Содержание

Где правильно разместить икону 12 апостолов?

Здравствуйте, Сергей!

Насколько мне известно, не существует общепринятых чётких правил того, как именно должны располагаться иконы в доме. Впрочем, один принцип, несомненно, следует соблюдать. Мы православные христиане, т. е. ученики, последователи Христа. Мы верим в то, что Бог стал человеком, проповедовал, исцелял, воскрешал, а затем умер и воскрес — и всё это для нашего спасения. Поэтому как в центре нашей жизни должен быть Христос, так и в домашнем иконостасе центральное место должны занимать те знаки и образы, которые имеют прямое отношение к Богочеловеку: икона Святой Троицы, образ Иисуса Христа, распятие и т. п. Рядом (как правило, слева от иконы Христа, если смотреть со стороны молящихся) можно расположить икону Богородицы. А дальше (слева, справа, внизу) — все остальные иконы, в том числе и икону 12 апостолов. Часто над входной дверью тоже стараются разместить какой-то образ, чтобы молиться при выходе из дома.

Если у Вас там сейчас находится распятие, то, мне кажется, нет оснований заменять его иконой апостолов. Но какая бы икона где бы у Вас ни висела — главное, чтобы образ выполнял своё предназначение: напоминать обитателям дома, квартиры о первообразе, побуждать к молитве. А если иконы (как иногда, к сожалению, бывает) превращаются в предмет обстановки — тогда лучше бы их и вовсе не вешать.

Желаю Вам спасения во Христе и молитвенного предстательства святых апостолов!

Во все времена в минуту душевной слабости, испытывая физические и душевные страдания, пытаясь излечиться от серьезных заболеваний, люди приходили в церковь и обращались за помощью к высшим силам. Христиане поклоняются многим святым образам, но одной из самых почитаемых является икона 12 апостолов и Спасителя.

История святого лика

На этом лике изображен Всевышний вместе со своими учениками. Огромное количество верующих обращаются к иконе за утешением. У Иисуса было много учеников ещё при жизни. Кто-то был с ним из человеколюбия, а другие хотели удовлетворить свое любопытство. Некоторые пришли к Спасителю в надежде получить исцеление от страшных недугов. На протяжении долгого времени лишь 12 учеников делили со своим Учителем все тяготы и невзгоды бренной жизни. Впоследствии Иисус назовет их апостолами.

Одной из самых почитаемых является икона 12 апостолов и Спасителя

В переводе с греческого языка «апостол» значит «посланник, слуга». Двенадцать учеников Христовых были наиболее близки к Спасителю, они стали свидетелями его откровений. Христос признал их своими последователями за 3 года до своей мученической смерти, наделив божественной силой и могуществом. Апостолы сопровождали Иисуса постоянно, оставив ради этого свои семьи и родину.

В день Пятидесятницы случилось чудо – ученики Христа получили дар от Святого духа в виде огненных языков. Чудотворное явление окончательно подтвердило избранность этих людей.

Во имя своего божественного учителя апостолы до самой смерти странствовали по свету, они проповедовали святое учение и призывали людей к доброте, милосердию и отрицанию темных сил.

К сожалению, мир далек от совершенства и почти все апостолы приняли за свои убеждения мученическую смерть. Людям трудно принять в себе хорошее, слишком легок темный путь, на котором не надо ограничивать себя и жертвовать своими интересами ради другого. Поэтому легче признать неправым того, кто несет в себе свет, человека, способного на жертвы и настоящие подвиги во имя добра. Именно так поступили язычники, распявшие на кресте апостолов Андрея Первозванного, Петра, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева и Симона Зилота. Страшная участь постигла и остальных учеников Спасителя – Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Только Иоанн Богослов, при жизни тоже испытавший страшные муки, скончался в своей постели. Лишь после гибели апостолов люди начали понимать, какое огромное благодеяние те совершили для них. На небесах мученики обрели долгожданный покой, а вместе с тем удостоились многих почестей. Именно они будут вместе с Господом вершить Страшный суд и «воздавать всем людям по делам и поступкам их».

Значение и особенности иконографии образа

Списки икон с изображением апостолов известны давно. В 3-4 веке апостолов было принято изображать юными и безбородыми, позднее, в 6 веке, они стали представать на иконах с нимбами. В то время было принято писать образа апостолов в греческом стиле – одетыми в белые туники с босыми ногами.

Списки икон с изображением апостолов известны давно

Непременными символами апостолов являются свитки, как образ христианского учения. На Руси в XV-XVII вв. чудотворный образ двенадцати апостолов часто изображали в виде лозы. Спаситель на ней изображен посредине, а в завитки лозы вписаны лики его учеников. Наиболее ярким примером такой иконографии выступает фреска Благовещенского собора Московского Кремля, датированная серединой XVI века, а также икона из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, написанная в XVII веке.

Иконография Двенадцати апостолов разделилась на две основные ветви – православную и католическую. В православной традиции образа святых апостолов не имеют других атрибутов, кроме свитков и кодексов. Католическая манера иконописания придала ликам апостолов орудия, с помощью которых они были подвергнуты страшным казням (это кресты, на которых были распяты большинство мучеников, мечи, ножи, копья и даже чаша с выползающей из нее змеей).

Единственным примером изображения Двенадцати апостолов на иконах в два ряда является византийский образ, написанный в начале XIV века.

Византийские иконы отличаются бесплотностью и бестелесностью изображенных ликов. На золотом фоне они выглядят как размытые тени, покрытые тонкими золотыми лучами. Эти иконы символизировали идеальность небесного мира, лишенного земной тяжести.

В России часто изображали Христовых учеников на одной иконе или барельефе. Когда-то в Санкт-Петербурге существовала Борисоглебская церковь, в которой по периметру купола были написаны поясные барельефы всех двенадцати апостолов.

Собор Двенадцати Апостолов Византийская икона, XIV век Большаковская икона, XVIII век

Апостолы Христа, изображенные на иконе

Петр

Принял сан епископа в Риме, где его и казнили. Нес заповеди Христовы в страны Востока.

Андрей Первозванный

Особо почитаем в России, именно здесь он рассказывал о вере Христа. Во время проповедования в Византии был распят.

Иаков Заведеев

Приходится братом Иоанну Богослову, он распространял новую религию в Испании. Был зарублен мечом в Иерусалиме.

Иоанн Богослов

Единственный апостол, умерший в своей постели. Он же написал откровения от Иоанна.

Филипп

Проповедовал заповеди христианские по территориям Эфиопии, там его распяли перевернутым.

Варфоломей

Странствовал вместе с Филиппом, также ездил в Индию и Армению, где был казнен язычниками.

Фома

Именно о нем в веках сохранилось выражение «неверующий». После того, как Спаситель даровал ему силу свою, проповедовал в Парфии и был пронзен копьями.

Матфей

Будучи первым евангелистом, нес святое учение по землям Сирии. В Африке был распят туземцами, после чего сожжен на костре.

В переводе с греческого языка «апостол» значит «посланник, слуга»

Иаков Алфеев

Приходится братом Матфею, проповедовал в Палестине, где подвергся мучительной казни.

Иуда Иаковлев

Рассказывал о христианских заповедях на территории современного Ближнего Востока. В Армении был казнен.

Симон Зилот

Нес веру народам Африки и Абхазии, там же был распят на кресте.

Матфий

Он заменил Иуду Искариота, которого, после совершенного предательства, перестали считать апостолом. Проповедовал в Македонии, где был забросан камнями.

Савл

Общепринято считать, что у Иисуса Христа было 12 апостолов. Но Евангелие от Луки рассказывает о существовании еще одного – тринадцатого.

Звали его Савл, и христианскую веру он ненавидел всей душой. Ему не довелось встретиться с Иисусом, некому было направить его и помочь осознать всю тяжесть творимого злодеяния.

Злоба и ненависть этого человека были настолько сильны, что он поехал в Сирию, чтобы и там преследовать христиан. По словам самого Савла, в пустыне он внезапно увидел яркий свет и услышал голос Иисуса, доносящийся с небес. После этого Савл ослеп.

Вылечил его силой Божьего слова христианин Анания, после чего Савл стал искренним последователем Спасителя. Он принял имя Павел и прославился тем, что мог обратить в христианство даже самых яростных язычников. Именно он разделил иудаизм и христианство.

Однако и он не избежал страшной участи – впоследствии его арестовали и обезглавили.

Молитва перед иконой «12 апостолов»

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Можно только восхищаться той безмерной силой духа, которую проявили все апостолы. И если человечество приняло их огромную жертву, необходимо всегда помнить о ней и быть достойными ее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иконография апостолов

Изображения Апостолов известны с III — IV веков. В ранний период существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III — сер. IV в.)

Апостолы. Роспись катакомб Домитиллы

Некоторые с ярко выраженными портретными чертами: ап. Петр — с короткими седыми волосами и бородой; ап. Павел — с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.).

Христос на троне в окружении апостолов Петра и Павла. Катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV века
Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век
Апостол Андрей — с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой. Ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519 годы
Мозаика Церкви Санта-Пуденциана в Риме, около 400 года

С VI в. Апостолы стали изображаться с нимбами. На ниже представленной мозаике апостолы облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях.

Апостол Андрей (в центре). Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года

В период средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для мн. Апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми. Например, мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах — юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником сщмч. Прохором на островеве Патмос, в единоличных иконах — старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.

Атрибутами Апостолов являются свитки как образ христианского учения, у евангелистов — кодексы (иногда у всех А., как в капелле пр Аполлония в Бауите (Египет), VI век

Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из монастыря Бауит, VI-VII века

Также атрибутами апостолов был крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), а также венок — символ победы. Например, мозаики баптистерия Православных в Равенне, середина V века, Арианского баптистерия в Равенне, около 500 года. Возможно и сочетание — крест и венок — рельеф саркофага «Ринальдо» в Равенне, V века.

Мозаика баптистерия в Базилике Сант-Аполлинаре-Нуово

Отличительный атрибут апостола Петра, согласно евангельскому тексту — ключи (Мф 16.:19), появились с середины IV века. Например, мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме, IV век.

Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенн

Известны изображения Апостолов с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой, саркофаг, IV ве. (Музей Лапидарий. Арль).

До запрещения символических изображений 82-м правилом Трулльского собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима: Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, (432-440 годы), Церковь святых Космы и Дамиана в Риме (526 -530 годы), Церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (549 год), рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V век).

***

  • О святых иконах в вопросах и ответах — Библиотека православного христианина
  • Православная Церковь и сектанты. Святые иконы. Святой Крест. Крестное знамение — протоиерей Дмитрий Владыков
  • Иконопочитание в Православии — митрополит Макарий Булгаков
  • Мир иконы — диакон Андрей Кураев
  • Икона в русской словесности XIX — XX веков — Валерий Лепахин
  • Развитие иконографии князя Владимира — Валерий Лепахин
  • Православие и иконопочитание — Сергей Говорун
  • Почем баптистский опиум для народа?! или Зачем баптисты лгут об иконопочитании? — Александр Пикалев
  • Первое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Втрое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Против лютеран — Слово о поклонении святым иконам — преподобный Максим Грек
  • Психологический символизм жестов в христианской иконографии — иерей Дмитрий Юревич
  • Почему так много икон Богородицы? — Ирина Языкова

Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 Апостолов, окружающих Христа, в основе которого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима).

Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III — сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии), — представлено 6 Апостолоами) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» — рельеф саркофага (270 год).

С IV века композиция двенадцати апостолов известна в росписях алтаря, например, конха апсиды Церкци Сан-Лоренцо в Милане (IV век), и также Церковь Санта-Пуденциана в Риме (400 год).

В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой. Саркофаг, IV век (Арль, Франция). И также попарно — саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме (395 год), или группами по 3, 4, 5 (саркофаг из Церкви святого Иоанна Студийского в К-поле, V в.).

Апостолы. Саркофаг IV века (Арль, Франция)
Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 год

В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла преполобного Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года).

Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне

С сер. IV в. получает распространение композиция «Traditio Legis» (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа.

В центре — стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева — ап. Павел, справа — ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)).

Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV века)
Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в Церкови Сант-Амброджо в Милане
Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу. Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V век

В конце V — VI веков изображения 12 Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря. Например, Архиепископская капелла в Равенне; Церковь Сан-Витале в Равенне (около 547 года) — на арках алтарного свода; Кафоликон монастыря вмц. Екатерины на Синае (565-566 год) — в апсиде; Церовь Панагии Канакариас в Литрангоми в Кипре (2-я четв. VI века) — на триумфальной арке).

Апостол Андрей. Мозаика, VI век. Базилика Сан-Витале в Равенне

В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов».

Евхаристия. Мозаики собора Святой Софии

В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения Аапостолов.

Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах — евангелисты (например мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.).

12 Апостолов изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого Сиона (Иерусалима) новгородского Софийского собора — серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV — нач. XV в. СПГИХМЗ).

Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII века)
Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора, 1486 год
Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV — начало XV ка

12 Апостолов входили в состав т. н. апостольского деисуса (икона, XII в. из Монастря вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV века), «Отослание апостолов на проповедь» (Токалы-килисе (Каппадокия), икона 900-950 годов, Церковь в Тимотесубани (Грузия), XIII век. и клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV века.

Собор двенадцати апостолов. Византийская икона, XIV век
Изображения апостолов на клеймах иконы «Похвала Богоматери, XIV век
Апостолы. Фрески Церкви Св. Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года

На Руси в XV-XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части к-рой представлен поясной деисус, а в завитках — полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в., икона, XVI в., фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в.

Собор двенадцати апостолов в виде лозы. Большаковская икона, XVIII век

12 Апостолов, среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях «Успение Богоматери», «Страшный Суд», «Евхаристия».

Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви.

Состав А. в этих композициях может варьироваться.

Помимо 12 Апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида Церкви святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка Церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)).

Апостолы Петр и Павел. Церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV век

В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., Син. 275, XII в.; Муз. 3648, XIII в.).

Апостол Павел. Миниатюры из «Деяния и Послания апостолов», 1072 год
Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью, XII век

Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв. появляются циклы деяний и страданий Апостолов.

Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике Церкви Святых апостолов в Константиноле эпохи императора Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка.

В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие народам:

Хлудовская Псалтирь. Миниатюра, IX век

Сцены страданий Апостолов имеются в миниатюрах Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в мозаиках Церви Сан-Марко в Венеции, после 1200 года.

История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, около 1146-1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла — в росписи Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского монастыря, 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в росписи Церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 год.

В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу.

Таковы росписи Церкви Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV-XVII в. («Св. Иоанн Богослов в житии», кон. XV-XVI в. (ЦМиАР), «Апостолы Петр и Павел с житием», XVI в. (НГОМЗ), «Ап. Матфей в житии», кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ)).

Иоанн Богослов с житием. Икона, XVI век
Святые Петр и Павел в житии. Икона, XVI век

В XVII в. под влиянием западноевропейской традиции создаются образы на тему апостольских страданий, например, икона «Апостольская проповедь» мастера Феодора Евтихиева Зубова, написанная в 1660-1662 годы.

Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор Евтихиев Зубов

В XVI — XVII веках в программу храмовой росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70 Апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами (Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563, Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565, Церковь Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского монастыря, 1689).

Почитание Апостолов выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (св. Апостолов в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312-1315), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII — начало ХIII в.)

Нина Квливидзе

По материалам:

Седмица — 17.11.2008.

Живой интернет — 31.08.2015.

История и иконы Трех Святителей — Значение

Икона изображает трех великих проповедников, последователей Христа и прославлявших Его Великое учение. Это Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. В христианском мире они именуются Отцами Церкви.

Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования: возлюбленный ученик Христа, святой евангелист Иоанн, святой Григорий и святой Симеон Новый, живший в XI в.)— боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии: учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV века актуален и в церковной ситуации ХXI в. По праву Трем Святителям был установлен Православный праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы.

До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых — анафоры (Евхаристический канон) – составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле.

  • Артикул: 44093
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 42 мм.
  • Ширина: 20 мм.

Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий – святые, известные как Отцы Церкви и ее вероучительные столпы. Три Святителя почитаются в христианском мире как мудрые духовные наставники, низложащие еретические распри. На оборотной стороне иконы — образ процветшего креста. По торцу — слова акафиста трем Святителям. $ 1 650

Святой Григорий Богослов

Святой Григорий Богослов (326—389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил, которая еще до рождения сына обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. В возрасте 26 лет святой Григорий принял крещение. При выдающихся способностях, святой Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах.

Св. Григорий был близким другом св. Василия Великого, дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая в училище. В Афинах святой Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию «Отступник», который, став императором, отрекся от христианства и пытался, было, возродить язычество в Римской империи (361—363 гг.), и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви.

  • Артикул: 44274
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 34 мм.
  • Ширина: 16 мм.

На небольшой нательной иконе в праздничном окладе образ святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Святой Василий происходил из провинции Галатия в Малой Азии, где первоначально был врачом. В 336 году он становится епископом Анкиры, после чего следующие годы посвящает борьбе с еретическим арианством. Святой принял мученическую кончину за исповедование православной веры. На оборотной стороне иконы под процветшим крестом молитва, возносимая ко святому. $ 895

Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятием. Некоторое временя он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.

За свои замечательные богословские творения святой Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (святым Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей святого Григория до сих пор источают дивное благоухание.

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

  • Артикул: 44277
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 23 мм.
  • Ширина: 12 мм.

Подвес выполнен в виде Ангела со крестом, держащего в руках икону святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского – христианского богослова и писателя, жившего в IV веке. Василий Анкирский обличал еретическое арианство, за что подвергался постоянным гонениям. После обличения в ереси императора Юлиана Отступника, он был предан жесточайшим пыткам, в результате чего погиб как священномученик. Святой Василий является основателем и сторонником духоборчества. $ 430

Икона «Собор трех святителей»

Каждая икона — это часть православной истории. Образ «Собор трех святителей» — один из наиболее важных предметов религиозного наследия. Эта икона должна быть дома, если вы хотите, чтобы в нем царил уют и покой.

Альтернативное название иконы — «Три иерарха», такое же, как и у праздника, которому посвящена сама икона. Многие путают ее со «Святой Троицей», но это совершенно другой образ.

История иконы

Эта икона очень важна для православия и христианства в целом, потому что на ней изображены три самых великих духовных наставника всех времен: святой Василий, Григорий Богослов и Иоанн Богослов, именуемый также Златоуст. Эти святители при жизни потратили огромное количество времени и сил на составление порядков богослужений в церкви, церковных календарей, молитв и прочих вещей.

Эти святые оставили после себя огромное наследие. Их трудами церковь пользуется до сих пор, поэтому сразу после смерти последнего из них было решено увековечить их в великих образах. Многие церкви считают их святыми, хотя некоторые конфессии и направления христианства это оспаривают. Все святые поплатились в той или иной мере за свою приверженность Христу и вере в Бога. Иоанн Златоуст, например, был сослан далеко за пределы Константинополя. Он умер в уединении, в изгнании. Конечно, этим людям не нужно было признание масс. Они действовали исходя из духовных побуждений, пытаясь сделать мир лучше. За это их увековечили в молитвах и иконах. Есть праздник, посвященный этим трем личностям, названный Собором трех святителей. Отмечается он каждый год в одно и то же время, то есть является непереходящим, — 12 февраля. Праздник был установлен и началось распространение икон в первой половине 12 века.

До сих пор эта икона, по мнению церковнослужителей, является лучшим помощником в обучении, в улучшении навыков красноречия. Это отличный оберег для всех, кто занимается интеллектуальным трудом, принимает важные решения, от которых зависят жизнь и благополучие других людей. Речь идет о врачах, учителях, преподавателях.

Описание иконы

Практически всегда святители изображены на иконе в полный рост. Иногда они изображаются по пояс. Иногда над их головами есть изображение Матушки Заступницы с младенцем Иисусом на руках. Это символизирует покровительство Девы Марии и Сына Божьего, их помощь в служении людям. Священники считают, что именно так с духовной точки зрения и проходят любые службы — Матушка Заступница смотрит на нас вместе с Иисусом Христом, а слова и эмоции священника олицетворяют их любовь к нам, к прихожанам.

В чем помогает икона

«Собор трех святителей» — это нечто вроде персонального храма дома. Эта икона создает правильный духовный настрой, потому что человек может представить себе, что перед ним находятся священники, которые учат его чему-то. Перед иконой просто приятно подумать о чем-то высоком, о духовной составляющей жизни. Абсолютно любые молитвы можно читать перед образом трех святителей. Это отличный оберег и источник силы для учащихся, для врачей, которые постоянно несут на себе бремя ответственности.

Молитва перед иконой «Собор трех святителей»

«Василий, Григорий и Иоанн, великие правды хранители и слова Божьего заступники, храните нас от дьявола и лести его. Помогите слово Божье услышать и в молитве быть честными. Молите Бога о нас, недостойных рабах Его. Да услышит Он и наши молитвы, которые исходят от сердца. Молите Бога о милосердии и о прощении грехов наших, вольных и невольных. Аминь».

Перед этой иконой молятся не только в день Собора трех святителей, но и в любой другой день. Эта икона поможет вам создать дома особую атмосферу, пригодную для чтения молитв благодарственных и других. Старайтесь вешать ее или ставить на видном месте, но не в центре комнаты, а где-то, где вы постоянно молитесь. Этой иконе точно нет места в коридоре или на кухне. Она несет в себе определенный смысл и функцию, так что не стоит расценивать ее как нечто универсальное.

Где находится икона

Если вы захотите посетить храм, где есть такая икона, то можно сделать это в Санкт -Петербурге. Там есть Храм Трех Святителей Вселенских, в котором есть этот образ. Такой же храм есть и в Москве. Он был построен в конце 17 века.

Несмотря на то, что 12 февраля — это не праздник двунадесятый, все равно в атмосфере витает особое настроение. Три святителя — это особая группа святых, на которую Господом было возложено стать учителями всем нам. Пусть этот день и эта икона станут для вас по-настоящему важными. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *