1. Праздника
  2. Распятия с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом
  3. Поминальный столик (канон) с Распятием
  4. Божией Матери «Всех скорбящих радость»
  5. Божией Матери «Знамение»
  6. Божией Матери «Тихвинская»
  7. Божией Матери «Знамение»
  8. В центре – блаженного Василия Московского, в клеймах – праведной Анны, «Троица Новозаветная» («Отечество»), равноапостольной Марии Магдалины, святителя Петра, праведной Елисаветы, равноапостольной великого князя Василия, благоверного князя Александра Невского, преподобной Марии
  9. Божией Матери «Всецарица»
  10. Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца
  11. Божией Матери «Неупиваемая чаша»
  12. Божией Матери «Донская»
  13. Пророка Иоанна Предтечи
  14. Нерукотворный образ Спасителя
  15. Божией Матери «Казанская»
  16. Равноапостольной княгини Ольги
  17. Благоверного князя Александра Невского
  18. Преподобного Саввы Сторожевского
  19. Божией Матери «Трубчевская» (предположительно)
  20. Воскресения Христова; Божией Матери «Неопалимая купина»; Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками); Мученика Василия, пророка Амоса, архангела Михаила, благоверного князя Александра Невского, мученика Модеста
  21. Священномученика Владимира Моринского
  22. Святителя Спиридона Тримифунтского
  23. Мученицы царицы Александры
  24. Божией Матери с поясом
  25. Великомученика Георгия Победоносца
  26. Мученицы Александры, праведной Анны
  27. Рождества Христова
  28. Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца
  29. Христа ради юродивого иеросхимонаха Феофила и старца Досифея (с частицей мощей)
  30. Ковчег с частицами мощей и других реликвий
  31. Ковчег с частицами мощей и личных вещей блаженной Матроны Московской
  32. Архангела Михаила
  33. Нерукотворный образ Спасителя
  34. Архангела Гавриила
  35. Мучеников Адриана и Наталии (с частицами мощей)
  36. Божией Матери «Нечаянная Радость»
  37. Блаженного Василия Московского
  38. Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца
  39. Всех святых
  40. Божией Матери «Владимирская»
  41. «Троица Новозаветная» («Сопрестолие»)
  42. В центре – равноапостольных Петра и Павла, в клеймах – мученицы Наталии, равноапостольного царя Константина, мученицы Гликерии, великомученика Георгия, мученицы Гликерии, великомученика Георгия Победоносца, преподобной Марии, преподобного Сергия Радонежского, святителя Василия Великого, святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, святителя Афанасия Александрийского, благоверного князя Александра Невского, преподобного Василия Исповедника, святителя Алексия Московского
  43. Божией Матери «Державная»
  44. Великомученика и целителя Пантелеимона
  45. Рождества Христова
  46. Божией Матери «Утоли моя печали»
  47. Божией Матери «Смоленская»
  48. Преподобного Серафима Саровского
  49. Преподобной Марии, святителя Алексия, преподобного Андрея, мученицы Надежды
  50. Божией Матери «Новодворская»
  51. «Спас Вседержитель» (оплечная)
  52. Воскресения Христова
  53. Божией Матери «Феодоровская»
  54. Преподобной Марии Египетской
  55. Божией Матери «Иверская»
  56. Преподобного Сергия Радонежского
  57. Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, равноапостольного царя Константина, равноапостольной княгини Ольги, благоверного князя страстотерпца Бориса, праведной Евдокии
  58. Мученика Иоанна Воина
  59. Священномученика Григория Самарина
  60. Святителя Луки Крымского
  61. Мученика Трифона
  62. Преподобного Феодосия Печерского
  63. Всех святых
  64. Архангела Михаила
  65. Божией Матери «Скоропослушница»
  66. Блаженной Ксении Петербургской
  67. Новомучеников и исповедников Церкви Русской
  68. Благоверного князя Даниила Московского
  69. «Спас Вседержитель»
  70. Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому
  71. В центре – Воскресения Христова, в клеймах – двунадесятых праздников
  72. Архангела Гавриила
  73. Божией Матери «Нечаянная Радость»
  74. Воскресения Христова
  75. «Спас Вседержитель»
  76. Мучеников Адриана и Наталии, блаженного Василия Московского
  77. Архангела Михаила
  78. Божией Матери «Ахтырская»
  79. Божией Матери «Живоносный источник»
  80. Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками)
  81. Крещения Господня

Схему составили Александр Ананьев и Даниил Сидоров

ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОПИСЬ. Первые иконы появились в Сибири вместе с теми русскими, к-рые осваивали ее просторы. Их привозили казаки (в т. ч. из отряда Ермака), духовенство, пром. и торг. люди, крестьяне. Не раз иконы поступали в только что построенные церкви и монастыри в качестве даров царской фамилии: в кон. 1580-х гг. от царя Федора Иоанновича были присланы иконы Христа Спасителя, Богородицы «Одигитрии» и Спаса Нерукотворного для Тобольской Троицкой церкви; в 1601 от царя Бориса Годунова – образы Бориса и Глеба и Деисус из 9 икон в Туринскую церковь, в 1607 от царя Василия Шуйского – неск. почти полных иконостасов в Верхотурский мон-рь; ок. 1623 от царя Михаила Феодоровича – иконы «в Кузнецкий Преображенский собор и два Тарские монастыри». До сер. XVII в. одним из постоян. источников массового рыночного снабжения Сибири П. и. были сольвычегод. мастерские Н.Г. и М.Я. Строгановых. Везли за Урал и продукцию осн. иконописных центров России: новгородского, поморского (Вологда, Великий Устюг и др. города Рус. Севера) и московского. С сер. XVII в. в Сибирь сотнями доставляли дешевые владимир. иконы упрощенного письма. Мастера из упомянутых центров приезжали и для длительной работы в сиб. городах.

Собств. иконописание организовал 1-й сиб. архиепископ Киприан (Старорусенков). В 1622 в Тобольском архиерейском доме работали иконники Второй Матвеев и Богдан Иванов. Иконы для Софийского собора Тобольска писал мест. протод. Матфей (двусторонние – Софии Премудрости Божией и Богоматери «Знамение», а также Богородицы «Одигитрии» и Троицы). В 1637 он написал знаменитую Абалакскую «Знамение» икону Божией Матери, ставшую 1-й чудотвор. иконой Сибири; поклонение ей вышло за рамки региона. Популярность обрели изображения первых сиб. святых – Симеона Верхотурского и Василия Мангазейского, имевшие неск. иконогр. типов. В последующие века к ним добавились иконы с изображением сиб. владык: свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского и свт. Иннокентия (Кульчицкого) Иркутского. В 1630–40-е гг. иконописцы Тобольска уже занимались систематич. обучением своему искусству. Круп. центрами иконописания стали монастыри, сохранив эту функцию до нач. ХХ в. В 1-й пол. XVII в. в Тюмени, Туринске и др. городах постоянно работали иконописцы, обслуживавшие быстро строившиеся церкви и мест. жителей. Ведущие мастера из адм. центров надолго выезжали для исполнения круп. заказов в отдаленные концы обшир. округи. Так, вначале для выполнения мест. работ в Енисейск приезжали специалисты-иконники из Тобольска, а затем енисейск. иконописцы создавали иконы для всей Вост. Сибири, на годы оседая в ее нас. пунктах. В Иркутске постоянные иконописцы появляются лишь со 2-й четв. XVIII в.: первыми становятся духов. лица архиерейского дома и гор. церквей (иерод. Никон Красовский, иерей Богоявленского собора С.И. Копылов).

Во 2-й пол. XVII в. Сибирь уже могла удовлетворять потребности храмов в свящ. образах своими силами, хотя на этом поприще здесь работали мастера и Рус. Севера, и др. центров Европ. России. В это же время оформляются осн. особенности сиб. иконописи. Одно из направлений следовало принципам строгановской школы, другое – севернорус. «темновидным» образцам с их лаконизмом. Отмечались в сиб. иконографии и подражания моск. новациям, связанным с именем С.Ф. Ушакова, на церк. живопись к-рого повлиял реализм изобразит. искусства Нового времени. Нек-рые сиб. иконы отражали характер. внеш. особенности абориг. народов: лики на образах обретали монголоид. черты.

С нач. XVIII в., когда на Тобольской кафедре появляются архиереи – выходцы с Украины и с ними художники из Киева, иконопись Сибири испытывает возрастающее влияние стиля барокко и особенностей живописи Нового времени. С сер. этого столетия при изготовлении образов для иконостасов широко применяется работа маслом на холсте. В Вост. Сибири этот процесс усвоения принципов нового искусства по тем же причинам ускоряется с 1727, времени образования самостоят. Иркутской епархии. Ее 1-й архиерей, свт. Иннокентий (Кульчицкий), еще до своего поставления во епископы, проживая в Селенгинском Троицком мон-ре, сам создавал для мест.

церкви иконы «малороссийского письма». Складывалось т. н. сиб. барокко. Источником зап.-европ. влияния на церк. искусство Сибири с нач. XIX в. стала также школа Демидовых при Нижнетагильском з-де. Со 2-й пол. XIX в. в офиц. иконописании возрастало влияние акад. стиля, в нач. ХХ в. оно уже преобладало. Старые традиции при этом были вытеснены далеко не сразу и не везде. Долгое время в церк. живописи старин. иконогр. канон соединялся с новыми принципами «живоподобия».

После секуляризации церк. земель в 1760-е гг. сиб. архиерейские кафедры лишились даровых иконописцев, хотя пытались оказывать решающее воздействие на церк. живопись, исполняя цензор. функции: выдавали мастерам «аттестаты» и подвергали иконы осмотру. Примерно в это же время повсеместно начинают складываться мест. династии иконописцев, как входившие в цеха, так и трудившиеся вне их. Известны иконописцы Хозяиновы, происходившие из крестьян Абаканского стана. Мартын Хозяинов сыграл выдающуюся роль в истории краснояр. иконописания в XVIII в. В Енисейске работают иконописцы Баранов, Кондаков, Курышкин, Протопопов. В 1-й пол. XIX в. иконописанием в городе занимается семья Барышниковых. В Шадринском у. работают потомств. иконописцы Бронниковы, Погорельцев, Бритвин, Шахматов и др. Во 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. создаются иконописные мастерские во мн. городах Сибири: Шадринске, Кургане, Енисейске, Красноярске и т. д. Иногда мастера в них занимаются и светской живописью (мастерская А. Решетникова в Кургане). В кон. XIX – нач. ХХ в. большую известность приобрела томская мастерская выходца из Мстеры И.А. Панкрышева с сыновьями, к-рая поставляла иконы не только мест. заказчикам, но и для императ. дома и за границу, исполняя работы в манере различ. школ (византийским, «фряжским», т. е. итал., акад. письмом). Иконы Панкрышева отмечены медалями всемир. выставок в Чикаго и Антверпене. Значит. влияние на церк. живопись оказывало народ. иконописание, отличавшееся грубоватой обобщенностью форм, малым кол-вом цветовых компонентов. В Сибири известны центры народ. иконописания, ориентированного на рынок: Сузун и Колывань (ныне – Новосибирская обл.), Притюменье, Рудный Алтай, окрестности Енисейска, Иркутская обл., Забайкалье.

После Окт. революции преследование Церкви и веры привело к исчезновению легального правосл. иконописания в Сибири. Возрождаться оно стало сравнительно недавно. В Красноярской и Енисейской епархии с 1992 работает очно-заоч. иконописная школа для клириков. В Тобольской и Тюменской епархии одно из 3 отд-ний Тобольской духовной семинарии – иконописное и регентское. В Томской и Асиновской епархии работает детская иконописная школа при Петропавловском соборе. В 2004 в Новосибирской и Бердской епархии при Новосибирском Свято-Макарьевском православном богословском ин-те открыто иконописное отд-ние.

Старообряд. иконописание – отдельная ветвь общеправосл. церк. живописи, серьезно влиявшая на формирование мест. особенностей последней. Староверы, отвергая «новообрядческие» священные образы, написанные после реформы патр. Никона, долгое время пользовались старин. иконами. Однако кол-во их сокращалось, в т. ч. и в процессе преследования со стороны властей. Староверы стали приобретать иконы, написанные в «древлеправославных» традициях, у мест. мастеров, часть к-рых работала в монастырях (напр., в Далматовском Успенском, до кон. XVII в. остававшемся одним из тайных центров староверия). Талант. иконники, приверженцы беглопоповщины (направления, принимавшего «беглых» священников из «никонианской» Церкви), заложившие основы «невьянской» школы, обитали в нелегал. скитах (тип небольших монастырей), в первую очередь рядом с демидовскими заводами. Среди них выделялись иноки Паисий (Заверткин, ок. 1689–1768), Гурий (Перетрутов, ок. 1657– не позднее 1743), Григорий (Коскин, сер. 1720-х гг. – кон. XVIII в.), Т.Б. Заверткин (1727–69), И.В. Богатырев (1750 – после 1828) и их ученики. «Невьянская» школа вскоре перешла на полулегал. существование на Демидовских заводах. В старообряд. селениях по притокам р. Исети (сев.-запад Курганского, юг Тюменского и Ялуторовского у.), единоверных беглопоповцам Урала, хотя и работали свои иконописцы (в сер. XVIII в. выполнял такие заказы старообряд. священник исетских приходов Симеон Ключарев), собств. школа не оформилась. Среди беглопоповцев Зап. Сибири распространялось большое кол-во икон, изготовленных на горных заводах Екатеринбурга, Невьянска, Ниж. Тагила. Иконники Зауралья, чья живописная манера отличалась от заводской, к сер. XIX в. утратили «высокий стиль», присущий ранним старообряд. иконам. Примерно к этому же времени стало очень заметным влияние на иконописную традицию беглопоповцев гуслицких мастеров (Московская губ.), работавших в 1840–60-е гг. на старообрядцев Урала и Зауралья.

Кроме икон на деревян. досках, старообрядцы использовали медные (распятия, образки, «складни» – складывающиеся иконы из неск. соединенных друг с другом створок), изготовление к-рых в ряде мест было запрещено и осуществлялось нелегально. Легал. мастерские работали в Ялуторовском, Курганском и др. уездах до нач. ХХ в. Распространялись за Уралом также изделия меднолитейных промыслов Москвы и Поволжья.

В среде сиб. беспоповцев (поморского согласия, филипповцев, федосеевцев и др., кроме «рябиновцев», признававших лишь нек-рые иконы, и «немоляк» и «дырников», не признававших их совсем) имели хождение иконы, поставлявшиеся «иконописными палатами» Выгорецкой поморской обители (Рус. Север). Поморские иконы отличались не только чисто живописными особенностями, но и содержанием: на них, напр., не изображался Св. Дух в виде голубя, на распятии признавалась каноничной только надпись: «Iс Хс Црь Свы» – и т. п. Медные иконы для этих согласий также делались по поморским образцам.

Белокриницкая старообряд. церковь, возникшая в сер. XIX в., обладавшая полной иерархией (архиереи, священники, диаконы), обзавелась собств. иконописными центрами, в т. ч.

Как расположены иконы в церкви?

на Урале, откуда их продукция расходилась и по Сибири. Писали для нее также мастера-нестарообрядцы в стиле «древней традиции» или по предложенным образцам.

Как и офиц. Православная церковь, старообрядчество испытало преследования после окт. 1917. Уничтожались молельные дома, церкви, церковнославян. книги и иконы. Исчезли также иконописные центры, невозможной стала работа отдельных мастеров-иконописцев. Нек-рые из них подверглись репрессиям. Так, в 1930-е гг. сгинул в лагерях имевший патент иконописца В.Ф. Балыкин. Его семья, переехавшая в 1870-е гг. из Казанской губ. на Алтай, осела в дер. Шмаково (ныне – р-н с. Залесово). Немногие другие работали в глубоком подполье, подвергаясь постоян. опасности. Возобновившееся в ряде сиб. старообряд. центров иконописание пока не достигло уровня дорев. мастеров; используются, кроме редких уцелевших старых образов, в осн. иконы, изготовленные по «древним образцам» в центрах Европ. России.

Лит.: Сибирская икона. Омск, 1999.

Н.Д. Зольникова

Статья призвана помочь человеку, впервые посетившему Православный Храм.

автор: Протоиерей Михаил Шполянский

  

Итак, мы вошли в храм. Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возникающими, возможно, недоразумениями. Нужно учиться чувствовать сердцем, а не умом. Незнание обрядов и языка богослужения никак не умаляют наше участие в нем (хотя, конечно, затрудняют — но это как раз дело поправимое). В Церкви бытует поговорка: «Ты не понимаешь (происходящего в твоей душе во время богослужения) — зато бесы все понимают (и бегут)». Воздействие соборной молитвы, благодати Таинств и святынь на глубины нашей души несравнимо важнее рассудочного осознания — и действенней на пути духовного возрастания.

Придя в храм, прежде всего следует узнать о порядке богослужений в данном приходе: когда служатся литургии, когда вечерни и утрени (всенощное бдение), когда можно заказать частные службы (требы) — молебны, панихиды. Впрочем, в Церковь можно зайти и помолиться в любое время — если она открыта. Принято ставить свечи — как символическую жертву Богу и образ нашего моления — хотя это вовсе и не обязательно. Свечи обычно приобретают в так называемом «свечном ящике» (лотке с церковными товарами) и ставят на подсвечники. Свечи ставят перед образами (иконами) Спасителя, Матери Божией, святых. При этом – еще раз напомним! —   следует всегда помнить, что объектом моления и поклонения является не вещество иконы, но на ней запечатленный образ (нашу душу возводящий к первообразу).

В самом центре храма всегда расположена храмовая икона — образ Спасителя, святого или церковного события, которым посвящен данный храм (икона св. Николая, если Церковь Свято-Никольская; икона праздника Рождества Господня, если это Рождественский храм и т.д.). Впереди и вправо от храмовой иконы всегда располагается икона Спасителя, впереди и слева — Богородицы. Остальные иконы, как правило, располагаются на стенах и вдоль стен. Лежат иконы на специальных столиках. Заупокойное поминание обычно совершается в той части храма, где расположено распятие; свечи в этом случае принято ставить на особый подсвечник, который называется канун.

Расположение икон — порядок и правила

Восточная часть храма, в которой священнослужителями совершается основная часть богослужения (и в первую очередь — сошествием Святого Духа пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), называется алтарь. Центральная часть храма, где располагаются молящиеся, отделена от алтаря особой преградой, называемой иконостас. Иконостас — образ Царствия Небесного, зримое воплощение Церкви как «Неба на земле».

Во время богослужения желательно по храму бесцельно не передвигаться, дабы не смущать молящихся; тем паче не следует разговаривать, кроме крайней необходимости, особенно громко. Для молитвенного поминания принято подавать «поминальные записки» или «поминальные книжечки», в которых перечислены имена (без отчеств и фамилий) наших близких, которых мы хотели бы вверить соборной молитве Церкви. Отдельно подаются записки «О ЗДРАВИИ» (на молебнах) и «О УПОКОЕНИИ» (на панихидах). И то, и другое поминание совершается на литургии, причем это поминание в Таинстве Тела и Крови Христовых наиболее благодатно и, следовательно, действенно. Подавать поминальные записки (писать их хорошо заранее, но если вы не знаете, как это делается, вам помогут в Церкви) следует ко «свечному ящику», при этом берется одна или несколько просфор (маленькие специально испеченные хлебцы; могут быть разного размера, что не существенно). Записки и просфоры остаются у свечницы (обслуживающей «свечной ящик») и затем служителем уносятся в алтарь. Там во время службы из них вынимаются малые частицы, которые затем со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих» погружаются в Кровь Христову. С этого момента и сами просфоры освящаются благодатью Божией и становятся святыней. После окончания богослужения они, как и записки (которые можно использовать и на последующих службах), выносятся из алтаря и   разбираются прихожанами. Дома просфорки хорошо аккуратно раздробить на частички, высушить и по утрам натощак потреблять понемногу, запивая святой водой.

И еще несколько советов. Первый — вновь и вновь повторим — ничего не бойся и не смущайся. Твое незнание церковных обрядов не является препятствием в твоих отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как ты к Нему пришел, и, несомненно, принимает твою безыскусную молитву. Даже если ты поначалу что-то сделаешь «не как положено», если тебе сделают замечание или даже обругают, — не смущайся, знай, что это попущено Господом, чтобы проверить твою веру и смирение: пришел ли ты к Богу или пришел себя показать. Отсюда вытекает и второе: имей терпение, не торопи события духовной жизни по принципу «все или ничего»; все придет, но только со временем… «терпением вашим спасайте души ваши», — сказал Господь (Лк. 21, 19). Третье — имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры. Не соблазняйся тебе непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным — не суди сходу, вручи суд весь Богу, а сам открой свое сердце тому, что тебе уже сейчас близко, и прими в себя этот дар Божий. Об остальном говори себе: «Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно».

И еще раз прошу: не впускай в себя соблазн — это может быть, и, скорее всего, есть сеть, расставленная на душу твою лукавым. Так, например, многие «новоначальные» соблазняются непонятностью для них церковнославянского языка. Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди, как правило, становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка? Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, — чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного святыми отцами духоносного языка. Вряд ли найдется нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы заменить язык поэзии языком канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии языком базара (потому что тот «народнее»). Также идею полной замены святого языка богослужения на повседневный разговорный большинство членов нашей Церкви воспринимает как неоправданное опрощение. А то, что пока ты не все понимаешь из церковных молитв — не скорби; как мы уже говорили, душа способна «впитывать» благодать богослужения и молитвы и без полного участия в этом рассудка (поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих младенцах и приносить их в Церковь на службы). А время придет, проявишь терпение и настойчивость на пути к Богу — и все станет на свои места, и засияет бесконечной глубиной и красотой премудрость православного богослужения  .

И, наконец, четвертый совет, в сущности, вытекающий из вышесказанного: будь настойчив в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускай рук после первых разочарований и неудач. Излечение и спасение души — труд более кропотливый, чем излечение тела, и не нужно ожидать на этом пути одних восторгов и успехов. Даже «сто раз на день падая — сто раз вставай» — учат наши святые, и именно через эти падения ведет путь к победе. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), — вот утверждающее слово Самого Спасителя, и только с пониманием этого можно приступать к духовному деланию.

Все вышесказанное не отменяет необходимости учиться. Для этих целей существует множество пособий, как-то: «Первые шаги в православном храме», объяснение литургии и всенощного бдения и т.п.; в настоящее время они вполне доступны. При этом, безусловно, незаменимой школой христианской жизни является непосредственное участие в богослужениях и живое общение в Церкви. Когда мы начнем понимать, что происходит на богослужении в каждый конкретный момент, мы ощутим ни с чем не сравнимую радость общей молитвы, радость общения с Богом. Все осваивается постепенно и в свое время — не нужно ничего бояться, смущаться своего незнания, все станет на свои места, когда должно: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

 

От нас:

Учиться можно не только самостоятельно, но и на курсах.

Интернет курс www.pravkurs.ru — заочные интернет курсы, обучение длится около 3-х месяцев. Обучение бесплатное (рекомендуется сделать любое посильное пожертвование на развитие курсов и катехизацию, поэтому данные курсы рекомендуются всем новичкам в Православном Христианстве)

Очные курсы http://www.danilov-kursy.ru/ (МОСКВА)

Смотрите раздел для начинающих христиан где вы найдете ответы на многие вопросы.

Также читайте у нас на сайте: 

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные "духовные" практики. 

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

http://pravkurs.ru/ — Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Иконы Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, Ангелов и Святых

PravIcon.com — сайт, на котором собраны 32437 изображений икон Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, ангелов и православных святых. Все изображения удобно рассортированы по разделам, поэтому не составляет труда с легкостью найти нужные Вам изображения икон. Скачать фотографии икон с этого сайта можно совершенно бесплатно, также Вы можете пополнить коллекцию этого сайта своими уникальными изображениями икон.

Первый раз здесь? Ознакомьтесь с возможностями сайта.

ИКОНЫ НА ЭТОМ САЙТЕ НЕ ПРОДАЮТСЯ, но есть варианты, как сделать их самостоятельно.

Быстрый поиск икон и святых!

Скоро празднуем Богородичные иконы *

17/09 — Неопалимая Купина
18/09 — Оршанская
19/09 — Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) | Киево-Братская
21/09 — Домницкая | Загоровская | Знамение Курская-Коренная | Исааковская | Коденская | Леснинская (Леснянская) | Почаевская | Рождество Пресвятой Богородицы | Рождество Пресвятой Богородицы Исааковская | Рождество Пресвятой Богородицы Лукиановская | Рождество Пресвятой Богородицы Сямская | София — Премудрость Божия (Киевская) | Холмская
22/09 — Рождество Пресвятой Богородицы Глинская (Пустынно-Глинская) | Тумбовская
24/09 — Казанская Каплуновская
26/09 — Дубовичская
27/09 — Леснинская (Леснянская) | Онышковская (Онышковецкая)
28/09 — Новоникитская
29/09 — Призри На Смирение
30/09 — Макарьевская | Пасовская-Цареградская | Цареградская
01/10 — Молченская (Молчанская) | Старорусская | Целительница

Ближайшие дни памяти святых *

17/09 — Вавила Антиохийский, сщмч. | Вавила Никомидийский, еп. мч. | Епполоний Антиохийский, мч. | Ермиония, мц. | Иулиан Кандавлский, Никомидийский, мч. | Кион (Океан) Кандавлский, Никомидийский, мч. | Миан (Амиан) Кандавлский, Никомидийский, мч. | Моисей Боговидец, прор. | Николай Власьевский (Лебедев), сщмч. | Парфений Кизилташский, прмч. | Прилидиан Антиохийский, мч. | Урван Антиохийский, мч. | Феодор Кандавлский, Никомидийский, мч.
18/09 — Авдий (Авид) Персидский, мч. | Алексий Великоустюжский, сщмч. | Афанасий Брестский, прмч. | Елизавета прав. | Захария праведный, прор. | Фивея (Вивея), мц. | Фифаил, мч.
19/09 — Авив Александрийский, сщмч. | Архипп Херотопский (в Хонех), прп. | Евдоксий Мелитинский, мч. | Зинон Мелитинский, мч. | Кирилл Гортинский, сщмч. | Макарий Мелитинский, мч. | Ромил Римский, мч. | Фавст Александрийский, сщмч.
20/09 — Александр (Пересвет) Радонежский, прп. | Андрей (Ослябя) Радонежский, прп. | Григорий (Аверин), сщмч. | Евод ап., еп. Антиохийский | Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский) (др.), мч. | Иоанн Новгородский, свт. прп. | Макарий Каневский, Овручский, прмч. | Макарий Оптинский, прп. | Онисифор ап., еп. Колофонский | Прохор Ростовский, свт. | Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. | Созонт Помпеольский, Киликийский, мч.
21/09 — Лукиан Александровский, прп.
22/09 — Анна прав. | Василий Сыпановский (Разумов), сщмч. | Иоаким Богоотец, прав. | Иоаким Шартомский, прп. | Иосиф Волоцкий, Волоколамский, прп. | Севериан Севастийский (другой), мч.
23/09 — Варипсав, мч. | Иоасаф Каменский, прп. | Минодора Вифинская, мц. | Митродора Вифинская, мц. | Нимфодора Вифинская, мц. | Павел Печерский, Послушливый (в Д. п.), прп.
24/09 — Дидим Лаодикийский (Сирский), мч. | Диодор Лаодикийский (Сирский), мч. | Евфросин Палестинский, прп. | Карп Петроградский (Эльб), сщмч. | Силуан Афонский, прп. | Феодора Александрийская, Младшая, прп.
25/09 — Автоном Италийский, сщмч. | Афанасий Высоцкий, Младший, прп. | Афанасий Высоцкий, Старший, прп. | Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп. | Корнут Никомидийский (Иконийский), сщмч.

Иконы в церкви. У какой из икон за что молятся в церкви и ставят свечки?

| Феодор Александрийский, мч.

* — Данная информация является неполной, так как в нашей базе данных пока нет всех дат. Более подробную информацию можно найти в православном календаре.

Рейтинг икон, составленный на основе опроса посетителей сайта в 2017 году.

Иконы Иисуса Христа

Иконы Богородицы

Почитаемые святые

  1. Спас Нерукотворный
  2. Рождество Христово
  3. Спас Всемилостивый (Тутаевская икона)
  4. Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета)
  5. Господь Саваоф
  6. Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)
  7. Символ Веры
  8. Воскресение Христово (Сошествие Во Ад)
  9. • Разное (Господь) •
  10. Всевидящее Око Божие
  11. Христос В Терновом Венце
  12. Чернобыльский Спас
  13. Явление Святой Троицы Александру Свирскому
  14. Сошествие Святого Духа
  15. Ведение Ко Кресту (Шествие на Голгофу, Несение Креста)
  16. Сотворение Мира
  17. Спас В Силах
  18. Спас Вседержитель (Господь Вседержитель, Пантократор)
  19. Тайная Вечерия
  20. Христос Лоза Истинная (Христос Виноградная Лоза)
  1. Феодоровская
  2. Умиление Серафимо-Дивеевская
  3. Неопалимая Купина
  4. Покров Пресвятой Богородицы
  5. Иверская (Вратарница, Портаитисса)
  6. Казанская
  7. Вратарница Угличская (Неугасимая Свеча)
  8. Владимирская
  9. Праворучница
  10. Всецарица (Пантанасса)
  11. От Бед Страждущих (Избавление От Бед Страждущих)
  12. Скоропослушница
  13. Неувядаемый Цвет
  14. Августовская (Августово Явление Божией Матери На Войне)
  15. Древо Пресвятой Богородицы (Горний Иерусалим)
  16. Нечаянная Радость
  17. Остробрамская (Виленская)
  18. Покрывающая (Домодедовская)
  19. Чаша Терпения
  20. Экономисса (Домостроительница)
  1. Николай Чудотворец, Мирликийский, свт.
  2. Георгий Победоносец, вмч.
  3. Андрей Первозванный, ап.
  4. Алла Готфская, мц.
  5. Галина Коринфская, мц.
  6. Матрона Московская, блж.
  7. Лука Симферопольский, Крымский, свт.
  8. Серафим Саровский, прп.
  9. Сергий Радонежский, прп.
  10. Анатолий Никомидийский, мч.
  11. Валентина Кесарийская, мц.
  12. Неонилла Сирийская, мц.
  13. Олаф Норвежский, блгв.
  14. Спиридон Тримифунтский, свт.
  15. Вероника Кровоточивая, прав.
  16. Елена равноап.
  17. Елена Сербская, прп.
  18. Марина (Маргарита) Антиохийская, вмц.
  19. Мария Азийская, мц.
  20. Матрона Анемнясевская, блж.

Смотреть рейтинги за предыдущие годы.

Полезная информация

Обращение к вебмастерам, использующим информацию с этого сайта.
Аудиозаписи канонов — чтение канонов октоиха.
Перед какой иконой Богородицы о чем молятся.
Дни празднования Богородичных икон.
Иконы к основным православным праздникам с текстами и аудиозаписями тропарей.
Где посмотреть на старинные иконы — адреса храмов и монастырей Москвы.
Видеоурок: как, имея низкокачественное изображение иконы из интернета, найти его более качественную копию всего за пару секунд.
Видео урок по Adobe Photoshop. Удаление неуместных логотипов и подписей и исправление перспективы изображения.
Почему не надо добавлять рекламные надписи на изображения икон.
Статьи об иконописном творчестве.
О лжеиконах, псевдоиконах и т.п. неканонических иконах Богородицы.
Не любой сайт с христианской информацией является христианским!
Cоветы тем, кто хочет купить иконы.
Словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка.
Видео-креатив (хорошо оформленные молитвы и церковные песнопения).
Сборник икон (офлайновый).

20 самых известных икон и их значения

Другие иконы

Аналойные иконы

Аналой — это высокий четырехугольный столик с покатым верхом, который стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладется праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такие иконы и называются аналойными.

Если вы слышали в церкви просьбу молящихся передать или поставить свечку "празднику" – речь шла именно о подсвечнике перед иконой, лежащей на аналое в приделе, где идет служба.

В православной Церкви очень много праздников и иметь для каждого из них писанные иконы не по карману даже старинным, "богатым" храмам. Но во многих церквях нет даже самых необходимых аналойных икон. Так, например, чаще всего на аналой кладется икона Воскресения Христова – на каждую в субботу вечером и воскресенье утром, а во многих храмах службы совершаются только в эти дни. И очень часто на аналое в эти дни можно видеть небольшую напечатанную иконку в пластиковом багете или иконку сияющую за счет шелкографии. Мы уверены – если вы подарите такому храму аналойную икону Воскресения Христова, настоятель и все прихожане будут молиться за вас на каждой службе.

Разумеется, не только икона Воскресения Христова требуется в церквях для совершения служб. Напротив со многими другими иконами ситуация еще сложнее – ведь наборы икон (пусть и печатные) великих праздников можно заказать в Софрино и других производителях печатных икон. Тогда как иконы многих святых вообще не выпускаются в аналойном размере и поэтому мы часто видим на аналое совсем маленькие иконки.

Каждому православному христианину хочется, чтобы в церкви, куда он ходит на службы, была аналойная икона его святого покровителя и все молящиеся имели возможность помолиться перед ней в день памяти святого. И подарив храму такую икону вы сделаете замечательный подарок не только церкви, но и себе и всем прихожанам.

Конечно, если икона вашего святого покровителя висит на колонне или стене храма (см. храмовая икона), то перед ней всегда можно помолиться. Но не всегда в церквях есть возможность разместить все даримые иконы внутри храма, и тогда эти иконы хранятся в алтаре и выносятся именно на день празднования памяти святого.

Наверх

Храмовые иконы

Как видно из названия, такая икона предназначена для размещения в храмах. Это может быть икона Спасителя, Божьей матери, святого или праздника в честь которого освящен храм (например, Покровский храм – икона Покрова Богородицы, Никольская церковь – икона святителя Николая). Такая икона обычно размещается в первом ряду иконостаса справа от иконы Спасителя, или в специальном Киоте, устраиваемом справа от иконостаса или перед ним. Несмотря на то, что такая икона – главная святыня для храма, во многих восстанавливаемых церквях даже она может отсутствовать. Также храмовыми называют и другие иконы на колоннах и стенах храма, перед которыми молятся прихожане. Это могут быть иконы особо почитаемых на Руси святых, иконы Божьей матери и проч.

Если у вас есть желание заказать такую икону в подарок храму, вы можете посоветоваться с настоятелем церкви и узнать, какая именно икона им нужнее всего. Или же сделать выбор самостоятельно, если увидите, что, например, в храме нет иконы святителя Николая или другого особо почитаемого в России святого, либо икона такого святого слишком мала или отпечатана в типографии. Можно даже посоветоваться с постоянными прихожанами этой церкви, чтобы узнать, какую икону им больше всего хочется видеть.

Не каждому по силам сделать такой подарок храму, поскольку храмовые иконы достаточно велики по размерам и дороги в изготовлении. Можно только порадоваться и помолиться за тех, кто обладает достаточными средствами и находит в душе желание и силы сделать такое щедрое пожертвование церкви и Богу. На каждой службе в храмах молятся о них — "о жертвователях, благотворителях и благоукрасителях храма сего".

Наверх

Иконы праздников

Чаще всего такие иконы используются для богослужений. Есть условное деление икон на предназначенные для молитвы и для иллюстрации какого-либо важного события из Евангелия или жизни Церкви. Иконы праздников в большинстве своем относятся именно ко второй группе. К ним относятся иконы двунадесятых праздников:

Рождество Богородицы,

Воздвижение Креста Господня,

Введение во храм Пресвятой Богородицы,

Рождество Христово,

Крещение Господне (Богоявление),

Сретение Господне,

Благовещение Пресвятой Богородицы,

Преображение Господне,

Успение Богородицы,

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье),

Вознесение Господне,

День Святой Троицы (Пятидесятница).

И великих праздников — кроме двунадесятых еще и:

Обрезание Господне,

Рождество Иоанна Предтечи,

день памяти апостолов Петра и Павла,

Усекновение главы Иоанна Предтечи,

Покров Пресвятой Богородицы.

Иконы праздников чаще всего пишутся для праздничного ряда иконостаса либо размещения на аналое на соответствующие праздники – см. аналойные иконы. Также, если храм освящен в честь какого-либо праздника, соответствующая икона может писаться как храмовая для помещения в специальный киот, либо на иконостас справа от иконы Спасителя.

Безусловно, вы можете заказать икону любого праздника для своего дома или квартиры и это не будет противоречить никаким канонам.

Наверх

Иконы редких святых

Часто в крещении священник нарекает ребенка в честь святого, носящего то же имя, что и ребенок и день празднования памяти которого ближайший к дню Рождения или крещения ребенка. Если вас крестили давно и узнать у священника в честь какого святого вас нарекли, поступают также – выбирая святого по святкам (см. ваш святой покровитель) Бывает, что икону такого святого очень трудно или даже невозможно найти в продаже даже в напечатанном виде. В таком случае вы можете обратиться в нашу иконописную мастерскую, где мы сможем написать икону даже редкого святого основываясь на иконописных подлинниках, каталогах уже написанных икон из собрания музеев и хранилищ, а при написании икон новомученников – на сохранившихся фотографиях.

Наверх

Иконы покровителей профессий

С незапамятных времен существует традиция выбирать покровителей профессий по деяниям святого. Наше обращение к святым-помощникам в разных нуждах никогда не бывает напрасным. Они своими молитвами оказывают помощь в труде, скорбях, болезнях и печалях, материальных и духовных нуждах.

На странице святые покровители профессий и видов деятельности вы можете узнать, каких святых в православии почитают как покровителей различных профессий, например, кто покровитель банкиров, моряков, охотников и рыболовов, врачей, певцов и проч.

Подарите дорогому вам человеку икону покровителя его профессии, ведь православного христианина икона сопровождает везде, в том числе на рабочем месте. И нет ничего удивительного, когда неожиданно приходит помощь после молитвы перед иконой святого — покровителя вашей профессии.

Наверх

Иконы на разные случаи жизни

В своей земной жизни и после ухода из этого мира святые совершали чудеса исцелений от различных болезней и недугов. Исцеляли, когда у людей опускались руки и ждать помощи было уже неоткуда. И так сложилось на Руси, что практически на каждый случай у православного христианина есть своя молитва, есть святые и есть иконы, перед которыми можно вознести молитвы об избавлении от недуга, исцеления от болезни, помощи в труде и нужде. Загляните на странички нашего сайта "кому молятся в болезнях и недугах", "святые покровители профессий", "иконы Богородицы" и "икона для ребенка".

Вы узнаете, перед какой иконой Богородицы или святого молятся при болезни глаз, бессоннице, онкологических и многих других заболеваниях. О счастье брака, кому молиться девушке, чтобы выйти замуж, а кому при семейных ссорах и угрозе развода. При трудных родах, недостатке материнского молока, о воспитании детей и помощи им в учении.

К кому обратиться с молитвой о процветании бизнеса, об успехах в торговле и об устройстве на работу, охоте, рыболовстве, при освящении пасеки, от засухи и пожара, о выздоровлении животных. Кому молятся путешествующие, от нападения грабителей, о избавлении от вреда гадалок и экстрасенсов. Об избавлении от гнева, в унынии, отчаянии, об исцелении от пьянства, наркомании и других недугов и страстей. И многое многое другое – всего не перечислить.

Наверх

Икона в подарок

В последнее время очень часто при выборе подарка останавливают свой выбор на иконе. И возникает закономерный вопрос – какую икону выбрать, как определиться в многообразии видов икон, в огромном количестве святых, икон Божией Матери?

Не отчаивайтесь! Мы работаем специально для того, чтобы помочь вам! Позвоните нам, и вместе мы обязательно разберемся, какую икону лучше всего написать, в зависимости от того, кому именно вы хотите сделать подарок и к какому событию приурочить дарение иконы, учитывая дату рождения, профессию и увлечения близкого вам человека. Вы можете также *написать нам*, рассказать ваши пожелания к иконе и мы подберем икону специально для вашего случая. Или же загляните в раздел как выбрать икону и скорее всего вы поймете, какая именно икона станет наилучшим подарком для близкого вам человека.

В то же время много бытует мнений о том можно ли в принципе дарить икону, или нет? Что считает церковь по этому поводу читайте на страничке кому и когда дарят иконы.

Наверх

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *