Иоанн Предтеча — одна из главных фигур православного христианства. Ему поклоняются верующие всего мира. Именно он возложил свою десницу на Главу Спасителя. Он и завершает историю Ветхозаветной Церкви и открывает веху Нового Завета.

А чудотворная икона Предтечи Иоанна Крестителя многие лета покоится в Иоанно-Предтечинской женской обители.

Краткое жизнеописание

За полгода до появления на свет Божий Спасителя явился миру Иоанн Предтеча. Он был поздним, долгожданным и вымоленным ребенком в семье.

Молодые годы юноши прошли в аскетическом образе жизни, он долго пустынножительствовал. А в возрасте 30 лет занялся проповедничеством и воззывал людей к вере и покаянию в Иудейской пустыне. Его проповеди были немногословны, но обладали великой силой: вся Иудея выходила к нему и принимала Крещение в водах Иордана.

Иоанн взывал к тому, что крещение от него есть приготовление к принятию Спасителя Иисуса Христа. Именно Он вскоре придет, примет на себя все грехи человечества и повергнет ад.

В трудах проповедничества святитель не боялся обличать греховную связь царя Ирода с женой своего брата Иродиадой. За это он был заключен под стражу в крепость и ожидал скорой своей казни. Но царь испугался возможного народного гнева, ведь люди почитали его как пророка. Страх Ирода пересилила ненависть Иродиады, пытающейся любыми способами убить святителя.

Однажды ей представился случай: в день именин Ирода дочь Иродиады Саломия развлекала гостей изощренными плясками. Царю очень понравились танцы племянницы, и он предложил ей испросить у него всего, что она пожелает. Мать подговорила дочь, и Саломия потребовала у Ирода голову Иоанна Предтече на блюде.

Тут же в арестантское подземелье был послан оруженосец, он обезглавил Крестителя и подал девице его честную главу на блюде.

Иконография

На образах Иоанн Креститель изображен в виде очень худого человека среднего возраста (примерно 32 года). Его лицо еврейского типа, смуглое от постоянного пребывания на солнце, подчеркивает святость и праведность мужчины.

Чудотворная икона Святого Иоанна Предтечи с обручем

Средней длины борода Иоанна черного цвета, косматая. Волосы на голове разделены на пряди. Одежда из верблюжьей шерсти, подтянута кожаным пояском.

Правая рука Иоанна — благославляющая, а левая удерживает свиток, имеющий смысл призывания людей к скорейшему покаянию. На левом плече мужчины расположен длинный православный крест, внешне напоминающий посох. Он означает скорую смерть на Кресте Творца Мира Иисуса Христа.

На самой первой иконе, написанной в VI веке, святой был изображен в одиночестве, в полный рост, во власянице и со свитком в руке. В верхней части образа, как и с левой и правой сторон, расположены медальоны с ликами Богоматери и Иисуса.

В XI веке иконописцы создали образ Иоанна Крестителя, на котором он изображен склонившимся ко Христу в молитве. Он стоит с правой стороны от Спасителя. Позже были созданы иконы, где он расположен с левой стороны от Христа.

В XIII веке был написан образ «Ангел пустыни», где Креститель изображен с крыльями. Этот образ означает, что Бог Отец сказал, что посылает на землю Своего Ангела, дабы тот расчистил путь Спасителю Мира.

В чем поможет икона

Много веков молитвенники просят Иоанна Крестителя:

  • о крепком и счастливом браке;
  • о помощи в поиске работы;
  • о защите от интриг коллег и происков злого руководителя;
  • о защите от лжи и клеветы врагов;
  • об исцелении болезней головы и прочих недугов;
  • о врачевании мыслей;
  • о выборе правильного пути в жизни.

Святой благотворит пчеловодам и считается их покровителем. Также молитва перед иконой защищает от головной боли.

Молитвенные правила

Моление Иоанну Крестителю — важное словословие для православного люда. Именно в ней содержится любовь ко Христу, великая вера и смирение, дающие силу и надежду на спасение каждому человеку.

Молиться следует уединенно или всем семейством, с зажженной лампадой или свечой. Семья — это малая церковь, поэтому рекомендуется возносить молитвы в торжественные дни и перед праздничным застольем.

Перед началом моления следует перекреститься, совершить три поклона, а затем:

  • читать молитву нужно нараспев, а не спешно;
  • вникать в каждое произносимое слово;
  • при наступлении усталости не стоит поглядывать на часы, стойте до конца моления, не переставайте читать.

Просимого не получают лишь те молитвенники, которые сами злые и не хотят творить благое. Возможно, они испрошают у Бога злые желания, а если просят о добром, то, возможно, просят неверно. Господь всегда дарует Свои блага, но если же отказывает в чем-то, то это до времени… Тем самым дар с Небес становится более драгоценным для тех, кто был прилежен в молитве.

Где находятся иконы святителя

Иконы святителя Иоанна имеются во многих храмах России. Рассмотрим местонахождение древнейших святынь.

Древний чудотворный образ Святителя находится в Иоанно-Предтеческом монастыре на станции «Китай-город». Святыня славится большим количеством чудес и исцелений.

На Пресне в храме Рождества Иоанна Предтечи есть икона «Ангел пустыни», датируемая 18 в.

Часть мощей святителя находятся в Подмосковье, в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове и на Большой Ордынке в храме Святителя Николая в пыжах.

Администратор

15.03.2017: «Русский Вестник» продолжает проект «30 точек зрения на революцию 1917 года» (Начало в № 3, 4)
«СЕМНАДЦАТЫЙ ГОД – ГИЛЬОТИНА ДЛЯ РОССИИ!»
Русские патриоты отвечают на вопрос «Как Вы оцениваете революцию 1917 года?»

Н.П. БУРЛЯЕВ,
   русский актер, кинорежиссер и общественный деятель:
   «Как катастрофу, переломный момент, когда мы расстались с прежней жизнью при батюшке царе и начали новый кровавый путь. Конечно, жила Россия, и что-то мы делали: были успехи и достижения – потому что все-таки мы талантливый народ. Но все-таки это искусственное пресекновение естественного развития нашей державы – искусственное, кровавое. Семнадцатый год – гильотина для России!».

   В.Г. БОНДАРЕНКО,
   литературный критик, публицист и общественный деятель, главный редактор газеты «День литературы»:
   «Конкретно к революции я отношусь отрицательно. Считаю, что это была абсолютно ненужная, нерусская разрушительная акция, и она могла бы уже тогда привести к уничтожению России. Но потом, к счастью, как часто бывало в русской истории, произошла русификация режима и большевизма, и мы опять, пробираясь сквозь колючую проволоку и все эти парткомы и крайкомы, начали создавать национальное русское государство. В каких-то проявлениях – поскольку на местах иногда стояли даже более национально мыслящие люди, чем в царскую эпоху, – в целом за советский период Россия достигла высшей стадии развития и значимости в мире. Это победа в войне, 1950-е годы и вплоть до конца раннего брежневского времени.
   Если забыть про эту ахинею, эту парткомовскую жвачку, то само развитие страны шло достаточно позитивно, достаточно крутыми темпами. Кстати, и в литературе: именно тогда появилась знаменитая деревенская и фронтовая проза – и Распутин, и Белов, и Бондарев; и в театре. Не может быть взлета культуры, когда страна в хаосе, так же как не может быть победы на Олимпиаде, когда страна в жутком бардаке. Спорт, культура, наука – все связано и развиваться в отрыве друг от друга не может. Пойдет новый всплеск русской национальной культуры, как только мелькнет надежда на возрождение русской державы, русской науки и экономики, русского народа. Если нет надежды, этого маяка – взлета русской культуры – не будет».

К.Ю. ДУШЕНОВ,
   русский писатель, публицист и общественный деятель:
   «Если брать не духовную сторону вопроса, а с точки зрения исторической – это величайшая катастрофа, это крах исторической российской государственности, который повлек за собой столетнее пленение русского народа, десятки миллионов жертв, страшную кровавую диктатуру и огромные скорби и страдания. Если рассматривать это событие с точки зрения духовной, то мы пока не знаем его истинного смысла, потому что если Господу Богу угодно будет, проведя Россию сквозь огнь мучений и воду слез, возродить ее в новом державном теле, тогда для нас станет ясен смысл этой катастрофы 1917 года как некоей очистительной жертвы, которую должен был принести русский народ за свои предыдущие прегрешения. Пока еще духовное значение мы до конца не знаем».

А.А. СЕНИН (1945–2013),
   основатель и первый главный редактор газеты «Русский Вестник», публицист и общественный деятель:
   «Как крах. Полный крах, потому что все, что произошло в 1917 году, было направлено на то, чтобы сломать Россию как ведущую страну мира. Потому что, если бы Российская империя победила в войне летом 1917 года, она стала бы ведущей державой мира. Россия, а не Соединенные Штаты Америки, которые были орудием мирового ростовщичества, но, как видите, не судьба. При этом я не могу сказать, что большевики сломали старую Россию. Как раз нет. Наоборот, предтеча нынешних либералов-демократов, февралисты, ломали Россию. А большевики были посланы уже тогда, когда те либералы и демократы не смогли справиться с тем, что им было поручено, и не смогли удержать власть.

Икона святого Иоанна Крестителя — значение, как помогает

Только тогда в дело вступили большевики».

   В.Н. КРУПИН,
   русский писатель, публицист, общест-венный деятель:
   «Это звездный час английской разведки: они добились своего, уничтожив немецкую и русскую монархии и стравив нас. Здесь им помогали масоны. Это давно началось: с декабристов, с противостояния Запада и Востока. Эта работа шла и в Русско-французской войне. Накатывалось противостояние души и тела, материального отношения веры и духовного, эта жадность Запада, эта ненависть к нам…
   Но вообще 1917 год – это кара для нас, это бич Божий. Так же как в V веке гунны и Аттила – бич Божий для Европы, которая отступила от Бога, вот так же и большевики для нас. Они пришли для вразумления. Но за время, которое называлось в Англии Викторианским периодом, они потеряли гораздо больше, нежели мы за синодальный период, несомненно. Как бы там ни говорили: «Ах, у нас в синодальный период не было патриарха!» Но ведь у нас в это время вспыхнуло такое количество святых, такое количество огромного жертвенного желания умереть за Христа и за Россию, какого мир не знал. У нас в Бутове больше трехсот причисленных к лику святых.
   Поэтому 1917 год показал еще и силу России. Он и вернул патриарха, но он же был и наказанием за богоотступничество. Так что – все по Божьему промыслу, и никогда мы ничего не переделаем. Нужно только понять, что Господь нас любит, а кого Он любит, того наказывает. Это давно сказано: «Любя наказует» – это евангельские слова.
   Поэтому 1917 год – это звено в цепи нескончаемого движения России».

   И.Р. ШАФАРЕВИЧ (1923–2017),
   русский мыслитель, академик РАН, лауреат Ленинской премии по математике, создатель двух математических школ, автор книг «Русофобия», «Трехтысячелетняя загадка», «Русский народ в битве цивилизаций»:
   «Россия была в некотором смысле соблазном для Запада: лежит рядом и обладает колоссальными богатствами – сначала мехами, а потом нефтью. Естественно, подчинить ее себе и эксплуатировать. Самый прямой путь – военная аннексия, как в Индии или Америке. Россия четыре раза подвергалась нашествию Запада, во главе которого стояли Польша, Швеция, Франция и Германия. Опыт показал, что объединенных сил Запада недостаточно для военного подчинения России. Тогда был создан обходной путь. На Западе была создана глубокая и очень красивая культура, привлекательная для русских. Так в России появился слой людей, влюбленных в западную культуру, часто предпочитавших ее своей, – своего рода передовой отряд, заброшенный в стан противника. Эти люди играли все большую роль в жизни страны, а в 1917 году в их руки перешла и власть. Положение было легализовано в 80-е годы, когда был реализован общий принцип: чтобы приватизировать, нужно сначала национализировать.
   Марксизм был крайне западнической концепцией. Идеология Запада строилась на концепции прогресса. Марксизм основывался на той же идеологии или на идеологии, изложенной в форме смен исторических формаций. Все мое детство было заполнено шумом лозунгов «догнать и перегнать», но ведь догнать можно лишь того, кто ушел далеко вперед. С этим лозунгом Россия и восприняла идеологию «догоняющей цивилизации». Вот моя оценка 1917 года».

И.М. ШЕВЦОВ (1920–2013),
   писатель и общественный деятель:
   «Двояко. С одной стороны, таким как я, босоногим мальчишкам из глухих сёл, 17-й год открыл дорогу к образованию и жизни. В нашей деревне искренне благодарили за «лампочку Ильича». И я долгое время считал вождя мирового пролетариата защитником трудового народа, пока не открылась вся правда о нём как о ставленнике мировой закулисы. С другой стороны, революция нанесла неисчислимый урон нашему народу, ослабила его силы и веру. Подростком я наблюдал сцены раскулачивания в нашей деревне, когда крестьян, имеющих корову, на телегах, целыми семьями с плачем вывозили с родной земли. А в 10-летнем возрасте я стал случайным свидетелем поджогов колхозных полей, свидетельствовал на суде против кулаков, за что чуть не получил пулю от мстительных бандитов – выстрел прогремел над головой. Как с этим быть?..».

   Н.В. КАРТАШЕВА,
   поэт и общественный деятель:
   «Конечно, это страшная трагедия. А сколько жизней она унесла! Мы были бы совершенно другими, если бы не было 1917 года. Все лучшее: русское, породистое, красивое, здоровое – все лучшее во всех сословиях уничтожили после 1917 года, за редким исключением. Вот я за аристократию, но за аристократию сословий, потому что есть и аристократ-крестьянин, есть аристократы в купечестве, естественно, в дворянстве. Это лучшие в каждом сословии, и всю эту аристократию уничтожили. Лишь тоненькие худосочные веточки остались где-нибудь в эмиграции, часть – здесь, на высылках или в заключении. Это ужасная трагедия, от которой мы до сих пор не можем опомниться».

Опрос Института русской циивилизации

11 сентября усекновение главы пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна – скорбный день для всего православного народа. Почти 2 тысячелетия назад по приказу правителя Галилеи – Ирода Антипа, был обезглавлен Иоанн Предтеча.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история

История этого праздника началась давно и дошла до нас через Святое Писание. Правивший в то время царь Ирод жил в незаконном браке с женой своего брата. Почитаемый и любимый народом Иоанн при людно указывал ему на безнравственное поведение. Царь, опасаясь народного гнева, не трогал Иоанна, но и не прислушивался к его словам относительно своей сожительницы Иродиады. Последняя же люто ненавидела Пророка. Уговорами она склонила Ироды бросить Крестителя в темницу. Но она не удовлетворила свое греховное желание, поскольку желала Иоанну смерти. И ей представился удобный случай на пире в честь дня рождения Ирода. Ее дочь Саломия откровенным танцем покорила Ирода, и тот обещал выполнить любую ее просьбу. Будучи в растерянности, она побежала к матери посоветоваться. Мать изъявила желание видеть отсеченную главу Пророка на блюде. Желание царь выполнил, что повлекло мученическую смерть невинного человека. Эту скорбную дату православные христиане отмечают до сих пор.

Что нельзя делать на Усекновение главы Иоанна Предтечи?

В народе существуют поверья, что в этот день запрещено вкушать еду округлой формы – картофель, помидоры, яблоки. Эти продукты символизируют главу Иоанна, поэтому ослушание будет означать надругательство над святыней. Однако эти суеверия являются всего лишь наивно-символическими представлениями народа и никакого подтверждения в Священном Писании не находят. То же самое касается и запрета на использование рубящих и режущих предметов.

А от чего нужно воздержаться 11 сентября на самом деле? Иоанн Предтеча был благочестивым и глубоко верующим человеком, он проповедовал смирение, любовь к ближним. Его учения были предпосылкой для появления Мессии. Пророк Иоанн крестил Иисуса в реке Иордан, имел множество учеников и последователей. В память о мученической смерти Крестителя церковью установлен строгий пост. Из пищи следует исключить все мясные продукты, рыбу и молоко. Также запрещается употреблять алкоголь в любом виде. Эти ограничения призваны не только почтить память Пророка, который проводил много времени, молясь в пустыне, но и напомнить роду человеческому о грехе невоздержания, о том, какие непоправимые последствия он может причинить.

Также в этот день нельзя ссориться с близкими, друзьями и родными. Даже мысли должны быть светлыми и добрыми. Надо постараться избавить свою душу от ненависти и злобы.

Этот день называют праздником.

Икона Иоанна Предтечи

Но не в том смысле, что нужно радоваться и веселиться, а праздновать, то есть ничего не делать. Это день нужно провести, отложив повседневные дела и заботы, освободив голову для молитв и праведных мыслей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Lady-day.ru в ленте "Яндекса"

Метки: усекновение главы
Рубрика: Праздники сегодня |

CAHO ДИ ПЬЕТРО

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Фрагмент алтарной пределлы.

Основа — цельная доска тополя толщиной 16 мм, слегка стесанная с оборота по краям; волокна древесины направлены горизонтально. Тисненые орнаменты по позолоте на нимбе, а также на полосе по сторонам композиции. Позолота на блюде и на фоне в глубине композиции, где виден просвет, обозначающий выход в открытое пространство. Утраты грунта и красочного слоя на зеленом одеянии палача, отдельные мелкие утраты красочного слоя в разных местах.

Реставрация: 1963 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) — удаление потемневшего загрязненного позднего лака, живописное восстановление на участках утрат.

Изображен эпизод из истории Иоанна Крестителя; см.: Мф. 14:3-11; Мк. 6:21-28. Сцена Усекновения главы Иоанна Предтечи происходит на тюремном дворе.

Икона Иоанна Крестителя: описание, значение, в чем помогает

Следующий в развитии сюжета эпизод — передача Саломее головы Иоанна, которую несет на блюде палач.

В собрании Щекина работа значилась под именем Сано ди Пьетро, затем в Музее изящных искусств некоторое время приписывалась сиенской школе XV века. В основной инвентарь ГМИИ внесена как произведение школы Сано ди Пьетро, хотя авторство самого мастера сомнений не вызывает.

К той же пределле относится Танец Саломеи из Музея изобразительных искусств в Будапеште (23,5 х 33; инв. 23; Pigler 1967, II; Taf. 18; Бошкович 1969, № 16). Декоративная полоса с тисненым орнаментом по золоту, разделявшая эту сцену и Усекновение главы Иоанна Предтечи из ГМИИ, была распилена по середине таким образом, что изображенный в центре герб в виде щита с бычком и зеленой веткой на голубом фоне оказался разделенным пополам. Сцены также связаны между собой композиционно и ритмически. Движение фигуры палача, зарождающееся в эпизоде Усекновения, находит продолжение в следующем за ним Танце Саломеи, где палач, несущий на блюде голову Иоанна, словно появляется из проема двери, изображенной в предыдущей сцене.

По мнению Дзери (устно, 1968), к той же пределле относится и композиция Иоанн Предтеча, идущий в пустыню, находившаяся ранее в коллекции Оттмара Штрауса (фигурировала в 1935 году на распродаже Хельбинг во Франкфурте-на-Майне; Helbing, Frankfurt-am-Main, Mai 21-24, 1935, Lot 92).

Еще один фрагмент со сценой Рождества и Наречения именем Иоанна Крестителя из коллекции Лемана в Нью-Йорке (24,5 х 47,9; Pope-Hennessy 1987, р. 142) не может рассматриваться как часть нашей пределлы: фигуры изображены в ином масштабе, на золотых полосах по сторонам виден другой орнаментальный мотив, а кроме того, фрагменты не точно совпадают по размеру.

Мнение Мойзера (см. Бошкович 1969), относящего к нашей пределле и фрагмент с изображением Святого Луки из Архиепископского музея в Кельне (инв. 161), нельзя признать убедительным. Не был прав также и Бошкович, когда полагал, что пределла, частями которой являлись находящиеся в московском и будапештском музеях сцены из жизни Иоанна Предтечи, в прошлом принадлежала полиптиху из сиенской Национальной пинакотеки (инв. 231; Бошкович 1969).

Происхождение: 1900-е приобр. М.С.Щекиным в Италии; 1909 дар Щекина.

Архивные материалы: Опись собрания Щекина 1909, л. 5, № 62 (Сано ди Пьетро); Инвентарь Музея изящных искусств 1900-е — 1924, II, № 1778 (Сиенская школа XV века).

Литература: Кат. ГМИИ 1961, с. 166 (здесь и далее — Сано ди Пьетро); Pigler 1967, I, S. 615; Бошкович 1969, № 16; Путеводитель ГМИИ 1980, с 16-17 ил.; Альбом ГМИИ 1981, № 11 ил.; Кат. ГМИИ 1986, с. 159, ил. 7; Pope Hennessy 1987, p. 142; Альбом ГМИИ 1988, с. 11; Альбом ГМИИ 1989а, № 98 ил.; Маркова 1992, с. 81 ил.; Markova 1992, р. 24, ill.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 93; Guidebook 1995, р. 93; Кат. ГМИИ 1995, с 116-117 ил.; Маркова 1995, с. 197; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 160.

Пролог

08 марта 2013
8 марта — память первого и второго обретения главы святого Иоанна Крестителя

Пророк Иоанн Креститель – после Девы Марии самый чтимый святой в Православной Церкви. Семь раз в году Церковь празднует в его честь, вспоминая и зачатие, и рождение, и кончину, и три чудесных обретения его главы, усеченной некогда за верность Иоанна правде Божией.

Господь Иисус Христос говорил, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». В древних пророческих книгах Иоанн назван ангелом, которого Бог посылает в мир уготовать путь Мессии (см. Мал.3:1). Пророк Исайя назвал его «гласом вопиющего в пустыне». Поэтому церковная традиция усвоила ему имя Предтеча, то есть «предшественник» Спасителя.

Проповедь Иоанна началась «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря», то есть в 28-й или 29 год н. э. До этого Иоанн жил в пустыне, «проводя жизнь безмятежную, беззаботную и не имеющую сношения с шумным миром, свободную от печалей, непричастную низменным страстям, высшую земных и плотских вожделений, ласкающих тело и плотские чувства; живя Богу, видя только Бога, наслаждаясь только в Боге» (свт. Григорий Палама). Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался акридами, т.е. саранчой, и диким медом — тем, что только и можно найти в пустыне и что не нуждается в приготовлении. Своей жизнью он засвидетельствовал правоту слов, сказанных позже Христом: «не хлебом единым будет жив человек» (Мф.4:4).

Главная тема проповеди Иоанна – покаяние. Люди видели в нем праведника и поэтому шли к нему толпами, чтобы послушать его. Иоанн требовал от них одного: верности Богу. Он говорил о приблизившемся Царствии Божием и проповедовал «крещение во оставление грехов», конечно, не то крещение, которое совершается сегодня в христианских храмах, поскольку Спаситель еще не взошел на Крест. Речь шла о ритуальном омовении, которое по ветхозаветному закону предписывалось совершать после разнообразных осквернений (например, после прикосновения к мертвому телу). Однако Иоанн наполнил старый обряд новым смыслом. Он говорил: «Приблизилось Царствие Небесное». Это значило, что приблизился Мессия, так давно ожидаемый евреями, приблизился великий День Господень и спасение уже близко. Вода в библейском символизме означает смерть и рождение, в воде потопа, например, умер старый, безнадежно грешный мир и родился новый. Итак, как бы говорит Иоанн своим крещением, наступает день суда над злом и день спасения и очищения от него.

Среди собравшихся вокруг Иоанна стоял и Христос. Он тоже пришел к нему, чтобы креститься. Иоанн узнал Его и «трепетен бысть», по слову церковного песнопения. Ведь это есть Сам Мессия, Судья и Спаситель. Он стал одним из нас, Безгрешный принял на себя наши грехи, стал жертвой всего зла и всей неправды, царящих в мире. Погружаясь вместе с грешниками в воду очищения, Он навеки соединил Себя с нами, так что, отождествляя Себя с грешниками, Он может нас, грешных, отождествить со Своею праведностью и безгрешностью.

Крестив Господа, Иоанн сказал: «Радость моя исполнилась; Ему (то есть Иисусу) должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 29-30). Главное служение Иоанна закончилось, но будучи «гласом истины» он не стал молчать, когда царь иудеев Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого, уничтожившего вифлеемских младенцев), оскорбил главную святыню евреев — Богоданный закон. Ирод бросил свою жену, и вступил в связь с женой своего брата Филиппа, у которой уже была дочь и поэтому брак с ней запрещался. Когда Иоанн Креститель возвысил голос против беззакония, Ирод, боясь негодования народного и стремясь заглушить голос собственной совести, заключил Иоанна в тюрьму. При этом, как говорит евангелист Марк, Ирод «с удовольствием слушал Иоанна». Как это совмещалось в одной душе, поясняет святитель Григорий Палама: «Как в отношении лекарств мы чувствуем горечь, но принимаем их, потому что рассчитываем получить от них пользу, так противоположное сему случается в отношении духовных наставлений: не поддающиеся им, хотя, правда, и наслаждаются ими, сущими по своей природе приятными, но не восприемлют их, замечая, что они являются препятствием для их порочных стремлений. Так что возможно, что сначала он его с приятностью слушал, так как и берег его, – говорит евангелист Марк, – и слушая его, многое исполнял из его советов. Поелику же злу свойственно ненавидеть порицающих его, то когда по причине порицания у него родилась ненависть к Иоанну тогда все оное презрев, он стал единодушен с прелюбодейкой в ее кровожадном желании».

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился от такой просьбы, поскольку, как уже говорилось, боялся народа, почитавшего Иоанна за пророка. Однако нарушить данную клятву Ирод не смог и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. «Выслушайте это вы, которые через меру пристращаетесь к женщинам, — восклицает святитель Иоанн Златоуст. — Выслушайте вы, которые клянетесь, не зная в чем, – делаете других властелинами вашей гибели, и сами себе роете яму! И Ирод погиб так же. Конечно, он думал, что дочь Иродиады попросит себе чего-нибудь приличного пиршеству, и именно, как девица, в торжественный день среди общего веселья при собрании, станет просить какого-нибудь блестящего и изящного подарка, а не попросит головы. Но обманулся. И, однако, все это не извиняет его. Пусть Иродиада имела сердце, свойственное только борцу со зверями; но ему не следовало даваться в обман и рабски служить тиранским повелениям. И, во-первых, кто бы не ужаснулся, видя священную главу Крестителя, лежащую в крови среди пира? Но не ужаснулся беззаконный Ирод, не ужаснулась и женщина, преступнее Ирода. Таковы распутные женщины: они всех бывают бесстыднее и свирепее! Если мы, слыша о том, приходим в ужас, то, какое зрелище должны были тогда вынести взоры? Что должны были чувствовать присутствовавшие на пире, когда среди общего веселья увидели кровь, капающую с головы только что усеченной? Но эта кровопийца, самих фурий лютейшая, нимало не смутилась при таком зрелище, а еще и услаждалась им. Если уже не могло подействовать ничто другое, то при одном взгляде надлежало ей придти в оцепенение. Но и это не подействовало на гнусную убийцу, жаждущую крови пророческой. Таков блуд: не только делает наглецами, но и гнусными убийцами! Предавшаяся распутству близка к тому, чтобы покуситься на жизнь оскорбленного ею супруга, готова даже отважиться не на одно или два, но на тысячи убийств. Конечно, и Иродиада так поступила тогда в надежде, наконец, предать забвению и свое преступление. Но вышло совершенно наоборот: после этого Иоанн начал вопиять еще громче».

Святое Предание рассказывает, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в «бесчестном месте». Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк.8,3) которая знала, где Иродиада закопала честную главу, тайно взяла ее, положила в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.

Молитва иоанну предтечи в чем помогает

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса Христа и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие от Матфея, 14:2.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. Когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью и желавший выдавать чудеса исцелений от святой главы за плоды мнимой благодатности еретического учения. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере уже поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (недалеко от совр. Сухума), городе, в котором преставился святитель Иоанн Златоуст, произнесший некогда блистательные проповеди о «большем из рожденных женами» и подобно ему гонимый от сильных мира сего за бесстрашные обличения в уклонении от правды Божией.

По материалам православных интернет-ресурсов

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *