На днях освящал квартиру в одном доме… Смотрю, хозяева хорошо подго…товились: иконки, крестики-наклейки, свечи, ладан, елей…. Стоп. Смотрю: в елее какой-то красный осадок и взвесь. Я даже подумал сначала, что это масло с Соборования. Начинаю выяснять. Мне объясняют, что туда, КАК И ПОЛОЖЕНО (!), добавлен… соус Тaбаско!!! Я в шоке. «Ну, как же!» – Говорят мне. – «Мы сделали все так, как ты велел Пете и Свете!». Петя и Света – это наши общие хорошие знакомые (имена вымышлены), которым я полгода назад тоже дом освящал. И вот, оказывается, в чем дело… Звонят мне как-то эти Петя и Света, просят чтоб я приехал и дом их освятил, а то «совсем невмоготу стало: все ругаемся, да ругаемся – уже к разводу все идет». Я прихожу к ним, расспрашиваю, что да как, а они наперебой, как маленькие дети, жалуются друг на друга. Я все выслушал… Ладно, говорю, а теперь давайте помолимся, а потом поговорим… Помолились, освятили, окропили… «А что теперь делать с маслом, которое осталось?» – спрашивают меня. Я в шутку отвечаю: нужно взять соус Табаско (можно и Чили, но у православных больше принято использовать Табаско), добавить его в елей и языки свои мазать сразу, как ругаться начинаете… А языки, надобно заметить, у них у обоих огого! Выясняется, в общем, что они потом так и сделали!!! И как, спрашиваю, это им помогло? А то!!! «У них, типа, уже полгода как опять сплошной медовый месяц, тишь да гладь, ходят по улице, мизинчиками зацепившись, в религию ударились… А она еще вроде как и забеременела – спросить не удобно, но очень похоже»… Вот эти самые Петя и Света и объяснили, как нужно правильно приготовиться к освящению квартиры… Короче, вы все еще ругаетесь? ТОГДА Я ИДУ К ВАМ!!! священник Андрей Лебедев See More

Преподобный Феодор Студит

Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в благородной семье Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.
В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741-775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг.
Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору — ревностному обличителю иконоборческой ереси.

Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество.
Среди отцов Собора был преподобный Платон (память 5/18 апреля), дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся в христианском доброделании на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора взял с собою Феодора с братьями Иосифом и Евфимием, изъявивших желание принять иночество. Оставив Константинополь, они отправились в уединенное место Сакудион. Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон.
Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах. Он строго хранил пост, каждый день исповедовался у своего духовного отца — старца Платона, открывая ему все дела и помыслы, тщательно исполнял его советы и наставления.
Через несколько лет иноческой жизни преподобный Феодор принял сан пресвитера. Когда блаженный Платон ушёл на покой, братия избрала преподобного Феодора игуменом монастыря в 794 году.
Когда император Константин VI (780-797) преступил церковные каноны, преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора отлученным от Церкви за разорение Божественных установлений о христианском браке. Преподобного Феодора и одиннадцать его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь. Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший Студийский монастырь в Константинополе. Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал монастырский устав, получивший название Студийского. Около 1065 г. этот устав был принят преподобным Феодосием в Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям. Перу преподобного Феодора также принадлежат немало душеполезных книг, похвальные слова на Господские и Богородичные праздники, многие каноны и трипеснцы.
Преподобный Феостерикт назвал преподобного Феодора «пламенным учителем Церкви».
Когда императорский престол захватил Никифор, свергнув благочестивую императрицу Ирину и грубо нарушив церковные установления преподобный Феодор вновь выступил с обличением императора. После истязаний преподобного вновь отправили в ссылку, где он пробыл около двух лет. Освободил преподобного император Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия.
Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя и других. Император гневно угрожал святому смертью, но Преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию, в крепость Метопу, затем в Анатолию, в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.
Истязаемые палачами почти без пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу — царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершённых злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер.
Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Травлий. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице. Преподобный не захотел вернуться в Константинополь и решил поселиться в Вифинии в городе Херсонесе, близ церкви святого мученика Трифона. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор совершал Божественную Литургию, поучал братию. Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал им хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов «во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» — преподобный Феодор отошел ко Господу, в 11/24 ноября 826 года.
В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому (память 6/19 июня). Воссиял свет небесный, послышалось пение и Преподобный услышал: «Вот душа Феодора, игумена Студийского монастыря, много пострадавшего за святыя иконы и до конца оставшегося твердым в скорбях; ныне же душа усопшего, торжествуя, восходит горе, встречаемая небесными силами».
Преподобный Феодор и при жизни своей, и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику — преподобному Феодору Студиту.
26 января / 8 февраля также празднуется память преподобного Феодора в честь перенесения его мощей из Херсонеса в Константинополь в 845 году.
Исповеднический подвиг преподобного Феодора Студита был особенно близок священномученику Сергию Мечёву. Он молился преподобному, считая его своим покровителем.
Осенью 1929 г. М. Н. Соколова (монахиня Иулиания) написала икону преподобного Феодора Студита с житием, которая была подарена священномученику Сергию его духовными чадами в день именин.
После ареста священномученика Сергия в ночь на 29 октября 1929 г. его поместили в Бутырскую тюрьму, приговорив к ссылке на 3 года. Находясь в ожидании исполнения приговора, он молил Господа об уверении в правильности выбранного им пути. Священномученик Сергий сугубо просил о том, чтобы подтверждением стала высылка в день памяти преподобного Феодора Студита. Так и произошло, поезд с арестантами отбыл вечером 11/24 ноября.

КАНОН СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ ФЕОДОРУ СТУДИТУ

Песнь 1

Ирмос: Колеснице гони́теля фарао́ня погрузи́/ чудотворя́й иногда́/ Моисе́йский жезл, крестообра́зно порази́в/ и раздели́в мо́ре,/ Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца, спасе́, / песнь Бо́гови воспева́юща.

Светолу́чными блиста́нии Ду́ха Свята́го осве-
ща́емь, / всесве́тлый столп, о́тче, был еси́, / путево-
дя́, Богоглаго́ливе, к земли́ обеща́ния Богому́дрен-
но тща́щияся, / таи́нниче неизрече́нных Фео́доре.

Всера́достно неосла́бными манове́нии* к Богу
исходя́,/ пре́жде конца́ яви́лся еси́,/ ме́ртвостию
жизноно́сною одея́н, преподо́бне, / и жизнь неста-
ре́ющуюся ны́не прия́л еси́ досто́йно,/ о́тче Бого-
но́се Фео́доре.

Победи́в страсте́й игра́ния / и мучи́телей стрем-
ле́ния ю́ношески, блаже́нне, / вся укори́л еси́,
му́жество показа́в, / Христо́в о́браз чти́ти науча́я,

*мановении — обращениями

Богоприя́тне, / и святы́х воображе́ния.

Очище́́нною мы́слию, всему́дре, / Богодухнове́н-
ным писа́нием поуча́яся, / бога́тство доброде́телей
собра́л еси́ и благоче́стия догма́ты, / виде́нием
обогати́лся еси́ и жития́ све́тлостию, / возсия́в
обою́ду, преподо́бне.

Богородичен: Сло́ва Бо́жия воплоще́нна роди-
ла́ еси́́, / И́же пре́жде безпло́тнаго, / Богому́жно в
ми́ре пожи́вшаго преесте́ственно, / Всенепоро́ч-
ная Богоро́дице Де́во. / Тем Тя вси почита́ем, по
Бо́зе Предста́тельницу нашу.

Песнь 3

Ирмос: Утверже́й в нача́́ле небеса́ ра́зумом/ и зе́млю на вода́х основа́вый, / на ка́мени мя, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́,/ я́ко несть свят па́чеТебе́, еди́не Человеколю́бче.

Вжиля́емь Христо́вым, всеблаже́нне, всеору́жи-
ем, / язв боле́зни претерпе́л еси́, / ураня́емь лю́те и в темни́це заключа́емь,/ я́ко о́бщник страсте́й и
Ца́рствия был еси́.

Богопокрыва́емь я́ве и Того́ ре́вностию разжи-
га́емь,/ скве́рная уче́ния беззако́нных разруши́л
еси́ твои́ми уче́нии, всему́дре, / благода́тию бо от
Бо́га, о́тче, обогати́вся досто́йно.

В виде́нии де́лателен, / в дея́нии Богосло́в был
еси́ нам, Богоглаго́ливе, / по́стник учи́телей, свя-
щенному́ченик сла́вен,/ Правосла́вия столп,
Це́ркве утвержде́ние.

Богородичен: Соприсносу́щное Отцу́ и Ду́ху
Бог Сло́во/ обнови́ти восхоте́в родонача́льника,/
по Ипоста́си того из Тебе́, Чи́стая, прия́т, / святе́й-
шу всех Тя, Богома́ти, обре́т.

Кондак преподобнаго, глас 2.

Подобен: Вы́шних ища́́:

По́стническое и равноа́нгельное житие́ твое́/
страда́льческими уясни́л еси́ по́двиги / и А́нге-
лом совсе́льник, Богоблаже́нне, яви́лся еси́, Фео́до-
ре. / С ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся / не преста́й о всех
нас.

Икос:
По́стников све́тлую добро́ту,/ Це́ркве Христо́-
вы утвержде́ние,/ ны́не Фео́дора восхва́лим:/ но́-
вый бо столп о́гнен яви́ся, / попаля́я главы́ ерети́- чествующих, / ве́рных же просвеща́я ду́ши к ве́ре
пра́вей,/ в Боже́ственный град, Вы́шний Иеруса-ли́м,/ я́коже друга́го Изра́иля, вводя́./ К нему́же
согла́сно возопие́м:/ всеблаже́нне о́тче,/ не забу́-
ди, Христу́ моля́ся непреста́нно о всех нас.

Слава, седален преподобнаго, глас 3.

Подобен: Боже́ственный ве́ры:

Боже́ственными догма́ты обогати́вея,/ ве́ру
соблю́л еси́ Правосла́вия,/ предбе́дствовав за ню,
Фео́доре, / в заточе́ниих пострада́в и бие́ниих, / в
темни́цах претерпе́л озлобле́ния,/ отче преподо́б-
ие, Христа́ Бо́га моли́/ дарова́ти нам ве́лию
ми́лость.

Богородичен: Боже́ственная ски́ния была́ еси́
Сло́ва,/ еди́на Пречи́стая Де́во Ма́ти,/ чистото́ю
А́нгелы превозше́дшая, / па́че всех мене́ персть
бы́вша, оскверне́на плотски́ми прегреше́ньми, /
очи́сти моли́тв Твои́х Боже́ственными вода́ми,/
подаю́щи, Чи́стая, ве́лию ми́лость.

Крестобогородичен:
Нескве́рная Агница, Сло́ва нетле́нная Девома́-
ти,/ на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ безболе́з-
ненно Прозя́бшаго, / матероле́пно рыда́ющи, вопи-
я́ше:/ увы́ Мне, Ча́до Мое́,/ ка́ко стра́ждеши
во́лею,/ хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия
челове́ка?

Песнь 4

Ирмос: Ты моя кр́епость, Го́споди, / Ты моя́ и си́ла, / Ты мой Бог, Ты мое ра́дование, / не оста́вль не́дра О́тча/ и на́шу нищету́ посети́в./ Тем с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти:/ си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Дар Бо́жий да́лся еси́ ми́ру тезоимени́т, бога́ты-
ми дарми́ сия́ющ,/ я́ко исто́чник име́яй и́стинно
озаре́ний су́щих, блаже́нне Фео́доре./ Тем учи́те-
лем, по́стником и свиде́телем/ сликовствова́ти
мно́жеству сподо́бился еси́

О, тве́рдаго и кре́пкаго твоего́ противле́ния!/
И́мже мучи́телей свире́пство попра́л еси́,/ его́же
ра́ди я́вственно ты па́че ума́/ благонача́льства
коне́чное блаже́нство пости́гл еси́, Богому́дре, / со
Безтеле́сными поя́:/ си́ле Твое́й сла́ва, Человеко-
лю́бче.

Глаго́л Бо́жий в тебе́ я́вственнейше все́лься,/
догма́тов, прему́дре Фео́доре, ре́ки то́чит оби́льно: /
те́ми же ны́́не наслажда́ющеся, ученицы́ твои́,

Богодухнове́нне, / благода́рно вопие́м гла́сы не-
мо́лчными:/ си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бие.

Богородичен: Всего́ в Тебе́ обновля́ет челове́-
ка,/ весь всему́, Всечи́стая, соединя́емь,/ И́же,
Оте́ческих недр не отсту́пль, и в Твое́ чре́во
всели́тися изво́ли, / бога́тством благоутро́бия*
во́льно обнища́в / и обогати́в мир Божество́м.

Песнь 5

Ум, и ду́шу, и те́ло сло́вом очи́стив,/ храм
всече́стен Бо́га всех был еси́, жив же и одушев-

*благоутро́бия –милосердия

**вскую – зачем, почему

***чуждая – чужеродная, чужая

ле́н,/ благово́ния же́ртву, всего́ себе́ Христу́ при-
нося́, о́тче,/ иере́й и же́ртва быв.

Осия́емь, блаже́нне, заре́ю Ду́ха,/ всем возбли-
ста́л еси́ Богосло́вным язы́ком Тро́ичный Свет
пречи́стый, / воплоще́ния же е́же па́че ума́ Бо́жия
Сло́ва неизрече́нное, о́тче, та́инство.

Разу́мно со А́нгелы ны́не водворя́яся,/ Христа́
моли́ страсте́й и бед изба́вити / блажа́щия и чту́щия всече́стную и Боже́ственную па́мять страда́ний твоих,/ Богоно́се Фео́доре.

Богородичен: Неизглаго́ланным, Де́во, о́бра-
зом / Сын Бо́жий, в Тя всели́вся, Челове́к быва́ет, /
пре́жде век из О́тца возсия́вый,/ челове́ка от тли
избавля́ет / и к жи́зни и нетле́нию возведе́, яко еди́н Благоутро́бен.

Песнь 6

Целому́дренно твою́ жизнь, священноглаго́ль-
ниче, соверши́л еси́,/ пра́вдою же украси́вся,
му́жеством и му́дростию, / красне́йшую колесни́цу
доброде́телей сочета́л еси́ себе́,/ всеблаже́нне
преподо́бне.

Благоуха́ют благоле́пно догма́тов Боже́ствен-
ная словеса́ твоя́/ и из глубины́ злых ересе́й вся

возво́дят, всему́дре,/ Правосла́вия к превы́шней
кра́йности.

Богородичен: Да изба́вимся от лю́тых прегре-
ше́ний мольба́ми Твои́ми, Богороди́тельнице Чи́-
стая,/ и да улучи́м, Пресвята́я, Боже́ственнаго
осия́ния/ из Тебе́ неизрече́нно воплоще́ннаго
Сы́на Бо́жия.

Песнь 7

Ирмос: Бо́жия снизхождения огнь усты-

*сопруг — супруг

де́ся в Вавило́не иногда́,/ сего́ ра́ди о́троцы в пещи́ ра́дованною ного́ю,/ я́ко во цве́тнице, лику́юще, поя́ху:/ благослове́́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Ви́дев Прови́дец твоего́ ра́зума чистоту́,/ сло-
ве́сных тя ове́ц па́стыря, о́тче, предлага́ет, / Ему́же
ны́не, всеблаже́нне, зове́ши, Фео́доре, веселя́ся:/
благослове́н Бог оте́ц на́ших.

Боже́ственному подо́бию о́браза, треблаже́н-
не, / вочелове́чения Христо́ва, покланя́яся, пребы-
ва́еши,/ богобо́рцем противля́яся да́же до кро́ве и
поя́, Фео́доре:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.

Сло́во тво́е со́лию услажде́но яви́ся, всебога́те,/ и житие́ твое́, о́тче, просвеще́но заре́ю Ду́ха,/ И́мже ны́не блиста́яся, вопие́ши, ра́дуяся:/ благослове́н Бог оте́ц на́ших.

Богородичен: Се ны́не испо́лнися Дави́да Боже́ственнаго Боже́ственное прорече́ние:/ мо́лятся и́стинно Твоему́ лицу́, Богороди́тельнице Чи́стая,/ иму́щии бога́тство благода́ти ны́не,/ благословя́ще Бо́га оте́ц на́ших.

Песнь 8

Ирмос: Седмери́цею пещь/ халде́йский
мучи́тель/ Богочести́вым неи́стовно разжже́,/ си́лою же лу́чшею спасе́ны, сия́ ви́дев,/ Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше:/ о́троцы, благослови́те,/ свяще́нницы, воспо́йте,/ лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.

Прогна́ны показа́л еси́, Богоно́се Фео́доре,
обрета́тели злочести́вых ересей,/ уча́ пречи́стый
чти́ти о́браз Христо́в,/ покланя́тися же и че́стно
почита́ти Богому́дренно и пе́ти Влады́це: / свяще́н-
ницы, благослови́те, / лю́дие, превозноси́те Его́ во
ве́ки.

Во всем житии́ твое́м, Богоглаго́ливе Фео́доре, /
Правосла́вия путево́ждь был еси́,/ свети́льник
светле́йший, Богови́дный учи́тель, / о́браз мона́хов
и изве́стен законопи́сец, науча́я воспева́ти:/ свя-
ще́нницы, благослови́те Влады́ку Христа́/ и пре-
возноси́те Его́ во ве́ки.

На земли́ подвиза́лся еси́ благоче́стия
защи́тник/ и непра́вды нелжи́вый обличи́тель,
всеблаже́нне, быв, я́ко дар Бо́жий, / и на Небесе́х
пра́вды венча́лся еси́ венцы́,/ тече́ние соверши́л
еси́ и ве́ру соблю́л еси́,/ превознося́ Христа́ во
ве́ки.

Смы́слом ум украси́л еси́, целому́дрием жела́-
ние,/ я́ростное же му́жеством препоя́сал еси́,
Фео́доре всему́дре, / пра́вдою испра́вив священно-
ле́пно душе́вныя твоя́ си́лы, согла́сно воспева́я:/
де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте,/ лю́-
дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богородичен: Благослове́нная Пречи́стая, / ду-
ши́ моея́ стру́пы и греха́ я́звы очи́сти:/ Бо́га бо
ро́ждшая, су́щаго над все́ми, Отрокови́це Чи́стая, /
из де́вственныя неискусобра́чныя утро́бы. / Его́же
благослови́т вся тварь и превозно́сит во вся ве́ки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасе́ся о сем Не́бо,/ и земли́ удиви́шася концы́,/ я́ко Бог яви́ся челове́ком пло́тски,/ и чре́во Твое́ бысть простра́ннейшее Небе́с:/ тем Тя, Богоро́дицу,/ А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Тече́ньми твои́х слез, я́ко по́стник, / и исто́чни-
ки крове́й, я́ко свиде́тель Христо́в, просвети́вся, /
сия́еши обою́ду све́тло, пра́вдою, преподо́бне, оде́ян, я́ко свяще́нник,/ в Боже́ственных жи́тель-
ствуеши ли́цех,/ ны́не просвеща́емь в нехо́дных,
треблаже́нне.

Чи́сте твое́ житие́ преше́д, / во святы́х свята́я
селе́ниих ны́не живе́ши,/ вене́ц благоле́пия
прие́м/ и ца́рства одея́ние великоле́пное же и
свяще́нное, / в ни́хже ны́не, озаря́емь, предстои́ши
Неве́стнику, / наслажда́яся обоже́ния.

Ви́дети сподо́бился еси́ благи́х исто́чник, Бого-
но́се Фео́доре, / я́ко проше́д житие́ Боже́ственней-
тее и́стинно,/ от мирска́го сво́йства житие́м
чи́стым ум свободи́в, / я́ко свиде́тель и страстоно́-
сед был еси́, свяще́нне.

Глаго́л твои́х веща́ние, дарова́ние Бо́жие, нам
всеслы́шан бысть, всехва́льне,/ я́ко гром, вселе́н-
ныя в конце́х,/ и, я́коже ре́ки, истека́ют твои́х
уче́ний списа́ния./ Тем тя Богосло́ва и Богогла-
го́льника досто́йно имену́ем.

Богородичен: Яви́лася еси́, о Де́во Ма́ти Бо́-
жия,/ па́че естества́ ро́ждши в телеси́ благо́е
Сло́во,/ Его́же Оте́ц от се́рдца Своего́ отры́гну/
пре́жде всех век я́ко Благ,/ Его́же ны́не и теле́с
превы́шша разумева́ем,/ а́ще и в те́ло облече́ся.

Слава, светилен преподобнаго:

Я́ко столп одушевле́н, яви́лся еси́ догма́тов
Правосла́вия благоче́стно, / обличи́в иконобо́рцов
пре́лесть, / тем и, страда́нием соверши́в испове́да-
ние, Фео́доре, просла́вился еси́.

И ныне, Богородичен:

Вси ве́рнии Хода́таицу Тя к Ро́ждшемуся из
Тебе́ ны́не предлага́ют, Всечи́стая, / мы же мно́жае,
и́же сраспина́емии Тому́. / Тем не преста́й, Де́во, за
ны моли́тися.

МОЛИТВА 1-ая

Преподобне отче Феодоре! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми

Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 2-ая

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 3-ая

О, святый Феодоре, исповедник Православия, закона Божия ревнитель, наставник правой веры, помози нам и призри на нас, с верою и усердием прибегающих к тебе! От царей иконоборцев за почитание святых икон оковы, изгнание, заточение претерпел ты, преподобный, и множество тяжких ран и жестоких ударов, от которых и болезнь нестерпимую получил.

Великий и досточудный Феодоре, до конца в скорбех претерпевый, и нам, обуреваемым напастями и треволнениями житейскими, подай крепость душевную и телесную для борьбы с бедами и для одоления страстей и козней вражиих.

Моли о нас Милосерднаго Господа, верный раб Божий, Феодоре, да избавит Он нас от ожесточения и хладности сердечной, и дарует нам кротость, безгневие, незлобие, смирение и любовь. Видя помощь Твою, прославим мы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, и тебя, благодетеля нашего, возблагодарим, с благоговением почитая память твою.

О, всехвальне, преподобне Феодоре, учением и песньми своими церковь Божию напоивший и обрадовавший, и нас, ослепленных умом от соблазнов и суеты мира сего, просвети познанием истины и избавь от заблуждений и сомнений, чтобы не сообразоваться нам веку сему.

О, угодниче Христов, Феодоре, получивший от Бога благодать исцеления недугующих, а наипаче страждущих желудком, уврачуй и нас, одержимых различными недугами и исцели болящих желудком и подай нам здравие, бодрость и мир душевный. Не отрини нас, притекающих к тебе, но заступи и помози нам. Предстательствуй за нас пред Спасителем нашим, внемли мольбам нашим и исполни прошения наши, да тобою укрепляемы, в трудах и добрых делах совершим мы течение жизни нашей и сподобимся войти в Царствие Небесное, да вместе с тобою, восхвалим и прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

КОНДАК, ГЛАС 2

Постническое и равноангельское житие твое страдальческими уяснил еси подвиги и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Неделя 23-я по Пятидесятнице
Поста нет. 11 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Великомученика Мины (304). Мученика Виктора и мученицы Стефаниды (II). Мученика Викентия диакона, Валенсийского (304). Преподобного Феодора Студита, исповедника (826). Блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Преподобного Мартирия Зеленецкого (XVII). Мученика Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Священномученика Евгения Васильева пресвитера (1937).

Преподобный Феодор Студит

Пламенный ритор и богослов Феодор Студит прославился борьбой с иконоборческой ересью. Его отец, сборщик податей Фотин, подал сыну добрый пример: он перестал служить императору, поддержавшему иконоборцев, и вместе с супругой, по обоюдному согласию, принял постриг, раздав имение бедным. Сам Феодор стал монахом Саккудионской обители, где позже был назначен игуменом. Он участвовал во многих диспутах и всегда побеждал иконоборцев. Также Феодор открыто обвинил императора Константина VI в прелюбодеянии, за что подвергся бичеванию вместе с насельниками обители. В недолгое правление царицы Ирины, восстановившей иконопочитание, Феодор был настоятелем знаменитого Студийского монастыря. Однако при последующих правителях-иконоборцах святой подвергся ссылкам и заточению, в темнице продолжая стойко проповедовать церковные истины.

Блаженный Максим Московский

Блаженный Максим жил в Москве. Летом и зимой он ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». На Руси всегда любили юродивых, почитали их глубочайшее смирение, внимали их мудрости. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка. Блаженный Максим жил в тяжелые времена. Татарские набеги разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «За терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения изрекал святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный говорил знатным да богатым: » Всяк крестится, да не всяк молится». Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви во имя святых князей Бориса и Глеба.

Мученик Стефан Дечанский

Святой Стефан Дечанский был сыном сербского короля Стефана Милутина. Он стал жертвой навета своей мачехи и ослеплён по приказу отца, посчитавшего его главой заговора. После ослепления святой молился Богу в храме Святителя Николая, который находился рядом с местом злодеяния. Во время молитвы ему явился Николай Чудотворец, державший в руке глаза мученика. «Не скорби, Стефане, – сказал святитель, – вот на длани моей твои очи». Через несколько лет святитель Николай исцелил святого Стефана от слепоты, а Стефан Милутин возвратил сына из заточения. После кончины отца святой Стефан стал его преемником и в благодарность Богу основал Дечанский монастырь. Через несколько лет святитель Николай вновь явился царю и предрёк ему мученическую смерть. Вскоре святой Стефан был убит своим сыном Стефаном Душаном.

Священное Писание

Еф., 220 зач., II, 4-10

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,- 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился.

10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Лк., 53 зач., X, 25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37

Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: «в законе что написано? как читаешь?». Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей — в мыслях, что касается чувств — в чувствах и расположениях, что касается дел — в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь говорит о великой силе прощения, а святой Ефрем Сирин, рассуждая на эту же тему, произносит замечательные слова: Если ты не умеешь прощать ближнему своему согрешения его, напрасны молитва и пост. И пост, и молитва вторичны, если мы не умеем прощать людям. А теперь давайте представим себе, каким может быть наш мир, какой может быть наша жизнь, если мы научимся не огрызаться, не обижаться, не давить другого, если он что-то неправильно сказал или сделал, а великодушно прощать и самим получать прощение от ближнего. Это будет другой мир, мир Божий. Вот такие Божественные истины Господь нам передает через Свое слово, через Свое Евангелие, и мы почерпаем эти истины в храмах Божиих, являющих не только видимую красоту человеческого творчества, но и вместилище красоты Божественного Духа, которому мы приобщаемся через молитву и слышание Слова Божия.

О воскресном дне

В первую очередь в воскресный день христиане участвуют в Литургии и Причащаются.

Святитель Иоанн Златоуст порицал пропускающих воскресную Литургию, не исполняющих 4-ю заповедь Декалога: «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один – и ты тратишь его на мирские занятия. … вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога».

Если кто хотел бы выспаться в этот день, то имеет смысл раньше лечь вечером дня предыдущего. Также следует иметь в виду, что в больших храмах совершаются ранние и поздние Литургии (обычно в 7 и 10 часов утра). Маленьких, беспокойных детей можно приносить не к началу службы.

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Феодора Студита

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Феодора Студита

глас 2

Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас.

Молитва преподобному Феодору Студиту

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентия

глас 4

Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу.

Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивого

глас 5

Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати.

Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивого

глас 2

Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 2

От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 8

Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

Тропарь великомученика Мины

глас 4

Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости.

Кондак великомученика Мины

глас 4

Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец.

Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского

глас 4

В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского

глас 3

В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе.

Теги: Преподобный Феодор Студит блаженный Максим Московский мученик Стефан Дечанский православный календарь

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *