главная > иконы Страсти Христовы > икона Воскресение Христово

Икона Воскресение Христово

Икона «Воскресение Христово» является изображением важнейшего для всех христиан события — Воскресение Христа, произошедшее на третий день после Его распятия. Икону «Воскресения Христова» можно назвать главной христианской иконой, поскольку без Воскресения Христова не было бы и христианства, без этого чудесного события оказался бы утрачен смысл жизни любого христианина.

Икона «Воскресения Христова» именуется также как икона «Сошествие во Ад». Сама икона отображает два важных события: Воскресение Христа и Его Сошествие в Ад для освобождения праведников, оказавшихся в плене у самого сатаны. Символический смысл иконы очень глубок, она показывает, что Христос не только Сам Воскрес, но и одновременно является Воскресителем всего человечества.

На иконе «Воскресения» изображается Христос в ореоле Славы, стоящий на сломанных вратах ада. Доски от врат образуют собой Крест, что символизирует Воскресение через Крестную Смерть. Сам Спаситель тоже держит в руках крест. Иисус, наклонившись, протягивает руку праотцу Адаму и выводит его из Ада. Ева же припадает к ногам Иисуса. Также возле Спасителя изображаются выводимые Им из заточения Сатаны другие ветхозаветные праведники и пророки. Такое изображение является символом спасения человечества, символом упразднения духовной смерти для всех готовых раскаяться и встать на праведный путь христианства.

Храмы, соборы и церкви, названные в честь Воскресения Христа, есть во всем мире. В России известно примерно 500 таких храмов, соборов, церквей и монастырей. Икону «Воскресения Христа» (или же «Сошествия в Ад») можно встретить едва ли ни в каждом христианском храме, церкви и соборе.

Иконография «Воскресения Христова» древних лет значительно отличается от более поздних изображений Воскресения. Связано это с тем, что иконописцы не имели Евангельского описания события, поэтому разные художники-иконописцы писали иконы по-разному. Древнехристианские авторы часто использовали ветхозаветные прообразы. В ранневизантийской иконописи соединились изображения евангельского повествования с изображением гробницы Спасителя. Несколько позднее «Воскресение» стало изображаться как «Сошествие во Ад» для спасения душ. Первая такая композиция датируется XII веком. В русской иконописи в то же время возникают два сюжета написания иконы: сам момент Воскресения Христа из гроба и Его Сошествие в Ад.

Пасха (Воскресение Христово) — это важнейший из великих христианских праздников. Празднование Пасхи проводится в первое воскресение после первого весеннего полнолуния. Вообще Пасха празднуется всю неделю, и каждый день именуется Светлым.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Пасхальной Неделе предшествует строгий пост. В день Воскресения Христова в церквях и храмах проходит торжественная служба, начинающаяся в полночь. Символом чуда Воскресения, которым обмениваются верующие в праздник Пасхи, является пасхальное яйцо.

Перед иконой «Воскресения Христова» просят о чем угодно. Все о чем молящийся, с чистым сердцем и помыслами, не попросит у Господа пред образом Его, будет ему дано.

Воскресение Иисуса. Мария Магдалина пришла к пещере, где лежал Иисус. Стояло раннее утро. Было тихо. Кто-то уже отодвинул тяжелый камень от входа. Мария вошла внутрь. Но в пещере было пусто. Где же Господь?

Картинка 5 из презентации «Пасха»

Размеры: 600 х 450 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока праздников щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Пасха.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 3559 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему картинки

«Вербное воскресенье» — Верба стала символом одного из важнейших праздников христианского календаря – Пальмового, а у нас – Вербного воскресения, предшествующего Пасхе. Освящённую вербу хранили в самом важном месте – возле икон. История Вербного воскресенья начинается с Входа Господня в Иерусалим описанного в Евангелии от Матфея.

«Иисус Христос» — В Великую пятницу Иисус Христос был распят на кресте на горе Голгофа. Пилат позволил. Яйца Фаберже. Похоронили Иисуса в пещере и привалили к отверстию большой камень. Лоскутная аппликация. И сотни людей со всего света потянулись посмотреть на воскресшего господа. Весть о воскресении Христа Мария Магдалина решила донести до императора Тиберия.

«Праздник Пасха» — День Светлого Христова Воскресения. Обычай красить яйца. Как расписать яйца. Великий пост. Вербное воскресенье. Великая пятница. Поделки из яиц к пасхе. Как приготовить пасху. Жизнь птенца. Пасхальные гуляния. Куличи. Любимые пасхальные игры. Пасха. Воскресенское яйцо. Исчисление Пасхи. Пасха — главный христианский праздник.

«Урок Пасха» — Как отражается главный праздник христиан в творчестве художников и поэтов? Тема проекта: «Пасха – светлый праздник». План урока: Поиск информации, справочной литературы. Почему Пасха – главный праздник Христиан? Работа в паре. Каковы пасхальные традиции, символы, атрибутика? Предмет: «Основы православной культуры» 4 класс Урок 8: «Пасха».

Иконы Воскресение Христово

«Пасха на Руси» — Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Пасха является также самым первым христианским праздником. Непосредственно празднование начинается с участия в пасхальном богослужении. К Пасхе готовятся заранее. Печется пасха в четверг перед праздником. Христианская пасха. Пасха — праздник Светлого Христова воскресения.

«Празднование Пасхи» — Освященная верба. Церковь. Христос воскрес. Служба. Человек. Пасхальное поздравление. Мария Магдалина. Традиция. Мальчики. Пасха. Важнейший праздник. Пасхальный пир. Празднование Пасхи. Воскресенье.

Пасха

18 презентаций о Пасхе

Воскресение Христово в иконописи

Христос воскресе! – Воистину воскресе!

Какие образы и ассоциации рождает это долгожданное пасхальное приветствие в нашем сознании? Крестный ход со свечами под огромным куполом ночного неба, – не задумываясь, ответит каждый, – красные ризы священно- и церковнослужителей , радостное пение, взаимные приветствия с возгласами «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!» – дарующие счастливую возможность поцеловать понравившуюся тебе девушку. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и затейливо расписанные яйца, румяные куличи с крапинками изюма, пахнущие ванилью творожные пасхи, освященные накануне заботливой бабушкой.

Да, но ведь это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый читатель. – Мне же хочется знать, почему величайшее христианское торжество Светлого Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Ведь так называется ветхозаветный праздник, установленный еще за тринадцать веков до Рождества Христова. Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть, притом умереть позорной – «рабской смертью», как римляне называли распятие? Почему Бог предал своего Сына на оплевание, заушение и поругание неблагодарной черни и грубых солдат? Разве нельзя было установить Новый Союз-Завет с людьми по-иному? Как соотносятся, наконец, с этим одновременно страшным и радостным событием милые пасхальные традиции: крашеные яйца и куличи?

Икона: Пасха Христова

Попытаемся, насколько это возможно, проникнуть в великую тайну пасхального богослужения.

^ Прообразы: «Пасха земная».

Постарайтесь хотя бы перелистать страницы библейской книги Исход, и Вас наверняка поразят исполненные эпического величия события, в память которых и был установлен этот главный праздник еврейского календаря. Она рассказывает о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») навел на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка), помазывает его кровью дверные косяки, а само запеченное на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.

Так в ночь с 14/15 весеннего месяца нисана (т. е. в полнолуние), во 2-й половине XIII в. до Рождества Христова совершился исход из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником, – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. песах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент ночи, когда поражающий Египет Ангел, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских. Исторический характер Пасхи подчеркивался особыми молитвами и рассказом о ее событиях, а также ритуальной трапезой, состоявшей из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизировало горечь египетского рабства и сладость обретенной свободы, а пресный хлеб напоминал о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Икона: Пасха Христова

Ночь Исхода стала вторым рождением народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над духовным рабством совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, кто в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

^ Исполнение: «Пасха небесная».

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской Пасхе и, завершая ее исполнением заложенного в ней Божественного замысла, тем самым ее упраздняет. Ветхий (старый) Союз-Завет сменяется Новым. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – новый Агнец, закланный «от создания мира». Поэтому в ритуале ветхозаветной Пасхи раскрываются следующие основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казненных следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но «подойдя к Иисусу, увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног… Ибо произошло это, да исполнится Писание: "Кость Его да не сокрушится"» (Иоанн 19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.

Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. «Пасха наша – принесенный в жертву Христос», – говорит ап. Павел (1 Кор 5-7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям» (св. Иоанн Златоуст).

^ Как мы были спасены?

Спасение (греч. сотериа, лат. salus) – это предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла – как морального («порабощенности греху», – Рим 7:14), так и физического (страдания и самой смерти). Спасение является конечной целью религиозных усилий человека и высшим даром со стороны Бога.

Икона: Пасха Христова

Идея спасения в ветхозаветном иудаизме сначала вещественна: освобождение от египетского рабства (XIII в. до н. э.), возвращение из Вавилонского плена (538 до н. э.), долголетие, многодетность и удача. Одновременно нарастают нравственные условия спасения: это «мир» и «справедливость» (Ис 2:9 и сл.). Поскольку спасение целостно и обнимает всё бытие человека, оно не может ограничиться лишь сферой земной жизни, но требует для себя веры в загробную жизнь и воскресение, веры в «будущий мир», где оно завершится. Эту веру выражают библейские авторы II в. до н. э. (Дан 12:2-3; 2 Макк 7:9 сл.; 14:16). Такое целостное спасение – свободный дар Бога, Который (в Своей единственности) является не просто Богом, могущим иногда, по Своему произволению, сообщить кому-либо спасение, но Он Сам по Своей сущности – «Спаситель» для верующих в Него (Псалом  26:1-2; 50:16; 78:9; Сирах 51:1).

Всеобъемлющее спасение не могло быть достигнуто в истории древнего («ветхого») союза-завета, заключенного Богом с одним народом и имевшего характер временный и подготовительный: при наступлении «полноты времен» (Гал 4:4) он сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена. Ранее Бог подготавливал и через пророков возвещал, теперь же совершил спасительное для всех воплощение Своего Сына («Она родит Сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет Свой народ от грехов», – Мф 1:21). Неудивительно, что синонимом Его личного имени Иисус (греческая передача евр. Йешуа – «Бог спасает») и как бы вторым именем становится слово Спаситель (греч. Сотэр, слав. Спасъ). Учитывая значение греческого слова сотериа, термин Спаситель можно перевести как Целитель и Врач.

Православное богословие рассматривает приход Бога в мир людей как искупительное средство врачевания от пагубных последствий грехопадения. «Если кто-либо из неверных вопросит тебя: Для чего был распят Христос?», – то ответь ему: «Дабы распять диавола». А если скажет тебе: «Зачем Господь был повешен на древе?», – то скажи: «Дабы изгнать грех, проникший в рай через древо. <…> Человеколюбец Иисус восхотел уврачевать Свое создание и для нас претерпеть всё, дабы избавить нас от осуждения» .

Своими собственными силами человек не мог преодолеть глубочайшее отчуждение от Бога, ибо страшный удар (грехопадение) расколол его естество сверху донизу – от высшего сознания до телесной природы. Сохранив в себе, как основу своего существа, образ Божий, человек утратил способность осуществить в себе подобие Божие. Поразившая человечество болезнь оказалась смертельной: накапливающееся в мире зло вело его к окончательной гибели. Теперь исцеление и спасение зараженных грехом потомков Адама означало по существу новое творение человека. Оно совершилось через крестный подвиг Сына Божия, восприявшего в Себя всю полноту психофизической природы человека и ставшего «Вторым Адамом», имевшим силы восстановить в первоначальном достоинстве природу Первого Адама» (т.

Пасха в картинах и иконах

е. всего человечества). Умерев плотью, Он умертвил с Собой и всю ветхозаветную (смертельно больную) человеческую природу. Воскреснув затем в той же реальной плоти (Лк. 24:39), Он совоскресил с Собой к новой жизни и всю человеческую природу, сообщив ей потенциальную способность к просветлению и обожению (греч. тэосис).

Икона: Пасха Христова

Важно учитывать, что первый христианский ученый богослов, ап. Павел, говоря о т. н. «предопределении», «имеет в виду только спасаемых (Рим 8:29-30; Еф 1:5, 11), но отнюдь не погибающих. Никогда и нигде он не говорит о предопределении к погибели. <…> Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим 2:4), и предопределение ко спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией сделать всё необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей» .

После вознесения Иисуса Христа новая человеческая природа (через нерасторжимую связь со Вторым Лицом Святой Троицы) оказывается воспринятой в глубины внутрибожественной жизни. «Человека, который был ниже камней, Христос поставил выше ангелов, архангелов, престолов, господств» (Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам,  5). Перспектива человеческой участи уходит вверх и в бесконечность, которая есть Бог: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи; но ещё не открылось, что будем!» – в восторге восклицает апостол Иоанн (1 Ин 3:2).

Этот положительный аспект идеи спасения лежит в основе динамичной христианской цивилизации, стремящейся создать предельно возможные условия для свободного развития постоянно совершенствующихся социальных институтов и конкретной личности, и в конечном итоге определяет собой понятие «прогресса».

«Воскресение Христа» (итал.&#160;Resurrezione)&#160;— фрескаПьеро делла Франческа, выполненная им около 1460 года. Находится в художественном музее Борго-Сансеполькро (Тоскана)&#160;— родного города художника.

Фреска была заказана городом для украшения ратуши. Тема Воскресения для росписи, вероятно, выбрана неслучайно: название Sansepolcro переводится как «Святая Гробница». Она изображена на гербе города. Отсутствие описания в Евангелии сцены Воскресения даёт художникам полную свободу в её интерпретации.

Версия Пьеро делла Франческо статична. Иисус представлен ещё не освобождённым от «земной, физической телесности». Он стоит в центре композиции в розовой тоге, не скрывающей раны, со знаменем — символом Воскресения. Его «атлетическая» (по определению О. Хаксли), неподвижная фигура доминирует над четырьмя спящими солдатами, их глубокий сон&#160;— это сон человеческого духа, которого не коснулось божественное озарение. Пейзаж за спиной Христа символически разделён на две части: слева&#160;— зимние чёрные ветви, голая земля, справа&#160;— весенние деревья, покрытые листвой, трава. Это напоминание о спасении и новой жизни, начинающейся с Воскресением Иисуса.

Около двух столетий фреска находилась под слоем штукатурки. Когда штукатурка была удалена, оказалось, что произведение Пьеро делла Франческо хорошо сохранилось&#91;1&#93;. В начале XX века многие из путешественников по Италии заезжали в провинциальный Сансеполькро, чтобы выразить дань своего восхищения знаменитой фреске. Был среди них и русский искусствовед П. П. Муратов:

Чисто флорентийскому энтузиазму остался предан художник в этих трудных и разнообразных позах уснувших воинов. Кто мог бы так верно найти изгиб спины у солдата в зеленом плаще и красноватом шлеме или с такой силой посадить великолепную римскую голову на мощную шею следующего воина и с такой чуткостью передать напряженность его правого плеча. В четырех этих фигурах флорентийское кватроченто, поглощенное фигурной страстью, нашло одно из высших своих достижений. Но с неизвестной Флоренции впечатлительностью чувствовал Пьеро, кроме того, значение отдельных красок&#160;— зеленой, алой, лиловой и золотисто-коричневой, красок одежд&#160;— и общую их гармонию, их «сгорание» в жемчужности и серебре рассвета. Дыхание каких-то безмерностей мира, природы, ощущаемой так, как ощущали её лишь древние, господствует здесь над всем: над формальной темой фигур и даже над темой христианского воскресения.&#91;2&#93;

Олдос Хаксли, назвавший эту фреску «самой прекрасной живописью в мире», косвенно спас «Воскресение», а с ним и город Сансеполькро. Во время Второй мировой войны британский капитан Энтони Кларк прекратил обстрел города, вспомнив эссе Хаксли и его слова о «Воскресении Христа». К тому времени немецкие части уже оставили Сансеполькро.

Истории фрески посвящена 15-я серия британского телесериала «Частная жизнь шедевра» (The private life of a masterpiece, 2004 год).

Примечания

Литература

  • Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства.

    Иконография Воскресения Христова

    — М.: Омега, 2007. с. 338—330 ISBN 978-5-456-01501-1.

  • Zuggi, Stefano (1991). Piero della Francesca. Milan.

Считается, что в образе солдата в коричневом платье, откинувшего голову назад, Пьеро делла Франческа изобразил себя.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *