Наша Мать Неустанной Помощи , икона критской школы , в Риме с 15 века. Также изображены архангелы Михаил и Гавриил .

Пресвятая Дева Мария была одна из главных предметов западного искусства на протяжении веков. В католической церкви было создано множество произведений марианского искусства, охватывающих широкий круг тем, от таких мастеров, как Микеланджело и Боттичелли, до произведений неизвестных крестьянских ремесленников.

Марианское искусство составляет часть ткани римско-католической марианской культуры благодаря своему эмоциональному воздействию на почитание Пресвятой Богородицы. Такие изображения, как Богоматерь Гваделупская и множество ее художественных представлений в виде статуй, являются не просто произведениями искусства, а центральными элементами повседневной жизни мексиканского народа. И Идальго, и Сапата несли флаги Гуадалупы, и изображения Девы Гваделупской продолжают оставаться ключевым объединяющим элементом в мексиканской нации. Таким образом, изучение Марии через область мариологии неразрывно связано с марианским искусством.

Свод учений, составляющих римско-католическую мариологию, состоит из четырех основных догм Марии : вечная девственность , Богородица , Непорочное зачатие и Вознесение на Небеса , заимствованных из библейских писаний , писаний отцов церкви и традиций церкви. Другим влиянием на искусство Марии оказали церковные праздники , явления Марии , сочинения святых и народные молитвы, такие как розарий , Крестные станции или полное посвящение, а также папские инициативы , папские энциклики Мариан и апостольские книги. Письма .

Каждое из этих фундаментальных мариологических верований породило римско-католическое марианское искусство, которое стало частью мариологии, подчеркивая почитание Марии, отмечаясь на определенных марианских праздниках или становясь частью ключевых римско-католических марианских церквей. Основное внимание в этой статье уделяется тому, как художественный компонент римско-католической мариологии представлял фундаментальные марианские доктрины католической церкви и, таким образом, взаимодействовал с ними, создавая силу, которая формировала католическую мариологию на протяжении веков.

Часть серии о

Мариология
в католической церкви

Дева — Йозеф Мородер-Люзенберг

  • Богородица (1 января)
  • Благовещение (25 марта)
  • Успение (15 августа)
  • Непорочное зачатие (8 декабря)

Портал католицизма

Эта статья о почитании Марии, матери Иисуса , в католической церкви . Для католических марианских доктрин см. Католическая мариология .

Пресвятой Богородицы

Богородица
Царица Небесная
Мать Церкви
Посредница
Со-Искупительница
Богоматерь

Родился

8 сентября ( Рождество Богородицы )

Умер

Католическая церковь учит, что в конце своей естественной жизни она была принята на небеса телом и душой. ( Успение Марии )

Почитается в

католическая церковь

Канонизированный

Преконгрегация

Главный храм

Санта-Мария-Маджоре , другие (см. Святыни Девы Марии )

Праздник

Увидеть Марианские праздники

Атрибуты

Голубая мантия, белая вуаль, Непорочное сердце, корона из 12 звезд, беременная женщина, нимб из 12 звезд, розы, женщина с ребенком

Покровительство

Увидеть Покровительство Пресвятой Девы Марии

В католической церкви , почитание Марии, матери Иисуса , включает в себя различные Мариан посвящений , которые включают в себя молитву, благочестивые поступки, изобразительного искусства, поэзии и музыки , посвященный Деве Марии. Папы поощряли его, а также предпринимали шаги по исправлению некоторых его проявлений. Святейший Престол настаивает на важности различения «истинную от ложной преданности и подлинной доктрины от его деформации избытка или дефектом». Среди католиков значительно больше титулов, праздников и почитания Марии, чем в других западных христианских традициях. Термин гипердулия указывает на особое почитание Марии, большее, чем обычная дулия для других святых, но совершенно непохожее на латрию, обусловленную только Богом.

Вера в воплощении в Боге Сына через Марии основе для вызова ее в Богородицу , которая была объявлена догмой на Эфесском в 431. В Совете Второго Ватиканского и Папа Иоанн Павел II энциклики «s Redemptoris матер , о ней также говорят как о Матери Церкви.

Рост римско-католического почитания Марии и мариологии часто происходил не из официальных заявлений, а из писаний святых Мариан , народной преданности, а иногда и сообщений о явлениях Марии . Святейший Престол утверждает лишь немногие достойным веры, последний из которых в 2008 году утверждение некоторых видений от 1665.

Дальнейшее благочестивое почитание Пресвятой Девы Марии, поощряемое Папами , проявляется в канонических коронациях, дарованных популярным изображениям Марии, почитаемым в определенной местности во всем мире, в то время как Марианские движения и общества с миллионами членов возникли из веры в такие события, как Гваделупская. , Лурдес , Фатима , Акита и другие причины.

Вы не видите иконы на этом фото — ?
А она там есть.
Это старинный готический алтарь в соборе свт. Николая в Брюсселе.
Икона — слева на мольберте…
Обратите внимание — алтарь сделан превосходным мастером — тонкая изысканная резьба, классика стиля.
А икона — примитивная «краснушка», работа деревенского богомаза.
Это сопоставление уровней мастерства очевидно не случайно.
Это результат деятельности куратора — «инспектора по art sacré».
Вот еще один алтарь в древнем соборе Брюсселя.
Вы опять не видите икону? А она там есть…
Точно та же картина в храмах Парижа (исторических, относящихся к списку наследия) .
Вы здесь увидели иконы?
И примитивное качество исполнения этих икон опять же резко контрастирует со строгими изысканными деталями интерьера.
Различия и особенности почитания икон у католиков и православных были издавна. Принято считать, что католическая Церковь икон не признает. Но это не совсем точно. В народе почитание священных изображений всегда было и у католиков.
Например в XIX веке в тех же храмах Парижа часто можно было увидеть иконы «греческого письма».
Их почитание было не меньше, чем у православных. Но священноначалие в некотором смысле боролось за чистоту почитания — к иконам был затруднен доступ «дабы не осквернить святыню» — устанавливались они высоко и за оградой. Приложиться к иконе было невозможно, но молиться — пожалуйста.
И свечи, и множество вотивных табличек вокруг чтимой иконы говорят о том, что молитвы прихожан-католиков были услышаны.
Этот же образ Богоматери Страстной почитался в XIX веке и в Бельгии.
Поставлялся так же на высоте — рукой не дотянуться…
А свечи перед этой иконой зажигаются и сегодня.
Почитание икон в католической церкви было и есть.
Тогда какой же смысл вкладывается современными кураторами, ставящими иконы (именно «иконного письма») -вниз у престола в алтаре?

Tags: Иконы, Франция, арткритика

<strong>МОСКВА, 11 июл — РИА Новости.</strong> У православных — праздник в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Это, пожалуй, один из самых необычных образов. Но, помимо него, есть еще множество непривычных глазу как воцерковленных, так и неверующих людей изображений Бога или святых. О самых причудливых из них — в материале РИА Новости.Две плюс однаНазвание этого образа говорит само за себя: Богоматерь трехрукая. Причем в разных вариантах третья рука расположена то снизу посередине иконы, то в левом нижнем углу.Между тем на оригинальной чудотворной иконе в Хиландарском монастыре на Афоне никакой дополнительной кисти не изображено. Она изготовлена из серебра и наложена на образ в качестве дара.А дарителем был, по преданию, святой Иоанн Дамаскин. Он жил в VIII веке, как легко догадаться, в Сирии, которую тогда завоевали арабы. И звали его в миру Мансур ибн Сенджун. Он происходил из знатного христианского рода.При новой мусульманской власти Мансур стал видным чиновником в халифате. Но связи с византийским миром не утратил. Там как раз набирала обороты ересь иконоборчества. И это побудило его написать изобличающее послание, которое быстро разошлось по империи.Это вызвало гнев у императора Льва III, и он решил подставить Мансура. От имени Дамаскина императорские писцы составили письмо, призывающее византийского монарха к скорейшему освобождению Дамаска от халифата.Фальшивку греческий правитель передал халифу при личной встрече. Тот повелел отрубить Мансуру руку. В назидание ее выставили на главной площади города.Всю ночь оклеветанный молился перед образом Богоматери — и отрубленная конечность чудесным образом приросла обратно.Мусульманский правитель, изумившись чуду, оправдал Мансура. А он принял монашество с именем Иоанн. Вскоре, как считают верующие, появилась и первая икона Богородицы с приложенным к ней изображением третьей руки — в благодарность за чудо.Первые копии иконы относятся к XI веку. Третья рука на них тоже была серебряной. Но со временем возникла традиция дописывать ее красками. Особенно популярен этот сюжет стал на Руси, где процветало народное иконописное творчество. Какого-то строгого канона не было, поэтому каждый художник располагал третью кисть по своему разумению.Икона «Живоносный источник»Фантазия художников породила еще один необычный шедевр. В V веке в Константинополе построили храм на месте целебного источника. По преданию, на это место указала сама Богоматерь императору Льву I.Новую церковь он назвал «Живоносный источник», посвятил Богородице и украсил ее богородичными статуями. Одна из них находилась прямо над ключом. Считается, что эта скульптура и послужила прообразом для иконы «Живоносный источник». Божия Матерь с Богомладенцем на руках изображается над огромной чашей, из которой бьет целебная вода.»Радуйся, Богородице, приводящая смертных к Источнику жизни», — поется в одном из гимнов.Эти слова объясняют глубокий богословский смысл столь необычного изображения. Богородица для христиан — источник Жизни, Истины и Пути. Именно так отцы Церкви в богословских трудах именуют Иисуса Христа.Как известно, в Средние века большая часть населения была неграмотной. А прочесть богословские труды и понять их смысл могли и вовсе единицы. Книги заменялись иконами: с помощью визуальных образов верующим не только рассказывали о библейских событиях, но и разъясняли сложные догматы.В образе льваОдин из наиболее известных примеров «богословия в картинках» — икона «Спас Недреманное Око». Она очень необычная: Христос изображен юношей, возлежащим с открытыми глазами. Слева и справа — Богоматерь и Ангел.Спящий с открытыми глазами Спаситель — аллюзия, намек на… льва. В Средневековье считалось, что это животное спит именно так.А самого Иисуса с ним сравнивают на основе всего нескольких строк в Библии. Там он назван «львом из колена Иудина» — то есть храбрым человеком. Сон же трактуется как символ трехдневного пребывания Христа во гробе после крестной смерти и перед последовавшим затем «пробуждением от смерти» — воскресением.Этот иконографический образ появился в Византии, но особую популярность тоже приобрел на Руси.»Всевидящее Око»Наши предки часто прибегали к аллегорическим изображениям. Так, на основе фразы из книги Псалмов «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» примерно в XVII веке создали икону «Спас Всевидящее Око».Ее композиция сложна и многогранна. Христос с благословляющим жестом — в центре круга, символизирующего мироздание. Этот круг вписан в четырехконечную звезду, ее лучи указывают на тетраморф — аллегорию четырех евангелистов: орла (Иоанна), тельца (Луки), льва (Марка) и ангела или человека (Матфея). Над Спасителем — Богоматерь, а еще выше — Бог-Отец. Помимо центрального круга с Христом, есть еще круги большего диаметра. В одних — части человеческого лица: прежде всего глаза, а также уста и нос. В других — различные силы небесные. Каждый из фрагментов образа, как правило, обрамлен поясняющими его строками из Писания.Иконы Всевидящего Ока очень разные. Иконописцы могут сделать композицию как относительно лаконичной, так и наполненной огромным количеством всевозможных христианских символов.В народе эта икона была довольно широко распространена. Правда, далеко не все священнослужители считали ее каноничной. Споры об этом концептуальном, полном символов и аллегорий образе продолжаются до сих пор.»Христос Смесоипостасный»А вот насчет еще одной необычной иконы Церковь высказалась однозначно. В 1764 году Синод объявил ее «неканонической и уродливой».И она действительно внушала многим ужас. Одна голова, три лица и четыре глаза — так некоторые иконописцы пытались наглядно представить догмат о Троице. Согласно этому догмату, Бог един и неразделен в трех ипостасях (трех лицах Троицы): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.Подобная иконография появилась в раннее Средневековье в Западной Европе и еще в XVII веке была осуждена Римско-католической церковью. В том же столетии такие образы только начали распространяться по Руси.»Человек-пес»Эту икону хоть и признали в XVIII столетии «уродливой», но все же оставили в храмах. На ней изображен святой с… головой собаки.Почему святого мученика III века Христофора превратили в Киноцефала («Собакоголового»), доподлинно неизвестно. Его житие дошло до наших дней в нескольких редакциях. В одних говорится, что он принадлежал к племени собакоголовых людей, живших, как считали в древности, к югу от Сахары. Другие жизнеописания относят его к племени берберов, чьи представители отличаются вытянутыми лицами. Третьи сообщают, что он был римлянином с «очень безобразным лицом».Есть также гипотеза, что собачья голова — символ. Мол, святой Христофор был предан Христу, словно пес.Столь необычное изображение в Синодальный период пытались запретить. Однако причудливая икона пришлась по душе верующим.За рамки канонаВообще за тысячу лет русского христианства создано множество необычных икон. Этнографы постоянно находят в глухих селах Сибири или Русского Севера интересные образцы народного религиозного творчества. Нередко они никак не согласуются с канонами православной иконописи.А все дело в том, что эти правила довольно размыты, объясняет РИА Новости известный российский иконописец Александр Чашкин.»Каноны — выработанные веками приемы «преображения действительности». То есть икона изображает «Царство не от мира сего». Это и есть основное правило. А дальше — определенные техники», — говорит он.Тем не менее, несмотря на свободу творчества иконописца, у Церкви имеются определенные критерии. Ведь порой образ, призванный служить «окном в потусторонний мир» и настраивать верующего на молитву, может дать обратный эффект.»Отличие канонической иконы от неканонической очень простое: если вы видите тот или иной образ, нужно спросить себя, есть ли церковный праздник, который ему соответствует. Как правило, икона всегда соотносится с каким-то праздником. Или же это иконка тех святых лиц, которые мы почитаем: Иисуса Христа, Божией матери, святых. Но, опять же, это лица из литургического календаря, и с ними связаны те или иные праздники», — отмечает в интервью программе «Церковь и мир» глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.То же касается и изображений, не соотносящихся «ни с одним церковным текстом». Перед такими иконами священнослужитель советует не молиться.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *