Николай Второй причислен к лику Святых

№ 83-84

Я.В.Ушаков

Эта фреска на одной из колонн в зале церковных соборов была написана при отделке. Скоро на фреске появится нимб…

    

«Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских 20 века, которым было «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор единомысленно определяет:

…Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая Второго, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем Православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов Православных христиан, претерпевших гонение за Христа в 20 веке».

    Москва, Храм Христа Спасителя,

    13-16 августа 2000 года

В год 2000-летия Рождества Христова свершилось историческое событие. Произошло долгожданное причисление к лику святых Императора Николая Второго и Его Семьи. В течение более чем десяти лет, с того момента, как правда о Царской Семье начала просачиваться в сознание народа, большая часть Православных ждала этого события. Более чем десять лет шла непрестанная борьба за прославление Царственных мучеников. Число почитателей Царской семьи стремительно росло из года в год. Изменялось постепенно отношение к канонизации и в среде духовенства и епископов. Каждая молитва, каждый крестный ход, издание новой книги, выход в свет каждого нового фильма о Государе приближали это событие. Сейчас подавляющее большинство духовенства, монашествующих и мирян почитает Царскую Семью. Единогласное решение о канонизации на Соборе свидетельствует о единодушии и в среде епископов.

Однако все эти годы шло яростное сопротивление со стороны противников канонизации. Была использована даже «тяжелая артиллерия», в лице пользующихся авторитетом в церковной среде профессора Осипова (не надо путать этого профессора с Владимиром Николаевичем Осиповым!) и диакона Андрея Кураева. А уж мелких клеветников на Государя и не перечислить. Но с нами Бог! Множество чудес явил Господь по молитвам Царственных мучеников. Один только факт кровоточения и преображения иконы Царственных мучеников и мироточение иконы Государя разбивает в пыль все лукавые доводы именитых богословов. Сам Господь прославляет своих святых!

Как же проходила канонизация на Соборе?

Мы предлагаем вашему вниманию отрывки из интервью с епископом Максимилианом Вологодским и Великоустюжским:

— Владыка, сегодня Собор принял поистине историческое решение, давно ожидаемое церковным народом, — решение о канонизации Царской Семьи. Вам посчастливилось не только присутствовать при этом, но и принимать участие в великом событии. Как это происходило?

— Сначала давайте вспомним Архиерейский Собор 1997 года, на котором обсуждался вопрос о канонизации Царственных мучеников. Тогда уже были собраны материалы и тщательно изучены. Некоторые архиереи говорили, что надо прославлять Государя-Императора, другие призывали к обратному; большая же часть епископов занимала нейтральную позицию. В то время решение вопроса о канонизации Царственных мучеников, вероятно, могло бы привести к разделению. И Святейший принял очень мудрое решение. Он сказал, что прославление должно быть на юбилейном Соборе. Прошло три года, и я, беседуя с теми архиереями, которые были против канонизации, видел, что их мнение изменилось. И колеблющиеся стали за канонизацию. На нынешнем Соборе удивительное единодушие в принятии решения.

— С чем связана перемена мнения архиереев?

— Я думаю, что это дело благодати Духа Святаго. Как это было на Земском соборе, избравшем Михаила Романова царем. В начале Собора был разброд мнений, а в конце водворились мир и согласие. Некоторые архиереи, как я знаю, побывали в тех местах, где происходило убийство. Потом они рассказывали: мы ощутили святость Государя-императора. Они поняли это не умом, а сердцем. Где Божья воля, там ум отступает, он уже не помогает. Другие архиереи молились. Одному архиерею, например, было открыто так: в день убиения Царской Семьи икона стала мироточить. Явное чудо. Другой архиерей молился, и у него изменилось внутреннее отношение к Царю. И, конечно, тот доклад, который сделал митрополит Ювеналий на большом подъеме, — логически четко выстроенный, грамотный, не дающий возможности каких-либо спекуляций на этом решении, отвечающий на все вопросы, — произвел громадное впечатление.

— А что бы произошло, если решение о канонизации на этом Соборе было бы отрицательным?

— Если бы такое случилось, я не знаю, сумел бы я удержать свою паству от самочинного почитания или нет.

— То есть дело могло дойти до раскола?

— Мы же знаем, что давно служат молебны, служат акафисты Государю — разве нет такого? Пишут иконы Царю, они стоят даже в иконостасах… А Церковь прославила его? Наша не прославила. К чему же это вело? К подрыву церковной дисциплины, к разделению. Конечно, мы не должны идти ни у кого на поводу. Но в докладе митрополита Ювеналия все разложено по полочкам.

— Некоторые шумные противники канонизации до последнего момента угрожали, что в случае положительного решения может быть нестроение, раскол и прочее. Сейчас Вы говорите, что это могло бы произойти, напротив, в случае отрицательного решения…

— Я не говорю, что обязательно случился бы раскол, но разделение могло произойти. Два года назад мне удалось сдержать паству, а как сейчас было бы — я не знаю. Многие архиереи рассказывали: паства просила архиерея — ждем Вас с решением положительным. Они говорили: мы не знаем, как мы вернемся, если не будет положительного решения. Ведь от этого желания народа нельзя просто отвернуться.

— Владыка, от церковного Собора всегда ждут исполнения слов: «Изволися Духу Святому и нам». Ощущалось ли это сегодня при принятии решения о канонизации Царской семьи?

— Да, на Соборе было удивительное единодушие. Решение принималось каким-то единым дыханием. Архиереи выступали один за другим и все говорили «за». Тогда Святейшему сказали, что, может быть, прекратить выступления и начать голосование, потому что все ясно. Епископы с разных кафедр: наши, из Ближнего зарубежья, из Дальнего зарубежья — все единодушно высказывались «за». Да, два архиерея выразили предположение, что могут быть какие-то волнения. Но и они голосовали «за».

Перед Собором вновь активизировались противники канонизации. Распространился слух, что этот вопрос вообще не будет рассматриваться. На Патриархию было оказано информационное давление. Либеральные газеты поместили статьи призывающие «одуматься» участников Архиерейского собора. Не помогло.

При всем этом надо заметить, что канонизация носит «половинчатый» характер. В акте о канонизации ничего не говорится о ритуальном характере убийства, что может привести к непониманию частью людей истинного смысла подвига Царственных мучеников. Накануне Собора Патриарх подчеркивал, что если Церковь канонизирует Царя, то «не за его жизнь, а за смерть», хотя на эту тему было сделано столько исследований и у нас и за рубежом, что нет нужды доказывать, что и жизнь последнего Императора во многом была достойна подражания, что в итоге все же было частично отражено в соборных решениях. И уж конечно, нас поспешили заверить, что канонизация Царя — «это не «канонизация» монархии», но разве монархия нуждается в канонизации, если даже на иконах Вселенских Соборов в центре восседает Император?

Да, полной правды об истинном смысле убийства Русского Царя не было сказано, но значительная часть иерархов, священников и мирян понимает этот смысл, и не собирается отказываться от своих убеждений, несмотря на неверные мнения отдельных членов Синодальной комиссии по канонизации.

Значительная часть иерархов знает о том, что последний Русский Царь был ритуально убит иудеями, прекрасно об этом осведомлена и большая часть духовенства и русского народа. Знают об этом и потомки тех, кто совершал сие злодеяние. И уже другой вопрос в том, что по тем или иным причинам Собор не готов еще высказаться предельно жестко по этому вопросу.

Такая ситуация очень нервирует наших оппонентов, которые видят скрытое несоответствие соборной формулировки по канонизации с реальным знанием и откровенно в этом признаются:

«Дело в том, что девять из десяти ярых сторонников канонизации — это люди, которые убеждены, что Николая Второго «ритуально убили жиды в рамках мирового заговора»…

«Надо с прискорбием признать, что мученичество Николая Второго приобретает абсолютный смысл, если он убит, так сказать, «конфессионально», т.е. евреями, которые ведут мистериальную схватку против Христа как лжемессии и православного императора как вождя всего подлинного христианского мира. Конечно, митрополиты Кирилл и Ювеналий будут указывать на то, что императора убили атеисты-богоборцы… Но в таком случае можно и следует канонизировать и Колчака, и Краснова, и еще тысячи и тысячи тех православных генералов, рядовых, крестьян, фабричных рабочих, казненных атеистами, которых действительно можно трактовать как «богоборцев».

Александр Морозов «НГ-Религии»

«На сегодняшний день у Московской патриархии нет серьезных информационных ресурсов, которые могли бы помочь верующим утвердиться в «неполитическом восприятии» святости Николая. Поэтому тот поток псевдоправославной пропаганды, который призывает граждан России к массовому «покаянию в грехе цареубийства», намекает на масонско-либеральный заговор против «самодержавия, православия и народности» и совершенно открыто говорит о ритуальном убийстве царя, будет доминировать. Московская патриархия сделала очередную уступку национал-православию»…

«Канонизация царя ставит перед властью серьезные проблемы — на смену национал-коммунистической зюгановской оппозиции скоро придет национал-православная монархическая оппозиция. Вчерашние маргиналы получают серьезную поддержку авторитета епископата РПЦ, фактически канонизировавшего монархическую утопию».

Максим Шевченко «НГ-религии»

Мы согласны с отдельными выводами автора, но если для нас эти выводы отрадны, то для него — неутешительны.

Агония потерпевшей поражение стороны, раздражение, досада определяют тон большинства публикаций. Вот несколько перлов из этой кампании:

«…когда Собор 1997 года отказался канонизировать Николая Второго, митрополит Ювеналий, чтобы избежать вязкой дискуссии, указал на абсолютно церковную причину — нет чудотворений. А почитание святых на Руси непременно связано с фактами чудотворений.

Было понятно, что остальные обстоятельства жизни и судьбы Николая Второго могут агрессивно оспариваться сторонниками канонизации.

… И вот после Архиерейского Собора 1997 года возникла прямо целая «индустрия» чудотворения вокруг Николая Второго. Иконы начали плакать, больные исцеляться. Конечно, это давало основание говорить, что перед нами редкий, если не единственный случай в истории Церкви, когда часть паствы не просто поклоняется известному подвижнику или мученику как святому — что может продолжаться сотни лет без всяких соборных решений, — а именно в очень резкой форме требует от епископата канонизации».

Александр Морозов, «НГ-Религии»

Ну что сказать о человеке пишущем такое… Очевидные чудеса с иконами Царственных мучеников, засвидетельствованные десятками тысяч людей, автора не убеждают. В тридцатые годы мы это уже проходили: «Попы заранее мажут иконы, а потом говорят что они мироточат, нетленные мощи — это восковые куклы, а святая вода не портится, потому что ее освящают серебряным крестом»…

А есть совсем забавные высказывания. Никита Струве (издательство ИМКА-Пресс) в интервью Максиму Шевченко сказал:

— Никита Алексеевич, как Вы оцениваете реакцию православной Франции на канонизацию Николая Второго и членов его семьи?

— Православная Франция не могла еще успеть отреагировать. Но у меня есть твердое ощущение, что неправославный Запад не поймет этого соборного деяния.

Во-первых, нам все равно — поймет это неправославный запад или нет, а во вторых, нам тоже кое-что непонятно. Например, непонятно, почему на неправославном западе венчают гомосексуалистов, отпевают домашних животных, играют джаз или рок, приплясывая, размахивая руками и называя это богослужением…

Но особенно отличился игумен Иннокентий (Павлов), единомышленник Георгия Кочеткова. Он выразился кратко: «Противно». Причем «противно» по его мнению должно быть всем, а особенно… монархистам. Оттого, что канонизировали царя… бывшие агенты КГБ (газета «Сегодня»).

Очень хотелось бы нашим противникам, чтобы мы поклонялись лжемощам в Петропавловской крепости. Ернический репортаж на эту тему прошел по телевидению в программе новостей в дни работы Собора.

Но в этом вопросе, чтобы не допустить кощунства, Церковь твердо стоит на своем в отношении «екатеринбургских останков». Вот слова Святейшего Патриарха на эту тему:

— У нас есть сомнения в подлинности останков, и мы не можем призывать верующих поклоняться лжемощам…

Надо сопоставить следствие 1918 года и современное расследование, выводы которых диаметрально противоположны.

Ради мира между сторонниками канонизации я хотел бы призвать не вступать в богословские споры на тему, с каким определением Собор прославил Царскую Семью. Кого-то не устраивает понятие «страстотерпец», кто-то хочет, чтобы прозвучала фраза «от жидов убиенные» и прочее. Все определения со временем уйдут в историю, а останется главное — то, что мы имеем возможность всем Церковным народом молиться Царственным мученикам, писать иконы, созидать в честь святых Царственных мучеников новые храмы. Я не думаю, что правящий архиерей будет требовать привести в соответствие с выводами Синодальной комиссии книги в церковной лавке.

Я не думаю, что кто-то помешает нам молиться и воспринимать жизнь и смерть святых Царственных мучеников так, как мы привыкли это делать. Многое зависит от нашей с вами мудрости.

Вся правда о канонизации Николая II

Хочется, чтобы канонизация была объединительным моментом, а не привела бы к новым разделениям и противоречиям, хотя эти противоречия с официальной позицией Церкви очевидно существуют.

А нападки на канонизацию будут продолжаться. Только поздно уже. Сейчас цена всей этой писанине — ноль. Даже писк назойливого комара может причинить больше неудобства, чем вся эта грязь повлиять на уже свершившийся факт канонизации.

Я поздравляю вас дорогие братья и сестры. Православный народ не одолеть, и Правда Божия всегда восторжествует!

Следующая статья     Содержание номера

 

Введение

Канонизация царской семьи — прославление в лике православных святых последнего российского императора Николая II, его жены и пятерых детей, расстрелянных в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

В 1981 году были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы».

1. Основные даты

  • 1918 год — расстрел царской семьи.

  • В 1928 году были причислены к лику святых Катакомбной церковью.

  • В 1938 году канонизированы Сербской православной церковью (данный факт оспаривает профессор А. И. Осипов). Первые известия об обращениях верующих в Синод Сербской церкви с прошением о канонизации Николая II относятся к 1930 году.

  • В 1981 году были прославлены Русской Зарубежной Церковью.

  • Октябрь 1996 года — Комиссия РПЦ относительно прославления Царственных мучеников представила свой доклад

  • 20 августа 2000 года были причислены РПЦ к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

День памяти: 4 (17) июля (день расстрела), а также в числе Собора новомучеников — 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

2. Предыстория

2.1. Расстрел

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Романовы и их слуги были расстреляны в подвале Ипатьевского дома по постановлению «Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», возглавлявшегося большевиками.

Список жертв:

2.2. «Тайное» стихийное почитание в советское время

Практически незамедлительно после объявления о казни царя и его семьи, в верующих слоях русского общества начали возникать настроения, приведшие в итоге к канонизации.

Через три дня после расстрела, 8 (21) июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве патриарх Тихон сказал проповедь, в которой обозначил «суть духовного подвига» царя и отношение церкви к вопросу казни: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе». Кроме того, патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды о Романовых.

Характерное для народа почти мистическое уважение к миропомазаннику, трагические обстоятельства его смерти от рук врагов и жалость, которую вызывала гибель ни в чём неповинных детей — все это стало компонентами, из которых постепенно выросло отношение к царской семье не как к жертвам политической борьбы, а как к христианским мученикам. Как отмечает РПЦ, «почитание Царской Семьи, начатое Тихоном продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию — на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории. Священнослужители и миряне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской Семьи. В домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи». О том, насколько широко было распространено это почитание, статистики нет.

В эмигрантском кругу эти настроения были ещё более очевидными. Например, в эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, совершенных царственными мучениками (1947 год, см. ниже: Объявленные чудеса царственных мучеников). Митрополит Сурожский Антоний в своем интервью 1991 года, характеризующем ситуацию среди русских эмигрантов, указывает, что «многие за границей почитают их святыми. Те, кто принадлежит к патриаршей церкви или другим церквам, совершают панихиды в память их, а то и молебны. А в частном порядке считают себя свободными им молиться», что, по его мнению, уже является местным почитанием. В 1981 году царская семья была прославлена Зарубежной церковью.

В 1980-е годы и в России начали раздаваться голоса об официальной канонизации хотя бы расстрелянных детей (в отличие от Николая и Александры их безвинность не вызывает никаких сомнений). Упоминаются написанные без церковного благословения иконы, в которых были изображены только они одни, без родителей. В 1992 году к лику святых была причислена сестра императрицы великая княгиня Елизавета Фёдоровна, ещё одна жертва большевиков. Тем не менее, существовало и немало противников канонизации.

3. Доводы против канонизации

  • Гибель императора Николая II и членов его семьи не была мученической смертью за Христа, а лишь политической репрессией.

  • Неудачная государственная и церковная политика императора, в том числе такие события как Ходынка, Кровавое Воскресенье и Ленский расстрел и крайне неоднозначная деятельность Григория Распутина.

  • Отречение миропомазанного царя от престола следует рассматривать как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана.

  • «Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма»

  • Активное движение за канонизацию царской семьи в 1990-е годы носило не духовный, а политический характер.

  • «Ни святой Патриарх Тихон, ни святой митрополит Петроградский Вениамин, ни святой митрополит Крутицкий Пётр, ни святой митрополит Серафим (Чичагов), ни святой архиепископ Фаддей, ни архиепископ Иларион (Троицкий), который, без сомнения, вскоре будет причислен к лику святых, ни другие ныне прославленные нашей Церковью иерархи, новомученики, знавшие значительно больше и лучше, чем мы теперь, личность бывшего Царя — никто из них ни разу не высказал мысли о нём, как святом страстотерпце (а в то время об этом ещё можно было заявить во весь голос)»

  • Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая сторонниками канонизации ответственность за «тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России».

4. Канонизация царской семьи

Катакомбная церковь Русская православная церковь заграницей

Зарубежная Русская Православная Церковь причислила к лику святых Николая и всю царскую семью в 1981 году. Одновременно были канонизированы российские новомученики и подвижники того времени, в их числе и Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин).

4.3. РПЦ

Официальная церковь последней подняла вопрос о канонизации расстрелянных монархов (что, безусловно, было связано с политической ситуацией в стране). При рассмотрении этого вопроса перед нею стоял пример других православных церквей, репутация, которой уже давно начали пользоваться погибшие в глазах верующих, а также то, что они уже были прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви.

В 1992 году определением Архиерейского Собора от 31 марта — 4 апреля Синодальной Комиссии по канонизации святых было поручено «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи». С 1992 по 1997 год Комиссия, возглавляемая митрополитом Ювеналием, посвятила рассмотрению этой темы 19 заседаний, в перерывах между которыми члены комиссии проводили углубленную научно-исследовательскую работу по изучению различных аспектов жизни Царской семьи. На Архиерейском Соборе 1994 года в докладе председателя комиссии была изложена позиция по ряду завершенных к тому времени исследований.

Об итогах работы Комиссии было доложено Священному Синоду на заседании 10 октября 1996 года. Был опубликован доклад, в котором была озвучена позиция РПЦ в данном вопросе. На основе этого положительного доклада стали возможными дальнейшие шаги.

Основные тезисы доклада:

  • Канонизация не должна дать поводов и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях. Её цель, наоборот, — способствовать объединению народа Божия в вере и благочестии.

  • В связи с особенно активной деятельностью современных монархистов Комиссия особо подчеркнула свою позицию: «канонизация Монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и, тем более, не обозначает „канонизации“ монархической формы правления… Прославляя святого, Церковь не преследует политических целей… но свидетельствует перед уже чтущим праведника народом Божиим, что канонизуемый ею подвижник действительно угодил Богу и предстательствует за нас пред Престолом Божиим, независимо от того, какое положение он занимал в своей земной жизни».

  • Комиссия отмечает, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении.

    В первом периоде (пребывания у власти) Комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила свое внимание на нём.

На основании доводов, учтенных РПЦ (см. ниже), а также благодаря прошениям и чудесам, Комиссия озвучила следующий вывод:

«За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена РПЦ к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных (общим числом включающим 860 человек). Окончательное решение было принято 14 августа на собрании в зале Храма Христа Спасителя, и до самого последнего момента не было известно, состоится ли канонизация или нет. Голосовали вставанием, и решение было принято единогласно. Единственным из церковных иерархов, высказавшихся против канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов): «когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. … он государственный изменник. … он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит.» Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года.

Из «Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века»:

«Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке… Сообщить имена новопрославленных святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы».

Страницы: следующая →

123Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Расстрел царскойсемьи

    Реферат >> История

    … возможным. 7. Канонизация и церковное почитание царственных мучеников В 1981 году царскаясемья была прославлена … , принадлежат Романовым Исповедь цареубийц. Убийство ЦарскойСемьи в материалах предварительного следствия и в воспоминаниях лиц …

  2. Союз ревнителей Памяти Императора Николая II

    Реферат >> История

    … государя-императора Николая II, всей царскойсемьи, верных слуг ея, всех … Николая Александровича и Его Августейшей Семьи», Санкт-Петербургский Общественный Фонд Ревнителей … ; В 2003 году, несмотря на канонизациюЦарскойСемьи РПЦ МП (2000), было решено …

  3. Распутин, Григорий Ефимович

    Реферат >> История

    … пропаганде врагов императора, подрывавшей авторитет царскойсемьи и престиж царской власти. 1. Биография 1.1. Рождение Родился … , Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. К вопросу о канонизации Царя Ивана Грозного и Г. Е. Распутина …

  4. Александра Фёдоровна жена Николая II

    Реферат >> История

    … эмигрантских мемуарах: 4. Канонизация В 1981 Александра Федоровна и все члены царскойсемьи были канонизированы Русской … 5-85664-002-0-2. Павлов С. П. Мои воспоминания о царскойсемье. Царские дети: Сборник.

    Царственные страстотерпцы. За что канонизирован император Николай II и его семья?

    / Сост. Н. К. Бонецкая. — М.: Сретенский …

  5. Государственная деятельность Николая

    Курсовая работа >> История

    … ограничивался почти исключительно прислугой и охраной царскойсемьи, простыми крестьянами и солдатами. … на богомолье по случаю канонизации Серафима Саровского, которую он … воли Священного синода. Он рассматривал канонизацию и паломничество, как средство …

Хочу больше похожих работ…

СТРАСТОТЕРПЦЫ ЦАРЬ НИКОЛАЙ II, ЦАРИЦА АЛЕКСАНДРА, ЦАРЕВИЧ АЛЕКСИЙ, ВЕЛИКИЕ КНЯЖНЫ ОЛЬГА, ТАТИАНА, МАРИЯ И АНАСТАСИЯ

(память — Собор новомучеников и исповедников Российских, 04/17 июля)

Будущий Император Николай II Романов родился 6(19) мая 1868 г. Отец его Александр III дал сыну полувоенное строгое воспитание, у Цесаревича навсегда сложилась привычка к скромному быту, простой пище и усердным занятиям. Мальчик рос в атмосфере православного благочестия, и с раннего детства ему присуще было глубокое религиозное чувство. Знавшие его передают, что Царственный ребенок, слыша рассказы о Страстях Спасителя, всей душой сострадал Ему и даже размышлял, как бы спасти Его от иудеев.

В 1894 г., после смерти отца, Николай Александрович вступил на Российский Престол и в том же году женился на Гессенской принцессе Аликс, которая получила в Святом Крещении имя Александра Федоровна. Коронационные торжества были омрачены несколькими случайными трагедиями, которые в народе воспринимались как зловещие предзнаменования.

У Царственной Четы родилось пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын – наследник Алексей. Своих детей Государь воспитывал так же, как был воспитан сам – в духе православной веры и народных традиций: всей Семьей часто посещали Богослужения, говели. Императрица Александра, родившаяся в лютеранстве, как и сестра ее – преподобномученица Елизавета, всей душой восприняла Православие и благочестием выделялась даже среди русских людей. Она любила долгие, чинные уставные службы, за ходом богослужения всегда следила по книгам. Неудивительно, что легкомысленное придворное общество почитало ее ханжой и святошей.

Государь активно участвовал в церковной жизни, гораздо больше, чем его предшественники: в царствование Николая II по России и за рубежом было открыто 250 монастырей и более 10 тысяч церквей. За время его правления было прославлено больше святых, чем за прежние 2 века. При этом, Император должен был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации столь почитаемых ныне Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Иоанна Тобольского. Высоко чтил Николай II св. Иоанна Кронштадтского, а праведный Иоанн нередко призывал народ стоять за своего Царя, предсказывая, что иначе Господь отнимет Царя у России и попустит ей правителей, которые всю землю зальют кровью.

Глубокая искренняя вера Царя сближала его с простым народом. Впрочем, покровительствовал Государь и другим религиям, поэтому любили его не только православные; например, личную охрану Императора составляли кавказцы-мусульмане. Иногда веротерпимость Царя даже шла против интересов Православной Церкви.

К Царскому служению Государь относился как к своему священному долу. Образцом политика для него был царь Алексей Михайлович – одновременно реформатор и бережный хранитель национальной традиций и веры. В государственных делах Николай II исходил из религиозно-нравственных убеждений. По его инициативе заключены знаменитые Гаагские конвенции о гуманном ведении войны, а вот его предложение о всеобщем разоружении остались непонятыми.

С начала первой мировой войны Государь все время был со своей армией, лично руководил, хотя и не всегда удачно, военными действиями, много общался с солдатами.

Императрица с дочерьми стали сестрами милосердия и ухаживали за ранеными. Личное участие царской фамилии в подвиге войны помогало и народу терпеливо нести этот подвиг. Однако, прозападная интеллигенция, уже до войны отпавшая от народных традиций и веры, теперь, воспользовавшись трудностями военного времени, активизировала свою деятельность православия и монархии. Несомненно, что Николай II совершал значительные просчеты во внешней и внутренней политике, он глубоко переживал их и в несчастьях Отечества был склонен видеть свою личную вину.

К весне 1917 года в царском окружении созрел заговор по устранению от власти Николая II. 2 марта, преданный ближайшими людьми, Государь вынужден был подписать Отречение от Престола в пользу своего брата Михаила. «Я не хочу чтобы хотя бы одна капля русской крови пролилась за меня», – сказал Николай Александрович. Великий князь Михаил отказался принять корону, и монархия в России пала. Бывший император и его Семья были арестованы Временным правительством.

Государь Николай Александрович родился в день памяти Иова Многострадального и часто повторял, что это совпадение не случайно: Государь, по свидетельству многих, предчувствовал те несчастья, которые выпадут на его долю, и в последний год своей жизни Николай II безропотным перенесением скорбей действительно уподобился древнему праведнику. Вместе с Государем тот же крест несли и все члены его Семьи. Оказавшись под стражей, они подвергались непрестанным унижениям издевательствам, охранникам доставляла удовольствие власть над бывшим Самодержцем. Особенно тяжелое время переживали царственные узники, попав в руки большевиков. Вместе с тем, они держались с неизменным спокойствием и беззлобием, казалось, они вовсе нечувствительны к притеснениям и оскорблениям. Самые жестокосердые конвоиры, столкнувшись с кротостью бывшего Царя и его Семьи, вскоре проникались к ним сочувствием, и потому начальству приходилось часто менять охрану. В заточении императорская Семья не оставляла молитву, чтение Священного Писания. По воспоминаниям палачей, узники поражали всех своей религиозностью. Духовник, допущенный исповедывать их, свидетельствует об удивительной нравственной высоте, на которой находились эти страдальцы, в особенности дети, как будто совершенно чуждые всякой земной грязи. По дневникам и письмам царской Семьи видно, что более всего страданий доставляли им не собственные их несчастья, например постоянные болезни детей, а судьба гибнущей на глазах России. Внешне спокойный, Государь писал: «Лучшее время для меня ночь, когда могу хоть немного забыться».

26 апреля 1918 года царскую Семью перевозят в Екатеринбург в дом инженера Ипатьева, так как большевики опасались, что узников освободит наступающая Белая армия. Ужесточается режим: запрещаются прогулки, двери в комнаты не закрывались – охрана могла войти в любой момент. 16 июля из Москвы была получена шифрограмма, содержавшая приказ казнить Романовых. В ночь с 16 на 17 июля узников спустили в подвал под предлогом скорого переезда, затем внезапно появились солдаты с винтовками, был поспешно зачитан «приговор», и тут же охрана открыла огонь. Стрельба была беспорядочной — солдатам перед этим выдали водку – поэтому святых мучеников добивали штыками. Вместе с царской Семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп, до конца сохранившие им верность. После расстрела тела отвезли за город на заброшенную шахту в урочище Ганина яма, где их долго уничтожали с помощью серной кислоты бензина и гранат. Существует мнение, что убийство было ритуальным, о чем свидетельствуют надписи на стенах комнаты где страстотерпцы приняли смерть. Дом Ипатьева в 70-е годы был взорван.

Во все время советской власти на память святого царя Николая изливалась неистовая хула, тем не менее, многие в народе, особенно в эмиграции, с самого момента его гибели почитали царя-мученика. Бесчисленные свидетельства о чудесной помощи по молитвам к Семье последнего российского Самодержца; народное почитание царственных мучеников в последние годы двадцатого столетия стало настолько широким, что в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной Церкви Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия причислены к лику святых страстотерпцев.

За что Николай II причислен к лику святых?

Память их совершается в день их мученической кончины – 17 июля.

Страстотерпец – наименование христианских мучеников. В принципе это наименование может прилагаться ко всем мученикам, претерпевшим страдание (страсть, лат. passio) во имя Христово. Преимущественно же это наименование относится к тем святым, которые претерпевали страдания и смерть с христианской кротостью, терпением и смирением и в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры. Нередко святые страстотерпцы принимали мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам. Так, в частности, нередко именуются святые мученики Борис и Глеб, святой Димитрий Царевич.

По материалам доклада митрополита Волоколамского Илариона. 

 

На заре христианства гонения на Церковь Христову были почти повсеместными. Языческому миру было очень трудно принять учение Христа.

 

 Как можно, например, любить и прощать своего врага? Для человека того времени – мысль недопустимая: страны и народы находились в постоянной войне. Как можно бесконечно прощать? Ведь есть суд с хорошо разработанным римским правом. 

 

Идеи Божественного Учителя приводили многих в недоумение, а оно очень часто перерастало в ненависть и злобу к тем, кто сумел вместить Новый Завет. И многие из последних становились первыми: мучениками, гонимыми.

Новейшая история также явила множество мучеников, которые (в отличие от древних) не имели выбора: отступить от Бога или нет.

 

Такова семья последнего российского императора, которому никто из гонителей не предлагал отречься от Христа. Но именно в безальтернативности страдания за Него наша Церковь увидела подвиг, достойный прославления.

 

Таковы же сотни известных и безымянных жертв массовых репрессий времён лихолетья. 

Новые гонения не только превзошли своими масштабами преследования христиан в античном мире. Были выработаны самые изощрённые методы расправ, обмана и фальсификаций. 

 

В отличие от римских палачей, специалисты с Лубянки прекрасно знали учение и практику Церкви. И с самого начала гонений одной из своих задач репрессивные органы ставили недопущение прославления новых святых. Вот почему подлинные судьбы исповедников веры были неизвестны их современникам: допросы проходили в застенках, материалы следствия часто фальсифицировались, казни совершались тайно. 

 

Скрывая подлинные мотивы своей репрессивной политики, гонители выносили исповедникам приговоры по политическим статьям, обвиняя своих жертв в «контрреволюционной деятельности». 

 

Внешне это очень не похоже на судьбы мучеников Древней Церкви. Однако только на первый взгляд. Ведь люди Церкви, не снявшие в годы репрессий своего креста, часто уже прошедшие через аресты, тюрьмы и лагеря, знали, что их ждёт впереди. Арест и казнь только завершали их ежедневный исповеднический подвиг.

Николай 2 Достоин ли он носить звание святого?

Вадим Федотов 2

 В настоящее время историками , общественными деятелями обсуждается вопрос : Достоин ли император Николай 2 носить завние святого царственного мученика ? Этот вопрос является спорным , потому что во времена правления Николая 2 было конечно много минусов . Например Ходынка , бессмысленная Русско-Японская война , Кровавое воскресенье ( за что император получил прозвище Кровавый ) , Ленский расстрел , Первая Мировая и потом Февральская революция . Все эти события уносили из жизни миллионы людей . Но были и плюсы во времена его правления . Население Российской империи выросло со 125 миллионов до 170 , до Первой Мировой шли хорошие темпы экономического роста и т.д . Сам император был слабовольного характера , но был человеком добрым , глубоко верующим , хорошим семьянином . Во времена его правления был канонизирован особо почитаемый святой РПЦ преподобный Серафим Саровский . Его супруга Александра Федоровна вместе с дочерьми во Время Первой Мировой помогали больным и раненным содатам , работали в Царскосельском военном госпитале.
 После отречния от престола как известно царская семья была сослана сначала в Тобольск , а после Октябрьского переворота в Екатеринбург где и приняли свою мученическую кончину.
 Одни историки , общественные деятели считают что император и царская семья не достоины канонизации : 1.Гибель императора Николая II и членов его семьи не была мученической смертью за Христа, а лишь политической репрессией. 2.Неудачная государственная и церковная политика императора, в том числе такие события как Ходынка, Кровавое Воскресенье и Ленский расстрел и крайне неоднозначная деятельность Григория Распутина.
3.«Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма»
4.Активное движение за канонизацию царской семьи в 1990-е годы носило не духовный, а политический характер.
5.Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая некоторыми сторонниками канонизации ответственность за «тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России».

Другие считают что император достоин именоватся Святым Царственным страстотерпцем и для этого есть аргументы : 1.Обстоятельства кончины — физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников. 2.Широкое народное почитание царственных страстотерпцев послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых.
3.Свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам. Речь идёт в них об исцелениях, соединении разобщённых семей, защите церковного достояния от раскольников. Особенно обильны свидетельства о мироточении икон с изображениями Императора Николая II и Царственных мучеников, о благоухании и чудесном проступании на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета.
4.Личное благочестие Государя: император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России.

Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Все её члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. За годы его царствования было канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия (в частности, Феодосий Черниговский, Серафим Саровский, Анна Кашинская, Иоасаф Белгородский, Гермоген Московский, Питирим Тамбовский, Иоанн Тобольский).
5.Император Николай Александрович часто уподоблял свою жизнь испытаниям страдальца Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как библейский праведник, он перенёс все ниспосланные ему испытания твёрдо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в последних днях жизни Императора. С момента отречения не столько внешние события, сколько внутреннее духовное состояние Государя обращает на себя наше внимание». Большинство свидетелей последнего периода жизни Царственных мучеников говорят об узниках Тобольского губернаторского и Екатеринбургского Ипатьевского домов как о людях страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших благочестивую жизнь. «Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись».
 Я считаю , что император и его семья достойны носить звание святого . Потому что вину за События 9 января 1905 года нельзя возлагать на императора. Петиция о рабочих нуждах, с которой рабочие шли к царю, имела характер революционного ультиматума, что исключало возможность её принятия или обсуждения. Решение о недопущении рабочих на площадь Зимнего дворца принял не император, а правительство во главе с министром внутренних дел П. Д. Святополк-Мирским. Министр Святополк-Мирский не снабдил императора достаточной информацией о происходящих событиях, а его сообщения носили успокоительный характер. Приказ войскам об открытии огня также отдал не император, а командующий Санкт-Петербургским военным округом великий князь Владимир Александрович. Таким образом, «исторические данные не позволяют обнаружить в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли, обращённой против народа и воплощённой в конкретных греховных решениях и поступках». Тем не менее император Николай II не усмотрел в действиях командующего предосудительных действий по расстрелу демонстраций: он не был ни осуждён, ни отстранён от должности. Но он усмотрел вину в действиях министра Святополк-Мирского и градоначальника И. А. Фуллона, которые были отправлены в отставку сразу после январских событий.Вина Николая как неудачливого государственного деятеля не должна рассматриваться: «мы должны оценивать не ту или иную форму государственного устройства, но место, которое занимает конкретное лицо в государственном механизме. Оценке подлежит, насколько то или иное лицо сумело воплотить в своей деятельности христианские идеалы. Следует отметить, что Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу.Отречение от царского сана не является преступлением против церкви: «Характерное для некоторых противников канонизации Императора Николая II стремление представить его отречение от Престола как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана, не может быть признано имеющим сколько-нибудь серьёзные основания.

Войти на сайт

Канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определён в церковных канонах. Поэтому попытки обнаружить состав некоего церковно-канонического преступления в отречении Императора Николая II от власти представляются несостоятельными». Даже наоборот, «Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придаёт его поступку подлинно нравственный характер».Видеть в отношениях Царской Семьи с Распутиным признаки духовной прелести, а тем более недостаточной воцерковленности — нет никаких оснований .
 Исходя из всех этих аргументов хочу сказать , что император достоин носить звание страстотерпца , отдавшего свою жизнь за Христа.

© Copyright: Вадим Федотов 2, 2013
Свидетельство о публикации №213061700633

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Вадим Федотов 2

Рецензии

Написать рецензию

Это самый бездарный, ничтожный и слабый человек!!! Какой он святой??? Я бы сам расстрелял этого ублюдка собственной рукой и всю его никчемную семью уничтожившею Великую Империю…

Валерий Долгов   06.10.2017 18:16   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Вадим Федотов 2

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *