В этом году 21 августа исполняется 20 лет со дня великого освящения храма Патриархом Алексием II.

Великие русские святые – преподобные Зосима и Савватий – уникальные исторические личности и удивительные чудотворцы, внёсшие огромный вклад в укрепление духовных и географических рубежей нашей Родины. Савватий положил начало, а Зосима с великим тщанием продолжил труды по построению монашеской жизни в России к вящей славе Божией.

По молитвам, обращенным к преподобным Зосиме и Савватию свершались многочисленные чудеса. Только по спискам XVI-XVII веков известно около сотни посмертных чудес прпп. Зосимы и Савватия. А сколько их совершается в наши дни по молитвам святых угодников Соловецких!

Один из монахов обители по имени Митрофан рассказывал, что, когда он был еще мирянином, купцом и плавал по морю, однажды поднялась столь сильная буря, что корабль стало заливать волнами и все находившиеся на нем пришли в отчаяние и слезно молились Спасителю и Божией Матери. Но вдруг они вспомнили о преподобном Зосиме Соловецком, призвали его себе на помощь и тотчас увидели святого, сидящего на корме корабля и бьющего по волнам своей монашеской мантией, отчего волнение сразу прекратилось. И он до тех пор управлял кораблем, пока не привел его к берегу.

Некий старец Феодул, нечаянно поскользнувшись, упал и так сильно ушибся, что не мог ходить в церковь и все время лежал в постели. Преподобный Зосима однажды поздно вечером пришел в его келью, помолился и исцелил Феодула.

Мирянина по имени Никон сильно мучили бесы. Когда же его привели к мощам преподобного Зосимы, тот явился ему, избавил от демонов и отослал домой здоровым.

Один ослепший крестьянин получил исцеление при гробе святого, но за маловерие свое ослеп вторично. Тогда он возвратился к мощам, покаялся, помолился и снова был исцелен преподобным.

Нередко преподобный Зосима являлся молящимся вместе с преподобным Савватием. Так однажды инок Иосиф, находясь на острове Кузове, ночью взошел на гору для молитвы и, посмотрев на Соловецкие острова, увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда он рассказал об увиденном другим инокам, они сказали ему: «Это основатели и начальники монастыря Соловецкого, преподобные Зосима и Савватий сияют из гробов своих, ибо они духовные столпы, просвещенные Божественной благодатью».

Преподобные Зосима и Савватий исцелили одержимую бесом женщину Марию.

Много и других чудес совершили преподобные Зосима и Савватий, начальники обители Соловецкой. А упомянутые тут чудеса да послужат к нашей пользе душевной и прославлению угодников Божиих и Самого Господа Иисуса Христа, дивного во Святых Своих.

Преподобный Савватий свой монашеский подвиг совершал в Кирилло-Белозерском монастыре. Было это в год 1396. Когда он узнал, что на далёком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров, помолившись Богу, ночью он удалился из монастыря, направив свой путь к Соловкам. Проделав путь около 800 вёрст, достиг Савватий морского берега.

Местные жители, узнав о его намерении поселиться на этом острове, усиленно отговаривали его, описывали суровые условия и необычайную трудность жизни на острове. Услышанное только радовало Савватия. Лишения и трудности сполна отвечали велениям сердца его для обретения желаемого уединения.

На реке Выга, в селении Сорока (ныне город Беломорск) встретил он своего будущего сожителя по Соловкам инока Германа, жившего при часовне. Приключилось все это в лето 1429 г. Герман уже бывал на Соловецком острове и предложил Савватию не только проводить его на Соловки, но и остаться жить с ним на острове. Приплыв на место, преподобные водрузили крест, построили келью и в трудах и молитве начали свою новую жизнь в невыносимо трудных условиях. На Крайнем Севере нельзя было круглый год находить растительную постническую пищу, нельзя было обойтись в суровые зимние холода без теплой одежды и жилья — все это нужно было добывать себе с великим трудом. Они собирали грибы, ягоды, ловили рыбу, ели траву и древесную кору. И старцы Божии терпеливо переносили все перемены климата в своих убогих хижинках, согреваясь любовью ко Господу. Вместе они жили здесь отшельниками шесть лет. По прошествии этого времени Герман покинул остров и переселился на реку Онегу, Савватий же остался один.

Однажды во время исполнения молитв инок Савватий получил от Бога весть о приближении своей кончины. После такого предупреждения Савватий захотел причаститься Святых Христовых Тайн. Божиим Произволением святой Савватий благополучно совершил путешествие с острова на «большую землю» и прибыл на р. Выгу к часовне. Туда в это время по Промыслу Божию наведался игумен Нафанаил, прибывший для окормления крещеных зырян. Игумен причастил Савватия, попросил подождать его в часовне, пока он причастит в другом селении больного.

Преподобный Савватий мирно скончался в часовне во время молитвы, сидя в куколе и мантии с кадильницей в руке. Это было 27 сентября 1435 года. Возвратившись из селения, игумен Нафанаил похоронил почившего подвижника. На Соловецкий остров мощи прп. Савватия были перенесены при игумене Зосиме в 1465 г. Все верующие, притекая к нему, получали по молитвам Преподобного облегчение скорби и исцеление болезней.

Спустя год по смерти преподобного Савватия, продолжателем подвигов его на пустынном Соловецком острове явился преподобный Зосима.

Преподобный Зосима – сын богатых и благочестивых родителей из села Толвуй, что лежало недалеко от Онежского озера. Отшельническую жизнь Зосима вел с юношеских лет. Уединение его проходило недалеко от родительского дома, но он жаждал большего аскетизма. Желание его исполнилось. Однажды встретил он старца по имени Герман, который в духовной откровенной беседе рассказал молодому отшельнику о жизни преподобного Савватия на Соловецком острове. Беседа запомнилась Зосиме. Вскоре умер его отец, а мать ушла в монастырь. Раздав родовое имение бедным, Зосима с Германом отправились на Соловецкий остров. Было это в 1436 году.

В первое же утро по прибытии на остров преподобному Зосиме было пророческое видение. Выйдя утром из своего шалаша, он увидел необыкновенный свет, освещающий всю окрестность, а на востоке, на горе явился ему огромный, прекрасный храм, возвышающийся над землёй. Зосима с Германом остались жить на острове.

В первую же зиму Зосима остался на острове один, т. к. Герман отправился на материк, чтобы приобрести необходимое для устроения монастыря, и не сумел из-за сильных ветров вернуться. Тогда отшельнику пришлось претерпеть многочисленные жестокие нападения нечистых духов, старавшихся изгнать его с острова. Святой побеждал их молитвой. Некоторое время спустя Зосима обнаружил недостаток съестных запасов и был этим весьма смущен, но, как и прежде, положился на помощь Божию. В скором времени к нему пришли два мужа, которые привезли с собой сани, полные хлеба, муки и масла. Они сказали, что идут в море на промысел. Зосима долгое время ждал, но не дождался возвращения этих людей и понял, что помощь была послана ему от Бога.

Вскоре на остров стали прибывать другие иноки. Началось бурное строительство обители. Прибывавшие насельники рубили себе келии, построили небольшую церковь с трапезной во имя Преображения Господня. Новгородский архиепископ рукоположил Зосиму и поставил его игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

Вскоре после своего посвящения новый настоятель велел строить большой храм во имя Преображения Господня и именно на том месте, где было ему видение в первое утро после прибытия на Соловки. Там и заложили фундамент, и начали строить церковь. Зосима с братией в 1465 году перенесли мощи Савватия с р.Выги и положили их за алтарем построенного Преображенского храма. С этого времени при гробнице Савватия стали совершаться чудеса, и больные получали исцеления.

Прожил игумен Зосима в обители 42 года, из них 26 лет был в ней настоятелем. Предчувствуя приближение кончины, он стал готовиться к переходу в вечность. Изготовил себе гроб, выкопал своими руками могилу. Указав на преемника, дав духовные напутствия братии, игумен Зосима отошел ко Господу. Скончался святой Зосима 17 апреля 1478 года. Похоронили его за алтарем Преображенского собора рядом с могилой Савватия Соловецкого.

Вскоре после преставления преподобный явился иноку Даниилу и рассказал, как по милости Божией он беспрепятственно прошел мимо воздушных бесов и, не задержанный ими, был причтен к лику святых.

Если преподобный Савватий был Соловецким первоначальником, первым иноком, пожившим на острове в подвигах поста и молитвы, то преподобного Зосиму должно признать основателем Соловецкой обители и первым благоустроителем ее.

Память подвижников русского севера, основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Церковь празднует 21 августа (8 августа ст. ст.). Со времени основания Соловецкого монастыря преподобные Зосима и Савватий почиталась как покровители мореплавателей, а в ХIХ веке в Центральной России еще и как покровители пчеловодства.

Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а также тексты их Жития и создававшиеся позже повествования об их посмертных чудесах, приобрели в старообрядческих кругах в период Соловецкого восстания и восьмилетней осады монастыря (1657–1676 гг.) особую популярность, которая сохраняется затем в течение всего последующего времени.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам. Однако и здесь он слышал много похвал в свой адрес. Поэтому узнав, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой, никем не заселенный остров, Савватий покинул Валаам. Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Согласно житию, оба старца в 1429 году благополучно прибыли на карбасе на остров и, не доходя 13 км до места нахождения современного монастыря, близ озера водрузили крест и поставили шатер. Затем они выбрали для кельи более удобное место в 1,5 км от моря, на берегу озера у высокой Секирной горы. Подвижники прожили вместе несколько лет, после чего Герман покинул обитель.

Искушение отшельников дьяволом. Клеймо иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких». 1545 г. Успенский cобор Московского Кремля, Москва

Через 2 года после его отъезда Савватий отправился в Выг, где причастился у игумена Нафанаила и почил. Это произошло 27 сентября 1435 года. В свою очередь преподобный Зосима родился в селе Толвуя, тогда Новгородской республики, на берегу Онежского озера. С преподобным Германом Зосима встретился, ища уединения, в устье реки Сумы. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам, куда прибыли в 1436 году и построили себе бревенчатую келью.

Встреча преподобных Зосимы и Германа, отъезд на Соловецкий о-в. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. № 71. Л. 28 об.)

С помощью учеников, которые стали стекаться к Зосиме, был построен первый храм Преображения. Всего вокруг Зосимы собралось 22 брата. Они занимались варкой соли и ловлей рыбы. Зосима стал третьим игуменом монастыря, его утвердил архиепископ Иона (с 1458 года — архиепископ Новгородский и Псковский). Преподобный Зосима скончался 17 апреля 1478 года.

Икона Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. 1-я пол. ХVII в. Церковно-археологический кабинет МДА

Почитание и прославление преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

История почитания Савватия началась сразу же после его кончины, а Зосимы — по прошествии небольшого времени. Особенно широко распространилось почитание преподобных Зосимы и Савватия среди жителей Поморья. В частности к их помощи прибегали во время бедствий на море. Кроме того к их гробницам привозили больных, одержимых нечистыми духами. Повествования о чудесах святых содержатся в их Житиях. Отметим, что по имеющимся свидетельствам почитание преподобного Зосимы укоренилось глубже, в отличие от почитания преподобного Савватия.

Чудо свв. Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю «в црене» (на железном плоту). Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Вторая половина XVII в. Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск

После вступления в 1542 году на митрополичью кафедру святителя Макария, прежде всего почитание соловецких чудотворцев распространилось в столице при дворе великого князя Иоанна IV Васильевича. Собор, прошедший 1–2 февраля 1547 года в Москве, стал следующим этапом канонизации Зосимы и Савватия Соловецких. Была установлена дата поминания «новых святых» — 17 апреля. Отметим, по всем данным на сегодняшний день 17 апреля считается днем почитания только преподобного Зосимы. Общим днем почитания преподобных Зосимы и Савватия считается 21 августа в честь перенесения мощей святых 8 (21) августа 1566 года.

Мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря

Тропарь, кондак и канон преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Тропарь, глас 8:

Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна моря, преподобнии отцы Зосимо и Саватие: вы бо крест Христов на рамо вземше, и усердно Тому последовасте, чистотою Богови приближившася, отнюду же и силами чюдес обогатистеся. Тем и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем, о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Христовою любовию уязвившеся преподобнии, и Того крест на рамо взем понесше, божествене вооружившеся на невидимыя враги, и непрестанныя молитвы, яко копие в руку имуще, крепко победили есте бесовская ополчения: благодать Господню имеете, целити душа и телеса приходящих с верою к ракам мощей ваших, чюдес лучи испущающе всюду. Тем да зовем вам, радуйтеся преподобнии отцы Зосимо и Саватие иноком удобрение.

Библиотека Русской веры
Канон преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам →

Читать онлайн

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Иконы

В истории развития иконографии преподобных Зосимы и Савватия необходимо отметить, что их образы тесно связаны. В частности, на Соловецких островах сохранилось много мест, связанных с Зосимой и Савватием, где находились их иконы. Кроме того в самом монастыре хранилось несколько реликвий преподобных. Среди них четырехконечный келейный крест преподобного Савватия из белого камня, каменный колокол «строения» преподобного Зосимы, а также принадлежавшие ему, по преданию, деревянные потир, дискос и тарель.

В Житии Зосимы и Саваатия одно из чудес свидетельствует о почитании, вскоре после кончины святых, их изображений в домах окрестных жителей и даже в церквах. К XX веку каждый монастырь имел свои «раздаточные», или «променные», образа — изображения чудотворцев, мощи которых хранились в обители, такие иконы дарили, продавали, ими благословляли богомольцев.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием, 1538–1549. Государственный исторический музей, МоскваПреподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием в 16 клеймах, XVI век. Ярославский художественный музей, ЯрославльБогоматерь Боголюбская с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких, 1545 год. Успенский cобор Московского Кремля, МоскваПреподобные Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свирский, вторая половина XVI века. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, ВладимирПреподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Конец XVII — начало XVIII вв. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, ВладимирПечерская икона Божией Матери, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. XVIII в. Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва

Кроме того, образы Зосимы и Савватия были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, главным образом одного иконографического извода, который сложился в ХVII веке. Святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху — панорама монастыря с характерным «дореформенным» видом обители с трехшатровой звонницей.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Конец XVI — начало XVII вв. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, ЯрославльСвятые Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Около середины XVIII в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Также у старообрядцев Поморья получил распространение и другой образ — «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием».

Деисус Соловецкий, с припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими, начало XVIII века

Старообрядцы же Выговской пустыни создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: Зосима и Савватий были включены в состав ряда литых изделий: икон, складней, образков.

Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый. Музей им. Андрея Рублева
XVIII в.

Храмы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Всего в России насчитывается 135 храмов в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которые относятся к РПЦ.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких находится в Москве в Гольянове (Байкальская улица, 37А). Первая постройка была возведена в 60-е годы XVII века в селе Гольяново. Основное время постройки храма относится к 1816 году, когда Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится кирпичная церковь, которая освящается в 1842 году. После вхождения Гольянова в состав Москвы, в селе начинается массовая жилищная застройка. В свою очередь здание храма до последнего остается единственной ценной постройкой первой четверти XIX в. Храм был возвращен РПЦ только в марте 1990 года.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва)

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких расположена в с. Верховский Погост (Верховье) Вологодской области. По официальным данным деревянная церковь была построена приблизительно между 1601 и 1700 гг., при этом даже приблизительный год утраты деревянной постройки неизвестен. По имеющейся информации уже в 1876 году Верховская Богородицкая церковь была каменная и имела престолы: в честь Рождества Пресвятой Богородицы — главный, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святого Николы Мирликийского, великомученицы Параскевы Пятницы. Также имеется информация о разрушении деревянной церкви в честь святителя Николы, которая была построена и освящена в 1748 году. В открытом доступе лишь упоминается о Верховской Зосимо-Савватиевской деревянной церкви XVII века.

Богородицкая церковь в Верховье. Фото из журнала «Мир искусства»

Отдельного внимания заслуживает храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в городе Сергиев Посаде. Шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, была возведена в 1635–1637 годах стараниями келаря Александра (Булатникова). Церковь расположена при больничных палатах, что также имеет определенную роль. По некоторым данным, множество больничных храмов посвящены именно Зосиме и Савватию Соловецким, что свидетельствует о целительной силе их молитв перед Богом. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. Сегодня храм и палаты представляют собой комплекс разновременных сооружений, поставленных на месте старой больницы 1552 года.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад

Старообрядческих храмов, освященных в честь Зосимы и Савватия Соловецких, нет.

Необходимо отметить, что жизнеописание и наследие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких настолько велико, что с трудом может быть описано в одном тексте, не превышая при этом сотни страниц. Именно по этой причине сегодня существует множество исследований и эссе, описывающих разные стороны наследия преподобных. В этой же статье автор попытался сделать небольшой экскурс, который привлечет особое внимание читателя к персонам Зосимы и Савватия Соловецких, а также к их наследию.

Библиография:

  1. Соборы ру. Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru
  2. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН http://lib.pushkinskijdom.ru
  3. Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru

Марина Малафеева

Конец ХVI – начало ХVII
Дерево, темпера
Происходит из старообрядческой моленной Даниловского толка поморского согласия
(имена в переводе – сильный жизнью, (17 апреля; 4 июня); субботний, (27 сентября))
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь этим вниманием, преподобный Савватий отправился на Валаам. А потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий скончался.
Родители преподобного Зосимы были крестьянами села Толвуя на Онежском озере. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел. Юный инок стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной монашеской жизни. В поисках уединенного места Зосима отправился на побережье Белого моря в устье Сумы. Здесь он встретил преподобного Германа, с которым вместе удалиться около 1436 года на один из Соловецких островов. Утром преподобному Зосиме было видение дивной церкви на воздухе. Кроме того, преподобный Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество преподобного Савватия, что тут будет обитель. Сподвижники построили келию, начали возделывать и засевать землю. Поздней осенью преподобный Герман поехал на берег за необходимыми припасами, но из-за непогоды не смог вернуться. В полном одиночестве преподобный Зосима провел зиму на острове. Припасы его кончились, ему угрожала голодная смерть. Но случилось чудо. Однажды, неведомые люди принесли ему корзину с едой. Весной вернулся преподобный Герман с рыбаком Марком, который стал жить с ними и после стал монахом. Они привезли запас пищи и снасти для рыбной ловли. Когда на острове собралось несколько отшельников, братия воздвигли церковь в честь Преображения Господня на том месте, где преподобный Зосима видел чудесный свет. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. По просьбе братии святитель Иона, архиепископ Новгородский, прислал в новосозданную обитель игумена с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитому Соловецкому монастырю. Когда присланный игумен, не выдержав пустынной жизни, вернулся в Новгород, то братия избрали игуменом монастыря преподобного Зосиму. Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Святые мощи были положены в особой часовне, где была помещена и икона его, написанная купцом, служившим ему при его кончине. Здесь стал проводить преподобный Зосима каждую ночь, прося преподобного Савватия быть руководителем его братии, ходатаем за них пред Господом.
Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III бояpе были казнены.
Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб. Перед своей кончиной он избрал игуменом обители ученика своего Арсения и заповедал ему блюсти заповеди Господни и устав монастырский неповрежденными и обещал духом пребывать с ними. Отечески простившись с каждым иноком и благословив их он скончался 17 апреля 1478 года. Святой преподобный Зосима был погребен за алтарем Преображенского храма. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.
Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с пpеподобным Савватием являлись вместе, помогая бедствующим и гибнущим в моpской пучине pыбакам. Преподобный Зосима также является покровителем пчеловодства и хранителем пчел, его даже именуют «пчельником». К святому угоднику прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.
Святые канонизированы в 1547 г. при митрополите Макарии.
Изображение святых на экспонируемой иконе рубежа XVI – XVII вв. молящимися образу Богородицы «Знамение» – древнейшая черта ранних изводов композиции.

Рязань кланяется Соловецким пчельникам

«В Музее пчелы, что находится в райцентре Рыбное, собрана одна из интереснейших коллекций об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли. В музее вам непременно покажут чеканку с ликами монахов Соловецкого монастыря святых Савватия и Зосимы, которые считаются покровителями отечественного пчеловодства. Посетители с интересом осматривают памятники пчеловодства, которыми пользовались наши предки сотни лет назад. Тут уникальные, с затейливой резьбой терема-колоды «царь», «царица», «царевна». С ними соседствуют первый в мире рамочный улей Петра Ивановича Прокоповича, первые медогонки.» (Анатолий Жолобов. Спасибо вам, Савватий и Зосима. Сельская жизнь, Москва, 02.11.2000)

«Суета праздничных церемоний не располагает к знакомству с таким замечательным существом, как пчела. Лучше это сделать в тиши музея института, где собрана одна из крупнейших в мире коллекция экспонатов, рассказывающая об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли. Когда войдете в музей, обязательно поприветствуйте святых Савватия и Зосиму, изображенных на медной чеканке. Эти два монаха Соловецкого монастыря считаются покровителями российского пчеловодства.» (Дмитрий Соколов. Пчеловод — звучит современно. Рязанские ведомости, Рязань. 04.10.2000)

Зосима и Савватий Соловецкие — покровители и защитники русских пчёл

«Святой Савватий считается в народе покровителем пчел и пчеловодства. Он и святой Зосима (друг и сподвижник Савватия) почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. «Без Бога — ни до порога, а без Зосимы — Савватия — ни до улья». Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям.» (Автор не известен. Православие день за днем. Российская книжная газета (приложение к Российской газете), Москва. 12.11.2002)

Зосима-пчельник не Зосима Соловецкий

«Зосима-пчельник. В народе смешивают этого мученика раннего христианства с Зосимой — игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом. Говорили: «На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать», «Без Зосимы-Савватия пчелы пролетят мимо», «Зосима пчел растит, меду наливает». Примечали: когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь… Пчелу считают Божией угодницей, она доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника.» (Автор не известен. Народный календарь. Крестьянская Россия, Москва, 28.06.2004)

Поделиться в социальных сетях

О святых покровителях русского пчеловодства

У русского народа покровителями пчеловодства считались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. По народным преданиям, с ними связывали появление пчел на Руси из заморских стран. Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской) с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П. Рожнова, 1992). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т. Павлевский, 1899). Икона с изображением этих святых являлась неотъемлемой принадлежностью многих пасек.

Вот и пчельник деда Клима:

Хатка, садик и прудок —

И угодника Зосима

Над калиткой образок…

(И.3. СУРИКОВ. «ДЕД КЛИМ»)

«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В. Иванов и В.Н. Топоров (1982) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой пережитки «языческой эпохи с ее культами пчелиного бога, подлинное имя которого утрачено» у славян, и в частности у русских. Вместе с тем этот образ отождествлен народом с конкретными историческими лицами.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, учеником его основателя. После продолжительного пребывания в обители, в поисках «безмолвного» жития Савватий уходит в малочисленный Валаамский монастырь. Однако он здесь также не находит удовлетворения и ищет уединенное место на Карельском берегу. От местных жителей Савватий узнает об островах на Белом море, знакомится с пустынножителем Германом, ранее бывавшим на них. Они вместе, преодолев двухдневный путь морем, в 1429г. приезжают на Соловки. Подвижники поселились около горы Секирной, поставили крест и келию и прожили на пустынном острове шесть лет. После отъезда Германа на Онегу Савватий почувствовал себя плохо и переправился на Карельский берег, где вскоре умер в деревне Сороки 27 сентября 1435г.

Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватий, их жизни на Соловецких островах. В 1436г. Зосима вместе с Германом отправились на Соловки. Вскоре вокруг них собрались последователи. В 1452г. образовавшаяся община выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1465г. он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Зосима умер в 1478г. В 1547г. Зосима и Савватий канонизированы Собором и причислены к лику святых.

В хозяйственной деятельности организованного Соловецкого монастыря, судя по имеющимся материалам, пчеловодство в XV—XVIвв. отсутствовало. Патерик Соловецкий, XVII в., описывая жизнь первых монахов-поселенцев, указывает, что они «тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся». Согласно описи 1549г., в обители были три скромные деревянные церкви, скотный двор, три соляные варницы, три мельницы, рыболовные тони, двадцать судов. Наибольший расцвет Соловецкого монастыря пришелся на середину XVIIв. К этому времени он, по словам патриарха Никона, становится третьим по значению на Руси и «великой царской крепостью» (В.Ф. Андреев, 1986; В.В. Скопин,1991г.).

О пчеловодстве нет упоминаний и в актах Соловецкого монастыря за XV—XVI столетия. Необходимые продукты закупались на стороне. Так, в государевой грамоте от 29 января 1559г. (№241) записано: «От царя и великого князя Ивана Васильевича …Прислал к нам бити челом Соловецкого монастыря игумен Филипп з братьею монастырского слугу Трофимку Моисеева, а сказывает: Надобе деи им купить в Великом Новгороде и на Вологде, и по иным городам запасу на монастырский обиход на год… по двести пуд меду… и воску» …Однако в XIX веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб которого сохранился до настоящего дня (В.В. Скопин, 1991г.).

Хотя Е. Каратыгин (1898) пишет, что преподобные Зосима и Савватий «учили вести пчеловодство на дальнем севере, в Соловецком монастыре», сведений об этом нет. Да и вряд ли это было возможно в период освоения незаселенных Соловецких островов, которые использовались до этого лишь местными рыбаками как временная перевалочная база. Основным богатством Соловецкого монастыря с момента его создания и на протяжении всего времени существования были рыба, промысел морского зверя, соль, лес. Мед, воск поступали в XV—XVIIвв. в основном из Новгорода и Вологды, где существовали крупные подворья этого монастыря. В своем высказывании Е. Каратыгин повторил бытовавшие в народе представления о роли этих святых в развитии пчеловодства. К этой же мысли приходит и известный отечественный историк Н. Костомаров (1907): «Соловецкий монастырь всегда отличался богатством и гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со всех концов России. Имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных и уважаемых. Неизвестно почему в народном благочестии оба эти святые считались покровителями пчеловодства». Не установил связи святых с пчеловодством и известный специалист отрасли С.А. Розов (1972). Он считал, что объявление преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства произошло во время правления царя Алексея Михайловича.

В это время имелись и объективные причины в необходимости появления покровителей пчеловодства. В XVIIв. на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства, где гнезда разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, к скоплению их на ограниченном участке пасеки потребовал не только изменения отдельных приемов пчеловождения, но и увеличил угрозу заболеваний, массовой гибели пчел. Уверенность, психологическую поддержку народ искал прежде всего в образах святых, и, вероятно, этот момент и определил широкое признание преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства.

Необходимо также учитывать, что XVIIв. Является эпохой реформы патриарха Никона, когда было проведено сличение и устранены накопившиеся за многие столетия разногласия в западном и восточном православии. От работающих над исправлениями не могло укрыться, что у западных славян покровителями пчеловодства являются святые Зосима и Пахомий. Сравнительно недавно при раскопке старой болгарской столицы в Тырнове была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу XIVв., с текстом молитвы-заговора на одной стороне, обращенного к этим святым: «Увидел (святой Зосима) пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает — в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: Здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от (имени) святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети… при Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима… умножи… благо…» (И. Петков, 1990).

Православный календарь в отношении личности Пахомия не оставляет никаких сомнений. Ко времени написания текста этой молитвы на табличке был известен преподобный Пахомий Великий (292—348/349 г.), празднование дня которого отмечается 15(28) мая. Преподобный Пахомий в молодости служил в войсках императора Константина на территории Египта. В 315г. он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню, где проводит 10 лет. В 325г. на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого возникают еще пять других, в том числе один женский, управляемый его сестрой. Преподобный Пахомий, осуществляя общее руководство этими монастырями, впервые формулирует устав келлиотского (живущего своим трудом) монастыря на основе завета апостола Павла: «Кто не работает, тот не должен есть» (Н. Тальберг, 1991 ; Ю.Н. Бураков, 1991, и др.). Конечно, как первые, так последующие монастырские хозяйства, живущие по келлиотскому уставу, должны были меть пасеки, учитывая необходимость обеспечения себя воском для свечей. Возможно, они были созданы Пахомием при монастырях, читывая традиционность пчеловодства в Египте.

Значительно труднее установить личность Зосимы, покровителя пчел. Его имя упоминается православном календаре девять раз и относится к различным лицам, жившим во II—VIIвв. Наиболее вероятно, речь идет о преподобном мученике Зосиме (III и IVвв.), день которого церковь отмечает 4(17) января. Во всяком случае, народный месяцеслов эту дату также связывает с Зосимой — покровителем пчеловодства (Г.Д. Рыженков, 1991).

Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, произошло не ранее XI—XIIвв., после разделения церкви на православную и католическую в XIв. Оно происходило самостоятельно в различных странах. У многих народов Европы, исповедующих католицизм, покровителем пчеловодства являются святой Амвросий (Амбросий) — епископ Медиолана (Милана), живший в 340—397гг.; в Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета (Е. Крейн, 1983), а в православной Грузии чтили святого Георгия.

Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми происходил постепенно в различных странах. На территории России такими покровителями в XVIIв. стали местные святые Зосима и Савватий, вытеснившие ранее существовавших у западных славян покровителей Зосиму и Пахомия. При этом сохранились первое имя и число святых. Следует отметить аналогию в лице покровителей коневодства в России — святых Флора и Лавра. На выбор преподобных Зосимы и Савватия в качестве покровителей пчеловодства в нашей стране оказал большое влияние не только расцвет Соловецкого монастыря в XVIIв., но и поразительный для народа факт возможности содержания пчел на севере страны. Очевидно, впервые эта идея была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и в свое время жил Савватий. Совпадения дат памяти этих святых в православном календаре с необходимыми в северных широтах приемами выставки и постановки семей пчел в зимовники как бы подтверждали значимость святых Зосимы и Савватя как покровителей пчеловодства.

О.Ф. ГРОБОВ «Пчеловодство» №9 за 1993г.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *