Иконы двунадесятых праздников: значение

Каждый день в году хранит в себе воспоминания о событиях мирской жизни Иисуса Христа и Богородицы, приурочен к имени святого или посвящен чествованию чудотворных икон. Но есть ещё и большие праздники, такие как Светлая Пасха и Воскресение Христово. После них следует сказать о двунадесятых праздников, имеющих огромное значение для христианства, так как приурочены к событиям из жизни Христа и Пресвятой Богородицы. Раньше эти праздники были и гражданскими, эти дни были нерабочими.

Иконы двунадесятых праздников обычно располагаются между местными и деисусными иконами во втором снизу ряду. Храмы, посвященные какому-либо из 12 праздников, могут разместить свою икону и в местном ряду.

Двунадесятые праздники – это двенадцать православных праздников, каждому из которых соответствует одноименная икона. Праздники условно делят на непереходящие и переходящие, это связано с датами праздников: девять непереходящих ежегодно отмечаются в один и тот же день, а даты переходящих праздников отсчитываются от Пасхи, перемещаясь по календарю вместе с ней.

Каждый из двенадцати праздников имеет кроме самого дня празднества дополнительные дни: предпразднство – подготовка верующих к празднику, попразднство – продолжение празднества, отдаяние – заключительный день. Также почитаются и двенадцать праздничных икон, каждая из которых посвящена отдельному событию. По старому календарю новый год начинался с первого сентября, именно с этого дня и начинаются церковные праздники.

Описание двенадцати православных праздников

  1. Начинается календарь с праздника Рождество Пресвятой Богородицы, который отмечается 21 сентября. Икона Рождество Богородицы наполнена искренностью и счастьем. Молятся иконе о семейном счастье, здоровых детях, защити. Просят икону, когда долго не получается забеременеть. Связано это с тем, что мать Богородицы была бесплодной, но искренними молитвами и праведной жизнью вымолили у Бога долгожданного ребенка.
  2. Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Икона «Воздвижения Креста Господня» имеет и другие названия: «Крестовоздвижение» или «Утверждение Креста». Таких икон очень много в мире, они отличаются друг от друга, но все соответствуют основному сюжету – радостному обретению креста, Животворящего Древа, символу искупления.
  3. 4 декабря посвящено Введению во храм Пресвятой Богородицы. Иконография этого события, описанного в Евангелие, не меняется веками. С этого дня начинается подготовка Марии к рождению Спасителя.
  4. Широко празднуется Рождество Христово 7 января. Икона же описывает момент рождения Иисуса в пещере от Девы Марии.
  5. Икона Крещение Господне посвящена празднику, отмечаемому 19 января. На иконе крещение Иисуса в водах реки Иордан. Примечательно то, что на иконе отсутствует Богородица.
  6. Очень праздничная и нарядная икона Сретенье Господне изображает момент принесения Богородицей младенца Иисуса в храм. Отмечается это событие 15 февраля.
  7. К празднику Благовещение приурочена икона, отображающая момент встречи Пречистой Девы Марии с архангелом Гавриилом, который рассказал Марии, что скоро она родит Сына Всевышнего Иисуса. Радостное событие празднуется 7 апреля.
  8. Восьмая икона — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник зависит от дня празднества Пасхи, отмечается ближайшее перед Пасхой воскресенье, на шестой неделе Великого поста. Называется праздник Вербным воскресеньем.
  9. Немаловажна икона Вознесение Господне, описывающая окончание земной жизни Христа и его присоединение к Богу Отцу. Праздник переходящий, отмечается на 40-й день, считая от Пасхи.
  10. Икона День Святой Троицы описывает сюжет из Ветхого Завета, когда триединый Бог спустился к апостолам, дав им множество способностей и умений. Этот день, 50-й от Пасхи или восьмое воскресенье после Пасхи, считается захождением христианской церкви.
  11. Одна из двунадесятых икон описывает явление истинного лика Иисуса трём его ученикам, которым он поведал о будущих его мучениях и смерти во благо всех людей. Праздник Преображение Господне отмечается 19 августа.
  12. Последним праздником в церковном календаре является Успение Богородицы, отмечающемся 28 августа. На одноименной иконе изображена траурная церемония прощания с Богородицей. Над мертвой матерью Иисус держит на руках младенца, ознаменовывающего начало небесной жизни Богоматери. Этот день завершает цикл двунадесятых праздников и дает надежду на светлый и радостный будущий год.

Все иконы двенадцати православных праздников очень важны для истинно верующих. Эти праздники, в отличие от светских, воспитывают дух и очищают разум.

ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ТЕМУ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ

Оформить заказ

Благовещение 1 Благовещение 2 Введение Воздвижение Вознесение
Вход Господень В Иеруссалим 1 Вход Господень В Иеруссалим 2 Крещение Преображение Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Христово 1 Рождество Христово 2 Святая Троица 1 Святая Троица 2 Святая Троица 3
Сошествие Святого Духа Сретение Успение Святой Дух Рождество

Оформить заказ

ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ ДРУГИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Внимание! В своей работе мы используем метод цифровой горячей деколи, который позволяет наносить несмываемые изображения практически на любые белые глазурованные керамические и эмалированные заготовки тиражом от 1 экземпляра. Однако этот метод не гарантирует 100%-го попадания в цвет. Это не брак, а особенность данной технологии. Размещая заказ, Вы соглашаетесь с этим условием.

Двунадесятый Богородичный праздник: когда отмечается, иконы, как расставить

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Для каждого верующего человека Великие церковные праздники являются очень важным событием, которому уделяется огромное внимание. Двунадесятые праздники наступают сразу после Воскресения Христова. Их всего 12: 7 великих праздников, прославляющих Иисуса Христа, Сына Божьего и 5 — Пресвятую Богородицу Деву Марию. Каждый двунадесятый Богородичный праздник имеет свои особенности.

Главные Богородичные праздники в Православии

Согласно православному церковному календарю:

  • Первым в списке есть Рождение Пресвятой Богородицы — один из годовых праздников, отмечается проведением Всенощной Божественной литургии.
  • Далее Введение во храм Пречистой Матери Божией – этот день для каждого человека должен символизировать спасение всего человеческого рода.
  • Само слово Благовещение Пресвятой Богородицы означает добрую весть об освобождении многострадального и грешного народа, защите его от всех бед.
  • Праздник Успения – свидетельствует о том, что Матерь Божия не умерла, а и до наших дней продолжает уповать за весь народ, помогать страждущим, малоимущим, семьям с детьми, тем, кто потерял свою дорогу, которую приготовил Всевышний и сейчас находится в постоянном поиске.
  • И последним двунадесятым Богородичным праздником является Сретение Господне –встреча Симеона из Божьим Сыном, долгожданный момент столкновения Ветхого и Нового Заветов: Закона Божьего и Закона безусловной любви к Всевышнему, принесенного на Землю Иисусом.

Все названные церковные праздники имеют четко установленную дату, которая не зависит от других Великих праздников. Если по календарю праздник попадает среди рабочей недели или в субботу, то правится только по случаю этого знаменательного дня в истории православной церкви, если же выпадает в воскресенье, то проводится одновременно две службы.

Когда отмечаются двунадесятые праздники Господние

Церковь отмечает 7 больших праздников, из них:

  • Рождество Христово, которое отмечается 7 января,
  • Крещение 19 января,
  • Воздвижение Креста 27 сентября,
  • Преображение 19 августа.

Все они имеют четко фиксированную дату и никогда не переносятся.

Вхождение Господнее в Иерусалим (Вербное воскресение – за неделю до Пасхи), Вознесение Господне, Пятидесятница. зависят от того, в какой день выпадает Светлое Христово Воскресение – Пасха.

Все перечисленные нами праздники имеют специальные дни, которые необходимы для особой подготовки:

  • Дни, которые выпадают непосредственно перед знаменательной датой;
  • Дни после праздника;
  • Последний день богослужения после празднества.

Больше всего празднуется Рождение Христа – 5 дней, Богоявление – 4 дня, а все остальные – 1 день, многое зависит от количества дней поста.

Иконы двунадесятых праздников

Иконы несут информацию о главных фактах жизни Сына Божьего и его Матери. Каждый автор, пытался передать истинный смысл изображаемого и вкладывал свое сердце и душу.

Во всех церквях, соборах и храмах в такие особые дни иконы принято размещать в 3 ряду, между предсказательским и деисиским рядом. Каждому из праздников, которые были описаны ранее, принадлежит одна или несколько икон, на которых изображены разные трактования Земных событий.

Икона Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками имеет очень глубокий смысл и большое значение. Этому празднеству уделяется огромное значение, ведь своим воскрешением Сын Божий доказал, что после смерти есть жизнь. Все верующие искренне взывают с молитвами и радуются Великому дню на протяжении 50 дней, до Дня Пресвятой Троицы.

Эта икона помогает найти свое предназначение, укрепить свой дух, и поверить в собственные силы.

Порядок размещения икон двунадесятых праздников

Каждый верующий человек имеет в своем доме иконы Творца, его Сына и Божией Матери. Иконы должны быть размещены в доме на восточной стороне, чтобы молится при восходе солнца.

В центре должен быть лик Христа, по правую сторону от него святой образ Девы Марии, а с левой – икона Святой Троицы. Лучше всего размешать в каждой комнате, подальше от любой бытовой техники. По возможности все иконы лучше ставить в киоте, зажигая свечу при каждом прочтении молитвы.

При желании Вы можете увеличивать количество святых образов, придерживаясь основных церковных правил.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о двунадесятых Богородичных праздниках:

Иконы праздничного ряда | Праздничные иконы — Символик

Иконы, используемые в православной церкви, являются глубоко символичными, их расположение осуществляется в соответствии с определенными правилами. С давних времен на своде храма принято располагать иконописные образы. Они выступают наглядным символом, указывают на то, что святые, в свое время отдавшие жизнь за веру, выступают настоящими столпами православной религии, определяют истинность христианства. Иконостас – это центр храма, он представляет основные учения Православия и важные его исторические события.

Иконостас различен по количеству своих ярусов, но определенные ряды обязательны к установке. В частности это нижний ярус, символизирующий Царские врата, на его створках обязательно обозначается изображение Благовещения. С левой стороны устанавливается лик Богородицы, с правой стороны – образ Спасителя. Первый ряд обычно представлен иконописными изображениями местных святых и покровителей конкретного храма. Именно поэтому данная часть иконостаса называется «местным чином». Второй ярус очень важен, т.к. в его центре располагается Иисус Христос, к которому с молитвой обращен Иоанн Креститель и Богородица. Часто здесь устанавливаются еще образы апостолов Петра и Павла, архангелов Гавриила и Михаила. В третьем ряду находятся иконы, неразрывно связанные с новозаветной историей.

Календарь православной церкви насыщен празднествами, практически ежедневно свершается память конкретного важного события или святого, имеющего определенную роль для истории христианства. Однако принято выделять 12 праздников, которые особенно значимы для каждого верующего человека. Это двунадесятые дни, сопровождающиеся торжественными богослужениями, и имеющие отдельные иконы с описанием конкретного события. К числу Господских праздников принято относить события, неразрывно связанные с земной жизнью Иисуса Христа. В частности это Богоявление, Рождество Христово, Преображение. К Богородичным относятся празднества, связаны непосредственно с Божьей Матерью. Стоит выделить из них Успение, Благовещение, Рождество Богородицы.

Большой праздник – Пасха. Она является наиболее важным христианским торжеством, своеобразным смысловым центром Православия.

В каталоге сайта представлены к продаже иконы, сопровождающие важные православные праздники, осветляющие события евангелистской истории. Любой образ написан в соответствии с иконографическими канонами, сложившимися традициями. «Символик» занимается иконным производством, во время которого используется специализированное оборудование, дающее возможность создавать качественную продукцию. Ассортимент православный икон в магазине достаточно велик. Но каждый клиент в случае необходимости может осуществить индивидуальный заказ на производство конкретной иконы, большого образа для иконостаса, храма.

Воскреска — Комплект икон великих двунадесятых праздников

Изображения святых икон всех двенадцати великих православных праздников.

Превью

Общая информация

Хорошее визуальное пособие к Вашему рассказу о двенадцати великих, так называемых двунадесятых, праздниках Православной Церкви. К некоторым праздникам подобрано несколько икон, так Пятидесятница представлена святыми изображениями Сошествия Святого Духа на апостолов и Святой Троицы.

Основные данные

Год появления —

Страна происхождения Россия

Владелец —

Тип графики Растровая

Данные для воскресной школы

Возраст Дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный, взрослые

Целевая аудитория Воцерковленная (воскр. школа), невоцерковленная (обычная школа)

Дисциплина Закон Божий, Священное Писание Нового Завета, Литургика, Основы православной культуры

Данные имеющегося файла

Формат 14 картинок формата jpg и gif в zip архиве

Размер 1,8 МБ

Оставлять комментарии могут только участники Воскрески

Иконы к основным православным праздникам с текстами и аудиозаписями тропарей, кондаков и величаний.

Даты в скобках — по новому стилю.

Рождество Христово — 25 декабря (7 января) — двунадесятый.

Обрезание Господне — 1 (14) января.

Крещение Господне — 6 (19) января — двунадесятый.

Сретение Господне — 2 (15) февраля — двунадесятый.

Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля) — двунадесятый.

Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье перед Пасхой — переходящий — двунадесятый.

Пасха (Воскресение Христово) — день празднования попадает в период с 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (с 4 апреля по 8 мая по н. ст.) — переходящий.

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий — двунадесятый.

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий — двунадесятый.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — 24 июня (7 июля).

День Памяти первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля).

Преображение Господне — 6 (19) августа — двунадесятый.

Успение Богородицы — 15 (28) августа — двунадесятый.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — 29 августа (11 сентября).

Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября — двунадесятый.

Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября — двунадесятый.

Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) — двунадесятый.

Местный ряд иконостаса численно небольшой, помимо Царских и пары диаконских врат, он включает всего четыре иконы: Богородицы, Спасителя, Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы.

Расположение центральных образов местного ряда традиционно для иконостаса: икона Христа-Пантократора – справа, а Богородицы- «Одигитрии»– слева от Царских врат. Образы написаны в полный рост, они величественны и монументальны. Помимо основной символики, связанной с Небесной Церковью, им сообщён и ещё один смысловой акцент, связанный с Церковью земной. По замыслу настоятеля, иконы должны были утверждать принадлежность Калининградской области Российской Федерации, свидетельствовать о духовной связи «островка русской земли» с Большой Россией. С этой целью у подножия фигур Богородицы и Спасителя изображены узнаваемые здания Москвы и Калининграда…

В качестве архитектурных символов Москвы выбраны Кремль и Храм Христа Спасителя. Они написаны у подножия Спасителя. Калининград в иконе Богородицы представлен условными домиками красного кирпича с черепичными крышами и Кафедральным собором Христа Спасителя.

Храмовая икона Рождества Христова, расположена на своём традиционном месте – справа от южных врат. Стилистически она несколько отличается от привычных древнерусских икон, скорее напоминая образцы западной живописи на сюжет «Поклонение волхвов». Наряду с волхвами, на некотором удалении, присутствуют изображения пастухов; на своём традиционном месте – погружённый в раздумья Иосиф. Его полный печали взгляд, обращенный к пасущемуся неподалёку агнцу, словно предзнаменует грядущие страдания рождённого Спасителя. Стилистически икона перекликается с образами XVII века, однако, в ней можно различить и черты, свойственные иным эпохам. Так, например, чёрный фон пещеры, символизирующий в древнерусской иконописи греховность земного мира (в который с Небес пришёл Спаситель), получил обрамление в виде навеса, имитирующего хлев. Этот элемент традиционно используется в иконографии Рождества в Западноевропейском искусстве, а рядом с фигурой Божьей Матери, написан низенький заборчик, типа «плетень», воспринимающийся как элемент малороссийского быта.

Персонажам иконы художник даёт психологическую характеристику, показывает эмоции, испытываемые ими при встрече с родившимся Христом. Наряду с этими приёмами, свойственными светскому искусству, использован иерархический принцип масштабирования фигур, используемый в иконописи: самой крупной на иконе изображена Богородица; волхвы и Иосиф имеют немного меньший размер; пастухи и вовсе почти вдвое меньше Девы Марии.

Некоторые повествовательные подробности иконы носят почти сентиментальный характер: овечка на переднем плане, тянущаяся к хрупким травинкам; голубка на крыше навеса, обращённая к свету звезды; традиционные осёл и вол, с особым умилением глядящие на Младенца. При этом ослик (символ эллинистического мира) положил морду на нимб Спасителя, перекрыв его, а вол (символ иудейского мира), напротив, «прячется» за диском нимба.

Симметрично иконе Рождества (слева от северных диаконских врат), в иконостасе расположен образ «Успение Пресвятой Богородицы».

Выбор именно этого иконописного сюжета для размещения в местном ряду обусловлен сразу тремя причинами. Первая из них чисто художественная: Успение обладает наиболее насыщенной, многофигурной композицией, способной зрительно уравновесить столь же сложную композицию храмовой иконы. Вторая причина имеет геополитическое обоснование: настоятель собора, на тот момент митрополит смоленский и калининградский Кирилл, в момент строительства иконостаса настоятельствовал не только в КСХС, но и в Успенском Кафедральном соборе Смоленска. Иконостас Калининградского храма должен был отразить эту родственность двух важнейших храмов епархии, столь удалённых друг от друга географически, но объединённых одним настоятелем. Поэтому, помимо храмовой иконы Кафедрального собора, освящённого в честь Рождества Христова, в местный ряд иконостаса решено было включить «храмовую» икону Успенского собора города Смоленска.

Ещё одно объяснение, пожалуй, важнейшее из всех, носит богословский характер: здесь, в местном ряду представлены два сюжета, связанные с главнейшими событиями в жизни любого человека. Образ Рождества указывает на вхождение в земное бытие; Успение — представляет картину ухода из этого мира, неотвратимого для каждого и ожидаемого с трагической неизбежностью. Но икона Успения предлагает иной контекст восприятия земной кончины – она являет образ победы над смертью. И. К. Языкова так описывает образ Успения: «Христос в сияющих ризах (как изображается Он и в иконах «Воскресения») приходит к смертному одру Богоматери, чтобы взять Ее душу на небо. Апостолы оплакивают уход Богородицы, не ведая, что Христос незримо стоит среди них, держа в руках Ее душу, рожденную для жизни вечной».

Икона из иконостаса Кафедрального собора вполне соответствует предложенному описанию, при этом она, так же как и другие иконы местного ряда, представляет собой оригинальный извод, созданный специально для Калининградского храма. Иконописцы попытались стилистически привязать образ к тому месту, где иконе предстояло находиться, а именно – к территории бывшей Восточной Пруссии. С этой целью в образный строй произведения введен ряд второстепенных, но заметных деталей, не характерных для православной иконописи: специфичный контрастный орнамент пола, напоминающий средневековый европейский лабиринт; намёк на перспективное сокращение в линиях орнамента; способ организации пространства, с развёрнутым на зрителя полом, характерный для искусства европейского проторенессанса; нарочито отбрасываемые тени; архитектурные конструкции с черепичными крышами на дальнем плане, напоминающие кёнигсбергские дома.

Столь необычный для иконы «Успение» фон не оказал влияния на смысловое содержание иконы, поскольку важнейшие элементы иконографии вполне каноничны. Подобная трактовка пространства призвана раздвинуть рамки временного восприятия события, ещё раз напомнив о том, что оно имеет отношение не только к конкретному времени и месту, но обладает вселенской важностью и принадлежит вечности. В левой верхней части один из элементов черепичной кладки, как бы случайно заходит на опушь иконы, тем самым подчёркивая актуальность изображённого именно для нашего времени и места.

Языкова И. К. Храм свв. Бесср. Космы и Домиана. Наш иконостас. http://damian.ru/

Линия проходящая по краю иконы, символически указывающая на границу между Небесным и земным миром

Инна Аполонская

Деревянная доска, крепкая, ровная, без жучка. Две врезные встречно расположенные шпонки полностью сохранились.

Левкас, темпера, покрывная олифа.

Живописный слой сохранился в идеальном состоянии и не подвергался реставрации. Икона была лишь покрыта слоем свежей иконной олифы.

Латунный оклад изготовлен вручную, он плакирован сплавом серебристого цвета.

Деревянный киот из массива дерева покрыт натуральным шпоном орехового дерева. Киот отреставрирован.

Икона представляет собой классический живописный памятник XIX века, изготовленный во Владимирских селах и сохранившийся практически в идеальном состоянии, укомплектованный оригинальным киотом, в котором икона и бытовала на протяжении полутора столетий.

Размер иконы: 35.7 х 31.1 х 2.1 см.

Размер киота: 45.5 х 40.5 х 7.3 см.

Икона видео:

Икона Воскресение Христово и сошествие во ад с Двунадесятыми Праздниками в латунном окладе и в киоте, в идеальной музейной сохранности – прекрасный повод купить икону для своего дома или в качестве доброго ценного подарка, ведь сегодня на антикварном рынке подобные религиозные предметы встречаются очень редко!

Внимание! Старинная икона увеличенного формата в идеальном состоянии!

Увеличенный аналойный размер, идеальное состояние живописи и доски, латунный оклад, оригинальный старинный киот, Экспертиза – это икона для моления и икона для коллекции, икона для подарка.

Суздальские письма – термин, который стал определяющим территориальную принадлежность старинных икон, написанных на достаточно обширном пространстве центра империи. К ним можно отнести и знаменитый Холуй, и Мстёру, входит в ареал занимавшихся иконописью поселений и Палех.

Представленная Вашему вниманию икона по своему стилистическому и художественному исполнению более всего тяготеет к двум иконописным центрам – Мстёре и Холую, причем в большей степени к первому, поскольку именно там чаще всего и воспроизводили сложный многочастный сюжет Двунадесятых Праздников.

Икона написана во второй половине XIX века, когда была как никогда остра конкурентная борьба между традиционной иконописью и машинной, печатной массовой иконой. Конкуренция также чрезвычайно обострилась и среди иконописных центров, отсюда и происходят те упрощения в изображении святых образов, которые Вы можете констатировать на этой иконе.

Однако именно иконописцы Мстёры, в отличие от изографов других иконописных центров, все же не потеряли приверженности к качеству исполнения даже недорогих поточных икон.

Рассмотрите представленный образ, чтобы самолично убедиться в правдивости сказанного: икона покрыта «глухим» окладом, скрывающим от глаз зрителя живопись фигур, но в отличие «руколиких» икон того же периода, тут при снятии оклада обнаруживается полностью проработанная иконография, включающая не только живописную проработку фигур, но и изображение архитектуры, словесные надписания, графическое разделение клейм.

Благодаря такому качественному подходу к своей работе, владелец иконы мог экспонировать ее в своем жилище как в латунном окладе, так и без него.

Изограф наибольшее внимание уделяет проработке ликов и рук святых, в его руках миниатюрные фигурки святых буквально оживают и приобретают индивидуальные черты.

Взгляните на живопись, чтобы оценить мастерство иконописца, который четкими взмахами кисти создает в центральном увеличенном клейме Воскресения Христова и в окружающих его, двенадцати клеймах целый годичный Церковный календарь: все тут динамично, живо, все находится в движении и в то же время все подчинено одному живописному ритму.

Икона написана столь изумительно понятно, что верующему человеку, в принципе, и не нужны названия клейм, но они дублируются как на самой доске, так и на окладе – еще один признак простой, но искренней и добротной работы старинного мастера.

Цветовая гамма иконы ограничена, тем не менее, на ярком сурике фона выделяется еще более насыщенный цвет, использованный изографом для раскраски одежд и проработки деталей изображений, в остальном же контурный рисунок в изображении фигур формируется черным лаком.

Икона Двунадесятых Праздников, по сути, одна из самых «хлопотных» для изографа, ведь в ее миниатюрных клеймах требуется написать множество ликов и фигур. Так, например, на этой иконе иконописец написал… 56 ликов!

Приятно констатировать прекрасную сохранность живописного религиозного памятника, который сразу, еще в XIX столетии, попал в руки бережливых и аккуратных владельцев. Кроме того, прекрасной сохранности образа способствовал и киот, который идет в комплекте с иконой, так что у будущего Хранителя намоленной старинной иконы окажется замечательный, во всех отношениях, миниатюрный домашний иконостас!

У Покупателя иконы также появится возможность выбора: можно будет экспонировать икону без оклада или с окладом, нам кажется, что оба варианта вполне равносильны благодаря качественно исполненной работе иконописца и мастера, изготовившего для иконы латунную рельефную ризу.

Важно понимать, что перед Вами подлинная и прекрасно сохранившаяся икона позапрошлого века, несущая в себе благодатную энергетику патриархальной, искренне верующей царской России, времен расцвета русской иконописи.

Старинную икону Двунадесятые Празднику Вы можете купить для своего дома, а также в качестве дорогого и очень ценного подарка. Увеличенного формата доска позволяет рассматривать икону как центральную в домашнем иконостасе или как прекрасное дополнение к храмовому убранству.

Помните, что подобные старинные русские иконы встречаются сегодня все реже и реже, каждая из таких икон уникальная и ценна, но существует всего в единственном экземпляре, поэтому, если икона Вам нравится, лучше купить икону, пока кто-то другой не нажал кнопку «Купить».

Апостолы Петр и Павел. Икона из местного ряда иконостаса церкви Покрова в Филях.

Структура и содержание русских иконостасов строго регламентируется каноном, но, не смотря на это, каждый из них уникален и не похож на другие. Некоторые алтарные преграды вырастают на много метров в высоту и включают в себя по несколько десятков икон. Другие содержат всего два-три ряда из нескольких образов, но поражают богатством художественного убранства, росписями и резьбой. Обязательными для любого иконостаса являются лишь два ряда: деисусный, в центре которого расположена икона Христа Пантократора или «Спас в силах», и первый, называемый местным.

Местный ряд располагается на уровне проходов к алтарю и является своего рода «лицом» иконостаса. Здесь расположена храмовая икона, посвященная празднику или святому, в честь которого был возведен храм. Здесь же находятся образы месточтимых святых, которые наиболее почитаются в данном конкретном приходе.

Исторически местный ряд происходит от икон, которые прислонялись к опорам алтарной преграды. Слева от Царских врат обычно располагалась икона Богоматери, справа — Иисуса Христа. В редких случаях они заменялись изображениями богородичных и господских праздников. С появлением в XIV столетии высоких русских иконостасов, которые полностью отделяли алтарь от наоса, количество образов в местном ряду возросло. К этому времени относится и появление традиции размещения в иконостасе храмовых икон, к которым относится, в частности, и знаменитая «Троица» кисти Андрея Рублева.

Композиция местного ряда в классическом русском иконостасе строится вокруг трех проходов к алтарю. В центре располагаются Царские врата, на створках которых традиционно изображается Благовещение и фигуры евангелистов или святителей. По сторонам от прохода находятся парные изображения Богоматери и Спасителя. Рядом с образом Иисуса Христа, по правую сторону Царских ворот, располагается храмовая икона. Створки боковых дьяконских врат покрыты изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященников или ветхозаветных пророков.

Поделиться

Андрей Рублёв «Троица»

Праздник Святой Троицы имеет ещё одно название — Пятидесятница. Он совмещает в себе две связанные темы — Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, а также прославляет все Три Ипостаси Господа. Поэтому существует два типа икон этого праздника.

Первый отражает строки «Деяний святых апостолов»: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Второй изображает Святую Троицу. Остановимся подробнее на первом.

Этот иконографический сюжет известен с шестого века. Изображение Сошествия Святого Духа встречается в рукописных Библиях и ПсалтИрях, в мозаиках Святой Софии Константинопольской и соборе святого Марка в Венеции, на фресках старинных храмов Афона, Киева и Новгорода.

На иконе изображены ученики Христовы, которые сидят полукругом. Сверху с неба на них опускаются лучи света или языки пламени. В центре между апостолами остаётся пустое место, в знак того, что Христос вознёсся и уже не присутствует в телесном облике на этой новой Тайной Вечере.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матери Божией нет среди апостолов. Но с семнадцатого века Богородицу стали помещать в центр иконы. Эта традиция прижилась благодаря тому почитанию, которое в православии всегда оказывалось Богородице. Прямого указания на то, что она присутствовала при сошествии Святого Духа в «Деяниях святых апостолов» нет. Но евангелист Лука пишет, что после Вознесения Господня все апостолы «единодушно пребывали в… молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса…». Мы знаем, что Пресвятая Дева проповедовала наравне с учениками и была в числе устроителей Церкви Христовой.

На иконе мы видим двенадцать апостолов, но очень часто двенадцатый вовсе не Матфий, которого ученики избрали на место отпавшего Иуды. На икону Сошествия Святого Духа помещают апостола Павла, хотя его обращение состоялось гораздо позже. Но икона — это образ, отсылающий нас к главной идее — Святой Дух нисходит на всех, кто принимает Христа и стремится преобразить свою жизнь.

Апостолы изображаются с символами наставничества, как будто они уже вышли на свое служение и проповедуют язычникам: у них в руках книги, свитки, пастырские жезлы, у многих ладони сложены в благословляющем жесте.

Икона Пятидесятницы — не просто иллюстрация, она сочетает в себе события, разнесённые в месте и времени. Она содержит символы которые можно читать как книгу. Она не просто занимает зрителя как красивая картинка, она учит человека и ведёт за собой, в тайну Боговоплощения и Спасения.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *