Святой праведный Иоанн Кронштадтский В период глобального кризиса всех нас волнует то, при каких условиях можно духовно и нравственно оздоровиться, возродиться, и особенно семье, школе, церковному организму и обществу как основным сферам воспитания, образования и становления личности – христианина, семьянина и гражданина.

Сегодня в педагогической сфере, в вопросах воспитания как никогда много противоречий и разномыслия: в ценностных приоритетах, в мировоззренческих взглядах, в педагогических концепциях, во взглядах на развивающуюся личность и на учебно-воспитательный процесс. При полной рассогласованности и беспринципности, царящей сегодня в сфере педагогики, неудивительно, что воспитанность детей стала большой редкостью, не говоря уже о воспитании духовном и нравственном.

Пока взрослые дяди и тети в своих семьях, школах, комитетах образования и министерствах обсуждают, как правильно воспитывать, по каким программам и методикам обучать, как реформировать, модернизировать, экзаменовать, какую профориентацию дать, огромный процент детей увлечен водоворотом мирской современной жизни настолько, что часть из них погибает духовно и нравственно, а часть даже физически.

Почему сейчас, несмотря на обилие педагогических систем, новаций, подходов, программ и методик, всё чаще возникает неудовлетворение плодами педагогической деятельности?

Дело в том, что всякая педагогическая система всегда сильна истинным основанием, многовековой традицией, преемственностью, духовно-нравственным и культурным содержанием, тем, что называется педагогической школой. На протяжении многовековой истории русская педагогика всегда была верна духу Православной Церкви, ее учению и православному мировоззрению. В попечении о «малых сих» объединялись семья, школа, государство и Церковь – правители, пастыри, родители и педагоги.

Благодаря их единству в этом среди наших соотечественников возросло большое количество русских святых, был воспитан великий народ, создавший сильное государство, богатую культуру, особый уклад и образ жизни, народ, имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, непреложным идеалом – Богочеловека Иисуса Христа, а целью – достижение Царства Небесного. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33), – эти слова Господа в полной мере оправдались в судьбе России: пока наш народ воспитывался в духе православного вероучения и сердце свое отдавал сокровищу нетленному, его земное бытие было отмечено благоденствием и славой; переориентация же на материальные ценности, на устроение «царства земного» имело результатом великие скорби, политические нестроения, экономический полуразвал, нарушение нравственных законов и растление народа, кризисное состояние семьи, школы и общества.

Общество растленно от недостатка воспитания христианского, писал в свое время святой праведный Иоанн Кронштадтский. Поэтому именно христианским воспитанием, его испытанными ценностями и средствами, по слову святителя Феофана Затворника, мы должны предзанять души детей от всего чуждого и пагубного. Христианское воспитание – бесценное, не земное сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям. В этом и заключается ценность воспитания как самого дорогого наследства для будущей жизни детей, которое должно преемственно передаваться как величайшее достояние и добродетель из поколения в поколение, в роды родов.

Лучшими нашими учителями, как мы знаем, являются святые: Бог прославляется во святых своих. Этим объясняется наш особый интерес к жизни и опыту, в том числе педагогическому, дорогого сердцу батюшки Иоанна Кронштадтского, который с пламенной любовью жил во Христе, а Христос в нем, творя чудеса в его пастырстве, духовничестве и законоучительстве. Отец Иоанн оставил множество наблюдений и наставлений по поводу образования и воспитания юношества. Изучая его творения, в первую очередь дневники, можно выявить наиболее характерные и значимые части его богословско-педагогической системы.

Сегодня мы вновь обращаемся к его богатому опыту как школьного духовника-воспитателя, богодухновенного законоучителя, самоотверженного Богу и людям служителя, дающего образ и пример праведной жизни современным пастырям, законоучителям, родителям и всем педагогам.

Условия жизни и служения праведного Иоанна Кронштадтского

Он был рядовым «белым», то есть женатым, приходским священником, выходцем из простой бедной семьи провинциального дьячка из архангельской глубинки. Ровно 53 года отец Иоанн прослужил в Андреевском соборе небольшого морского города Кронштадта, расположенного в отдалении от тогдашней столицы России – Санкт-Петербурга и не имевшего ничего общего с оживленной общественной атмосферой и парадным лоском внешнего бытия.

Известно, что в Кронштадт власти отсылали нежелательные для себя «элементы»: воров, убийц, пьяниц, бродяг, попрошаек. Чернорабочие в Кронштадтском порту и их семьи жили, как правило, в тяжелых условиях, но именно здесь, среди тьмы и нищеты, в эпицентре человеческих страданий, и суждено было зажечься величайшему светильнику русской святости.

В мир пришел человек, который стал жить и служить в евангельском духе, служить как проповедник покаяния, как «воскреситель веры» в народе, а для юношества – как школьный законоучитель, духовный наставник и любящий отец. И все это вопреки основным установкам своего времени, когда в мире христианская вера и любовь заметно оскудели и их потеснили совсем другие «ценности»: деньги, власть, прагматический расчет – культ земного благоденствия.

Однако там, где распространялось неверие, отец Иоанн вселял в сердца свет веры; туда, где царил эгоизм, он отдавал последнее, оставаясь нередко буквально босым и раздетым; там, где в норму вошло холодное равнодушие и мелкие себялюбивые интересы, он проявлял горячую, искреннюю любовь, жертвенность и сострадание. «Батюшка Иоанн зажег священный огонь в тысячах душ, он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец, возвратил Богу и в ограду Церкви тысячи гибнущих чад. Он увлек на служение пастырское столько выдающихся людей, которые именно в личности отца Иоанна успели увидеть, оценить и полюбить до самозабвения красоту священства».

В произведениях батюшки Иоанна и в воспоминаниях о нем его современников нет стройной педагогической системы и методики преподавания Закона Божия, но его личный пример, нравственные качества, поучения, беседы и наставления, касающиеся воспитания и обучения детей, воспоминания об этих уроках учеников позволяют нам не только ознакомиться с его законоучительством, педагогическими воззрениями, принципами воспитания, обучения, но и воспринять их как заветы современным пастырям, родителям и педагогам.

Семейное воспитание и школьное образование в то время

«Чему только в наших школах ни учили – одному лишь не учили: как бороться с грехом, хранить душу в чистоте»

Не все благополучно было тогда в семейном воспитании и школьном образовании. Об упущениях в школах того времени отец Иоанн вспоминал: «Чему только в наших школах ни учили – одному лишь не учили: как бороться с грехом, хранить душу в чистоте, верности, любви и правде». Он говорил и о насущной важности «науки удаляться греха, побеждать грех и устремляться к добродетели через христианскую жизнь».

Известно, что отец Иоанн 32 года своей жизни посвятил законоучительству, церковно-педагогической и школьно-духовнической деятельности, в течение пяти лет (с 1857 по 1862 гг.) преподавал Закон Божий в Кронштадтском уездном училище, а затем 27 лет (с 1862 по 1889 гг.) – в Кронштадтской гимназии. Когда ему была предложена в гимназии должность законоучителя, он с радостью согласился, так как представилась возможность обучать детей до зрелого возраста, когда из ребенка формируется христианин, семьянин и гражданин, призванный возлюбить Бога, людей и Отечество.

Школьному делу отец Иоанн отдавался всецело, как и пастырскому, считая школу преддверием церкви, а заботу о школе – важнейшим делом святой Церкви. Удивительно его сравнение учителя с садовником, наиболее полно отражающее и раскрывающее суть его педагогической деятельности. «Мы – садовники, – любил говорить он детям, – вы – растения и цветы, а гимназия – сад; преподавание – это поливание; перевод из класса в класс – это пересаживание и перемена грунта, сухие ветви и пожелтевшие листочки – это ученики недоброго поведения и безуспешные в науках, сухие и бесплодные».

Жизнь во Христе как спасительный христоцентризм

Эпицентром жизни отца Иоанна был Христос и пламенная любовь к Нему, вечно живому: «Тобою, Господи, живу, Тобою дышу, вижу, слышу, осязаю, обоняю. Тобою мыслю, чувствую, воображаю, радуюсь, памятую, упокоиваюсь, каюсь, очищаюсь, укрепляюсь, исцеляюсь, просвещаюсь, избавляюсь от врагов, видимых и невидимых, торжествую победы над страстями льстивыми и губительными. Тобою и Тебя исповедаю, прославляю, благодарю, люблю… С Тобою умру и с Тобою уповаю воскреснуть от мертвых и жить с Тобою и в Тебе во веки бесконечные». «Без Христа суетно все образование», – утверждает праведный Иоанн Кронштадтский. В основе всякого человеческого учения и дела должно быть евангельское учение Христа, которое проливает свет Божественной Истины на все человеческие дела, пути и творчество. Без Меня не можете творить ничего (Ин. 15: 5), – эти слова Божии отражают абсолютный духовный закон жизни и творения добра.

Детская душа – это живая Божия красота

Св. Иоанн Кронштадтский приводит бездомных детей в приют

Любовь к детям отец Иоанн считал основой для деятельности педагога, основой, которая очень часто отвергалась и отвергается в современных так называемых технологиях светской педагогической науки и деятельности. Известны такие его слова, обращенные к ученикам гимназии, где он преподавал: «Вы дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе. Духовная кровь моя – наставления мои – текут в жилах ваших. Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своем и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовные чада мои. Вы дети мои, потому что я действительно, как священник, отец и вы называете меня батюшкою».

В отце Иоанне жила какая-то неземная, ангелоподобная любовь к детям, которая вдохновляла его и двигала весь учебно-воспитательный процесс. То был особый благодатный Божий дар, взгретый им настолько, что и в последующие годы, уже оставив учительскую деятельность, он часто исцелял больных деток силой своей любви и молитвой, непрестанно благословляя и наставляя их в вере. Как часто он плакал над больными детьми, особенно если они были больны духовно! Один раз с великой скорбью и состраданием он ласкал душевнобольного мальчика, а однажды в госпитале бросился целовать тяжелобольную девочку, стоя на коленях перед ее кроватью. «Милое дитя, тебе не больно? Страдалица ты моя!» – причитал батюшка.

Строгость отца Иоанна

Тем не менее бывал батюшка иногда и резким. Так, одного 16-летнего мальчика, крайне ленивого и нравственно испорченного, при всем классе усомнившегося в Божестве Святого Духа, отец Иоанн назвал безбожником и изувером, но ответил на его дерзкий вопрос, затем вызвал на отдельную беседу, после которой мальчик почувствовал себя обновленным и укрепленным духом.

«Не нашла в сердца детей дверей, так вот и получай вместо людей – зверей»

Помнят случай, когда одна барыня жаловалась дорогому батюшке на упадок в религиозно-нравственном воспитании своих детей: «Учителя их, – говорила барыня, – учили всему, что надо, чтобы на экзаменах могли отвечать и быть умными». «Скажи лучше: не учили, а долбили», – поправил ее батюшка. «Долбежка духовной науки, – говорит (отец Иоанн. – Ред.), – у них с тем же чувством шла, с каким они выучивали арифметику и все прочее. Ну а ты-то за сердцами их ухаживала ли? Направляла их так, чтобы они, помимо людского одобрения, еще и Божиего одобрения достигали?» «Внушала по силе, – отвечала барыня, – да ведь в сердце своего ребенка двери не найдешь». «Не нашла в их сердца дверей, так вот и получай вместо людей – зверей», – ответил ей батюшка. «Забыла, – говорит (отец Иоанн. – Ред.), – ты, что пример роду человеческому показан Господом на птичьем роде. У птиц родится сперва яйцо, ежели это яйцо не пробудет положенное время в материнском тепле, то оно так и останется только бездушной вещью. Так и у людей. Рожденный ребенок что яйцо: с зародышем, – говорит, – к жизни земной, но бездушен к процветанию во Христе. Которого ребенка не прогрели родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется мертв духом для Бога и добрых дел. Из таких-то вот не прогретых любовью и духовным уходом ребят и происходят в мире те самые поколения, из которых князь мира сего вербует свои полки против Бога и святой Церкви Его».

Высота доверия и ответственности при воспитании чад Божиих

Презирая ребенка, почему-либо тебе не нравящегося, «ты презришь чадо Божие, ты презришь Самого Господа»

Отец Иоанн предупреждает о том, что наших чад Бог и родители доверяют учителю, а это требует ответственного и бережного отношения к ним. Он не раз отмечал, что все прекрасное, индивидуальное и самобытное в детских сердцах уже заложено, как в семенах. Бог дает также все необходимое для их роста и развития, а для нашего скромного, но необыкновенно трудного и хлопотного дела – воспитания – необходима любовь, забота и уход за детьми. Однако насколько велика ответственность, настолько велика и награда за добросовестно сделанную работу, доверенную Богом, ибо дети – Его достояние, в них не только наше будущее, но и настоящее и особенно вечное будущее. «Блюди крепко, – напоминает отец Иоанн педагогам, – да не презришь в сердце единого от младенцев сих (Мф. 18: 10), почему-либо тебе не нравящегося. Ты презришь Ангела Божия, приставленного к нему. Ты презришь чадо Божие; ты презришь Самого Господа, Отца всех младенцев по преимуществу». Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших из пренебрежения, считая ее незначительной, и научит так (поступать) других, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (по толкованию святителя Иоанна Златоуста, «нарушитель закона будет меньшим, то есть разумей – последним, отверженным и недостойным Царствия Небесного»), а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (см.: Мф. 5: 19).

Завещание отца Иоанна педагогам

Что же завещает наставникам детей отец Иоанн в распознании и предостережении от греха? Что завещает самим детям, чтобы открылись им опасности и последствия греха? Он говорил: «Предостерегайте детей в отношении греха и его последствий!» Наставлял: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных страстей, наклонностей и привычек, из которых слагается и наша жизнь. Враг спасения и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в них. Представьте детям все опасности и скорбные последствия их грехов, чтобы они по неведению и невразумлению от старших не утвердились на пути жизни в греховных пристрастиях и навыках, которые с возрастом умножаются и растут».

Христианское воспитание есть передовая борьбы за спасение детских душ. Отец Иоанн, которому в детстве и самому нелегко давалось учение, по воспоминаниям современников, был замечательным педагогом. Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место в учебных заведениях: ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному унижению неспособных. Известно теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. У него не было «неспособных». На его уроках все без исключения жадно вслушивались в каждое слово. Уроков его ждали. Уроки его были скорее удовольствием для учащихся, чем тяжелой обузой и обязанностью. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ.

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, «приговоренного» к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, воспитывался достойный человек.

Христиане, прежде всего, должны заботиться о том, чтобы дети выросли непоколебимыми в христианской вере, верными чадами Божиими, живыми членами Церкви, чтобы в душе их изобразился Христос (см.: Гал. 4: 19), чтобы более всего в земной жизни они предпочли и возлюбили Бога, а затем ближнего своего, как самого себя (Мф. 22: 37–40). Чтобы целью своей жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, имели они «стяжание (преумножение) Святаго Духа Божиего» во спасение души.

Каким должен быть педагог, призванный воспитать христианина

Во-первых, пишет отец Иоанн: «Истинный Педагог у нас один – это Христос, и все совершается Им и через Него в душе ребенка. Один только есть Учитель, Который, собственно, научает, – Христос. Его слово внутри нас научает; где нет Его слова внутри нас, там слова вне звенящие – лишь шум пустой». И еще: «Помните, что Господь Иисус Христос и теперь с вами всегда невидимо; Сам учит вас невидимо, внутренне, если только вы внимательны».

Педагоги как строители должны подчиняться Его благому Промыслу о детских душах, быть едиными в Нем, а не развивать каждый свою теорию воспитания, иметь Его как первооснову жизни и всякого знания, в смирении, «через наше немощное руководство», всевать в юные души семена Вечной Жизни.

Другой, не менее важный вывод из этого: учитель должен быть нравственно чист, в нем самом не должно быть никакого духовного хаоса или тьмы. Более того, педагогу необходимо духовное горение. Каждое слово учителя призвано согревать теплотой, чтобы вверенные ему детские души насыщать духовной пищей сердца. Особенно нам нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человечеству. «Духа не угашайте! – гласит Слово Божие. Помни это всякий христианин, особенно священник и наставник детей. Как мы много сделали бы для Бога, для людей и для себя, если бы с верою и любовью, с усердием, с горячностью и энергиею занимались своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет наше делание, когда мы станем заниматься вяло, лениво, с холодностью, без всякого усердия и энергии. В великом ответе будем пред Богом и за себя, и за вверенных нашему попечению».

Законоучитель всегда призван сообразовывать (приводить к единству в духе. – прот. А.З.) свою жизнь и педагогику со Христом – Небесным Учителем земных учителей, – являющимся идеалом Учителя для всего человечества и послушливого Ученика по отношению к Отцу Небесному, дающим превосходный образ и пример Наставника и Ученика для Своих последователей: «Образъ бо дахъ вамъ, да, якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите… – Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 15). Как это важно в воспитании и в жизни с учетом любоподражательности людей и особенно детей! «Господь твой есть Любовь; люби Его и в Нем всех людей как чад Его во Христе. Господь твой есть Огнь; не будь холоден сердцем, но гори верою и любовью. Господь твой есть Свет; не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума, без рассуждения и понимания или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славою вечною».

Для самого отца Иоанна преподавание было огромной духовной радостью. Он считал звание учителя милостивым даром Божиим.

Наконец, учитель должен сам непрестанно учиться, тщательно готовиться к своим занятиям. В учении детей батюшка видел высокое служение Господу: «Учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному». Учителей, равно как и учеников, отец Иоанн призывает к совершенствованию, так как в этом есть сущность жизни, без этого наступает смерть души, как и у нерастущего дерева.

Цель педагогической деятельности

Цель своей педагогической деятельности сам отец Иоанн определял очень четко: «Земная жизнь есть поприще для снискания совершенства и добродетели при помощи благодати Божией. И это дело чрезвычайно трудное, оно требует труда сердечного и умственного».

Отсюда главная цель образования – прояснить для юношей цель человеческой жизни, ее высшие ценности и понятия, чтобы помочь в достижении этой цели путем правильного воспитания и обучения. В результате правильного образования в молодом человеке соединяется «со светскою образованностью высокое духовное просвещение и благочестие», и в этом соединении отец Иоанн видит «прекрасную и приятную гармонию, красоту духовную».

Воспитание для земли и воспитание для неба нераздельно связаны между собою как двуединая цель педагогики. «Как член гражданского общества, человек должен возрастать для круга общественной деятельности, к которой Бог призывает его по принципу «кесарю – кесарево”, а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды добродетели, «Богу – Божие”».

«Чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание»

Таким образом, можно выделить следующие цели педагогической деятельности:

а) воспитывать души детей, а не наполнять головы только сухим, схоластичным знанием, которое «ляжет мертвым грузом», не воздействуя на душу ребенка, как часто это бывает сейчас не только в светской, но и церковной школе. Именно воспитание цельной, духовно-нравственной личности как христианина, семьянина и гражданина составляет генеральную линию педагогической деятельности, без которой не достижима и высшая цель жизни – спасение души;

б) дать ученикам определенный, неисчезающий, прочный фундамент, который созидается из глубоких сердечных впечатлений и доступного возрасту учащихся упорядоченного знания, на котором они сами будут строить впоследствии здание разумного жизнепонимания. «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание, сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

(Окончание следует.)

Главная обязанность детей – любовь и почитание. Благодарность родителям за великий труд воспитания. Упокоение престарелых родителей.

«Если мы подумаем, – говорит святитель Амвросий Медиоланский, – что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга (пред ними)» 639 . От родителей временная жизнь, от них же начало пути к вечной жизни чрез христианское воспитание.

Главные обязанности детей по отношению к родителям: любовь и почитание, повиновение и благодарность.

Любовь детей возлагает на них обязанность помогать родителям в их нуждах, сообразно их положению, состоянию и званию. Дети должны заботиться о том, чтобы родители их не умерли без напутствия Святыми Тайнами. Они также обязаны молиться за своих родителей во время их жизни и в особенности после их смерти. Дети должны любить родителей, даже если они имеют какие-то недостатки или суровы в обращении с ними.

Почтение к родителям, по словам святителя Тихона Задонского, более всего выражается в том, чтобы «любить их истинно и чистосердечно, говорить о них со всяким почтением, пред ними вставать (Лев.19:32) и во всем преимущество («честнейшее место”) им воздавать; когда они говорят, не перебивать их в беседах, безрассудно не вмешиваться; никакое дело без их воли не начинать и ничего такого не делать, что могло бы повредить их чести и осрамить их» 640 .

Почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них (Сир.3:8). Дети грешат против почитания родителей, когда презирают их, говорят с ними грубо, отвечают надменно, издеваются над их мнениями и советами и представляют их смешными или ставят их ни во что; когда в присутствии их позволяют себе поступать и говорить непристойно, когда сердятся на них, грозят им, дерзко обращаются, когда обнаруживают пред другими их недостатки. Поднять руку на отца или мать есть гнуснейший и тягчайший грех. По древнему Моисееву закону таких детей общество наказывало смертью (Исх.21:15, 17).

Благодарность родителям состоит в том, чтобы «во всяких нуждах им помогать, в старости или в болезни питать, одевать, покоить их, немощи же их прикрывать или извинять» 641 .

Повиновение христианским родителям должно быть полное – по убеждению, что в лице родителей Сам Бог требует этого. Воля родителей должна быть правилом жизни детей в доме родителей.

В глубокой древности слышим голос Премудрого, обращающегося к детям: всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? (Сир.7:29–30). Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир.3:7).

Чадо! «Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя; как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя» 642 .

Имея в виду эти скорби и труды родителей, Апостол завещает детям: воздавайте должное родителям, почитайте их и повинуйтесь им во всем, ибо это угодно Господу и этого требует справедливость (1Тим.5:4; Еф.6:1–2; Кол.3:20).

Дети не только по естеству (по кровному родству), но и по внутреннему голосу совести, по страху Божию, ради благоугождения Господу должны питать чувства любви и почитания к родителям с покорностью и послушанием 643 . Повиновение родителям, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Кто из благоугождения Господу повинуется родителям и почитает их, того не отклоняют от этого повиновения даже несправедливые действия родителей к нему, ибо, повинуясь им, он старается не им угождать, а Господу, заповедавшему: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх.20:12).

Вторым основным побуждением к почитанию родителей, по Апостолу, должна быть благодарность за великий труд воспитания. Сего , – говорит он, – требует справедливость (Еф.6:1), ибо «ни от кого, кроме Бога, не получаем больших благодеяний, как от своих родителей» 644 .

«Мы всегда должны, – говорит Филарет, митрополит Московский, – питать в душе своей чувство уважения и почитания к родителям. Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостью, но и с почтением, как с особами священными для нас. Делом и словом чти отца твоего и матерь; да найдет ти благословение от них (Сир.3:8), – поучает премудрый сын Сирахов. Поэтому и воля их должна быть для нас священна; мы должны оказывать им всегда и во всем сыновье повиновение и всякое приказание их, разумеется, не противное вере и закону, исполнять со всем усердием и верностию. Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви (Кол.3:20), – увещевает святой апостол Павел» 645 .

Дети должны слушаться родителей в Господе (Еф.6:1), т.е. слушаться во всем, что не противно закону Божию и установлениям Церкви, помня при этом слова Господа Иисуса: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10:37) 646 .

Когда родители нимало не запрещают дел богоугодных и не препятствуют им, то родителям нужно и должно повиноваться: неповиновение в таком случае весьма опасно. Когда же они чего-либо требуют безвременно и запрещают какое-нибудь дело духовное, то небезопасно им повиноваться. Таким образом, апостол Павел велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию, истинному благу и спасению души, чтобы исполнением воли родителей (если она противна воле Божией) не оскорбить Бога. Святое дело – воздавать им и всякое иное почтение 647 .

Согласно заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою (Исх.20:12), обязанность почитать родителей сама по себе священна. Но Господь благоволил присоединить к ней еще и обетование: да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх.20:12). В очах Божиих обязанность почитания родителей настолько важна, что к ее исполнению Господь побуждает детей обещанием благополучной и долгоденственной жизни. И это действительно так: от почитания родителей зависит благоденствие целого дома и семейства, а от благоденствия домов и семейств зависит благоденствие целого государства, ибо государство есть не что иное, как большое семейство народа.

Почитание родителей – это любовь, соединенная с уважением; любовь есть уважение и почитание. Слово почитай (чти) заключает в себе слово люби, потому что без любви нет истинного почитания.

«Почитающий отца, – говорится в Прологе (28 июня), – очистит грехи свои, и обогатится тот, кто чтит матерь свою. Почитающий отца и о своих детях возвеселится, и в день молитвы своей услышан будет».

Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои… Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища… Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит матерь свою (Сир.3:14–15, 3–4, 6).

Господь обещает каждому почтительному сыну и дочери благополучие и долгоденствие (Еф.6:2–3). И дарует это детям именно чрез родителей. С древности существует христианский обычай благословения детей родителями.

Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания (Сир.3:8–9). «Значит, благословение родительское есть источник благополучия для детей и великий дар Божий» 648 .

«Благословение родителей, – пишет епископ Феофан Затворник, – похоже на слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому ни в чем и счастья нет, все из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются» 649 . Все это подтверждается жизнью. Вот почему «больше всего дети должны дорожить родительским благословением, потому всячески стараться получить его, а для того заботиться и о том, чтоб сердце родительское было отверсто к ним, а не закрыто» 650 .

«Припомните… благословение Ноя Иафету: да распространит Бог Иафета! (Быт.9:27) – и смотрите, как это благословение и теперь, после нескольких тысяч лет, как сильно действует в потомках Иафета, европейцах, которые не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы» 651 . Или вспомните историю Исаака, благословляющего своего сына Иакова, и самого Иакова, на смертном одре благословляющего своих детей. Сколько тут обетований, простирающихся на все потомство детей Израилевых!

Этот святой обычай благословлять детей сохраняется и в настоящее время. И ныне дети, почтительные к родителям, получают обетования счастья в родительском благословении, и ныне благословение отца утверждает домы детей (Сир.3:9).

Высокий и спасительный долг детей – упокоение престарелых родителей. Тут пространно возгревается взаимная благодарная любовь, этим же привлекается и вся сила родительского благословения и все блаженство благоволения Божия 652 .

Сын! – слышим голос Премудрого, – прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей (Сир.3:12–13).

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится (Притч.23:22). И если бы они сделали что безрассудное, не укори их и не упрекай. Молитва отца сильна бывает, и прощение грехов испросит тебе.

«Всякое почтение отдавай, христианин, родившим тебя, – наставляет святитель Тихон Задонский, – да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей? Твои родители суть великие твои благодетели: показывай им свою достойную благодарность во всю твою жизнь. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и будь им за то благодарен. Знай точно, что ничем за их благодеяние, тебе оказанное, воздать не можешь. Многое они тебе одолжили, много и ты им должен… Всякое послушание им оказывай… Никакого дела вновь без их совета и соизволения не начинай… да не без успеха будет начатое твое дело… Берегись бесчинно пред ними поступать, слова говорить и дела непристойно делать стыдись и берегись… крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их, но со всякой учтивостию говори им и отвечай, имея в сердце любовь и почтение к ним… Если за что-либо наказывают тебя, и ты знаешь подлинно, что виноват в том, признавай свою виновность со смирением и с кротостью претерпи наказание: наказывают тебя для того, чтобы ты был добр и исправен. Если же знаешь свою невиновность и совесть твоя тебя оправдывает, то объявляй свою невинность со всякою учтивостью и смирением. Кротость твоя везде разумна да будет, да познают, что ты чадо их доброе и послушное.

Во всякой нужде и недостатке не оставляй их, но помогай им и послужи им, а паче в старости… Какие немощи в них увидишь, каковые случаются и добрым людям, молчанием прикрывай; но если что и соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить и иному объявить о том. Не подражай в этом деле Хаму, сыну Ноеву, который, видя наготу отца своего, пошел поведать братьям своим; но последуй Симу и Иафету, братьям его, которые… прикрыли наготу отца своего и не видели ее (Быт.9:23). Будь и ты… аки не видяй, когда что увидишь в своих родителях.

Если провинишься и как-нибудь оскорбишь их… не медли, но тотчас…со смирением проси прощения, да не подпадешь суду Божию. Ибо если у всякого человека, оскорбленного нами, должно нам просить прощения и примириться с ним, по слову Христову, то тем более должно так поступать с родителями нашими, которых мы должны любить и почитать более других».

Заканчивая свое наставление детям об их обязанностях к родителям, святитель Тихон пишет: «Твердо знай и запомни, что каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7:2)» 653 .

«Воля христианских родителей, что воля Божия, лице их – лице Божие. Кто не чтит их, не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал от Бога. Потому всячески храни в сердце честными лики твоих родителей, ни хульною мыслью, ни словом не наводи на их лицо тени и не смущай свое сердце. Пусть есть поводы к тому: не внимай им. Лучше все потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою. Чествуя родителей в сердце, будешь всячески остерегаться оскорбить их словами и поступками. Кто нечаянно их оскорбил, зашел далеко; кто же сделал это сознательно и в недобрых движениях сердца, тот зашел еще далее. Оскорбление родителей очень опасно. Близ него предание сатане, по тайной некоторой связи. Затмивший чествование родителей в сердце сам только отделился от них, а оскорбивший может отделить от себя и родителей. Но коль скоро это случится, отделившийся поступает под видимое владычество другого отца, отца лжи и всякого зла. Если это не со всяким оскорбителем случается, то тут Божие снисхождение и покров. Во всяком случае, оскорбление не только бесчестно и неразумно, но и опасно. Потому-то всегда должно спешить восстановить мир и любовь, нарушенные чрез оскорбление чем бы то ни было. Остерегаясь личных оскорблений, надо удерживаться и от оскорблений лица родительского пред другими – поносными словами или злословием и хулою… Почитающий родителей будет всячески о них заботиться и поведением своим их радовать, и пред другими святить их (т.е. хорошо говорить и отзываться о них) и всячески защищать их от неправд и осуждений» 654 .

Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный (Притч.19:26), – говорит Премудрый. Непочитание родителей, по учению Слова Божия, есть признак полной нравственной распущенности и величайшее нравственное преступление.

В первой главе Послания к Римлянам святой апостол Павел рисует картину языческой развращенности: люди сделались дерзкими, надменными, тщеславными, изобретательными на зло, непослушными родителям (Рим.1:30). О людях же последних времен апостол пишет: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра (2Тим.3:1–5).

В ветхозаветные времена непочитание родителей считалось тяжким преступлением. Даже язычники в своих законах определили великие наказания тем детям, которые не почитали, тяжко оскорбляли своих родителей. «Таковые дети или, точнее, выродки рода человеческого и Богу, и людям гнусны. Великая неблагодарность и тяжкое беззаконие – быть злодеем к своим благодетелям и воздавать им злом за добро. После же Бога нет больших к нам благодетелей, как наши родители, поэтому страшно быть к ним неблагодарными. Берегитесь, христианские дети, чтобы за неблагодарность и непочтительность к родителям не дознать вам на себе карающую руку Божию» 655 .

Проклят злословящий отца своего или матерь свою , – говорится в древнем Моисеевом законе (Втор.27:16). Проклят от Господа раздражающий мать свою (Сир.3:16). В Ветхом Завете таковых несчастных детей подвергали страшным казням: кто ударит отца своего, или матерь свою, того должно предать смерти… Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх.21:15, 17). В законе, данном от Бога чрез Моисея израильскому народу, описывается и само судопроизводство над такими преступными детьми и исполнение казни: если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся (Втор.21:18–21).

В законе Моисеевом «не просто повелевается умерщвлять сына, оскорбившего родителей, не так, чтобы палачи, взявши его из судилища, выводили через площадь и за городом отсекали ему голову; нет, сам отец ведет его на середину города (сам выступает обвинителем) и признается заслуживающим доверия без всякого доказательства: и это вполне справедливо. Кто готов тратить для сына и деньги, и жизнь (и здоровье), и все, что ни есть, тот никогда не может сделаться обвинителем его, если не будет слишком большого оскорбления. Итак, отец ведет его на средину города, потом созывает весь народ и произносит обвинение, а все слышащие, взяв каждый по камню, бросают в оскорбителя родителей. Законодатель хочет, чтобы они были не только зрителями, но и деятелями, чтобы каждый, взглянувши на правую руку свою, которою и он бросил камень на голову непочтительного сына, получил чрез это достаточное побуждение к исправлению. Впрочем, законодатель внушает нам здесь не только это, но и другое, а именно – то, что оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. Поэтому к участию в наказании он приглашает всех; так как все оскорблены, созывает весь народ и весь город, внушая этим, чтобы и те, у кого нет ничего общего с обиженными, негодовали на оскорбляющего родителей, так как оскорбление наносится общей человеческой природе, и чтобы такого человека, как некоторую язву и общую болезнь, изгоняли не только из города, но и с самого света. В самом деле, такой человек – общий неприятель и враг всех – и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни. Поэтому повелевает всем участвовать в поражении, совершая как бы очищение города» 656 .

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в ноябре уже многие годы подряд традиционно отмечается память освящения храма святой праведной Еввулы и священномученика Ермолая (26 октяюря / 8 ноября). Этот день является одним из местночтимых панигиров (престольных праздников) русской святогорской обители.

Как известно, в 2003 году в Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне был создан храм в честь святой праведной Еввулы, который был освящен 8 ноября того же года архиепископом Черновицким и Буковинским Онуфрием, нынешним предстоятелем Украинской Православной Церкви. Во время освящения храма, по свидетельству нескольких святогорцев, явились посреди церкви святые великомученик Пантелеимон, праведная Еввула и священномученик Ермолай. С тех пор память этих событий – освящения храма и явления святых угодников Божиих, – ежегодно обновляется праздничным Бдением.

Главный подвиг праведной Еввулы – подвиг материнства. Ее почитают как покровительницу православных матерей. Благочестивая мать воспитала безмездного врача, целителя и великомученика, беззаветно служившего Церкви Христовой. Святой Пантелеимон явился даром Божиим праведной Еввуле, как повествует ее тропарь: «Всерадостное дарование от Бога святым женам — святыя дети».

По словам почившего настоятеля русского афонского монастыря старца-схиархимандрита Иеремии (Алехина), праведная Еввула является второй после Пресвятой Богородицы матерью насельников русской святогорской обители, которые причислили себя дружине сына ее.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала несколько изречений преподобных старцев Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита о материнском, семейном воспитании детей, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям.

Преподобный Паисий Святогорец:

1. Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть страх Божий, то всё в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.

2. Родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что, когда они маленькие, их недостатки тоже малы, и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть. Однако если картошка полежит, то потом, чтобы её очистить, потребуется нож. А если она ещё и подпорчена, то надо врезаться этим ножом глубже. Если с младых ногтей дети получат помощь и наполнятся Христом, то они останутся близ Него навсегда. Даже если, подрастая, они немножко собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя. Ведь страх Божий и благоговение, которым были напоены их сердца в юном возрасте, никогда уже не смогут в них исчезнуть.

3. Когда дети находятся в подрастковом возрасте, родителям надо сделать всё, чтобы им помочь. А то, что превосходит родительские силы, следует возложить на Всесильного Бога. Если родители вверят своих детей Богу, то Бог обязан помочь в том, чего нельзя сделать по-человечески. К примеру, если дети не слушаются родителей, то родители должны вверить их Богу, а не вдаваться в изыскивание различных способов, чтобы их «сломать». В таком случае мать должна сказать Богу следующее: «Боже мой, мои дети меня не слушаются. Я не могу ничего сделать. Позаботься о них Сам».

4. – Геронда, как быть, если мать имеет и много детей, и много работы?
– Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.

5. Просто любить кого-то – это ещё мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит:

1. Родители одного мальчика, который заболел неврастенией, обратились за советом и помощью к отцу Порфирию. Старец сразу «увидел» душу ребенка и сказал: «У вашего сына очень хорошая душа, лучше, чем моя. Она здорова. Просто мальчик получил душевную травму и взбунтовался. Причина этого – ваша гордость, а также плохая компания, в которую попал ваш ребенок. Только ваша личная святость принесет ему выздоровление». Услышав эти слова, мать в отчаянии залилась слезами, считая святость чем-то совершенно для нее недостижимым. Тогда Старец сказал ей: «Не думай, что святость – это нечто недоступное для человека. Освятиться легко. Надо только стяжать смирение и любовь».

2. Каждый раз, как ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребенка», твое дитя будет принимать от Христа один добрый помысел. Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твое чадо. Сейчас ребенок похож на незрелый апельсин, но мало-помалу он будет созревать и станет таким, каким ты хочешь, чтобы он был. Я убедился в этом на своем собственном опыте. Для человека это самый результативный путь решения любых его проблем. На всех других путях, по которым часто люди следуют, руководствуясь своим инстинктом, в большинстве случаев их ждет неудача».

Смотри также

1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», — говорит преподобный Серафим. Предлагаем …12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …Неконтролируемый гнев — величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят … Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. … 27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше … 21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *