Сергий Радонежский – один из самых почитаемых православной церковью святых. Ему посвящено свыше 780 храмов, возведенных не только в нашей стране, но и за рубежом. Во многих церквях на Руси есть иконы Сергия Радонежского.

В чем заключается значение иконы Сергия Радонежского, в каких случаях обращаются к этому святому? Какие молитвы перед иконой Сергия Радонежского следует возносить? Об этом и пойдет наш рассказ.

В чем помогает икона Сергия Радонежского?

Самым древним изображением преподобного Сергия является выполненный в 1420-е годы шитый покров, который в настоящее время хранится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры.

С икон Сергия Радонежского на нас смотрит его благородный строгий лик. На некоторых иконах приводится изображение святого в полный рост, эпизоды его жития, а также слова из его завещания:

«Внимайте себе о всем братия моя, всех молю, имейте страх Божий, чистоту душевную, любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие…»

Значение иконы Сергия Радонежского сложно переоценить. Церковнослужители говорят, что любая молитва, которая произнесена перед ней, способна творить чудеса.

В чем помогает икона Сергия Радонежского? К этому святому обращаются за советом и помощью в сложных жизненных ситуациях, просят о здравии, молят об усмирении гордыни, просветлении ума и овладении науками. Студенты обращаются с просьбами об успешной сдаче экзаменов.

Молитва перед иконой Сергия Радонежского

«О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!

Икона Сергия Радонежского — в чем помогает, значение, история

Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь».

2016-08-23

triceratops

Состав клейм: 1. Рождество Варфоломея (преподобного Сергия); 2. Откровение грамоты; 3. Беседа старца с родителями отрока; 4. Пострижение в иноки; 5. Изгнание бесов; 6. По-ставление в иерея; 7. Изведение источника; 8. Смерть отрока; 9. Вокрешение отрока по мо­литве преподобного Сергия; 10. Видение Божественного огня; 1]. Встреча преподобным Сергием греческого посольства от константинопольского патриарха Филофея Коккина;

  1. Явление Богоматери и апостолов Петра и Иоанна Богослова преподобному Сергию;
  2. Исцеление от слепоты сомневающегося греческого епископа; 14. Погребение преподоб­
    ного Сергия; 15. Обретение мощей преподобного Сергия; 16. Исцеление боярина Захарии
    Бороздина; 17. Исцеление Симеона Антонова; 18. Исцеление нищего слепого странника.

В среднике изображена фигура преподобного Сергия в рост, со свитком, на котором чита­ется текст поучения братии, произнесенный перед смертью: «Внимайте себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие…». По периметру средника следует текст тропаря преподобному: «Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобие, отче наш».

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) — прославленный святой Русской православной церкви, известный церковный и общественно-политический деятель Руси второй поло­вины XIV в. Его житие написано в 1418 г., вскоре после преставления старца, его учеником и со-постником Епифанием Премудрым. В своем повествовании он использовал и свой опыт обще­ния со святым, и воспоминания очевидцев и родственников, пребывающих в Троицкой обители. В дальнейшем, после открытия нетленных мощей преподобного Сергия, первоначальный текст был обработан Пахомием Сербом (Логофетом) и расширен новыми сюжетами и чудесными явле­ниями из жизни подвижника, включая случаи исцелений у гроба чудотворца. Эта редакция серб­ского агиографа легла в основу ряда житийных икон преподобного, созданных в конце XV — на­чале XVI в. в Московском Кремле и Троице-Сергиевой лавре. Древние иконы святого «устроителя» Церкви послужили образцом и для более поздних памятников второй половины и конца XVI в. По документам известно, что почти во всех подмосковных храмах были иконы преподобного, в том числе «з житиями». Композиция публикуемой иконы является точным повторением крем­левского образа, с равновеликим сокращением на 35 см сверху и по бокам.

Преподобный Сергий родился от благочестивых родителей, ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Рождение сопровождалось чудесными событиями: в храме во время литургии все присутствующие услышали трижды глас из утробы матери, исходящий от еще нерожденного младенца. После свершившегося знамения родители дали обет посвятить ребенка Богу. Родив­шийся младенец отказывался вкушать молоко после употребления матерью мясной пищи, а че­рез некоторое время, в среду и пятницу, соблюдая пост, также не прикасался к еде. Это событие, ставшее ключевым в понимании жизненного подвига преподобного, построившего монастырь Святой Троицы, на публикуемой иконе отражено косвенно — помещением сюжета рождения Вар­фоломея в традиционной иконографии Рождества (клеймо 1). Следующее чудо — это освоение Варфоломеем книжной премудрости по молитве таинственного странника, который благосло­вил отрока и предрек родителям богоизбранный путь его (клейма 2, 3). В отличие от женившихся братьев Варфоломей решил принять иночество, но сделал это позже, т.к. по просьбе родителей ухаживал за ними в старости. После их смерти он вместе со старшим братом Стефаном ушел в ра­донежские леса, где братья построили келью и храм, посвятив его Святой Троице — в память зна­мения, данного Сергию еще до рождения, стать учеником Святой Троицы и привести к вере в Бога других. Брат, не выдержав тягот пустынного жития, оставил Варфоломея, поселился в московском Богоявленском монастыре. Варфоломея на 23 году, по его просьбе, проезжающий мимо игумен Митрофан постриг в монашество с именем Сергий и оставил новопостриженного инока «без-молствовати и единствовати» (клеймо 4). Жизни монашеского уединения посвящено следующее клеймо — «изгнание бесов». Живя в пустыни, отправляя иноческий устав, беспрестанно молясь, преподобный Сергий терпел нужду, холод, жару, но дикие звери не трогали его, подобного «пер­возданному Адаму» в райском саду. Не раз бесы, «грозя и устрашая», нападали на него во время богослужения в церкви «бяху в одеждах и шапках островерхих литовских», желая разорить цер­ковь, но преподобный Сергий молитвой прогонял их (клеймо 5). Следующий сюжет посвящен ос­нованию монастыря. Со временем стала приходить к Сергию братия, и просились они стать его учениками, но преподобный долго не соглашался. Когда братия уговорила его, Сергий «трое или четверо келлии своими руками сделал», посеял огород. Преподобный Сергий выполнял все по­слушания монашеские, «без лености братиам аки купленный раб служаше». Игуменствовавший у них священник заболел и умер. Братия уговорила Сергия принять игуменство и руководство над ними. После общей молитвы братия отвезла преподобного Сергия в Переяславль — там он был уже известен епископу Афанасию Волынскому как строитель монастыря и как молитвенник и рукоположен им в один день в иподьякона, дьякона, а затем в иерея (клеймо 6).

Следующий цикл клейм посвящен духовному устроению монашеской жизни в обители: изо­бражаются чудеса, свидетелями которых была сама братия, часто изумленная, сомневающаяся и ропщущая. Таким чудом стало изведение источника рядом с монастырем, так как первона­чально приходилось приносить воду из реки, до которой путь был долгий. Братия возроптала и хо­тела перенести монастырь ближе к реке, но преподобный Сергий уговорил их подождать: как-то он спустился с иноком в овраг, где было сыро от снега, помолился, и место наполнилось «высо­кой водой» (клеймо 7). В присутствии брата Симеона Параклисиарха на литургии сходил к жерт­веннику Благодатный огонь, которым преподобный Сергий причастился (клеймо 10). Келей­ник Михей стал свидетелем чудесного явления Сергию Богоматери и апостолов Петра и Иоанна (клеймо 12). Слава о новом духовном светоче на Руси распространилась далеко за пределами мо­настыря: к нему обращаются за помощью поселяне (клейма 8—9,13). Из далекого Царьграда при­ходили греческие послы со схимой, крестом, парамандом и благословением патриарха Констан­тинопольского, после чего игуменом в монастыре был введен общежительный устав (клеймо 11). В нижнем ряду клейм представлены сцены погребения, обретения мощей и чудесные исцеления у гроба подвижника (клейма 14—18).

Публикуемая икона происходит из Сергиевского придела старообрядческой белокриницкого согласия церкви Успения на Апухтинке, освященной в 1909 г.

Икона Сергия Радонежского: в чём помогает и кому покровительствует

В пятиярусных иконостасах нижнего и верхнего храмов были собраны иконы XV—XVII вв. со всей России. В описях храма упоминается древняя житийная икона преподобного Сергия XVI в. новгородского письма. Анализ основы по­казал, что памятник был дважды в реставрации. Изображение на иконе находится под слоем про­писей, которые в отдельных местах перекрывают кракелюр; многие детали нарисованы заново. Золото и надписи, воспроизводящие житийные тексты (в некоторых случаях ошибочно), также относятся к позднему поновлению. Известно, что над декорацией храма работал мстерский ху­дожник-реставратор Г.И. Чириков, замечательный иконописец-«подстаринщик». Возможно, ре­ставрация и была им выполнена.

Происхождение

Происходит из московской старообрядческой церкви Успения на Апухтинке. Поступила в 2007 г. из Покровского собора

Библиография

Значение иконы преподобного Сергия Радонежского и в чем помогает

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *