Икона Сретение Господне имеет большую историю. Чтобы понять праздник и икону Сретения Господня, скажем несколько слов о его месте в праздничном цикле. заканчивается рождественский цикл, состоящий из триады:

Рождество Христово, Крещение Господне и Сретение.

В этот день Богородица приходит в храм для совершения двух обрядов ветхозаветной церкви: очищения от родовых нечистот и принесение Сына-первенца для посвящения Его Богу.

Святое семейство, придя в храм, встречается с праведниками, уже стоящими на пороге ухода в мир иной — трехсотлетним Симеоном и Анной, 84 лет. На место уходящего приходит новое, только нарождающееся – в этом богословский смысл праздника.

Поскольку смысл праздника двойной, то за ним закрепилось двойное название: «Сретение» — в восточной церкви, «Очищение» — в западной. В названиях отражаются разные акценты: православная традиция делает акцент на богословском смысле, католическая – на человеческом.

При этом в католичестве – это Богородичный праздник, в православии – Господский, в котором воспевается роль Богородицы. Это можно увидеть по голубым одеяниям священников, облачающихся в этот день в Богородичный цвет. Икона обязательно присутствует в праздничном ряду иконостаса. Иконописи известно два типа икон праздника.

В первом – праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у престола-жертвенника, : Спаситель — это искупительная жертва за людей. Во втором — праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у входа в храм. В первом случае подчеркивается жертвенное начало Иисуса, во второй – роль Богородицы, как Посредницы в деле искупления рода человеческого.

Икона Сретение Господне школы Андрея Рублева, о которой будет идти речь, относится к первому типу. На ней- пять персонажей. В центре – Богородица, передающая Младенца, и Богоприимец Симеон, принимающий Младенца из рук Матери как величайшую святыню. Сзади Богородицы стоит муж Марии — Иосиф-Обручник, сзади Симеона – пророчица Анна.

Таким образом, икона четко разделена на левую и правую стороны: левая принадлежит новому, правая – ветхому. Соединяет левую и правую части иконы – Младенец Иисус, находящийся на пересечении левой и правой сторон иконы, соединяя их в себе.

Левая сторона устремлена вверх и вправо, правая – вниз и влево. Так в противоположных движениях они встречаются в точке передачи–принятия Богомладенца.

Самый первый персонаж иконы — Иосиф-Обручник. Это отправная точка иконы. Иосиф изображен отдельно от остальных фигур. Он словно находится за пределами иконы: его правая нога почти вышла из неё.

Архитектурные детали здания, на фоне которого изображена фигура Иосифа, делают ее статичной и зажатой между горизонтальными и вертикальными балками здания. Вертикальные линии над головой Иосифа указывают,

в каком направлении надо двигаться по иконе дальше, горизонтальные — ограничивают движения Обручника, выводя его за пределы сюжета и одновременно концентрируя внимание молящегося на действительно важном.

Делается понятным и второстепенность Иосифа: он только хранитель нового, тоже принадлежа, как Симеон и Анна, к ветхому времени, а главное дело его жизни – сохранить Богородицу и Ее Богомладенца.

Жестом поднятых и покровенных рук Иосиф указывает на Марию, говоря нам, на ком надо сосредоточиться. В руках Иосиф держит двух голубей, которые приносятся в жертву за очищение Марии в соответствии с ветхозаветным обрядом (хотя Она, как Приснодева, не нуждалась в этом):

женщина, родившая мальчика-первенца, через 40 дней должна прийти в храм для очищения от родовых кровей. Для этого нужно принести в храм жертву: богатые приносили агнца и молодую горлицу, бедные — двух горлиц . Иосиф и Мария были бедны, поэтому они приносят двух голубей.

Фигура Марии трогательно-смиренная, с опущенной головой и покровенными руками, из которых Она только что передала Своего Сына-первенца старцу Симеону. Этот жест повторяет жест Иосифа. И третий раз этот же жест повторяется в фигуре Симеона.

Так трижды воспроизведенный жест удостоверяет факт принесения и принятия святыни – Иисуса Христа, раскрывая главный смысл сюжета. Смиренность Марии не только связана с передачей Младенца, но и с теми словами, которые произносит Симеон, предрекая ей страсти по Сыну:

и Тебе самой пройдет сердце оружие, предсказывая, что Она будет свидетельницей Распятия Сына. Она смиренно и с благоговением внимает словам старца. Складки одежды Марии и Иосифа практически повторяются, делая их единым целым. Старец Симеон стоит на возвышенности, а потому склоняется перед Марией.

И не только потому что он выше ростом, но потому что благоговеет перед Ней. Симеон полон нежности, он с приникает к лицу Младенца, напоминая образ иконы Умиления, где в таком же жесте сливаются лики Богородицы и Богомладенца.

Богомладенец тоже нежно и доверчиво прижимается к щеке старца. Фигура Симеона выписано совершенно иначе, чем фигура Марии. Его фигура кажется невесомой, легкой, что подчеркивается прозрачным цветом его одежд, сливающихся с цветом кивория над жертвенником-престолом.

Ветхозаветные фигуры (Симеона и Анны) выполнены в одном и том же стиле — прозрачные с серыми пробелами. Фигуры Иосифа и Марии выполнены утяжеленными, реальными, земными. Ветхозаветные фигуры словно уже растворяются в дымке тумана того, что их ожидает в будущем.

Движение рук Симеона повторяет общее движение иконы и лесенки, на которой он стоит, слева направо и вверх. Наконец последний персонаж иконы – пророчица Анна. Она стоит спиной, лик Анны виден только в профиль.

Ее фигура выполнена в том же стиле, что и фигура Симеона – прозрачная с серыми пробелами, словно тонкими карандашными линиями. Фигура сильно удлинена, что делает ее выше фигур Иосифа и Марии, а лик ее не кажется старческим, скорее наоборот — молодым и наивным.

Здание, находящееся над головой Анны, тоже ступенчатое, продолжающее движение иконы с левого нижнего угла в правый верхний. Оно заметно отличается от здания за спиной Иосифа, которое как бы утяжеляет левый нижний угол,

а здание за спиной Анны – делает угол чистым, легким, воздушным, завершающим общую композицию радостной свежей нотой. Это здание является конечной точкой иконы в ее устремленности вверх по диагонали слева направо. Подобное сооружение было и в иконе , где такое же здание завершает общую композицию иконы. В этом здании-кивории на той иконе помещается Богородица, которую Ангел питает хлебом Небесным.

По цветовой композиции икону также можно разделить на два треугольника, проведя диагональ из левого верхнего угла – в нижний правый. Нижний треугольник по цветовой гамме более тяжелый, темный, с резкими контрастами. Это земной треугольник. Здесь находятся Иосиф и Мария.

Верхний треугольник – светлый, прозрачный, легкий с яркими тонами, словно парящий в воздухе. Здесь преобладают нежные дымчатые тона, как бы уносящие в этой дымке уходящие в иной мир Симеона и Анну, оставляя на земле Марию и Иосифа.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…»

— последние слова, исходящие из уст Симеона, принимающего Младенца как избавление от земного бремени. К светлому миру принадлежит и Младенец, сливающийся в светло-золотом цвете одежд с одеждами Симеона.

Наконец, общую композицию завершает противоположный взгляд мастера на здания слева и справа. Здание слева изображено взглядом снизу вверх, отчего оно кажется плоским и тяжелым, а киворий и ступенчатое сооружение в верхней правой точке – взглядом сверху, что делает их парящими в воздухе. Такое противопоставление позволяет на первое место выдвинуть фигуры Богородицы, Симеона, которые встречаются на стыке обратных движений.

Икона Сретение Господне в целом выглядит очень празднично, нарядно, в ней преобладают золотисто-охряные теплые тона, красный цвет велума подчеркивает торжественность момента встречи, а легкость верхнего правого угла показывает общую устремленность иконы к свету, в Царство Небесное, в мир иной, куда уходят Симон и Анна.

Тина Гай

Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года.

Что такое Сретение и в чем суть праздника

© Sputnik / Игорь Бойко Репродукция иконы «Сретение». Выставка современной иконы

В переводе с греческого «сретение» означает «встречу». Праздник Сретения связан с событием принесением младенца Иисуса Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм, где его увидел старец Симеон. Торжество нельзя отнести полностью к Господскому празднику, так как большую роль играет и Дева Мария. Поэтому иногда в храмах проводится смешанная служба.

Этот день является точкой соединения Ветхого и Нового завета, а также считается символом встречи с Богом.

© Sputnik

Если обратиться к Евангелие от Луки, то станет ясно, что встреча Симеона Богоприимца и младенца Христа была предрешена еще за 300 лет до рождения Мессии. Долгую жизнь обещал старцу ангел, появившийся перед ним, когда Симеон работал над переводом священного писания с иврита на греческий язык по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа.

В одну из суббот Симеон отправился в храм по велению Святого Духа и встретил там Деву Марию, Иосифа и младенца Христа. По закону Моисея у иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка. Женщине можно было посещать храм только спустя сорок дней после рождения ребенка, если он был мальчиком, или восемьдесят, если это была девочка.

Также родители обязывались принести в жертву ягненка и голубку, символизирующих благодарность за появление ребенка и очищение от греха. Однако не каждая семья могла себе позволить такую роскошь, поэтому праведный Иосиф держал в руках двух голубей.

Когда Симеон взял младенца на руки, то назвал его Мессией и сказал, что теперь может спокойно умереть. Но он не был единственным, кто встретил Деву Марию и Христа.

Еще одной героиней важного дня стала Анна-пророчица. На тот момент ей было 84 года, и она была вдовой, жившей и работавшей при храме. Когда она увидела Богородицу с младенцем, то поклонилась им, а затем стала проповедовать о том, что появился Мессия.

Какого числа празднуется Сретение в 2020 году

Сретение Господне — праздник не переходящий, поэтому православной церковью отмечается всегда 15 февраля (2 февраля по старому стилю). То есть ровно через 40 дней после Рождества Христова и таким образом завершает цикл Богоявления.

Однако стоит помнить важный момент: если Сретение попадает на первый понедельник начала Великого поста, тогда его переносят на 14 февраля, что случается крайне редко. Но в 2020 году 15 февраля — это суббота, поэтому дата остается неизменной.

Не секрет, что Сретение Господне является одним из древнейших праздников для христианства. На Востоке он появился уже в IV веке, а до Запада добрался только в V. Тогда он не был самостоятельным торжеством, а входил в ряд рождественских гуляний и назывался «Сороковым днем от Богоявления».

Существует придание, что когда Антиохию (город Византии) накрыла моровая язва, император Юстиниан приказал подданным торжественно провести Сретение Господне. Он надеялся, что тогда Бог смилуется и болезнь отступит. В итоге в этот день бедствие действительно прекратилось, и с 544 года Сретение стало отдельным праздником.

На Западе с V века Сретение получило название «Праздником Очищения». Оно сохранялось вплоть до 1970 года, пока затем не стало именоваться «Праздником Жертвования Господнего».

Икона «Сретение»

© Sputnik / Юрий Каплун Икона «Сретение». Иконописец Андрей Рублев. 1405 год

Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. После многие иконописцы изображали на иконах это событие из жизни Христа.

Самые древние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая находится в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде.

Традиционно в иконописи выделяются несколько моментов:

В центральной части иконы «Сретение» помещены Дева Мария и Симеон Богоприимец. Они оба одеты в длинные одежды так, что ткань покрывает даже руки. На иконе запечатлен момент передачи младенца Христа из рук матери. Старец держит его бережно, при этом немного склоняется перед Спасителем, признавая его роль.

© Sputnik / Сергей Пятаков

Богородица стоит в поклоне. Часто ее изображают в голубых одеждах, так как этот цвет несет в себе значение чистоты и невинности. Однако на иконе ее голову покрывает красный платок, означающий жертву. Поэтому во время смешанной службы убранство храмов и одеяние священников совпадает с каноничными цветами Девы Марии.

Слева от Богородицы можно рассмотреть фигуру праведного Иосифа. В его руках находятся два голубя, принесенные им для жертвоприношения. Его одежды также голубого цвета, что подчеркивает его духовную чистоту.

Позади Симеона Богоприимца стоит Анна-пророчица. По тому, как повернута ее фигура, можно предположить, что она уже видела Христа и разносит весть о Мессии по всему городу. На это намекает пейзаж на фоне и ее поучающий жест.

Красный палантин над героями, закрепленный на крышах зданий, символизирует, что действие происходит внутри храма.

Церковные традиции на Сретение-2020

© Sputnik / Саид Царнаев Девочка ставит свечку в православном храме, архивное фото

Самое главное, что нужно сделать на Сретение, впрочем как и в другие православные праздники — это пойти на богослужение в церковь.

Первые песнопения для церковной службы на Сретение были составлены в V веке святым Анатолием, патриархом Константинопольским. В этой и других религиозных песнях особо подчеркивается одна мысль: младенец Иисус — это сошедший на землю и воплотившийся от Девы Марии Спаситель.

Безусловно, праздник Сретения посвящен Иисусу Христу. Однако первые христиане чествовали в этот день и Богородицу. До сих пор в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и литургии обращения к Богородице занимают центральное место. Кстати, именно поэтому на праздничную службу церковнослужители облачаются как в белое, так и в голубое. Белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Марии.

© Sputnik / Макс Ветров

Особая традиция на Сретение — освящение свечей. Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646 году. Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства.

Известно, что таким способом в свое время Римская церковь пыталась отвлечь людей от языческого праздника, прославлявшего огонь. Так, римляне отмечали Луперкалии, а, например, славяне — Громницы. В народе верили, что сретенские свечи защищают от пожара.

В православии к сретенским свечам относятся особо бережно. Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы.

Народные поверья, связанные со Сретением-2020

Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции, исполняемые из года в год. Одним из праздников, где есть оба начала, считается как раз Сретение Господне.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы перед началом весны также называют сретенскими. Обычно после праздника погода начинала налаживаться, а крестьяне приступали к подготовительным работам перед посевом и занимались домашним хозяйством.

Люди верили, что в зависимости того, кто победит (зима или весна), будет определяться урожайность всего следующего года и погодные условия. Например, если на Сретение сильные морозы, то зима непременно задержится, а если тепло, то природа сулит хорошую жатву.

Что нельзя делать на Сретение-2020

В отличие от светских праздников церковные торжества связаны не только с определенными традициями, но и запретами, рекомендуемыми каждому верующему.

Так, например, церковь не поощряет уныние в этот день. Как известно, это считается большим грехом, поэтому на Сретение принято радоваться. Сюда же можно отнести еще один пункт: нельзя ссориться.

Любая ругань в церковный праздник непременно может вызвать дальнейшие неприятности и у тех, кто провоцирует ссору, и у тех, кто обижается. Сретение — торжество мира и добра, посему любой конфликт церковью порицается.

Существует поверье, что на Сретение Господне нельзя отправляться в дальнее путешествие, так как из-за изменчивости погоды велика вероятность попасть в неприятности или даже не вернуться домой.

В праздник не рекомендуется работать, чтобы не отвлекаться от духовного осмысления жизни и впитать всю торжественность дня. Поэтому обычно уборка в доме происходит заблаговременно. Исключение составляет лишь приготовление еды и уход за домашними животными.

Любителям бани тоже придется отложить процедуры на Сретение. Это связано с подготовительным процессом, обусловленным с запретной в праздник физической работой: наколоть дрова, затопить баню, наносить воду. Тем не менее принимать душ на Сретение можно.

Иконография Сретения Господня — одна из немногих в христианском искусстве, имеющая два существенно различающихся композиционных варианта: симметричная композиция, в центре которой Богоматерь с Младенцем и Симеон Богоприимец, и несимметричный вариант, на котором представлено шествие Богородицы, Иосифа Обручника и пророчицы Анны к Храму.

Иконография Сретения Господня

Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. Оригинальные особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения еще только формируется. Первое упоминание о церковном праздновании Сретения относится концу IV века*, поэтому не удивительно, что спустя полвека художники находятся в поисках выразительного решения, еще только «нащупывают» оптимальный вариант.

Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия. Фрагмент

Композиция имеет выраженный горизонтальный формат, продиктованный особенностями изобразительного пространства. Поверхность арки разделена на несколько горизонтальных регистров, в одном из которых и помещается сцена Сретения. В левой части изображена Богоматерь, протягивающая Младенца Симеону. Старец почтительно склонился, на его руки накинут край плаща — коснуться святыни можно только покрытыми руками.

Несколько непривычно то, что Богородицу и Симеона разделяет группа «второстепенных» персонажей: Иосиф Обручник, ангел и пророчица Анна. Их жесты могут быть непонятными современному зрителю. Так изображали в античном искусстве императоров, выказывающих свое августейшее согласие или благочестие, а также брачующихся лиц императорской фамилии. Тема благочестия созвучна событиям Сретения: Богомладенец, Богородица и Иосиф проявляют послушание Закону. Идея согласия также соответствует внутреннему смыслу праздника: происходит встреча Ветхого и Нового Завета, их согласие.

Все действие происходит во дворе Иерусалимского храма, что подчеркивается изображением аркады, поддерживаемой колоннами. Позади вышедших навстречу Богомладенцу иудеев, в глубине двора, располагается святилище, напоминающее по архитектуре классический античный храм с треугольным фронтоном и портиком. На фронтоне помещена женская фигура.

Искусствовед Андрэ Грабар высказал предположение, что это изображение богини Рима, которое помещалось на капитолийском храме. На римских монетах с изображением этого храма присутствовала надпись «Новый век». Возможно, эта античная фигура, «перемещенная» на фронтон Иерусалимского храма, должна была напоминать молящемуся о Новом веке Христа.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема: в центре изображаются Богородица и Симеон, позади них — Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осененного киворием, которое не может расцениваться просто как деталь интерьера. Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя.

При этом изображается именно престол христианского храма, а не жертвенник храма Иерусалимского. Иногда на престоле помещаются Евангелие, Чаша, дарохранительница. Облачение престола обычно насыщенного багряного цвета и содержит изображение Креста, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества.

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е годы XI в. Греция

Богомладенец может изображаться и на руках у Матери и в объятиях Симеона. Иногда художник представляет сам момент передачи: протягивая Сына, Пресвятая Дева еще не отпустила Его из рук, а старец уже коснулся Спасителя, но еще не поднес к себе. Такое композиционное решение делает все изображение более драматичным. Богомладенец зримо предстает «связующим звеном», соединяющим две эпохи — Ветхозаветную и Новозаветную. Весь людской род в лице Симеона и Анны приемлет благую весть о воплощении Сына Божия.

Фреска церкви Токали Килисе в Гёреме. X — XI в. Каппадокия, Турция

После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Торжественное шествие изображено двигающимся слева направо, поскольку именно так идет запись текста в европейских языках, наш глаз привык, разглядывая объект, двигаться в таком направлении.

Икона. XV в. Русь. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника

В случае более древнего симметричного иконографического варианта все изображенные стоят по сторонам от престола, в центре храмового пространства, и двигаться уже никуда не нужно, поэтому и композиция уравновешена и статична. Тема шествия подсказывает иной выбор места действия. Мотив процессии порождает динамику композиции, некую внутреннюю незавершенность изображенного, поэтому логичнее представить событие не внутри Храма, а у входа в него. Позади Симеона оказывается Святилище, трактованное как базилика с апсидой. Пространство храмового двора, в древности окруженное портиками, изображается как стена, иногда дополненная колоннадой.

В конце XVI века на Руси появляется пространный иконографический извод, созданный на основе праздничных чтений «Пролога» и Акафиста Богоматери. По периметру иконы, вокруг сцены Сретения изображаются предшествующие и последующие события.

Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей

В клеймах показаны:

— Пророк Исаия, записывающий откровения в книгу;

— Явление ангела Симеону. Согласно Преданию, Симеон переводил книгу Исаии и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве приимет…»), но ангел остановил переводчика и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» (Лк.2: 26);

— Ангел с Крестом (или всеми орудиями Страстей) в руках, сообщающий Богородице о грядущих страданиях Ее Сына;

— Сцена низвержения идолов — так представлен шестой икос Акафиста Богоматери, повествующий о бегстве в Египет, где пали идолы при приближении Богомладенца;

— Выходящие из ада праведники и повергнутые в геенну грешники и дьявол. По мысли художника этот эпизод должен иллюстрировать слова пророчества Симеона: «Се лежит на падение и восстание многих в Израиле» (Лк.2:34) и тексту «Пролога»: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

— Вверху, в центре иконы могут быть помещены неканонические образы «Новозаветная Троица» или Бог-Отец.

Такая избыточная повествовательность, как правило, еще и сопровождающаяся пышными архитектурными кулисами, отвлекает внимание зрителя от главного сюжета. Чтобы прояснить все представленное, художник иногда сопровождает изображение текстовыми комментариями. Многочисленные детали делают образ подробнейшей «Библией для неграмотных», или же неким ребусом, но затуманивают основное содержание празднования, а также глубинные смыслы и аллюзии, которые так тонко передавались в произведениях предшествующих веков.

* «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии Аквитанской). Сретение именуется в этом произведении «сороковым днем от Епифании», то есть от Богоявления (Рождество и Богоявление праздновались в первые века Христианства в одно и тоже время).

Картины, фрески, иконы Сретения Господня

Фреска церкви Санта Мария в Кастельсеприо. Конец VII — начало VIII в. Италия

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Середина IX в. Государственный Исторический музей, Москва

Фрагмент резной иконы. 2-ая половина X в. Византия. Государственный Эрмитаж, Спб.

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

Миниатюра Евангелия из ц. Могни. Середина XI в. Армения. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. (не сохранилась)

Эмаль. Конец XII -начало XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227—1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент

Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей

Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех

Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия

Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия

Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция

Джентиле да Фабриано. Принесение во храм. Из капеллы Строцци в ц. Санта-Тринита во Флоренции.1423 г. Лувр, Париж, Франция

Андреа Мантенья. Около 1465—1466 гг. Государственные музеи, Берлин, Германия

Рембрандт Харменс ван Рейн. Старец Симеон во храме. 1669 г. Стокгольм. Национальный Музей, Стокгольм, Швеция

Вы прочитали статью Иконография Сретения Господня | Иконы. Читайте также:

Сретение Господне: в картинах и иконах

Молитва Симеона

Неизвестное Сретение

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *