Содержание

Композиция иконы

Об Успении Пречистой Девы не рассказывается в Библии. Мы знаем об этом празднике из Предания и апокрифов. В связи с отсутствием документальных свидетельств в Священном Писании, отделить истину ото лжи было сложно.

В связи с этим фактом и обилием ересей в ранней христианской истории, своё начало каноническая иконография Успения Девы Марии по церковным меркам берет довольно-таки поздно: лишь в начале IX века. Именно тогда сформировалось чёткое понимание события Успения, которое и было впоследствии отражено на образе.

Итак, композиция включает в себя следующие элементы:

  • В центре: ложе, укрытое тканью, на котором расположено тело Божией Матери.
  • Перед ложем: скорбящие апостолы.
  • За ложем: Иисус Христос склонившейся над телом Своей Матери, и держащий в руках Её душу (изображена в виде новорождённого, завернутого в ткани).
  • Над Господом и душой Богоматери летают ангелы.

Все эти элементы обязательно включает в себя каждая икона «Успение Пресвятой Богородицы».О чем молятся перед этим образом вы узнаете в следующей части статьи.

Также отметим, что существует несколько разных иконографических типов изображения Успения Девы Марии. Некоторые из них значительно обогащены другими элементами, другие – более скромны. Вид изображения Успения Пречистой Девы на иконе зависит от личных предпочтений иконописца, от эпохи, в которой он жил и многих других факторов. Однако несомненно каждая из икон Успения Богородицы заслуживает внимания.

О чём молиться перед образом

Во многих православных храмах и на домашних иконостасах расположена икона Успения Пресвятой Богородицы. О чем молятся верующие, стоя перед этой святыней? Ограничений для прошений нет (кроме, разумеется,греховных просьб). Однако известно, что традиционно православные верующие просят перед этой святыней помощи в таких ситуациях:

  • Исцеление болезней (душевных и телесных).
  • Укрепление веры.
  • Дарование добродетелей и избавление от грехов, пагубных пристрастий и так далее.
  • Оправдание в случае оклеветания, обличение неправды.
  • Напутствие умирающих.

Если вы не нашли в этом списке своего прошения, не переживайте. В любом случае вы можете попросить молитвенного заступничества Богородицы. Сделать это можно как в православном храме, так и находясь у себя дома.

Напоминаем вам: молиться необходимо не только находясь в трудной жизненной ситуации или имея проблемы. Не забывайте благодарить Пречистую Деву за её небесное заступничество и в радостные жизненные моменты. Обязательно стоит прочесть благодарственную молитву, если ваше прошение, высказанное в молитвенном чтении, было выполнено. Также можно последовать благочестивой традиции и заказать молебен перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы». В чем помогает молитва перед образом? Подведем итог: любая благочестивая просьба, если на то угодно Господу, будет выполнена.

Впрочем, многое ещё зависит и от искренности, и от веры молящегося. Молитесь с душой и усердно, тогда Пречистая Дева обязательно вас услышит.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – описание

На образе представлен переход (успение) Божьей Матери из мира живых на небеса. Этот эпизод четко описан в Библии, где рассказано, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо. Однажды к ней пришел Гавриил и сообщил, что вскоре она обретет покой. В час ее успения появился божественный свет, окружающий смертный одр. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», значение которой для верующих огромно, присутствует практически во всех храмах.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы?

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Древние иконы «Успения»

Изображение смерти Богородицы было очень древним, ее композиция была разработана примерно в IX веке. В это время церковь переживала важные времена, поскольку происходила фиксация самых значимых богословских положений. В этот же период был сформирован и введен праздник Успения с его традициями и правилами. Изначально икона «Успение Богородицы» была лаконичной и малофигурной, но со временем образ был раскрыт более четко.

В чем помогает икона Успение Пресвятой Богородицы?

Молиться перед образом Божьей Матери можно каждый день, чтобы получить уверенность в своих силах. Кроме этого, молитвенные тексты искореняют страх перед физической смертью. Икона «Успение Божией Матери» собирает перед собой миллионы верующих людей, которые просят о прощении своих грехов, чтобы попасть в Царство Господа. Регулярные молитвенные прошения помогают не только исцелить душу, но и тело, избавляя от разных заболеваний. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» может использоваться для исповеди.

Икона Успение Пресвятой Богородицы – значение для дома

Считается, что православные образы являются самой мощной защитой, которая помогает уберечь дом и всех жильцов от разных проблем. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» окружит все положительной энергетикой и будет отталкивать негатив в любом его проявлении. Праздник Успение приходится на 28 (15) августа и в этот день рекомендуется обязательно помолиться перед образом в церкви или дома, отмаливая свои грехи и прося об укреплении веры. Есть основная молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Самое подробное описание: икона девы марии с младенцем молитва — для наших читателей и подписчиков.

Икона “Умиление”: как молиться Божией Матери и о чем просить

Тип и икона Богоматери «Умиление» — одно из самых ярких и трогательных изображений Богородицы. Они обладают очень большой силой, поэтому молитвы к ним всегда сильны.

Есть несколько способов изображения Девы Марии на иконах. К одному из основных относится так называемая икона «Умиление», или «Елеус». На них пресвятая Богородица изображена с Младенцем на руках, заботливо склонившись к Нему. Младенец же соприкасается с Нею Щекой и ладонью. Но есть и отличающиеся изображения, также называемыми «Умилением». Изображения Девы Марии и младенца считаются необходимыми для верующих семей, поэтому икона «Умиление» буквально должна быть в вашем доме, как и некоторые другие. Чем же сильно это изображение, и о чем молить Богоматерь, что отображена на этой иконе?

О чем молиться перед иконой «Умиление»?

Богоматерь — это наша заступница перед Господом. Ее обязательно просят об искуплении грехов, ведь всей своей земной жизнью она показала, насколько праведным может быть человек. Поэтому у Девы Марии также просят покровительства и защиты.

Еще одна сфера, на которую сильно может повлиять эта икона — примирение между двумя враждующими сторонами и защита правых. Богоматери можно молиться о разрешении конфликтов на всех уровнях: чтобы в семье отношения между домочадцами были хорошими, чтобы не происходило ссор и скандалов между близкими вам людьми и даже о том, чтобы прекращались военные конфликты.

Поскольку на иконах этого типа Богоматерь изображена на руках с младенцем, ее можно просить о семейном счастье, а особенно — о детях. Икона «Умиление» отображает момент счастья матери и ребенка, поэтому правильное обращение к Деве Марии может даровать долгожданную беременность. В любом из вышеперечисленного вам помогут сильные молитвы к Божией Матери. Конечно же, молиться желательно в церкви, но если вы сделаете это дома, то дело не станет менее благим.

Как правильно обращаться к Богоматери?

Помните, что ваша молитва должна быть не просто от чистого сердца. Молиться надо осознанно и с полной верой в силу молитвы. Можно сказать, что обращение к Деве Марии, как и ко всем святым и к самому Господу Богу, включает в себя раскаяние в грехах и только после этого — просьбу о чем-либо. Для этого совершенно не обязательно вспоминать все свои нехорошие дела. Важно обращаться смиренно и сдержано, как бы признавая грешность.

Сама по себе просьба должна быть именно просьбой. Ведь человек молится о том, что его волнует: желание мира во всем мире, проблема отсутствия детей или ссоры с родственниками. Обращайтесь к Божией Матери не так, как будто вы правы в споре (даже если это действительно так), а так, что вы хотите разрешить саму проблему и помириться.

Известные иконы Божией Матери «Умиление»

Икона Киккской Божией Матери: эта икона находится на острове Кипр и является его главным духовным достоянием. По преданию эта икона написана апостолом Лукой с самой Богородицы. Интересно, что ее практически всегда закрывает серебряный оклад и риза. Саму икону никто не видел практически с тех пор, как она была написана. Но она послужила образцом и примером для многих других православных икон. Дни празднования этой иконы — 25 ноября и 8 января.

Владимирская икона Божией Матери: к типу икон «Умиление» относится одна из самых почитаемых икон в России: икона Владимирской Божией Матери. Она тоже была написана евангелистом Лукой. В тогда еще Киевскую Русь эта икона попала из Византии в ХII веке. Она названа Владимирской, потому что ее перенес во Владимир Андрей Боголюбский. Когда он ехал на княжество, во сне ему явилась Божья Матерь, в честь которой великий князь построил не один монастырь и перенес столицу во Владимир. Икона не раз защищала град от иногородних захватчиков. Посвященный ей праздник отмечается 32 июня, 6 июля и 8 сентября. На данный момент икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Икона «Умиление» Дивеевская : отличается от предыдущих двух икон своим изображением, хотя и называется «Умиление». На ней Дева Мария изображена со скрещенными руками в смиренной молитве, младенца на ее руках нет. Она принадлежала Серафиму Саровскому и находилась у него в келье. Перед иконой весела лампада с елеем, которым Серафим Саровский мазал больных для исцеления. Надо ли говорить, что Божья Матерь помогала всем просящим, и недуги сами отступали от людей. На данный момент оригинал иконы находится в домовом храме Патриарха Московского и Всея Руси. День этой иконы отмечается 1 и 10 августа.

Молиться очень важно. Одна из самых действенных молитв — это всегда обращение к Ангелу-хранителю. Наш бесплатный тест поможет вам узнать, как он вас оберегает и что для этого делает. Желаем вам добра, и не забывайте нажимать на кнопки и

Вифлеемская икона значение и в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

Одной из почитаемых икон православия является Вифлеемская икона Божьей Матери. Этот образ Богородицы обладает небогатой историей. Некоторые историки считают, что данный образ был написан в древней Руси. Также существует мнение, что она была написана пророком иконописцем Лукой еще при жизни Богородицы. Именно по этой причине считается, что этот образ, как можно точно показывает то, как выглядела Дева Мария при жизни.

По одной из легенд Лука написал три образа и один из них показал самой Деве Марии. Образ сильно понравился ей, и она благословила его, добавив, что всем, кто будет перед ним молится прибудет благодать. Кроме этого образа, Лука написал еще несколько икон на которых изображены святые достоверно. Также нужно отметить, что это единственный образ Девы Марии, на котором она улыбается.

В далеком 463 году скифы попытались захватить Константинополь. Для того чтобы заручится поддержкой Господа и получить успех в заступничестве города, женой Императора была привезена икона Вифлеемской Божьей Матери. Благодаря молитвам и вере город отстояли и не отдали скифам.

Это было первое чудо, сотворенной святым образом. С тех пор чудеса сотворенные ликом Богородицы не прекращались. Все, кто приходит к нему с молитвой обретают успех в делах и всяческую помощь.

Значение Вифлеемской иконы

Вифлеемская икона Богородицы имеет огромное значение для православных верян. Еще с древних времен и по сегодняшний день она находится в базилике Рождества Христова в Вифлееме. Святой образ расположен в нескольких метрах с правой стороны от спуска в пещеру, которая именуется «Рождество Христовое».

На Вифлеемской иконе Дева Мария изображена с Младенцем на руках, у которого в левой руке находится держава. Она является символом царственной власти. Правой рукой Он благословляет всех молящих перед образом. В свою очередь Божия Матерь указывает на Спасителя как на верный жизненный путь.

Именно поэтому Она является Путеводительницей от греха до спасения. Она ведет нас к вере в Христа.

Сегодня многие верующие паломники со всего мира съезжаются в Вифлеем, чтобы помолится перед иконой. Нужно отметить, что она очень почитаемая в доме Господнем. И только однажды, по просьбе украинской церкви она покинула святое место в Вифлееме. Это было в 2010 году икону привезли на Пасху вместе с Благодатным огнем в Киев, чтобы православные веряне столицы Украины могли преклонится перед ней.

День почитания иконы

Как и у любого святого образа, у Вифлеемской иконы Богородицы также есть своя дата празднования. В этот день ее посещает и молится очень много паломников. Так как считается, что именно в день почитания образа, молитва, вознесенная перед ней, имеет самую большую силу. По новому стилю день празднования выпадает на 28 августа, по старому стилю это 15 августа.

О чем молятся иконе Вифлеемской Божьей Матери

К чудотворной иконе приходит много православных верующих просить молитвой благословения, спокойствия, умиротворения. Также ей молятся с просьбой:

  • о зачатии детей,
  • о благополучии детей,
  • о семейном счастье,
  • о гармонии в отношениях,
  • о здоровье детей,
  • об исцелении от тяжких хворей и недугов,
  • об защите семьи от «злых языков».

Считается, что Богородица – это главная заступница перед Богом, поэтому молитва к ней является очень сильной. Через молитву к ней Господь нас слышит и помогает нам. Главное, чтобы она исходила искренне от души. Потому что те люди, которые не веруют в Бога не в силе испытать чудодейственной силы молитвы к Святому образу.

Молитва Вифлеемской иконе Божьей Матери:

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей. Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто.

В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти.

Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повйнника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми сподоби.

Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моей скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори.

Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть видео акафист у Вифлеемской иконы:

Мадонны Рафаэля

«Мадонна с младенцем» (Madonna di Casa Santi) — первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино. «>

Святое семейство с агнцем

«Святое семейство с агнцем» 1507, находится в мадридском музее Прадо. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке.

Мадонна с розой

Картина «Мадонна с розой» 1518, находится в мадридском Музее Прадо. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, которая и дала название картине.

Мадонна днль Пополо (Мадонна с вуалью)

«Мадонна днль Пополо» (Мадонна с вуалью, Мадонна Лорета) — одна из самых знаменитых мадонн Рафаэля, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо в Риме, поэтому она и приобрела такле название. Картина висела напротив рафаэлевского портрета заказчика. Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную версию сюжета — «Сикстинскую мадонну».

Прогулка Мадонны

«Прогулка Мадонны» 1516-1518, находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф.

Святое семейство под дубом

Картина «Святое семейство под дубом» 1518, находится в мадридском Музее Прадо. На ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель

Святое семейство Франциска I

Картина «Святое семейство Франциска I» 1518, названа в честь владельца короля Франции Франциска I, сейчас находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем. Позади фигуры двух ангелов.

Мадонна с безбородым Иосифом

Сюжетом картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом» (1505 год, Эрмитаж, Санкт-Петер­бург), послужило традиционное изображение Марии, младенца Христа и Иосифа, получившее широкое распространение в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Рафаэль сознательно отказывается от изображения конкретной обстановки и бытовых подробностей. Он стремится прежде всего к передаче внутренней гармонии и идеального настроения, соответствующего этому сюжету.

Святое семейство под пальмой

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» 1506, находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге. Как и на предыдущей картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой).

Мадонна Пасадина

«Мадонна Пасадина» 1503, названа по месту своего нахождения городу Пасадина (США) в музее искусства Нортона Саймона.

Мадонна Диоталлеви

«Мадонна Диоталлеви» 1504, названа по первоначальному владельцу Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.

Мадонна Солли

«Мадонна Солли» 1500-1504, названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Мадонна с младенцем и святыми

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском», 1502, находится в Берлинской картинной галерее.

Мадонна Конестабиле

«Мадонна Конестабиле» (около 1504 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург), небольшая картина умб­рийского периода в форме тондо. Создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. В XVIII веке перешла но наследству к графам Конестабиле. Из их собрания российским императором Александром II приобретена для Зимнего дворца в 1870 году. Здесь перед нами замечательное воплощение образа мадонны. Может быть, поэтому оно выполнено с такой трогательной тщательностью, согрето такой подкупающей искренностью, проникнуто таким чистым лиризмом. Картина считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

Мадонна Купер (Малая)

«Мадонна Купер (Малая)» 1504, была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства). На картинеизображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. На заднем плане можно заметить серое небо, зелёный луг, водоём и церковь, которая располагается на холме. Взгляд мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Художник изобразил здесь мадонну обычной женщиной с ребёнком, не подчёркивая её божественного предназначения.

Мадонна Купер (Большая)

«Мадонна Купер (Большая)» 1508, также находится в Вашингтоне.

Мадонна дель Грандука

«Мадонна дель Грандука» 1504, была первым произведением Рафаэля во Флоренции и по сей день находится в этом городе. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался; потому-то она и получила название «Madonna del Granduka»(«Мадонна великого герцога»).

Мадонна Темпи

«Мадонна Темпи» 1508, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене в Старой пинакотеке. «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. На картине Мария с тихой радостью прижимает ребенка к своей груди, готовясь осыпать его поцелуями .

Мадонна на троне

На картине «Мадонна на троне» 1503-1505, изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке

Мадонна в голубой диадеме

«Мадонна в голубой диадеме» 1510-1511, находится в Парижском Лувре. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя

Мадонна с гвоздиками

«Мадонна с гвоздиками» 1506-1507, находится в Лондонской Национальной галерее. Как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.

Мадонна Орлеанская

«Орлеанская Мадонна» 1506, называется Орлеанской, так как её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.Рафаэля заслуженно именовали «мастером мадонн». Более двадцати картин с изображением мадон­ны написал он: искал новые решения, свежие, проникновенные, поэтичные.

В картине «Орлеанская Мадонна» Рафаэль хочет внести в образы матери и младенца полноту жизни, добиться максимальной раскованности — и создаёт серию мадонн, где эта тема решается как жанровая сцена. Поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке. Младенец полулежит на коленях Марии и, благодаря тому, что она наклоняется к нему, получается более сплочённая группировка фигур.

Мадонна Колонна

«Мадонна Колонна» датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Мадонна Алдобрандини

«Мадонна Альдобрандини» 1510, названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)

Обращаясь к лику Мадонны, Рафаэль ищет новые образные решения. В «Мадонне делла Се­дия» (Мадонна в кресле) 1513, галлерея Питти, Флоренция, фигуры юной Марии и малышей Иоанна Крестителя и Христа связаны воедино круговым движением, которое подчёркнуто круглым обрамлением. Мадонна словно стремится укрыть в своих объятиях сына, смотрящего на зрителя недетски серьёзным взглядом.

«Мадонна в кресле» — самая необычная из мадонн Рафаэля. Художник находит здесь совершенно новое решение столь излюбленного им образа. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью. Герои картины принадлежат совершенно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением. Это мир, наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, более светской, земной красотой, большим великолепием, праздничностью.

Мадонна в шатре (Мадонна делла Тенда)

width=»820″

Название картине «Мадонна в шатре» 1513-1514, дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.

Мадонна под балдахином

На картине «Мадонна под балдахином» справа от Богоматери, то есть на самом главном месте, стоят Святой Бернар, которому посвящена капелла, но который был еще и дедом Пьеро, и апостол Петр, чье имя носил заказчик.

Мадонна ди Фолиньо

«Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи — «Сикстинской мадонне». Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц.

Мадонна дель Импаннато

«Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. В Марии больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность.Картина находится в галерее Палатина во Флоренции.

Мадонна Бельведерская (Мадонна в зелени)

«Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена) выделяется красотой идеального типа Марии.

Мадонна (Прекрасная садовница)

«Мадонна-садовница» (1507, Лувр, Париж).

Мадонна со щегленком

«Мадонна со щегленком» (1506, галерея Уффици, Флоренция) — одна из любимых картин Вазари: «Рафаэль был в теснейшей дружбе с Лоренцо Нази; и когда сей последний женился, тою же порой написал ему картину, где маленький Иоанн Креститель радостно вручает птичку расположившемуся у ног Пресвятой Девы мальчику к великому удовольствию обоих».

Мадонна Террануова

Название картина «Мадонна Террануова» 1504-1505 получила по одному из владельцев, итальянскому герцогу Террануова. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Мадонна Эстерхази

«Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. На последней флорентийской картине мастера изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Картина не закончена, но она остаётся одним из превосходных образцов искусства Рафаэля: его мастерства композиции, соотношения масс, пластичности и ритмики движений, удивительного соединения тихой поэтической грации и скрытого драматизма.

Мадонна Альба

«Мадонна Альба» — одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил; тем же годом датирована его «Афинская школа». Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В 1931 году картина была продана за рубеж, после чего вошла в коллекцию Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Национальная галерея на своем сайте оценивает «Мадонну Альба» как самое значительное произведение художника из числа находящихся в США. Поистине царственными пропорциями она превосходит более ранние мадонны, созданные Рафаэлем во Флоренции. В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.

Бриджуотерская мадонна

Картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна» 1507, названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина хранится Эдинбурге в Национальной галерее Шотландии.

Мадонна с рыбой

«Мадонна с рыбой» 1514, находится мадридском Музее Прадо. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу).

Сикстинская мадонна

«Сикстинская мадонна» (итал. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Картина посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. Его идеи жизнеутверждающи, призывают верить в великое предназначение миссии человека, верить ближнему, сострадать ему. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.

Малое святое семейство

Картина «Малое святое семейство» 1518-1519, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

Мадонна на троне (Мадонна Ансидеи)

«Мадонна Ансидей» 1505-1507, изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Святое семейство (La Perla)

Картина «Святое семейство (La Perla)» 1518 хранится в мадридском музее Prado. Это произведение Рафаэлю заказал граф Каноссы. Художник успел сделать только несколько набросков и нарисовать головку женщины. Рафаэль скончался, и доделывать полотно пришлось одному из рафаэлитов — Джулио Романо.

Мадонна делла Торре

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Святое семейство Каниджани

Картина «Святое семейство Каниджиани» 1507, находится в Мюнхене (Старая пинакотека). Она написана Рафаэлем по случаю бракосочетания благородного флорентийца Доменико Каниджани с Лукрецией Фрескобальди в 1507 году и, возможно, украшала супружескую спальню, либо домашнюю капеллу флорентийского дворца, поныне сохранившегося в квартале Санто Спирито. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом.

Мадонна с канделябрами

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

Равно как многие святые люди Дева Мария знала заранее о собственной кончине. За три дня до этого ей явился архангел Гавриил, тот самый, который когда-то принес благую весть, и сказал Богородице о предстоящем успении и вознесении в Царство Небесное.

Икона Успение Пресвятой Богородицы рассказывает именно об этом событии и описывает не его всесторонне, предлагая зрителям возможность увидеть не только мир явный, но и скрытые детали.

Содержание и композиция иконы

Хотя по содержанию разные варианты могут немного отличаться, есть возможность привести описание самых основных элементов данного святого образа и объяснить значение и иконы в целом и некоторых составляющих изображение элементов.

Итак, по центру икона Успение всегда имеет Пречистую Деву, которая располагается на одре. Лицо с закрытыми глазами, выражение спокойное и безмятежное. Также чаще всего само тело изображается немного эфемерным, как бы слегка прозрачным и данный художественный прием намекает на Воскресение Богородицы, которое случилось на третий день после успения.

У изголовья располагаются апостолы, которых Богородица захотела видеть и которые волею Святого духа оказались там. Всегда присутствует Иоанн Богослов ведь именно ему Христос с креста сказал: «Се мать твоя», указав на Пречистую Деву. Также и своей матери он сказал: «Се сын твой».

Эти фразы имеют и практический и символический смысл. На практическом уровне Спаситель заповедовал им заботиться друг о друге и действительно Богородица в дальнейшем отправилась в Эфес, где проживала в доме родителей Иоанна Богослова. На уровне символическом таким образом Христос принял в собственную семью не только Иоанна, но и каждого человека в его лице, то есть даровал каждому возможность на спасение и обретение святости.

Помимо этого у одра изображаются Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец, которые являются святителями. Они оставили письменные свидетельства об этом событии, поэтому практически каждая икона Успение Богородицы изображает этих людей со свитками.

Сверху и по центру располагается Христос, как правило, в синей сфере, которая символизирует Небесной Царство. В сфере располагаются херувимы, а сверху – огненный серафим. В руке Христос держит небольшого младенца с нимбом и этот символ указывает на душу Богоматери.

Спаситель появился для того, чтобы перенести душу Девы Марии в Царство Небесное.

Символическое изображение этого акта в свою очередь интересным образом перекликается с композицией иконы Божьей матери с младенцем.

Многих из тех, кто смотрит на икону, Успения Пресвятой Богородицы интересует значение двух фигур, которые часто изображаются под одром Пречистой Девы. Там изображается ангел с мечом и человек возносящий руки в позе наподобие молитвенной. На самом деле этот символ более чем интересен, он сочетает в себе описание событий мира земного и небесного.

Один из иудейских священников, который участвовал в обряде погребения, хотел перевернуть одр Богородицы, но явился ангел с мечом, который отсек тому руки. После этого священник впал в ужас и устыдился себя и ангел исцелил его. Тогда священник присоединился к похоронной процессии и уверовал.

Тем не менее, этот сюжет не всегда фиксируется, к примеру икона Успение Богородицы Феофана Грека написана в так называемом сжатом варианте. Композиция включает в себя только основные фигуры, главный акцент сделан на Христе и Богоматери.

Таково краткое описание иконы Успения Пресвятой Богородицы и трактовка основных символов и фигур на изображении. Теперь следует понять, как использовать данную икону для молитвы и созерцания.

12 мая 1881 г. был опубликован Манифест Императора Александра III о незыблемости Самодержавия

12 (29 апреля ст. ст.) мая 1881 г. император Александр III опубликовал манифест, который подтверждал незыблемость принципов самодержавия.

Этот документ, подготовленный ученым-правоведом, государственным деятелем Константином Победоносцевым, похоронил надежды либеральных кругов на конституционные изменения государственного строя Российской империи. Эти надежды появились в период правления императора Александра II. В конце его правления был составлен проект, направленный на ограничение самодержавия в пользу органов с ограниченным представительством. Права уже существующего Государственного совета расширялись, также собирались учредить «Общую комиссию» (съезд) формировавшейся «по назначению» правительства и частью представителями земств.

Проводником данного «конституционного проекта» был министр внутренних дел Михаил Лорис-Меликов, который в конце царствования Александра II имел чрезвычайные полномочия, а также министр финансов Александр Абаза. Поддерживали идею и многие другие государственные деятели и министры. Император Александр II был склонен поддержать этот проект, и утвердил его. На 4 марта 1881 года было назначено обсуждение плана на заседании совета министров, с последующим вступлением в силу. Однако 1 марта император был убит.

8 марта 1881 г., уже при царе Александре III состоялось обсуждение. Большинство министров поддержали идею. Против, выступил граф Сергей Строганов, он справедливо считал, что «власть перейдет из рук самодержавного монарха… в руки разных шалопаев, думающих… только о своей личной выгоде» и Победоносцев – «надобно думать не об учреждении новой говорильни, …а о деле». Император некоторое время колебался, прежде чем выбрать стратегический курс своего правления, занимая нейтральную позицию между партиями «либералов» и «государственников». Но в итоге избрал курс на укрепления самодержавного строя…

Император Александр III успокоил Россию. Своим Манифестом о незыблемости самодержавия он внушил уверенность в курсе правительства всем государственникам. Либерально настроенные министры и высшие чиновники были отправлены в отставку. Ключевое Министерство внутренних дел возглавил «славянофил» Николай Игнатьев, а военное ведомство Пётр Ванновский. Начался период контрреформ, которые привели к стабилизации державы.

Деятельность Александра Александровича вела к процветанию империи и росту её мощи. При Александре III прозванным Миротворцем Россия не вела внешних войн, но её территория увеличилась на 429 895 кв. км, для сравнения, площадь современной Великобритании – 243 809 кв. км. С 1881 по 1894 год постоянно проводились мероприятия по модернизации вооруженных сил и укреплению обороноспособности Российской империи. Численность русской армии к концу правления Александра III достигала почти 1 млн. человек, что составляло около 1% от населения России. В военное время Российское государство могло быстро мобилизовать 2,7 млн. человек. Военные преобразования, которые провел военный министр Ванновский, значительно усовершенствовали и укрепили армию.

Большое внимание государь уделил созданию сильного военно-морского флота, который после Крымской войны так и не восстановил свою мощь. По поручению Александра Александровича морское ведомство разработало программу кораблестроения на 1882 – 1900 гг.: собирались ввести в строй 16 эскадренных броненосцев, 13 крейсеров, 19 мореходных канонерок и более 100 миноносцев. К 1896 году спустили на воду 8 эскадренных броненосцев, 7 крейсеров, 9 канонерок и 51 миноносец. Началась реализации программы по строительству новых броненосцев водоизмещением до 10 тыс. тонн, вооруженных четырьмя орудиями калибра 305 мм и двенадцатью орудиями калибра 152 мм. К концу правления императора водоизмещение русского военного флота достигло 300 тыс. тонн. Русский флот теперь уступал только британскому и французскому.

В 1882 году государь утвердил программу строительства стратегической сети железных дорог. В Российской державе, стране бескрайних просторов железные дороги имели огромное военно-стратегическое и экономическое значение. Они «железными поясами» стягивали тело империи в единое целое. Разветвленная сеть железнодорожных коммуникаций позволяла, как подтягивать войска к фронту из глубины страны, так и маневрировать ими вдоль линии фронта. Железные дороги имели огромное значение в снабжении войск всем необходимым. Железные дороги способствовали росту тяжелой промышленности, машиностроения, развитию торговли и экономики в целом. В 1880-е годы было завершено строительство Закавказской дороги. Затем построили Закаспийскую линию, которую в 1890-е годы продолжили до Ташкента и Кушки. Началось сооружение Транссибирской магистрали. За 13 лет правления Миротворца сеть железных дорог в России увеличилась почти на 10 тыс. верст (с 21 229 до 31 219). Строило железные дороги теперь преимущественно государство. Была проведена частичная национализация железных дорог – к концу века из 44 частных компаний осталось всего лишь 6. Доля государства в железных дорогах стала преобладающей. Железные дороги перестали быть убыточными для государства и стали приносить прибыль.

В развитии промышленности были достигнуты большие успехи. Настоящая техническая революция произошла в металлургии. Производство стали, чугуна, нефти, угля росло рекордными темпами. Российское правительство вернулось к протекционистской политике, которая проводилась при Николае I. В течение 1880-х гг. несколько раз повышали пошлины на импорт. С 1891 года ввели новую систему таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие несколько десятков лет. На большинство видов импортных товаров были введены пошлины в размере 25-30 %, а по некоторым товарным группам, вроде предметов роскоши, до 70 %. Это способствовало не только росту промышленности, но и улучшению внешнеторгового баланса и укреплению финансовой системы государства. Это было настоящее «русское чудо», которое обычно забывают, увлекаясь разоблачением «реакционного режима» Александра III, всего лишь за десятилетие (1887—1897 гг.) промышленное производство в России было удвоено.

Значительно улучшилось состояние государственных финансов. На них благотворно действовал протекционизм правительства и бурное развитие промышленности. Кроме того, было замедлено увеличение госдолга, уменьшилась доля государственного бюджета, которую тратили на обслуживание государственного долга. Ввели госмонополию на торговлю спиртными напитками. Началась подготовка к введению золотого рубля, реформу провели уже после смерти императора-богатыря. Была отменена подушная подать, что улучшило положение людей. Казну старались пополнять через косвенные налоги. Император предпринял мер и по борьбе с коррупцией. Ввели запрет для чиновников на участие в правлениях частных акционерных обществ и ряд других ограничений. Старался император ограничить и аппетиты императорской фамилии, двора.

В области внешней политики Александр Александрович был свободен от каких бы то ни было внешних влияний. Это был настоящий самодержец. Россия не ввязалась ни в одну войну, русские солдаты не умирали ради чужих интересов. Государь считал, что России незачем искать друзей в Западной Европе и влезать в европейские дела. Известны, ставшие уже крылатыми, слова царя Александра: «Во всем мире у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся на нас». Одновременно Россия укрепляла свои позиции на Дальнем Востоке, в отношениях с Китаем, Японией, Кореей, Монголией.

На громадном пространстве Средней Азии была проложена железная дорога, которая соединила восточное побережье Каспия с центром российских среднеазиатских владений – Самаркандом и рекой Амударьей. Надо сказать, что император Александр III настойчиво стремился к полному объединению с коренной территорией России всех её окраин. Поэтому было упразднено Кавказское наместничество, уничтожены привилегии прибалтийских немцев. Иностранцам, включая поляков, было запрещено приобретать земли в Западной России, в том числе и в Белоруссии. Вообще надо отметить большую роль императора в «русификации» империи. Он лично своим примером, прививал «русскость» верхушке державы, которая была поражена вирусом западничества. Внутреннее укрепление России одновременно вело и к усилению её позиций на мировой арене.

Император большое внимание уделял музыке, изобразительному искусству, истории, был одним из учредителей Русского исторического общества и его председателем, занимался собиранием коллекций старинных предметов и реставрацией исторических памятников. Большое внимание было уделено росту образования простого населения: число церковно-приходских школ в его правление выросло с 4 тыс. до 31 тыс., в них обучалось более 1 млн. детей. Император был безупречен в личной жизни.

Александр Самсонов

Приложение.

Текст манифеста

Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления. Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицем Всевышнего Бога, веруя, что предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит нас Своею Всесильною помощью. Веруем также, что горячие молитвы благочестивого народа, во всем свете известного любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на предлежащий Нам труд Правления. В Бозе почивший Родитель Наш, прияв от Бога Самодержавную власть на благо вверенного Ему народа, пребыл верен до смерти принятому Им обету и кровию запечатлел великое Свое служение. Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ее и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд, и подданных Своих, коих всех без различия соделал он на всегда свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и общественного хозяйства. Да будет память Его благословенна во веки! Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ее и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великие смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ее. Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем. Дан в С.-Петербурге, в 29-й день Апреля, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот восемьдесят первое, Царствования же Нашего в первое.

Поделитесь с друзьями:

Манифест об отречении Николая II хотят проверить на подлинность

В Госдуме предлагают провести общую экспертизу документа, споры вокруг законности которого не утихают почти столетие.

Зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР) направил обращение (есть в распоряжении «Известий») директору Государственного архива РФ Сергею Мироненко с просьбой предоставить цифровые копии (электронные образы) архивных документов, необходимых для проведения независимой экспертизы подлинности Манифеста об отречении от престола императора Николая II от 2(15) марта 1917 года, находящегося сегодня в Госархиве РФ. Кроме этого, законодатель попросил обеспечить доступ специалистов-экспертов к подлинникам Манифеста и других архивных документов для проведения технических замеров, требующих непосредственного контакта с документами.

Как отметил в своем письме Дегтярев, в России и почти спустя 100 лет после свержения монархии ведутся дискуссии относительно перспектив восстановления монархии в нашей стране.

«Российскими историками, юристами и политиками высказываются самые разные точки зрения по данному вопросу. Иногда звучат мнения диаметрально противоположные и конфликтные. Среди прочего обсуждается инициатива по принятию федерального закона «Об особом положении Российского императорского дома», — говорится в обращении депутата.

В подобной ситуации, как считает парламентарий, особое значение приобретает выяснение обстоятельств отстранения от власти русского императора, что требует независимых исследований подлинности самого документа и анализа его юридической силы.

— На Украине, в Грузии, Египте, Тунисе, Ливии, Ираке, Афганистане произошли управляемые извне госперевороты, сомнений в этом ни у кого нет. Однако в своей стране мы до сих пор тиражируем ложь, что Государь добровольно отрекся от престола. До сих пор не проведены должные экспертизы Манифеста о его якобы отречении. С моральной точки зрения такое отношение к этому вопросу — уродство, а с юридической — злой умысел, — считает Дегтярев. — Рой самозванцев на российский престол нужно успокоить раз и навсегда. Род Романовых пресекся на императоре Николае II. Однако сам факт незаконного отстранения царя от власти должен быть юридически зафиксирован. Этого мы и хотим добиться.

В России после развала СССР начали появляться общественные объединения, выступающие за восстановление монархии и симпатизирующие дому Романовых. Еще в 1999 году движение «За веру и отечество» предпринимало попытку участия в выборах в Госдуму. В 2012 году политик и бизнесмен Антон Баков зарегистрировал в Минюсте Монархическую партию России, которая с сентября 2013 года начала участвовать в муниципальных выборах.

Летом этого года депутат заксобрания Ленобласти Владимир Петров подготовил для Госдумы проект закона о предоставлении особого статуса потомкам Романовых.

Последнее громкое сомнение в легитимности Манифеста об отречении от престола Николая II высказала прокурор Крыма Наталья Поклонская. В середине июля на открытии памятника Николаю II в Ливадии она достаточно неожиданно заявила, что отречение императора от престола в марте 1917 года никакой юридической силы не имело. В частности, прокурор назвала Манифест «копией бумажки, подписанной карандашом, без соблюдения всех юридических и процессуально необходимых процедур и форм».

На это заявление отреагировал сенатор Константин Добрынин, посоветовавший Наталье Поклонской ознакомиться с оригиналом документа в Госархиве.

— В архиве сегодня действительно хранится документ, который говорит об отречении Николая II, и статус этого документа четко определен, — рассказала замдиректора Госархива РФ и руководитель центра хранения документов Елена Анискина.

Не такое однозначное отношение к Манифесту об отречении наблюдается в среде ученых-историков. Так, историк, посвятивший много времени изучению биографии Николая II, Петр Мультатули считает, что история с отречением царя является незаконной, даже если подлинность документа не вызовет ни у кого сомнений.

— Основные законы Российской империи не знали понятия «отречение». Кроме того, сам документ — это некая подозрительная бумажка, разорванная посередине на две части, имеет массу грубых нарушений в оформлении такого важнейшего документа, как императорский манифест. Даже экспертиза, проведенная в 1929 году по заказу ОГПУ, не смогла утаить подозрительные вещи, — сказал историк. — Было отмечено, что подпись графа Владимира Фредерикса написана на предварительно подчищенном месте, дата и время подписания «манифеста» были вписаны от руки карандашом. Сегодня, при рассматривании этого документа мы видим, что текст сверху и снизу «манифеста» был напечатан с использованием разных машинок. Сам «манифест» обращен не к «верным подданным», как это было принято, а к какому-то таинственному «начальнику штаба».

Более того, Мультатули заметил, что этот «манифест» никогда не вступил в законную силу, ибо он не прошел слушаний и регистрации в сенате и не принял форму закона.

— В довершение всего, даже если бы государь подписал этот «манифест», то отречение всё равно бы не было, так как оно было совершенно под давлением, под угрозой насилия и с нарушением всех законов. Секретность данного документа в советской России охранялась строжайшим способом, поскольку большевики не могли позволить народу узнать правду. После развала СССР подлинность отречения воспринималась уже как аксиома, и проблемы в стране были другие. А теперь, в сегодняшней сложной обстановке, когда киевский майдан есть не что иное, как мутировавший Февральский переворот, правда об обстоятельствах так называемого «отречения» Николая II становится экзаменом на гражданскую зрелость нашего общества, — резюмировал Мультатули.

Некоторые современные политики считают, что попытка разобраться в справедливости и законности тех или иных бумаг столетней давности может принести вместо объединяющих истин новые противоречия. С правовой же точки зрения эти исследования не будут иметь никаких последствий.

— С таким же успехом депутаты могут заняться выяснением правомочности Земского собора 1613 года и прихода к власти Романовых вообще или даже обстоятельств смерти Ивана Грозного. Я полагаю, что всё это есть не что иное, как отвлечение внимания от более существенных проблем и пустая трата времени. Лучше бы наши парламентарии занялись решением экономических проблем в стране, это было бы полезнее, — считает лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин.

Успение, Феофан Грек, 1392

Успение — Феофан Грек. 1392. Дерево, яичная темпера. 86×68
Выдающийся живописец XIV века Феофан Грек был глубоким психологом, «философом», как называли его современники, художником неудержимого темперамента. Его произведения поражают силой чувств, страстной взволнованностью образов. Феофан Грек — выходец из Византии. Будучи уже зрелым, сложившимся художником, он оказал огромное влияние на развитие русского искусства.
Начало его деятельности на Руси связано с Новгородом. Здесь Феофан Грек, один из величайших мастеров монументальной живописи, выполнил великолепные фрески, например в Спасо-Преображенском соборе на Ильинской улице.
В Москву Феофан Грек переехал в конце XIV века — в период сложения города как общерусского центра. Здесь он работал над росписями кремлевских храмов, писал иконы.
Кисти Феофана принадлежит замечательная двусторонняя икона. На одной ее стороне изображена «Донская богоматерь», на другой — «Успение».
В «Успении» запечатлена смерть Марии. В исполнении Феофана Грека сцена из легенды приобретает необычайную значительность и многоплановость. Со свойственной художнику способностью философски постигать смысл свершающегося строит он эту традиционную композицию.
Лежащая на светлом ложе Богоматерь в темно-вишневой одежде олицетворяет величие и строгость смерти, ее вечный покой. Четкой, непрерывной линией очерчивает художник фигуру умершей. В энергичном движении, словно устремленный вверх, возникает над Марией огромный Христос, божество, принявшее ее душу и возносящее ее на небо. Он изображен на фоне темно-синего ореола — небесной сферы, которую венчает ярко-красный серафим с распростертыми крылами. По контрасту с могучей, исполненной внутренней силы фигурой Христа апостолы у ложа Марии кажутся маленькими и слабыми. Их лица и жесты выражают смятение, испуг, жалость, ощущение бессилия человека перед лицом смерти и даже непонимание ее. Группа апостолов поражает жизненностью типов. Трепетность и живость изображению придают световые блики, быстрыми движениями нанесенные художником на лица и на ткани одежд.
«Успение» Феофана Грека — произведение высокого драматизма, глубины мысли и подлинной человечности.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *