Неотъемлемой частью православного вероучения является почитание святых икон. На них могут изображаться как отдельно взятые святые, так и сам Господь наш Иисус Христос, его Пречистая Матерь, Ангелы. Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров — икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

Кто такая Святая Троица и какие бывают ее иконы

Догмат о единстве Святой Троицы — один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира. Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям. Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.

Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя. Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество. В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).

Все изображения Троицы — глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов — «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.

На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.

Икона преподобного Андрея Рублева

Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви. Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия. Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.

Где должна находиться икона Святой Троицы и как перед ней молиться

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу. Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов — домашний иконостас. На нем располагают все имеющиеся в семье иконы. Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Главное правило — отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

В чем помогает икона

В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог.

Икона Святая Троица — значение, в чем помогает

Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой. В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Администратор

Иконография основана на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников под сенью Мамврийского дуба. Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе – отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре – 89 лет. Сарра, стоявшая позади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: «Есть ли что трудное для Господа?». И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.

Святая Троица изображается в виде трех Ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними – угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. Кроме фигур Ангелов в иконографическую схему включали также изображение слуги, закалывающего тельца и приготовляющего трапезу. Различаются варианты иконографических схем – праотцы (Авраам и Сарра) расположены впереди, сбоку, между Ангелами или выглядывают из окошек палат на заднем плане. Фон, как правило, заполнен символическим изображением палат Авраама, Дуба Мамврийского и горок. Варианты иконографии различаются подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба.

Сюжет Гостеприимства Авраама (Явление трех Ангелов Аврааму) появляется в живописи катакомб, например, на Виа Латина (IV век), а также в ранних мозаиках, например, в церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V век) и в церкви Сан-Витале в Равенне (VI век). На Русь иконография Гостеприимства Авраама пришла очень рано: Софийский собор в Киеве (XI век), южные врата собора Рождества Богородицы в Суздале (XIII век) и знаменитая фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (XIV век).

День Святой Троицы празднуется в воскресенье на 50-й день после Пасхи.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского. 1997.

2. Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. Париж, 1978,

3. Салтыков А. А. Иконография «Троицы» Андрея Рублева // Древнерусское искусство XIV–XV веков. М., 1984, С. 77–85.

4. Малицкий Н. В. К истории композиций ветхозаветной Троицы.- "Seminarium Kondakovianum", II. Прага, 1928.

5. Вздорнов Г. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева // Древнерусское искусство. М., 1970.

6. Троица Андрея Рублева: Антология. Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1981.

7. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI вв. М., 1979.

8. Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев. Биография. Произведения.

Кто изображен на иконе «ТРОИЦА» Андрея Рублева?

Источники. Литература // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV – начала XX веков. М., 2002.

Икона Пресвятой Троицы

Икона Трех радостей — один из образцов прославленных на Руси образов Богоматери, когда лик, написанный на Западе, становится чудотворной русской святыней.

Иконография

Древнее предание гласит, что один из молодых живописцев был отправлен на обучение в Италию, а по окончании обучения, возвратившись в Россию, он привез с собой иконописный лик «Святого семейства» и оставил его у священника храма, расположенного в Грязех. По успению художника клирик поместил икону над церковным входом перед папертью.

Первое изображение «Трех радостей» приравнено к череде работ знаменитого Рафаэля, изображающих Пречистую Деву в окружении Богомладенца и маленького Иоанна Крестителя.

После того, как Икона Трех Радостей чудесно прославилась, многие знаменитые художники совершили списки с нее: Христос изображался на руках Богоматери слева, а Иосиф Обручник и Иоанн Креститель располагались по разные стороны от Марии.

История святыни

Во времена правления Петра 1 у молодых людей появилась мода на образование за пределами России. Так в Италию отправлен начинающий и подающий огромные надежды юный художник. По окончании учебы он вернулся в Россию и привез с собой точную копию католического образа Богоматери «Святое семейство». По мнению современных ученых, эта икона принадлежит перу самого Рафаэля — великого живописца, воплощающего в своих работах художественный стиль и вкус. Художник отдал икону на хранение своему дяде — настоятелю храма в Грязех, а тот, через много лет, принес святой список в храм, установив его над папертью. Долгое время об иконе ни кто не вспоминал, но через четыре десятилетия начали происходить чудеса.

Согласно легенде, богатая, но благочестивая аристократка оказалась в тяжелой жизненной ситуации и претерпела крупные неудачи. У нее внезапно произошло три беды: супруга оговорили и арестовали, родовое поместье изъяли, а ее сын попал в плен на полях боев. Несчастная повсюду искала поддержку и помощь. Она страстно молила Деву Марию о защите и предстательстве перед Всевышним. Днем и ночью она разговаривала с Царицей Небесной и умоляла дать совет. Однажды, чудесным образом, во сне женщина услышала глас, повелевающий найти икону «Святое семейство» и старательно молиться перед ней. Долго несчастная бродила в московским церквям в поисках иконы и оказалась в Грязех. На церковной паперти сияла вожделенная икона. Упав на колени, женщина горячо молилась перед ней.

Спустя короткое время благочестивая дама получила три нежданные радости: ее муж был оправдан и вызволен из тюремного заключения и вернулся домой, любимый наследник был освобожден из вражьего плена, а имение было возвращено законным владельцам. С этого времени икона стала именоваться «Трех радостей». Причем молитвенники по всей Руси заметили, что просьбы, обращенные к Царице Небесной перед этой иконой, пребывают к ним в трехкратном размере.

Значение и помощь, исходящие от Богородичного образа

Чудотворный лик был особо почитаем в Царском Доме.

Сейчас имеется несколько списков чудотворной иконы. Один из них пребывает в храме Живоначальной Троицы в Грязех, а пара других украшает храмы Москвы.

Перед высокочтимым ликом «Трех радостей» православными прихожанами храмов возносится искренняя и пламенная молитва Трех Радостей:

  • О призывании помощи для себя и родных, близких людей, попавших в беду;
  • О прощении совершенных грехов;
  • Об укреплении в вере;
  • О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений;
  • Об освобождении из вражьего плена;
  • О спасении от неприятелей;
  • О разрешении важных дел;
  • Об исцелении от болезней;
  • Об удачном замужестве и женитьбе;
  • О даровании детей бесплодным парам;
  • О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.

Огромное значение имеет святая икона для людей, проживающих в других странах, попавших в сложные ситуации на чужбине.

Правила моления

Молитва Трех Радостей должна читаться благоговейно и от чистого сердца — это главное требование. Господь милостив, Он прощает всех людей, все их согрешения, если они искренне в них раскаялись.

Загадка иконы «Пресвятая Троица»

Главное — желание исправить ситуацию и более не совершать грехов, дабы со временем в чистоте войти в Царствие Небесное.

Перед началом чтения молитвословия необходимо совершить Таинство исповеди и причастия, ведь Святая Троица не сможет пребывать в душе человека, обремененного грехами, следовательно, и молитва не поможет, какой бы пламенной она не была.

Необходимо помнить, что иконы — это не красочные картинки. С образов смотрят на нас лики людей, живших ранее нас и сумевших, несмотря на разные, порой мучительные напасти, сохранить веру в Бога. Рядом с Красным Углом не следует располагать картины, плакаты, зеркала, статуэтки, светильники и прочие элементы декора.

Величие и сила молитвы заключается в творении чудес. Молитвенное воздыхание перед ликом Трех Радостей — очень серьезный труд, в результате которого молитвенник получает просимое. Быстро это случится, или не скоро — на все Воля Божия. Чудеса, происходимые по молитвам, удивляют даже верующих людей, ведь в погрязшем во грехе современном мире практически каждый человек привык полагаться лишь на самого себя. Ясно одно — справиться с жизненными невзгодами поможет искренняя вера и Отец Небесный, о предстательстве пред которым мы умоляем святых и особенно Богородицу — Царицу Небесную.

Молитва пред иконой

О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.Администратор

Более 600 лет назад Андреем Рублевым была написана великолепная икона «Троица». Работа выполнена по канонам церковного искусства художником, чье сердце было отдано служению Богу. Не удивительно, что все работы наполнены религиозным содержанием.

Перед нами представлены три фигуры ангелов, восседающих за столом.

Троица (икона Рублёва)

Число три для православия символично и напрямую связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Три ангела безмятежно и неторопливо ведут беседу. Их позы непринужденны, одежды просты и свободны.

Голова каждого смиренно склонена, окруженная золотистым ликом. Великолепны глаза, словно живые, они выдаются на картине, в них чувствуется блеск, одухотворенность. Лица выделяют классические тонкие черты лица, спокойная полуулыбка. Образы говорят о том, что милая беседа приятна и понятна им.

В центре иконы – чаша, как символ страданий Христа. Если вы внимательно посмотрите, то внутренний и внешний контуры крайних ангелов также составляет большую чашу. В руках у ангелов скипетры, символы власти, а в одеянии каждого присутствует лазурный цвет, цвет неба, символизирующий их причастность к Богу.

За центральной фигурой мы видим древо жизни, а левее от него – здание, символизирующее церковь. Обратите внимание на правый верхний угол. Здесь мы видим гору, как искупление падшего мира, прототип Голгофы, на которую взойдет Иисус.

Структура иконы подчинена идее круга, которая испокон веков символизировала вечность, в данном случае бесконечность любви и божественного триединства. В иконе нет лишних деталей, каждый предмет символичен. Рублев не утяжеляет икону бытовыми элементами, основное внимание сосредоточено на ликах.

Икона была написана для Троице-Сергиевого монастыря, поэтому ангелы обеспокоены миром порока, в котором погряз человек. И поэтому Бог Отец (центральная фигура) готов отправить на землю сына (левая фигура), чтобы искупить грехи людей. Эпохальная икона!

(18 votes, average: 4.33 out of 5)

← Описание картины Ивана Айвазовского «Раздача продовольствия»

Описание картины Иеронима Босха «Воз сена» →

Картины Пластов С Названиями

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *