Содержание

Византийская икона Божией Матери

византийская икона божией матери молитва
7 апреля 732 года

Иконографический тип:

Одигитрия

Дата празднования

7 (20) апреля, 1 (14) мая

Византийская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Православной церкви. Празднование совершается 7 апреля и 1 мая (по юлианскому календарю).

По преданию икона была явлена 7 апреля 732 года. История её неизвестна, в Россию она была принесена из Рима и перед ней молился Пётр I в благодарность о победе в Полтавской битве.

Византийская икона относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена поколенно, на её левой руке изображён младенец Иисус. Его голова повёрнута от Богородицы вправо, правая рука благословляет, а левой он касается Богородицы. В руках Девы Марии, обнимающей Богомладенца, скипетр и держава. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами. Данная иконография, по мнению Н. П. Кондакова является влиянием на греческую живопись итальянского искусства и может быть датирована XVI веком.

Иконография Богоматери

В русской иконописи царские регалии в руках Богородицы появляются на иконах с XVII века.

Гравированное изображение Византийской иконы, выполненное Г. П. Тепчегорским было включено в свод чудотворных икон, составленный в 1715—1716 годах. Известные клейма с изображением Византийской иконы на иконах конца XVIII века (например, «Явленные иконы Богородицы», конец XVIII — начало XIX века, Череповецкое музейное объединение).

Литература

  • Византийская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том VIII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 125. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5
  • Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — Петроград, 1915. — Т. 2. — С. 275.

византийская икона божией матери молитва

Византийская икона Божией Матери Информацию О


Византийская икона Божией Матери
Византийская икона Божией Матери
Византийская икона Божией Матери Вы просматриваете субъект
Византийская икона Божией Матери что, Византийская икона Божией Матери кто, Византийская икона Божией Матери описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Разновидности икон

Чтобы выделить иконы необходимо определить критерий различия. Какие есть разновидности икон:

1. иконы различаются по веку.

выделяют так же иконы рубежные, например, рубеж 16 и 17 веков.

Старинные иконы 16, 17,18,19 и 20 века

Век иконы может определить только опытный специалист. Иконы 16 и 15 века стоят дороже, чем все остальные века. Начиная с 17 века, век иконы на стоимость уже не влияет. Это объясняется тем, что икон 16 века осталось очень мало, а 17 и остальные оставили очень много произведений иконописи.

2. Автор иконы

Все наверное слышали про знаменитые иконы Андрея Рублева. Это шедевры мировой иконописи и сама фамилия великого иконописца уже увеличивает стоимость иконы в несколько раз. К сожалению все иконы Рублева уже известны и новых быть не может. Частенько люди принимают свои иконы за произведения этого иконописца, это случается потому что на обратной стороне иконы раньше подписывали ее стоимость, например, 15 РУБЛЕВЪ. по старославянски это означало 15 рублей, в конце многих слов тогда ставился твердый знак. Иногда цифры стирались, икогда на них не обращают внимания и люди в полной уверенности думают что у них икона Андрея Рублева. К сожалению мало кто знает что Андрей Рублев не подписывал своих икон, а принадлежность существующих определяется по записям в церковных книгах храмов для которых он писал иконы.

4. Размер иконы

  • большие иконы — храмовые иконы
  • домашние, заказные

Иконы большого размера, от 60 сантиметров писались в основном для храмов и церквей. Антикварный дом покупает эти иконы в первую очередь, так как участвует в восстановлении храмов. Иконы для дома чаще всего заказывали не большого размера 26х32 сантиметра, бывали меньше, бывали больше.

5. Сюжет иконы

Сюжетов икон великое множество.

Московские оперативники разыскали икону XVI века стоимостью $1 млн

Она была украдена из Троицкой церкви, расположенной в Кировской области

12 декабря 2014 в 11:06, просмотров: 2499

"Спас Нерукотворный", похищенный в сентябре прошлого года в селе Истобенское, обнаружили в здании одной из бывших реставрационных мастерских столицы.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники правоохранительных органов нашли в здании одной из бывших реставрационных мастерских Москвы икону XVI века "Спас Нерукотворный", украденную еще года назад из Троицкой церкви, расположенной в Оричевском районе Кировской области.

Стоимость святыни оценивается примерно в $1 млн, передает РИА Новости со ссылкой на столичный главк МВД РФ. По факту кражи было возбуждено уголовное дело по статье "Хищение предметов, представляющих особую ценность".

Кража иконы из Троицкой церкви в селе Истобенское в Кировской области произошла в ночь с 17 на 18 сентября прошлого года — тогда похитители взломали решетку гидравлическими ножницами, проникнув через окно в помещение. Злоумышленники унесли с собой 8 икон, в том числе имеющих историческую ценность. Среди похищенных назывались "Спас Нерукотворный" (16 век), "Введение во храм Богоматери" (18 век), "Иоанн Богослов" (17-18 век), "Дмитрий Митрополит Ростовский" (18 век).

Напомним, тремя годами ранее столичным оперативникам удалось разыскать десять уникальных икон 16-17 веков общей стоимостью более 50 миллионов рублей в одном из частных музеев в Москве спустя 27 лет после их исчезновения из Великоустюжского музея. Еще в 1984 году по факту кражи икон, принадлежащих к северной школе, образцы которой фактически утрачены, было возбуждено уголовное дело по статье 89 УК РСФСР — хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи, санкция которой предполагала до 15 лет лишения свободы. О нахождении утерянных реликвий полицейский узнали, изучив сайт музея, где они были выставлены на продаже.

Найдена похищенная икона XVI века «Спас Нерукотворный» стоимостью в $ 1 миллион

В Москве, в одной из бывших реставрационных мастерских, полицейские обнаружили похищенную в Кировской области в прошлом году икону XVI века «Спас Нерукотворный».

«В сентябре 2013 года эта икона была похищена из Троицкой церкви, расположенной в Оричевском районе Кировской области. По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье «хищение предметов, представляющих особую ценность», — приводит РИА Новости сообщение МВД России.

Именно эксперты министерства внутренних дел определили приблизительную стоимость самой древней из похищенных икон. Дело в том, что в ночь с 17 на 18 сентября прошлого года преступники похитили 8 икон, пробравшись в церковь, что в селе Истобенское, через окно, предварительно гидравлическими ножницами взрезав решетку.

Среди похищенных были и другие старинные иконы, которые лишь на пару веков моложе «Спаса Нерукотворного». Воры вынесли такие раритеты, как «Введение во храм Богоматери» (18 век), «Иоанн Богослов» (17-18 век), «Дмитрий Митрополит Ростовский» (18 век).

Вот такое богатство находилось в сельской церкви без какой-либо охраны, не считая решеток на окнах…

Покупка икон, продажа икон, оценка икон!

Наш антикварный салон занимается покупкой и продажей русских икон. Русские иконы — это наша главная специализация по которой мы лидируем в Санкт-Петербурге. Покупка и оценка икон осуществляется в нашем салоне.

В нашем салоне любой человек может получить бесплатную консультацию по любому вопросу, мы бесплатно оцениваем картины, живопись, иконы, серебро, мебель, и другой антиквариат и даже советуем как эту старинную вещь лучше продать и куда ещё можно её отнести показать.

За ту цену в которую эксперты нашего салона оценивают икону, вы можете продать ее в нашем салоне. Деньги выплачиваются сразу же, при наличии паспорта.

????? 15 — 16 ????.

???????? ??????????? ??????? ????

????? 15 ????. ????????

????????

????? 16 ????. ?????? ????????

???????? ?????????? ?? ????

? ????? ????????? ??????????? ?????????????? ????? ? ?????????? ??????? ? ??????????? ???????, ? ????????? ?? ?????? ???????????????? ???. ?????? ??? ?????? ??????? ???????? ???????????

Каталог икон на сайте PravIcon.com

??????? ? ??????? ???? ??????, ???????? ?????.

??????? ???????????, ??????? ?????? ? ?????????? ???????????????? ???????, ??????? ????????? ??????????? ???? ??????????? ????????? ??????? ????????? ???????????? ??????????????, ????????-?????????? ? ???????? ????????

Комментариев пока нет!

Оценка живописи, реставрация икон – любая помощь коллекционерам от Экспертного центра «Раритет»

В современном мире профессиональная экспертиза произведений искусства, оценка живописи, весьма востребована и имеет широкий круг заказчиков. Любому человеку, владеющему произведением искусства, необходимо знать мнение специалистов об этом произведении. Человеку, не обладающими специальными познаниями, необходимо знать, чем он обладает, существует ли историческая ценность предмета, насколько этот предмет ценен для истории искусства и для науки, какова его рыночная стоимость. Как часто приходилось слышать о том, как по незнанию обыватели за бесценок продавали недобросовестным антикварам ценнейшие раритеты. Бывали и обратные случаи, когда вещь, многие годы хранившаяся в семье, как величайшая ценность и реликвия, призванная в трудный момент решить все финансовые проблемы обладателя, при профессиональном рассмотрении оказывалась малоинтересным и недорогим предметом старины, то, что хранилось как раритет, оценка определяла, как копию или вещь, не имеющую исторической ценности.

Профессионалу-антиквару компетентное мнение эксперта о произведении искусства поможет убедить потенциального приобретателя, а может быть и расскажет кое-что новое о предмете, с которым он собирается расстаться.

Икона Богородицы Византийская

Выявленные при экспертизе нюансы стиля и технологические особенности помогут правильно определить цену, а документальное подтверждение подлинности предмета развеет сомнения покупателя.

Экспертное бюро «Раритет» было создано в августе 2008 года группой специалистов в области древнерусской культуры и искусства и специализируется на экспертизе произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства.

С самого начала деятельность бюро была направлена на предоставление самого полного спектра услуг в области проведения экспертиз икон. На сегодняшний день наши эксперты предлагают услуги по определению подлинности произведения, установлению времени и региона его написания, соотносят с художественным центром, в котором оно было создано. Мы способны определить степень редкости иконы, дать биографическую справку об иконописце, создавшем икону, дать заключение о категории ценности произведения, имеет ли оно музейную, историко-культурную или коллекционную ценность — это напрямую влияет на его рыночную стоимость.

Наше бюро работает только с самыми высококвалифицированными экспертами, сотрудниками профильных учреждений, таких как Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и Государственная Третьяковская галерея. При необходимости к работе над произведением могут быть привлечены и сотрудники других государственных научных и реставрационных учреждений и музеев, являющиеся наиболее авторитетными специалистами в своих областях.

Мы объективны, и если Ваш предмет не имеет большой материальной и художественной ценности, в помощь коллекционерам мы предлагаем недорогую устную консультацию. Если же Вам необходимо письменное Заключение, то оно будет подготовлено нашими экспертами в самый короткийэкс срок и предоставлено заказчику. В случае, если необходимо провести экспертизу крупногабаритного предмета, который трудно доставить к нам в бюро, может быть организована выездная экспертиза. Если требуется, нами проводится не только оценка, но и реставрация икон, цены на наши услуги вы всегда можете уточнить по телефону: +7 (495) 580 63 43 ,  если в прейскуранте вы не нашли нужной вам услуги – пожалуйста, уточните у наших специалистов, во многих случаях мы сможем вам помочь.

Для Вашего удобства мы наладили партнерские отношения со специалистами из других сфер, а именно: страховыми компаниями, реставрационными мастерскими, частными коллекционерами предметов старины, юристами и т.д.

Обращаясь к нам, Вы обращаетесь к профессионалам, имеющим многолетний опыт работы в этой области и знающим об иконах все!

Минускульный период византийской письменности.

Все богатейшее литературное наследие самой Византии сохранилось до наших дней в минускульных рукописях. Минускулом написаны также и произведения классической греческой литературы, переписанные византийскими писцами. Богослужебные и богословские тексты 9 — 15 вв. в подавляющем большинстве переписывались тем же письмом. Минускул был взят образцом для первых печатных книг на греческом языке в типографии знаменитого венецианского типографа Альда Мануция и в других типографиях 15 — 16 вв. Наконец, на основе минускульного письма развился современный греческий шрифт — как печатный, так и скорописный. В истории греческого письма византийского времени различаются обычно современный греческий — как печатный, так и скорописный.

Минускульное письмо представляет, таким образом, значительное явление византийской культуры, но до настоящего времени оно недостаточно еще исследовано.

В трудах по византийской палеографии разработаны некоторые приемы датировки минускульных рукописей и выяснены условия, способствовавшие возникновению минускула. История минускула (с 9 в. по 15 в.) разбита на три периода (древнего, или чистого, минускула, среднего, или смешанного, минускула и нового минускула, или книжного курсива).

Возникновение минускула относится к 8 в. Период развития и становления минускула почти полностью скрыт от исследователя вследствие отсутствия памятников: первая датированная минускульная рукопись (Порфириевское Четвероевангелие) относится уже к 835 г. Письмо этого Евангелия лучший образец минускула древнего периода, так называемого "чистого" минускула, где совсем отсутствуют унциальные формы букв, а употребляются лишь минускульные формы.

Выработке нового типа письма, пришедшего на смену унциалу, способствовало удорожание и нехватка писчего материала, наступившее вследствие прекращения ввоза в Византию папируса из Египта, отторгнутого от империи в середине 7 в.

Унциал, письмо раздельное и, как правило, крупное, требовал много писчего материала. В течение 8 в. вырабатывался новый тип письма, определявшийся современниками как умение "писать связно"; это определение подчеркивает важнейший отличительный признак минускула от унциала. Возник минускул в результате регулязации курсива, беглого письма, употреблявшегося для написания документов и для записей преходящего значения и хорошо известного по многочисленным образцам на папирусе; в этом курсиве имелись налицо все минускульные формы букв и многие лигатуры, широко встречающиеся позднее в минускульных рукописях.

Византийский минускул отличается от предшествовавшего ему унциала следующими чертами:

1. связностью написания;

2. своеобразными формами букв;

3. сравнительно малым размером букв;

4. регулярным употреблением надстрочных знаков;

5. более свободным применением сокращений.

Местом возникновения минускула считается Константинополь, точнее — Студийский монастырь; выработка этого нового письма связывается с деятельностью двух выдающихся игуменов Студийского монастыря — Платона и его племянника Феодора Студита.

Древнейший период истории минускула, длящийся с начала 9 в. до середины 10 в., называется периодом "чистого" минускула, т. е. минускула, свободного от унциальных форм букв. Как правило, в рукописях, написанных чистым минускулом, буквы расположены на строках. Позднее буквы минускульных рукописей обычно подвешивались к строкам; нередко писцы располагали буквы таким образом, что строки как бы пронизывали буквы.

С середины X века в минускульное письмо постепенно проникают унциальные формы буквы. Начинается период среднего и смешанного минускула, продолжавшийся до начала XIII в. XI — XII веками датируются лучшие рукописи, служащие лучшими образцами византийской книги и обычно привлекающиеся для изучения византийской палеографии и византийской живописи (многие рукописи иллюстрированы превосходными миниатюрами, инициалами и орнаментом). Таковы, например, рукописи, принадлежавшие Арефе Кесарийскому и содержащие произведения классических авторов, и многие широко известные рукописи с миниатюрами и орнаментом, написанные в Константинополе.

С 1204 года и по конец XV в. продолжается период так называемого "нового" минускула или "книжного курсива", для которого характерны беглость начертаний, обилие лигатур и сокращений, появление некоторых своеобразных форм, полный произвол писцов в употреблении минускульных и унциальных форм. Большая часть этих рукописей написана не на пергамене, а на бумаге.

Значение ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо

Орнамент и миниатюры встречаются реже, чем в рукописях XI — XII вв., качество их хуже. Золото в миниатюрах и заставках нередко заменяются краской — красной или желтой. В качестве образцов этого письма можно привести евангелие второй половины XIII в. из селения Карахиссар. Подавляющее большинство всех византийских рукописей относится именно к периоду "нового" минускула, что объясняется, прежде всего, лучшей сохранностью более поздних рукописей по сравнению с древнейшими.

При появлении нового писчего материала — пергамена — папирус не сразу уступил свое место. В первые века нашей эры для написания книг языческого содержания пригодным считался только папирус в форме свитка, а для писания христианских текстов предпочтительной была форма кодекса.

Сохранившиеся образцы византийской книги до IX в. содержат преимущественно новозаветные тексты, написанные унциалом на пергамене. Деловое письмо или курсив на папирусе VI — VII вв. представляет довольно регуляризованный курсив с установившимися формами букв и лигатур. Других памятников делового письма этого периода, кроме папирусов, почти не осталось.

Уже ко времени возникновения минускула в Византийской империи употреблялось два четко разграниченных типа письма. Первый из них — курсив на папирусе — известен лишь в виде многочисленных документов, писем и различных записей преходящего значения на папирусах, находимых в пределах византийского Египта. Известно, что в последние века до нашей эры на папирусе писали также книги, большая часть которых погибла; сохранились лишь обрывки этих книг. Книги на папирусе писали так называемым "книжным" или "красивым" письмом, почти без лигатур и сокращений; в пергаменных рукописях такое письмо называется унциалом.

Прекращение ввоза папируса, вызванное отторжением от Византии Египта, захваченного арабами в 641 г., вызвало рост потребности в пергамене и тем самым его удорожание.

Необходимо было найти более экономное (в смысле затраты писчего материала) письмо, нежели употреблявшийся для писания книг унциал. Известно, что были сделаны попытки использования курсива в качестве книжного письма. Образцами такого регуляризованного на пергамене являются:

1. Богословский трактат VII — VIII вв., в период выработки минускульного письма, именно папирус служил писчим материалом для документов и записей, не предназначавшихся для длительного хранения.

2. Гимн в честь Христа, написанный на лл. 349-349 об. Порфириевской псалтири 862 г.

Образцов регуляризованного курсива на папирусе сохранились гораздо больше, чем на пергамене, так как в VII — VIII вв., в период выработки минускульного письма, именно папирус служил писчим материалом для документов и записей, не предназначавшихся для длительного хранения.

Наиболее удачным оказалось письмо, выработанное путем регуляризации курсива в Студийском монастыре в Константинополе.

То обстоятельство, что новое письмо было выработано в Студийском монастыре, способствовало распространению этого письма особенно среди монашества. Игумен этого монастыря — знаменитый Феодор Студит — был страстным и самым ярким вождем монашества в период иконоборчества конца VIII — начала IX в. В глазах победившей партии иконодулов, в глазах победившего монашества, традиции Студийского монастыря имели особое значение, заслуживали подражания. Вдобавок этот монастырь находился в Константинополе — столице империи, которой подражала провинция, в столице, которая задавала тон всей культурной жизни страны, стиль которой превалирует в византийской живописи и лучше всего известен по памятникам.

Ко времени появления минускула письмом, пригодным для литургических текстов, был унциал, лишь постепенно уступающий свое место минускулу. В процессе этой смены одного письма другим в минускуле развиваются некоторые своеобразные черты, к XII в. дающие законченный тип минускула, пригодного для литургических текстов и применявшегося для этих целей монахами вплоть до начала XVII в. Этот вид минускула можно назвать "литургическим минускулом". В выработке литургического минускула немалое значение имели традиции и консерватизм, столь свойственные византийской живописи.

В качестве примеров можно литургического минускула можно привести следующие рукописи:

Евангельские чтения. 1039 г. Литургический минускул. Характерны укрупненные буквы e, l, манера соединять некоторые буквы (напр., u с последующей a или w).

2. Псалтирь. Около 1080 г. Литургический минускул, особенности которого использованы для украшения рукописи (напр., хвосты или усики на концах строк).

3. Евангельские чтения. 1338г. Литургический минускул. Характерны крупные, нередко манерные буквы и лигатуры (напр., epi, ei), стремление заканчивать отдельные черточки капельками или едва заметными крючочками. Эта последняя манера свойственна также литургическому унциалу.

4. Евангельские чтения. 1628 г. Поздний литургический минускул. Характерны лигатуры: ei, oV, ll, st и др. В некоторых случаях нарочито увеличены буквы: a, w, l, s.

Для нужд богослужения в период так называемого среднего или смешанного минускула был выработан особый вид письма для певческих рукописей. В этих рукописях знаки невменной нотации помещались над текстом, причем текст должен был находиться в строгом соответствии с этими знаками. В законченном своем виде письмо певческих рукописей имеет следующие особенности: буквы стоят на строках прямо, раздельно; лигатуры и сокращения почти не допускаются. Надстрочные знаки отсутствуют во избежание их смешения с невмами. Отдельные гласные и слоги повторяются, чтобы показать, сколько невм, а следовательно, и музыкальных звуков приходится на каждую гласную или на каждый слог.

Впервые тенденция к развитию специального письма, приспособленного к потребностям певчих, принужденных следить одновременно и за знаками невменной нотации, и за текстом, намечается в рукописях IX — X вв. В дальнейшем этот вид минускула оказался настолько удачным, настолько подходящим для певческих рукописей, что употреблялся вплоть до XIX в. Во многих библиотеках имеются многочисленные певческие рукописи разных веков, могущие служить образцами данного вида письма.

При рассмотрении минускула, применявшегося для переписки рукописей, не предназначавшихся только для богослужения, следует помнить, что средневековая книга могла быть написана и ученым, и учащимся, и профессионалом-писцом, и богобоязненным монахом, рассматривавшим переписку книг как богоугодное дело. Книга, написанная писцом-профессионалом на заказ, есть продукт труда ремесленника; оформление такой книги было тщательным и законченным; этими качествами отличаются, как правило, и рукописи, переписанные монахами в монастырских мастерских письма. Иное дело книга, написанная ученым или учащимся для личного пользования и не предназначавшаяся для передачи или продажи другим лицам. Письмо в таких рукописях менее тщательное, сокращения применяются чаще и формы их разнообразнее, а орнамент и заставки служат не столько для украшения, сколько для выделения отдельных глав или параграфов текста.

Минускул, выработанный на основе широко распространенного курсива монахами Студийского монастыря, предназначался для переписки книг писцами-ремесленниками и монахами.

Наряду с этим книжным письмом широко был распространен курсив, которым писали на папирусе тексты преходящего значения. Образцы этого курсива на пергамене встречаются, хотя и в небольшом числе, уже в IX в. Видимо, эти образцы представляют собой "частные" рукописи, писцы которых копировали тексты для своих собственных занятий, для своих личных нужд.

Таким образом, эти рукописи доказывают, что книжный курсив применялся в Византии задолго до XIII — XV вв., т.е. до того периода, который принято называть периодом существования книжного курсива.

Наблюдалось разделение минускульного письма на две линии развития: письмо книжное, употреблявшееся писцами-профессионалами для писания книг на заказ, и то же письмо в более беглой, курсивной манере, употреблявшееся писцами-непрофессионалами для написания собственных сочинений или переписки текстов для собственного употребления. Этот второй вид минускула соответственно своему назначению носит более свободный, так сказать, индивидуальный характер.

Вопрос о применении различных видов или типов письма вряд ли следует рассматривать вне всякой связи с внешним оформлением всей рукописи. Выше уже упоминалось о том, что литургические рукописи нередко получали роскошное оформление, так как служили предметами культового ритуала. Певческие рукописи обычно оформлялись скромно, только киноварными заголовками и инициалами, чтобы не отвлекать ничем внимание поющих, принужденных одновременно следить и за текстом, и за нотными знаками.

Оформление рукописных книг, по всей вероятности, зависело от требований заказчиков и от цены, уплачиваемой за работу.

Книжный минускул широко известен. Лучшие образцы этого письма относятся к IX — XI вв., т.е. к периоду расцвета византийской культуры. Это изящное, стройное письмо, в котором унциальные формы букв употребляются наряду с минускульными формами, однако несколько реже последних. Число сокращений и лигатур невелико, список их и формы строго определены; в употреблении тех и других не допускается никакой свободы, никакой личной инициативы. С течением времени это письмо несколько видоизменяется; унциальные формы встречаются чаще, письмо делается менее стройным. Вероятно, это обстоятельство объясняется рядом причин, среди которых немаловажное место занимает распространение (в XII в.) нового писчего материала — бумаги. Рукописи на бумаге выглядят значительно беднее и проще пергаменных. Меняется также цвет чернил: вместо прежних коричневатых чернил появляются густые черные чернила; буквы, написанные этими чернилами, выглядят грубее.

Византийская рукопись, предназначенная для учетных занятий, почти лишена украшений. Небольшие киноварные или рисованные чернилами заставочки — обычно в виде волнистой линии или простейшего орнамента — и подобные же инициалы служат не столько для украшения этих рукописей, сколько для выделения отдельных частей текста, так сказать, для организации текста. Обилие свободно применяемых лигатур и сокращений свидетельствует о том, что рукопись писал опытный писец, хорошо разбиравшийся в содержании копируемого им текста, и что она рассчитана на подготовленного, сведущего читателя, а не на человека просто грамотного. Ниже приводится несколько образцов рукописей, предназначавшихся для ученых занятий.

1. Платон. IX в. Минускул. Схолии писаны мелким, курсивного характера, унциалом с сокращениями. Для связи текста со схолиями употребляются специальные знаки. H. Omont. Fac-similes des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliotheque Nationale. Paris, 1892, planche 28.

2. Гесиод. X в. Текст обрамлен схолиями. Текст писан беглым минускулом, схолии — курсивом со множеством сокращений. H. Omont. Fac-similes des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliotheque Nationale. Paris, 1892, planche 31.

3. Евангелие. 1061 г. Текст, написанный минускулом, занимает лишьнебольшое пространство в центре листа. Текст обрамлен схолиями, написанными книжным курсивом со многими сокращениями. Подлежащие толкованию фразы евангельского текста выделены в схолиях более крупным письмом, а также цветом чернил — тусклой киноварью. Евангелие снабжено не только канонами и посланием Евсевия к Карпиану, но и другими дополнительными статьями. ГПБ, греч. Љ 72. G. Cereteli et S. Sobolevski. Exempla codicum graecorum litteris minusculis scriptiorum annorumque notis instructorum, II, tab. XVII.

В перечисленных выше рукописях общим для них, как для рукописей ученого содержания, является большое число сокращений, беглость письма, подчеркнутая разница между письмом текста и письмом схолий.

Особый интерес представляет существовавшая в Византии тщательно разработанная система знаков, употреблявшихся не только для сокращения отдельных слов, но и для обозначения специальных терминов, для связи схолий с текстом, или, наконец, имеющих особое смысловое значение. Все эти элементы византийской книги свидетельствуют о высоком уровне византийской письменной культуры, раскрывают перед нами некоторые приемы работы византийского ученого, представляя еще почти нетронутую исследователями сторону византийской культуры — производство книги в Византии.

Среди рукописей ученого содержания особенно пристального внимания заслуживат рукописи "частные", написанные учеными для собственных занятий, для пользования переписанным текстом.

В качестве примеров можно привести следующие рукописи:

1. Фрагмент математического трактата (Fragmentum mathematicum Bobiense) VIII в. Рукопись написана беглым унциалом, со многими сокращениями. Некоторые из этих сокращений (например, χέντρον) встречаются, кроме описываемого фрагмента, только в рукописи Евклида 888 г.. Имя писца неизвестно, но очевидно, что он не был профессионалом, а переписал текст этого математического труда для собственного пользования. См. E.M. Thompson. An Introduction to Greek and Latin Palaeography, p. 212.

2. Бревиарий патриарха Никифора, рукопись 900 7. Иерусалим, Патриаршья библиотека, cod. 24. Текст писан смешанным минускулом курсивного типа. K. and S. Lake. Dated Greek Minuscule Manuscripts…, vol. I, plates 1-2.

3. Отрывок медицинского трактата Аэция из Амиды в списке конца X — начала XI в. ГПБ, греч. Љ 115, первые шесть листов. Палимпсест.

Несколько особняком от описанных выше видов минускула, употреблявшихся в качестве книжного письма, стоит минускул документов и особенно — минускул документов императорской канцелярии. Это письмо обычно не принимается во внимание при изучении истории минускула, однако расположение букв по четырехлинейной схеме и одинаковые формы букв и лигатур роднят это письмо и указывают на общие корни — курсив эллинистического и ранневизантийского периодов.

Византийская иконопись

Вообще иконопись зародилась именно в Византии. Византийским иконописцам удалось создать зримый образ Всевышнего и показать его миру. Не удивительно, что весь православный мир принял этот способ воплощения Бога, и иконописная культура распространилась во всех странах. 

Конечно, византийская иконопись сформировалась не в одночасье. Принято выделять шесть периодов в развитии иконописи:

Доиконоборческий период начался в 6 веке нашей эры и продлился около ста лет;
Иконоборческий период длился с 730 по 843 год;
Македонский период начался в 843 году и закончился только в 12 веке;
Комниновский период – занял 2 половину 11 века;
13 век;
Палеологовский период – самый короткий он занял лишь первые десятилетия 14 века.

Доиконоборческий период

Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга. Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками.

Богоматерь Одигитрия. Византийская икона XIII века в монастыре Хиландар на Святой Горе Афон.

В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению. Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Македонский период

В сороковых годах девятого века иконоборческий период закончился, и иконописные традиции получили возможность продолжения и развития. В это же время зарождается новый стиль в иконописи – аскетический стиль. Основой этого стиля стали образцы икон, написанные греческими мастерами. Особенности этого стиля заключаются в следующем: иконописцы старались сосредоточить внимание зрителя на лике святого, поэтому мелкие детали и «лишние» украшения отсутствовали на иконах; лица святых были полностью лишены эмоций и чувств, они практически ничего не выражали; главным объектом всего изображения стали огромные глаза с замершим пристальным взглядом. Типичный пример иконы македонского периода — две иконы Богоматери Одигитрии, которые сохранились до нашего времени.     

Комниновский период

Этот период характеризуется сменой стиля. Иконописцы вновь вернулись к античному стилю, оставив аскетический. Изображения на иконах получают форму. Лики святых становятся более живыми, имеют индивидуальные черты. Хорошо прорисованы одежды святых. Ярчайшими примерами являются: «Владимирская икона Богоматери», написанная в Константинополе; мозаическая икона «Христос Пантократор Милующий»; икона «Григорий чудотворец».

13 век

В самом начала 13 века центр Византии — Константинополь был разграблен и разрушен рыцарями-крестоносцами. На некоторое время иконописные мастерские прекратили свою работу. Тем не менее, трагические события не смогли прекратить развитие иконописи, напротив, сформировался новый тип византийской иконы – житийные иконы, то есть, изображающие сцены из жития святых. До этого времени картины жития святых изображали исключительно на страницах церковных книг. В первом же десятилетии сцены житий стали изображать на иконах святого. В центре иконы размещали лик самого святого, а вокруг, по периметру, картины из его жития. Яркими примерами житийный икон служат икона Святителя Николая и икона Святой Екатерины.

Палеологовский период

В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства. Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон. Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого. Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *