• «Спас на престоле» — 235 × 168;
  • «Богоматерь» — 235 × 100;
  • «Иоанн Предтеча» — 235 × 114;
  • «Архангел Михаил» — 235 × 117;
  • «Архангел Гавриил» — 236 × 116.

Происхождение. Из иконостаса Софийского собора в Новгороде, где и находятся в настоящее время. Во время Великой Отечественной войны все иконы главного иконостаса Софийского собора были увезены оккупантами. После войны возвращены в Новгородский музей.

Раскрытие. Пробная расчистка на иконе «Архангел Гавриил» сделана в 1959 г. Окончательно раскрыта во ВЦНИЛКР в 1964–1965 гг. Г. З. Быковой.

Доски липовые. Доска иконы «Спас на престоле» состоит из пяти частей, икон «Богоматерь» и «Архангел Михаил» — из трех, «Иоанн Предтеча» и «Архангел Гавриил» — из двух. Шпонки врезные, по три на каждой иконе, средняя шпонка встречная. Ковчег, паволока.

Сохранность. Все иконы, за исключением «Архангела Гавриила», находятся под поздними записями, сделанными по старым контурам, и под потемневшей олифой. Согласно летописным свидетельствам, иконостас был дополнен в 1508–1509 гг. при архиепископе Серапионе, а затем перестраивался в 1528 г. при архиепископе Макарии1. Не исключено, что при последнем была «освежена» живопись старых икон, закрытых по его же инициативе басменными окладами. В 1706 г. при митрополите Иове иконы покрывались олифой2. В 1830-х годах иконы были опять поновлены3. Последнее поновление произведено в 1893–1900-х годах4. Верхние лессировочные слои на иконе «Архангел Гавриил» слегка смыты. На нижнем поле, на поземе, в местах стыка досок поврежден грунт. Утраты красочного слоя тонированы. Возможно, имеются неудаленные записи.

1

  • «Новгородская четвертая летопись», ч. I, вып. 2. Л., 1925, с. 461, 469;
  • «ПСРЛ», VI. СПб., 1855, с. 285.

3 4

  • А. Конкордин. Описание новгородского кафедрального Софийского собора. Новгород, 1901, с. 23–24.

Состояние сохранности позволяет судить об иконографических схемах икон, о композиции и рисунке «Архангела Гавриила», но не о живописной системе XV в. На всех иконах многочисленные утраты басменного оклада. На иконе «Спас на престоле» отсутствует правая сторона басменного нимба, а также утрачена левая дробница с монограммой Христа. Нет нимба и дробницы на иконе «Богоматерь».

Описание.

Фигуры в рост. На центральной иконе изображен Христос, восседающий на престоле. Правой рукой он благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. Надпись на Евангелии черной краской, поздняя, вязью, не ранее ХVI в.:

(Матфей, 25, 34–35).

Престол с полукруглой резной спинкой, точеными балясинами и горящими светильниками на подлокотниках. На сидении красная и зеленая подушки с буквенным орнаментом у шнуровки. Престол и подножие с золотым ассистом.

Богоматерь в синем хитоне и коричневом мафории с золотой каймой, звездами и ряснами. Облачения в иконах находятся под записью, но они, вероятно, повторяют цвета оригинала. Иоанн Предтеча в сине-зеленой милоти и желтом гиматии. Архангел Михаил в зеленом хитоне с орнаментированными каймами и в розовом гиматии. В левой руке у него сфера с инициалами IC, в правой — жезл.

На раскрытой иконе архангел Гавриил в светло-оливковом гиматии и сине-зеленом хитоне, украшенном по подолу и оплечью узорчатыми каймами с «камнями» и «жемчугами». Сапожки светло-коричневые с ассистом и красными вставками. В правой руке архангел держит сферу с буквами ХС, в левой — жезл. Крылья темно-зеленого цвета с розовыми подпапортками. Золотой фон иконы закрыт окладом. На нижнем поле киноварная опушь. Позем зеленый двух тонов, верхняя его полоса светлая.

Все иконы — фон и поля (кроме нижних) — покрыты серебряным басменным окладом XVI в.5 Нимбы также в серебряных окладах. На фонах дробницы с надписями XVI в.

На нижнем поле иконы «Архангел Гавриил» — надпись киноварью, в две строки:

В надписи сообщается, что икона исполнена в 46 (6946 = 1438) г. по повелению новгородского архиепископа Евфимия иноком Аароном.

Иконография.

Деисусный чин 1438 г., состоящий всего из пяти икон, является одним из самых кратких среди иконостасных чинов XV в. Его состав, вероятно, обусловлен устройством первоначальной алтарной преграды, в которую входили праздники 1341 г., а из дошедших до нас древнейших местных икон — «Петр и Павел» и «Спас на престоле» (так называемый «Спас царя Мануила»). Общая протяженность деисусного чина равна расстоянию между предалтарными столбами Софийского собора, или длине праздничного ряда XIV в., — около 617 см. Иконы 1508–1509 гг., исполненные по заказу архиепископа Серапиона и дополнившие иконостас по ширине пролетов жертвенника и диаконника (как в деисусном так и в праздничном ряду), а также переустройство, предпринятое Макарием в 1528 г.6, изменили прежнюю конструкцию. К 20-м годам XVI в. иконостас Софийского собора, с развитыми деисусным и праздничным ярусами и обширным местным рядом, уже полностью отвечал общепринятой к тому времени традиции.

6 См. прим. 1.

В иконографических схемах отдельных икон обнаруживается сходство с московскими образцами. Поза Христа та же, что в центральной иконе деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля. Однако в написанной Феофаном Греком московской иконе представлен «Спас в силах», тогда как в иконе мастера Аарона — «Спас на престоле», без изображения «небесных сил» — тип, который надолго сохранится в новгородской иконописи, в отличие от московских «Спасов в силах» (см. кат. №№ 28, 32, 33). В московском искусстве «малых форм» аналогию «Спасу на престоле» из чина 1438 г. составляет маленькая шитая иконка начала XV в., являющаяся средником шитого деисусного чина, типа походного иконостаса (ГИМ)7.

7 «Искусство Руси эпохи Рублева (XIV — начала XVI вв.)» Каталог. Гос. Исторический музей. М., 1960, № 25 (с. 15), илл.

В двух других иконах схемы соответствуют композициям рублевских икон. В иконе Богоматери использован острый «ромбоидальный» силуэт, как в московских иконах из Успенского собора во Владимире, 1408 г. (ГТГ), из Троицкого собора в Загорске, 1425–1427 гг.8 Однако по сравнению с московскими произведениями новгородский мастер значительно укорачивает пропорции фигуры и добивается впечатления ее большей устойчивости

8 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 120-а, 172-б.


Иоанн Предтеча. 1425–1427 гг. Икона из деисусного ряда иконостаса Троицкого собора в Загорске.

Фигура Иоанна Предтечи, в милоти и коротком хитоне, без свитка, с обнаженными до колен ногами, также находит аналогию в московском искусстве: ср. схему иконы из Троицкого собора в Загорске9 (илл. стр. 196).

9 Там же, табл. 167.

Изображения архангелов в хитонах с широкими орнаментированными окаймлениями и оплечьями были известны в московском искусстве: ср.

  • икону «Благовещение» из праздничного ряда в Благовещенском соборе Московского Кремля10,
  • фигуры архангелов на створках маленького триптиха XV в. в ГТГ11,
  • на ковчеге-мощевике радонежских князей, около 1410–1429 гг. (Загорский музей)12,
  • а также в чине Ферапонтова монастыря (ГТГ и ГРМ).

10 Там же, цветная вклейка у с. 16, табл. 5.


Архангел Гавриил, апостол Павел и преподобный Евфимий. Деталь деисусного чина, шитого по заказу архиепископа Евфимия II. ГТГ

Сходная схема, но с иным рисунком плаща была, вероятно, принята в иконостасе Успенского собора во Владимире (несмотря на то что иконы с изображением архангелов спемзованы, можно полагать, что внешний контур нынешних фигур соответствует первоначальному)13. Этот извод встречается и в Твери14. Та схема изображения архангелов, которую видим в чине 1438 г., не получила широкого распространения в московском искусстве. В Новгороде же она стала обычной. Ср. деисусные чины

15 Н. А. Маясова. Древнерусское шитье. М., 1971, табл. 17–18.

Датировка и атрибуция.

Первые авторы, упоминавшие иконы чина, не отличали их от остальных, более поздних икон того же ряда. Публикация чина после расчистки иконы «Архангел Гавриил» принадлежит В. В. Филатову , . Л. В. Бетин и В. А. Плугин рассматривают иконы в связи с историей иконостаса и деисусного чина в XV в. Более подробный анализ икон см. Э. С. Смирнова и Э. А. Гордиенко . Особняком стоит мнение В. К. Лауриной, которая относит иконы к XVI в. Надпись на нижнем поле иконы «Архангел Гавриил» точно датирует икону 1438 г., сходны материальные данные и общий рисунок всех пяти икон; надпись сообщает о заказе архиепископа Евфимия и исполнителе иноке Аароне.

Пучежская плащаница. 1441 г. Деталь. Гос. Оружейная палата

Последняя цифра даты в надписи сохранилась плохо. Поскольку, по мнению Э. С. Смирновой, оставшуюся часть знака правильнее всего прочесть как букву S («зело», как ее читает и В. В. Филатов, однако ошибочно предложивший дату 1439 г.), то получается чтение «46», т. е. 6946–1438 г. Датировка именно этим 1438 г. подкрепляется и тем обстоятельством, что именно в 1438 г., как сообщается в Списке Дубровского Новгородской четвертой летописи, произошло легендарное «видение пономаря Аарона», которому явились новгородские святители, когда он заночевал в соборе «с товарищи»16. Это тот самый инок Аарон, софийский пономарь, который написал деисусный чин. Э. А. Гордиенко читает дату как 6947–1439 г. По палеографическим особенностям надпись сходна с текстами первой половины XV в.17 Стиль икон в целом отвечает первой половине XV в. В иконе «Архангел Гавриил» необходимо отметить светлую моделировку лика, трехслойные пробела, мягкое очертание лика с характерной, как бы припухшей щекой. Последний прием особенно типичен для памятников евфимьевского шитья, созданных в середине XV в. (ср., например, Пучежскую плащаницу в Оружейной палате18, илл. стр. 72).

16 «Новгородская четвертая летопись», ч. I, вып. 2. Л., 1925, с. 491. В Новгородской третьей летописи, источнике позднем и менее достоверном, это чудо помещено под 1439 г. ( «Новгородские летописи (так названные Новгородская вторая и Новгородская третья летописи)». СПб., 1879, с. 271–272).

18 А. Н. Свирин. Древнерусское шитье. М., 1963, илл. 31, 32.

Вместе с тем в рисунке чина 1438 г. нет той согласованности, которая присуща произведениям XV в. Его резкость напоминает иконы XVI в. Это зависит, вероятно, как от плохой сохранности памятника, так и от того, что мастер Аарон не принадлежал к лучшим новгородским мастерам своего времени.

Литература

Русская школа иконописи, оформившаяся в XIV-XV веках.

Избегший татарского нашествия Новгород испытал в XIV–XV веках блестящий экономический и культурный расцвет. Этот свободный город с крепкой ремесленной прослойкой вел широкую заморскую торговлю и энергично колонизовал обширные земли Севера, неизменно обогащавшие новгородцев. Предприимчивые и решительные, практичные и деловые, они всюду вносили тот дух личной инициативы, который особенно ярко проявился в их республиканском строе, с выборным посадником во главе, ограничившим власть князя, со своим архиепископом, избираемым «всем городом», с шумным вече, где сталкивались интересы могущественного боярства и ремесленного люда, с богатым купечеством, все чаще выступавшим строителем церквей и заказчиком икон.

Особенности новгородской иконописи

Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний. Это подготовило почву для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной.

В XIV веке фреска была в Новгороде гораздо более византинизирующим искусством, нежели станковая живопись. Она черпала мощные импульсы из работ заезжих греческих мастеров. Имена двух из них летописи нам называют. Это «гречин Исайя с другы», расписавший в 1338 году церковь Входа в Иерусалим, и знаменитый Феофан Грек, украсивший росписью в 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Сопоставляя новгородские фрески XIV века с современными им иконами, убеждаешься в том, что местные традиции гораздо крепче держались в станковой живописи. В силу своей дешевизны икона была более демократическим искусством; икону легко мог заказать и сравнительно небогатый человек, а тем более городские корпорации, приобретавшие в жизни Новгорода все большее значение в связи с укреплением ремесленных кругов. Объединявшиеся по «концам», по улицам, по «сотням», по тождеству профессий, жители Новгорода охотно заказывали иконы для возводимых в большом количестве деревянных и каменных храмов. Этот процесс начался уже в XII веке, но своего полного развития он достиг лишь в XIV столетии. В ранние же времена ведущая роль принадлежала, как мы видели, княжеским и архиепископским мастерским. Теперь рядом с ними возникают мастерские, обслуживающие гораздо более широкие круги новгородского населения, в том числе и крестьян обширных северных территорий. В Новгороде производство икон «на экспорт» быстро становится доходной профессией, и смекалистые новгородцы не преминули сделать для себя соответствующие выводы. Вероятно, князья, утратившие былой политический вес и экономическое значение, уже не имели на этом этапе своих придворных мастерских. Они более не выступают заказчиками дорогих росписей, их сменяют всесильные богатые бояре. И если монументальная живопись Новгорода оставалась весь XIV век в орбите византийского понимания формы, то в иконе быстро кристаллизуется новый художественный язык с ярко выраженными новгородизмами.

Картина новгородской иконописи XIV века весьма пестрая и противоречивая. Из-за относительно малого количества сохранившихся икон, к тому же совершенно случайных по подбору, очень трудно воссоздать ее связный ход развития. Традиции XIII века долго давали о себе знать, особенно в первой половине XIV столетия. Эта архаическая струя держалась и во второй его половине, что объясняется наличием в Новгороде мастерских, обслуживавших различные круги населения. С 30-х годов XIV века в Новгород проникают образцы палеологовского искусства. Большой роли они не сыграли, хотя и получили отклик в нескольких иконах. Решающая роль принадлежала, в отличие от Москвы, не этому византийскому течению, а тому местному направлению, которое стало усиливаться с последней четверти XIV века и которое достигло своего апогея к рубежу двух столетий, когда четко обозначились специфические черты новгородской школы иконописи.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *