Участникам вечера памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую вас, собравшихся по случаю памятной даты блаженной кончины и 70-летия священнической хиротонии приснопоминаемого митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.
Замечательно, что это собрание знаменуют слова из послания апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
В этих вечерах, ставших уже традиционными, мы с благодарностью вспоминаем владыку Иоанна и его беззаветное служение Церкви.
Со дня кончины иерарха прошло уже двадцать три года, но мне хорошо представляются его одухотворенный лик, спокойный и тихий голос, слово, с любовью обращенное к людям. В своей проповеди он всегда держался Священного Писания и Священного Предания.
Архипастырь говорил спокойно, вдохновенно, доступно объясняя всякому вопрошающему, что самое главное в деле спасения — духовная брань человека, прежде всего со своими страстями и грехами. Большое внимание он уделял внутренней жизни человека.
Пройдя через большие внешние испытания, он прекрасно понимал, что Господь попускает скорби для нашего очищения.
До последних дней жизни владыка неустанно трудился: совершал богослужения, молился, выступал перед людьми, делая все возможное, чтобы, по слову апостола, быть всем для всех, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (Кор. 9,22).
Мы же, дорогие отцы, братья и сестры, взирая на кончину праведной жизни Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанна, должны стараться подражать его твердой и горячей вере.
Благословение Божие да пребудет со всеми нами!
ВАРСОНОФИЙ,
митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
2 ноября 2018 г.

В связи с отделением Новгородской и Олонецкой епархий Владыка Иоанн получил титул Митрополита Ленинградского и Ладожского. В отличие от прежних архиереев нашей епархии, Владыка Иоанн производит впечатление старца, глубокого подвижника веры, многоопытного пастыря.
Родился Митрополит Иоанн 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячка Каховского района Херсонской (тогда — Николаевской) области в семье крестьянина. Родители его не отличались особой религиозностью, и, хотя по возможности ходили в храм Божий, детей своих не воспитывали в вере и благочестии. Безрелигиозным рос и будущий архипастырь. Еще в детские годы у него была тяга к вере, однако она не получила своего закрепления, и отрок Иоанн оставался вне Церкви. В 15 лет юноша глубоко задумался над конечной целью жизни человека, и страшно было ему смириться с мыслью, что человек по смерти исчезает бесследно и превращается в небытие, и горько плакал он по этой причине.
Господь, взирая на тяжкие переживания юноши Иоанна, особым Промыслом повел его к вере. Ранней весной 1943 года, в частных домах места, где жил Иоанн, стали собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одно из таких молитвенных собраний пришел и юноша Иоанн. Здесь он впервые услышал слово Божие и в его сердце были посеяны семена веры.
Окончательное же восприятие веры Божиим Промыслом произошло вечером 1 августа 1943 года, в день памяти преп. Серафима Саровского и в канун праздника пророка Божия Илии, на танцплощадке. Иоанн внезапно увидел всю мерзость суетного мира. С этого момента сердце его загорелось огнем веры и стал он на путь благочестия. Слово Божие разрешило мучавший его вопрос и приоткрыло тайну человеческой жизни.
Человек по смерти своей не исчезает, а переходит из сей жизни в жизнь будущего века.
В помощь ему Господь послал подвижницу благочестивую матушку Хевронию, которая стала его духовной матерью. Вскоре Божий Промысел приводит его к священнику о. Леониду Смирнову, который первый раз напутствует юношу св. Тайнами. Так начиналась его духовная жизнь.
В конце ноября 1944 года Иоанн был призван в ряды Советской Армии, но через несколько месяцев, по болезни, его освобождают от несения воинской повинности и он становится пономарем храма святых апостолов Петра и Павла г. Бузулука Оренбургской области. И снова действует Промысел Божий. В это время вновь назначенный на Оренбургскую кафедру епископ Мануил (Лемешевский; впоследствии — митрополит) ищет себе келейника и послушника. В храме города Бузулука он обращает внимание на молодого пономаря и берет его в келейники. Так в августе 1945 года началась духовная жизнь юноши Иоанна под руководством опытного архиерея.
Келейник нес послушание в келье Владыки и в храме в качестве иподиакона. Епископ поручил ему почти ежедневно после литургии пересказывать в храме народу Жития святых, подготавливаясь к проповеднической деятельности.
9 июня 1946 года послушник Иоанн, после пострига в рясофор, рукоположен был своим старцем-архиереем во диакона, а 14 янв. 1948 года — во иерея.
Святитель возлагал на него и чисто епархиальные дела, ибо не везде в приходах было спокойно, временами возникали внутренние нестроения. Туда и посылал Владыка своего совсем юного келейника укрощать человеческие страсти.
Но недолго продолжалась совместная жизнь священника Иоанна со святителем-старцем. В сентябре 1948 года, когда архиепископа Манунла сослали в Потьму, о. Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.
В 1951 году он становится студентом Ленинградской Духовной Академии, заканчивая ее через 4 года со степенью кандидата богословия. Его оставляют профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.
В декабре 1955 года состоялась радостная встреча с вернувшимся из ссылки архиепископом Мануилом, которого назначили временно на Чебоксарскую кафедру. Зимой 1956 года о. Иоанн в свободное от стипендиатской работы время помогал своему архипастырю составлять «Чин архиерейского отпевания», а осенью был определен преподавателем Минской духовной семинарии и пострижен в мантию. Он преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей, одновременно заведуя семинарской библиотекой.
В сентябре 1957 года, по ходатайству архиепископа Чебоксарского и Чувашского Мануила, иеромонах Иоанн был освобожден от преподавательской деятельности и вернулся к старцу-святителю в Чебоксары, где в течение двух лет помогал ему работать над капитальными трудами: 1) «Каталог русских православных архиереев периода с 1893 по 1956 годы», 2) «Топография архиерейских кафедр и викариатств того же периода» и 3) «Фотоальбом православных архиереев от начала крещения Руси до 1958 года».
За участие в их написании иеромонах Иоанн в марте 1959 года был награжден Святейшим Патриархом Алексием крестом с украшениями.
В сентябре 1959 года он был определен помощником инспектора и преподавателем Саратовской духовной семинарии, где преподавал гомилетику, сравнительное богословие и Св. Писание Ветхого Завета. Трудился иеромонах Иоанн в семинарии всего год, и в сентябре 1960 года был направлен в распоряжение Преосвященного Мануила, архиепископа Куйбышевского и Сызранского, определен священником ключарем Покровского кафедрального собора г. Куйбышева (Самары). Совершая священническое служение в соборе, иеромонах Иоанн одновременно помогает своему старцу-архиепископу в его литературных трудах и в то же время готовил свою магистрскую диссертацию. Трудясь долгие годы под омофором архиепископа Мануила, ученик унаследовал от своего наставника любовь к исследовательской и литературной деятельности, собрав богатый архив по церковной истории.
В апреле 1961 года иеромонах Иоанн возводится в сан игумена, а к Пасхе 1964 года — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского. В феврале 1966 года епископ Иоанн защитил в Московской духовной академии магистерскую диссертацию и был удостоин ученой степени магистра богословия. В 1969 году епископ Иоанн утверждается епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972 года ему поручается временное управление Чебоксарской епархией.
В сентябре 1976 года епископ Иоанн возведен а сан архиепископа. В июне 1987 года он посетил св. Землю и Иерусалим. За чтение в 1988 году в Ленинградской духовной академии лекций по новейшей церковной истории Владыка Иоанн получил звание доктора церковной истории.
С августа 1990 года Высокопреосвященнейший Митрополит Иоанн возглавляет Ленинградскую епархию.

Книга митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Русская симфония» объединяет в себе две его работы: «Самодержавие Духа» и «Русь Соборная», — которые впервые увидели свет еще при жизни Святителя, первая в 1994 году, вторая — в 1995-м. По замыслу автора, собранные вместе, они представляют собой православную историософскую концепцию русской истории, русской судьбы, русского религиозного избранничества и поэтому с конца 90-х годов издательство «Царское Дело» печатает их под одной обложкой. С тех пор книга выдержала более десяти переизданий, но по-прежнему востребована читателями, пытающимися осмыслить все происходящее с Россией и определить свое место в современной истории. Слова владыки Иоанна обращены к тем, кому небезразличны судьбы Отечества, кто не может смириться с поруганием родных святынь, кто верит, что безграничное милосердие Божие даст нам еще один шанс для возрождения Святой Руси во всей славе ее державного величия и православного благочестия.

Скачать книгу

(Текст в уточненной редакции от 24 октября 1996 г.)

Настоящая работа Внутреннего Предиктора СССР представляет собой обращение к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Ивану Матвеевичу Снычеву, 1927 — 02.11.1995), которое было написано с 18 октября 1993 г. по 22 февраля 1994 г и передано в окружение (канцелярию) митрополита в марте 1994 г.

В обращении изложен взгляд на исторически реальное христианство и Православие на Руси и в России. Рассмотрены мировоззренческие положения Библии и Корана по жизненно важным вопросам.

В Приложении приведён мировоззренчески значимый фрагмент апокрифического «Благовествования Мира Иисуса Христа в изложении его учеником Иоанном”, которое цитируется в «Вопросах … иерархии Русской православной церкви”. Это — Евангелие, отвергнутое всеми церквями и не вошедшее в канон Нового Завета по причине того, что Иисус учил совсем не тому, чему учат все без исключения церкви имени его.

Второго ноября 1995 г. митрополит Иоанн скоропостижно и внезапно скончался на презентации отеля «Северная корона”, проводимой банком «Санкт-Петербург”. К тому времени ни митрополит, ни его канцелярия не ответили на предлагаемый вниманию читателя материал ни адресно через посредников, ни через средства массовой информации, хотя митрополит многократно выступил за это время в печати со множеством статей.

Поскольку иерархия Церкви по-прежнему существует, а поставленные с 18 октября 1993 г. по 22 февраля 1994 г. вопросы для многих людей по-прежнему актуальны, то мы не считаем этически неуместным распространение настоящего документа после смерти одного из адресатов, олицетворявшего собой одно из течений в иерархии Церкви, по-прежнему являющейся коллективным адресатом по отношению к заданным вопросам.

  • ВП СССР, 20 июня, 2007:
    В книгу внесены некоторые уточнения и изправлены опечатки.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *