© Издательство «ДАРЪ», 2005

Предисловие книги сей, именуемой. «Скрижали духовные»

Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя этим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Такую, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви.

Преподобный отец премудро рассудил, устроив для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти, ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой, достигнув полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклонными к падению. А кто не достиг сей меры возраста, тот еще младенец и по точному свидетельству сердца окажется несовершенным. Мы признали за нужное прежде всего поместить в этой книге житие (преподобного) премудрого отца, чтобы читатели, взирая на его подвиги, удобнее поверили его учению.

Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской, прозванного схоластиком, поистине святого отца, составленное монахом Раифским Даниилом, мужем честным и добродетельным

Не могу сказать с достоверной точностью, в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж до исшествия своего на подвиг брани, а какой град ныне покоит и нетленной пищей питает сего дивного – это мне известно. Он пребывает ныне в том граде, о котором говорит велегласный Павел, взывая: наше же жительство – на небесах (Флп. 3, 20); невещественным чувством насыщается он блага, которым невозможно насытиться, и наслаждается невидимой добротой, духовно утешается духовным, получив воздаяния достойные подвигов и почесть за труды, не трудно понесенные, – тамошнее наследие; и навсегда соединившись с теми, нога которых стоит на правом пути (Пс. 25, 12). Но как сей вещественный достиг невещественных сил и совокупился с ними, это я постараюсь изъяснить по возможности.

Будучи шестнадцати лет телесным возрастом, совершенством же разума тысячелетен, этот блаженный принес себя самого, как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею и телом взошел на Синайскую, а душой – на небесную гору с тем, думаю, намерением, чтобы от видимого того места иметь пользу и лучшее наставление к достижению невидимого. Итак, отсекши бесчестную дерзость отшельничеством, этой обладательницей наших мысленных отроковиц, восприяв же благолепное смиренномудрие, он, при самом вступлении в подвиг, весьма благоразумно отогнал от себя обольстительное самоугодие и самоверие, ибо преклонил свою шею и вверил себя искуснейшему учителю, чтобы при благонадежном его руководстве непогрешительно переплывать бурное море страстей. Умертвив себя таким образом, он имел в себе душу как бы без разума и без воли, совершенно свободную и от естественного свойства. А еще удивительнее то, что, обладая внешней мудростью, он обучался небесной простоте. Дело преславное! Ибо кичливость философии не совмещается со смирением.

Потом, по прошествии девятнадцати лет, предпослав к Небесному Царю своего учителя как молитвенника и заступника, и сам он исходит на поприще безмолвия, нося оружия, сильные на разрушения твердынь (2 Кор. 10, 4) – молитвы великого (своего отца), и, избрав место удобное к подвигам уединения, в пяти стадиях от храма Господня (место это называется Фола), он провел там сорок лет в неослабных подвигах, всегда пылая горящей ревностью и огнем божественным. Но кто может выразить словами и восхвалить сказанием труды его, там понесенные? И как явно представить всякий труд его, который был тайным сеянием? Впрочем, хотя бы через некоторые главные добродетели известимся о духовном богатстве этого блаженного мужа.

Он употреблял все роды пищи, без предосуждения разрешаемые иноческому званию, но вкушал весьма мало, премудро сокрушая и через это, как я думаю, рог кичливости.

Итак, малоядением угнетал он госпожу оную, то есть плоть, многого похотливо желающую, голодом восклицая к ней: «молчи, престань»; тем же, что вкушал от всего понемногу, порабощал он мучительство славолюбия, а пустынножитием и удалением от людей утолил он пламень этой (то есть телесной) печи, так что он совсем испепелился и угас совершенно. Милостыней и скудостью во всем необходимом стойкий сей подвижник мужественно избежал идолослужения, то есть сребролюбия (см. Кол. 3, 5), от ежечасной смерти душевной, то есть от уныния и расслабления, восставлял он душу, возбуждая ее памятью телесной смерти, как остном, а сплетение пристрастия и всяких чувственных помыслов разрешил невещественными узами святой печали. Мучительство гнева еще прежде было в нем умерщвлено мечом послушания, неисходным же уединением и всегдашним молчанием умертвил он пиявицу паутинного тщеславия. Что же скажу о той победе, которую тот добрый таинник одержал над восьмой отроковицей. Что скажу о крайнейшем очищении, которое сей Веселеил послушания начал, а Владыка небесного Иерусалима, придя, совершил Своим присутствием, ибо без этого не может быть побежден диавол с сообразным ему полчищем. Где помещу, в настоящем нашем плетении венца, источник слез его (дарование не во многих обретающееся), которых тайное делателище и до ныне остается, – это небольшая пещера, находящаяся у подошвы некоторой горы. Она настолько отстояла от его келии и от всякого человеческого жилища, насколько нужно было для того, чтобы заградить слух от тщеславия, но к небесам она была близка рыданиями и взываниями, подобными тем, которые обыкновенно испускают пронзаемые мечами и прободаемые разжженным железом или лишаемые очей. Сна принимал он столько, сколько необходимо было, чтобы ум не повредился от бдения, а прежде сна много молился и сочинял книги – это упражнение служило ему единственным средством против уныния. Впрочем, все течение жизни его была непрестанная молитва и пламенная любовь к Богу, ибо день и ночь, воображая Его в светлости чистоты, как в зеркале, он не хотел или, точнее сказать, не мог насытиться.

Некто из монашествующих, именем Моисей, поревновав житию Иоанна, убедительно просил его, чтобы он принял его к себе в ученики и наставил на истинное любомудрие. Подвигнув старцев на ходатайство, Моисей через их просьбы убедил великого мужа принять себя. Некогда авва повелел тому Моисею переносить с одного места на другое землю, которой требовало удобрение гряд для зелий: достигнув указанного места, Моисей без лености исполнил повеление, но так как в полдень настал чрезвычайный зной (а тогда был последний летний месяц), то он уклонился под большой камень, лег и уснул. Господь же, Который ничем не хочет опечалить рабов Своих, по обычаю Своему предупреждает угрожавшее бедствие. Ибо великий старец, сидя в келии и размышляя о себе и о Боге, преклонился в тончайший сон и видит священнолепного мужа, который возбуждал его и, посмеваясь сну его, говорил: «Иоанн, как ты беспечно спишь, когда Моисей в опасности?» Вскочив немедленно, Иоанн вооружился молитвой за ученика своего, и когда тот вечером возвратился, спрашивал его, не случилась ли с ним какая-нибудь беда или нечаянность. Ученик отвечал: «Огромный камень едва не раздавил меня, когда я спал под ним в полдень, но мне показалось, будто ты зовешь меня, и я вдруг выскочил из того места». Отец же, поистине смиренномудрый, ничего из видения не открыл ученику, но тайными воплями и воздыханиями любви восхвалял благого Бога.

Сей преподобный был и образцом добродетелей, и врачом, исцелявшим сокровенные язвы. Некто по имени Исаакий, будучи весьма сильно угнетаем бесом плотской похоти и уже изнемогший духом, поспешил прибегнуть к сему великому и объявил ему свою брань словами, растворенными рыданием. Дивный муж, удивляясь вере его, сказал: «Станем, друг, оба на молитву». И между тем, как молитва их кончилась и страждущий еще лежал, повергшись лицом ниц, Бог исполнил волю раба Своего (см. Пс. 144, 19), дабы оправдать слово Давидово: и змей, мучимый биениями истинной молитвы, убежал. А недужный, увидев, что избавился от недуга, с великим удивлением воссылал благодарение Прославившему и прославленному.

Другие, напротив, подстрекаемые завистью, называли его (преподобного Иоанна) излишне говорливым и пустословом. Но он вразумил их самих делом и показал всем, что все может в укрепляющем всех Христе (Флп. 4, 13), ибо молчал в течение целого года, так что порицатели его превратились в просителей и говорили: «Заградили мы источник приснотекущей пользы ко вреду общего всех спасения». Иоанн же, чуждый прекословия, послушался и снова начал держаться первого образа жизни.

Потом все, удивляясь преуспеванию его во всех добродетелях, как бы новоявленного Моисея, поневоле возвели его на игуменство братии, и, возвысив сей светильник на свещник начальства, добрые избиратели не погрешили, ибо Иоанн приблизился к таинственной горе, войдя во мрак, куда не входят непосвященные, и, возводимый по духовным степеням, принял богоначертанное законоположение и видение. Слову Божию отверз уста свои, привлек Духа, изрек слово и из доброго сокровища сердца своего вынес слова добрые (ср. Лк. 6, 45). Он достиг конца видимого жития в наставлении новых израильтян, т. е. иноков, только тем отличаясь от Моисея, что вошел в горный Иерусалим, а Моисей не знаю как, не достиг земного.

Дух Святой говорил его устами. Свидетелями этому служат многие из тех, которые спаслись и доныне спасаются через него. Превосходным свидетелем премудрости сего премудрого и подаваемого им спасения был новый оный Давид. Свидетелем того же был и добрый Иоанн, преподобный наш пастырь (раифский игумен). Он и убедил этого нового боговидца усильными своими просьбами для пользы братии сойти помышлением с Синайской горы и показать нам свои богописанные скрижали, в которых наружно содержится руководство деятельное, а внутренне – созерцательное. Таким описанием покусился я в немногих словах заключить многое, ибо краткость слова имеет красоту и в искусстве витийства.

Ранней осенью 1960 года в небольшом американском городе Сиэтле (штат Вашингтон) заканчивал работу V Всемирный лесной конгресс. Представители извечно мирной профессии, съехавшиеся сюда из 96 стран, решили завершить конгресс созданием Парка дружбы народов. В центральной аллее каждая делегация должна была высадить национальное дерево своей страны. Наступила очередь советского представителя. Под звуки государственного гимна нашей Родины он направился к месту посадки. Справа от него с красным знаменем в руках шагал юный американец, слева шла девушка с лопатой и саженцем национального дерева.

Какому же дереву выпала честь представлять на американской земле главную лесную державу мира? В нашей стране произрастает свыше 1700 отечественных видов древесных растений да еще около 2000 видов иноземного происхождения. Вот и выбери из них наиболее достойное дерево. Но советские лесоводы пришли к единодушному решению довольно быстро: их избранницей стала лиственница. Справедливое решение! Если сомневаетесь, посмотрите на карту нашей страны.

Широким поясом протянулись леса с запада на восток через весь Советский Союз. Почти половину этой площади занимает лиственница, более четверти миллиарда гектаров — от Онежского озера до Охотского моря. Пять таких стран, как Франция, могут свободно разместиться на территории, занятой лиственницей. Столько обширных лесов не образует никакая другая древесная порода в мире. Это наиболее представительное лесное дерево.

Лиственница славится своей долговечностью. Правда, живет она в сравнении с другими породами не так уж долго: около 400-500 лет, зато на редкость стойка ее древесина, используемая в сооружениях. Многие сотни и даже тысячи лет она великолепно сохраняется, приобретая со временем все большую прочность и оригинальную окраску. Еще и теперь в глухих чащах сибирской тайги нередко можно набрести на остатки старинных крепостей, построенных воинами хана Кучума. Четыре столетия назад положены в них бревна лиственницы, а никакой порчи не видно. Немало изделий из лиственницы найдено и при раскопках знаменитых Пазырыкских курганов на Алтае. Больше 25 веков пролежали они, не тронутые временем. Эти уникальные свидетели вечной молодости лиственницы хранятся сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. Там можно увидеть срубы могильных склепов, колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенными из корней лиственницы. Все это изготовлено еще в бронзовый век бронзовыми топорами кочевников. За тысячелетия древние изделия лишь потемнели да приобрели твердость камня. Разве не чудесны эти превращения? Правда, и при жизни лиственница во многом необычна.

Прямые, будто колонны, деревья лиственницы — настоящие лесные великаны. 30-40 метров высоты для них не предел, они бывают и 50-метровыми при толщине стволов до 2 метров. Лиственничные леса дают рекордное для всех наших пород количество древесины с гектара: до 1500 кубометров и больше.

Древесину лиственницы используют в современном судостроении, в производстве самолетов, автомобилей, в машиностроении. Она без специальной пропитки идет на шпалы и телеграфные столбы и особенно хороша для причалов, мостов, плотин, где, как говорится, не знает сносу.

Но люди не довольствуются только древесиной, а превращают ее во многие полезные слагаемые. Из одного кубического метра лиственничной древесины при помощи чудесницы химии получают 200 килограммов целлюлозы или столько же виноградного сахара, 2000 пар чулок или 1500 метров шелковой ткани, 6000 квадратных метров целлофана или 700 литров винного спирта. Из продуктов переработки лиственничной древесины изготовляют десятки и сотни других ценных веществ: скипидар и уксусную кислоту, канифоль и сургуч, спички и многое другое. Из древесины лиственницы добывают дубильные вещества для выделки кож и окраски тканей, а из хвои — эфирное масло. Впрочем, дерево еще при жизни дает высококачественную живицу, или, как ее принято называть на мировом рынке, венецианский терпентин. Его добывают при подсочке растущих деревьев и широко используют в электротехнической и лакокрасочной промышленности.

Специалисты относят лиственницу к хвойным растениям, но в отличие от ели или сосны она ежегодно сбрасывает на зиму свой зеленый наряд. Из-за способности сбрасывать ежегодно хвою лиственница и получила свое имя. Впрочем, обновление хвои — привилегия деревьев, всходы лиственницы сохраняют хвою и зимой. Видимо, в глубокой древности лиственница была вечнозеленым деревом и лишь потом приспособилась к суровым условиям севера. Ведь сбрасывая хвою, она тем самым сокращает в зимний период испарение воды кроной. Приходится экономить, так как корни не в состоянии усваивать влагу из насквозь промерзшей почвы.

Особенно хороша лиственница весной и осенью. Длинные, тонкие желто-соломенные ее ветви ранней весной дружно (всего за- один-два теплых, погожих дня) расцвечиваются густыми щеточками нежных ярко-зеленых хвоинок. На их изумрудном фоне, как огоньки новогодней елки, одна за другой «вспыхивают» красноватые, розовые или зеленые огоньки-шишки и желтые колосочки. Празднично красивы лиственницы в эту пору. Легкий ветерок поднимает над их кронами облака золотистой пыльцы. Идет опыление. Лиственница — растение однодомное: женские шишечки и мужские колоски у нее находятся на одном дереве. Со временем окраска хвои темнеет, рост ее прекращается, а затем буреют, созревая, многочисленные мелкие шишки. В конце лета или ранней осенью лиственница вновь предстает в праздничном, на этот раз золотисто-оранжевом, наряде. Величествен лиственничный лес в это время года. Кажется, что суровая сибирская тайга из края в край озарена нежным золотистым сиянием. Летишь ли над тайгой, плывешь ли в эти дни по Енисею или Лене, Алдану или Колыме, кажется, будто затерялся в безбрежном сверкающем лиственничном океане. Только сибирский мороз властен укротить это всеобщее осеннее сияние. Ударит первый крепкий приморозок, и золотистая хвоя тихо струится с деревьев. Зато как буйно зашумит тайга с первыми холодными ветрами. Всего за несколько дней теряют свой величественный убор деревья лиственницы, да так и остаются всю зиму оголенными перед лицом жестокой стихии. Правда, лиственница не из робкого десятка: она спокойно встречает снежные вьюги, щедро разбрасывая свои небольшие крылатые семена как раз зимой. Немало припасла она их в мелких, но многочисленных коричневатых шишечках. Впрочем, столь же успешно переносит лиственница и засуху. Не случайно ее так охотно высаживают в полезащитных полосах лесоводы Украины и Кубани, Поволжья и Молдавии. Она вполне оправдывает их доверие, растет быстро и со знойным югом быстро уживается.

По достоинству оценены и лесоводственные качества лиственницы. Быстрота ее роста, нетребовательность к почвам и способность образовывать как чистые, так и смешанные лесонасаждения говорят сами за себя. У Зеленогорска, вблизи Ленинграда, и сейчас можно увидеть уникальную лиственничную рощу, заложенную еще по указу Петра I «лесным знателем» Фокелем. Это первая и, как подтвердило время, очень успешная попытка искусственного разведения столь заслуживающей этого древесной породы. Теперь советские лесоводы культивируют лиственницу повсюду. Из 20 видов лиственничного рода, существующих в мире, специалисты насчитывают у нас 14. Одни виды обитают на Карпатах, другие — на Сахалине, третьи — на Курильских островах.

Однако обычно предпочтение отдают лиственнице сибирской, той, что растет в Парке дружбы народов на американской земле. Правда, это не первое памятное дерево столь необычной породы. Еще в 1706 году в память основания Аптекарского огорода в Москве Петр I собственноручно посадил лиственницу. Более четверти тысячелетия прожила эта лиственница, давно превратилась далекая московская окраина в центральный проспект Мира, а Аптекарский огород — в теперь уже старый ботанический сад Московского университета. Многих знамений времени была она свидетелем.

Как раз о петровской лиственнице один из советских лесоводов сказал: «Вот откуда пошли гордые слова: «деревья умирают стоя». В самом деле, Петрово дерево-ветеран величественно даже теперь, когда живы на нем лишь несколько ветвей. Но эстафета поколений уже передана, почетную вахту от старого памятного дерева уже принял его молодой потомок. Любовно высадили его рядом работники сада в 250-летний юбилей бывшего Аптекарского огорода.

Книга о деревьях. И.С.Ивченко

Исторически, в Древней Руси сложилась особая система передачи наследства среди высших слоёв знати. Главной ценностью, наследуемой членами семьи были не богатства, а власть.

При этом сама система её передачи была довольно сложной и получила название лествичной. В чём её особенность и как долго она являлась основной в процессе передачи наследства – рассмотрим далее.

Что такое лествичная система: определение, значение и применение

Лествичное наследование – принцип передачи княжеского престола по наследству.

Название отсылает к слову «лествица». Оно неспроста созвучно современной «лестнице». Оно имеет тоже значение, только в старославянском языке. Такое название система передачи власти потомкам получила, благодаря своему строению. Она также имела ряд ступеней, на которых находились претенденты на наследство.

Передавалась власть не от отца к детям, а сначала между братьями. Лествичный принцип наследования включал две последовательные формы:

  • Переход прав от старших братьев к младшим, вплоть до самого младшего;
  • После этого применялась вертикальная передача наследства – к старшему представителю младшего поколения родственников по мужской линии.

Далее процесс повторялся уже в этом поколении.

На практике система правления выглядела следующим образом: княжение старшего брата, затем младшего, за ним – сына старшего брата, а потом сына младшего и т.д.

Недостатком такой системы было то, что члены семьи, которые не успели поправить, в дальнейшем выпадали из системы. А значит, выпадали и их потомки, лишаясь власти и теряя влияние в родовой структуре.

Особенности лествичного права

Представители правящего рода княжили на подвластных им территориях. Территории эти были неравнозначны по своему влиянию на регион. Несколько особо влиятельных городов определяли политическую обстановку всего региона, поэтому за власть над ними князья нередко воевали. Случались войны и среди представителей одного рода.

Киев был главным городом, которым управлял глава рода. Новгород, Псков, Чернигов, Смоленск, Владимир, Суздаль и ряд других городов также были важными центрами.

Если глава рода менялся, то и остальные князья часто меняли место княжения, так как именно глава рода распределял наделы между родственниками. Не всегда это устраивало других членов правящей династии, что приводило к междоусобным войнам.

В 1097 году прошёл Любечский съезд, на котором лествичная система была распространена также на внутреннее устройство княжеств.

Князья, не получившие места в очереди на правление в крупных центрах, получали от старшего брата, правящего там, уделы. Так они становились наместниками князя и обладали властью, хоть и меньшей, чем их старший родственник.

Зарождение системы лествичного права на Руси

Считается, что лествичную систему наследования создал Ярослав Мудрый. Будучи лидером большой династии, он продвигал такой принцип, распределяя уделы в своих землях между родственниками, взамен на их лояльность центральной власти.

Датой начала действия такой системы считается 1054 год, когда сыновья Ярослава Мудрого поделили между собой его земли. Также и название лествичное право возникло уже после смерти этого князя.

Пятеро сыновей разделили уделы таким образом:

  • Изяслав (старший из них) стал править в Киеве и Новгороде;
  • Святослав в Чернигове;
  • Всеволод в Переяславле;
  • Вячеслав в Смоленске;
  • Игорь в Волынском княжестве.

С этим примером передачи наследства был связан показательный факт. У Ярослава Мудрого был ещё один сын, старше Изяслава. Но он умер до раздела наследства, и его потомки выпали из этой системы.

Достоинства и недостатки системы лествичного права

Система наследования престола в средневековой Руси довольно неоднозначна. Несмотря на повсеместное применение такой системы в этом регионе, история знает немало фактов отклонения от её принципов.

Преимущества такой передачи наследства являются:

  • Жёсткий порядок передачи власти;
  • Преемственность поколений и родственников в одном поколении;
  • Приверженность этой системе знати;
  • Сохранение правящего рода, даже если у князя не было сыновей;
  • Разделение власти по территориальному признаку, что частично сглаживало напряжение внутри рода из-за передела влияния.

Некоторые историки считают, что такое разделение власти стало зародышем федеративной системы правления.

Но стоит сказать и о недостатках такой системы:

  • Частые нарушения основ лествичного права;
  • Недовольство потомков князей, которые выбыли из очереди наследования;
  • Конфликты между удельными князьями;
  • Переезды князей и дружин между городами в случае смены центрального правителя.

Нередким было и недовольство населения городов, на княжение в которые присылали нового правителя. Если он им не нравился, часто конфликт заканчивался вооружённым восстанием.

В целом, несмотря на развитую систему передачи власти, очень часто конфликты решались военным путём.

Нарушение лествичного права на Руси

На практике лествичная система наследования оказывалась довольно запутанной. Особенно это проявлялось при переделе власти на больших территориях и среди множества претендентов.

Известный факт, что женщины к наследованию престола не допускались. Но будучи жёнами князей, иногда они получали бразды правления, либо (ещё чаще) косвенно влияли на получение престола их мужьями. Это объясняется родственными связями этих жён. Также не стоит забывать и самый известный пример – правление княгини Ольги.

Вот несколько примеров переходов прав на власть среди представителей рода:

  • Князь Всеволод Ольгович был женат на дочери Мстислава Великого, и на этом основании имел больше прав на престол, чем сын Мстислава. Это объяснялось тем, что дед Всеволода был старшим братом деда Мстислава. В данном случае действовал принцип передачи власти по старшинству;
  • Что касается именно влияния родственных связей женщин, то показателен пример борьбы за Галицкий престол Мстислава Ростиславовича и Игоря Святославовича. Они оба были внуками Ярослава Осмомысла по материнской линии. Поэтому и возник спор, кто из братьев должен править Галицким княжеством.
  • Фёдор Ростиславович был мужем дочери Василия Всеволодовича. После смерти последнего он стал князем Ярославля.

В такой сложной системе, любые нарушения могли привести к затяжным войнам. Да и сами нарушения часто являлись вопросом трактовки своих прав каждым князем.

Среди известных нарушений лествичного порядка наследования стоит упомянуть:

  • Всеволод Большое Гнездо лишил права на престол собственного сына на основании завещания;
  • Киевский престол по праву должен был занять Олег Святославович, но горожане выбрали его младшего двоюродного брата Владимира Мономаха;
  • В свою очередь, Владимир Мономах передал престол не братьям Давиду Святославовичу и Святополку Изяславовичу, как того требовал лествичный порядок наследования, а сыну Мстиславу. Результатом стала междоусобная война длительностью в десять лет;
  • Всеволод Ольгович стал князем в обход очереди, согласно которой престол должен был отойти его старшим двоюродным братьям.

Следует учитывать, что упомянутый выше Любечский съезд видоизменил лествичную систему в форму удельно-лествичной. Это, безусловно, продлило её существование. Но к 14 веку такой подход к передаче наследства себя изжил. На протяжении прошедших веков его жёсткие принципы всё реже применялись на практике. Как и другие монархии, государства восточных славян перешли на привычную сегодня систему передачи наследства от отца детям, а не братьям.

Во многом этому способствовали внешние вызовы. В частности, набеги половцев требовали от князей объединяться. Но каждый князь хотел гарантий владения землями, а не постоянных перемещений с вотчины к вотчине по решению главного князя. Поэтому и начался переход к закреплению уделов за князьями в пожизненное пользование. Как следствие, такие уделы стали передавать сыновьям в наследство.

В Московском княжестве это произошло в 1425 году, когда Василий Первый передал власть своему сыну, а не брату, как того требовал порядок лествичного наследования.

Лествичная система сегодня

Можно сказать, что сегодня лествичное наследование в прошлом. Это не более, чем памятник истории. Последним оплотом этой древней системы передачи власти была Саудовская Аравия. В этой стране данный принцип перехода трона просуществовал до 2017 года, когда король впервые передал престол сыну, а не брату, как того требовал обычай.

Начиная со времён Киевской Руси, самым значительным видом наследия являлась власть. Имущество, земли и драгоценности отходили на второй план. В основу правил деления власти была положена лествичная система. Она предусматривала принцип наследование только представителями мужского пола. Женщины сюда не допускались. Заложенные принципы престолонаследия отличались сложностью и противоречивостью.

Принцип лествичной системы наследования

Лествичная система престолонаследования получила своё название от старославянского слова «лествица». В настоящее время оно созвучно со словом «лестница». Такой термин был введён потому, что передача власти тоже велась по ступеням.

Раздел власти проводился между братьями. Сыновья на первом этапе в этом участия не принимали.

Лествичная система предполагала следующий принцип престолонаследия:

  1. Сначала старший брат наследовал власть.
  2. Дальше она передавалась следующему по старшинству брату до самого младшего.
  3. Затем вступали в наследование сыновья старшего брата в порядке старшинства.
  4. По тому же принципу наследование переходило к сыновьям остальных братьев.
  5. Дальше в наследство вступали внуки и правнуки. Процедура их наследования оставалась такой же.

Наглядно это показано в таблице.

Принцип лествичной системы наследования власти

Порядок наследования

Старший брат

Все остальные братья в порядке старшинства

Дети старшего брата

Дети остальных братьев

Внуки, правнуки и т. д.

Особенности наследования

На основании лествичного права князья располагались на своих территориях. Старший из правителей сидел в Киеве и определял всю политику государства. Следующие братья по праву располагались в других менее престижных городах.

В случае смерти одного из князей ближайший брат занимал эту должность и переезжал на его место жительства. Соответственно по цепочке перемещение происходило и остальных братьев или их сыновей. Тот же принцип действовал на уровне небольших удельных княжеств. Это было связано с большими неудобствами, но сохранялось единство государства.

Во время наследования наделов не всегда получалось выдержать принцип справедливости. В некоторых случаях отдельные князья считали себя обделёнными. Их недовольство выливалось в междоусобные войны.

Если князь не успевал при жизни занять престол, то его потомки лишались право на очередь в правлении. Они становились изгоями. В таком случае им выделялись уделы, и они становились их наместниками.

Зарождение системы

Перед своей смертью в 1054 году Ярослав Мудрый разделил подвластные ему территории между своими сыновьями. Каждый из них получил во владение определённый надел. Это уже были зачатки лествичного наследия, хотя тогда оно такого названия ещё не имело.

Однако избежать конфликта между городами не удалось. Как и в предыдущие годы вскоре началась междоусобица. Опасность заключалась в том, что появился общий враг – половцы. Противостоять им разрозненные княжества в одиночку не могли.

Для решения этой проблемы в Любече собрался съезд потомков Ярослава Мудрого. Событие произошло в 1097 году. На нём была чётко разработана система разделения власти и ведён термин лествичное престолонаследие.

Несмотря на то, что на съезде присутствовали князья, постоянно враждовавшие между собой, под напором общего врага им удалось договориться. Теперь права каждого наследника были оговорены и являлись обязательными для исполнения.

Преимущества и недостатки

Разработанная система действовала на территории Древней Руси продолжительное время. Она не была совершённой, но имела ряд существенных преимуществ. К ним относились:

  1. Передача власти была жёсткая и не допускала компромиссов.
  2. В пределах одного поколения наблюдалась чёткая преемственность.
  3. Находящийся при власти род, пользовался особым почётом, как у простого населения, так и у зажиточных слоёв общества.
  4. Гарантировалось сохранение рода даже при отсутствии сыновей у князя.
  5. Благодаря территориальному принципу правления отсутствовала угроза единоличной узурпации власти.

С точки зрения современности это были зачатки федерального устройства страны.

Наряду с положительными сторонами существовали и отрицательные моменты. Среди них выделялись следующие положения:

  1. Возможность нарушения лествичного права.
  2. Если один из братьев не успевал занять престол, то его сыновья уже лишались этой возможности. Такое положение они считали несправедливым.
  3. Не был положен конец междоусобным войнам, что часто приводило к гибели князей.
  4. Большие неудобства представляли собой постоянные переезды наследников в случае гибели одного из князей.

Со стороны населения часто высказывались недовольства системой. Некоторые хотели видеть у себя представителя другого рода. Из-за этого возникали бунты, которые подавлялись физической силой.

Отступление от системы

Несмотря на желание предать системе наследования чёткость она была довольно запутанной. Особенно сложности возникали при наличии большого количества претендентов на освободившееся место. В некоторых случаях допускались отклонения от закона.

Существуют примеры нарушений лествичного права:

  1. Своего сына Всеволод большое гнездо лишил престола, только на основании завещания.

  2. Владимир Мономах стал на престол только благодаря желанию граждан. По закону это право принадлежало Олегу Святославовичу.

  3. В дальнейшем Владимир Мономах ещё раз нарушил лествичное право, поставив на престол своего сына. Это место должны были занимать его братья Давид Святославович или Святополк Изяславович.

  4. Нарушил очерёдность восхождения на престол Всеволод Ольгович. Эта должность должна была принадлежать его двоюродным братьям.

  5. Дочь Василия Всеволодовича была замужем за Фёдором Ростиславовичем. В дальнейшем последний стал князем только на этом основании, хотя женщины в престолонаследии участия не принимали.

Отказ о лествичного престолонаследия

С течением времени лествичное престолонаследие стало ослабевать. Окончательно оно утратило силу в 1425 году, когда на престол взошёл Василий II, обойдя брата отца Василия I Юрия Дмитриевича. На продолжении ряда столетий такое разделение права давало свои результаты. Однако постоянно нарушалось. Итогом являлись регулярные междоусобные войны.

В нынешнее время такой принцип наследования власти не принят ни в одном государстве. Саудовская Аравия оставалась последней страной, где оно действовало до 2017 года.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *