Грехопадение произвело полный переворот в характере и духовном состоянии человека: первоначальная непорочность была им утрачена, а грех и сознание вины отяготили его душу. Всё человечество теперь оказалось ввергнутым в бездну греха, и поэтому все люди нуждаются в спасении.

Невозможность самому спасти себя

Спасение включает в себя восстановление первоначального совершенного состояния как характера, так и души человека; а этого человек сам сделать не может. Ибо прежде всего мы должны учесть, что перед ним стояло препятствие, которое он не мог преодолеть. Оно заключалось в следующем: человек, как моральное существо, находился под моральным законом, который требовал полного послушания. Требования закона можно обобщить следующими словами: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумением твоим» (Мф. 22:37). И мы видим, что после того, как человек однажды впал в непослушание, он не мог загладить свою вину за этот грех, ибо он не мог сделать большего, чем быть послушным.

Кроме того, перед человеком стояло ещё одно непреодолимое препятствие, которое относится к его моральному состоянию, ибо однажды потеряв непорочность и невинность, он своими стараниями не мог восстановить потерянное. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один!» (Иов 14:4). Но спасение включает в себя восстановления этого первоначального состояния. «Если кто не родится свыше, не может увидеть царства Божьего» (Ин. 3:3). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Отсюда ясно, что человеку абсолютно невозможно спасти самого себя.

Даже ангелы на небесах не могли спасти человека, ибо и они являются разумными Божьими творениями. И, как моральные существа, они также должны подчиняться моральному закону, который, как от человека, так и от них, требует полнейшего послушания. Величайшая любовь, служение и послушание, которую они способны явить Всевышнему, достаточны только для них самих. Поэтому спасти людей мог только Бог.

Человек полностью ответствен за грех

Насколько мы понимаем, Бог не обязан был предпринимать какие-либо действия для спасения падшего человечества. Творение Его рук изначально было совершенным во всех отношениях. Человек был сотворён таким образом, что мог жить безгрешно. Поэтому все наказания за его непослушание справедливо выпали на его долю. Тем, кто необдуманно вменяет Богу вину за грехи человека, следует не спешить со своими выводами, а немного подумать о том факте, что разумным существам должна быть предоставлена свобода воли для исполнения ими морального закона и самоопределения. Это относится как к причине возникновения греха, так и к ответственности за грех. И кто осмелится утверждать, что эта система по своей сути не является хорошей и единственно совершенной? Пожелает ли какой-нибудь человек потерять драгоценное право личности и этим лишиться таких привилегий, как честь, добродетель, счастье, радость в этой жизни и в вечности — только ради того, чтобы избежать ответственности за непослушание? Пусть такая мысль будет нам чужда!

Хочет ли Бог нас спасти?

Поскольку, как мы уже рассмотрели, Бог никоим образом не виновен в грехопадении человека, то возникает вопрос: «Хочет ли Бог нас спасти, и есть ли какие-то доказательства для этого?» В мире мы замечаем, что Бог даёт свои дары людям независимо от их морального состояния. «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс. 102:10). «Открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению» (Пс. 144:16). «Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Распространённость жертвоприношений в прошлом ясно свидетельствует о том, что люди всех времён верили, что Бог хочет их спасти. Очень вероятно, что эта практика была введена самим Богом (Быт. 3:21 и 4:4). Если это так, то в этом мы имеем ясное доказательство того, что Бог уже тогда имел план спасения человечества.

Божий план

Полную ясность о воле Бога спасти мир даёт нам Его Слово. План спасения падшего человечества был Богом предусмотрен. Этот план тысячелетиями был тайной как для людей, так и для ангелов; он был сокровенной премудростью Бога от создания мира, и в его центре было распятие Господа славы (1Кор. 2:7- 8). Да, Он был Агнец, закланный от создания мира (Откр. 13:8).

Развитие Божьих откровений

Хотя Бог уже от начала полностью знал план спасения, то для людей этот план раскрывался постепенно. Первое пророчество об этом мы находим уже в книге «Бытие», где написано, что семя жены поразит змею в голову. Далее мы читаем: «И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт. 4:4). Во дни Еноса, сына Сифа, люди тоже имели связь с Богом, ибо написано, что «тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26). Немного дальше мы читаем, что Енох «ходил перед Богом » (Быт. 5:24), а Ною Бог явился особенным образом. Этих фактов достаточно для того, чтобы дать нам ясное представление о Божьих намерениях по отношению к человечеству.

Союз с Авраамом

Если мы перейдём ко временам Авраама, то увидим удивительное откровение плана спасения в том союзе, который Бог заключил с ним, как с отцом еврейской нации. Этот завет разделён на две части. Первая часть относится к Аврааму и его потомству по плоти; в ней Бог обещал произвести от Авраама великий народ. Далее Бог дал понять, что потомство Авраама будет некоторое время находиться в Египте, а потом Он приведёт еврейский народ назад в Ханаанскую землю и передаст эту землю им в наследие. Вторая же часть этого союза имела духовный характер, потому что в Аврааме и его потомстве должны были быть благословлены все земные племена (см Быт. 12:2-3; 13:14-16; 15:5.13-16; 17:1- 8; 22:17-18).

Вторая часть завета ясно указывает на Христа и Его вечное Евангелие. Христос сам говорит: «Авраам, отец наш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Об этом апостол Павел пишет: «Не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры… Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам, — как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов»» (Рим. 4:13-17).

И еще: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему» которое есть Христос», «дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верой» (Гал. 3:16.14).

Закон

Исполняя первую часть завета, Бог дал Моисею закон, через который Он мог бы управлять народом, и который служил бы ему во благо. Но гораздо большее значение, несомненно, имело намерение Бога посредством жертвоприношений и различных обрядов создать систему прообразов и символов, указывающих на вторую часть завета, т.е. на то время, когда среди всех народов будет установлено служение Богу в духе и истине. Этот закон и способ его передачи содержит в себе откровение сущности и характера Бога, а также Его плана спасения. Этот закон стал и средством приготовления евреев к пришествию Мессии.

Пророки

Пророки, жившие позже под законом Моисея, тем не менее не были ограничены системой прообразов и символов. Дух Божий непосредственно давал им большие откровения, которые исполнились через пришествие Христа. Так Исаия говорит: «Бог ваш… придёт и спасёт вас» (Ис. 35:4); он также говорил, что это спасение должно было прийти через страдания и смерть Христа (Ис. 53). Даниил предсказал пришествие Мессии, который должен был прийти, «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная» (Дан. 9:24). Иоиль предсказывал, что в последние дни Бог изольёт свой Дух на всякую плоть (Иоиль 2:28). Захария указал на то, что «откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1).

Христос — центр плана спасения

Христос принёс наивысшее откровение о Боге, а Его учение о благочестивой жизни было совершенным. Кроме того, во Христе мы находим Божье совершенное средство искупления от греха, «ибо Он спасёт людей своих от грехов их» (Мф. 1:21). Иоанн, любимый ученик Христа, говорит: «Вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши… Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает» (1Ин. 3:5-6). Таким образом завершилось дело полного восстановления первоначального состояния непорочности и святости человека. Иисус Христос отдал себя за нас, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).

Грядущее спасение

С первым пришествием Христа на землю план спасения ещё не был полностью выполнен. Для восстановления непорочного и святого состояния души было предоставлено достаточно средств; но мы знаем, что грехопадение человека повлекло за собой ещё и телесные страдания. Несомненно, что с самого начала Бог хотел, «чтобы смертное было поглощено жизнью» (2Кор. 5:4). А именно, чтобы смертный человек в Эдемском саду вкушал от дерева жизни и был бессмертным, т.е. никогда не умирал. Но поскольку это намерение было разрушено через грехопадение, то оно стало частью плана спасения, «чтобы смертное поглощено было жизнью». Вследствие грехопадения человеку «положено однажды умереть» (Евр. 9:27). Поэтому часть плана спасения, относящаяся к нашему бессмертию, отложена на последний великий день, когда смертное облечётся в бессмертие (1Кор. 15:53).

Апостол Павел подтверждает, что в дело спасения включено и спасение нашего тела, ибо он говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа..? Ибо вы куплены дорогой ценой. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божьи» (1Кор. 6:19-20). Здесь он имеет в виду тех, которые уже спасены и запечатлены Святым Духом и которые тем самым имеют залог своего наследия, для искупления Его удела (Еф. 1:13-14). Этим Павел ясно даёт понять, что часть Божьего плана спасения исполнится только в будущем. В другом тексте апостол описывает наше бессмертное состояние, когда смертное будет поглощено жизнью, и добавляет, что «на сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2Кор. 5:1-5). И он же говорит, что мы имеем «начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления нашего тела» (Рим. 8:23). Тело уже сейчас является соучастником определённых благословений спасения, но самые большие благословения ещё ожидают его в будущем.

Важность познания развития откровений

Познание того, что Божье дело спасения имеет прогрессивный характер, абсолютно необходимо для правильного понимания всего, что учит Библия. Так как план спасения открывался человеку постепенно, то естественно, что и Священное Писание повествует об этом соответственно тому, как возрастала степень яркости откровений. Такой метод необходим ввиду ограниченных способностей человека, ибо все познания человек получает путём постепенного развития. Также и человеческое общество достигает определённого успеха только в результате последовательного развития. Понимание этих фактов всегда позволит нам дать правильный ответ тому классу библейских критиков, которые находят удовольствие в противопоставлении одной части Библии другой. Так они утверждают, что определённые поступки богобоязненных людей прошлых времён считались бы недостойными в наше время. Например, что Божье повеление Иисусу Навину об уничтожении хананеев несовместимо с учением нагорной проповеди и т.п. Но книги Библии были написаны не в одно и тоже время, поэтому и её отдельные части неприменимы для людей всех времён. Разве само Слово не поясняет, что «Бог, многократно и многообразно говорил издревле отцам в пророках» (Евр. 1:1)? Метод Божьего откровения использовался с учётом характера и состояния человека, и поэтому был прогрессивным, так что в определённые времена одна часть откровений сменяла другую. Но степень яркости откровений постоянно увеличивалась. Соответствие и гармония всех частей Библии есть гармония цели и плана, которые Бог постоянно желал открыть людям, и через которые люди постепенно получили познания о плане спасения.

1-е Иоанна 5:11-12 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

Этот отрывок послания говорит нам о том, что Бог дал нам вечную жизнь, и эта жизнь в Его Сыне Иисусе Христе. Другими словами, чтобы получить вечную жизнь, нужно принять Божьего Сына. Вопрос заключается в том, как человек, может принять Сына Божьего?

Проблема Человека

Отделение от Бога

Исаия 59:2 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.

Римлянам 5:8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Согласно посланию к Римлянам, в главе 5:8, Бог проявил к нам свою любовь через смерть Его Сына. Почему Христос должен был умереть за нас? Потому что в Библии указано, что все люди – грешники. Согрешить это значит — промахнуться. В Библии написано, что все согрешили и лишены славы (совершенной святости) Божией (Рим.3:23) В других словах наш грех отделяет нас от Бога, Кто есть Совершенная Святость (Праведность и Правосудие) и поэтому Бог должен судить грешного человека.

Аввакум глава 1 стих 13а: Чистым очам твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь.

Безуспешность Наших Дел

Писание тоже научает, что никакое количество добрых дел, человеческих заслуг, человеческой морали, или религиозной деятельности может завоевать одобрение Бога или предоставить доступ к небу. Моральный человек, религиозный человек, безнравственный и нерелигиозный, все в одной лодке. Все они согрешили и лишены Божьей праведности. После обсуждения безнравственного человека, морального человека, и религиозного человека в послании к Римлянам главе 1-ой 18 стихе и в главе 3-ей в 8 стихе апостол Павел заявляет что как Иудеи так и Греки, под грехом, что «нет праведного ни одного» (Рим.3:9-10). Добавлены к этому несколько стихов из Писания:

Ефесянам 2:8-9 Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 Не от дел, чтобы никто не хвалился.

Титу 3:5-7 Он спас нас не по делам праведности, которые мы бы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 Чтобы оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

Римлянам 4:1-5 Что же скажем, Авраам, отец наш приобрел по плоти? 2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом 3 Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» 4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; 5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

Никакое количество человеческого великодушия может сравниться с великодушием Бога, Бог есть совершенная праведность. Поэтому этого пророк Аввакум в первой главе, тринадцатом стихе говорит нам, что Бог не может иметь сообщество с теми у кого нет совершенной праведности. Для того, чтобы быть принятым Богом, мы должны быть такими же совершенными как Он. Перед Богом мы все стоим обнаженные, беспомощные и без надежды. Никакое количество добродетельного проживания предоставит нам доступ к небу или даст нам вечную жизнь. Как же разрешить эту проблему?

Божий Ответ

Бог есть не только совершенная Святость (чей святой характер мы никогда не сможем достигнуть своими силами или заслужить добрыми делами) но Он есть совершенная любовь и полон благодати и милости. Из-за Его любви и благодати, Он не оставил нас без надежды и ответа.

Римлянам 5:8 Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Это является благой вестью Библии, послание евангелия. Эта весть, является Божьим даром для нас. Его собственный Cын, который стал человеком (Богом-человеком) прожил жизнь без греха, умер на кресте за наш грех, и воскрес из мертвых тем самым доказав, что Он Божий Сын и смерть Его искупила нас от жертвы за грех.

Римлянам 1:4 И открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем.

Римлянам 4:25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

2-е Коринфянам 5:21 Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом.

1-е Петра 3:18 Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умервщлен по плоти, но ожив духом;

Как Принять Божьего Сына?

Из-за того, что Иисус Христос совершил для нас на кресте, Библия говорит «Тот кто имеет Сына, имеет жизнь». Мы можем принять Сына, Иисуса Христа, как нашего Спасителя веруя и доверяя Христу и Его смерти за наши грехи.

Иоанна 1:12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.

Иоанна 3:16-18 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него 18 Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия.

Это значит, что каждый из нас должен прийти к Богу таким образом: (1) Как грешник, осознать свои грехи (2) Понимать, что никакие человеческие заслуги могут приобрести наше спасение (3) Полагаться полностью на Христа, через нашу веру, для спасения.

Если вы хотите принять Христа в свою жизнь и доверять Ему как своему Спасителю, вы можете выразить свою веру во Христа через простую молитву, признавая свою греховность, принимая Его прощение и положить свою веру во Христа, для нашего спасения.

Если вы только сейчас доверились Христу, вам нужно узнать больше о вашей новой жизни и о том, как ходить с Господом. Мы предлагаем вам начать с изучения Основание для христианского роста (ABCs for Christian Growth). Эта серия проведет вас шаг за шагом через простую истину Божьего слова и поможет вам построить прочное основание для вашей веры во Христе.

Слова «Без Церкви нет спасения» знает каждый, но каков их смысл? Что собственно такое – Церковь? И кто – истинный христианин? Вот я хожу регулярно в храм, исповедуюсь, причащаюсь, достаточно ли этого, чтобы быть членом Церкви и спастись? Об этом в своем видеоэссе рассуждает профессора МДА богослов Алексей Ильич Осипов.

Говоря о Церкви, нужно сразу отметить, что она имеет внешнюю сторону и внутреннюю. Так же, как и каждый человек: одно дело – его тело, даже его интеллект, психика, и другое дело – состояние его души. И Церковь, с одной стороны, – это общество людей, одинаково верующих – естественно, по-христиански: имеющих единое вероучение, единую дисциплину жизни, каноны, Таинства, основы и принципы духовной жизни… Это та внешняя сторона, которую представляет, в конечном счете, организация, именуемая тоже Церковью. В этой организации есть свои структуры, есть своя иерархия. Всё это – внешняя сторона.

Кто является принадлежащим к Церкви в этом, внешнем ее проявлении? – Каждый, кто крещен. Крещен? – Ты уже член Церкви. О крещении, о том, каким оно может быть, увы, мало кто думает. Да вообще никто не думает! Главное – крещеный или нет. Это, повторюсь, внешняя сторона Церкви. Но в этой среде – я подчеркиваю: именно в этой, не отдельной среде – невидимо существует тот организм духовный, наполняемый только теми верующими христианами, которые стремятся жить по Евангелию. Все эти стремящиеся к жизни по Евангелию объединены Духом Святым, в Котором они живут. И вот они-то и составляют, выражают и осуществляют именно Церковь саму по себе.

Вот мы часто говорим: «Море житейское». И наша жизнь – это действительно море житейское, в котором бушует множество страстей и всяких нестроений. Этот образ хорошо показывает, что Церковь является тем местом, где человек может найти соответствующие средства к своему спасению – к тому, чтобы переплыть это житейское море. Эти средства – в Церкви. Ведь что такое Таинства, которые можно получить только в Церкви? – Это как раз средства, помогающие человеку в спасении. Хотя, как мы знаем, многие спаслись без Таинств: и множество мучеников, и разбойник, висевший на кресте справа от Спасителя, не успели принять ни одного Таинства. Но Сам Христос сказал: «Кто не ест Моей Плоти и не пьет Моей Крови, не может иметь жизни вечной» (ср.: Ин. 6: 53). Но первым в рай попал тот разбойник, ему Он говорил: «Сегодня же будешь со Мной в раю» (Лк. 23: 43). Это пример того, как осторожно нужно относиться к словам и всегда брать контекст, а не вырывать из контекста отдельные фразы и на них основывать какие-то утверждения!

Церковь — корабль спасения

Так вот, Церковь – тот, если хотите, институт, где человек может найти наилучшие средства спасения.

Средства для любого дела всегда найдутся самые разные. Вот, например, надо нам добраться из Владивостока до Москвы. Можно пешком. Я знаю одного монаха (он, правда, тогда не был еще монахом), который дошел – ничего удивительного. Можно на машине, можно на поезде, можно на самолете… Всегда найдется много разных средств. Для спасения Церковь предлагает средства самые оптимальные, самые лучшие!

Без правильной жизни во Христе невозможно спасение

Какие же это средства? Прежде всего, это, конечно, правильная жизнь во Христе. Если не будет правильной жизни во Христе, то всё прочее не имеет уже никакого значения – будь ты доктор богословия, будь ты патриарх, будь ты кто угодно – без этого невозможно спасение. Где можно получить знания об основах духовной жизни? В Церкви. Церковь, даже та внешняя Церковь, дает возможность человеку узнать учение Церкви – то есть во что верят и как верят.

Когда Церковь – Церковь?

Спрашивают: «Как определить Церковь, по каким критериям? Какая-нибудь баптистская церковь или Католическая церковь – Церковь или не Церковь?» Критериев несколько, и, конечно, первый – это святоотеческое понимание Священного Писания. Вот я выше вспоминал слова Христа о разбойнике и о Причащении. Как соотносить их? Мы руководствуемся святоотеческим пониманием Священного Писания. Это протестанты утверждают: «Только Писание!» Мы говорим: «Нет! Истинное понимание Писания мы найдем только у святых отцов, которые были просвещены Духом Божиим – тем же Духом, Которым были написаны сами Евангелия».

Итак, первое – это понимание Священного Писания. Второе – понимание самих истин веры – на основе, опять-таки, святых отцов. Третье – понимание духовной жизни – опять-таки, на основе святых отцов. Не удивляйтесь, что я это подчеркиваю: мы видим, к чему пришло западное христианство, отступив от святоотеческого учения.

Возьмите, к примеру, только одно вот такое положение: «Бог наделил непогрешимостью в объявлении вопросов веры и жизни Римского первосвященника, и когда он говорит ex cathedra, он безошибочен», – я своими словами передаю этот догмат, который был давным-давно принят, но официально в 1870 году на I Ватиканском соборе. Причем там сказано: «Такой же непогрешимостью, какую Он даровал Своей Церкви». Когда Господь даровал Своей Церкви – мы знаем. А когда даровал это одному лицу? Когда? Где?

Камень нерукотворный, на котором стоит Церковь, есть Сам Христос, а не какой-то человек. Человек не может быть основанием Церкви

Христос даровал власть отпускать и вязать грехи всем апостолам. Более того, в Откровении апостола Иоанна Церковью Христос называет эти 12 камней, на которых она строится, то есть всех апостолов. И самое главное: камень нерукотворный, на котором стоит Церковь, есть Сам Христос, а не какой-то человек. Человек не может быть таким камнем.

Я вспомнил догмат о непогрешимости папы как пример того, куда пришли католики. А сейчас что уж и говорить о Западе! Вспомните только, что с «гомиками» там творится! Пока только протестанты – одна община за другой – принимают их. Но вот папа Франциск издал книгу «300 с чем-то вопросов», в которой – мне звонили и рассказывали об этом, я пока не читал сам, – он обращается к этим «гомикам»: «Подождите немножко, потерпите…» Он прямо говорит им: скоро вы будете признаны. Вот такие тенденции существуют в Католической церкви. Их очень много, этих тенденций. Да возьмите хотя бы такую. Христос говорит: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Добродетель, которую человек обнаруживает перед людьми, уже не является добродетелью. А что делает папа? Перед телекамерами умывает ноги подросткам-заключенным, умывает ноги беженцам, берет с собой эти 12 человек беженцев… Это фарисейство, возведенное в высшую степень! Это что – Евангелие? Нет. Святые отцы? Нет. Тогда что же это? Да, Евангелие – только по-фарисейски.

О сути смирения

Решимость жить по Евангелию – это смирение. А мы забыли аскетическое понимание смирения. Вот я решил жить по Евангелию, я принимаю христианство, Христа, я вижу, что это действительно Истина, что Евангелие – это путь жизни, и я это принял. А если принял – значит, я должен как жить? Не обманывать, не осуждать, не злиться, не завидовать… Но что со мной? Я знаю, что я хочу жить так, но вижу, как то и дело спотыкаюсь. Я-то думал, что раз я решил, то теперь я буду святым. А оказывается – все не так просто. Вот сел за стол, уже сыт, но я объедаюсь. Выпил рюмку, выпил две – нет, надо 22. Смирение откуда проистекает? Что такое смирение? Это видение того, насколько я не способен стать духовно тем идеалом, который я сам избрал. Не завидовать, не осуждать, не ненавидеть… Вот, оказывается, что такое смирение: это осознание, видение своей поврежденности, своей греховности, своей неспособности стать тем, кем я должен быть. И я в этом убеждаюсь только тогда, когда я приму решение так жить. Пока я не принял решение, я чувствую себя неплохо.

А людьми нецерковными делается акцент на слово «раб», которое в Церкви, действительно, постоянно употребляется: «раб Божий», «раба Божия». И под смирением разумеют рабство, покорность, забитость, пассивность, отсутствие всякой активности и т.д. Кто виноват в этом? Мы, преподаватели и духовенство. Потому что мы не объясняем, что такое смирение. Более того, говоря: «Смирись», мы призываем человека прекратить что-то делать, что-то говорить и прочее.

Когда я раб Божий, это означает: своим идеалом я избрал святость

Но надо же объяснить, что означает слово «смирение», что означает выражение «раб Божий»! Я раб греха, когда я делаю то, о чем я знаю, что это зло, – но все равно это делаю. Я уже раб этому. Когда я раб Божий, это означает: своими идеалами я избрал святость, честность, благородство, любовь; эти великие идеалы являются смыслом всей моей жизни, и я не отступлю от них. И я раб их – да, пожалуйста, я согласен.

И разве «смиренный» – значит «забитый»? Да ничего подобного! Кто мог Ивана Грозного обличить? В лицо сказать ему правду? Кто? Смиреннейший митрополит Филипп, а больше никто. Или псковский юродивый, который встретил верхом на палочке Ивана Грозного, когда тот разгромил Новгород и пришел в Псков: «Ванюша, заходи ко мне!» «Ванюша» знал его, зашел к нему в его каморку – а там стол, чистая белая скатерть, на столе блюдо с куском кровяного мяса. Был Великий пост. «Ешь, Ванюша, ешь!» – «Я постом мяса не ем!» – он в ужасе. «А-а-а! Ты мяса не ешь, а кровь человеческую пьешь?! Вон отсюда, иначе подохнешь так, как твоя лошадь!» И тут вбегает конюший, бледный как полотно, и говорит: «Издохла любимая лошадь Грозного». Ни одного человека не тронул Грозный во Пскове. Кто это сделал? – Святой. А кого мы называем святыми? – Тех, кто достигли смирения.

Без внимательной молитвы нет подлинной духовной жизни

Если нет внимания, нет и молитвы. А если нет молитвы, то вся наша религиозность –пустой мыльный пузырь

Но вся наша религиозность оказывается пустым мыльным пузырем, если нет молитвы. А нет молитвы там, где нет внимания к молитве. Поэтому мы ничего и не достигаем в своей жизни. Вот почему святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Нужно начать учиться молиться».

По учению святых отцов, молитва, без внимания совершаемая, уже не только не молитва, а просто оскорбление Бога. И Бог не слышит пустой болтовни, когда она идет вместо молитвы, которая должна совершаться со вниманием и покаянием, с благоговением.

А без молитвы нет религии, ибо только в молитве человек соединяется с Богом, а не в чем-то другом. Я могу горы сдвинуть. Более того, самое поразительное: можно обратить неверующих, сделать верующими множество людей, можно что угодно делать внешнее, но если человек не имеет внутри себя молитвы, не молится душой, умом, то вся его религиозность оказывается пустой. Это святоотеческие мысли. Вот, оказывается, что связано с молитвой. А она превращается все больше в какую-то «богослужебную традицию», вычитывание: поют, читают, служат – а молится кто?

И каждый может себя проверить, как он молится. Пусть кто-нибудь скажет себе: «Сейчас я произнесу 10 раз молитву Иисусову с полным вниманием», – он увидит, сколько раз он может произнести эту молитву с полным вниманием. Тут же убедится, в каком расслабленном состоянии мы находимся. И это действительно катастрофа.

Если мы будем рассматривать Бога и святых только как подаятелей земных благ, то мы ничем не будем отличаться от язычников. Вся суть-то христианства – в ином. Оно не отрицает наших нужд, Сам Христос научил молиться: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», но мы же должны понимать, что есть вещи первичные и есть вторичные. И когда у нас на первый план выходят только земные нужды и мы забываем о своей душе, тогда религия, какой бы она ни была, превращается в язычество. Язычникам только материальное было нужно, только земные блага – больше ничего им не нужно. А мы-то, христиане, говорим о чем? Мы же повторяем слова Христа: «Ищите прежде всего Царства Божиего и правды его». И Христос обещает: «И это всё (то есть материальное, земное) приложится вам». Но ведь долго ждать, пока приложится, а нам сразу надо!

Я участвовал в диалогах с протестантами и иногда им говорил такие слова: «Хотите, я вам скажу суть вашей веры?» Они: «Ну, скажите», – и смеются, зная меня. Я говорю: «Слушайте: ищите прежде всего, что есть, что пить и во что одеться, а Царство Божие приложится вам». Они: «Ха-ха-ха! Точно!» Даже не спорят. Пора бы и нам обратить внимание на это антиевангелие.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *