Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей

Предисловие

Часть первая. О Познании воли Божией

Глава I. О Божием попущении

Глава II. Что, как и почему Божественная воля то или другое попускает

Глава III. О том, как из непостижимых судов Божиих мы можем узнавать Его святую волю

Глава IV. О том, как мы можем узнать во всех делах и явлениях волю Господню

Глава V. О том, как проявлялась воля Божия в Господе нашем Иисусе Христе и в каких преимущественно поступках мы должны сообразоваться с нею

Часть вторая. Сообразование человеческой воли с Божественной

Глава I. О всецелом предании каждым своей жизни и своей воли в распоряжение воли Божественной

Глава II. Какая человеческая воля преимущественно достойна соединения с Божией волей

Глава III. О том, как воля человеческая должна сообразоваться с волей Божественной при различных жизненных обстоятельствах

Глава IV. О том, какой смысл и значение слов: да будет воля Твоя и на земле ,как небе, и с каким расположением духа должна произносить эти слова

Глава V. Признаки или свойства человеческой воли, согласной с Божественной волей

Часть третья. О полезных плодах человеческой воли, утвердившейся в последовании во всех делах своих воле Божией

Глава I. О том, какое успокоение душе приносит согласие нашей воли с Божественной волей

Глава II. О том, возможно ли, чтобы кто-либо никогда не подвергался скорбям? Скорбей и неприятностей не избегает даже и тот, кто сообразует свою волю с Божественной волей

Глава III. Сообразование человеком своей воли с Божией волей составляет благоприятную жертву Богу

Глава IV. Совершенствование человека зиждется на сообразности желаний и действий с объявляемой ему волей Божией в законе или же через действительные предназначенные от Бога события

Глава V. Сообразование человеческой воли с Божественной – величайшее добро в жизни

Глава VI. Сообразность воли человеческой с Божественной волей есть небо вне неба, истинное блаженство жизни

Часть четвёртая. О том, как уклоняться от препятствий, мешающих воле человеческой сообразоваться в своей деятельности с Волей Божией

Глава I. О том, что более всего препятствует нам жить по воле Божией

Глава II. О том, как пагубно неразумное наше своеволие, если оно не будет ограничено и укоренится в человеке

Глава III. О том, каким способом наша воля может быть покорной воле Божией во всём, даже и в том, чего бы мы и не желали

Глава IV. Поучительный пример для людей, уклоняющихся от повиновения Божиим распоряжениям

Глава V. О том, что наиболее утверждает в нас непокорность Богу

Глава VI. О том, что нам должно быть готовым к самоотвержению и к покорности своей воли Богу как в тяжких и невыносимых испытаниях, так и во время часа смертного

Часть пятая. О пособиях воле человеческой сообразоваться в своей деятельности с Божественной волей

Глава I. О том, что сообразование человеческой воли с Божественной не может состояться без совершенного упования нашего на Бога

Глава II. В чём заключается упование на Господа

Глава III. О том, каким способом мы можем утверждать в себе крепкое упование на Бога при обстоятельствах, противных нашей воле

Глава IV. О том, какое упование на Бога имели все святые

Глава V. О том, сколь многими благодатными дарами вознаграждает Бог уповающих на Него

Глава VI. Упование на Бога ослабевает и изнемогает без познания о Провидении Божием

Глава VII. О том, как велико Провидение Божие о наших потребностях в жизни

Глава VIII. Провидение Божие о праведниках

Глава IX. О провидении Божием, относящемся к друзьям и врагам

Глава X. Каково сомнение или маловерие у многих людей

Глава XI. О том, что от познания Божественного Провидения происходит величайшее упование на Бога, от истинного же упования рождается в нас согласие с Богом и Его Божественной волей

Глава XII. Заключение, содержащее в себе наименование описанных в этой книге предметов с кратким обозначением их сути

Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей

Предисловие

B 1714 году в Чернигове была издана книга с длинным заглавием «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского и всея Сибири, изданный по его же благословению в типографии Св. Троицкой Ильинской Черниговской обители, напечатанный року 1714. Пять книг». Эта книга сразу привлекла к себе интерес, как читателей, так и издателей; за короткое время она выдержала несколько переизданий. В XIX в. профессором Иваном Андреевичем Максимовичем был выполнен перевод книги со славяно-русского диалекта на русский язык.

Святитель Иоанн Тобольский в качестве оригинального латинского текста пользовался текстом произведения немецкого писателя и проповедника монаха Иеремии Дрекселя (1581–1638), ещё в 1627 году в Мюнхене издавшего сочинение «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» (Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной) в пяти книгах. В 1630 году «Илиотропион» Дрекселя был переведён на польский язык, а в 1688 году в Москве издан перевод с польского на русский, выполненный иеродиаконом Феофаном. Святитель Иоанн (Максимович) использовал для своего перевода оригинальный латинский текст, несколько переработав его и адаптировав для православного, и в частности русского, читателя.

Книга Илиотропион Или сообразование человеческой воли с Божественной волей. Святитель Иоанн Тобольский (Максимович). Издательство Почаевской Лавры. Обложка твердая. Бумага офсетная. 512 стр. Размеры 210х155х33 мм.

Илиотропион. Или сообразование человеческой воли с Божественной волей. Святитель Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и Сибирский

Описание

Полное название книги ― «Илиотропион (т.е подсолнечник), или сообразование человеческой воли с Божественною волею». Это сочинение было переложено на славянский с латинского языка и напечатано в Чернигове, в 1714 году. «Илиотропион» является основным письменным трудом Святителя. Главным деланием всей жизни Святителя было богомыслие. Наиболее его волновал вопрос: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?» Исследованию этой теологической проблемы и посвящена эта книга. «Илиотропион» – это обширный богословский трактат о божественном мироуправлении.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Краткие биографические известия о сочинителе «Илиотропиона» Архиепископе Черниговском, впоследствии Митрополите Тобольском, Иоанне Максимовиче

Книга I ― О ПОЗНАНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ И СООБРАЗОВАНИИ С НЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ГЛАВА ВТОРАЯ. О том, что, как и почему воля Божественная то или иное попускает

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О том, как из непостижимых судов Божиих можем мы узнавать Его святую волю

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О том, как можем мы узнать во всех явлениях и делах волю Господню

ГЛАВА ПЯТАЯ. О том, сколь в многоразличных видах деятельности проявлялась воля Божия в Иисусе Христе и в каких преимущественно поступках мы должны сообразоваться с Нею

Книга II ― СООБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛИ С БОЖЕСТВЕННОЙ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О всецелом предании каждым своей жизни и своей воли и деятельности в распоряжение воли Божественной

ГЛАВА ВТОРАЯ. Какая человеческая воля преимущественно имеет быть угодной и достойной соединения с Божией волей?

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О том, как воля человеческая должна сообразоваться с волею Божественной при различных жизненных положениях и обстоятельствах совне

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О том, какой смысл и значение слов: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», и с каким расположением духа должно произносить слова сии

ГЛАВА ПЯТАЯ. По каким признакам или свойствам узнается человеческая воля, что она согласна с Божественной волей?

Книга III ― О ПОЛЕЗНЫХ ПЛОДАХ (ПОЛЬЗЕ) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛИ, УТВЕРДИВШЕЙСЯ В ПОСЛЕДОВАНИИ, ВО ВСЕХ ДЕЛАХ СВОИХ, ВОЛЕ БОЖИЕЙ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О том, какое успокоение душе приносит согласие ее воли с Божественной волей

ГЛАВА ВТОРАЯ. О том, возможно ли, чтобы кто-либо не подвергался никогда скорбям. Скорбей и неприятностей не избегает даже и тот, кто сообразует свою волю с Божественной волей

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Сообразование человеком своей воли с Божией волей составляет благоприятную жертву Богу

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Совершенствование человека все зиждется на сообразности его желаний и действий (воли) с объявляемой человеку волей Божией в законе или же чрез действительные, от Бога для него предназначенные события

ГЛАВА ПЯТАЯ. Сообразование человеческой воли с Божественной есть величайшее добро в жизни

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Сообразность воли человеческой с Божественной волей есть Небо вне Неба, есть истинное блаженство жизни

Книга IV ― О ТОМ, КАК ОТКЛОНЯТЬ ОТ СЕБЯ ПРЕПЯТСТВИЯ, МЕШАЮЩИЕ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СООБРАЗОВАТЬСЯ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСНО С ВОЛЕЙ БОЖИЕЙ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О том, что всего более препятствует нам жить по воле Божией

ГЛАВА ВТОРАЯ. О том, как пагубно для нас неразумное наше своеволие, если оно не будет ограничено и укоренится в человеке

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О том, каким способом воля наша может быть покорною воле Божией во всем, даже и том, чего бы и не желали мы

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Поучительный пример для людей, уклоняющихся от повиновения Божиим распоряжениям

ГЛАВА ПЯТАЯ. О том, что наиболее утверждает в нас непокорность Богу

ГЛАВА ШЕСТАЯ. О том, что нам должно быть готовыми к самоотвержению и к покорности своей воли Богу как в тяжких и невыносимых приключениях, так и во время самой смерти

Книга V ― О ПОСОБИЯХ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СООБРАЗОВАТЬСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОЕЙ СОГЛАСНО БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О том, что сообразование человеческой воли с Божественной не может состояться без совершенного упования нашего на Бога

ГЛАВА ВТОРАЯ. В чем содержится упование на Господа?

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О том, каким способом можем мы утверждать в себе крепкое упование на Бога при приключениях, противных нашей воле

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О том, какое упование на Бога имели все святые

ГЛАВА ПЯТАЯ. О том, сколь многими и какими дарами вознаграждает Бог уповающих на Него

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Упование на Бога ослабевает и изнемогает без познания о провидении Божием

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. О том, как велико Провидение Божие о наших потребностях в жизни

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Провидение Божие о праведниках

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. О провидении Божием, относящемся к друзьям и врагам

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Каково сомнение или маловерие о Боге у многих людей

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. О том, что от познания Божественного провидения происходит величайшее упование на Бога, от истинного же упования рождается в нас согласие с Богом и Его Божественной волею

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Заключение, содержащее в себе наименование, или оглавление, описанных во всех пяти книгах предметов с кратким обозначением их сути.

ПРИМЕЧАНИЯ

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *