Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Величание Пророку Илии

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Молитва 1

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва 2

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся. Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков. Аминь.

Молитва 3

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый, и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо. Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене. Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми. Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы. Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом. Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом немысленным уподобляемся. Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его. Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас. Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха; преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды. Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 4

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Неделя 8-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 1 июля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Пророка Илии (IX в. до Р. Х.).

Преподобного Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского (1649).

Священномученика Константина Словцова пресвитера (1918); священномучеников Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева пресвитеров, преподобномучеников Тихона Кречкова, Георгия Пожарова, Кирилла Вязникова и мучеников Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930); священномученика Алексия Знаменского пресвитера (1938); преподобномученика Феодора Абросимова (1941).

Чухломской, или Галичской (1350), Абалакской («Знамение») (1637) и Оршанской (1631) икон Божией Матери.

Служение Пророка Илии

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает суть его служения: через проповедь покаяния вернуть иудеев к почитанию Истинного Бога. Ревность пророка Илии простёрлась даже до царского дома. Его служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874–853 до Р. Х.) и Охозии (853–852 до Р. Х.). В этот период в Северном царстве распространялся языческий культ Ваала. Сам царь Ахав после брака с нечестивой царицей Иезавелью, дочерью сидонского царя, отказался от истинной веры и начал служить Ваалу, построив ему храм в Самарии (3 Цар. 16:32–33). Ахав и его жена устроили гонение на пророков Божиих. Только 100 пророков благодаря ходатайству царедворца Авдия осталось в живых. Среди них и пророк Илия, который скрывался у потока Хорафа, восточнее Иордана, где вороны приносили ему пищу.

Почитание Пророка Илии

Святой Илия — один из самых почитаемых ветхозаветных пророков. Он восхваляется за свою несокрушимую твёрдость веры, строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Господь сравнил пророка Илию с «величайшим из рождённых жёнами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказал, что он пришёл в духе и силе Илии. По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на небо, будет Предтечею второго пришествия Христа на Землю. Родившийся задолго до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор. Он первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мёртвого и был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти.

В Русской Церкви пророк Илия почитается особо. Первый храм, возведённый в Киеве после «Фотиева крещения» при князе Игоре, был освящён во имя пророка Илии. После Крещения Руси во многих русских городах также появились Ильинские церкви и монастыри. К началу XVII века больше всего их было в Новгороде — восемь Ильинских храмов. Служба святого Илии отличается торжественностью и содержит особые паремии из Третьей и Четвёртой книги Царств, где повествуется о значимых событиях из жизни пророка и чудесах, совершившихся по его молитвам. Стихиры и канон для службы святому написал преподобный Иоанн Дамаскин. Также авторами канонов пророку являются преподобный Иосиф Песнописец и Пахомий Логофет. Пророк Илия считается ходатаем «о благорастворении воздухов», так как по его молитве было три с половиной года «затворено небо» в наказание еврейского народа за идолопоклонство. Поэтому святому Илии принято служить молебны: как о даровании дождя, так и о прекращении чрезмерных осадков.

Священное Писание

1 Кор., 124 зач., I, 10-18

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».

13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия.

Мф., 58 зач., XIV, 14-22

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 14, 14-22

Перед чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «не нужно им идти, вы дайте им есть» — и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни». Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд»!

Архимандрит Эмилиан Симонопетритский о благодарности Богу

Тот, кто не научится благодарить Господа за все, в том числе и за жизненные беды и невзгоды, не продвинется в духовной жизни ни на миллиметр с того момента, когда появился он из чрева матери. В его жизни не будет развития. Напротив, когда человек рождается, он еще невинное дитя, имеющее святость от природы, а мы, достигнув зрелости, уже обладаем суровостью и знаниями, которые усугубляют нашу вину. Итак, мы должны научиться благодарить Бога. В момент, когда нас одолевают лукавые помыслы или когда брат наш говорит нам какие-то слова, а мы чувствуем к нему злобу в душе своей, именно тогда мы должны благодарить Господа и улыбаться брату нашему. А если мы так не делаем, мы не можем продвинуться вперед ни на шаг, ибо все будет приходить к нам не по молитвам. В особенности же наши ближние и те жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, будут вызывать у нас лукавые помыслы, искушения, страсти и вражду.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В Слове Божием абсолютная истина и абсолютный критерий отличия добра от зла. И это очень важно. Ведь если человек перестанет отличать добро от зла, он перестанет быть человеком и человеческое общество будет разрушено. Это не просто слова, сказанные на определенный фрагмент Евангелия. Давайте вспомним историю: в Ветхом Завете народ Израиля, когда отказывался признать Бога абсолютной истиной, когда отвергал свой закон, то он разваливался как народ, терял свою интегральность. И только когда он вновь обращался к Богу — снова объединялся и воскресал.

Молитвословия

Тропарь пророка Илии

глас 4

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак пророка Илии

глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/ Илие великоимените,/ вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,// моли о нас Единаго Человеколюбца.

Величание

Величаем тя,/ святый славный пророче Божий Илие,/ и чтим, еже на Небеса/ на колеснице огненней,// преславное восхождение твое.

Молитва пророку Илие

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Теги: Пророк Илия православный календарь

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Биография величайшего праведника и пророка. Согласно традиции, Элиягу был новым воплощением души первосвященника Пинхаса.

Элияу а-Нави (אליהו הנביא, он же пророк Илия) — величайший праведник и пророк.

Согласно сокровенной традиции, Элияу стал новым воплощением души первосвященника Пинхаса, сына Элазара-коэна и внука первосвященник Аарона (Ялкут Шимони, Пинхас 771; Раши, Бава меция 114б; Седер адорот 2962).

Его отец происходил из колена Гада, а мать — из колена Биньямина (см. Берешит раба 71:9; Шмот раба 40:4; Шохер тов 90; Седер адорот 2962). По иной версии, его отец лишь жил в Гиладе, среди потомков Гада, но сам относился к колену Леви и был коэном (Ялкут Шимони, Мелахим 209; Раши, Бава меция 114б; Седер адорот 2962).

Происходил из города Тошав, и его называли Элияу аТишби (т.е. из Тошава) (I Мелахим 17:1, Таргум и Раши; Седер адорот 2962).

Некоторое время жил в Иерусалиме и был членом Великого Санхедрина (Берешит раба 71:9; Шмот раба 40:4). Его учеником был будущий пророк Овадья (Оцар ишей аТанах, Элияу аНави).

Основал в святом городе дом молитвы (Седер адорот).

Комментаторы указывают, что в своем служении Творцу пророк Элияу удостоился высшего возможного духовного уровня, называемого двейкут («прикрепление») — все его помыслы и стремления были направлены только к Б-гу (Рамбан, Ваикра 18:4-5).

В 3021 году /739 г. до н.э./ над северным царством, Израилем, воцарился Ахав, сын Омри. Этот царь-идолопоклонник взял в жены Изэвель, дочь финикийского царя Эт-Бааля, и устроил посреди своей столицы Шомрона (Самарии) капище финикийского божества Бааля (I Мелахим 16:29-33; Седер адорот).

Под властью Ахава евреи из десяти северных колен всё дальше отходили от соблюдения законов Торы. Но царь похвалялся перед Элияу, что его страна процветает — вопреки грозному предостережению Торы «Берегитесь, чтобы …вы не служили чужим богам — чтобы не возгорелся на вас гнев Б-га, и замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст своего урожая» (Дварим 11:16-17). В ответ Элияу предупредил царя, что из-за его порочных поступков в стране наступит страшная засуха (I Мелахим 17:1, Раши; Санхедрин 113а).

И действительно, в 3034 году /726 г. до н.э./ началась засуха, продолжавшаяся более трех лет (Седер олам раба 17; Седер адорот).

В начале этого периода Элияу скрывался от гнева царя у потока Керит, к востоку от реки Иордан (I Мелахим 17:2-6, Мецудат Давид). Но затем, когда поток пересох, он перешел в город Царфат, расположенный на берегу Средиземного моря, недалеко от Цидона, в уделе колена Ашера, и поселился там у приютившей его вдовы. А когда сын этой женщины смертельно заболел, — так, что его дыхание уже пресеклось, — Элияу перенес его к себе в комнату и обратился к Б-гу с молитвой: «Г-споди, Б-же мой! Неужели и вдове, у которой я живу, ты причинишь зло, умертвив ее сына?! Прошу, пусть душа этого мальчика в него возвратится!» Ребенок ожил, и пророк вернул его матери (I Мелахим 17:7-24; ИТ, Сукка 5:1, Пней Моше). Позднее исцеленный ребенок, которого звали Йона, стал учеником Элияу и затем пророком (Оцар ишей аТанах, Элияу аНави).

Тем временем по приказу царицы Изэвели было убито большинство пророков, кроме ста, которых сумел спрятать ученик Элияу — Овадья, служивший при дворе Ахава и Изэвель (I Мелахим 18:4).

На третий год голода, Всевышний повелел Элияу: «Иди, явись перед Ахавом, и Я дам дождь на землю» (там же 18:1; Седер адорот). «Как я пойду, — возразил пророк, — ведь они еще не раскаялись?!» «Когда Я первый раз начал орошать землю, — отвечал Творец, — на ней был всего один человек, и Я орошал землю ради него. Так и теперь, явись перед Ахавом, и Я дам дождь (т.е. дождь пойдет в заслугу одного праведного пророка)» (см. Шохер тов 117; Шивтей нахалатэха с. 133 и 386).

По пути к царю Элияу встретил своего ученика Овадью, который рассказал, что люди Ахава, повелевшего убить Элияу, искали его не только по всему Израилю, но и в окружающих государствах. И тем не менее Элияу настоял на встрече с царем (I Мелахим 18:1-15; Седер адорот).

Увидев мятежного пророка, царь сказал ему: «Ты ли это, наводящий беду на Израиль?!» Но Элияу ответил: «Не я навел беду на Израиль, а ты и дом твоего отца, — тем, что вы оставили заповеди Б-га, а ты служил баалям (т.е. финикийским и кнаанским божкам)». Элияу обещал царю, что Всевышний даст дождь. Но предварительно он потребовал, чтобы Ахав собрал весь народ Израиля к горе Кармель и пригласил бы туда многочисленных лжепророков, прорицающих от имени своих идолов (I Мелахим 18:17-20).

Когда царь созвал всех израильтян, Элияу обратился к ним: «До каких пор вы будете колебаться? Если Г-сподь — это Б-г, то следуйте за ним. А если Бааль, то следуйте за ним». Евреи молчали. Тогда Элияу предложил испытание: «Я один остался здесь из пророков Г-спода, а пророков Бааля — четыреста пятьдесят человек. Пусть нам дадут двух тельцов, и они выберут себе одного из них, рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не разжигают. А я положу на дрова другого тельца, и огня не разведу. Пусть они взывают именем их божества, а воззову именем Г-спода. И Тот, Кто ответит огнем, Он и есть Б-г». И народ согласился (там же 18:20-24).

Пророки Бааля взывали к нему с утра до полудня. А в полдень Элияу стал смеяться над ними: «Кричите громче, ведь, возможно, ваше божество занято разговорами или в отлучке, или путешествует вдалеке. А может, он спит, так он проснется». Пророки Бааля кричали и бесновались у жертвенника, царапали себя мечами и копьями — но ответа не было. Тогда Элияу попросил, чтобы израильтяне окружили его. Он сделал вокруг своего жертвенника ров и залил его водой, а также велел облить водой дрова и тушу тельца. Элияу воззвал к Творцу: «Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать этот народ, что Ты — Б-г». По его молитве огонь с небесной вышины пал на жертвенник и пожрал не только тельца и дрова, но и вылизал воду во рву. Израильтяне пали ниц и признали: «Г-сподь — Он Б-г». После этого по приказу Элияу были схвачены и казнены пророки Бааля. А вскоре над морем показалась первое облачко, затем небо потемнело от туч, и начался ливень (там же 18:26-45).

Скрываясь от царицы Изэвели, поклявшейся отомстить ему за смерть пророков Бааля, Элияу отправился на юг страны — в Беэр-Шеву, а затем — к горе Хорев (Синай). Там ему открылся Творец. Элияу с горечью посетовал на то, что происходит в стране: «Оставили завет Твой сыны Израиля, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом. Остался я один, но и моей души искали они, чтобы ее отнять». В ответ Всевышний повелел ему отправиться в Дамаск, чтобы помазать на царство над Арамом (Сирией) некоего Хазаэйла, а царем над Израилем помазать Йеу, сына Нимши. Кроме того, Элияу должен был посвятить в пророки Элишу, сына Шафата и поставить его своим преемником. «И будет, — предрек Всевышний, — тех нечестивцев, кто спасется от меча Хазаэйла, умертвит Йеу. А того, кто спасется от меча Йеу, умертвит Элиша — останутся только те, кто не преклонял коленей перед Баалем» (там же 19:1-18).

Выполняя повеление Творца, Элияу посвятил Элишу в пророки (там же 19:19-21).

По слову Б-га, Элияу явился в столицу Израиля Шомрон к царю Ахаву, чтобы предсказать ему и всему его роду скорую гибель. Вняв словам пророка, Ахав разодрал свои царские одежды, облачился во вретище и наложил на себя строгий пост. Тогда Творец сказал Элияу: «За то, что он покорился Мне, Я не наведу эту беду в его дни. Во дни его сына наведу беду на его род» (там же 21:17-29). И поэтому Элияу отложил помазание на царство Хазаэйла и Йеу, через которых должны были обрушиться предсказанные кары (Ральбаг и Мальбим, I Мелахим 21:15-16).

В 3041 году /719 г. до н.э./ царь Ахав погиб в бою. Ему наследовал сын Ахазья (I Мелахим 22:35-40; Седер адорот).

Вскоре Ахазья серьезно занемог и направил посланцев в город Экрон, к жрецам божества Бааль-Звува, чтобы узнать, выздоровеет ли он от своего недуга. Элияу вышел навстречу посланцам царя, сказав им: «Возвратитесь к царю. Разве нет Б-га в Израиле, что вы идете вопрошать Бааль-Звуза, божество Экрона? А Б-г сказал так: «Не сойдешь ты с постели, на которую возлег, а непременно умрешь”» (II Мелахим 1:2-6).

Узнав об этом предсказании, царь послал за Элияу пятьдесят стражников, чтобы схватить его. Но как только стражники приблизились к горе, на вершине которой сидел пророк, и приказали ему: «Спустись!», он призвал огонь с Небес, и пламя сожгло их. Царь послал еще один пятьдесят воинов, но его постигла та же участь. И лишь с третьим пятьюдесятью, начальник которого не приказывал, а умолял пророка придти, Элияу явился к царю и сам повторил перед ним свое предсказание: «За то, что ты посылал вопросить Бааль-Звува, божество Экрона, — будто нет Б-га в Израиле, чтобы вопрошать Его слово — не сойдешь ты с постели, на которую возлег, а непременно умрешь». И, действительно, в 3043 году /717 г. до н.э./ Ахазья умер от этой болезни, и ему наследовал его брат Йеорам (там же 1:9-17; Седер адорот).

В 3047 году /713 г. до н.э./ году Элияу вместе со своим ближайшим учеником Элишей сошел через Иерихон к Иордану. Элияу ударил своим плащом по воде, и она расступилась. Учитель и ученик перешли по дну. На другом берегу Элияу спросил: «Что сделать мне для тебя прежде, чем я буду от тебя взят?» В ответ на просьбу ученика Элияу разъяснил ему величайшие тайны, связанные с Сотворением мира и Б-жественным управлением Вселенной. И пока они еще разговаривали, с неба спустился некий светящийся объект, подобный «огненной колеснице, запряженной огненными конями». Эта «колесница» отделила Элияу от ученика. А затем он был вихрем унесен в Небо — как когда-то в древности праведный Ханох (II Мелахим 2:8-11, Радак и Мальбим; ИТ, Брахот 5:1; Седер адорот).

При вознесении в духовный мир душа Элияу облачилась в «тело из света», в котором она предстала перед ангелами-служителями (Зоар 2, 197а, 3, 88б). А его земное тело осталось жить на земле — в нижнем Ган Эдене, где когда-то, при Сотворении мира, Творец поселил Адама — Первого Человека (Дерех эрец зута 1; Хатам Софер, Тшувот 6, 98).

Поскольку Элияу не совершил в своем последнем воплощении ни одного греха, он удостоился вечной жизни, ведь и Адам, если бы не совершил своего единственного греха, то жил бы вечно (Ваикра раба 27:4).

С тех пор Элияу внимательно следит за происходящим на земле — по образному выражению мидраша, он «облетает весь мир, как птица» (Шохер тов 8). И он пишет хронику всех последующих поколений (Седер олам раба 17).

При этом, в отличие от Ханоха, навсегда оставшегося в мире ангелов, Элияу постоянно возвращается в населенный мир и вступает в общение с людьми (Рамбан, Бава батра 121б).

Таким образом, Элияу стал единственным человеком, одновременно существующим в двух мирах: высшем мире ангелов и в земном мире (Зоар 2, 197а; 3, 88б). Иногда он является мудрецам Израиля, чтобы научить их каким-либо законам (см. Брахот 3а), а порой приходит на помощь праведникам.

Согласно сокровенной традиции, пророк Элияу должен открыться всему народу Израиля перед приходом Машиаха, чтобы возвестить о наступлении новой эпохи (Сифрей, Браха 342).

Его задачей будет подготовить сердца евреев к испытаниям, связанным с приходом Машиаха (Рамбам, Мелахим 12:2). В книге пророка Малахи переданы слова Творца, относящиеся к дням геулы — конечного избавления: «Вот, Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Б-га, великого и страшного, — и возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением» (Малахи 3:23-24).

Комментаторы поясняют, что пророк Элияу возвратит к Творцу сердца «сыновей» — т.е. младшего поколения сынов Израиля, а за сыновьями потянуться «отцы», и тогда сердца поколений объединятся (Раши и Мецудат Давид, Малахи 3:24).

Всевышний совершает избавление через двух пророков из колена Леви: первое избавление, из египетского рабства, пришло через Моше (Моисея), а последнее — придет через пророка Элияу (Ялкут Шимони, Мелахим 209).

Вместе с тем, Элияу разрешит законодательные разногласия и споры, накопившиеся за тысячелетия изгнания, ведь он является носителем древней традиции, полученной Моше на Синае. И он передаст эту традицию величайшим мудрецам последнего поколения, восстановив цепь передачи «рукоположения» — смихи, идущую от Моше и прерванную после разрушения Второго Храма. Ведь сам Элияу получил смиху от своего наставника Ахии Ашилони и может передать ее дальше (Хатам Софер, Тшувот 6, 98; р. Й.-А. Лоренц, Плайот эдотэха 2, 7:7-8).

Но о том, как именно произойдут эти предсказанные события, станет известно только тогда, когда эти предсказания осуществятся (Рамбам, Мелахим 12:2).

Сегодня Ильин день. Удивительно, но именно день ветхозаветного пророка Илии, который известен как яростный борец с язычеством, сегодня оброс в миру самыми что ни на есть махровыми языческими поверьями, представлениями и ритуалами. Стоит только ввести поисковый запрос, и интернет тут же разразится десятками примет и указаний, что делать и чего не делать в этот день. Там будут отголоски и земледельческих культов, и народных фобий, связанных с грозой, молнией и водной стихией. И почти никто сегодня не скажет, чем же знаменит пророк, притом, что имя его хорошо знакомо даже атеистам.

Первооткрыватель духа любви Божьей

Между тем, пророк Илия – одна из самых ярких фигур в ветхозаветной истории. Он родился в городе Фисвы три тысячи лет назад, в IX веке до Рождества Христова, во времена царя Ахава, при котором Израиль начал служить языческим богам Ваалу и Астарте.

Обличение ложных богов и нечестия народа Израиля и стало главным делом Илии. На горе Кармил он призывает жрецов Ваала свести огонь на жертвенник, и когда им это не удается, то Илия обращает свою молитву к Богу Яхве, вызывает небесный огонь и прямо у жертвенника казнит жрецов ложных богов.

Интересно, что в XX веке новомученик Русской церкви священник Анатолий Жураковский пишет в своем эссе «Илья Фесвитянин», что собственноручная казнь врагов и побег пророка в пустыню – скорее признак поражения, чем победы в этом бою. Ведь оружие пророка – это собственная жизнь и слово, обращенное к совести людей. Он видит, что дело его жизни ослабло, и переживает, что народ отвернулся от Бога. «Забыли израильтяне про договор с тобой, жертвенники твои разрушили, пророков твоих убили. Один я остался, но и меня они хотят убить».

Фото: общественное достояние

И Господь открывает ему величие своей Божественной любви. Он говорит, что не в стихии Бог, и не в землетрясении, а в «веяния тихого ветра».

Пророк Илия – первооткрыватель духа любви Божией. До этого Господь воспринимался народом почти исключительно как карающая сила, с помощью страха удерживающая людей от греха и заставляющая их повиноваться.

Библия сохранила свидетельство о том, что свое призвание пророк Илия исполнил. Его дар раскрылся с избытком в жизни не только самого Илии, но и его ученика пророка Елисея. Согласно библейскому преданию, Илия не умер, как все люди, но был восхищен на Небо живым на глазах Елисея: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо».

Фото: общественное достояние

Свидетель Преображения Господнего

Почему же пророк Илия так любим в народе и важен для христианской традиции? «Пророчества и для Ветхого Завета всегда были даже важнее, чем заповеди Моисея, – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Если исполняя заповеди, люди уберегались от греха, то пророчество открывало им духовную перспективу – судьбу народа. Да и сам Моисей был не только законодатель, но прежде всего пророк. Пророчества Ветхого завета важны для христиан, потому что они указывают на Христа и исполняются в нем. Если в древние времена пророчества относились к израильскому народу, то после Креста и Воскресения Христова они стали относиться с одной стороны ко всем людям, а с другой – лично к каждому христианину и его судьбе».

Илия, как и Моисей, не только древний пророк – они оба появляются не только в Ветхом, но и в Новом Завете, как непосредственные участники событий горе Фавор, где состоялось Преображение Иисуса Христа. Они появляются перед апостолами и свидетельствуют о божественной сущности Спасителя.

Как сказал Александр Копировский, в своей земной жизни они сами пережили непосредственное общение с Богом, что для Ветхого Завета было абсолютно исключительным. Моисей не просто сочинил заповеди, подытожил что-то, но получил их прямо от Бога. А пророк Илия удостоился откровения не менее необычайного и глубокого, чем Моисей, когда Бог ему явился не в грозе, не в буре, не в землетрясении, а, как сказано в Третьей книге Царств, «в веянии тихого ветра» – как являются любовь, милость и мудрость.

Илия или Иоанн?

В Новом завете есть не совсем понятное упоминание о святом Илие. Апостолам было известно древнее пророчество, что перед пришествием Мессии, Христа, вначале должен прийти Илия. На недоумение учеников Иисус говорит им, что Илия уже приходил: «Иоанн Предтеча – это и есть Илия», – говорит он. «Иисус говорит этим самым, что предшественник был, но его не узнали, потому что узнавать его нужно было духовно, сердцем, а не внешне, — поясняет Александр Копировский. — Если у вас есть духовная зоркость, если в вас есть свобода, тогда вы узнаете в Иоанне Предтече Илию. И тот, и другой призывали свой народ к покаянию и возвращению к Богу».

По словам ученого, даже в иконографии пророков Илии и Иоанна есть сходство, их изображают часто в одинаковой одежде: вывороченной мехом внутрь верблюжьей шкуре, волосы на голове Илии и Иоанна немного вздыбленные, и длинная борода.

Фото: общественное достояние

Сейчас народное почитание пророка Илии далеко ушло от своих библейских и христианских корней. В нем видят чуть ли не громовержца Зевса на огненной колеснице. Но не видно, чтобы, упоминая Илию, люди вспоминали его главные уроки: о том, как легко потерять Бога и как трудно его вновь обрести. Как важны божьи люди на земле. Как сила и любовь Божья приходит в веянии того самого тихого ветра.

Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Пророк Илия сказал: «Трудного ты просишь; если увидишь как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» (4 Цар. 2, 9-10). Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!» (4 Цар. 2, 12). Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). «И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» (Сир. 48, 13). Святой пророк творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти, чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес. Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. «И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его» (Сир. 48, 15). Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали его останки, воскрес от прикосновения к его костям. Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам (Сир. 48, 1-15).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *