Село Ильеши находится в 32 верстах от Ямбурга. По сказанию старожилов, здесь сперва была деревянная церковь во имя св. Николая и св. муч. Параскевы. Она находилась к востоку от нынешней церкви. В формуляре 1792 г. написано, что церковь св. Николая чудотв. деревянная, престол один; за ветхостью оной начата строиться другая каменная. В формуляре 1793 г. указано, что церковь Николая чудотв. деревянная, престол один; а ныне построена каменная, в ней придел вмц. Параскевы освящен. На св. антиминсе в приделе Параскевы написано: «Священнодействован 1792 г. месяца октября в 30 день». И так придельная церковь начата в 1792 г. и освящена в 1793 г.

Главный храм освящен не ранее 1797 г. и не позже 1798; этот храм существовал до 1824 г. В 1824 г. 19 мая в полдень произошел в Ильешах пожар, который истребил всю деревню. Уцелели только 4 риги. Во время пожара погиб крестьянин Евстратий, один мальчик и четыре женщины. Когда пожар коснулся церкви и она стала гореть с левого боку, то выломали двери на правой стороне и через них вынесли в поле церковное имущество и икону муч. Параскевы. Погорельцы получили разные пособия как от соседей, крестьян и помещиков, так и от жителей столицы. С правой стороны сгоревшей церкви была построена временная деревянная часовня; в нее внесена икона св. Параскевы и здесь свершалось богослужение.

В клировой ведомости 1834 г. написано: «По прошению прихожан, с благословения митроп. Серафима, в 1825 г. начато исправление обгоревшей каменной церкви, на счет суммы, собираемой в церковный кошелек и привратные кружки, а равно и поступивших доброхотных подаяний, чинимых разными и большей частью неизвестными особами».

Храм этот освящен июня 20 1829 г., а совершенно окончен постройкою в 1832 г. В нем два престола: главный, холодный, во имя св. Николая и придельный, теплый, во имя св. вмц. Параскевы. Купол этого храма был деревянный, обитый железом; крыша железная, выкрашена масляной краскою. Ограда деревянная, на фундаменте из булыжного камня, с кирпичными столбами; ворота — из плиты, со сводной аркой. В 1855 г. совершена капитальная перестройка храма, она совершена на кошельковую сумму и на пожертвования благотворителей. Проект, планы и смету на постройку составлял архитектор воспитательного дома г-н Егоров. Причиною перестройки была теснота храма, замечаемая особенно в праздник 20 июля, когда стекаются в Ильеши тысячи богомольцев.

На перестройку церкви и на устроение нового, в пятницком приделе, иконостаса по рисунку Солнцева, употреблено до 40 000 руб. сер. Фундамент церковный сделан из плиты, глубиною и шириною в 1 саж.; поверх земли лицевая сторона выложена цоколем, а внутри кирпичом с продушинами. Толщина кладки в стенах 1,5 арш. Пол в церкви деревянный, солея высотою в три ступени. В церковь ведут больших три входа и один малый, находится между алтарями. Колонн в церкви шесть; купол восьмиугольный, в нем 4 окна; по сторонам церкви по три окна, в главном алтаре – два, в придельных – по три. Над придельными крышами — по одному веницианскому окну. Между главным алтарем и приделом Параскевы – небольшая пономарская. По углам церкви четыре малых купола, а пятый — над фонарем; над ним — железные, вызолоченные трижды через огонь, кресты работы Верховцева.

Колокольня четырехугольная, каменная, крест на ней такой же, как и на церкви, крыша церкви окрашена медянкою. Крыльца церковные из цоколя, о пяти ступенях. Ограда церковная с правой и западной стороны сделана из булыжного камня с кирпичными столбами; с востока и с левой стороны – из плиты, со столбами из цоколя. Площадь ограды устроена так, чтобы от церкви во все стороны был скат воды. Ограда исправлена летом 1866 г. и вся поправка, с пожертвованиями в виде материала, обошлась в 1800 руб. сер. Высота церкви до креста колокольни 16 саж. 2 арш.

Антиминс главного престола освящен 1853 г июля 9 дня епископом Христофором и подписан митроп. Никанором. Антиминс придела Параскевы освящен митроп. Гавриилом 1792 г. октября 30; в приделе Ильинском — антиминс освящен 1857 г. марта 18 митроп. Никанором, а подписан митроп. Григорием. Под престолами находятся кресты с надписями о времени освящения престолов.

В храме достопримечательность: чудотв. икона св. Параскевы, нареченная Пятница. Икона эта резная из дерева, высота ее 1 аршин. Риза сребропозлащенная работы Верховцева, устроена в 1853 г. с.-петербургским купцом Михаилом Ветошкиным., в знак его благодарности за исцеление от тяжкой и продолжительной болезни ног. Серебра в ризе 32 фунт. 44 золот.; в венце ризы – три больших драгоценных камня, величиною с полтинник. До устройства ризы на икону надевалось облачение в роде сарафана, из разной материи, которую жертвовали богомольцы. Икона помещается в киоте, между главным и пятницким алтарем…

В церкви имеются: план церкви, обновленной после пожара, и дома, занимаемого диаконом и причетниками; планы и фасад церкви, составленные Егоровым в 1854 г.; план и фасад часовни при дер. Пружицах, работы того же Егорова; план церковной ограды, составленный в 1866 г. епархиальным архитектором Карповым; план и межевая книга церковной земли, засвидетельствованные в Новгородской межевой конторе 14 января 1784 г., с приложением царственной печати марта 23 того же года; клировые ведомости, не полные, с 1792 г.; журнал входящих и исходящих бумаг с 1807 г.; исповедные росписи – с 1798 г. и метрические записи — с 1777 г.

У причта два церковных дома, купленных у бывших священников, для жительства двух священников и двух причетников; у диакона, дьячка и просвирни дома собственные, деревянные, на церковной земле. В 1850 г. построен новый деревянный дом для жительства диакона и двух причетников, с надворными службами. В 1882 г. один из домов, где прежде жил диакон, обращен в уездную богадельню, содержимую сборами с причтов и прихожан.

Прихожан муж. пола 617, жен. 721. У Ильешских крестьян есть дровяной лес; в 35 верстах от села отводится им на каждую зиму участок строевого, преимущественно елового леса. Почва земли по всему приходу – песчано-глинистая, с слоями плиты, годной для выработки извести… Прихожане, кроме землепашества, занимаются легким извозом, кузнечным мастерством и вскармливанием питомцев воспитательного дома.

Училище одно, в Ильешах, открытое в 1841 г. по распоряжению С.-Петербургской Палаты Государственных Имуществ. В последнее время в приходе заведена одна школа земская в Ильешах и 4 — для питомцев воспитательного дома.

В приходе две деревянные часовни. Одна — во имя Параскевы, в поле, в полуторах верстах от церкви, …другая — более новая часовня, во имя св. Николая и Параскевы, находится при дер. Пружицы.

14 сентября 2020 г. 10:41

На старых фото – храм, уникальный даже для города сорока церквей, которым считают Калугу. Какие бы времена ни стояли на дворе, он работал. Пускал молящихся, принимал исповеди, крестил и утешал. В общем, служил.
Николо-Козинская церковь в Калуге начала свою долгую историю несколько веков назад. В описи 1626 года она была записана как церковь Николая Чудотворца в городе и располагалась на городской площади внутри Калужской крепости. В 1685-м храм был неподалеку от Троицкого собора, на северо-востоке.
Н. И. де Рошефор в своей «Описи церковных памятников Калужской губернии» 1882 года указал, что Николо-Козинская церковь стояла внутри города, но из-за перепланировки Калуги Петром Никитиным была перенесена на нынешнее место, в бывшую Козью Слободку, в 1775 году, тогда же из деревянной став каменной. А в 1844-м построены колокольня, ставшая украшением храма, и трапезная с двумя приделами. Еще через четыре года здесь начала работать церковноприходская школа.
В самом конце века обновили роспись иконостаса, полы покрыли метлахской плиткой, обновили трапезную. Перемены, случившиеся со старым храмом, происходили на деньги крупного благотворителя – калужского мещанина Федора Извекова, пожертвовавшего среди прочих 600 рублей.

С приходом революции 1917 года храм свою работу не остановил. Но в 1935-м пришли перемены, до начала сороковых не дававшие старой церкви покоя. Так, 17 июля настоятелем стал архимандрит Иоанникий (Дмитриев), но под его опекой церковь пробыла недолго: уже в начале октября храм закрыли, а его настоятеля арестовали. Дата смерти архимандрита неизвестна, сам же батюшка был причислен к священномученикам. А в Николо-Козинском храме на год с лишним разместили склад «Заготзерна», потом сюда переехала кафедра «обновленческого» архиерея А. Расторгуева, которая проработала до 1939 года.
После этого Никольский храм закрылся до осени 1941-го, когда его открыли немецкие власти, оккупировавшие город. Третьего октября того же года церковь снова освятили.
Известно, что Калугу освободили от немцев в декабре 1941-го, с их уходом церкви снова запретили служить. Но ненадолго: 1 июня 1945 года по решению советских властей храм снова стал действующим.
Можно было бы сказать, что с этого момента до нынешних дней жизнь храма была спокойной, но нет. С 29 мая 1963 года архиепископом Калужским и Боровским стал Ермоген (Голубев), который сумел изрядно потрепать нервы местным властям, создав при Никольском храме подлинный духовный центр региона, куда стекались на службы массы калужан.
В то время, как пишут историки, Калужская епархия представляла безрадостную картину: после очередной волны гонений здесь сохранилось только 28 храмов, а в 12 районах Калужской области их не было вообще. Однако владыка Ермоген вместе с настоятелем Никольской церкви отцом Иаковом Володиным и старостой Чеботаревым сумели повернуть ситуацию в свое русло. В итоге местный совет по делам РПЦ начинает проводить «нейтрализацию» непокорного архиерея.

Надо несколько слов сказать о личности архиепископа. К моменту его прибытия в Калугу он успел десять лет провести в лагерях за антисоветскую деятельность, после чего в 1953 — 1958 годах построить (!) кафедральный Успенский храм в Ташкенте, воспользовавшись нерасторопностью системы. То же самое он проделал в Самарканде, построил новый собор в Ашхабаде, крещальню во Фрунзе (Бишкеке), отреставрировал и восстановил храмы Красноводска и Мары.
Терпеть такое властям было сложно, поэтому через несколько лет, не желая усиливать конфликт, РПЦ решила перевести Ермогена в Калугу. Что произошло далее, известно. Начался ремонт обветшалых храмов, в область звали молодых священников, для которых тайно устроили гостиницу. На пользовавшегося доверием калужан архиепископа начали строчить доносы, тот же отправлял за штат священнослужителей, которых уличали в «заигрываниях» с советской властью. В итоге летом 1963 года Калужский облисполком принимает решение «Об ограничении деятельности церковников», а потом начинается борьба с церковным звоном, который якобы разрушает психику горожан.
Согласно документам к 1965 году почти во всех калужских церквях выросла посещаемость, а в Козельском районе открыто крестилось 60% детей и в Малоярославецком — до 87%. С каждым годом число верующих росло.
Яркая страница в истории храма завершилась с уходом владыки на покой в ноябре 1965 года. Только в 1992 году Никольская церковь была отнесена к памятникам архитектуры и градостроительства местного значения. Тогда же здесь открылась и действующая поныне воскресная школа. А в конце января 2007-го решением Правительства РФ Николо-Козинский храм был передан епархии.
Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, с сайта храма и из личного собрания Д.В. Монахова.

Ничто так не украшает русскую землю, как берёзы, колосящиеся поля и возносящиеся к самому небу купола православных храмов. На территории Видоновского поселения есть всё перечисленное.

В погожие осенние дни хлебные колосья отливают золотом благодаря стараниям рабочего коллектива ЗАО «Нива-Агро» под началом заслуженного работника сельского хозяйства Александра Петровича Яковлева. История предприятия насчитывает не одно десятилетие – совхоз «Видоновский» образован в 1965 году, но, как и прежде, здесь работает бо́льшая часть трудоспособного населения. Что действительно претерпело изменения, так это облик сельской территории. Дома выросли большие и добротные, а на смену серым деревянным заборам пришли современные яркие, кованые и металлические.

В прошлом году руками школьников и общественников в селе начато обустройство «Площади памяти». Селяне высадили рябинки, яблони, акации и вишни. Через пару лет приживутся саженцы, окрепнут, и будет здесь настоящий парк.

У творческих и деятельных видоновцев прослеживается настоящая тяга к прекрасному. В одном из самых живописных мест района расположился центр активного отдыха и туризма «Масали». Здесь маленький уголок огромной страны предстаёт в своём самом скромном и стройном убранстве – хитросплетениях ветвей деревьев, пнях, поросших разноцветными шапками мха, свесившимися совсем низко берёзовыми серёжками, ароматами цветущей медуницы и пряных трав, песнях лесных птиц. С вершины Дробовой горы открывается прекрасный вид на расположенные в округе деревни и сёла. Видно с неё и Никольский храм.

В конце 18-го столетия посёлок Кизак был самым большим в окрестностях и являлся центром одноимённой волости, которая просуществовала до 1923 года. Именно здесь в 1868 году и была построена величественная обитель во имя Святителя Николая Чудотворца. Три года назад храм всем миром восстановили, теперь его настоятель отец Димитрий Парамузов старается воскресить в народе и христианскую традицию посещать его регулярно. Возле храма проведён ремонт бывшей сельской начальной школы, теперь здесь школа воскресная. Воспитание в детях духовно-нравственной культуры в духе православных традиций дело архиважное, ведь какие дети – такое и будущее.

Недавно в п. Кизак проведены масштабные работы на расположенной рядом с храмом Братской могиле. Территорию очистили от зарослей, обнесли ограждением и «одели» в керамогранит. Ведь сохранение и увековечение в памяти односельчан исторических событий – это важно. Возле храма два раза в год видоновцы проводят Никольские ярмарки. Это мероприятие забавами, песнями и танцами собирает на главной площади посёлка большое количество местных и приезжих гостей. Невольно думаешь, похлопотал об этом Николай Угодник, которому теперь молятся православные в местном храме, и узнают историю жития Святого на этом, почти светском, мероприятии все упоровцы.

Вера ЛИПУХИНА

Церковь во имя свв. Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев — каменный православный храм в Иркутске. Период строительства: 1740-е – 1767 гг. Построена на средства купца М.И. Глазунова. Разрушена в 1930-е гг. Находилась на углу ул. Чудотворской и Набережной (ул. Бограда и Цесовской Набережной, ныне ул. Бограда, 1).

Церковная летопись повествует, что первоначально деревянная церковь была построена в 1703 г. выходцами из Великого Устюга, принесшими с собой в Иркутск икону Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, давшую название самому храму. Каменная церковь была заложена в 1740-е гг. (прошение на постройку поступило в 1741 г.) на средства молодого иркутского купца М.И. Глазунова, выходца из Великого Устюга. В августе 1748 г. деревянная церковь сгорела, а так как построение новой каменной не было еще окончено, то 10 ноября того же года (по другим данным 1749 г.) освятили только один престол во имя Сретения Господня, расположенный в северном приделе. Впоследствии это престол был перенесен в нижний этаж главного храма и повторно освящен в 1779 г. (1845, 1890 гг.). Главный престол во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 25 августа (5 авг.?) 1767 г., вторично 7 октября 1845 г. В северном приделе размещалось еще два престола – верхний во имя Параскевы Пятницы (27 ноября 1754 г., 16 июня 1846, 1890 гг.) и внизу во имя Иннокентия I Епископа Иркутского (1809, 1844 гг.). Под колокольней был расположен пятый престол во имя Архистратига Михаила, освященный 17 июня 1765 г. и позже 23 августа 1881 г.

Строительство Чудотворской церкви начало серию своеобразных храмов сибирского барокко в Иркутске. Постройка обладала характерными стилистическими чертами, которые позднее стали доминирующими в культовом зодчестве Иркутска и определили самобытность местной школы. Эта церковь была если не прямым, то близким аналогом многим каменным храмам XVIII – начала XIX в Иркутской епархии. Объемно-пространственная композиция с храмом типа малый восьмерик на четверике, соединенным более низкой трапезной с ярусной колокольней под шпилем, сделалась в дальнейшем традиционной. В декоративном убранстве ощутимо стремление к усложнению фасадной пластики. Здесь впервые встречаются заглубленные панно различной геометрической формы, ставшие затем как бы эмблемой сибирского барокко. В фасадах преобладали горизонтальные членения. Развитые горизонтальные тяги с составными кронштейнами, были дополнительно усилены широким рельефным поясом усложненного рисунка. Крупные окна были обрамлены перспективными наличниками.

В традициях древнерусского зодчества Чудотворская церковь была построена на высоком каменном подклете, который предназначался для складов. Но уже в ходе строительства была произведена некоторая перепланировка, и в нижнем подклетном этаже устроили невысокий храм. Это несоответствие использования подклета первоначальному замыслу сказалось в облике здания – нижний храм не имеет оконных проемов и отличается скупым декоративным убранством.

В 1879 г. церковь сильно пострадала во время пожара. В ее восстановлении принял активное участие священник Г.А. Шергин, собравший необходимые средства на исправления. Кроме того, им был составлен проект фасада и плана возобновления храма, которые были утверждены губернским архитектором. В результате церковь приобрела новые формы венчающих частей, характерные для периода эклектики. Обновленную церковь украсили иконы, выполненные московским мастером живописных работ Епанешниковым на средства братьев Александра и Константина Шушаковых.

С 1925 г. церковь состояла на учете как памятник архитектуры и охранялась государством, что было подтверждено постановлением СНК РСФСР и все же храм закрыли в 1930-е гг. и вскоре снесли. Сейчас на месте, где стояла церковь, расположен жилой дом ул. Бограда, 1.

В 2012 г. комиссия по топонимике при администрации Иркутска предложила вернуть улице Бограда историческое название и именовать её Чудотворской. На улице Бограда сохранился бывший дом священника с постройками и сквером.

Калинина И.В.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *