Свт. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский

Иоанн Милостивый (+ 619/620), патриарх Александрийский, святитель

Память 12 ноября

В греческой традиции Иоанном Милостивым также называется св. Иоанн III Дука Ватац, император Никейский (+ 1254)

Родился в городе Амафунте на острове Кипре в семье знатного вельможи — префекта Епифания и Евкосмии. С юности был воспитан в благочестии и страхе Божием. Пришедши в возраст, он, по воле родителей своих, вступил в брак и имел детей, но вскоре дети и супруга его скончались. Освободившись от уз брачной жизни, святой возблагодарил Бога и стал жить по-иночески, хотя и не был монахом. Он отдал часть своего имения на благотворительность и усердно служил Господу, упражняясь в частой молитве и богоугодных делах, особенно проявляя себя милосердным и милостивым ко всем, терпящим бедствия от нищеты. Добродетели прославили его среди людей, и сам император почитал его.

В 609 году, по кончине патриарха Феодора, Александрийская Церковь осталась без предстоятеля. Тогда император Ираклий почтил Иоанна саном патриарха, который тот принял вопреки своему желанию, но по просьбам императора, духовенства и народа.

Вступив на патриарший престол, святитель Иоанн прежде всего позаботился очистить свою паству от монофизитской ереси, возмущавшей стадо Христово.

Искоренив её, Иоанн всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. В начале своего патриаршего служения он приказал учесть нищих и убогих в Александрии, которых он называл своими господами, так как они, как он говорил, «могут… ввести меня в вечные обители». Их оказалось семь с половиной тысяч человек. Всем этим несчастным святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Дважды в неделю, в среду и пятницу, он выходил к дверям патриаршего собора и, сидя на паперти, принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Два или три раза в неделю он посещал больницы, оказывая помощь страдальцам, сам прислуживал и напутствовал умирающих своими молитвами, помогая им при их кончине. Кроме того, он часто совершал заупокойную Божественную литургию и говорил, что литургия, совершаемая за умерших, приносит им великую пользу.

Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему шесть сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн дал ему другие шесть сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?»

Дважды святитель давал деньги взаймы купцу, но оба раза тот терпел кораблекрушение. Как святитель указал, первое произошло оттого, что купец смешал церковное золото с неправедно приобретенным, а второе — потому что сам его корабль был неправедной наживой. В третий раз святитель дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие, нежданно обогатился и возвратил долг.

Свт. Иоанн Милостивый, патр. Александрийский. Фреска

Тяжелая война императора Ираклия с персами под водительством Хозроя II принесла империи много бед. Персы разграбили и сожгли Иерусалим, захватив множество пленных, но святой патриарх Иоанн выделил бо́льшую часть церковной казны для их выкупа. Затем, во время нашествия персов в 618 году в Александрию собралось множество народа, следствием чего был сильный голод. Святой Иоанн, милосердствуя о голодающих, истратил всё церковное имущество и даже остался должен тысячу литр золота. Один второбрачный клирик обещал щедро пожертвовать на нужды Церкви, если патриарх поставит его во диакона, но святой укорил его, говоря, что Бог силен и без неправедной наживы прокормить людей во время голода. Как раз когда он говорил это, явился вестник с сообщением, что из Сицилии прибыли два корабля с большим количеством пшеницы.

Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды он вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, — оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23-24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясённый клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.

Один горожанин оскорбил Георгия, племянника патриарха. Георгий просил святого отомстить обидчику. Святитель обещал так воздать оскорбителю, что удивится вся Александрия. Это успокоило Георгия, и святой Иоанн стал поучать его, говоря о необходимости кротости и смирения, а затем, призвав оскорбителя, объявил, что освобождает его от уплаты церковной дани за землю. Александрия действительно была удивлена такой «местью», а Георгий понял урок своего дяди.

Святой Иоанн, строгий аскет и молитвенник, всегда имел в душе память смертную. Он заказал для себя гроб, но не велел мастерам доделывать его до конца, попросив каждый праздничный день в присутствии всех приходить к нему и громко спрашивать, не пора ли завершить работу.

Многие другие чудесные и знаменательные события сопровождали земную жизнь святого. Незадолго до кончины святитель Иоанн вынужден был из-за персидского вторжения оставить свою кафедру и отправился в Константинополь. Во время пути на корабле больному святителю было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: «Царь царей зовет тебя к Себе». Это видение предвозвестило скорую кончину патриарха. Прибыв на Кипр, он не мог продолжать путь, но отправился в родной город Амафунт и там с миром отошёл ко Господу. Это произошло 11 ноября 619 или 620 года. Память его перенесена на 12 ноября потому, что 11-го в Египте торжественно праздновалась память великомученика Мины, а в Константинополе преподобного Феодору Студиту.

Рака с мощами свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, в католическом храме San Giovanni in Bragora (Венеция)

Почитание

Рака с мощами свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, в католическом соборе Св. Мартина (Братислава)

Святителя похоронили в местной церкви святого Тихона, Амафунтского чудотворца рядом с двумя почивающими там епископами. При этом произошло чудесное знамение: когда хотели с ними положить святого Иоанна, тела епископов раздвинувшись, будто живые, отделились друг от друга и посредине между собою дали место Иоаннову телу.

Глава свт. Иоанна Милостивого

Впоследствии его честны́е мощи были перенесены в Константинополь, где их в 1200 году видел русский паломник — архиепископ Новгородский Антоний. Оттуда бо́льшая часть их в 1249 году была перевезена в Венецию, где почивает доныне в римо-католическом Иоанновском храме в Брагоре. Другая часть мощей в 1489 году была подарена султаном Баязидом II королю Венгерскому Матвею Корвину и помещена в королевской часовне в честь святого, устроенной в Будском замке. В 1632 году эта часть была перенесена в католический собор святого Мартина города Пожонь (ныне Братислава), где они покоятся и поныне в специально отстроенном приделе святителя Иоанна Милостивого.

В настоящее время в Греции хранятся честная глава святителя Иоанна Милостивого (в Большом Метеорском монастыре), за исключением нескольких фрагментов, которые находятся в Прусском Богородицком и Афонском Пантократорском монастырях; десница святого — в Афонском Дионисиевском монастыре; другие частицы мощей — в монастырях: Великая Лавра, Ксенофонт, Мега-Спилеон, в Лимасольском митрополичьем соборе и других храмах. Кроме того, частицы мощей святого находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Киккском монастыре на Кипре, в Будапеште и в Кракове .

Житие святителя было написано его современником епископом Леонтием Неапольским. Преподобный Симеон Метафраст собрал множество свидетельств о посмертных чудесах Иоанна Милостивого. В течение веков не ослабевала любовь к святителю и на Руси, где написано много икон милостивого патриарха.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ твою́, о́тче преподо́бне, / в моли́твах непреста́нно терпе́вый, / ни́щыя возлюби́вый, и сия́ удовли́вый: / но моли́ся Христу́ Бо́гу, / Иоа́нне ми́лостиве, блаже́нне, // спасти́ся душа́м на́шым.

Кондак, глас 2

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим, / и небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́, / Иоа́нне всему́дре: / сего́ ра́ди вси́ тя́ почита́ем, соверша́юще па́мять твою́, // ми́лостыни о тезоимени́те!

Использованные материалы

  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых:
  • «Святитель Иоанн Милостивый», житие на портале Православие.Ru:
  • «Кипрский Синаксарий. 12 ноября — святитель Иоанн Милостивый», страница сайта храма в честь иконы Божией Матери «Семистрельная» в деревне Алетрико, Кипр:

Кондак 1

Избранный от мира предивный угодниче Христов, веры и истины благовестниче, ихже, яко добрый сеятель на ниве Христовой, в сердца чад Божиих усердно всеял еси, не престай моляся за ны ко Господу даровати земли нашей мир и безмятежие, Церкви святей от ересей и расколов ограждение, да твоими молитвами от бед избавляеми, благодарно зовем ти:

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Икос 1

Ангела, пламенеюща духом и во плоти суща человека, избра тя Господь быти служителем Церкви святей и овцам своим пастырем добрым, от юности бо твоея Богу единому сердцем и душею прилежал еси. Мы же, имея в тебе образ пастыря предивна, умильно взываем ти:

Радуйся, земли Кипрския благое произрастание.

Радуйся, иго Христово с радостию восприявый.

Радуйся, в незлобии сердце свое соблюдый.

Радуйся, всею душею Бога возлюбивый.

Радуйся, Тому ревностно послуживый.

Радуйся, пастырю Богом избранный.

Радуйся, благодатию архиерейскою увенчанный.

Радуйся, неба церковнаго украшение.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 2

Видяще тя пастыря подвигом добрым подвизающася и, «аки елень на источницы водныя», к Богу устремляющася, стадо же свое словом Евангельским, аки ангельским хлебом, обильно питающа, святителю отче наш Иоанне, умиляемся сердцем и душею, благодаряще Бога, даровавшаго нам тебе, пастыря на ниве церковней верна и стража овец Его прилежна, и зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 2

От юности твоея, святителю наш Иоанне, орлу уподобился еси, от мирския суеты к высоте небесней воспарив, да постигнеши глубины премудрости Божия и в свете истиннаго Боговедения стадо твое мудро просветиши. Мы же наставляеми тобою покланятися Богу, в Троице славимому, воспеваем ти похвалы сия:

Радуйся, процветый яко финикс многоплодный.

Радуйся, добр образ верным показавый.

Радуйся, Промыслом Божиим присно водимый.

Радуйся, премудрость Божию обретый.

Радуйся, Необъятнаго разумом верою объявый.

Радуйся, свет истинный всем возвестивый.

Радуйся, истинному Богопознанию научивый.

Радуйся, правды Божией глашатаю.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 3

Яко серна от тенет, от суеты мира сего отбегл еси и к иноческому подвигу потщался еси, Христу Богу непорочным житием благоугодил еси, достоблаженне отче наш Иоанне, в трудех же и бдениих, от стражи утренния до нощи дремания веждома твоима и сна очесем не давал еси, сего ради жилище Духа Всесвятаго быти сподобился еси, в Троице певаемому Богу, яко орган многострунный, непрестанно воспевал сладостное: Аллилуиа.

Икос 3

Всемилостиваго Господа благосострадательное милосердие явися тебе, досточудне отче Иоанне, во образе боголепныя отроковицы, от маслин венец носящей, привлачающи тя подобитися деяньми твоими Всемилостивейшему Владыце; сего ради имение свое непрестанно расточал еси убогим и нищим, да богатство неистощимое приобрящеши на небесех. Мы же, видяще тя милостива помощника страждущих и благодетеля всех сущих в бедах, вопием ти таковая:

Радуйся, милосердию Божию подражавый.

Радуйся, любвеобильный попечителю недужных.

Радуйся, милостивый пастырю страждущих.

Радуйся, многопопечительный отче в бедах сущих.

Радуйся, щедрый дателю просящим.

Радуйся, безмездный питателю сирых.

Радуйся, яко расточал еси множество щедрот.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 4

Видя Тя пастыреначальник Христос милосердия евангельскаго ревнителя, служения же истинно христианскаго усердна исполнителя, постави Тя яко светильника светла на свещнице церковней, пастыря изрядна христоименитому стаду церкви Александрийския, яко да богомудро пасеши словесныя овцы на пажитех злачных и от ересей пагубных их избавляеши, да и тии, поминающе отеческая наставления твоя, воспоют Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Прияв жребий апостольства от Господа твоего, чада своя духовная учением и отеческою любовию усердно наставлял еси, явил еси такожде образ ревностнаго исполнения дел благотворения, насыщая алчущих, одевая нагих и подавая утешение всем, сущим в скорбех. Мы же, славяще добр образ трудов твоих, ублажаем тя сицевыми похвалы:

Радуйся, нивы Христовой вертоградарю верный.

Радуйся, дел милосердия трудниче неутомимый.

Радуйся, слова Божия добрый сеятелю.

Радуйся, мудрый учителю, просвещающий верных.

Радуйся, любовию отеческою пасомых объемлющий.

Радуйся, светильниче веры, всех освещающий.

Радуйся, наставниче в добродетели всеусердный.

Радуйся, богомудрый пастырю словесных овец.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 5

Путеводней звезде уподобился еси, Иоанне преподобие, указуя всем путь к Царству Небесному, егоже и сам стяжал еси, и душу твою, яко горницу сионскую, Христу, Новой Пасхе, уготовал еси, юже, видя смирением постлану и добродетелию украшену, освяти Пастыреначальник архиерейскою благодатию. Ты же, яко Петр Апостол, взывал еси Ему: «Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя», непрестанно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Апостольское учение веры и Божественныя благодати наследие имея, святителю отче Иоанне, не от человек зван был еси, но от десницы Божией приял еси жребий служения архиерейскаго в Церкви святей, и бремя сие, яко крест Христов, на рамо твое взем, во всяком благочестии и чистоте словесных овец твоих упасл еси. Зряще тя пастыря добра Церкви Христовой прилежна, людие с любовию воспеваху ти:

Радуйся, кротостию и целомудрием украшенный.

Радуйся, смиренномудрием и любовию возсиявый.

Радуйся, молитвою чистою благоухаяй.

Радуйся, жертву чистую Богу приносивый.

Радуйся, приношения твоя молитвою освятивый.

Радуйся, апостольскою ревностию объятый.

Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся.

Радуйся, яко в горнем Сионе пребываеши.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 6

Проповедует тя Церковь Божия стража верна овец словесных, ихже ты в безгодие и дни треволнения мудре упасл еси, в вере Православней до конца соблюл еси и молитвою за вся пред жертвенником Господним предстоял еси, пастырю милостивый Иоанне, и тако просветися свет твой пред человеки, иже видеша добрая дела твоя и прославиша Отца Небеснаго, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко светило неугасимое, горением веры и чистотою души твоея во граде Александрии, святителю Иоанне, идеже Пастыреначальник Господь постави тя пасти овцы Его, имже ты воистину был еси правило жития чистаго и, яко страж недремлющ, в вере истинней паству свою утвердил еси, образ пастыря добраго оставив нам, приносящим ти благохваления сия:

Радуйся, бодренно словесныя овцы охраняяй.

Радуйся, отеческою любовию их утешаяй.

Радуйся, оградо их крепкая и несокрушимая.

Радуйся, лампадо светлая, в молитве неугасимая.

Радуйся, Православныя веры истинный ревнителю.

Радуйся, плевелов веры и нечестия искоренителю.

Радуйся, правило жизни верным являяй.

Радуйся, истины и правды наставниче.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 7

Хотяй всем человеком спастися, ты всем вся был еси, да, якоже Павел, Христу всех приобрящеши, святителю тче Иоанне, апостольскими бо стопами грады и веси проходил еси, зной и мраз претерпевая, богатых и убогих, злых и добрых посещал еси, овых к целомудрию, овых к братолюбию призывая, а инех страхом Божиим пастырски вразумляя, заблуждших же и коснеющих в ересех и расколах отечески обличал еси и в вере Православней утверждал еси, да вси единеми усты и единым сердцем поют Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Яко голубя яви тя Господь, святителю Иоанне, не ветвь бо масличную, но благовестие евангельское сущим в ковчезе церковнем приносил еси и усты Давидовы к Богу взывал еси: «Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему». Помяни убо и нас, чтущих тя звании сими:

Радуйся, непрестанныя молитвы Богу приносивый.

Радуйся, чад своих страхом Божиим вразумивый.

Радуйся, покаянныя их воздыхания Богу возносивый.

Радуйся, в говении вкушавый ангельскую сладость.

Радуйся, терпением обретый евангельскую радость.

Радуйся, ковчеже, преисполненный благодатию.

Радуйся, Тайны Христовыми освященный.

Радуйся, Таинств Божиих дивный строителю.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 8

Чудно творяй пути нашего спасения Человеколюбец Господь, видя тя пастыря овец своих прилежна и Православныя веры хранителя тверда, аки росу на руно Гедеоново, дарова тя пастыря изрядна своея пажити, святителю Иоанне, увенча земное странствие твое венцем нетления и постави тя пред Престолом Славы Своея молитвенника о нас, грешных, тепла. Сего ради, Богу, во благо вся устрояющему, со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе в руце Божии предавый, к пастве твоей смиренно стопы своя направил еси, в нейже был еси убогим прибежище и бедствующим избавление, юным чистоты и целомудрия доброе наставление, вдовицам и сирым благое попечение, нерадивым чадом вразумление и во озлоблении сущим незлобивое обличение, Церкви Христовой от всякия напасти мудрое защищение, всех прибегающих к тебе утешая и благопотребная им ко спасению подавая. О сем приими от нас, почитающих память твою, похвалы таковая:

Радуйся, сокровище твое добре расточивый.

Радуйся, пламенне паству Христову возлюбивый.

Радуйся, жертвенную любовь пастве явивый.

Радуйся, в ближних своих Господа возлюбивый.

Радуйся, Господу своему верно послуживый.

Радуйся, архиерею Божий, свыше прославленный.

Радуйся, иерарше Христов, венцем славы увенчанный.

Радуйся, яко над многими постави тя Господь.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 9

Вси людие христоименитыя паствы видеша тя, пастыря своего, смирением и милосердием сияюща, прославиша Бога, святителю отче Иоанне; ты же, любовию к ним исполненный, яко о чадех своих, слезныя молитвы Богу день и нощь изливал еси. Сего ради людие твои, умиляющеся сердцем и душею, воспеваху Богу, даровавшему им таковаго святителя дивна: Аллилуиа.

Икос 9

Како восхвалим по достоянию высоту смирения твоего, святителю Иоанне, имже укротил еси прегордаго клирика твоего, яко к нему, дышущему злобою на тя, ты у алтаря Господня поклонился еси, кротко прося у него прощения. Сим смирением своим ты паче громогласных словес обличил еси его, яко той, плача и рыдая, позна грех свой, раскаяся и за богоугодное житие сподобися священнаго звания. Мы же, от злых дел своих посрамляеми, дерзаем в покаянии звати Богу: «Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», тебе же приносити похвалы сицевая:

Радуйся, сосуде истиннаго смирения.

Радуйся, любве нелицемерныя рачителю.

Радуйся, агнче незлобивый, козни вражия поправый.

Радуйся, кротостию твоею досаждения покрывавый.

Радуйся, роптание и злохуление возненавидевый.

Радуйся, терпение крепкое стяжавый.

Радуйся, кадило чистаго благоухания.

Радуйся, светильниче неземнаго сияния.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 10

Повеле Господь хотящим спасти душу свою — погубити ю ради другов своих. Ты же, святителю Иоанне, душу твою о пастве твоей полагал еси и до кончины жития жертву Безкровную за вся люди Богу принося, в кротости душевней взывал еси к Нему: «Господи, нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини, и ни единаго нас осуждения сотвори, но да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, во еже звати Тебе: Аллилуиа».

Икос 10

Светозарную звезду Христос тя на высоте церковней яви, отче Иоанне, яко апостольский престол украсил еси изрядно делы божественными; милосердием же и милостынею паче всех милосердием возсиявших святых нареклся еси «Милостив»: обогати бо тя зело податель благих Христос, и житие твое, паче солнца возсиявшее, милосердия испусти лучи требующим, отгоняющия темный облак нищеты, всебогате. Сего ради мы, озаряеми немеркнущим светом милосердия твоего, вопием ти сице:

Радуйся, страннолюбче щедрый и пленных свободителю.

Радуйся, прошения обремененных скоро исполняяй.

Радуйся, слезы чад своих милостию осушаяй.

Радуйся, житие твое в милосердии проводивый.

Радуйся, преизобильное милосердие нам явивый.

Радуйся, добродетельми твоими Богу благоугодивый.

Радуйся, страже верный, благо Церкви соблюдаяй.

Радуйся, сосуде молитв, имиже демоны далече отступают.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 11

Небесный глас: «Царь Царей зовет тя к Себе» слышати сподобился еси, святителю Иоанне, егда приближися кончина жития твоего. Бог управи стопы твоя на Кипр, идеже ты, достигнув отеческаго града твоего Амафунта, в мире преставился еси ко Господу, вознеся ему молитву: «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко сподобил мя еси принести вся Твоя Тебе, Емуже ныне предаю и душу мою». Мы же, ведяще яко Бог по блаженней кончине твоей дивно прослави тя, со умилением сердец вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светило пресветлое Церкви Христовой возсиял еси, святителю Иоанне, в житии бо твоем и по преставлении к небесным чад твоих не оставляеши, но руце молебнии ко Христу воздеваеши о наших гресех и о всех людех, и тако гнев Божий, праведно на ны движимый, молением твоим умилостивляеши и время на покаяние даровати нам Его умоляеши, да не безплодны явимся пред лице Судии Праведнаго, но якоже мудрыя девы, со светильники веры исполненными. Сего ради тебе, пред Богом присному о нас предстателю, вседушевно взываем:

Радуйся, закоснелую совесть в нас пробуждающий.

Радуйся, в евангельстей чистоте нас утверждающий.

Радуйся, к чистоте сердца нас призывающий.

Радуйся, трапезою духовною нас питающий.

Радуйся, в невечернем дни дивно сияющий.

Радуйся, с лики Ангельскими обитающий.

Радуйся, в молитвах о нас не умолкающий.

Радуйся, предстателю наш у престола Божия.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 12

Благодати неисповедимое знамение яви нам Господь, украси бо славный град Александрию, яко Ковчег Завета в древней Скинии двема Херувимы, столпами истины и любве: святителем Афанасием, безбоязненным блюстителем правила веры, и угодником Своим Иоанном, образ нам милосердия являющим, сим показуя, да вси вернии свято хранят истину и пребывают в любви, укрепляются в Православней вере и в радости душевней взывают Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще велия и преславная чудеса твоя, святителю Христов Иоанне, почитаем священную память твою и благоговейно молим тя, во еже милостивно даровати нам многая душам нашим полезная и ко спасению потребная. Мы же, имея тя неусыпна пред Богом о нас предстателя и заступника, благодарне зовем ти таковая:

Радуйся, Христом Богом возлюбленный.

Радуйся, теплый пред Богом предстателю.

Радуйся, упование призывающих тя с верою.

Радуйся, о чадех Божиих верный попечителю.

Радуйся, от всяких нас бед покрываяй.

Радуйся, проповедниче мира Божия.

Радуйся, апостольския веры твердый хранителю.

Радуйся, Православия неустрашимый исповедниче.

Радуйся, Иоанне, милостивый святителю.

Кондак 13

О, всеблаженне пастырю наш, святителю отче Иоанне, приими малое сие моление наше, с любовию тебе приносимое, и умоли Христа Бога, да избавит нас от всяких бед, скорбей и напастей, и миром незыблемым жизнь нашу да оградит. Церковь же святую Свою от расколов и нестроений соблюдет, и вся люди Своя ко единомыслию веры и любве к Себе приведет, во еже в невечернем дни Царствия Его всегда воспевати Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

Святителю Божий Иоанне, милостиве защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Не престай моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовы любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал еси себе имя «Милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостьми и всех жаждущих обильно напаяющая. Веруем, яко, по преселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо твоим ходатайством и заступлением пред Богом «всякия утехи», да вси, прибегающии к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, вселив в них надежду вечнаго упокоения во Царствии Небеснем. В житии твоем на земли ты был еси пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим; ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом Богом на небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил еси милость беспомощным, но и сердца других воздвигал еси ко утешению немощных и к призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да вселится в них мир и радость о Дусе Святе, — во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

Память 12/25 ноября


Свт. Иоанн Милостивый, Александрийский Студеница, 1209

Святитель был родом княжеский сын из кипрского города Амафунта. В юности ему было явлено знамение во сне. Он увидел благолепную деву с масличным венком на голове. Под этим образом скрывалось Милосердие Божие. По воле родителей Иоанн вступил в брак и имел детей. Когда же они все отошли ко Господу, то он принял монашеский постриг и начал строгую подвижническую жизнь. Он настолько преуспел в молитве, благотворениях и благочестии, что его избрали патриархом Александрийским.

В этом сане святитель Иоанн стал еще больше заботиться о нищих, страждущих и плененных, не оставляя никого из просящих без щедрого пособия. Однажды среди нищих для сбора подаяния оказались хорошо одетые девицы, и приближенные спросили святителя, должно ли и им подать милостыню. На это он кротко ответил: «Если вы рабы Христовы, подавайте, как Христос повелел, не взирая на лица, ибо мы не свое даем, а Христово”. Однажды некий вельможа, заметив на постели святителя худое покрывало, прислал ему дорогостоящее шелковое. Святитель сначала взял, но потом раскаялся и велел продать покрывало, а деньги раздать нуждающимся. И потом приверженность вельможи к себе он обращал в средство благотворительности.

Каждую среду и пяток Александрийский патриарх Иоанн имел обычай сидеть у церковных ворот, дабы все могли невозбранно приходить к нему за помощью. Тем, кто изумлялся такому его терпению и милосердию, святитель отвечал: «Если я имею всегда доступ ко Господу моему Иисусу Христу, в молитвах беседую с ним и прошу у Него все, что хочу, — как же могу возбранить приходить ко мне ближнему моему?” Никакое спешное дело не могло отвлечь милостивого святителя от благотворений. Как-то некая вдова подошла к нему, когда он направлялся в церковь, и сопровождавшие посоветовали выслушать ее после службы, но на это святитель Иоанн ответил: «А меня послушает ли Бог, если я не захочу ее послушать?”

Будучи «кроток, благосострадательнейш и незлобив”, святой однажды при защите им бедняков был оскорблен одним светским начальником и в тот же день послал сказать своему оскорбителю: «Скоро зайдет солнце, помиримся!” Тронутый до глубины души начальник дал обещание до конца жизни избегать распрей.

Святитель часто совершал литургии за умерших, благотворя так и усопшим, и живым. Строгий к себе, он имел постоянную память смертную и даже заказал гроб. При этом не велел доделывать его, а каждый праздничный день напоминать, не пора ли закончить работу.

Во время нападения персов на Египет, больной уже святитель удалился на Кипр, где вскоре скончался 11 ноября 616 (или 620) года. Память его стали праздновать 12 ноября, так как 11 ноября в Египте торжественно отмечали память великомученика Мины, а в Константинополе – преподобного Феодора Студита.

Как святой Иоанн Милостивый (память 25 ноября) отомстил за своего племянника так, что вся Александрия изумилась, и о других его добрых делах

Святитель Иоанн Милостивый

Княжеский сын

Святой Иоанн (VII) был из княжеского рода. Семья жила на Кипре. Среди знакомых – одни вельможи и владыки. Император Византии Ираклий III, знакомый св. Иоанна, предложил ему стать Патриархом Александрийской церкви. Святой не хотел, но подчинился и переехал жить в Александрию.

С чего начал патриарх

С переписи нищих. По приказу патриарха Иоанна помощники пошли и переписали всех убогих, найденных на улицах, в больницах, мусорных свалках. Всего было найдено 7.500 человек. Всем им патриарх назначил ежедневное пропитание и все, необходимое для жизни.

Приемные дни – среда и пятница

Но слуги не о каждом нуждающемся говорили патриарху. Тогда патриарх назначил приемные дни: среду и пятницу, и повелел, чтобы всякий человек, пришедший в эти дни с любой просьбой, был к нему допущен.

Прием шел в храме: около входа в церковь сидел патриарх с помощниками и выслушивал народ. При этом он говорил:

«Ведь и я сам прошу Господа услышать меня, и, в молитвах беседуя с Ним, прошу у Него, чего хочу. Почему же мне не выслушивать моего ближнего?»

Но бывали такие дни, когда никто не приходил. Тогда патриарх огорчался и шел домой. Помощники спрашивали: чем же он огорчен? Патриарх отвечал: «Сегодня я ничего не принес Богу за грехи свои».

Выкуп

Однажды персы сожгли Иерусалим и многих христиан забрали в плен. Тогда патриарх Иоанн отправил им корабли с золотом и пшеницей для выкупа пленников и помощи на дорогу домой.

Подавать ли милостыню хорошо одетым?

Как-то раз слуги сообщили св. Иоанну, что в толпе нищих, пришедших с просьбой к патриарху, стоят хорошо одетые девицы, но просят милостыню. Слуги спрашивали: подавать ли им или не подавать?

Патриарх ответил: «Если вы действительно христиане, то подавайте так, как Христос повелел, — несмотря на лица, не расспрашивая о жизни. Мы не свое отдаем, а Христово».

Но всех св. Иоанн не убедил, остались еще сомневающиеся: зачем это подавать тем, кто одет-обут и с голоду не помирает?

В ответ патриарх поделился своим мистическим опытом:

«Когда мне было шестнадцать, однажды ночью мне приснилась прекрасная девица с масличным венком на голове. Девица коснулась меня и разбудила. Проснувшись, я увидал, что она стоит предо мною уже не во сне, но наяву, и спросил: «Кто ты такая, как осмелилась войти ко мне?»

Девушка ответила: » Я — старшая дочь Великого Царя и первая среди дочерей Его. Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, потому что никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я».

Тем, кто не все понял, патриарх объяснил: «В образе девицы пришло ко мне Милосердие. Ведь только по Своему милосердию пришел Христос спасти людей, и потому тот, кто хочет милости от Бога, должен и сам быть милостивым к другим».

Проверка

Святой Иоанн Милостивый. Фрагмент миниатюры из минология Василия Второго. Фрагмент

Однажды святой Иоанн шел в больницу навестить больных (он ходил в больницы несколько раз в неделю). На дороге один нищий попросил у него милостыни. Патриарх ему подал шесть серебряных монет. Взяв монеты, странник удалился. Но потом, желая испытать щедрость святого, он переоделся и, отправившись по другому пути, снова встретил св. Иоанна и снова попросил денег.

Иоанн вторично приказал дать ему шесть серебряных монет. Наблюдательный слуга разгадал нищего и предупредил патриарха. Но патриарх, притворившись, будто не слышит замечания, снова подал нищему. Тогда нищий снова переоделся и в третий раз попросил милостыни. Слуга опять намекнул патриарху на обман, но патриарх снова подал нищему.

Извинения перед алтарником

Двое алтарников за одно прегрешение были наказаны патриархом Иоанном временным отлучением от Причастия. Один из них покаялся, а другой обиделся. Узнав об этом, патриарх пожелал еще раз поговорить с ним, чтобы успокоить, но позабыл.

В один из воскресных дней, собираясь служить литургию, св. Иоанн вспомнил про того гневавшегося на него алтарника, а также и слова Христа, сказанные Им в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к алтарю и вспомнишь, что ближний твой имеет что-то на тебя, оставь дар свой и пойди, помирись вначале с ближним твоим».

Патриарх вышел из алтаря, нашел того алтарника и на коленях попросил у него прощения.

Алтарник так поразился, что сразу смягчился и тоже попросил прощения у патриарха. Патриарх пошел служить литургию, а алтарник вскоре стал священником.

Почему вся Александрия изумилась

Александрия. Фрагмент средневековой карты

Один владелец гостиницы в Александрии обругал племянника патриарха Иоанна. Тот нажаловался дяде. Иоанн сказал: «Он, худородный, осмелился обесчестить моего племянника! Свидетельствуюсь Богом, что отомщу оскорбителю и поступлю с ним так, что изумится вся Александрия!

Племянник сразу успокоился. Видя это, св. Иоанн сказал: «Возлюбленный сын!

Если ты хочешь быть моим родственником, то будь готов терпеть не только оскорбления, но и поболее того, и для Бога все прощать ближнему.

Хочешь ли ты быть благородным? Тогда ищи благородства не по крови, но по добродетели. Истинное благородство украшается не столько славою предков, сколько добрыми делами!»

А потом патриарх повелел, чтобы с того человека, который оскорбил племянника, не брали ежегодной церковной подати, предоставляя ему жить свободно. И вся Александрия изумилась.

Кто кого?

Однажды к святому пришел богатый вельможа-друг и случайно увидел, что постель патриарха покрыта дырявым одеялом. Вельможа послал патриарху новое одеяло, стоимостью в тридцать шесть золотых, прося непременно им укрываться.

Патриарх, благодаря вельможу, обещал, и честно покрывался одеялом одну ночь. А потом сказал сам себе (наверное, келейник слышал и записал для истории):

«Сколько в этом городе людей, не имеющих ни угла, ни еды! И они, несмотря на нужду, верят в Бога, благодарят Его! А я – кто? Разве мне трудно благодарить Бога, я богат с детства, всю жизнь жил в любви и чести.

И при всем этом еще и это одеяло. Что скажет тебе Бог? Так ты служил своим ближним? Они голодали, а ты роскошествовал? Ведь и Христос наш пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить людям. И так заповедал своим священникам. А ты?»

Так говорил патриарх, а утром приказал продать одеяло и на эти деньги купить одежду для бедных. Но когда продавали одеяло, случайно проходил мимо тот самый вельможа, узнал, что оно продается, опять купил его и опять отослал к Иоанну.

Иоанн взял одеяло с благодарностью и снова отослал его продавать, со словами: «Посмотрим, кто раньше устанет: я ли – продавать, даритель ли мой – дарить». Так поступали они до пяти раз, и каждый раз вся выручка от продажи богатого одеяла шла бедным. Первым сдался вельможа.

Страшный сон

Один из каналов близ Александрии. Акватина из альбома «Виды Египта» (нач.19 века)

У патриарха был один очень скупой епископ. Звали его Троил. И вот св. Иоанн пригласил Троила вместе с собой в больницу, на обход. И сказал: «Отче Троиле! Вот тебе случай, чтобы утешить нуждающихся, подав им милостыню».

Троил, стыдясь показаться скупым, вопреки желанию начал всем раздавать милостыню и истратил много золота. Но, придя домой, так огорчился от растраты, что заболел. А святой Иоанн как раз пригласил его на обед. Троил сказал, что болен.

Догадываясь о причине этой болезни, Иоанн, захватив с собою столько золота, сколько истратил Троил в больнице, пошел его навестить. Придя к нему, он сказал:

— Я принес тебе золото, которое взял у тебя в больнице взаймы, возьми его, а мне дай записку в том, что ты передаешь мне ту награду от Господа, которая предназначалась для тебя за розданное золото. Увидав золото, Троил так обрадовался, что сразу выздоровел, и тут же написал: «Боже милосердый! Даруй награду господину моему Иоанну, патриарху Александрийскому, за тридцать литр золота, которые я роздал нищим, потому что он возвратил мне мое золото».

Получив записку, Иоанн стал молиться о своем епископе. И вот ночью Троил в видении увидел прекрасный дворец с надписью: «Дом епископа Троила». Но не успел туда войти, как явился какой-то величественный и грозный муж, похожий на царского слугу, и сказал:

— Господь повелел стереть эту надпись, а написать, что это дом Иоанна, патриарха Александрийского, который купил его для себя за тридцать литр золота.

Троил от огорчения проснулся и побежал к патриарху Иоанну с рассказом о странном сне. Патриарх утешил его, растолковав сон как предупреждение. С того времени Троил исправился и сделался нищелюбивым.

Почему средства на благотворительность иногда погибают в море

Генри Мур, «Бурное море»

Как-то раз тридцать кораблей, принадлежавших Александрийской церкви и нагруженных доверху товарами, попали в бурю. Все товары погибли. Лишившись имущества, предназначенного на благотворительность, святой Иоанн сказал слова, которые однажды сказал праведный Иов:

«Господь дал, Господь взял. Будет имя Господне благословенно». Что примерно означает: «Богу виднее, как распорядиться добром, но можно и подумать о причинах происшедшего».

Когда к св. Иоанну пришли, чтобы утешить его в потерях, патриарх ответил:

— Я сам виноват в гибели церковного имущества, ведь если бы я не превозносился умом, что подаю большую милостыню, тогда не погибло бы добро в море.

Я возгордился, отдавая не свое, но Божие. И Бог, желая смирить меня, попустил такое обнищание, потому что нищета смиряет человека. Теперь же я и сам сознаю, что из-за гордости лишился награды у Бога и причинил большую потерю бедным, ведь те, пища которых погибла, будут голодать. Но не ради меня, а ради их самих Господь не оставит неимущих и подаст им все необходимое.

И правда: как только патриарх Иоанн покаялся, Бог послал ему вдвое больше прежнего.

Адресная помощь

Однажды св. Иоанн торопился на службу в храм. На пути к нему подошла бедная вдова, прося защиты. Сопровождавшие Иоанна помощники просили патриарха, чтобы он потом выслушал ее рассказ, потому что женщина говорила сбивчиво и нетолково, а времени до службы оставалось мало. Но патриарх сказал: «Как же Бог услышит мою молитву, если я не выслушаю ее прошения?» И не тронулся с места, пока не выслушал вдову и не защитил ее.

Не верь глазам своим

Александрия. Изображение из средневековой хроники

Св. Иоанн был монахом, а у монахов есть одно аскетическое правило: не верить глазам своим. В том смысле, что если твои глаза видят что-то, что принуждает тебя к осуждению, лучше не поверить своим глазам, чем осудить.

Справедливость этого правила однажды показала св. Иоанну сама жизнь. Один инок в течение нескольких дней ходил по Александрии с весьма молодой и красивой девицей.

Видя это, люди решили, что инок развратен до бесстыдства – даже не стесняется показываться с женщиной. И нажаловались патриарху.

Тот повелел схватить обоих и запереть в темнице (по одиночке). С наступлением ночи инок явился патриарху во сне, показал ему израненное от побоев тело и спросил:

— Того ли ты хотел, владыка? Так ли ты научился у Апостола пасти стадо Христово? Поверь мне: ты обманут!

Утром патриарх отдал приказание привести инока, желая взглянуть, похож ли он на явившегося ему во сне. Инок пришел с трудом, так как от ран едва мог двигаться. Патриарх захотел взглянуть на раны, и когда инок стал снимать одежду, св. Иоанн увидел, что инок – евнух. Так убедившись, что инок оклеветан, а сам он обманут, св. Иоанн отлучил клеветников на три года от Церкви, а у инока просил прощения: «Согрешил я пред Богом и пред тобою. Но почему ты так неосторожно подал повод к соблазну людей?»

Инок ответил:

— Владыка, я скажу правду. Девица подошла ко мне на улице, я вначале собрался убежать от нее, но она сказала, что она еврейка и хочет креститься, а потом поступить в монастырь. Тогда я крестил ее, и потом помогал выбрать для нее женскую обитель.

Выслушав инока, патриарх заметил: «Мы, окаянные, даже и не знаем, сколько у Бога тайных праведников».

Посмертное милосердие св. Иоанна

Мощи св.Иоанна Милостивого. Венеция

Святой Иоанн Милостивый и при жизни, и после смерти был известен чудесной помощью ближним. Одна женщина, стыдясь исповедать свой грех духовному отцу, пришла к блаженному Иоанну, когда он был еще жив, но уже болел и близок был к смерти. Женщина сказала:

— Грех мой так ужасен, что я никому не могу открыть его. Но я знаю, что ты, если захочешь, можешь простить меня. Ведь Господь вам, священникам, сказал: что разрешите на земле, то разрешится на небе, и кому отпустите грехи, тому отпустятся.

Блаженный отвечал: «Если ты пришла с верою, то исповедай предо мною свой грех». На это женщина сказала: «Я не смею, потому что мне стыдно».

Св. Иоанн ответил: «Напиши на бумаге и принеси мне». Женщина сказала: «Я и написать стыжусь». Тогда святой сказал: «Напиши, запечатай и отдай мне».

Написав свой грех, женщина просила святого не раскрывать печати и не читать ее послания. Получив его, Иоанн через пять дней умер. А о письме никому не рассказал. Когда женщина узнала, что патриарх умер, она испугалась, что другие после его смерти прочитают ее письмо. И пошла ко гробу св. Иоанна просить его, как живого:

— Человек Божий, я не осмелилась тебе исповедать грех мой, и вот он стал всем известен. Лучше бы не отдавала я тебе той записки. Я стыдилась тебя, но теперь стану посмешищем для всех. Но я не отступлю от твоей могилы, пока ты не скажешь, куда ты девал мое письмо. Ведь ты не умер, ты живешь на небе.

Так она просила св. Иоанна у могилы три дня. На третью ночь святой Иоанн воочию вышел из своего гроба и сказал плачущей: «Вот твое письмо, возьми его и разорви».

Женщина взяла письмо и увидела печать нетронутой. Она разорвала печать, раскрыла письмо, но на том месте, где она открывала свой страшный грех, было лишь написано: «Ради раба Моего Иоанна, изглажен грех твой».

Изображения с сайта wikipedia.org

Мощи Иоанна Милостивого (Венеция)

Венеция – старинный город, сердце Италии. По сей день он по праву считается одним из самых популярных и красивейших мест мира.

«Венеция, — писал в 1725 год пеший паломник из Киева Василий Григорович-Барский, — есть град прекрасный, славою и честью во всем свете сияющий дивной ради своей лепоты и чудеснаго на воде морской устроения; имать в себе много церквей и лепотных много вежей (башен и колоколен)…»

В Венеции хранятся мощи святого апостола Марка и святого великомученика Феодора Стратилата, которые вместе со святителем Николаем являются покровителями города. В церквах Венеции хранятся также мощи святого первомученика архидиакона Стефана, две части главы святого великомученика Георгия, мощи преподобномученика Анастасия Персянина, мощи святой великомученицы Христины Тирской.

В венецианской церкви в честь Иоанна Милостивого хранятся мощи этого великого святого.

Сведения о его жизни весьма многочисленны и разнообразны. Первое жизнеописание Иоанна Милостивого было составлено вскоре после его кончины Иоанном Мосхом и Софронием Софистом. Наибольшее распространение в Византии получило Житие святого, написанное Леонтием, епископом Неапольским, по заказу святителя Аркадия I, архиепископа Констанции Кипрской, в 641-642 годах. Наиболее ранний перевод Жития на латинский язык принадлежит Анастасию Библиотекарю и выполнен для папы Николая I около 867 года на основе греческой редакции Жития.

Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, родился на Кипре в VI веке в семье знатного вельможи Епифания. Иоанн получил блестящее образование. В возрасте 15 лет он удостоился видения прекрасной девы в венке из ветвей оливы, которая назвалась «первой из дочерей Царя». Позже святитель понял, что это было «Сострадание» или же «Милосердие», и с тех пор никогда не отказывал нуждающемуся и всегда с радостью творил милостыню. Повинуясь воле отца, Иоанн женился. После кончины жены и двух сыновей он исполнил свое давнее желание и принял постриг. Вскоре его доброта и милосердие стали известны не только простым людям, но и императору Ираклию, который по инициативе патрикия Никиты, управлявшего с 610 году Египтом, поставил его патриархом Александрийским.

В начале своего пастырства Иоанн призвал церковных экономов и дал им такое поручение: «Обойдите весь город и перепишите всех господ моих». Экономы спросили его: «Кто же эти господа?». Патриарх ответил: «Это те, которых вы называете нищими и убогими, они мои господа, ибо они, воистину, могут способствовать мне в достижении спасения и ввести меня в вечные обители». Экономы пошли и переписали всех убогих, найденных на улицах, в больницах и на гноищах. Всех их было найдено семь тысяч пятьсот человек, и всем им святой Иоанн повелел выдавать все нужное для ежедневного пропитания.

Каждую среду и пятницу Александрийский патриарх Иоанн имел обычай сидеть у церковных ворот, дабы все могли невозбранно приходить к нему за помощью. Тем, кто изумлялся такому его терпению и милосердию, святитель отвечал: «Если я имею всегда доступ ко Господу моему Иисусу Христу, в молитвах беседую с ним и прошу у Него все, что хочу, — как же могу возбранить приходить ко мне ближнему моему?” Никакое спешное дело не могло отвлечь милостивого святителя от благотворений. Как-то некая вдова подошла к нему, когда он направлялся в церковь, и сопровождавшие посоветовали выслушать ее после службы, но на это святитель Иоанн ответил: «А меня послушает ли Бог, если я не захочу ее послушать?”

Будучи «кроток, благосострадательнейш и незлобив”, святой однажды при защите им бедняков был оскорблен одним светским начальником и в тот же день послал сказать своему оскорбителю: «Скоро зайдет солнце, помиримся!” Тронутый до глубины души начальник дал обещание до конца жизни избегать распрей.

Траты, совершаемые Иоанном Милостивым (помощь беднякам, горожанам, пострадавшим от грабежей, судовладельцам, лишившимся кораблей в буре), вызывали недовольство светских властей, в частности патрикия Никиты. Однако вскоре благодаря божественному вмешательству Никита был пристыжен, раскаялся и получил прощение от святого, ставшего крестным отцом его детей и много наставлявшего его как в духовных, так и в государственных делах.

Милосердие Патриарха распространялось не только на жителей Александрии, но и на многочисленных беженцев из захваченной арабами Сирии, в первую очередь на священников. Расходы на странноприимные дома, больницы для раненых и обильные подаяния беднякам и беженцам истощили казну Патриархата, и наступил голод, который прекратился благодаря молитвам святого Всевышнему. В 614 году, после взятия Иерусалима персами, Иоанн Милостивый выкупал палестинских пленников. Сведения о помощи Иерусалимскому Патриархату содержатся как в анонимной версии Жития святого, так и в написанной Леонтием Неапольским. В анонимной версии сообщается о глубокой скорби Иоанна по поводу разграбления Иерусалима и о составлении им плача, который позже он велел записать. Кроме того, патриарх отправил средства на восстановление разоренных церквей и монастырей, продукты, вино и одежду — для мирян и монахов.

Особую любовь Иоанн Милостивый питал к монашествующим и приказал выстроить для них в Александрии специальную гостиницу.

После персидского вторжения в Египет в июне 619 года Иоанн был вынужден покинуть Александрию и по просьбе патрикия Никиты отправился в Константинополь. У Родоса их корабль попал в бурю. После того как в видении святому была открыта его скорая кончина, он велел повернуть корабль на Кипр.

Святой скончался в Амафунте и был похоронен в базилике святителя Тихона (ранее им было написано Житие Тихона). По мнению Гельцера, это произошло в 619 году, однако большинство современных исследователей склоняются к 620 году, что соответствует сообщениям историков о десятилетнем Патриаршестве Иоанна. В Александрии о кончине Патриарха узнали из рассказов праведников о видении святого, который выходил с торжественной процессией из собора или шел по городу в окружении сотен бедняков и сирот с оливковыми ветвями в руках.

От гробницы святого в Амафунте происходили многочисленные чудеса.

Около 1200 года мощи Иоанна Милостивого были перенесены в Константинополь. По сообщению архиепископа Антония Новгородского, они находились в церкви святого Платона и в одной из церквей в Испигасе (Пиги). Согласно католической традиции, в 1249 году мощи святого были перенесены из Александрии в Венецию, где покоятся и ныне.

Церковь Иоанна Милостивого в районе Кастелло была заложена в начале VIII века. В IX веке она была перестроена и определена для хранения мощей Святого Иоанна Крестителя. Сейчас церковь известна тем, что в ней были крещены композитор Антонио Вивальди и Пьетро Барбо, будущий папа римский Павел II.

В приделе слева от главного алтаря хранится триптих Бартоломео Виварини «Мадонна с младенцем, святыми Иоанном и Андреем». В церкви также находятся несколько работ знаменитых мастеров Чимы да Конельяно и Альвизе Виварини.

В настоящее время в церкви хранятся нетленные мощи святого патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, шип из тернового венца Спасителя, а также крест с частицами Древа Святого Животворящего Креста Господня, которым пользовался во время богослужений преподобный Савва Освященный.

Также тут поклняются нескольким иконам древнего греческого письма: Богородицы Одигитрии, Богородицы Никопее, святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

На Руси образ Иоанна Милостивого впервые встречается в росписи киевского собора Святой Софии, на склоне одной из арок южной галереи (40-е гг. XI в.).

В 2007 митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл (ныне Святейший Патриах Московский всея Руси), поклонился святыням храма и выразил настоятелю храма, отцу Джованни, особую признательность за исключительно радушный прием верующих Русской Православной Церкви.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *