Содержание

Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец Света — вселенский Страшный суд, который совершится во время Второго пришествия Христова. На ней изображаются картины конца Мира, последнего суда над всем человечеством, Воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.

Икона находится в храме с конца XVIII века и с этого времени работы по ее реставрации не проводились. Благодаря усилиям приходского совета нашего храма стало возможным проведение объемных реставрационных работ. В настоящее время икона размещена в Знаменском приделе центральной части храма.

Установка иконы сотрудниками нашего храма.

Реставрация уникальной иконы «Страшный суд», 150/120 см (конец XVIII века, дерево), масло, темпера.) Реставрация была очень сложная, дорогостоящая, длительная. Руководитель бригады реставраторов — Екатерина Грабас-Смоленцева. Также, в работе активное участие принимала Елена Смоленцева. Благодаря их мастерству и кропотливому труду, икона вновь предстала перед нами. 

Икона «Страшный суд» до реставрации.

Описание сюжета.

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое значение.

Обычно в верхней части иконы размещен образы Господа Саваофа и Иисуса Христа, по обеим сторонам находятся апостолы. Все они участвуют в процессе Суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех на Страшный суд.

Далее, под изображением Господа Саваофа и Иисуса Христа, находится Престол. Это судейский трон, на котором могут быть размещены копие, трость с губкой, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые предстанут на Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием.

Страшный суд: композиция иконы

Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета.

Икона Страшного суда имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде Иисуса Христа, сына Божия. Это свершится во время Его Второго пришествия.

После суда душа каждого человека определится либо в ад, либо в рай, согласно его вере и поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не в устрашении человека, а в том, чтобы он задумался над своими поступками и совершенными грехами и обратился к покаянию.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения.

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала Крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета.

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси.

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе Юрьева Польского, в новгородской церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе во Владимире. Считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало Крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам Суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней.

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика.

Слова святых о Страшном суде.

О Страшном суде очень много сказано в писаниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Свт. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа.

Свт. Иоанн Златоуст также считал, что не стоит гадать, когда случится Судный день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Святые отцы считали важным помнить про Второе пришествие и Страшный суд. Икона наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно — райское блаженство праведников и адские муки грешников.

 Читать подробнее про иконографию Страшного суда:

— Правмир.ру

— Страшный суд в картинах и иконах

— Иконография Страшного суда (епископ Николай)

Благоукрашение и реставрация, Главные новости, Приходская жизнь, фото, Новости храма

15.08.2016, 3617 просмотров.

Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец Света — вселенский Страшный суд, который совершится во время Второго пришествия Христова. На ней изображаются картины конца Мира, последнего суда над всем человечеством, Воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.

Икона находится в храме с конца XVIII века и с этого времени работы по ее реставрации не проводились. Благодаря усилиям приходского совета нашего храма стало возможным проведение объемных реставрационных работ. В настоящее время икона размещена в Знаменском приделе центральной части храма.

Установка иконы сотрудниками нашего храма.

Реставрация уникальной иконы «Страшный суд», 150/120 см (конец XVIII века, дерево), масло, темпера.) Реставрация была очень сложная, дорогостоящая, длительная. Руководитель бригады реставраторов — Екатерина Грабас-Смоленцева. Также, в работе активное участие принимала Елена Смоленцева. Благодаря их мастерству и кропотливому труду, икона вновь предстала перед нами. 

Икона «Страшный суд» до реставрации.

Описание сюжета.

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое значение.

Обычно в верхней части иконы размещен образы Господа Саваофа и Иисуса Христа, по обеим сторонам находятся апостолы. Все они участвуют в процессе Суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех на Страшный суд.

Далее, под изображением Господа Саваофа и Иисуса Христа, находится Престол. Это судейский трон, на котором могут быть размещены копие, трость с губкой, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые предстанут на Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета.

Икона Страшного суда имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде Иисуса Христа, сына Божия. Это свершится во время Его Второго пришествия.

После суда душа каждого человека определится либо в ад, либо в рай, согласно его вере и поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не в устрашении человека, а в том, чтобы он задумался над своими поступками и совершенными грехами и обратился к покаянию.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения.

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим.

Икона Страшного Суда — описание и значение святого образа

Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала Крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета.

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси.

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе Юрьева Польского, в новгородской церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе во Владимире. Считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало Крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам Суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней.

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика.

Слова святых о Страшном суде.

О Страшном суде очень много сказано в писаниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Свт. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа.

Свт. Иоанн Златоуст также считал, что не стоит гадать, когда случится Судный день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Святые отцы считали важным помнить про Второе пришествие и Страшный суд. Икона наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно — райское блаженство праведников и адские муки грешников.

 Читать подробнее про иконографию Страшного суда:

— Правмир.ру

— Страшный суд в картинах и иконах

— Иконография Страшного суда (епископ Николай)

Благоукрашение и реставрация, Главные новости, Приходская жизнь, фото, Новости храма

15.08.2016, 3618 просмотров.

Страшный суд Божий

Елизавета Басова

В июле 2006 года, в наш первый приезд в Знаменский скит Дивеевского монастыря, мы обратили внимание на незнакомую, необычную икону и спросили о ней.

«Это икона Второго Пришествия Христова и Страшного Суда Божия — одна из любимых келейных икон Батюшки Николая Гурьянова с острова Залита. Пред нею он вымолил из ада множество душ. Разве вы не знаете?

Икона Страшного суда

Старец Николай говорил: «Именно так будет проходить Страшный Суд Божий. Надо, чтобы эта икона была у каждого человека на земле».

Так по благословению Знаменского скита нами была напечатана эта икона, в настоящее время её можно заказать форматом А4 и А6 по электронной почте profond@rambler.ru или приобрести в Сретенском монастыре.

СТРАШНЫЙ СУД БОЖИЙ 
ВИДЕНИЕ УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ НОВОГО ЦАРЕГРАДСКОГО

По благословению Старца Николая Гурьянова
Первое издание книги «Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского», впоследствии неоднократно переиздававшееся, вышло в свет по молитвам и благословению Батюшки Николая ( Гурьянова; 24.05.1909 +24.08.2002).

Батюшка сказал: «Именно так будет проходить Страшный Суд Божий. Надо, чтобы эта книга была у каждого человека на земле».
Икона Второго Пришествия Христова и Страшного Суда Божия, изображение которой помещено на первой странице обложки, — одна из любимых келейных икон Батюшки Николая.
Пред нею он вымолил из ада множество душ, имена же их Ты, Господи, веси.

© Составление, подготовка текста — схимонахиня Николая
Издательство «Русский Вестник»
Электронный вариант книги подготовлен в 2006 году
Обществом Светлой Памяти Праведного Старца Николая Псковоезерского
http://gal-shumilkina.narod.ru/cd.html

Митрополит Сурожский Антоний
ТРИОДЬ ПОСТНАЯ

ПРИТЧА О СТРАШНОМ СУДЕ
(Мф. 25, 31–46)
25 февраля 1979 г.

Притча, которую мы читали сегодня, так всем хорошо известна, что, казалось бы, нечего о ней и говорить; и вместе с этим есть в ней несколько черт, на которые мне хотелось бы обратить ваше внимание.

Первое – это то, что когда подсудимые – то есть все мы – стали перед судом Божиим, Господь не стал спрашивать ни о чем, относящемся к вере, к мировоззрению, а спросил их только об одном, и прямо: Были ли вы человечны на земле? Когда перед вами стояло горе – подумали ли вы о том, чтобы утешить? Когда был голод, и холод, и тоска, и оставленность, и заключенность в тюрьме, и плен болезни – что вы сделали: пожалели или нет?..

И тех, которые пожалели, Господь принял, ни о чем другом не спрашивая, потому что эти люди сумели на земле любить – земной, реальной любовью, и поэтому были открыты и к тому, чтобы вместить и Божественную любовь будущего века. Но эти люди, совершившие дела любви, недоумевали о том, что в них увидел Господь. Как это Господь к Себе относит то, что они сделали другим? Поступать по любви им было настолько естественно, что они и не задумываясь так поступали… Мы не спасемся тем, что с натугой сердца, мучительно заставляя себя, помня о Господних заповедях, будем их творить; они должны войти нам в плоть и кровь так глубоко, так совершенно, чтобы быть естественным движением души, а не простым послушанием закону, который нам дан извне. И поэтому если кто из нас и думает, что он поступает милосердно, заботится о больных, посещает тюремных заключенных, питает голодного, одевает холодного, – пусть поставит перед собой вопрос: от сердца ли он поступает или потому, что чувствует, что таков его долг и что он даст ответ за свои поступки? И если только по долгу, то, Боже, как мы далеки от того, чтобы быть детьми Небесного Царства!..

Но обратите внимание и на тех, которые ничего из этих дел человеческой любви не совершили. Когда Христос им задает этот вопрос, они его даже не понимают: Где же мы Тебя, Господи, видели? Когда же мы Тебя не посетили в больнице или тюрьме? Когда же Тебя не одели холодного, не накормили голодного? Когда не утешили в горе?.. Они никогда не замечали никого вокруг себя, иначе они не ставили бы вопрос о том, надо или не надо. Бог ли получит, как бы косвенно, дар нашей любви, или только этот человек… Они прожили всю жизнь только для себя, расчетливо, разумно, то есть, в конечном итоге, вполне безумно…

И вот перед нами тот же вопрос: как мы поступаем по отношению к ближнему? Часто люди говорят: Я не знаю, как любить Бога, я Его ищу в потемках, я не могу до Него дорваться!.. – Очень просто: через человека!.. Апостол Иоанн сказал: Если кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего своего реальной и творческой любовью, тот лжет, потому что никто не может любить невидимого Бога, если до этого не научился любить конкретного, живого, животрепещущего перед ним человека… И поэтому, прежде чем ставить вопрос о том, как достичь Бога, спросим себя: как мы относимся к ближнему? Если наше сердце закрыто, холодно, замкнуто, если оно испугано при одной мысли, что ближний может от нас потребовать сердца и жизни нашей, – НЕ О ЧЕМ говорить, нечего искать близости Божией: надо сначала научиться иметь сердце теплое, сердце живое, сердце внимательное к ближнему, и тогда оно откроется и, как чистое сердце, увидит Бога. Аминь.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Помоги нам иметь сердце теплое, сердце живое, сердце внимательное к

© Copyright: Елизавета Басова, 2008
Свидетельство о публикации №208092000001

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Елизавета Басова

Рецензии

Написать рецензию

На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Елизавета Басова

Датировки: XVIII в. Конец XVIII – начало XIX века.

Происхождение: Из церкви в память Благовещения села Едома Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Шекснинский район Вологодской области).

В центральной части иконы, в самом верху, образ Господа Саваофа, справа – изображение Иисуса Христа благословляемого Саваофом, между ними Святой Дух. В центре, под Саваофом помещена фигура Иисуса Христа, восседающего на престоле. По сторонам от Христа на престоле расположены фигуры Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов, святых и ангелов. Справа к ним поднимаются монахи и отшельники, представленные с крыльями. В верхнем левом углу помещено изображение небесного Иерусалима, в центре которого Христос и Богоматерь в окружении святых, разделенным по чинам святости. В верхнем правом углу – архангел Михаил как предводитель воинства небесного Симметрично вознесению монахов, вдоль правого поля иконы, представлено низвержение с небес падших духов.

В центре композиции находится Этимасия с символами Страстей. За престолом установлен крест, которому предстоят два ангела с развернутыми свитками. Из облаков спускается рука Судии, держащая весы, на которых взвешиваются души, слева от них изображен ангел, пронзающего бесов, пытающихся склонить чашу весов в сторону дурных поступков. Надпись над фигуркой Души: «Сия душа ожидает притяжения смертнаго, равно же и человеколюбия Божия ».
По обе стороны от престола располагаются праведные (справа от престола) и грешные (слева от престола), восставшие на Суд. Группы грешников в экзотических костюмах соответствуют различным народам, восставшим на Суд, перед ними стоит Моисей. Над головой пророка Моисея надпись: «Моисей указует жидом распятого Господа».

Из пасти зверя, на котором сидит Сатана, к престолу Христа поднимается змей коричневый с белыми кольцами; на кольцах надписи: «Лакомство», «Ложь», "Идолослужение"; «Чародейство», «Гнев», «Скупость», «Объядение», «Неправда», «Убивство», «Граблениение», «Кровосмешение», «Ярость», «Осуждение», «Разбойство», «Плясание», «Малакие», «Гордость», «Чревобесие», «Сребролюбие», «Лихоимство», «Очаяние», «Душегубство», «Блуд», «Пиянство». Справа вода, земля и звери и птицы извергающие мертвых. В круглом клейме справа: «Земля отдает телеса» (Земля в виде женской фигуры в золотой тоге). «Звери отдают мертвые телеса», «Вода и рыбы отдают мертвые телеса», «Птицы отдают плоть человеческую».

Между изгибами змия изображено видение пророка Даниила – аллегории четырех «погибельных царств» (вавилонского, персидского, греческого, римского) на смену которым должно прийти Царство Божие. Фигуры самого Даниила и ангела, толкующего видение, представлены в левее. Рядом — Лоно Абраамово, под ним 4 горизонтальные голубые полосы с надписями: «Река Феон /Река Геон/ Река Ефрат/ Река Тигр». Правееними изображение благоразумного разбойника.

Ниже шествие праведников в рай, предводительствуемых апостолом Петром. Между раем и адом изображен «милостивый бледник», привязанный к столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, так как постоянно творил милостыню. Рядом с ним изображен ангел, указывающий на рай поднятой рукой. Надпись на свитке ангела, стоящего пред Милостивым блудником: «Милостыни ради избавлен вечные муки; злых ради дел лишен царства небеснаго».

Справа представлена геенна огненная с сатаной, сидящим на звере и держащим в руках душу Иуды и цепи, к которым подвешена грешники. Ниже еще восемь пещер со сценами мучений.

Под изображением толпы грешников надпись: «Грешников диаволи прогоняют во атъ на вечное мучение, идеже плачь и скрежет зубом».
В левом нижнем углу над сценами вечных мук: «Ремесленные люди, которые неправдою рукоделие свое делали, идут в муку»; «Женский пол за бесчинное убеление лиц и за украшение риз идут в муку вечную»; «Купцы торговцы, которые лестию и обманом покупали и продавали, идут в муку вечную»; «Судии неправедные и которые неправо и по мзде судили, идут в муку»; «Нищие, которые пронырством и лукавством собирали, идут в муку»; «Священни-цы, которые недостойни священство восприяли и не по священству жили, идут в муку вечную»; «Архиереи и всякия властители духовнаго чина, иже не по правилу святых отец исправляли, идут в муку вечную»; «Црие и князи и всякие властители века сего, которые неправо господствовали, идут в муку вечную».

Подписи на нижнем поле под сценами вечных мук: «Сия мука езеро огненное»; «Сия мука тма кромешная»; «Сия мука смрад зловонен»; «Сия мука тарътаръ преисподней»; «Сия мука змии точащия»; «Сия мука смола кипящая»; «Сия мука червь неусыпаемый»; «Сия мука мраз лютой»; «Мука блудником»; «Мука душегубцем»; «Мука идолослужителем и поклоняющимся болваном»; «Мука ростовщикам и сребролюбцам»; «Мука женам блудницам»; «Мука клеветником»; «Мука разбойником и татем».

Подписи на полях: на верхнем поле по белому фону «Христос Бог сице приидет судити живых и мертвых, имать воскресити тогда смертию изменятся вси людие тамо на суде явятся». По левому полю: «Егда убо приидет кончина лет наших света сего, тогда царь страшный господь наш Иисус Христос прежде пошлет аггелы свои с трубами грозными. Тогда аггелы божий по господню повелению вострубят ужасно и страшно зело. Тогда от трубнаго гласа и зыку земля потрясеся и море возмутитеся, и преисподняя вострепещет, небеса убоятся. Тогда по господню повелению мертвии восстанут во мгновение ока, праведницы воскреснут радую-щеся, чающе восприяти благая. Грешницы зело ужаснутся, чающе мучения и пламене огненна-го. Тогда по господню повелению изыдет река огненная зело страшна от востока и до запат, клокочуще на грешники страшными и ужасными громом, якоже погибнути всей твари, начнет жещи горы и камени, и древеса, и звери, и птицы, и море иссушит. Тогда погибнут со всею лепотою. Тогда солнце преложитца во тму и не даст света, тогда звезды с небеси спадут ака листвие от древес, а праведницы взяты будут на облацех, и лица их просветятся аки солнце. Того ради, братие и сестры, подвигнемся на добродетель, возлюбим друг друга, да наследницы будем царьствия небеснаго. Аще того не сотворим и не держимся добрых дел да осуждени будем в муку вечную во веки». По правому полю: «Тогда страшный и праведный судия сядет на престоле божества своего судити праведным и грешным и воздати комуждо по делам их. И возрев на одесную страну и рече праведником умильным гласом яко отец своим чадом, глаголе им тако При-идите благословении отцем моим уготованное вам царствие небесное во веки бесконечны. На ошую же страну возрев ярым оком и гневом страшным устрашая их люте, глагола им тако: Отидите от мене проклятый во огнь вечный, уготованное есте диаволу и аггелом его. Тогда по господню повелению река огненная обратится пламенем своим на злыя гpeшники, изыдет до ада преисподняго, идеже сам сатана связан бысть, и начнет жещи диавола и аггелов его и вся злые грешники. Тогда не будет заступника никому ни отец сыну, ни сын отцу, ни друг другу не поможет, но токмо добрая наша дела поставят пред богом во царьстви небеснем. Грешником, стоящим ошуюю, рече судия: Идите от мене прокляти во огнь вечны, уготованный диаволу и аггелам его. Тогда демони страшныя грешников на вечныя и бесконечныя муки поемлют во ад».

Поступила в 1939 году.

Реставрация:Вологодский филиал ВХНРЦ, 1991 г., реставраторы – Рыбаков А.А., Белов С.П., Веселов С.Б.

Инв. № 1336/1. © Череповецкое музейное объединение

Литература:

  1. Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 97 (Илл. 98).

    Страшный суд

  2. Рыбаков А. А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М.., 1995. № 196/199.
  • Общий вид

  • Фрагмент левой части композиции

  • Фрагмент левой части композиции

  • Лоно Авраамово

  • Святые

  • Святые, ангелы

  • Святые, ангелы

  • Святые в Небесном Иерусалиме

  • Богоматерь с Иисусом Христом

  • Святые в Небесном Иерусалиме

  • Ангел. Вознесение преподобных. Фрагмент

  • Вознесение преподобных. Фрагмент

  • Вознесение преподобных. Фрагмент

  • Архангел Михаил

  • Верхняя часть иконы

  • Моисей

  • Иисус Христос на престоле

  • Господь Саваоф

  • Господь Саваоф, Иисус Христос и Святой Дух

  • Нижняя часть иконы

  • Шествие праведников в рай, благоразумный разбойник

  • Даниил и ангел

  • Земля, вода, звери и птицы отдают мертвых

  • Змий, «погибельные царства», ангел, отправляющий грешников в ад

  • Змий, «погибельные царства»

  • Милостивый блудник и ангел

  • Шествие праведников в рай, шествие грешников в ад, сцены вечных мук

  • Шествие грешников в ад, сцены вечных мук

  • Шествие грешников в ад, сцены вечных мук

  • Шествие грешников в ад, сцены вечных мук

  • Шествие грешников в ад, сцены вечных мук

  • Сцены вечных мук

  • Сцены вечных мук

  • Сцены вечных мук

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *