Где вешать иконы в доме

Опубликовано: 21.12.2015

Путь к Богу у каждого свой. Ощутить божественную благодать, обратиться с молитвой ко Всевышнему помогают иконы. У многих правомерно возникает вопрос о том, где же можно расположить иконы в доме, чтобы ежеминутно быть под божественной защитой и не оскорбить святости образов. Апостол Павел в первом послании к Тимофею (1 Тим. 2,8) учит: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Следуя святым словам, мы начинаем утро с молитвы, называемой утреннее правило. Приступая к трапезе, каждый раз просим Бога благословить приём пищи, а после еды благодарим за Его милость. Отходя ко сну, обращаемся к Господу с вечерней молитвой. Любое дело православный верующий начинает с просьбой Божьего благословения.

Чаще всего для удобства главный иконостас размещают в спальне, встречая и провожая день с мыслью о триедином Боге, вездесущем, всемогущем, едином. Присутствие в супружеской спальне икон не должно мешать нормальным супружеским отношениям, так как ничего грешного в отношениях законных мужа и жены нет: Бог создал нас для жизни в паре.

Святые образа вешают в детской комнате, но так, чтобы было безопасно для ребёнка. Икона не должна упасть и травмировать дитя. Под её покровом и защитой малыш будет с первых дней жизни. Наученный матерью, к ней он впервые обратится с просьбой, с её образом в сердце будет следовать праведным путём.

На кухне разместите несколько икон, и это тоже будет правильно, так как членам семьи станет удобно совершать совместную молитву, до и после еды, которую послал нам Всевышний.

Уместно повесить икону над дверью: выходя из дома, мы сможем перекреститься и обратиться к Богу. Как видите, икона нигде не будет лишней, напоминая нам светом лика о Господе и вечной истине.

Выбирая место для святых образов, нужно знать некоторые простые правила, основанные на писаниях святых, богословов. По словам Святого Иоанна Дамаскина, «так как Бог есть духовный свет, и Христос в Писании называется Солнцем правды и Востоком, то и должно посвятить для поклонения Ему восток». Зайдите в любой храм и увидите, что иконостас расположен именно на востоке. Издавна ведётся у христиан выбирать для «красного угла» – иконостаса – восточную сторону дома. В современной квартире не всегда есть возможность придерживаться канонов в этом вопросе, поэтому разрешается повесить иконостас в другом месте.

Но в любом случае важно соблюдать некоторые требования. Вот они:

— стоя перед иконой и творя молитвы с крестным знамением и поклонами, Вы должны свободно делать это, ничто не должно стеснять движения и прерывать таинство постижения истины в общении со Вседержителем;

— уважайте членов своей семьи, не участвующих в данный момент в молитве, выберите место, где никому не помешаете;

— не ставьте иконы в шкаф, сервант (что очень часто можно встретить).

Как правильно расположить иконы в квартире

Лучше всего поставить их на полках, угловых или простых, приобретённых в церковном магазине. Полку же удобно прибейте на стенную поверхность примерно на уровне глаз, чтобы образ хорошо был виден. Под полкой можно поставить тумбочку и положить молитвослов, Евангелие, другие святые книги, дорогие для Вас, свечи, лампадку. Здесь, возле икон, место для святого масла и воды, просфор;

— со свечой или лампадой обращайтесь осторожно, чтобы не причинить пожар. Не ставьте их на нижние полки или возле предметов, легко загорающихся;

— оборудуя место для икон, удалите стоящие или висящие поблизости светскую развлекательную атрибутику: художественные книги, плакаты, телевизор, картины. Неуместно рядом со святыми образами будут выглядеть и фотографии родственников или знакомых. Помните, что иконы – не украшения, а источник связи с духовным миром, где нет места суете и тщеславию.

Выбрав и оборудовав, наконец, место для божницы, правильно, соответственно иерархии, поставьте иконы. В центре должен быть образ Иисуса Христа – «Спас нерукотворный», «Господь Вседержитель». По правую руку от Спасителя располагают икону Богородицы. Чаще всего это Владимирская икона Божьей Матери, Смоленская икона Божьей Матери, Казанская икона Божьей Матери. В глубоко верующих, благочестивых семьях из поколения в поколения передаются почитаемые образы Божьей матери. Их тоже благоговейно располагают справа от Иисуса Христа. Слева от Спаса определяют место для иконы Иоанна Предтечи. Такой состав иконостаса известен под именем «Деисус». Почитая Николая Чудотворца, православные верующие часто слева от Иисуса Христа ставят в божнице (так еще называют домашний иконостас или "красный угол") иконы этого святого. Есть множество икон святых, целителей, блаженных, Ангелов-хранителей, Архангелов, к которым тоже часто обращаются с искренней молитвой об исцелении, помощи в делах, учёбе, путешествии, удаче в личной жизни. Их ставят или вешают и слева, и справа в киоте. Непреложным есть только требование: сверху над ликом Иисуса Христа может быть только Святая Троица или Распятие.

При крещении крёстные родители одаривают ребёнка иконами Спасителя, Богородицы, Святых, Ангелов-хранителей. Все они станут для подрастающего человека животворным источником божественной благодати. Под их покровительством он будет совершать свой первый опыт молитв и духовного общения с Богом, их возьмёт с собой во взрослую жизнь, полную соблазнов, не лишённую ошибок. С верой в душе всегда будет легче идти. И начало её – в родительском доме под светлыми христианскими образами.

Принимая пищу, верующие никогда не забывают вознести молитву. Для такого случая обращаться можно и к иконе Иисуса Христа, и Божьей Матери, и любому другому образу. Главное, чтобы всё делалось от души и, в идеале, в общей молитве всей семьёй.

Среди православных распространен обычай размещать икону над дверью, чтобы при выходе из дома просить заступничества от злых сил, чтобы человек, придя на порог с недобрыми помыслами, не нанёс вреда семье. Издавна верят, что иконы Божьей матери «Семистрельная», «Покров Богородицы», «Нерушимая стена», Спасителя, Распятие, другие святые образа, если обратиться с искренней молитвой, отведут беду и защитят от коварства и злой воли.

Бывая в храмах, Вы, конечно, видели, как благоговейно содержатся в чистоте помещение, места размещения икон. Круглый год стоят свежие живые цветы. Так повелось, что цветами Пречистой Девы Марии всегда считали белую лилию, розу. Их чаще всего можно видеть в украшении икон, как и всего храма. Под иконы бережно застилают так называемую «пелену». Искусные святые образа с выпуклыми элементами, бархатной тканью очищают кисточками от пыли, протирают специально предназначенными для этих целей салфетками. Вот в такой чистоте нужно содержать иконостас и дома. И кисточку, и пелену можно приобрести в церковном магазине. Мастерицы и рукодельницы могут проявить фантазию и сделать пелену своими руками, с мыслями о Боге.

Как видите, не очень важно, сколько будет в доме икон. Просто нужно помнить о Спасе, Новом Завете, соблюдать 10 заповедей, жить в согласии с собой и окружающим миром. Пусть поможет каждому в этом молитва перед святыми христианскими иконами, доказавшими в веках свою чудотворную силу.

Как правильно ставить запятые

Энциклопедия К2

Садись, дружок, я расскажу тебе сказку.
Когда-то, давным-давно, в благословенные древние времена, книги писались не только без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего —  как-то их понимали.
Потом времена стали стремительно портиться. И вот, в ХV веке появилась Она, запятая!!
Ну, и началось…

Пожалуй, запятая – знак, который более других помогает понять смысл написанного. «Казнить нельзя помиловать» знают все.
А был еще случай.

Один жадный цирюльник решил сэкономить на художнике-профессионале и сам написал себе вывеску. Там значилось:
«Здесь зуб, дёргают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»

Думаете – анекдот?
А вот так?

По вечерам я развлекал братишку, который болел чтением вслух.

За движениями рыбок, которые плавали в аквариуме жадными глазами, следила кошка.

Васька, с которым я вчера поссорился с весёлым лицом, бежал мне навстречу.

Запятые, всё — запятые, будь они неладны!

Почему-то считается, что правила постановки запятых очень сложны и многочисленны, поэтому легче пользоваться т.н. «авторской» пунктуацией, чем разбираться с правильной.
Однако напрасно так считают. Правила постановки запятых довольно просты. Давайте их вспомним, но не так, как в школе – «по правилам», а – по жизни, то есть по логике текста. (Да простят меня учителя русского языка!)

Сначала надо крепко-накрепко усвоить, что запятые бывают либо ПАРНЫМИ, либо ОДИНОЧНЫМИ.

ОДИНОЧНЫЕ ЗАПЯТЫЕ
 разделяют предложение на части и позволяют отметить границы между этими частями.

Например, нужно перечислить однородные члены.

Да и как же ему было не узнать людей, когда перед ним за пятнадцать лет его   службы   прошли   десятки   тысяч  людей.  Среди  них  были  инженеры, хирурги, актеры,  женорганизаторы, растратчики, домашние хозяйки, машинисты, учителя,  меццо-сопрано,  застройщики,  гитаристы, карманные воры, дантисты, пожарные,  девицы без  определенных занятий,  фотографы,  плановики, летчики, пушкинисты,   председатели  колхозов,  тайные  кокотки,  беговые  наездники, монтеры,  продавщицы   универсальных   магазинов,   студенты,   парикмахеры, конструкторы,    лирики,    уголовные    преступники,   профессора,   бывшие домовладельцы,  пенсионерки,  сельские  учителя,  виноделы,   виолончелисты, фокусники,  разведенные жены, заведующие кафе,  игроки в покер,  гомеопаты, аккомпаниаторы,  графоманы,  билетерши  консерватории,   химики,   дирижеры, легкоатлеты,  шахматисты,  лаборанты, проходимцы,  бухгалтеры, шизофреники, дегустаторы,  маникюрши,  счетоводы,  бывшие священнослужители,  спекулянты, фототехники.
      Зачем же надобны были бумажки Филиппу Филипповичу? (Булгаков. Театральный роман)

Здесь ошибиться трудно – помогает интонация перечисления. Проколоться можно на однородных и неоднородных определениях.

Пример.
По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву (Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову «листва», они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления. ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение «жаркий»  сообщает нам о погоде, а определение «июльский» о том, в каком месяце был этот день.

Проверить – нужна ли запятая можно при помощи союза И. Если его можно вставить, то запятую ставить нужно.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

Иконы в доме: Как выбрать и куда поставить

а теперь попробуйте вставить союз И сюда:
«Наконец мы дождались первых теплых дней» – первых И теплых?? Не айс, значит, запятую долой.

Аналогично:
«Желтые кленовые листья лежали всюду» — «желтые» обозначают цвет, «кленовые» — породу дерева» — это неоднородные  определения.  (=союз И не вставишь).
А вот «желтые, красные, зеленые (кленовые листья)» — однородные определения, разделяются запятыми.

 ***

Продолжаем говорить об одиночных запятых.

Кроме однородных членов, бывает еще надобность отделить друг от друга простые части сложного предложения. Сложные предложения – это те, которые имеют в своем составе две или более грамматические основы (подлежащее-сказуемое).

Например,
Шумел камыш, деревья гнулись.
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

Если в школе так и не удалось запомнить, что такое подлежащее  и сказуемое, призывайте на помощь здравый смысл. Ищите, где заканчивается одна часть (кагбэ короткое предложение) и начинается другое.

Рассуждения ваши будут примерно такими: ага! «Наступил вечер» — самостоятельная единица информации, отделю-ка я ее запятой от другой=такой же самостоятельной в плане информации («шел дождь»). И все будет отлично.

Запутать вас может союз И.  Он такой кова-арный!
Как правило, перед ним запятая не ставится.

«Мужики снимали шапки и кланялись земно».
В этом предложении 1 подлежащее (мужики) и 2 сказуемых, соединенных союзом (снимали и кланялись).

Или «Женщины и дети спасались от обстрела» — обратный случай. 2 подлежащих (женщины и дети) на 1 сказуемое (спасались).

ЗАПЯТАЯ НЕ НУЖНА!

Но бывает, что союз И соединяет ЧАСТИ предложений.

«Подъехал барин, и мужики сняли шапки». Видите? 2 грамматические основы – подлежащее «барин», сказуемое «подъехал» и «мужики» (подлежащее) «сняли» (сказуемое).
Вот здесь надо повнимательней.

С союзом А и НО  (ДА в значении НО) все проще – запятая перед ними ставится всегда.

Не красна изба углами, а красна пирогами.
Гладко было на бумаге, но забыли про овраги.
Мал золотник, да дорог.

Вообще, как правило, перед союзами необходимо ставить запятую.

Я знаю, что он придет.
Он придет, когда захочет.

Хочу обратить ваше внимание на две тонкости.

Первая – союз «потому что».

Вот тут очень интересно!
Запятую можно поставить перед союзом, а можно – между «потому» и «что». Как разобраться? Только по смыслу. Место постановки запятой зависит от смысла предложения и от некоторых языковых ситуаций.

Глупцы и люди ограниченные всему верят, потому что не могут ничего исследовать. (Белинский)

Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное?

Вторая – «такой как».

Он, рыжий человечек, может назвать ТАКИЕ имена, КАК Малянов Дмитрий Алексеевич, астроном, Губарь Захар Захарович, инженер, и Снеговой Арнольд Павлович, химико-физик.( Стругацкие)

Опять-таки – ловите смысл предложения.

Погода дождливая, такая как осенью
 Погода такая, как осенью.

 ***

Обращение ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАПЯТОЙ.

Сказал: люблю тебя, Наина.
Но робкой горести моей
 Наина с гордостью внимала,
Лишь прелести свои любя,
И равнодушно отвечала:
«Пастух, я не люблю тебя!» (Пушкин)

Так что, друзья! После «здравствуйте К2!» НАДО ставить запятую.

Если обращение находится в середине предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (Пушкин)

В этом предложении сразу три обращения: «мирные долины», «знакомых гор вершины» и «знакомые леса».

 ***

Как видите, мы уже немного отошли от одиночных и приблизились к ПАРНЫМ запятым.

Парные запятые выделяют т.н. самостоятельную часть предложения.
Ваше проверочное действие – читайте предложение БЕЗ части, выделенной запятыми. Если смысл сохраняется, запятые вы поставили правильно.

«Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (Лермонтов).

Если убрать «возвращаясь из Персии», то предложение практически не изменится. Получится: «Недавно я узнал, что Печорин умер». Значит, запятые поставлены правильно.
А вот варианты «Недавно я узнал, что Печорин возвращаясь из Персии, умер» или «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии умер» неправильные.

 ***

Итак, запятыми В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ  выделяются:
— деепричастные обороты\отдельные деепричастия,
— вводные слова и предложения,
— сравнительные обороты.

Деепричастные обороты:

Гусь, увидя детей, улетел.

Дымов, добродушно и наивно улыбаясь, протянул Рябовскому руку.

Вводные слова:

Вронский, К УЖАСУ СВОЕМУ, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение.

Горный воздух, БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, действует благотворно на здоровье человека.

Сравнительные обороты:
 (Их можно легко обнаружить по следующим союзам: как, точно, как будто (будто), словно, что, как и, чем, нежели и многим другим)

Дед кинул им деньги, словно собакам.

Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу.

Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского.

Внимание! Сравнительные обороты, ставшие фразеологизмами (=устойчивыми оборотами речи), запятыми не выделяются.
Например,
режет как по маслу, льет как из ведра, покраснел как рак, бледен как смерть

***

Запятые и причастные обороты.

Причастные обороты будут потрудней деепричастных, ибо выделяются запятыми только в том случае, если стоят после определяемого слова.

яблоко, выросшее в саду — выросшее в саду яблоко
 автобус, выкрашенный в желтый цвет — выкрашенный в желтый цвет автобус
 река, покрытая льдом — покрытая льдом река

***

Понятно ЗПТ что в одной статье невозможно осветить все правила расстановки запятых ЗПТ ведь ЗПТ  в конце концов ЗПТ существуют и учебники!

Целью данной статьи являлось желание напомнить кое-какие правила из школьного курса и призвать к здравому смыслу – когда ставите запятые, думайте: ЗАЧЕМ вы их ставите?
Потому что слово, написанное с орфографической ошибкой, еще можно понять, а вот пропуск одной запятой может привести к искажению смысла.

Для закрепления воспоминаний приглашаем вас пройти тест http://www.proza.ru/2014/06/28/87

Для желающих —  два.

Первый  достаточно простой, а вот второй – по-настоящему крутой.
Не забоитесь? ))

Всем удачи!

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2014
Свидетельство о публикации №214062800083

© Copyright: Энциклопедия К2, 2014
Свидетельство о публикации №214092000141

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Энциклопедия К2

Рецензии

Написать рецензию

…тест …удалён…
только собралась проверить знания …запятая…а тест приказал долгожить…
Иногда желания нет ставить запятую…когда мысли по клавиатуре …скачут.Спасибо за науки.Е.

Евгения Бойцова   14.10.2016 11:07   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Энциклопедия К2

Где размещать иконы в доме?

Какие иконы обязательно должны быть дома?

Красный угол

Красный угол (передний угол) — часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

1. Красный угол в православном обычае
2. Где устроить красный угол в своей комнате?
3. Как размещать иконы в красном углу?
4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

1. Красный угол в православном обычае

В русском доме красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, — так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем  здоровался с хозяевами. 

Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали драгоценными окладами, ризами, цветами, возжигали перед образами лампады (стоячие или подвесные) и свечи. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.

Обычно иконы размещались в киоте (иное название — божница) — специальном шкафчике — или на полочке. Иногда образа украшались вышитым рушником (или божником, иконником — длинным и узким полотенцем, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой),  его клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве.


Келья преп. Амвросия Оптинского

В прошлые времена в царских дворцах, в богатых дворянских и купеческих домах целые комнаты отводились под молельни, или Крестовые, моленные комнаты. В молельне иконы располагали не только в красном углу, но и на пространстве всех стен, здесь стоял и аналой со священными книгами. В таких комнатах семья читала утреннее и вечернее правило, родители благословляли детей в важные моменты жизни.

Историк И. Е. Забелин пишет:

«Крестовая, или Моленная, где совершались утренние и вечерние молитвы, а иногда и церковные службы, часы, вечерни, всенощные, была, как домашняя церковь, вся убрана иконами и святынею, разными предметами поклонения и моления. Одна стена ее сплошь была занята иконостасом в несколько ярусов, в котором иконы ставились по подобию церковных иконостасов, начиная с деисиса, или икон Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя, составлявших, так сказать, основу домашних иконостасов. Нижний пояс занят был иконами местными , на поклоне, в числе которых, кроме Спасовой и Богородичной, ставились иконы особенно почему-либо чтимые, как-то: иконы тезоименитых ангелов, иконы благословенные от родителей и сродников, благословенные кресты, панагии и ковчежцы с св. мощами, списки икон прославленных чудотворениями, исцелениями; иконы святых, преимущественно чтимых, как особых помощников, молителей и заступников. Вообще иконостас Крестовой комнаты был хранилищем домашней святыни, которая служила изобразителем внутренней благочестивой истории каждого лица, составлявшего в своей Крестовой иконостас… Все более или менее важные события и случаи жизни сопровождались благословеньем или молением и призыванием Божьего милосердия и святых заступников и покровителей, коих иконописные лики благоговейно и вносились в хранилище домашнего моления. Местные иконы, кроме окладов золотых или серебряных с каменьями, украшались различными привесами, т. е. крестами, серьгами, перстнями, золотыми монетами и т. п. Икона Богородицы сверх того всегда почти украшалась убрусцом, род лентия, полагавшегося на венец икон, и ряснами жемчужными. Внизу икон особенно в праздники подвешивались застенки или пелены, шелковые, шитые золотом, низанные жемчугом, убранные дробницами, т. е. мелкими серебряными или золотыми иконами или какими другими изображениями.

…Кроме икон и крестов в Крестовой сохранялись и разные другие священные предметы, приносимые из местных монастырей или от паломников в Святую землю…»

2. Где устроить красный угол в своей комнате?

Красный угол – это место молитвы, общения с Богом и святыми, место, где расположены священные предметы, поэтому для него должно быть выделено отдельное пространство. Недопустимо ставить святые образа среди посуды или мирских книг, или, что ещё хуже, на телевизор, по которому порой показывают далеко не благочестивые сцены. Такое расположение святыни не только не благоговейно, оно близко к кощунству.

Выбирая место для икон, можно руководствоваться несколькими принципами. Подобно нашим предкам, можно поместить их напротив двери, в дальнем от входа углу, там, куда сразу падает взгляд входящего. Однако современные квартиры спланированы так, что к дальнему по диагонали углу может примыкать окно во всю стену, лоджия или балкон. В этом случае можно выбрать другой, более тёплый, уютный и почётный угол напротив двери, или разместить иконы на прямой части стены, как это делали наши предки в моленных комнатах.

При выборе места для красного угла можно руководствоваться и другим традиционным методом: ориентацией на восток.  При этом не стоит педантично вычислять  восточное направление с точностью до градуса, достаточным посмотреть, с какой стороны восходит солнце.

Об ориентации красного угла на восток иеромонах Иов (Гумеров) пишет:

«С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа.

Где расположить иконы в доме?

Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение».

По высоте красный угол следует устраивать на уровне глаз или несколько выше. Внизу под полкой красного угла часто ставят столик, на котором обычно тоже стоят иконы, лежат священные книги и другие святыни. В таком столе хорошо хранить и святую воду.

3. Как размещать иконы в красном углу?

Для домашнего иконостаса лучше всего использовать специальные полочки, одноярусные или многоярусные. Иногда образа ставят на обычную книжную полку, освобождённую от книг, но тогда перед иконами нельзя будет поставить свечу или стоячую лампаду, так как верхняя часть полки будет нагреваться огнём, почернеет и может загореться. В этом случае можно будет пользоваться лишь подвесной лампадой. Лампаду принято затепливать по крайней мере во время молитвы и вечерами накануне праздников. Иногда в православных домах перед особо чтимыми образами теплятся неугасимые лампады.

При размещении икон в красном углу тоже руководствуются определёнными правилами. В центре домашнего иконостаса обязательно должен быть образ Спасителя. Это могут быть иконы, называющиеся «Господь Вседержитель», «Спас Нерукотворный».

Выше этой иконы можно поместить только Распятие или образ Святой Троицы. Справа от образа Спасителя (по правую руку Спасителя) уместно поместить икону Его Пречистой Матери Богородицы и Приснодевы Марии, величайшей заступницы за людей перед Господом. Существует множество иконографических изображений Божией Матери, здесь выбор остается за христианином. 

Если слева от иконы Иисуса Христа поместить образ святого Иоанна Предтечи, то получится классический Триптих. Изображение Христа с обращенными к Нему в молитве Богородицей и Иоанном Крестителем в древнерусских иконостасах называлось Деисис, что в переводе с греческого означает «моление».

Или на это место можно поместить икону другого великого святого, например святителя Николая Чудотворца.

Эти иконы — минимум, который является основой красного угла. Все другие иконы можно разместить по обе стороны от них, или ниже.  Здесь должны быть образа небесных покровителей семьи — святых, чьи имена носят члены семьи. Кроме того, в красном углу часто помещают иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и других великих заступников христиан. При этом важно помнить, что это обязательно должны быть иконы тех святых, к которым христианин обращается с молитвой, благодарно почитая их образа как некое духовное окно общения с их святыней, молитвенно чтя дни их церковной памяти. Не надо также забывать, что сами по себе иконы еще не соединяют нас с Богом. Чтобы получить благодатную помощь, надо сначала ее попросить в молитве.

4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

Святые иконы должны быть в каждой комнате жилища христианина. Они освещают собой весь дом, напоминают нам о присутствии Божием, поддерживают в нас постоянное молитвенное настроение.

Икона должна быть и на кухне, чтобы можно было помолиться Богу перед едой и после вкушения пищи. Для этого лучше всего подойдет икона Спасителя.

Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. В детской и в спальне икону помещают так, чтобы ее было видно с кровати. Если ребенку приснится страшный сон, проснувшись, он увидит Того, у Кого можно и нужно просить защиты и утешения. В русской традиции матери ставили в спальне детей икону Богородицы, мягко освещённую лампадой.

Так, Михаил Макаров вспоминает:

«В нашей детской комнатке на ночь ставили на стол образок явления Божией Матери Сергию и горящую лампадку. Это делалось для того, чтобы я не боялся, если проснусь ночью. И, действительно, когда проснешься ночью и увидишь спокойно горящую лампадку, благодатно освещающую лики Божией Матери, двух апостолов, стоящего на коленях Сергия и закрывшегося от неизреченного света преподобного Михея, — не только нет никакого страха, столь свойственного детям ночью, но душа наполняется тихой радостью, и под отрывочные мысли: «Пришла… Сама Владычица… к Сергию…» — сладко вновь засыпаешь».

Кроме того, ложась ночью спать и просыпаясь утром, и детям и каждому христианину важно обратиться за благословением ко Творцу.

В прихожей также принято помещать икону Спасителя, чтобы, выходя из дома, помолиться Ему и попросить Его помощи и благословения. Кроме того, существует благочестивый обычай в христианских домах, по подобию церкви, помещать небольшие образа над дверями, так что, ходя по дому по обычным делам, христианин видит над собой благословляющее напоминание о горнем, что поддерживает в нём Божию память и молитвенный, покаянный и благодарный, настрой.

См. тж.: Иконопочитание. Свиток Иконопочитание.

В раннем детстве. — Михаил Макаров. Из жизни православной Москвы ХХ века. Воспоминанияправославного христианина. Часть четвертая. У Троицы

Служение сатане. Необыкновенное сновидение жены моего друга. — Сергей Нилус. На берегу Божьей реки

Моленная, или Крестовая в русском быту

Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви

Евгений Поселянин. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвящённых Её имени чудотворных икон

Чудотворные иконы Божией Матери, упомянутые в месяцеслове

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Иверская Монреальская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская

«Державная» икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Умиление» Опочецкая (Себежская)

Икона Божией Матери «Всецарица»

Чёлнская икона Божией Матери

Волынская икона Божией Матери

С. Липатова. «Вертоград заключенный» Никиты Павловца

Казанская Коробейниковская икона Божией Матери

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Сергей Алексеев

Домашний иконостас

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Как правильно повесить иконы в доме: фото и основные правила

Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) — необходимы для дома, где живут православные христианине.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих.

Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.
  • «Одигитрия» (в переводе с греческого означает «Путеводительница»).

Путь истинный — путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.

Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщанская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов — первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник — духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них, можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писанную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Где разместить иконы?

Иконы в доме — Устройство красного угла

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Русские иконы

Реставрация старинных икон

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *