История Смоленской иконы Божией Матери

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

История иконы до принесения в Смоленск

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии – благословение своей матери – из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Пребывание иконы в Смоленске

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену.

Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

Икона Божией Матери «Одигитрия» и Отечественная война 1812 года

В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

Надвратный образ

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными – Фроловскими – воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.

Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.

Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия – Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия – Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская – Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Тихвинская икона Божией Матери

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

День Смоленской иконы Божией Матери – одной из главных святынь Русской православной церкви, верующие празднуют 10 августа.

Чудотворная икона, именуемая «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «путеводительница», известна на Руси с древнейших времен. Это славное имя дано образу Божией Матери неслучайно — Пресвятая Богородица является путеводительницей к вечному спасению для всех христиан.

Церковное предание повествует, что икона была написана апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы – Божия Матерь изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего.

Образ, как предполагают, был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыню перенесли в Иерусалим, а оттуда – во Влахернский храм Константинополя.

На Русь икона Богоматери «Одигитрия» прибыла в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах (1042-1054) выдал свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословив ее в путь этой иконой. Предполагается, что отсюда и произошло ее название «Одигитрия».

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в храме Христа Спасителя После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню. С того времени икона получила название «Одигитрия» Смоленская.

Заступница земли русской

Почитают чудотворный Смоленский образ Богородицы, который не раз покидал родную обитель, чтобы защитить земли русские от захватчиков, три раза в год.

Первый праздник — 10 августа (28 июля по старому стилю) установили в 1525 году в день, когда чудесный Смоленский образ перенесли из Благовещенского Собора Московского Кремля в Новодевичий монастырь, который был основан Василием III, как дань уважения Божией Матери за чудесное избавление Смоленска от литовских захватчиков и возвращение его России.

По преданию, именно молитвы верующих перед «Одигитрией» Смоленской помогли войскам Василия III вернуть Смоленск России в 1514 году, после 110-летнего литовского владычества.

Икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, по просьбе местных жителей. А в Москве остались две ее копии — одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре.

Вторая праздничная дата, 18 ноября (5 ноября по старому стилю), установлена в честь великой победы русских над Наполеоном в 1812 году. Тогда весь народ русский с молитвой о заступничестве обратился к Богородице перед Ее Смоленским образом, которая была услышана.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список, который вместе с древней иконой в 1666 году возили в Москву для поновления (реставрации). Точный список поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

© photo: Sputnik / Репродукция картины «М. И. Кутузов на Бородинском поле» Древний образ Смоленской Божией Матери, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Пресвятой Богородицы обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед тем как оставить Москву, икону забрали в Ярославль.

После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

В третий раз День Смоленской иконы Божией матери празднуют 7 декабря (24 ноября по старому стилю) – дата приурочена к чудесной победе жителей Смоленска над татаро-монгольскими захватчиками.

Предание гласит, что Смоленск в 1238 году был избавлен от разорения по заступничеству Пресвятой Богоматери, когда к городу подошли полчища хана Батыя. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание от Небесной Царицы сразиться со стоящим у стен врагом.

Самоотверженный воин проник ночью в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена, и, охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой.

Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен церковью к лику Святых (память 24 ноября).

Чудотворная икона

Так много чудес было явлено от Смоленской «Одигитрии», что по всей России начали делать списки с этой иконы. Многие из них также прославились чудотворениями и сыграли важную роль в судьбе целых городов и губерний.

Эти чудотворные образы получили собственные имена: Икона Божией Матери Смоленская-Новгородская, называемая «Холерная», Икона Божией Матери Смоленская-Устюженская, Икона Божьей Матери Смоленская-Седмиезерная, Икона Божией Матери Смоленская-Сергиевская, Икона Божией Матери Смоленская-Костромская, Икона Божией Матери Смоленская-Суерская (Ялуторовская), Икона Божией Матери Смоленская-Шуйская.

Где упокоится чудотворная икона

Успенский храм Смоленска, в котором хранился первообраз иконы, был закрыт в 1929 году, но осквернению и разорению не подвергался, как многие другие храмы и церкви в тот период.

© photo: Sputnik / Yurchenko Памятник полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову После освобождения Смоленска, который был оккупирован немецкими войсками в 1941 году, икону найти не смогли. Место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

В чем помогает

Смоленская «Одигитрия» считается покровительницей путешественников, которые просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, различных болезней, непредвиденных бед.

Также ей молятся все страждущие, просят защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов.

На протяжении всей истории христиане просили помощи у Смоленской Божьей Матери во времена тяжких массовых эпидемий.

Молитвы

Молитва первая

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

Молитва вторая

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Одигитрия. Тихвинская икона Божьей Матери, XV — XVI вв., Тихвинский монастырь

Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает «Путеводительница», представляет наиболее распространенный в христианском мире тип изображения Богородицы. Многие из известных и чтимых православных икон, включая Казанскую, Иверскую, Смоленскую, Тихвинскую, Страстную, Споручницу грешных и Троеручицу, относятся к этой группе. Первой же одигитрией, как считается, была старинная Влахернская икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и дошедшая до наших дней во множестве списков.

Догматический смысл одигитрии — пришествие великого судии и царя на землю — определяет композиционное решение иконы. Младенец Христос, сидящий на руках Богоматери, пишется в образе Вседержителя, одетого в царственные одеяния пурпурного и золотого цветов и, зачастую, в корону. В левой руке Иисус держит свиток как символ Учения, а правой благословляет зрителя. При этом, в отличие от похожего в целом и также распространенного типа изображения «Елиуса» (Умиление), Богородица не прижимается к Иисусу, а указывает на него рукой, представляя царственного Младенца миру.

Любой иконописный тип и, в частности, одигитрия — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к достижению которой стремится иконописец. Поэтому каждый образ Путеводительницы уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.

Помимо поясных икон, которые наиболее распространены, существуют высокие «ростовые» одигитрии, которые, в массе своей, относятся к поздневизантийскому периоду. Встречается также укороченный огрудный вариант изображения, известный, прежде всего, по иконе Божьей Матери Казанской. Богородица и младенец Христос могут смотреть на зрителя или же друг на друга, как будто ведя беседу. Свиток в руках Иисуса может отсутствовать, кроме того в композицию одигитрии могут быть включены дополнительные элементы: изображения ангелов, скипетр и держава («Призри на смирении») или, например, рука («Троеручица»).

История данного иконописного типа тесно переплетается с историей христианской культуры в целом. Древнейшие одигитрии, Тихвинская и Влахернская, были написаны, по преданию, евангелистом Лукой, став образцами для многих иконописцев в последующие времена. Влахернская икона прославилась многими чудесами, включая исцеление двух слепых путников в Антиохии, что, как считается, определило ее название «Одигитрия», которое распространилось впоследствии и на другие иконы. На протяжении многих лет образ хранился во Влахернском соборе Константинополя (по другим сведениям — в монастыре Одигон) и не единожды выставлялся на крепостные стены, охраняя столицу Восточной империи от нападения врагов.

На Руси одигитрия стала в числе наиболее распространенных типов изображения Богородицы. Многие из известных и чтимых сегодня икон Божьей Матери были созданы именно в иконографии одигитрии. Среди них — чудотворная Казанская икона, обретенная на пепелище в Казани в 1579 году и Смоленская икона, приписываемая руке знаменитого мастера Дионисия.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *