12 3 4 5 6 7 …133

Творения. Дневник

Том I

Книга первая. 1856–1858

Вступительное слово

Перед Вами, благоговейный читатель, впервые издаваемые дневники великого русского подвижника — святого праведного отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Ранее они никогда и нигде не печатались, пребывая на хранении в Государственных архивах в виде рукописного авторского текста.

В первом томе многотомного издания содержатся глубокие духовные размышления на тексты Священного Писания. Как известно, первый год своего пастырского служения отец Иоанн Кронштадтский посвятил тщательнейшему изучению богооткровенных текстов. Святой праведный отец Иоанн излагает свои духовные созерцания в полном и неразрывном единстве с православной традицией святых отцов Церкви.

Предлагаемое издание и актуально, и исключительно своевременно. По существу, оно второе явление великого всероссийского пастыря и чудотворца в наши дни. Изучая эти драгоценные и по милости Божией вновь открытые для нашего христианского осмысления записи, понимаешь, что перед нами — предельно честная, без грани какого бы то ни было утаивания или недосказанности, живая исповедь души великого всероссийского пастыря и проповедника, которая изначально предназначалась и для нас. Вот собственные слова святого по этому поводу, записанные в его дневнике: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто–нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге…».

Наверное, ни один святой в истории Вселенского Православия (за исключением, может быть, блаженного Августина и его «Исповеди») не оставил после себя столь подробных и душеполезных описаний своего сугубо личного опыта прожитой жизни, своей напряженной и ни на минуту не прекращавшейся внутренней духовной борьбы.

Нет сомнения в том, что в публикуемых дневниках читатель — мирянин и священнослужитель — найдет самые убедительные и врачующие душу пастырские ответы на реальные и практические вопросы своей духовной жизни. И в этом непреходящая практическая ценность данного издания для нас, сегодняшних христиан, живущих в исключительно сложной духовной атмосфере, весьма напоминающей обстановку начала XX столетия — по разгулу культа плоти, потребительства, духа поклонения маммоне, духовной всеядности и продолжающегося — уже во всемирном масштабе — процесса апостасии.

Молитвенно надеемся, что это многополезное издание со временем полностью выйдет в свет, — к нашему общему духовному вразумлению, во славу святой Православной Церкви и на благо спасения во Христе Иисусе, Господе нашем.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II

От издателей

В состав настоящего многотомного издания предполагается включить все известные на сегодняшний день в оригиналах личные дневники святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.

Большая часть дневников (за 1856–1894 гг.) хранится в Государственном архиве Российской Федерации (фонд 1067). Они представляют собой тетради довольно большого формата (20 х 32 см), количеством 26. Местонахождение рукописных дневников за 1895–1908 (первая половина) годы на сегодняшний день неизвестно. Последний, предсмертный дневник за вторую половину 1908 года хранится в Центральном Государственном историческом архиве г. Санкт–Петербурга (фонд 2219). Это тетрадь небольшого формата в кожаном переплете, вложенная в тканевый конверт с тремя сургучными печатями (печати Андреевского собора, Святейшего Синода и личная печать Высокопреосвященного Антония (Вадковского), архиепископа Санкт–Петербургского). Дневник был запечатан в 1911 году; в приложенной к нему расписке обер–прокурора говорится: «не вскрывать вплоть до особого распоряжения Святейшего Синода».

Страницы дневниковых тетрадей заполнены автором с обеих сторон мелким трудночитаемым почерком, в тексте встречаются вставки и исправления и более поздние дополнения и пометы, вписанные карандашом (как правило, это заголовки типа «Священнику», «О молитве»; пометы вроде: «К сведению», «В поучение» и редкие дополнения, например: «Веруй всем сердцем, что грех оскорбителен для Всесвятого Бога» и т. п.); многие записи тщательно пронумерованы, а некоторые перечеркнуты (но не зачеркнуты) косой чертой. Вероятнее всего, уже во второй половине 1850–х годов отец Иоанн предполагал использовать их в своих будущих проповеднических трудах, а позднее и в печатных. И действительно, отдельные фрагменты из этих рукописных дневников (начиная с тетради 1861 года) были использованы им для составления книг «Моя жизнь во Христе», «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта», «Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой…» и других.

Рукописные дневники имеют еще одну особенность. Отец Иоанн по образу и насыщенности своей жизни (а это частые поездки из Кронштадта, где он жил постоянно, в Петербург, позднее — в Москву, летние путешествия по России с посещением Суры, богослужения, продолжавшиеся до глубокой ночи, многочисленные требы), по всей видимости, делал записи поначалу в дорожных блокнотах или на отдельных листках, а когда выдавалось время, переносил их в дневниковую тетрадь. Причем, переписывая, он не пытался выстроить накопившийся материал в хронологическом порядке.

Сохранилось несколько поздних свидетельств (1903–1904 гг.) духовной дочери отца Иоанна Е. В. Духониной о том, как он работал над дневником во время пребывания в Иоанновском монастыре,: иногда в дневник вносились отдельные записи, порой он просматривался и такой просмотр выливался подчас в беседу о записанном. Мемуаристка передает одну из таких бесед. Отец Иоанн обратился к ней со словами: «А хочешь, я тебе прочту, что я сейчас записал? — Я вспомнил свое юношество и грехи, которые творил в это время… Вспомнил своих наставников: Макария и Иоанна, епископа Смоленского…» (Духонина Е. Как поставил меня на путь спасения отец Иоанн Кронштадтский. М., 1998. С. 114, 116, 163).

Первый том настоящего издания состоит из двух книг, включающих дневниковые записи первых двух тетрадей: за 1856 год (объемом 68 страниц) и за 1857–1858 годы (объемом 127 страниц ). Эти дневниковые записи никогда ранее ни целиком, ни в отрывках не публиковались.

Первая тетрадь за исключением нескольких дневниковых записей (на обложке и на последних страницах) почти целиком посвящена Священному Писанию. Здесь содержится обширный пласт размышлений молодого священника по поводу текстов Ветхого и Нового Заветов, Апостольских посланий, озаглавленный им самим как «Выбор из Священного Писания догматических и нравоучительных и особенно замечательных для автора исторических текстов с мыслями на них автора». Вторая — по преимуществу личный дневник, лишь дважды перемежающийся «выборками» из Ветхого Завета, Евангелий и Апостольских посланий.

Описание

Дневники святого – это явление редкое. Публикация таких материалов требует большого такта. А не-публикация обедняет духовное восприятие святости и искажает образ святого, порождая сомнительные сказания о «посмертных деяниях» (сборники чудес, происходящих по молитве того или иного почитаемого в народе святого, подчас намного популярнее знакомства с фактами его биографии и письменным наследием). Удивительно, но большинство людей стремятся подменить подлинную святую жизнь (для нас она заключена в событиях жизни, в поступках и словах святого) – некоей историей не о святом, а о нас самих (сборники рассказов о чудесах – не что иное, как рассказ о том, какие у нас нужды, как нам помогает святой, значит, в этом и состоит его идентичность – святой должен помогать нам, быть полезным для нас, быть занятым нашим нуждами и т.д. А между нами и тем, к кому мы обращаемся в молитве, должна же подразумеваться чуть ли не пропасть, по крайней мере, труднопреодолимое препятствие, иначе зачем нам обращаться к нему за ходатайством перед Богом? А каков он – тот, к кому мы обращаемся с молитвой? Каковы не наши нужды и устремления – а его устремления? И как нам за ним в этих устремлениях последовать?).

Редко найдем полную публикацию наследия святых – и это касается не только наследия новомучеников. Не опубликованы до сих пор деяния «Собора Новомучеников», 100-летие которого уже отметили, не опубликованы для широкого круга верующих протоколы допросов святителей XX века (например, «Дело» митрополита Петроградского Вениамина не опубликовано, хотя это самый знаменитый, единственный в своем роде, подробный и богатый прямой речью святых новомучеников материал). Не опубликованы и дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Опыт публикации таких материалов в Церкви пока только появляется. Например, когда была предпринята попытка публикации дневников и писем католической святой XX века матери Терезы Калькуттской, то комментариев священника там оказалось едва ли не больше, чем самого аутентичного текста.

Дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского только начинают публиковаться. Сохранились не все оригиналы дневников. Но даже то, что уже опубликовано из сохранившихся тетрадей, поражает искренностью и неподдельностью человеческой жизни. Опыт святости – это опыт постоянной борьбы с самим собой, но не подавление себя, не уничижение своего человеческого достоинства, а замечание за собой неправедного проявления движений своего сердца и направление своих внутренних сил, талантов, даже особенностей характера – на служение Богу и соединение с Ним.

Как именно этого достичь? Возможно, именно этому нас научат дневники святого. Ведь мы часто слышим слова «общего характера»: «живите по-христиански», «живите по-евангельски»… А что именно нужно делать?.. Конечно, пример одного человека, даже великого святого, не дает ответа на вопросы, как действовать именно мне и именно в моей конкретной ситуации. Но какова ежедневная напряженность христианской жизни – это дневники святого могут показать очень наглядно. К этой неослабевающей напряженности и должно стремиться каждому христианину.

Об издании неизвестного наследия любимого петербургского пастыря рассказывает филолог Юлия Валентиновна Балакшина. Программы ведет Марина Лобанова.

В сборнике три передачи. Общее время 1 ч. 11 мин.
Размер zip-архива 48,0 МБ.

1. Об издании дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского
2. Издание воспоминаний об Иоанне Кронштадтском
3. Издание писем святого праведного Иоанна Кронштадтского

Главная / Все авторы

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Отец Иоанн чувствовал большую жалость ко всем обездоленным и страждущим. Не гнушаясь никем, он шел по первому зову к самым нищим и опустившимся людям. У них он молился, а потом помогал им, часто отдавая последнее из того, что имел

Святой праведный Иоанн (Иоанн Ильич Сергиев), прозванный Кронштадтским, родился 19 октября 1829 года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что он недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского, великого светильника Болгарской Церкви. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но благочестивые родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. В шестилетнем возрасте он сподобился лицезреть в горнице Ангела, блиставшего небесным светом. Небожитель сказал ему, что является его Ангелом Хранителем, всегда стоящим окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни.
Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское Архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел. Тогда мальчик молил Бога о помощи. Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все спали, он встал и начал молиться особенно горячо. Господь услышал его молитву и Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». Он вспомнил все, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. Из приходского училища он перешел в семинарию, которую окончил первым и за блестящие успехи был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию.
Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в десять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1855 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте. Твердо решившись служить всем своим существом Богу и страждущему человечеству, отец Иоанн уговорил свою супругу Елисавету остаться девственниками.
С первого же дня после своего рукоположения отец Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и стал ежедневно совершать Божественную литургию. Он горячо молился, учил людей правильно жить и помогал нуждающимся. Его усердие было поразительно. Поначалу некоторые люди смеялись над ним, считая его не совсем нормальным.
Отец Иоанн чувствовал большую жалость ко всем обездоленным и страждущим. Не гнушаясь никем, он шел по первому зову к самым нищим и опустившимся людям. У них он молился, а потом помогал им, часто отдавая последнее из того, что имел. Случалось иногда, что, придя в бедную семью и видя нищету и болезни, он сам отправлялся в лавочку или за доктором в аптеку.
Одно время отец Иоанн был законоучителем. Его влияние на учеников было неотразимым, и дети очень любили его. Батюшка был не сухим педагогом, а увлекательным собеседником. Он тепло и задушевно относился к своим ученикам, часто за них заступался, на экзаменах не проваливал, а вел простые беседы, которые запоминались ученикам на всю жизнь. Отец Иоанн имел дар зажигать веру в людях.
В просьбах помолиться он не отказывал ни богатым, ни бедным, ни знатным, ни простому люду. И Господь принимал его молитвы. На литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно. Протоиерей Василий Шустин так описывает одну из литургий отца Иоанна, на которой он побывал в юношеском возрасте. «Великим постом я приехал с моим отцом в Кронштадт, чтобы поговеть у отца Иоанна. Но так как оказалось невозможным лично исповедоваться у него, нам пришлось исповедаться на общей исповеди. Пришел я с моим отцом к Андреевскому собору еще до звона. Было темно – только 4 часа утра. Хотя собор был заперт, народу около него уже стояло порядочно. Нам удалось накануне достать у старосты пропуск в алтарь. Алтарь был большой, и туда впускали до ста человек. Через полчаса приехал о. Иоанн и начал служить утреню. К его приезду собор наполнился до отказа, а он вмещал в себя более пяти тысяч человек. Перед амвоном стояла решетка, чтобы сдерживать богомольцев. Канон на утрени читал сам отец Иоанн.
К концу утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочел молитвы перед исповедью. Затем сказал несколько слов о покаянии, и громко на весь собор воззвал к людям: «Кайтесь!» – Тут стало твориться нечто невероятное. Раздались вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые стремились выкрикнуть свои грехи, как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. А батюшка в это время, став на колени и касаясь головой престола усердно молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут пятнадцать. Потом батюшка поднялся и вышел на амвон; пот градом катился по его лицу. Раздавались просьбы помолиться, но другие унимали эти голоса, и собор наконец стих. Тогда батюшка, высоко подняв епитрахиль, прочитал над народом разрешительную молитву и обвел епитрахилью над головами собравшихся. После этого он вошел в алтарь, и началась литургия.
За престолом служило двенадцать священников и на престоле стояло двенадцать огромных чаш и дискосов. Батюшка служил напряженно, выкрикивая некоторые слова, и являя как бы особое дерзновение перед Богом. Ведь сколько кающихся душ он брал на себя! В конце долго читали молитвы перед причастием, потому что надо было приготовить много частиц для причастия. Для Чаши поставили перед амвоном особую подставку между двумя решетками. Батюшка вышел около девяти часов утра, и стал причащать людей.
Батюшка несколько раз окрикивал, чтобы не давили друг друга. Тут же около решеток стояла цепь городовых, которые сдерживали народ и держали проходы для причащающихся. Несмотря на то, что одновременно еще два священника приобщали по сторонам храма, батюшка кончил причащать после двух часов дня, несколько раз беря новую Чашу. <…> Удивительно трогательная это была картина Вечери Любви. Батюшка не имел на лице ни тени усталости, с веселым, радостным лицом он поздравлял всех. Служба и Святое Причастие дали нам столько бодрости и сил, что мы с отцом не чувствовали никакой усталости. Испросив у батюшки благословение, мы, наскоро пообедав, поехали домой».
Некоторые относились к отцу Иоанну недоброжелательно – одни по недопониманию, другие по зависти. Так однажды группа мирян и духовных лиц, недовольные отцом Иоанном, написали на него жалобу митрополиту Исидору Петербургскому. Митрополит раскрыл письмо с жалобой, смотрит и видит перед собой белый лист бумаги. Тогда он вызывает жалобщиков и требует объяснения. Те уверяют митрополита, что их письмо находится у него в руках. Тогда митрополит в недоумении вызывает отца Иоанна и спрашивает, в чем дело. Когда отец Иоанн помолился Богу, митрополит начал видеть, что действительно у него в руках не белый лист, а письмо с обвинениями. Уразумев в этом чуде, что сам Бог защищает отца Иоанна от клеветы, митрополит разодрал письмо и с гневом прогнал жалобщиков, а отцу Иоанну ласково сказал: «Служи, батюшка, Богу и не смущайся!»
Молитва отца Иоанна была чрезвычайно сильна. Зная это, к нему за помощью обращались не только жители Кронштадта, но люди со всех концов России и даже из заграницы. Письма и телеграммы о. Иоанну приходили в таком количестве, что Кронштадтская почта выделила для него особое отделение. Эти письма и телеграммы о. Иоанн обычно читал сразу после литургии, часто с помощью секретарей, и тут же горячо молился о просящих. Среди исцеленных отцом Иоанном, были люди всех возрастов и сословий, кроме православных, были тут и католики, и евреи, и магометане. Приведем примеры исцелений, совершенных отцом Иоанном.
В Харькове проживал адвокат-еврей. Его единственная восьмилетняя дочь заболела скарлатиной. Пригласили лучших докторов, но организм девочки не мог справиться с болезнью. Врачи заявили родителям, что положение девочки совершенно безнадежное. Отчаяние родителей было безгранично, и вот отец вспомнил, что в это время в Харьков приехал отец Иоанн Кронштадтский, о чудесах которого он давно слышал. Он взял извозчика и велел везти себя на улицу, где собрались люди, чтобы встретить отца Иоанна. Пробившись с трудом сквозь толпу, адвокат бросился к ногам отца Иоанна со словами: «Святой отец, я еврей, но прошу тебя – помоги мне!» Отец Иоанн спросил, что случилось. – «Моя единственная дочь умирает. Но ты помолись Богу и спаси ее», – воскликнул плачущий отец. Отец Иоанн, положив на голову отца руку, возвел глаза к небу и начал молиться. Через минуту он сказал отцу: «Встань и иди с миром домой». Когда адвокат подъехал к дому, на балконе уже стояла жена, которая радостно закричала, что их дочь жива и здорова. Войдя в дом, он застал свою дочь беседующую с врачами, – с теми, которые несколько часов тому назад приговорили ее к смерти, а теперь не понимающими, что произошло. Эта девочка потом приняла православие и носила имя Валентины.
Одна бесноватая совершенно не переносила присутствия отца Иоанна и, когда тот проходил где-то недалеко, она билась, так что приходилось нескольким сильным мужчинам сдерживать ее. Однажды отец Иоанн все же подошел к бесноватой. Он стал на колени перед иконами и погрузился в молитву. Бесноватая забилась в судорогах, начала проклинать его и богохульствовать, а потом вдруг совершенно стихла и как бы впала в забытье. Когда отец Иоанн встал с молитвы, все его лицо было покрыто потом. Подойдя к больной, он благословил ее. Бывшая бесноватая открыла глаза и, разрыдавшись, приникла к ногам батюшки. Это внезапное исцеление произвело на всех присутствующих потрясающее впечатление.
Иногда, однако, отец Иоанн отказывался молиться за какого-нибудь человека, провидя, очевидно, волю Божию. Так однажды отец Иоанн был приглашен в Смольный институт к постели тяжело заболевшей княжны Черногорской. Но не дойдя до лазарета десяти шагов, он круто повернулся и пошел обратно: «Не могу молиться», – сказал он глухо. Через несколько дней княжна скончалась. Иногда же он проявлял большую настойчивость в молитве, как сам свидетельствует об одном случае исцеления: «Девять раз приходил я к Богу со всем усердием молитвы, и Господь наконец услышал меня и воздвиг болящего».
Отец Иоанн не был искусным проповедником. Он говорил просто и ясно, без всяких приемов красноречия, но зато от души, и этим покорял и воодушевлял слушателей. Его проповеди печатались отдельными выпусками и в огромном количестве распространялись по всей России. Было издано и собрание сочинений отца Иоанна, состоящее из нескольких крупных томов. Особой любовью пользуется его дневник «Моя жизнь во Христе».
Надо представить себе, как проходил день у отца Иоанна, чтобы понять всю тяжесть его трудов. Вставал он около 3 часов ночи и готовился к служению литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь уже поджидали толпы паломников, жаждущих увидеть его и получить благословение. Тут же ожидало его и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. Сразу после утрени он проводил исповедь, которая из-за огромного количества исповедников была общей. Андреевский собор всегда бывал переполнен. Потом отец Иоанн служил литургию, в конце которой очень долго шло причащение. После службы отцу Иоанну приносили письма и телеграммы прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о просящих помощи. Потом, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. Редко когда он возвращался домой ранее полуночи. Некоторые ночи он проводил совсем без сна – и так изо дня в день, из года в год без остановки. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при сверхъестественной Божией помощи. Слава отца Иоанна была его величайшим бременем. Всюду, где бы он только ни показался, мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы только посмотреть на него.
Через руки отца Иоанна проходили сотни тысяч рублей. Он и не пытался считать их: одной рукой возьмет, а другой тут же отдаст. Кроме такой непосредственной благотворительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В 1882 году в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия», в котором была собственная церковь, начальное народное училище для мальчиков и девочек, убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня, народный дом, дававший пристанище до 40 тысяч человек в год, разные мастерские, в которых неимущие могли заработать, народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом. По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм. Нет возможности перечислить все места и области, куда простиралась его забота и помощь.
Скончался отец Иоанн 20 декабря 1908 года на восьмидесятом году жизни. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он был похоронен в Иоанновском монастыре, им же основанном. К месту его упокоения со всех концов России стекались молящиеся и непрерывно служились панихиды. Крепкий в вере, горячий в молитве и в своей любви к Господу и к людям, святой праведный Иоанн Кронштадтский всегда будет пользоваться любовью русского. Он и после своей праведной кончины быстро откликается на молитвы всех, просящих его помощи.

Книги автора:

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Беседы о Блаженствах Евангельских

Возлюбленная о Христе братия и чада, приклоните ухо ваше (не внешнее…

святой праведный Иоанн Кронштадтский

В мире молитвы

Сия книга «В Мире Молитвы» издана Комитетом Русской Православной молодежи…

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Великий пост

Этот труд батюшки Иоанна как в давнее время, так и поныне является…

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Живое слово мудрости духовной

Весь материал, вошедший в состав настоящего сборника «Живое слово…

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Золотые слова

Будем же твердо держаться св. Церкви и своей православной веры. Только…

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Моя жизнь во Христе. Том 2

Извлечение из дневника протоирея Иоанна Ильича Сергиева

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Мысли христианина о покаянии и причащении

«Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения!» Мол. Ефрема Сирина.

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Неизданный дневник

Я имел счастье видеть и читать дневники отца Иоанна Кронштадтского…

святой праведный Иоанн Кронштадтский

О Кресте Христовом

Эта книга святого праведного Иоанна Кронштадского посвящена рассуждению…

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Предсмертный дневник

Страницы дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского за май…

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1909) — священник Русской Православной Церкви, протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, духовный писатель и проповедник.

В день памяти одного из самых почитаемых русских святых «Фома» рассказывает о новых изданиях работ святого Иоанна Кронштадтского.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Путь в Церковь»

В этой книге собраны мысли святого о Церкви, православном богослужении и его духовном воздействии. Особое внимание святой уделяет молитве, а также затрагивает вопросы, связанные с человеческими взаимоотношениями.

Цитаты

«Церковь — наша мать, ходатаица, питательница, просветительница, нежная попечительница, успокоительница, наша заступница и стена нерушимая, наше очищение, освящение, наше истинное облагорожение, утверждение, наша путеводительница, наше обожение, наша слава. Она вместе и наш духовный воздух: ею дышат наши души, ее живительным, здоровым, ободряющим воздухом».

«Литургия — противовес и отпор для верных постоянному растлению, господствующему в мире, освящение оскверненных грехопадением, исправление согрешающих, восстание падающих, прогнание смрада греховного, облагоухание от Духа Святого».

«Курение фимиама означает то, что Иисус Христос наполнил всю землю благоуханием благодати Духа Святого, что эту благодать в изобилии восприяли Матерь Божия и все святые угодники Божии, что удостаиваемся ее и мы, алчущие и ищущие ее, что благодать прогоняет от душ смрад греховный».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Сердце говорит о Боге»

В библейской традиции сердце — это духовное средоточие человека, в котором сконцентрирована вся его сознательная и бессознательная, умственная и эмоциональная, нравственная и волевая, таинственная жизнь. Поэтому Евангелие говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8).

В книге собраны высказывания отца Иоанна, объясняющие роль и место сердца в духовной жизни, научающие сердцем отличать добро от зла. Мысли святого, изложенные в книге, посвящены сущности молитвы и причастия, значению богослужения и многому другому, значимому для каждого христианина.

«Тяжесть и томление сердца на молитве происходят от неискренности, от лживости и лукавства нашего сердца, подобно тому как в обыкновенной речи с людьми мы чувствуем себя внутренне неловко, когда говорим с ними не от сердца, неистинно, неискренно».

«Не прилепляйся сердцем ни к какой вещи и не делай ее богом сердца твоего: един Бог сердца нашего создавший его Господь Бог, ибо оно Его дыхание. Не прилепляйся сердцем ни к какому лицу, т.е. ни к какой плоти: ибо един Бог сердца нашего Господь Бог, и к Нему единому должно прилепляться. Прилепление к вещи или к плоти есть ложь, обольщение бесовское и воля диавольская».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Путь к Богу»

В эту книгу вошли избранные записи из дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского, где проповедник рассказывает об обретении истинного пути, промысле Божием, Его милости к людям, молитвенном опыте, о преодолении искушений и грехов, о вере и служении ближним.

Цитата

«Не скрывайте от себя грехов своих, не таите их в себе; это — несчастие, беда вам; открывайте их тщательно, усердно, обвиняйте, обличайте, укоряйте себя во всех своих слабостях, привычках и греховных наклонностях и страстях. Говорите: «Я гордый, лукавый, злой, завистливый, корыстолюбвый, скупой, жестокосердый, алчный, сластолюбивый, небратолюбивый, коварный, льстивый, лживый, непостоянный, недружелюбный, ненавистливый, лицеприятный, мздоимный, малодушный, нетерпеливый, раздражительный, унылый, боязливый, ропотливый”. Когда искренне вспомнишь свои грехи и покаешься, тогда возвеселится дух твой, и помилует тебя Господь, и весело будет у тебя на душе. Люди не понимают пользы тщательного покаяния»

Об Иоанне Кронштадтском вы можете прочесть:

Электронная книга из «Коллекции «Фомы»: «Святой Иоанн Кронштадтский: пророк ХХ века»

В этой книге собраны авторские материалы, интервью и воспоминания, которые публиковались в разное время в журнале «Фома». Они раскрывают многие, порой неожиданные стороны личности великого кронштадтского праведника, молитвенника и чудотворца. Авторский состав книги: Святейший Патриарх Кирилл, Александр Моисеенков, Юрий Пущаев, Александр Ткаченко. Также в издание включены избранные слова самого святого Иоанна Кронштадтского.

Цитата

«Истинное покаяние требует не повторения грехов, в которых покаялся человек, а неуклонного следования по пути добродетели. А то бывает часто, что человек покаялся в раздражении, злобе, неприязни и вскоре опять увлекается ими, покаялся в невоздержании, а вскоре опять то же, покаялся в лицеприятии, пристрастии к человеку, а через минуту — опять то же».

Неизданный дневник

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском

Иоанн Кронштадтский Неизданный дневник

Информация о первоисточнике

Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском

Господь судил мне принять монашество по молитве и заочному благословению отца Иоанна Кронштадтского. Поступив в Духовную Академию, я стал искать случая повидаться с ним в Москве, куда он нередко приезжал для служения Божественной литургии и посещения больных. Вскоре Господь исполнил мое желание. Мой товарищ Илия Аббуррусс, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископу Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви, захватил с собой и меня. В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю чувство признательности к отцу Игнатию и всем тем, кто способствовал потом моему сближению с отцом Иоанном. Таковыми, между прочим, были Александр Семенович и Елена Михайловна Мироновы и особенно Вера Ивановна Перцова.

По переходе из Академии в Москву я уже довольно часто виделся и служил с батюшкой. О каждом его приезде мне сообщали благожелатели. Так, я имел утешение совершать с ним Божественную литургию в общинах «Утоли моя печали»

, Иверской

, в Боевской богадельне

и на Антиохийском подворье.

Припоминаю порядок и особенности служения отца Иоанна. Он приезжал прямо в храм, боковыми дверями входил в алтарь, опускался на колени перед престолом и, возложив на него руки, находился в таком положении иногда довольно долго. Батюшка каялся в это время во всех грехах, содеянных им за прошедшие сутки, и вставал, когда чувствовал, что Господь прощает его. Обновленный и бодрый духом, он затем приветливо здоровался со всеми присутствующими, надевал епитрахиль, благословлял начало утрени и выходил на солею читать канон и дневные стихиры но книгам, которые приготовлял обыкновенно протоиерей храма Нечаянной Радости в Кремле Николай Лебедев — друг и постоянный спутник отца Иоанна в Москве. Читал батюшка порывисто, делая на некоторых местах ударения, часто повторяя слона, а то и целые выражения. Видимо, он употреблял старание, чтобы все самому уразуметь и для присутствующих быть понятным. По той же причине он интересовался впечатлением, полученным от его чтения. После краткой утрени и входных молитв отец Иоанн начинал проскомидию, а иногда предоставлял совершать ее одному из иереев. Служил батюшка сосредоточенно, на глазах у него, особенно в важнейшие моменты, показывались слезы. Тогда ощущалась сила его молитвы и близость к Господу. После литургии батюшка обыкновенно заходил к настоятелю храма или к начальствующим учреждений, где священнодействовал; здесь он выпивал чашку чая и подкреплялся трапезой.

При каждом свидании с ним приходилось убеждаться, что настроение отца Иоанна всегда и везде оставалось ровным, возвышенным, духовным, производившим на присутствующих нравственно-отрезвляющее действие. Там, где только появлялся он, атмосфера сейчас же становилась святой. Недопустимы были при нем веселые разговоры, шутки, курение табака и тому подобное.

. Может быть, вам случалось встречать чудотворный образ, когда собравшиеся благоговейно ведут себя; то же наблюдалось и в присутствии батюшки: низменные, мелкие интересы отходили на задний план, а душу наполняло одно только высокое, небесное; все объединялись в этом светлом настроении духа, и получалась могучая волна религиозного чувства.

В 1906 году 24 июля отец Иоанн неожиданно посетил Чудов монастырь и прежде всего зашел в мое наместническое помещение. Сидя в кабинете на кресле у письменного стола, батюшка беседовал со мной, причем я давал ему читать его письмо от 1899 года, в котором он советовал мне принять монашество. Выразив удовольствие качанием головы, великий пастырь поднялся и стал уходить. Я просил благословить меня. Проходя по покоям, он рекомендовал мне чаще пользоваться свежим воздухом и не бояться открывать форточки.

Осматривая монастырь, батюшка заинтересовался ризницей, где обратил внимание на Евангелие, писанное митрополитом Алексием. Долго держа его в руках, он прикладывал святыню к голове, лобызал ее и восторженно говорил: «Какое мне сегодня счастье — вижу и целую собственную рукопись великого святителя».Затем, приложившись к честным мощам угодника, ласково простился со всеми и уехал. Это посещение было для нас, как чудный сон.

На другой день, 25 июля, я служил с отцом Иоанном в церкви при общине «Утоли моя печали». После литургии меня в числе других пригласили в квартиру начальницы, где за столом батюшка много уделял мне еды со своей тарелки и был весьма приветлив. Отсюда он направился к Мироновым, туда поспешили и мы с отцом Игнатием. Все близкие почитатели Кронштадтского пастыря обыкновенно всюду сопровождали его в Москве. У Мироновых мне пришлось быть свидетелем необыкновенной сосредоточенности батюшки в домашней обстановке. Попив со всеми чаю, во время которого к нему подводили детей, показывали больных и спрашивали советов, он во всеуслышание объявил: «А теперь я почитаю святое Евангелие и немного отдохну». С этой целью батюшка перешел в другую комнату, сел на диван и углубился в чтение, несмотря на то, что взоры присутствующих были устремлены на него. Тут же положив под голову подушку, он задремал. При прощании отец Иоанн подарил мне свой дневник «Горе сердца!» с собственноручной подписью и теплый подрясник на гагачьем пуху, покрытый шелковой розовой материей с цветами, а я, в свою очередь, поднес ему иконку святителя Алексия. Батюшка поцеловал ее и положил в боковой карман со словами: «Глубоко тронут».

Вспоминаю далее мое пребывание у отца Иоанна в Ауловском скиту Ярославской губернии. Здесь мне отвели место в гостинице, но я в ней только ночевал, а остальное время проводил в домике батюшки. Молитвенно благодарю настоятельницу Петроградского Ивановского монастыря и вышеуказанного скита игумению Ангелину, оказавшую мне большое гостеприимство и содействие в сближении с отцом Иоанном.

В Аулове батюшка ежедневно служил, говорил поучения и причащал народ, во множестве наполнявший храм. Накануне очередными иереями отправлялась для богомольцев всенощная и предлагалась исповедь. По милости Божией в совершении литургии с великим пастырем каждый раз принимал участие и я …

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *