Хр. Византийские жития святых VIII-IX веков. Византийский временник / Хр. Лопарев. СПб.: 1911- Т. XVII. Вып. 1-4. — С. — 15.

118. Лосский, Н. О. Миропонимание Достоевского / Николай Лосский // Бог и мировое зло. М.: Республика. — 1994. — С. 83-250.

119. Лосский, Н. О. Характер русского народа / Николай Лосский. М.: Ключ, 1990 (репринтное издание, Посев, 1957). — С. 5-6.

120. Лотман, Ю. М. История и типология русской культуры / Юрий Лотман. СПб.: Искусство, 2002. — 768 с.

122. Лужановский, А. В. Сюжет рассказа «Очарованный странник» // Новое о Лескове / А. В. Лужановский. М., Йошкар-Ола, 1998. — С. 82-91.

126. Новое время. 1915. № 14211.-С. 4.

127. Новое время. 1915. № 14231.-С. 4.

128. О причтении к лику святых митрополита Иоанна Тобольского / Новое время. 1915. № 142. — С. 4.

129. О языке Н. С. Лескова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997. — № 24 (96). — С. 5-12.

131. Ордовский-Танаевский, Н. А. Воспоминания / Николай Ордовский-Танаевский. -М., СПб, 1993. 574 с.

132. Орлов, А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.) / А. С. Орлов. ЧОИДР. — М., 1902. — Кн. 4. — С. 1-50.

133. Панченко, А. М. О русской истории и культуре / Александр Панченко. СПб.: Азбука, 2000. — 464 с.

135. Пиккио, Р. Древнерусская литература / Р. Пиккио. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 352 с.

138. Полторацкий, Н. П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. — № 2. — С. 126-140.

139. Поселянин, Е. Н. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века / Евгений Поселянин. — СПб., 1905. С. 155.

142. Пульхритудова, Е. М. В мире Лескова / Е. Пульхритудова. М., 1983. — С. 149-186.

144. Раев, Марк. Георгий Флоровекий: священнослужитель, богослов, философ / Марк Раев. М., 1993. — С. 241-298.

146. Розанов, В. В. Мысли о литературе / Василий Розанов. — М.: Искусство, 1989.-С. 41-157.

147. Россейкин, Ф. К жизнеописанию святителя Иоанна Тобольского / Ф. Россейкин // Богословский вестник. 1916. — № 9. — С. 143.

148. Румянцев, А. Б. Н. С. Лесков и русская православная церковь // Русская литература. СПб, 1995. — № 1. — С. 212-217.

149. Русская литература XIX века и христианство / Под ред. В. И. Кулешова. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 384 с.

151. Русское слово. 1915. №227.-С. 113-117.

152. Русское слово. 1915. №227.-С. 41-71.

153. Русское слово. 1915. № 227. — С. 5.

154. Русское слово. 1915. № 227. — С. 230.

155. Сараскина, Л. И. Достоевский в созвучиях и притяжениях (от Пушкина до Солженицына) / Л. Сараскина. — М.: Русский путь, 2006. 605 с.

156. Селезнев, Ю. И. Достоевский / Юрий Селезнев. — М.: Молодая гвардия, 1985. 543 с.

157. Серебрянский, Н. И. Древнерусские княжеские жития. Обзор редакций и тексты / Николай Серебрянский. М., 1915. — 328 с.

158. Сидоров, А. И. У истоков культуры святости / Алексей Сидоров. — М.: Паломникъ, 2002. 165 с.

161. Соколов, Б. В. Расшифрованный Достоевский / Борис Соколов. — М.: Эксмо, 2007.-512 с.

162. Соловьев, Вл. Собрание сочинений: в 9 т. / Вл. Соловьев. СПб.: Общественная польза, 1901-1907 гг. — Т. 5. — С. 484.

163. Старыгина, Н. Н. Живой дух веры: Рассказы Лескова о праведниках // Литература. 1996. — № 2. — С. 10-11.

164. Старыгина, Н. Н. История русской литературы II половины XIX века: Практикум.; под ред. Н. Н. Старыгиной. М., 1998. — С. 215-229.

165. Старыгина, Н. Н. Образы «светских праведниц» в романах И. А. Гончарова и И. С. Лескова / И. Н. Старыгина. М., Йошкар-Ола, 1998. — С. 52-63.

166. Степанян, К. Сознать и сказать. «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского / К. Степанян. — М., 2005. 508 с.

167. Столярова, И. В. В поисках идеала: творчество Н. С. Лескова / Ирина Столярова. Л.: ОГУ, 1978. — 231 с.

168. Столярова, И. В. Лесков и Россия / И. В. Столярова / Лесков И. С. Собрание сочинений: в 30 т. М., 1996. — Т. 1. — С. 7-100.

169. Струве, П. В. Н. С. Лесков / Петр Струве // Русская литература — СПб, 1992. -№3.- С. 97-100.

170. Тарасов, А. Б. Духовный путь Льва Толстого / Андрей Тарасов // Глагол, 2001.-Ч. 1. — № 6.

171. Тарасов, А. Б. Праведники Толстого / Андрей Тарасов // Глагол, 2001. — Ч. 2.-№7.

172. Тарасов, А. Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого / Андрей Тарасов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. 176 с.

173. Татищев, В. Н. История Российская / В. Н. Татищев: в 3-х т. М.: ACT, 2005.-Т. 3.-864 с.

174. Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян / Антоний Тахиаос. — Сергиев Посад, 2005. 391 е.: ил.

177. Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1916. — №35.- С. 738-739.

178. Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1916. — № 14.-С. 304-306.

179. Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1914. — №31.-С. 423-424.

180. Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. — 1915. — №8.-С. 215-216.

181. Толстая, А. Л. Отец. Жизнь Льва Толстого / Александра Толстая. — М.: Книга, 1989. В 2-х т. — 503 с.

182. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Лев Толстой. — сост. и коммент. А. Н. Ни-колюкина. -М.: Высш. Книга, 1993. 527 с.

183. Топорков, А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века / Андрей Топорков. — ЪЛ.: Индрик, 1997. С. 393-396.

186. Троицкий, В. Ю. Высшая цель жизни. Духовные начала в творчестве Н.С.Лескова / В. Ю. Троицкий / Домострой. 1991. — № 48. — С. 12-13.

187. Троицкий, В. Ю. Духовный и зримый идеал женщины у Лескова // Литература в школе. — 1991. — № 2. — С. 8—13.

189. Фаресов, А. И. Против течений: Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем / А. И. Фаресов. — СПб, 1904. 412 с.

190. Федотов, Г. П. Собрание сочинений: в 12 т. / Г. П. Федотов. Святые Древней Руси. М.: Мартис, 2000. — Т. 8. — 267 с.

193. Флоровский, Г. В. О Достоевском / Георгий Флоровский. М.: Книга, 1990.-С. 386-352.

194. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия / Георгий Флоровский. — Вильнюс, 2006. 608 с.

195. Фомин, С. В. Последний царский святой / Сергей Фомин. СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2003. — 702 с.

196. Франк, С. Л. О Достоевском / Семен Франк. М.: Книга, 1990. — С. 391— 397.

197. Фудель, С. И. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси / Сергей Фудель.-М., 1991.-С. 377-387.

198. Фудель, С. И. Собрание сочинений: в 3 т. / С. Фудель; сост. и коммент. Прот. Н. В. Балашов, JI. И. Сараскина. М.: Русский путь, 2005.

199. Хализев, В. В мире Лескова / В. Хализев, О. Майорова. -М., 1983. С. 196-233.

200. Харлампович, К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь / К. Харлампович. Казань, 1914. — С. 302.

201. Черепнин, Л. В. Исторические взгляды классиков русской литературы / Лев Черепнин. М.: Мысль, 1968. — С. 217-245.

202. Шумихина, Л. А. Генезис русской духовности / Л. А. Шумихина // Известия УрГУ. Екатеринбург, 1998. — С. 216-219.

203. Щенников, Г. К. История русской литературы XIX века / Гурий Щенни-ков: учебник. М.: Высш. шк., 2005. — С. 125-139.

205. Эйхенбаум, Б. М. О прозе / Борис Эйхенбаум. — Л.: Сов. писатель, 1969. С. 327-346.

206. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура: учебно-метод. пособие / Алексей Юдин. — М.: Высш. шк.,1999. — 331 с.

207. Юрганов, А. Л. Категории русской средневековой культуры / Андрей Юрганов. М.: МИРОС, 1998. — 448 с.

208. Яхонтов, И. П. Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник / Иван Яхонтов. — Казань, 1881. -355 с.1. Справочная литература:

209. Аверинцев, С. С. Архетипы / С.С.Аверинцев // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. — Т. 1. — С. 110-111.

210. Андреев, А. И. Черепановекая летопись // Ист. записки. Изд-во АН СССР. 1942, № 13. С. 308-323.

211. Василенко, J1. И. Краткий религиозно-философский словарь / JI. И. Василенко. М.: Истина и Жизнь, 2000. — 256 с.

214. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. /

215. В. И. Даль; под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Т.З. П-Р. М.: Цитадель, -1998.-896 с.

217. Живов, В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов / В. М. Живов. М.: Гнозис , 1994. 112 с.

218. Майер, Ф. Библейская энциклопедия Брокгауза / Ф. Майер — СПб., 2003. -984 с.

219. Мень, А. В. Библиологический словарь в 3-х т./ А. В. Мень М., 2002. -Т. 3.-528 е.: ил.

221. Николаев, С. И. Словарь русских писателей XVIII в. / С. И. Николаев. -СПб.: Наука, 1999. Вып. 2. С. 266-267.

222. Скляревская, Г. Н. Словарь православной церковной культуры / Г. Н. Скляревская. М.: ACT, 2008. — 447 с.

223. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. — М.: Академический проект, 2001. — 990 с.

День памяти: 10 июня
Святитель Иоанн Тобольский

Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.

О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода. В истории России Максимовичи оставили заметный след ревностным служением на благо Отчизне и государю. Но не только на службе земному царю прославились они. В святительском сане причислен к лику святых Русской Православной Церкви Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, получивший имя в честь своего знаменитого предка, также предстоял престолу Божию.

Родители Иоанна были людьми небедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. Своему сыну они старались дать лучшее по тому времени образование. Дома он воспитывался в духе благочестия, послушания и любви к Слову Божию, поэтому, продолжая образование в Киевской коллегии(позднее ставшей академией), Иоанн выделялся из всех своими способностями, причем настолько, что по окончании коллегии был оставлен в ней в должности преподавателя.

Домашнее воспитание, учеба в коллегии, постоянное общение с монахами питало его душу стремлением служить Богу в ангельском чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро. Недолго подвизался он в Лавре, иные стези готовил ему Господь.

В 70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чиригин. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!). Помимо просьб о помощи военной лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.

Документальные свидетельства о жизни архимандрита Иоанна появляются лишь вместе с возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину.

По успении святителя Феодосия в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему и единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович). Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года.

Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей.

Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помогало Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известен случай исцеления владыки Иоанна молитвами почившего святителя.

Архиепископ Иоанн был тяжело болен и в молитвах призывал на помощь святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святый Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день архиепископ, уже здоровый, совершал литургию. После этого чуда Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились бренные останки святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах. С того момента от мощей святителя Феодосия стали подаваться всем с верой притекающим исцеления, а имя святого, глубоко чтимого черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, навсегда переплелось с имением святителя Иоанна, блаженнейшего его друга. С великой скорбью поэтому черниговская паства переживала весть о том, что их любимый святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.

Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии. Меньшиков собирался сам назначить день освящения, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя.

Позднее, когда владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, — сказал он, — но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове.

11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами.

Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву. Запершись у себя в келье, он долго-долго коленопреклоненно молился, часто до утра.

Добро он любил делать тайно и через доверенных лиц посылал деньги и разные вещи сиротам, в богадельни (при нем их в городе было более двадцати), в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», — и поспешно отходил. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания.

Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных.

Этот человек глубоко воспринял евангельское слово: «Когда делаешь пир — не зови соседей богатых, которые могут воздать тебе тем же, но зови слабых, угнетенных, больных». Так он и поступал всегда, в гости никогда не ездил: за все время служения в Тобольске лишь один раз обедал у губернатора, и то по его усиленной просьбе. Однако в праздничные дни после литургии он приглашал к себе почетных горожан. Угощение его всегда было очень скромным, и подлинным украшением таких трапез были беседы святителя, обладавшего замечательным даром слова. О проповедях его за богослужением всегда отзывались только в превосходной степени.

Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял свои доходы.

Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.

Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», — об обязанностях властей, Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».

Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов.

Так во славу Божию и работал Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия.

Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.

Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна.

Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда».

Убедился народ в святости своего митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным.

Не сразу бренные останки святителя оказались в месте, где им предстояло ожидать всеобщего воскресения. Первоначально они находились в Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителя — Иоанна Златоуста. В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.

Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков. 21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами. Свято чтит земная Церковь святителя Иоанна, молитвенно воспоминая память его вкупе со всем Собором Сибирских святых.

В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени. И богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.

«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них» (Пс. 15, 3). Воля Божия нашла в жизни святителя великое осуществление, поэтому образ его, как великого постника и молитвенника, невольно влечет людей к подражанию

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *