«Знамение» из церкви в Дубровицах

Новгородская икона Божией Матери «Знамение» – одна из наиболее почитаемых в нашем народе. Это главная святыня русского Севера.

Иконы типа «Знамение» появились на русской земле очень рано, а именоваться так стали после чуда, произошедшего в Новгороде в 1170 г.

Это было время, когда Русь раздирали междоусобицы. Объединенные полки русских князей двинулись на вольный Новгород, чтобы покорить его. Все новгородцы денно и нощно молились об избавлении города, архиепископ Новгородский Иоанн во время молитвы перед образом Господа нашего Иисуса Христа услышал голос: «Иди в церковь Святаго Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных».

Отслужив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Иоанн в присутствии молящихся вознес икону Божией Матери на городскую стену. Когда полки, окружившие Новгород, начали приступ и осыпали защитников градом стрел, одна из них попала в святой лик Пречистой. И обратилась икона лицом к городу, а из глаз Богородицы потекли святые слезы, оросив облачение архипастыря. «О великое и преславное чудо! Не суть то слезы, но милостивое знамение», – восклицает летописец.

Так осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном об избавлении города.

Неразрывная связь с Чудом иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы

В тот же миг непонятный страх объял нападавших, и новгородцы стали преследовать неприятеля, обратившегося в бегство.

Празднование в честь иконы владыка Иоанн установил 10 декабря. В конце XV – начале XVI в. чудотворный образ получил наименование «Знамение» (в значении «знак милости Божией»). Он широко почитался и в последующие столетия, став общерусской святыней. Икона «Знамение» – строго фронтальное поясное изображение Богородицы, поднявшей руки в молитве (иконографический тип «Оранта»). На груди Богоматери – медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне иконы – святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна – надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась. От живописи XII в. сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте.

В 1352 г. по молитвам перед этой иконой получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за неисчислимые милости и благодеяния, подаваемые Богородицей, новгородцы построили в 1356 г. церковь Знамения Пресвятой Богородицы, куда была торжественно перенесена чудотворная икона. Этот храм впоследствии стал собором Знаменского монастыря.

В середине XV в. в Новгороде была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами», которая послужила образцом для других икон, написанных на эту тему. Специалисты сравнивают этот образ с «Похвалой Знамению», созданной иеромонахом Пахомием Сербом. В честь иконы Богоматери «Знамение» написаны два канона. Первый был составлен около 1140 г. иеромонахом Пахомием Лагофетом, приехавшим на Русь с Афона.

«Знамение из Софийского собора Новгорода» «Битва новгородцев с суздальцами». ГТГ

В годы советской власти икона «Знамение» хранилась в Новгородском музее, в настоящее время она находится в новгородском Софийском соборе, где возобновлены богослужения. На протяжении XII–XIX вв. с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по свей России; самые известные из них: Абалацкая (главная святыня Сибири), Царско-сельская (в Знаменской церкви Царского Села; считалась семейной святыней дома Романовых), Серафимо-Понетаевская (главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря).

В церкви Знамения Пресвятой Богородицы усадьбы Дубровицы находится икона, написанная около 150 лет назад. Этот образ особо почитается прихожанами: еженедельно перед иконой служатся молебны с чтением акафиста.

Взирая на святые иконы Небесной Заступницы, верующие люди испрашивают милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.

До 1169 г.

12. Богоматерь Знамение. Оборот — Апостол Петр и мученица Наталия

До 1169 года. 59×52,7. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород .

Из церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Лицевая сторона иконы с изображением Знамения почти полностью утрачена и написана заново. На оборотной стороне много утрат и потертостей красочного слоя. Лучше всего сохранилось лицо апостола Петра. Изображение Знамения, восходящее к образу Богоматери Влахернитиссы, особо почиталось новгородцами и рассматривалось ими как своеобразная эмблема города и как его палладиум. См.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери, т. II, с. 116–117; Frolow A. Le Znamenie de Novgorod, l’évolution de la légende. — «Revue des études slaves», XXIV, 1948, p. 67–81; XXV, 1949, p. 45–72; Grabar A. L’iconoclasme byzantin. Paris, 1957, p. 253–255; .

Литература:

  • Живопись домонгольской Руси 1974. Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 51-54, кат. № 8.
  • Смирнова 1995. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы богородичной иконографии XII в // Древнерусское искусство. Балканы. Русь . — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 288–310.
  • Стерлигова 1995. Стерлигова И. А. Новгородские кратиры и икона «Богоматерь Знамение». Некоторые проблемы иконографии // Древнерусское искусство. Балканы.

    Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

    Русь . — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 311–323.

  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 38, 166, № 12.
  • Иконы Великого Новгорода 2008. Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008. — Кат. № 3, стр. 89-99.
  • Искусство Великого Новгорода 2016. Искусство Великого Новгорода. Эпоха святителя Макария. — СПб.: Palace Editions, 2016. — Илл. 19.

Новгородская икона Божией Матери «Знамение»

Трудно найти в средневековой Руси какой-либо иной художественный центр, который мог бы сравниться с Новгородом по древности своей истории, непрерывности развития и масштабу сохранившегося культурного наследия. Особенности новгородской живописи в ее необычайной суровости, величественности, в исключительной скупости художественного языка. Эти качества присущи уже наиболее ранним памятникам христианского искусства Новгорода, его зодчеству и иконам, образцы которых известны начиная с XI века. Среди различных видов живописи в Новгороде едва ли не самое важное место занимала иконопись.

Самые ранние из сохранившихся новгородских икон происходят их Софийского собора и исполнены, вероятно, сразу после окончания его строительства около 1050 года. Это наиболее древние из дошедших до нас икон, т. к. Киев и другие русские города в результате многократных разорений утратили свое убранство, иконы были уничтожены.

Иконы «Спас на престоле» («Спас Златая риза») и «Апостолы Петр и Павел» из Софийского собора имеют совсем особую иконографическую программу, не встречающуюся нигде в византийском мире и созданную, вероятно, специально для Руси.

Следующая по времени группа новгородских икон дошла до нас от первой трети XII века, когда после почти полувекового перерыва в Новгороде возобновилось строительство каменных храмов. Приблизительно во второй четверти XII века в художественной культуре Новгорода происходит существенный перелом. В соответствии со стилистическими изменениями, наметившимися в византийском искусстве, масштаб форм в местной живописи становится относительно умеренным, а образы — более эмоциональными и экспрессивными. Несмотря на то, что дошедшие до нас новгородские иконы этого времени происходят, вероятнее всего не из Софийского собора, а из более скромных городских храмов, они без сомнения, пользовались в Новгороде особым почитанием и поэтому были увезены в XVI веке в Москву. К их числу относятся иконы «Спас Нерукотворный» из церкви Святого Образа и «Ангел Златые власы». Многие из ранних новгородских икон еще в древности приобрели значение исторических реликвий, а после переноса в Москву стали своего рода общенациональными святынями.

Центральными памятником новгородской иконописи второй половины XIII века является икона «Святитель Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях», исполненная в 1294 году Алексеем Петровым для Никольской церкви на острове Липно. Святитель Николай, самый почитаемый святой на Руси, представлен как заступник всех христиан, как надежный защитник.

Вторая половина XIV века была исключительно плодотворным временем для новгородского искусства. Один из главных памятников 30–40 годов XIV столетия — иконы из праздничного ряда иконостаса Софийского собора. Их пришлось писать в связи с ремонтом храма после большого летнего пожара 1340 года.

На рубеже XIV–XV веков в культуре византийского мира важнейшее значение получает новый вариант позднепалеологовского стиля. Спокойные, незатесненные композиции, стройные фигуры, задумчивые лики, ритмичные, округлые контуры, согласованные оттенки мягко светящихся красок передают гармонию небесного мира. Восприятие нового стиля в Новгороде шло, в сравнении с Москвой, медленнее, а его воплощение в новгородской культуре XV века отличалось самостоятельностью и послужило толчком к исключительно интенсивному развитию местной иконописи, принесшей новгородскому искусству наибольшую известность. Поскольку сохранившиеся новгородские иконы первой половины XV века исполнены в ведущих мастерских, они с наибольшей достоверностью отражают оригинальный путь развития местной живописи. Так, «Сошествие Святого Духа» из Духова монастыря — это плоть от плоти новгородской иконописи конца XIV столетия, с ее глубоким, чуть приглушенным колоритом и мерцанием тонкого золотого ассиста на одеждах.

Современные знания о развитии русской живописи в XV столетии позволяют заметить, что первые десятилетия после падения Византии, т. е. приблизительно третья четверть XV века, стали временем сложения того гармоничного стиля, который опирался на традиции искусства Андрея Рублева и его круга, но в изменившейся ситуации приобрел новые качества. Русскому искусству третьей четверти XV века свойственны лаконичность контуров и их тонкий ритм, сдержанные движения и скупые жесты, стилизация очертаний фигуры, в которых слабо выявляются анатомические закономерности, всегда соблюдавшиеся в византийской традиции. Новгородские иконописные произведения конца XV века со всей ясностью показывают бережное сохранение византийской и местной традиции, воспроизведение древних иконографических схем и канонов, а также живописных приемов, сложившихся в Новгороде.

* Издательство предоставляет скидки постоянным покупателям.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *