1.1.5. Старый индиктовый способ летоисчисления

В связи с пасхальными циклами сделаем отступление, которое имеет отношение не только к датировке Никейского собора, но и к исторической хронологии вообще. Речь пойдет о старых способах записи дат. Точнее – о способах счета лет.

Сегодня мы настолько привыкли к летосчислению по одной и той же, неизменной эре, что часто не отдаем себе отчета в том, что такой способ не является вещью простой и само собой разумеющейся. Обозначая текущий год ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫМ номером, мы, в силу привычки, не осознаем чрезмерности использования столь больших чисел в повседневном счете лет. Тем более, что современный человек привык к большим числам. Они его уже не пугают, как в старые времена, когда понимание больших чисел – и даже просто умение записать их, – было достоянием узкого круга образованных людей. Даже и сегодня мы иногда отбрасываем две первые цифры в обозначении года. Например, говорим и пишем 98-й год вместо 1998-го, 99-й вместо 1999-го и т. д.

Нетрудно понять, что подобный современному способ летоисчисления по неизменной эре не был и не мог быть первым, изначальным способом записи дат. Люди средневековья просто его не поняли бы (в своей подавляющей массе). А общепринятое летоисчисление, доступное лишь узкому кругу образованных лиц, – бессмыслица. Оно могло, конечно, использоваться в узкоспециальных сочинениях, скажем по древней астрономии. Но присутствовать на страницах древних летописей оно не могло никак. Поскольку летописи писались для того, чтобы их понимали все грамотные люди – поскольку события прошлого, в отличие, скажем, от астрономических законов и наблюдений, всегда были интересны очень многим. В частности – правителям, деяния которых (и их предков) описывались в летописях. Правители совсем не обязаны были обладать специальными познаниями в науках. В Средние века, например, многие из них, как известно, были просто неграмотны. Но даты в летописях должны были быть им понятны. Они должны были быть понятны также и писцам правителей, монахам в монастырях и так далее. Но далеко не все грамотные люди в то время обладали умением обращаться с большими числами. Многие их просто не понимали.

Указанное обстоятельство – неумение древнего и средневекового человека, в своей массе, обращаться с большими числами – хорошо видно на примере истории денежных величин. Известно, что в Средние века денежные единицы были обычно гораздо крупнее, чем сегодня. А денежные суммы, исчисляемые в таких единицах – соответственно гораздо меньше, чем в наше время. Скажем, денежные жалования на Руси в XVII веке могли исчисляться 1 – 2 рублями или даже долей рубля в год. В XIX веке – это были уже десятки рублей в месяц, а в XX – сотни и тысячи. Или даже миллионы. Далее, с XVI до XIX века в России ходили полушки, то есть четверти копеек, или 1/400-е части рубля , т. 33, с. 652. Это существенно уменьшало масштаб чисел, выражающих денежные суммы. Сегодня полушек уже нет. Масштаб денежных сумм, с которыми людям приходится иметь дело в повседневной жизни, в среднем увеличивается по мере повышения возможностей населения обращаться с большими числами. Сегодня используются карманные калькуляторы. А средневековые люди, в своей основной массе, с денежными суммами, выражаемыми большими числами, иметь дело просто не могли – по той простой причине, что они не могли их складывать и даже не понимали их обозначений.

Выскажем гипотезу. По-видимому, переход к летосчислению по неизменной эре был в значительной степени вынужденной мерой. К ней пришлось прибегнуть лишь после того, как люди столкнулись с почти непреодолимыми трудностями в установлении хронологии древних событий. То, что такой способ представляется нам сегодня естественным и простым, – результат привычки, выработанной в течение последних столетий.

В этой связи возникает важный вопрос: какие способы записи дат использовались в действительно старых документах? Имеются в виду оригиналы, а не редакции или подделки XVII века.

Одним из самых старых способов был, по-видимому, отсчет лет от воцарения действующего правителя. Такой способ широко применялся в древности и в Средние века. Он до сих пор применяется, например, в Японии, где летосчисление ведется от начала правления здравствующего императора. С точки зрения хронологии такой способ мало что даст, если уже забыто – когда именно правил упомянутый в летописи царь. Необходимо будет сначала определить время его правления. Или же – сопоставить его одному из уже известных и датированных царей древности. Далеко не всегда это можно сделать обоснованно. Другими словами, для понимания таких дат надо иметь достаточно большой запас «датированных царей», то есть – уже протянутую в прошлое хронологическую шкалу. Если такой шкалы нет, то датировки по годам правления становятся просто немыми. Именно с таким обстоятельством и пришлось, по-видимому, столкнуться средневековым хронологам на заре становления хронологии.

Несмотря на свою простоту, способ отсчета лет от начала правления сопряжен и с чисто практическими неудобствами. Например, каждый раз при смене правления номер года совершает скачок. Причем – на случайную величину. Проследить такое летосчисление всего на 50_100 лет назад может оказаться непростой задачей. Придется ВЫЧИСЛЯТЬ, скажем, сколько лет прошло от 3-го года правления позапозапрошлого правителя до текущего времени. А значит – вспомнить длительности нескольких последних правлений и их последовательность, что в повседневной жизни не очень удобно. Кроме того, во время смут, когда правители часто меняются, подобное летосчисление просто переставало работать.

Поэтому в старых летописях применялся и другой, гораздо более изощренный способ счета лет. Также не требующий знания больших чисел, но вместе с тем не привязанный к именам и правлениям царей и не зависящий от смен правителей. И обеспечивающий непрерывное, без сбоев и скачков летосчисление на протяжении приблизительно восьми тысяч лет. Такой способ находится в самой тесной связи с церковной пасхалией и юлианским календарем. Будем называть его «индиктовым способом» или летоисчислением «по индиктам». Он состоял в следующем.

Номер года задавался не одним большим числом, как сегодня, а тремя маленькими числами, которые имели свои названия: «индикт», «круг Солнцу», «круг Луне». Каждое из них ежегодно увеличивалось на единицу, но как только достигало положенного ему предела, снова сбрасывалось до единицы. А потом опять начинало каждый год возрастать на единицу. И так далее. Таким образом, вместо одного, в принципе бесконечного счетчика лет, используемого сегодня, в индиктовом способе применялось три конечных циклических счетчика. Они задавали год тройкой небольших чисел, которые не могли выйти из предписанных им узких границ. Это были:

– индикт, который менялся от 1 до 15 и снова сбрасывался на 1;

– круг Солнцу, который менялся от 1 до 28 и снова сбрасывался на 1;

– круг Луне, который менялся от 1 до 19 и снова сбрасывался на 1.

Летописец, использовавший индиктовый способ летосчисления, мог написать, например, следующее: «данное событие произошло в индикт 14, круг Солнцу 16, круг Луне 19. А на следующий год случилось то-то и то-то в индикт 15, круг Солнцу 17, круг Луне 1. А еще через год произошли такие-то события, в индикт 1, круг Солнцу 18, круг Луне 2». И так далее.

Поскольку участвующие в индиктовом летосчислении ограничители 15, 28 и 19 являются взаимно-простыми числами, любое их сочетание повторяется только через число лет, равное их произведению: 7980 = 15 X 28 X 19. Таким образом, повторение индиктовой даты происходит лишь через 7980 лет. Следовательно, на отрезке времени продолжительностью почти восемь тысяч лет индиктовый способ летоисчисления задает год совершенно однозначно.

Индиктовый способ тесно связан с юлианским календарем, пасхалией и христианской Пасхой. Похоже, он был изобретен вместе с пасхалией и пасхальными таблицами. В самом деле – два из трех счетчиков, используемых в индиктовых датах (круг Солнцу и круг Луне), как мы уже объяснили выше, связаны именно с юлианским календарем, его високосными годами, днями недели и разбиением на месяцы. Оба они имеют самое прямое отношение и к определению дня христианской Пасхи как первого воскресния после первого весеннего полнолуния.

Таким образом, индиктовый способ летосчисления в значительной степени основан на пасхальных календарных величинах. Поэтому по своей сути он является ПАСХАЛЬНЫМ СПОСОБОМ.

Известно, что индиктовый способ летосчисления действительно применялся в старинных текстах. Обычно считается, что он использовался в основном в средневековых византийских сочинениях, написанных «очень давно». Но в русской книжной традиции индикты указывались еще и в XVII и даже в XVIII веке – наряду с годами «от сотворения мира» и (или) «от Рождества Христова». Например, в выходных данных «Следованной Псалтыри» московской печати XVII века год издания книги – 7160 от Адама, он же 1652 от Рождества Христова, – указан вместе с индиктом: «индикт 5» . По смыслу индикт не нужен в такой записи – он ничего к ней не добавляет. Но, очевидно, он сохранен по традиции, как остаток старого способа записи дат. Круг Солнцу и круг Луне в этой Псалтыри уже не указаны, опущены. Позже, в XVIII веке, перестанут указывать и индикты. Последние остатки старого индиктового способа летоисчисления пропадают, таким образом, лишь на рубеже XVII – XVIII веков!

Причем, если обратиться к русским текстам XVII века, то окажется, что они содержат огромное количество остатков старых индиктовых дат. Причем – именно остатков, обрывков – иногда переписанных со старых рукописей даже без понимания сути дела. Полных индиктовых дат в рукописях XVII века почти не встречается. По-видимому, такие даты переписывались в XVII веке либо как дань ушедшей традиции, либо потому, что в старом тексте была только такая дата. Поскольку переписчики в XVII веке уже плохо понимали смысл индиктовых дат, они вписывали их, как правило, в неполном, полуразрушенном виде. В тех случаях, когда индиктовые даты в текстах XVII века сопровождаются датами «от Адама», те и другие, как правило, не согласуются между собой. Это значит, что годы «от Адама» переписчики XVII века брали откуда-то со стороны и вписывали в летопись рядом с остатками исходных – причем совершенно других – индиктовых дат.

Получается, что старинный способ летоисчисления по индиктам, кругам Солнцу и кругам Луне был еще очень распространен в русских текстах XIV – XVI веков. Иначе бы переписчики XVII века не встречались бы с этими датами так часто. Не понимая их смысла они, естественно, искажали их при переписывании. Не исключено однако, что в некоторых случаях искажения были внесены намеренно с целью уничтожения старой хронологической традиции. Так, например, почему-то особенно часто опускался круг Солнцу. Причем иногда даже сами слова «круг Солнцу» или «круг Луне» присутствуют в рукописи, а числа, выражающие их значения, – нет. Они почему-то опущены.

Заметим также, что в старых текстах круг Солнцу в индиктовой дате мог даваться не прямо, а как «вруцелето такого-то перста». Выше мы уже говорили, что круги Солнцу располагались в пасхальной таблице по пальцам (перстам) «руки Дамаскиновой», где под каждым значением круга Солнцу указывалось соответствующее ему вруцелето. При этом, как легко убедиться, глядя на рис. 1, перст и вруцелето полностью задают соответствующий круг Солнцу. Поэтому, скажем, вместо слов «круг Солнцу И» в старинной летописи могло стоять, например: «крут Солнцу 6 на мизинце». В самом деле, смотрим на рис. 1 и видим, что вруцелето 6 на мизинце «руки Дамаскиновой» действительно дает круг Солнцу, равный 11. Но переписчик XVII века, уже отвыкший от индиктового летоисчисления, мог не понять такой записи, и, скажем, опустить слово «мизинец». Этим он менял значение круга Солнцу с 11 на 6. Подобная замена, кстати, отнюдь не безобидна. Она сдвигает индиктовую дату на СОТНИ и даже ТЫСЯЧИ лет.

Приведем пример. В рукописной Палее XVII века (Российская Государственная Библиотека, Отдел рукописей, фонд Румянцевского музея, № 297) на листе 256 имеется следующая датировка распятия Христа: «во 18 лето царства Тивериева пострадал Господь наш Iссъ Хрстосъ спасения ради члча в лето 5530 марта в 30 день в пяток в 6 часе дня, индикта 3, круг Солнцу 7, Луна 14 а пасха жидом».

Сразу отметим, что приведенная в Палее дата распятия по эре от Адама: 5530 год – противоречит указанному в ней же индикту. Более того, эта дата противоречит и кругу Солнцу – тоже указанному в этой же Палее. Сегодня, пользуясь калькулятором (которого у переписчика XVII века, естественно, не было), легко подсчитать, что в 5530 году от Адама индикт был равен 10, а крут Солнцу – 14. Между тем в Палее четко сказано: индикт равен 3, а круг Солнцу 7. Обе цифры совершенно другие Круг Луне в данном случае не указан. Говорится, что была «14 Луна и пасха иудейская». Здесь «14 Луна» означает не 14-й круг Луне, а первое весеннее полнолуние, соответствующее иудейской Пасхе (см. ниже). Возможно, первоначально круг Луне все-таки присутствовал в этой дате, но переписчик опустил его «для ясности», не поняв, зачем для Луны указано сразу два различных числа. Это, кстати – типичная ошибка в рукописях XVII века.

И еще одно замечание по поводу той же даты. В рукописи говорится, что 30 марта была пятница. Но в 5530 году 30 марта был понедельник. В то же время, 30 марта приходилось на пятницу в 5533 году. Можно было бы предположить, что здесь присутствует описка в дате – опущена тройка (ноль в церковно-славянских цифрах не пишется). Тогда вместо 5530 следует читать 5533 (год). Однако и это не спасает положения, поскольку в 5533 году от Адама индикт был равен 13, круг Солнцу 17, а крут Луне 4. В рукописи же мы видим совсем другие цифры.

В такой ситуации разобраться, как выглядела индиктовая дата распятия Христа в том документе, из которого была сделана выписка в Палее XVII века, – непросто. Ясно одно – этой датой не мог быть указанный в Палее 5530 год от Адама (22 год н.э.). Этот год, скорее всего, был взят из какой-то хронологической таблицы XVII века и вставлен в Палею переписчиком или редактором. Исходная дата была другой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Таблетки Виагра заказать по почте в Лыткарино:

Итак, если ты, как и мы, любишь всей душой, готов безмозмездно посвятить свободное время борьбе с нарушителями нашего сайта, если ты ответственный и исполнительный — пиши скорее на В теме письма укажите желаемый промежуток времени по часовому поясу Москвы — это важно!
Тонкий ремешок красиво подчеркивает талию, а небольшой запах в зоне декольте визуально стройнит. заказать в онлайн аптеке Виагру Софт с доставкой в Жиздре куплю Супер Сиалис 20мг + 60мг в городе Ивангород Теперь ваш любимый препарат выпускается в виде геля. .Таблетки Виагра заказать по почте в Лыткарино заказать в онлайн аптеке Женскую Виагру 100мг Саратовская область в г Аткарск Может статься, все нормальные показатели поплывут, и начнется болезнь. куплю Виагра 100мг Гусь-Хрустальный Индиктом называется пятнадцатая часть индиктиона пятнадцатилетнего промежутка времени, который был утвержден как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.
Super P force заказать с доставкой по почте в г Самара
Атрофия к полному бесплодию чаще всего не ведет, однако пораженное яичко, скорее всего, будет вырабатывать меньше спермы. куплю в онлайн магазине Виагру Софт 100мг с быстрой доставкой Свердловская область в гор Богданович что за аптека где есть Super P-force 100мг + 60мг с доставкой по почте в городе Юрги где можно купить Сиалис 20 мг доставка в г Чапаевск Поэтому не нужно ссылаться на то, что правозащитники умоляют спасти несчастного Сноудена в доброй, ласковой России, которую пора вносить в список стран-изгоев, от этой жестокой, ужасной Америки, то есть первого демократического государства в мире. .Купить таблетки Виагра по почте в г Асбест
купить онлайн Дженерик Виагру с доставкой в г Дрезна
И даже когда Джиллиан призналась, что записи ремастированы, многие участники опыта высказались в том смысле, что Не, ну за кого вы меня принимаете! где купить онлайн Левитру 20 мг Челябинская область в г УстьКатав купить таблетки Левитра с доставкой в г Киров Лечение геморроя народными Применяется как Геморрой, Как раз в лечении геморроя народными средствами она прославилась Как лечить геморрой народными средствами? .Таблетки Виагра заказать по почте в Лыткарино Свадебная фотосессия это особое действие, можно даже сказать, ритуал жениха и невесты, через который проходят все пары.
заказать таблетки Дапоксетин с доставкой в Красном Куте таблетки Виагра Софт купить онлайн по почте в Лыткарино
купить препарат Виагра Софт в Мурманске Это было изготовлено почти во всем поэтому, что из-за собственного нрава будущий миллиардер был практически неуправляем. Вместо того, чтобы задавать конкретное время для пробуждения, вы задаете количество часов, необходимое вам, чтобы выспаться. .Таблетки Виагра заказать по почте в Лыткарино.купить препарат Виагра Софт 100мг в г Коммунар интернет магазин Сиалис почтой быстро Россошь куплю в онлайн аптеке Дженерик Левитра Московская область в г пушкино где найти препарат Super P force в гор Кулебаки заказать в онлайн магазине Дженерик Сиалис по почте в г Андреаполь купить в аптеке Левитру 20 мг с быстрой доставкой в г Советск Дом стандартный, но надёжный. что за аптека где есть Дапоксетин 60мг по почте Кизилюрт заказать в онлайн аптеке Супер Сиалис 20мг + 60мг с доставкой в городе Кадников где найти препарат Дженерик Виагра с доставкой в городе Нерюнгри продажа Виагра Софт 100мг в Ижевске Потом подруга посоветовала простучать швы молоточком. .Таблетки Левитра купить онлайн с доставкой в Кемерово
таблетки Сиалис заказать в Усолье
купить онлайн Super P force в г Усолье-Сибирское заказать онлайн Левитру почтой быстро Кемеровская область что за аптека где есть Super P force почтой быстро Карачев Проще сразу покупать суспензию, но если вы уже купили таблетки, то ниже описано несколько способов как дать кошке или котёнку таблетку от глистов. заказать в аптеке Дженерик Сиалис с доставкой в Стрежевом дапоксетин в аптеках санкт петербурга Приобретают их все — как истинные ценители новейших модных решений, так и те, кто просто желает разнообразия и всегда хочет видеть свои ноготки красивыми и ухоженными.
Женскую Виагру купить по почте в Карабаново
Единственный разумный выход — обратиться к специалистам — репродуктологам. .Таблетки Виагра заказать по почте в Лыткарино.Виагра — наиболее изученный препарат из этой группы. Некоторые аппараты в Европе принимают 2-рублевую монету за 1 евро.
Super P-force 100мг+60мг заказать с доставкой по почте в г Ангарск
Книга Рудольфа и Кэтлин Вердербер — идеально сбалансированное теоретико-практическое пособие по психологии общения, которое выдержало на Западе десять изданий! Только когда погрузишься полностью в новые заботы, то сможешь удалить из сердца боль и печаль по старым отношениям. Мужчины как заманчивый цветник, и хочется сорвать в нем каждый цветок и купаться в чувственных наслаждениях Иной жизненный сценарий, правда, закончившийся трагически. .Таблетки Супер Сиалис заказать с доставкой по почте в г Трубчевск

Купить онлайн Сиалис в г Задонск
В первый раз за Большинству людей диета кажется отличной системой снижения веса, и они Особо стоит выделить методику Золотая игла доктора Мухиной. купим в интернет магазине Super P-force 100мг + 60мг в городе Каспийск купить в аптеке Виагру 100мг по почте в городе Гуково Вы должны нравиться себе. .Таблетки Виагра заказать по почте в Лыткарино
Купить таблетки Виагра по почте в г Темрюк.заказать онлайн Супер Сиалис в г Сортавала купить препарат Виагра Софт 100мг с доставкой в г Колпино В таких видах мяса также имеется цинк, положительно влияющий на либидо.
Заказать таблетки Дапоксетин с доставкой по почте в Череповце, Заказать Дапоксетин 60мг в Соль-Илецке, Купить онлайн Виагру 100мг с доставкой в г Кстово, Таблетки Виагра заказать по почте в Лыткарино, Купить онлайн Сиалис Софт в Усолье-Сибирском, препарат Super P force купить онлайн с доставкой в г Новокузнецк, Препарат Супер Сиалис купить в г Киренск На самом деле там, конечно, разнообразные кораблики, лодочки, катера. купить таблетки Супер Сиалис 20мг + 60мг доставка в г Апатиты где найти препарат Дженерик Виагра в городе Братск Совсем еще юному парню пришлось много и тяжело поработать в местном леспромхозе.
Отзыв:интернет магазин Дженерик Левитра почтой быстро в Вереи куплю в онлайн аптеке Дженерик Виагра с быстрой доставкой в гор Гвардейск Когда необходимо что-то распечатать, вы выбираете пальцами необходимый фрагмент, нажимаете на виртуальную кнопку и из щели на передней панели вылезает лист бумаги с распечаткой. купить Женская Виагра доставка Барабинск Выставка создана в соавторстве с писателем, журналистом газеты Вечерняя Москва Сергеем Борисовым. .Женскую Виагру купить онлайн в г Калязин

Таблетки Виагра Софт купить в г Подольск

Купить Super P-force 100мг+60мг по почте в г Кирово-Чепецк

Купить онлайн Левитру 20мг по почте в г Северодвинск

Купить Супер Сиалис по почте в Кунгуре

Женскую Виагру купить онлайн с доставкой в Кореновске

Super P-force 100мг+60мг купить онлайн в ПошехоньеЗаказать Супер Сиалис 20мг+60мг в г Набережные ЧелныКупить онлайн Левитру 20мг по почте в КузнецкеSuper P-force 100мг+60мг купить онлайн с доставкой по почте в г НовосибирскТаблетки Сиалис Софт купить с доставкой по почте в г Усолье

ИНДИКТ (индиктион; лат. indictio; греч. ἰνδικτιών, ἴνδικτος, ἐπινέμησις ) — Пятнадцатилетний период, использовавшийся в качестве единицы системы летосчисления.

Термин (буквально — указание, разверстка налога) впервые появляется в документах из римского Египта после 297 года по Рождству Христову в качестве обозначения периода налоговой отчетности, продолжительность которого c 287 года была установлена в 5 лет. С 308/309 годов появляется последовательная нумерация годов индикта начиная с 292/293 годов; после 20 лет последовал 1-й индикт (312/313 года), а в 327/328 годах нумерация была начата заново. С этого времени регулярным индиктом стал период в 15 лет.

Однозначное определение даты по году индикта требовало дополнительной информации, поскольку сами циклы индикта не нумеровались (в отличие, например, от олимпиад); редчайшим исключением является египетский папирус 933 года, датированный «43-м циклом» (счет индикта, таким образом, идет с 297 года). Для практических нужд датировка по индиктам оказалась удобнее традиционной римской системы счета лет по консулам и уже в IV веке получила широкое распространение по всей Римской империи. Одни из наиболее ранних примеров датировки по индиктам — дата Антиохийского Собора у святого Афанасия Великого (консульство Марцеллина и Пробина, 341 год), 14-й индикт, а также начало епископата свтятого Афанасия в индексе его посланий (44 год Диоклетиана (327/238 года), 1-й индикт. В так называемом досье Сардикийского Собора 343 года среди прочих документов сохранилась пасхалия, составленная восточным епископами на обособившемся от православных отцов соборике в Филиппополе. Она идеально приспособлена к 15-летнему циклу индикта (за счет утраты точности) и показывает даты пасхальных полнолуний на 30 лет, начиная с 1-го индикта в единодержавное правление Константина Великого, то есть на 328-357 года. Подобный тип 30-летнего цикла известен и в поздней русской пасхалистической традиции (XV-XVII века) под названием «руки лунной индиктовой».

Первым официальным документом, датированным по индиктам, считается декрет императора Констанция от 15 января 356 года (indictione XV Constantio augusto VIII et Iuliano caesaris consulibus (указанной дате соответствует не 15-й, а 14-й год индикта) — CTh. XII 12. 2). По закону Юстиниана I, вступившему в действие с 1 сентября 537 года, индикт наряду с годом царствования и консульством был признан обязательным элементом датировки документов.

Поскольку изначально индикт возник как налоговый период, он был приурочен к подведению итогов хозяйственной деятельности. В большинстве провинций сбор урожая основных культур заканчивался осенью. Однако традиция, по которой датой начала индикт стало 1 сентября, сложилась не сразу. Так, из памятников V века следует, что на Востоке империи индикт начинался позднее. Надпись 452 года в Халкидоне с датой 22 сентября, «по истечении 5-го индиктиона», предполагает начало индикта не ранее 23 сентября. Дата землетрясения 458 года в Антиохии указана у Евагрия Схоластика как «14 сентября, воскресенье, 11-й индикт»; таким образом, 12-й индикт начался не 1 сентября, а позднее. Древняя памятная надпись, датированная «месяцем октябрем, началом индиктиона», была найдена во Фракии близ древнего Паниона. По-видимому, начало индикта совпадало с началом нового года в различных календарях, имевших хождение на территории империи. Так, в Антиохии началом года в I-V веках было 1 гиперберетайоса (тишрина), то есть 1 октября; не ранее 483 года было перенесено на 1 сентября. Во многих календарях греческого Востока начало года было совмещено с осенним равноденствием, то есть с 23 сентября — днем рождения императора Августа (Асия, Вифиния, Памфилия, остров Крит, Смирна, Пафос на Кипре, Иераполь (сир. Маббуг). В Египте, где полевые работы оканчиваются в июне с разливом Нила, наряду с индиктом, приуроченным к началу египетского года (1 тоута — 29 августа), применялись и «александрийские» индикты с началом в мае. Они отражены, в частности, в датировках актов «Разбойничьего» Эфесского Собора (август 449 года обозначен как 3-й индикт вместо принятого 2-го). 1 сентября было признано началом индикта во 2-й половине V века (древнейший пример — дата кончины прп. Симеона Столпника, 2 сентября 459 года, «в конце 12-го и начале 13-го индиктиона», в его сир. Житии, написанном в 474 года). По мнению В. Грюмеля, переход на «сентябрьский стиль» индикта произошел с 462/463 годов.

После указа Юстиниана I Великого об обязательной датировке по году царствования (537 год) система летосчисления по консулам-эпонимам выходит из употребления (последний из них был назначен в 541 году, после чего консулами становились только императоры) и 1 января (традиционная дата вступления консулов в должность) постепенно теряет статус официального начала года. В VI-X веках в Византии существовало множество других вариантов начала года: с 25 декабря, с 1, 21 или 25 марта, с Пасхи, с начала правления императора и другие. В богослужебную литературу 1 сентября вошло не как начало года, а именно как начало индикта. В качестве «новолетия» (τὸ νέον ἔτος) в некоторых литургических памятниках закрепилось 23 сентября — праздник зачатия святого Иоанна Предтечи святой Елисаветой. Дата встречается в греческих церковных календарях и в славянских богослужебных Евангелиях X-XII веков — Ассеманиевом, Остромировом, попа Саввы, Мирославовом (Сергий (Спасский). На богословское осмысление этой древней календарной традиции как начала проповеди Христа, «лета Господня благоприятного», указывает особое место «нового лета» в древних циклах евангельских литургических чтений.

Византийская эра от Сотворения мира, сформировавшаяся в VII веке, идеально приспособлена к счету по индиктам. Ее начало — 1 сентября 5509 года до Рождества Христова — совпадает с началом 1-го года индикта, что значительно облегчает пересчет: последняя цифра года от Сотворения мира либо совпадает с цифрой индикта (например, 6601 год — 1-й индикт; 6581 год — 11-й индикт), либо отличается от него на 5 (6590 год — 5-й индикт, 6600 год — 15-й индикт). Несмотря на то что счет по индиктам был в Византии самым распространенным способом летосчисления, сами византийцы не знали точно, откуда он произошел. В «Пасхальной хронике» (около 630 года) под 1-2-м годами 183-й олимпиады (48-47 года до Рождства Христова) указано: «1-й год Антиохии Великой и первый год пятнадцатилетних индиктов считаются с первого года Гая Юлия Цезаря… Индикты начали считать с первого числа месяца горпиайоса (сентября)». Это не мешает хронисту отметить далее, что в 8-м году Константина Великого «был установлен первый индиктион в консульство Волусиана и Аниана». Через посредство хроники Георгия Амартола (Монаха) легенда об изобретении индикта Юлием Цезарем проникла и в славянскую книжную традицию.

Протопоп Максим Исповедник в пасхалистическом трактате (641 год) следовал другому объяснению, указывая, что индикт «произошел, согласно историописателям, от Августа Кесаря, во второй год его царствования»; кроме того, протопоп Максим, уверенный в естественном характере всех хронологических циклов, в том числе и индикте, считает нужным объяснить несовпадение начала творения по александрийской эре с 1-м годом индикта особой реформой, проведенной Августом. К этому же 2-му году Августа возводит начало индиктов хронист XI века Георгий Кедрин, черпавший сведения из более ранних источников. Однако в другом месте он же сообщает, что «индикты (ἴνδικτοι) начали считать с 15-го года правления Августа Кесаря; называется же индиктион, то есть инактион, от победы при Акции. Акций — мыс Никополя Эпирского, где Август победил в сражении Антония и Клеопатру и был в то время провозглашен единовластным правителем». Своего рода итог подобным «гипотезам» подвел в конце XI века Михаил Пселл: «О числе 15 и названии индиктиона некоторые баснословно рассказывают, будто бы это идет от некоего полководца, звавшегося таким именем, которому 15 лет сопутствовала удача, а другие 15 лет — неудача, и потому он заповедал потомкам соблюдать при счете лет это число. Но это выглядит недостоверным, поскольку мы видим, что счет индиктионов и совокупность лет от самого Сотворения мира идут во взаимном тождестве… Так что они идут не от какого-то полководца, но от самого бытия мира… «Индиктион» переводится как «распределение». Что же касается числа 15… мы говорим, что причина этого в смене человеческих возрастов. Ведь через 15 лет мы проходим главные перемены — юность, зрелость, средний возраст, седину, старость, преклонную старость и долгожительство».

На Западе в VIII века в трудах Беды Достопочтенного появляются индикт с началом в день осеннего равноденствия — 24 сентяря. На связь сентябрьского И. с осенним равноденствием указывал уже в IV веке святой Амвросий Медиоланский, не приводя, впрочем, никаких точных дат. Под влиянием Беды такая система вошла в употребление сначала на его родине, в Англии, а затем при дворе Каролингов (с Людовика Благочестивого) и их преемников, германских королей и римско-германских императоров (с Конрада I до Карла IV, 912-1378 года); в XI-XIII веках она использовалась на нем. церковных землях и во Франции, а также во Флоренции (начало XII века) и в Риме при папе Урбане II (1088-1099 года) и регулярно с понтификата Александра III (1159-1181 года). Нумерация этих индиктов, известных под названием «имперских» или «цезарианских», совпадает с византийскими. Индикты с той же начальной датой, но отстающие от «имперских» на 1 год, применялись в Генуе в XIII веке. Их началом считалось 24 сентября 3 года до Рождества Христова. Наконец, на Западе были популярны индикты, начало которых было совмещено с началом календарного года. Таковы индикты с началом 25 декабря или 1 января («римские» или «понтификальные индикты»), применявшиеся в Риме в VI-VII и X-XI веках (наряду с византийскими), а также в Германии (наряду с «имперскими»); с XIII века «римские» индикты стали широко известны в Западной Европе. Другими датами начала индикта были 8 сентября (Сиена, XIII век), 1 октября (Кёльн, XIV век) и 25 марта (Флоренция, Рим при папе Николае II (1059-1061 года), Дофине). В целом в употреблении индиктов на Западе не было системы, и некоторые памятники содержат неопределенные датировки типа «indictione Xa, plus vel minus». Один французский документ 1023 года датирован даже 21-м индиктом.

Формула для вычисления индикта, соответствующего данному году современного летосчисления от Рождества Христова, указана создателем этой эры Дионисием Малым: к номеру года следует прибавить 3 и разделить на 15; остаток покажет год индикта.

Дополнительная литература:

Duchesne L. Inscription chrétienne de Bithynie // BCHell. 1878. T. 2. P. 289-299

Giry A. Manuel de diplomatique. P., 1894. P. 96-101;

Schwartz E. Christliche und jüdische Ostertafeln. B., 1905. S. 122-123

Ginzel F. K. Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. Lpz., 1914. Bd. 3. S. 148-155;

Kubitschek J. W. Grundriss der antiken Zeitrechnung. Münch., 1928. S. 108;

Часть 1. Метонов цикл
Этимология слова Индикт (или индиктион от греч. ‏Ινδικτιών), обозначающего 15 летний период, как и то, кем установлен этот период, в точности неизвестны.
Наиболее распространённым является предположение, что индиктион происходит от латинского indictio — «объявление» и первоначально означал чрезвычайный налог на зерно. Император Диоклетиан превратил его в ежегодную подать, размер которой определялся один раз в пять лет, на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет.
Считается, что Индиктион введен Константином Великим взамен языческого счисления олимпиадами по четыре года, как промежуточная единица времени между годом и веком. Чтобы получить индикт года в эре от Рождества Христова, надо к искомому году прибавить число 3 и сумму разделить на 15. Остаток даст индикт года. Если остаток равен 0, то индикт — 15.
В средневековой хронологии существует некоторая путаница оттого, что не все историки считали начало цикла Индиктов одинаково. Различают Индикты, в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года — византийский, начинавшийся с 1 сентября, императорский, с 25 сентября, и римский (или папский) начинавшийся с 1 января. В литературе также порой встречаются упоминания о цикле индиктов с началом 8 сентября, называемом indictio Senensis.
Через 532 года «круги Солнца и Луны» снова начинаются вместе. Цикл индиктов, совместно с 19-летним метоновым и 28-летним солнечным циклами, лёг в основу юлианского периода.
Старый юлианский счет лет очень прост для астрономии, истории и пасхалии. Простота и практичность юлианского календаря объясняется тем, что дни здесь возвращаются к тем же числам через 28 лет, новолуния и полнолуния — через 19 лет, пасхалия повторяется через каждые 532 года (28 х 19).
Период в 532 года составляет Великий индиктион , через который солнечные и лунные затмения, фазы Луны, дни — все возвращается к тем же числам. Астрологическая ситуация полностью повторяется.
Часы – циклы на Башне Зимера в Лире, Бельгия.


Солнечный цикл и вруцелето Цикл метона и эпакта
Солнечный 28-летний цикл и Вруцелето (от др.-рус. «въ руцѣ лѣто» — год в руке).
После 28 лет все даты снова повторяются в том же порядке. На внутреннем круге стрелка указывает на текущий год солнечного цикла. На внешнем круге стрелка показывает соответствующую доминантную букву. Заглавными буквами Вруцелета показан день, на который падает первое воскресенье года. Буква A означает, что первое воскресенье года выпадет на 1 января. Буква E означает, что первое воскресенье будет 5 января. В високосные годы внешний круг будет показывать две буквы.
Метонов цикл — промежуток времени в 6939 дней 14 часов 15 минут, служащий для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре (периодичность кругов – видимых движений Солнца и Луны) .
Метонов цикл, по имени предложившего его древнегреческого астронома Метона, связан с приближённым (с точностью до нескольких часов) равенством: 19 тропических лет = 235 синодическим месяцам, то есть каждые 19 лет лунный цикл завершается в тот же день солнечного года. Погрешность метонова цикла составляет 0,08685 суток за 19 лет, то есть сутки примерно за 219 лет.
Епакта (от латинского epactae, от греческого ἐπάκτη, лат. epactae, ἐπακτὰἱ ἡμέραἱ — добавочные дни ) — число дней, на которое продолжительность солнечного года превышает продолжительность лунного года из 12 лунных месяцев. Епакты используются для перевода дат из лунно-солнечного календаря в даты солнечного календаря и обратно. Епакта используется, для вычисления даты Пасхи, которая отмечается в первое воскресенье после полнолуния, наступающего за днем весеннего равноденствия.
Метонов метод однокоренной с Мефодием, Матфеем и математикой, их «бог дал».
Как заметил Метон в своих вычислениях, 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам и 6,940 дням (вот откуда появились тысячелетия «от сотворения мира” в хронологии).
Так как 19 лунных лет равны 228 месяцам (19·12 = 228), то, чтобы согласовать солнечный и лунный календари, Метон добавил к 19 лунным годам семь дополнительных месяцев (19·12 + 7 = 235). Так, 19-летний цикл включал 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев (вероятно в этот зодиакальный цикл включали созвездие Змееносца).
Здесь использованы материалы работы https://vedaveta.livejournal.com/133975.html.
Лунно-солнечный календарь унаследовал от лунного календаря как достоинства, так и недостатки. Несмотря на то, что по фазам Луны достаточно просто вести счет времени, но сама продолжительность синодического месяца непрерывно меняется в пределах от 29 дней 6ч.15м. до 29 дней 19ч.12м. Причиной этому является довольно сложное движение Луны по орбите.
Начало месяца в лунно-солнечных, как и в лунных календарях, приходится на неомению, то есть на первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца. Неомения отстоит от новолуния на 2—3 дня. Причём это время меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за этого невозможно как вести один и тот же календарь, основанный на наблюдении Луны, в разных странах, так и пользоваться простым календарём из 29- и 30-дневных месяцев. Календарь, введенный по какой-либо системе будет неизбежно расходиться с реальным движением Луны, хотя, с той или иной точностью, будет в среднем этому движению соответствовать.
Индиктионы было принято отсчитывать от начала византий­ской эры. В частности, 12-й великий индиктион на­чался в 345 году, 13-й — в 877 году, 14-й — в 1409 году, 15-й Великий Индиктион начался в 1941 году.
Зная про Метоновый цикл и веря, что через каждые 19 лет фазы Луны снова повторяются точно по дням солнечного года, было установлено, что с учетом каждого четвертого високосного года и седьмицы (недели), через каждые 532 года (= 19х4х7) фаза Луны попадет ровно на тот же конкреный день недели и число месяца и високосного, и каждого из 3-х невисокосных годов.
Итак, через 19 х 28 = 532 года расчётные фазы Лу­ны и дни недели приходятся на те же числа месяца.
Проверим эти утверждения с помощью астрокалькулятора StarCalc 5.72.
Для наблюдателя православного храма Византии: Софийский собор в Константинополе 41°00′31″ с. ш. 28°58′48″ в. д.
14-й Великий Индиктион начался в 1409 году, закончился в 1941 году (532 года).
— Когда было весеннее равноденствие в 1409 году?
12 марта 1409 в 04.08 – равноденствие.
Солнце – прямое восхождение — 0°0’0.5», склонение 0°0’5»,
Луна – Фаза 0.19 – 25.3 дней.
Первый восход Солнца в день весеннего равноденствия.

Скрин 1
— Когда было первое полнолуние после весеннего равноденствия в 1409 году.
30 марта 1409. Луна – Фаза 1.0 – 14.2 дней.
Первое полнолуние после равноденствия.

Скрин 2
Обратим внимание, что Фаза полнолуния, восход Луны начинается в лучах заката Солнечного диска.
30.03.1409 в 18.30 – Полнолуние. Восход Луны на заходе Солнца.
Солнце – прямое восхождение – 1ч 7м, склонение +7°11′,
Луна – прямое восхождение – 12ч 41м, склонение -2°47′.

Скрин 3
Обратим особое внимание. Луна восходит в созвездии Девы, рядом звезда Спика (альфа Девы).
Спика – прямое восхождение – 12ч 54м, склонение -8°1′.

Скрин 4
Переместимся во времени на 532 года, в 1941 год.
— Когда было весеннее равноденствие в 1941 году?
21.03.1941 в 02.20 – весеннее равноденствие.
Солнце – склонение 0°. Луна – Фаза 0.40 – 23.1 дней.
— Когда было первое полнолуние после весеннего равноденствия в 1941 году.
11 апреля 1941 в 18.30 – Полнолуние. Восход Луны на заходе Солнца.
Солнце – прямое восхождение – 1ч 19м, склонение +8°20′,
Луна – Фаза 1.00 – 14.5 дней, восход в 18.18. прямое восхождение – 13ч 14м, склонение -6°33′.

Скрин 5
Луна вновь, как и 532 года назад восходит в созвездии Девы, рядом со звездой Спика (альфа Девы).
Спика – прямое восхождение – 13ч 22м, склонение -10°51′

Скрин 6
Внесем полученные данные в Сводную Таблицу.

Сводная Таблица.
В Таблице исследованы ближайшие метоновы циклы к нашему времени.
Можно констатировать, что каждые 19 лет в один и тот же день 11 апреля (но разные дни недели) происходит первое полнолуние после весеннего равноденствия, в 14 лунный день, фаза Луны 1.0.
— Теперь проверим правило: через 19 х 28 = 532 года расчётные фазы Лу­ны и дни недели приходятся на те же числа месяца.
Фазы Луны и лунные дни совпадают – полнолуние.
Восход Луны происходит на закате Солнца.
Луна восходит в созвездии Девы.
Однако, на одно и то же число и месяц в 1409 и 1941 годах полнолуния не попадают.
В чем причина?
Перехлд с Юлианского календаря на Григорианский.
Согласно официальной истории, в 1583 году произошел переход от Юлианского к Григорианскому календарю из-за того, что юлианский календарь недостаточно точен и за 128 лет дает ошибку в один день.
Считается, что в 45 году до н.э. Юлий Цезарь в своём юлианском календаре установил для Европы 25 декабря, как дату зимнего солнцестояния. С тех пор за счёт разницы между календарным годом (365,2500 дней) и тропическим годом (~365,2421897 дней) произошёл сдвиг фактического астрономического солнцестояния примерно на три дня за каждые четыре столетия. В 1582 году Папа Григорий XIII решил восстановить точное соответствие между сезонами и гражданским годом, но при этом он ссылался не на эпоху римского императора, а на Никейский собор 325 года, период становления основных христианских праздников. Таким образом, Папа аннулировал 10-дневную ошибку, накопленную за период с IV по XVI века, но не учёл 3 дня, набежавшие между I и IV веками нашей эры. Эта корректировка календаря сдвинула зимнее солнцестояние в северном полушарии примерно до 22 декабря. До сих пор в григорианском календаре солнцестояние колеблется на один или два дня, а в долгосрочной перспективе может дополнительно произойти сдвиг на один день за каждые 3000 лет.
В Риме указ от февраля 1582 года декларировал, что 10 дней должны быть выброшены с октября 1582 так, чтобы 15 октября следовало немедленно после 4 октября, после чего должен был использован реформированный календарь.
В новом календаре счет дней был начат с новолуния которое пришлось на 1 января, на этот же день было перенесено начало года (в римском календаре год начинался 1 марта).
Все католические страны очень быстро приняли реформу, протестансткие долго противились, а в православных юлианский календарь оставался до 20 века.
Согласно же наших расчетов, приведенных в Сводной Таблице, день первого полнолуния после весеннего равноденствия в 1599 году перескочил на 10 апреля с 30 марта в 1580 году. Наблюдаем сдвиг даты на 11 дней.
Такая программа прошита в калькуляторе StarCalc 5.72, переход на новый григорианский календарь, после 4 октября 1582 года следует сразу 15 октября.
За период Великого Индиктиона с 30 марта 1409 по 11 апреля 1941 годов по расчетам было потеряно всего 12 дней.
Однако, согласно нового Григорианского календаря и ОИ: в зависимости от века количество пропускаемых дней увеличивалось, так: в 16 веке — 10 дней, в 17 — 11, в 18 – 12, в 19 – 13, в 20 — 14. Именно этой системой и объясняется отсутствие 12 сентябрьских дней в 1752 году в Великобритании и ее колониях.
В России переход осуществлялся в 1918 году — тогда «потерялись» 13 дней с 31 января по 14 февраля.
В наших же расчетах фигурирует 1941 год – ХХ век и должен был произойти сдвиг в те же 13 дней минимум.
А по нашим расчетам произошло смещение всего в 12 дней по календарю.
Какие выводы можно сделать?
«Я не в восторге от нашего календаря!..»
Официально считается, что через каждые 532 года пол­ностью повторяются и даты Пасхи.
Но об этом в следующей части, продолжение следует…
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *