Постройка храма Христа Спасителя была учреждена в качестве признательности за покровительство Всевышнего в напряженное время российской истории как памятник отваги России в борьбе с нашествием войск Наполеона в 1812 г.
В то время, когда последний солдат армии Наполеона, насчитывающей 600 тысяч человек, был изгнан с территории России, Император Александр I во имя победы российской армии и в благодарение Всевышнему подписал Высочайший Манифест о строительных работах в Москве храма в честь Спасителя Христа.

На строительство храма Христа Спасителя ушло практически сорок четыре года. В 1841 г. стены выровняли с поверхностью цоколя, в 1846 был произведен свод большого купола, а ещё 3 года спустя были доведены до конца работы по наружной облицовке и учрежден монтаж крыш и глав из металла. Большой купол был полностью сведен в 1849 г. В 1860 был осуществлен разбор внешних лесов, и новый Храм Христа Спасителя явился пред взором жителей столицы. В 1862 году на крыше была произведена установка бронзовой балюстрады, которая отсутствовала в первой версии проекта. К 1881 году было работы по организации набережной и площади перед Храмом были окончательно завершены, а также установка уличных фонарей. Как раз к данному промежутку времени подошел конец работам по расписыванию стен Храма внутри.

В учреждении Храма Христа Спасителя принимала участие вся Россия, что стало видимым воплощением её подлинной силы, славы и величия.
На территории Храма проводились торжественные коронации, всенародные празднования и юбилеи, такие как: пятьсот лет со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, сто лет Отечественной войны 1812, трёхсотлетие дома Романовых, торжественное открытие памятника Николаю Гоголю и Александру III. Престольных торжеств в Храме было несколько, но основным престольным праздником было Рождество Христово, который до 1917 года вся православная Москва отмечала как празднество Победы в Отечественной Войне 1812 г.

Памятный Храм воинской славе и основной Храм России был беспощадно уничтожен 5 декабря 1931 году. В беспокойное время для России, 15.08.1917 в Храме Христа Спасителя произошло открытие Поместного Собора, где Россия, спустя двести лет перерыва, снова обрела своего Патриарха, которым стал Святейший Патриарх Тихон, которого в наше время Русская Православная Церковь уже причла к лику Святых.
На протяжении долгих лет после взрыва на бывшем месте изумительного Храма находилась огромная жуткая яма, на месте которой в 1958 был учрежден бассейн «Москва» в качестве памятника забвению многовековой истории, которая не соответствовала коммунистическим понятиям.
Храм Христа Спасителя несёт свою историю сквозь века – в ней пересеклись судьбы правителей страны, верховенства православной Церкви России, обычных жителей, подававших на возведение храма. И вот в это затруднительное и хмурое время, благодаря Божией любви, работе и молитвам всех православных мирян, вернулся из небытия Величественный Храм – Основной Храм Православной Церкви России, Храм, несущий в себя память и муки людей – Храм Христа Спасителя.

Божественной Литургией, которая была совершена под куполами реконструированного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, отпраздновала православная Россия юбилей 2000-летия Рождения Христа – пришествия Господа нашего Иисуса Христа Спасителя.
Она преподнесла Родившемуся Господу свое дарование, как древние волхвы — Восстановленный Храм, являющийся символом неразрушимой веры, любви, бессмертной памяти, надежды и покаяния.

Святыни Храма: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Мощи Свт. Ионы митр. Московского, Мощи Равноап. вел.

Иконостас храма Христа Спасителя

кн. Владимира, Мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского, Мощи Свт. Петра Митрополита Московского, Мощи Свт. Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Ап. Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преп. Михаила Малеина, Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата, Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной, Глава свт. Григория Богослова, Мощи Прп. Евфросинии Московской.

Как известно, христианство не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры власти Римской империи, на территории которой и находилась Палестина, активно боролись против христиан и всячески препятствовали каким-либо раскопкам и исследованиям в месте распятия Христа. Более того: на месте мученической смерти Христа был воздвигнут языческий храм.

И лишь через 300 лет после легендарных Библейских событий мать Константина, императора Римского, Елена, начала раскопки на территории Иерусалима с целью найти свидетельства земной жизни и казни Христа.

Руководствуясь письменными источниками, среди которых главным было Евангелие, Елена обнаружила точное место и повелела раскопать Голгофу до основания. Во время раскопок исследовался каждый сантиметр земли, поэтому было найдено множество реликвий, а также одной из главных находок было обнаружение пещеры Гроба Господня, где он был похоронен после распятия. Однако найти тот крест, на котором был распят Христос, было непросто: в те времена крест был орудием казни, поэтому встречался при раскопках довольно часто. Основываясь на письменных источниках, Елена поставила целью найти именно тот крест, на котором была надпись «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И она добилась цели. Однако данная надпись не может являться единственным доказательством, позволившим всему миру уверовать, что именно этот крест – тот, на котором произошло распятие Христа. Неоспоримыми аргументами в пользу оригинальности креста явились два события: при наложении креста на больную женщину сразу же произошло исцеление, а также имел место факт воскрешения мертвого, которого несли хоронить мимо места раскопок именно в момент обретения реликвии. Именно поэтому крест и был назван Животворящим.

После обретения Креста Господня императором Константином всего за 10 лет был построен огромный Храм Воскресения Христова, где размещались и пещера, в которой был похоронен Христос, и сама Голгофа, где он был распят. Произошло это в 335 году, в сентябре. На следующий же день после окончания строительства был утвержден праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Ежегодно в один и тот же день предстоятель Иерусалимской церкви поднимал (воздвигал) крест и обращал его в разные стороны, дабы каждый верующий мог его увидеть и поклониться ему.

Таким образом, царица Елена сыграла важнейшую роль в утверждении христианства как мировой религии, за что и была названа равноапостольной, то есть, приравниваемой по значимости к апостолам. Где же находится Крест Господень ныне? Ответ на это вопрос может дать летопись, повествующая о том, что Елена оставила часть креста в Иерусалиме, а часть перевезла в Константинополь. Однако по пути следования в Византию царица оставляла частицы креста в основанных ею храмах. Делалось это с умыслом: Елена понимала, что далеко не каждый верующий способен добраться до Иерусалима или Константинополя, а помолиться и приложиться к святыне хотел каждый. Этими действиями Елена хотела восстановить справедливость и не обидеть чувства христиан.

В Россию Частица Древа Животворящего Креста была привезена в 14 веке и помещена в небольшой ларец-мощевик, названный ковчегом Дионисия. В нем хранятся реликвии, связанные с Христом.

Храм Христа Спасителя, г.Москва

Сейчас данная реликвия хранится в Московском Кремле.

Частицы Животворящего Креста Господня на сегодняшний день находятся в ряде монастырей и храмов, например, в Троице-Сергиевой Лавре, в Покровском Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге, в Богоявленском Елоховском соборе в Москве и в других. Гости нашего отеля будут приятно удивлены возможностью приложиться к частицам Животворящего Креста в Храме-Часовне Владимирской иконы Божией Матери. Приглашаем вас помолиться перед этой уникальной святыней!

Иконостас храма Христа Спасителя

     В устройстве и убранстве русских православных храмов главное место занимает иконостас, который представляет собой высокую стену, простирающуюся от помоста алтаря до свода вверх и от северной стороны собора до южной. Иконостас, уставленный в несколько ярусов иконами, отделяет алтарь от средней части храма.

   Первоначально христианские храмы не знали иконостасов, у древних христиан он заменялся простой решеткой.

Главный Иконостас Храма Христа Спасителя

Как древние византийские храмы, так и русские до XIV века не имели многоярусных иконостасов, а довольствовались только одними предалтарными преградами, которые не скрывали алтарь от взоров молящихся.

   Только к XIV веку иконы православных храмов, находившиеся на алтарной апсиде, на парусах свода и на средней части были перенесены на иконостас. Но не все и не всякие иконы, а только с изображением определенных святых, а именно: апостолов, пророков, патриархов и праотцов. Они же впоследствии стали помещаться на иконостасе вместе с изображением Деисуса (Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи). На иконостасе православных храмов не помещаются изображения святых, даже высокочтимых на Руси (Георгия Победоносца, Преподобного Сергия и др.), а также никогда не встречаются изображения жен ни Ветхого, ни Нового заветов (кроме праматери Евы и Пресвятой Богородицы).

   Сооружение иконстаса в храме Христа Спасителя осуществлялось под руководством К. Тона. Иконостас представлял собой восьмигранную часовню, сделанную из белого каррарского (без прожилок) мрамора, с орнаментами и инкрустацией из других пород мрамора. Для цоколя и инкрустации употреблялись, например, Лабрадор и шокшинский кварцито-песчаник.

   Производство мраморных работ иконостаса взял на себя Скворцов — почетный гражданин Москвы. Полученные казенные камни подрядчик приводил в надлежащий вид, так как «должен был сортировать мрамор и порфир по цвету и направлению жилок в камнях». По контракту Скворцов обязался окончить работу за три года, что и исполнил в срок, за исключением полировки, так как к ней нельзя было приступать, пока не будет установлен вверху часовни бронзовый вызолоченный шатер. Кверху суживающийся, он заканчивался главой и крестом.

   Внутри часовни находился престол, так как она одновременно служила и надпрестольной сенью, какие обычно устраивались в древних христианских храмах. Такая сень уже тогда имела шатровое завершив и опиралась на четыре резные колонны, которые по традиции назывались «Соломоновыми».

   Москвичи очень любили свой храм, чувствовали себя защищенными под его благодатной сенью. После Кремля он стал вторым духовным центром города. Сколько младенцев перекрестили в нем, сколько здесь было совершено бракосочетаний! На его ступеньках играли дети, здесь же влюбленные назначали свидание… Храм Христа Спасителя был средоточием московской жизни и в то же время символом всей православной России, выразителем ее мощи и величия. Построенный в национальном русском стиле, он вошел в каждое русское сердце и пребывал там неизменно, а часовня-иконостас своим видом должна была напоминать верующим ту пещеру, в которой был погребен Спаситель.

   Три стороны иконостаса-часовни были обращены внутрь храма.

Каждая грань иконостаса фланкировалась богато инкрустированной граненой колонной и завершалась малой главой и крестом. Если распрямить (мысленно) все грани восьмерика в одной плоскости, перед нами развернулась бы характерная четырехъярусная композиция.

   Над третьим ярусом простирался свод часовни, а бронзовый шатер — над четвертым. Сень часовни имела глубокие арочные проемы для местных икон, и вообще весь акцент декора сделан на центральный проем с Царскими вратами, которые уже сами по себе представляли произведение литейного искусства. Царские врата находились с передней стороны часовни; здесь же были расположены пролеты северных и южный дверей — в особых двойных мраморных стенках, примыкающих к стенам храма.

   Обычно на Царских вратах находится икона «Благовещение», а под ней обыкновенно помещаются четыре евангелиста, которые изображались со своими символами, а иногда и без них. Все священные изображения, составляющие необходимую принадлежность Царских врат, сени и столбцов, подчинены общей идее: все они имеют отношение к бескровной жертве, которая совершается в алтаре.

   На Царских вратах храма Христа Спасителя было помещено шесть священных икон: Благовещение Пресвятой Богородицы в двух иконах (на правой стороне — Пресвятая Дева, на левой — архангел Гавриил), четыре евангелиста (тоже в двух иконах), Спаситель и Богоматерь.

   На бронзовых столбах по бокам Царских врат помещались четыре иконы святителей московских — Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. В нижнем ярусе, направо от Царских врат, было изображение Господа Вседержителя, а налево — образ Рождества Христова. В середине над Царскими вратами помещалось изображение воскресшего Христа Спасителя в червленом хитоне и ярком сиянии. Правой рукой Иисус Христос благословляет, а левой поддерживает крест. Вокруг его расположились Богоматерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов.

   Второй ярус иконостаса в храме Христа Спасителя состоял из Господних и Богородичных праздников, третий представлял Новозаветную церковь, а четвертый — поясные изображения праотцов и пророков Ветхозаветной церкви.

   Внутри иконостаса-часовни, вверху, было изображено всевидящее око с надписью «Сый». Изображение это сделано на медали в память войны 1812 года, а по сторонам его — преподаяние хлеба и отдельно преподаяние вина. Под ними располагалось изображение преломления хлеба двумя учениками в Эммаусе и явление Иисуса Христа по воскресении Марии Магдалине, а по углам изображены ангелы с дискосом, евангелием и крестом.

   Ряды ярусов на иконостасе храма Христа Спасителя были прорезаны углублениями с иконами, фланкируемыми колоннами с базами и капителями. Шатер, главы, врата и рамки для икон были позолочены желтоватым или зеленоватым золотом. Проект золочения иконостаса неоднократно менялся. Одной из причин этого было то, что в основном беломраморная («тяжелая») часть иконостаса зрительно отрывалась от верхней — шатровой позолоченной («легкой»), их надо было сначала уравновесить.

   Иконостас храма Христа Спасителя производил неизгладимое впечатление на всех видевших его. Позолоченными были не только девять глав с крестами и окрытия выступающих частей ярусов, золотом был прописан и сам мрамор. Свет, падавший из окон барабана, отражался на золотом фоне росписей стен и позолоченной решетке. Сливаясь со световыми потоками, льющимися из окон хора через золоченую балюстраду, он отражался на золоте иконостаса и превращал его в светоносный источник.

   …При восстановлении храма Христа Спасителя специалисты провели целый ряд исследований: архивных, историко-библиографических и иконографических. В результате их был сделан ряд открытий и выявлен материал, который долгое время оставался неизвестным. Во-первых, в Музее геологии им. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса, что позволило уточнить его типологию, конструктивные особенности и цветовую гамму всего сооружения: это колонки из черного с прожилками мрамора, фланкирующие иконы иконостаса, колонки с капителями из «бордиглио» (голубовато-серого мрамора), обрамлявшие иконы на клиросе, и т.д.

   Однако это были лишь части уникального иконостаса. Иконы многострадального храма не были взорваны большевиками вместе с самим собором. Их припрятали, а потом они будто бы были подарены И.В. Сталиным Элеоноре Рузвельт — вдове президента США. Высокопоставленная дама впоследствии будто бы выставила их на художественном аукционе в Нью-Йорке. Там они вроде бы были куплены вездесущими посланцами Ватикана и оказались в его хранилищах, вход в которые строго ограничен, а в некоторые и вообще закрыт.

   Лабиринты ватиканских дворцов бесконечны и очень извилисты. Их точного расположения и списков содержащихся в них сокровищ, пожалуй, не знают даже сами смотрители. Может быть, где-то там спрятаны и иконы из храма Христа Спасителя?

   Не один раз руководители Московского патриархата намекали католическим отцам, что следовало бы поискать в ватиканских коллекциях бесценные иконы и вернуть их законным владельцам. Но пока…

     Понравилась статья?
Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

Храм Христа Спасителя. Уникальные фото!

Мощи Христа

Готфрид Груфт Де Кадавр

Келья – космос,
вервица в худых пальцах,
перебирающих узлы лет,
стремящихся стереть её
и разорвать.
Окутан чёрными вьюгами.
Череп Христа,
зубы внутри гремят,
костяная музыка ветра
хрустально звенит.

Храм Христа Спасителя

Студёная вуаль Луны
вливается в океан снегов.
Молот медвежьего рёва
чащобы рушит тишь,
ветви хрустят
под копытами испуганной лани,
кровавые брызги птиц,
что обратно впитает лес.
Обречённость рек на течение,
смерти — на возвращение.
Окамени сердца взирающих,
мигающий горгоний глаз Алголи,
каменные сердца
смогут обратиться в пыль
и слиться с пылью межзвёздной.

© Copyright: Готфрид Груфт Де Кадавр, 2017
Свидетельство о публикации №117011809073

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Готфрид Груфт Де Кадавр

Рецензии

Написать рецензию

Интересная параллель пришла мне в голову: Ваша лирика странным образом пересекается с лирикой трека Marilyn Manson Cruci-Fiction In Space — это сознательное решение и ли плод моего воображения???)

Демон Врубелевский   17.02.2018 14:13   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Демон, нет, совсем разные идеи)

Готфрид Груфт Де Кадавр   17.02.2018 15:53   Заявить о нарушении

У Мэнсона об убийстве Кеннеди

Готфрид Груфт Де Кадавр   17.02.2018 15:55   Заявить о нарушении

Джека, упомянутого в тесте, можно воспринимать и как Кеннеди, и как Иоанна Крестителя, — то есть круг ассоциаций может быть максимально широк, как мне думается, но спорить не буду.)

Демон Врубелевский   17.02.2018 16:28   Заявить о нарушении

Альбом посвящён Кеннеди как Христу, а там уже правда ассоциаций великое множество)

Готфрид Груфт Де Кадавр   17.02.2018 17:19   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Готфрид Груфт Де Кадавр

Вы всегда можете ознакомиться с расписанием ближайших паломнических поездок.

По умолчанию поездки в Годеново совершаются каждую субботу и воскресение, и на праздники Креста, а в будние дни — когда набирается группа от 8 человек. Отправление от станции метро Медведково в 7:00.

Мы предлагаем Вам совершить интересную и насыщенную паломническую поездку к Животворящему Кресту, находящемуся в храме Иоанна Златоуста в селе Годеново Ростовского района Ярославской области.

Поездка проводится в формате небольшой группы, что позволяет не зависеть от целого автобуса, и может быть совершена в любой день недели. Не секрет, что на выходные дни в Годеново бывает много паломников, поэтому Вы можете выбрать для поездки будний день, или приехать в выходные к открытию храма, к 8:00, и у Вас будет возможность в тишине и без спешки поклониться великой святыне.

Отметим, что в настоящее время Животворящий Крест в Годеново открыт для поклонения ежедневно, с 8:00 до 20:00.

Если участники группы хотят причаститься на Литургии в Годеново, то мы выезжаем раньше, и прибываем к началу службы. 

После Годеново мы заезжаем в монастырь Животворящего Креста в Антушково, который построен на месте явления Креста.

Далее нас ждёт жемчужина Золотого Кольца, Переславль-Залесский. Здесь мы посетим один из древнейших монастырей на территории России, основанный в 1010 году святым благоверным князем Борисом — Никитский Переславский мужской монастырь. Здесь можно будет приложиться к мощам преподобного Никиты Столпника и его веригам, посетить часовню Столп на месте его подвигов, а так же окунуться в чудотворном источнике, выкопанном преподобным Никитой в 12 веке.

Ну и в завершение мы посетим один из самых красивых монастырей Переславля-Залесского, Никольский женский монастырь. Именно сюда в 17 веке был принесен Корсунский Крест Князя Владимира, изготовленный в Херсонесе после Крещения Руси. Здесь Вы так же сможете приложиться к мощам преподобного Корнилия Переславского и благоверного князя Андрея Смоленского. Здесь же хранится икона с частицей мощей святителя Луки Крымского, и его личные вещи — ведь именно здесь, в Переславле-Залесском, он возглавлял земскую больницу с 1910 по 1917 год.

В Переславле-Залесском мы так же сможем увидеть один из древнейших храмов, сохранившихся на территории России, Спасо-Преображенский собор. Он был построен в период  1152-1157 гг., и представляет собой один из самых красивых и гармоничных храмов, дошедших в первозданном виде до нашего времени.

Группа: Вы можете поехать как в составе сборной группы, так и с друзьями, семьей или группой от прихода. Возможна группа от 8 до 18 человек.  При группах до 12 человек поездка осуществляется на комфортабельном микроавтобусе Форд Транзит, при группе от 12 до 18 человек — на туристическом микроавтобусе Мерседес Спринтер.

Время поездки:  12 часов.

Программа поездки (может быть скорректирована по желанию группы):

7:00  отправление от метро Медведково. (выход из последнего вагона, из вестибюля направо, встреча группы на парковке рядом с метро).  Возможно так же отправление из Сергиева Посада.

10:00  прибытие в село Годеново, поклонение Животворящему Кресту, присутствие на Божественной Литургии.

Беседы с батюшкой. Святыни Храма Христа Спасителя

В субботу и воскресение — акафист Животворящему Кресту.

В будние дни и субботу Литургия в Годеново начинается в 9:00, а в воскресение — в 10:00

11:45 легкая трапеза (чай с Лаврской выпечкой), отправление в Антушково, в монастырь Животворящего Креста.

12:15 прибытие в Антушково, на место явления Животворящего Креста.

13:00 обед в трапезной монастыря (150 рублей)

13:30 отправление в Переславль-Залесский

14:20 прибытие в Переславский Никитский монастырь, экскурсия по монастырю, поклонение мощам Никиты Столпника, посещение Часовни "Столп" и источника преподобного Никиты. 

16:00 прибытие в Переславский Никольский монастырь, экскурсия по монастырю, поклонение святыням.

16:45 Посещение Спасо-Преображенского собора Переславля Залесского (1157 г).

17:15 отправление в Москву

Если не будет задержек по времени, и у всей группы будет желание, то по дороге в Москву мы можем заехать в Феодоровский монастырь, где находится чудотворная икона Божией Матери "Андрониковская" (Переславль-Залесский) или в Троице-Сергиеву Лавру, к преподобному Сергию Радонежскому. В будние дни, а  так же вечером в выходные дни можно попасть к мощам преподобного Сергия без большой очереди

19:30 прибытие в Москву (метро Медведково) либо 18:30 в Сергиев Посад.

Стоимость поездки: 

Отправление из Москвы1 400 р. с человека.

В случае, когда едет группа менее 8 человек — 11 000 р. с группы

Отправление из Сергиева Посада: (если вся группа из Сергиева Посада) 1 200 р. с человека

группа менее 8 человек — 9 000 р. с группы

Обращаем Ваше внимание, что в случае, когда в поездку собирается группа более 12 человек, то для инвалидов, детей до 12 лет, многодетных семей, монашествующих действует спеццена 1 200 рублей, а священники могут поехать с группой бесплатно. 

Так же возможен расширенный вариант поездки: Годеново — Ростов Великий (Спасо-Яковлевский монастырь, мощи свт. Димитрия Ростовского, прп. Авраамия Ростовского, свт. Иакова Ростовского; Успенский Собор (991 г.), мощи свт. Леонтия Ростовского, свт. Феодора Ростовского) — Переславль-Залесский.

В таком случае стоимость составит 1 600  рублей с человека, В случае, если размер группы будет менее 8 человек, общая стоимость поездки составляет  12 000 руб. 

Закажите поездку прямо сейчас!

Воспользуйтесь формой заказа на сайте,

или пришлите нам письмо на почту info@makovec-ps.ru

или свяжитесь с нами по телефону: +7 916 350 85 13 (с 8:00 до 21:00 по Московскому времени)

или используйте для связи WhatsApp, Viber, Telegram или Messenger (единый номер +7 916 350 85 13)

Храм святителя Иоанна Златоуста в Годеново (Животворящий Крест, явленный в 1423 году)

 

 

Монастырь Животворящего Креста, Антушково. Место явления Креста.

Автор фотографии — Александр Матросов

     

                        

Переславский Никитский монастырь (основан в 1010 г.) Мощи прп. Никиты Столпника, часовня «Столп», посещение источника прп. Никиты.

 

Переславский Никольский монастырь (основан в 1350 г.) Корсунский Крест, мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского, мощи прп. Корнилия Переславского.

 

Спасо-Преображенский Собор Переславля-Залесского 1152 — 1157гг. Здесь был крещен Александр Невский и рукоположен во игумены преподобный Сергий Радонежский, собор является одним из древнейших каменных соборов на Руси, сохравшихся в первозданной красоте до нашего времени.

                

 Вы можете посмотреть фильм про Животворящий Крест:

                           

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *