Сегодня так же, как во все времена, молодое поколение обращается к вопросам русской духовности, одним из главных символов которой стала русская икона. Наряду с монастырями, церквами, священными событиями в истории государства икона входила в понятие «Святая Русь». В ней заключен веками накопленный богатейший нравственный опыт нашего народа. В многочисленных храмах и монастырях их собирали столетиями. Икона считалась обязательной принадлежностью каждого дома.

В наши дни богатые коллекции иконописи сосредоточены во многих музеях России. Собрание икон Дальневосточного художественного музея — это заметная часть национального культурного и художественного наследия. Иконы начали поступать со времен его основания, с 1931 года: большинство — из Государственного Русского музея (47), из Государственного Исторического музея (42), остальные были дарами любителей отечественной истории. Наряду с другими произведениями искусства они достойно представлены в залах музея, объединяя своими духовными традициями разные этапы развития русского искусства.

И сегодня икона волнует всех, верующих и неверующих. Занимаясь описанием музейного собрания икон, накапливая информацию о них, постоянно открываешь для себя что-то новое, еще не испробованное в работе. «Можно ли рассказать про икону учащимся первых классов в вашем музее?» — этот вопрос учителя начальных классов Я. В. Целыковской заставил меня задуматься…

Как построить рассказ, чтобы ни одна мысль не ускользнула от детского понимания? Одно дело давать материал об иконе старшеклассникам и студентам. Естественно и органично они воспринимают многие ипостаси иконы, ее художественные особенности, исторические, научные, культурные, нравственные, эстетические, мистические аспекты. Иначе нужно подходить к иконе, общаясь с младшими школьниками. Важно учесть возрастные особенности их восприятия. Общеизвестно, что новые понятия следует вводить детям семи-восьми лет очень ограниченно: от одного до трех, в зависимости от уровня развития класса и степени сложности этих понятий. Отсюда возникает необходимость перевести имеющийся материал об иконе на детский язык. Нужно подобрать знакомые им слова так, чтобы сложный материал стал доступным их пониманию.

Еще предстоит продумать весь экскурсионный маршрут, который будет состоять из трех частей, объединенных одной темой — вводной, основной и завершающей. При этом мне необходимо выстроить свой рассказ сообразной чередой, чтобы для отвлечения детского внимания уже не осталось ни одной лазейки. И сделать это надо столь интересно и увлекательно, чтобы в конце нашей встречи вызвать у детей естественное желание вновь прийти в музей при надлежащем досуге и рассмотреть икону уже более осознанно.

На примере одного из занятий, проведенных мною с учащимися 1-го класса хабаровской средней школы № 12, хочется показать, как дети постепенно вовлекаются в процесс познания иконы, как они растворяется в ней, соприкасаясь с образом, преображаясь прямо на глазах. Наиболее подходящей темой для работы с первоклассниками мне показалась следующая: «Заповеди Божьи, воплощенные в русской иконе». В качестве примера я выбрала иконы из музейной экспозиции: «Сретение», «Введение Богородицы», «Усекновение Главы Иоанна Предтечи», «Нечаянная радость», «София — Премудрость Божия», «Месяц ноябрь. Столпник Алимпий».

Вводная часть занятия — знакомство с темой — началась еще в холле: «Вы находитесь в красивом здании, где хранятся секреты знаний. Сегодня мы откроем один из секретов знаний о русской иконе». Детские глаза сразу зажглись воодушевлением. Для рассмотрения им предлагается живописное полотно швейцарского художника Дидье Франсуа «Вид Альп после бури в Бернском кантоне».

— Что мы видим на этой картине?

— Поломанные деревья, раненого человека.

Сначала их бойкие ответы вызвали мое беспокойство. Как бы излишняя самонадеянность и нерасчетливое упование на свои способности не помешали осознанному пониманию заданной темы. Темы, над которой предлагает поразмышлять и автор живописного полотна, и русский иконописец. Темы глубоких душевных переживаний человека, попавшего в затруднение и оказавшегося перед необходимостью что-то предпринять, совершить нравственный поступок. И чтобы настроить на понимание темы, помочь детям прочувствовать состояние беспомощности лежащего человека, повергнутого ударом судьбы, переданное автором картины, усложняю вопрос.

— Что может помочь беззащитному человеку?

— Только чудо.

— А теперь посмотрите на находящееся рядом живописное полотно неизвестного итальянского художника, написанное в XVI веке. Прочитайте его название.

— «Мадонна и святой Франциск».

— Покажите на картине святых. Как вы их узнали?

— Крест, нимб, свиток в руке, молитвенная поза, ангелы с крыльями.

— Итак, мы познакомились с картиной, на которой изображены святые. В нашем музее есть еще предметы искусства с изображениями святых — иконы. И теперь мы переходим к главной части занятия — знакомству с русской иконой. Для этого мы поднимемся на третий этаж в зал постоянной экспозиции икон, где все подготовлено для беседы: лекционные стулья, бумага, мольберты, демонстрационные предметы народного искусства.

Поднимаясь наверх, останавливаю детей перед витражным окном «Солнечный день» работы Владимира Евтушенко. Обращаю внимание на то, что этот витраж выполнен современным художником-иконописцем, мастером современного декоративного искусства, который много работает над созданием икон.

И вот мы входим в зал икон, рассаживаемся на места, где дети уже неотвратимо вовлечены в мир божественных образов, созданных много веков назад русскими иконописцами. Наша беседа длится двадцать минут.

— Кто из вас прежде видел иконы? Где вы их видели?

— Дома, в музее, в церкви.

— В музее иконы всегда занимают ведущее место. Они завораживают своей красотой и учат людей относиться друг к другу с любовью. Кого писали на иконах?

— Бога и святых.

— Да, долгое время художники на Руси писали только иконы и назывались иконописцами. Рисовать на иконе простых людей запрещалось. Даже подписать икону своим именем было нельзя — искусство это принадлежало Богу. Первым изображением Бога на иконе был лик Иисуса Христа. Как он появился, мы узнаем, глядя на икону «Спас Нерукотворный». Согласно легенде Иисус Христос приложил платок к своему лицу и передал через слугу отпечатанный лик сирийскому царю, страдавшему от проказы. Царь излечился и установил натянутый на доску плат с ликом Христа над городскими воротами. Списки с этого плата стали изображать на иконах. Так люди узнавали с икон, что Иисус Христос — мудрый учитель, ходил со своими учениками, делал чудеса и учил людей мудрости.

Достичь понимания божественного чуда можно только на крыльях детского воображения. Предлагаю детям рассмотреть икону «Воскресение Христово» с сюжетом о чудесном спасении учеников от бедствия.

— Однажды Иисус, не закончив проповедь, велел ученикам взять лодку и отправляться на другой берег озера. Оставшись один, он зашел на гору помолиться. Ночью поднялась буря, ветер швырял лодку, как щепку. Видя, что ученики терпят бедствие, Спаситель пошел к ним прямо по воде. Не узнали ученики Иисуса и закричали в испуге:

— Призрак! Призрак!

— Не бойтесь! Это я!

— Если это ты, Господи, — все еще сомневался один из его учеников, Петр, — сделай так, чтобы и я мог пойти тебе навстречу!

— Иди, — сказал Иисус.

Петр вышел из лодки и пошел навстречу Господу — прямо по воде. Но порыв ветра напугал Петра, и он начал тонуть.

— Спаси меня, Господи! — закричал он, захлебываясь водой.

— Что же ты засомневался, маловерный? — укорил его Иисус, протягивая бедняге руку. Вошли оба они в лодку, ветер стих, а ученики поклонились Иисусу:

— Ты действительно Сын Божий!

Объясняю своим маленьким слушателям, что этот сюжет учит людей не тому, что человек может ходить по волнам, а тому, чтоб он никогда не отчаивался. Они изумленно молчат, и только время от времени слышится шорох их движений.

Вместе с детьми мы рассматриваем, как в каждой русской иконе с помощью художественных средств выражается тема идеальных взаимоотношений людей. Так, рассматривая икону «Сретение», обращаю внимание на то, как художник выразил тему дружеского согласия и единства путем измененных поз персонажей сюжета. Дети видят, как фигуры Петра, Анны, Богоматери и Симеона словно выровнены в одну линию. Они понимают, как впечатления единства художник достигает выражением общего душевного состоянием персонажей. Понимают, как весь цветовой строй иконы образует замкнутый круг — символ гармонии и тишины. Они видят, как красный цвет велума*, раскинутого над кровлями зданий, завесы, у входа в арку, ступеней амвона** и колонны движется как бы по незримо очерченному кругу. По кругу движется и голубой цвет: кровли храма, расположенного справа, подолов платьев у персонажей и фрагмента верхнего края левой колонны. Тему символического круга художник выразил в округлых формах зданий и округлой спины склонившегося Симеона. Таким образом, все: построение, линия, цвет, чистейшая соразмерность пропорций, дает тишину и остановку времени, которая всегда была важна в русской иконе.

При рассмотрении каждой иконы никак нельзя упустить ни один фрагмент, нельзя оторвать ни одну деталь от торжественного и величавого целого в божественном образе. В озарении дети познают эту высокую поэтическую природу русской иконы. Так продолжаю и дальше истолковывать икону за иконой с вящим*** пылом и воодушевлением.

Икона «Нечаянная радость». Вместе с детьми мы рассматриваем, как персонаж сюжета о прощении грешника, некий беззаконник, стоя в молитвенной позе перед иконой Богородицы с Богомладенцем, просит о прощении. И Спаситель, следуя своей заповеди «Сын должен слушаться мать свою», простил беззаконника. Мы раскрываем важную для них тему почитания родителей.

Из иконы «София — Премудрость Божия» мы узнаем, как с помощью семи добродетелей: веры, надежды, любви, чистоты, смирения, благодати и славы людям дается постижение премудрости. Дети понимают, что и они, относясь к учебе с любовью, легко усвоят получаемые в школе знания.

В иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи» рассматриваем, как Иоанн Предтеча отдает свою жизнь за справедливое обличение царя в грехе. Мы раскрываем тему жертвенности ради справедливости. Дети размышляют о том, что и они будут говорить правду и отстаивать ее в любом споре. В иконе «Месяц ноябрь» на примере подвига столпника Алимпия, четырнадцать лет простоявшего на столпе, молясь за людей, мы раскрываем тему благочестия. Дети задумались над тем, что и каждый из них, если его позовут озорничать товарищи, лучше уж останется один в размышлениях о хорошем.

В иконе «Введение Богородицы во храм» мы рассматриваем, как маленькая Богородица входит в храм, в котором она провела свое детство, и ангел приносил ей пищу. Дети открывают для себя тему кротости и послушания, понимая, что если и они будут послушны, незлобивы, то всегда будут окружены любовью и заботой.

Школьники обращают внимание на то, что эта икона очень красива. Выполненная палехскими иконописцами, она украшена тончайшим замысловатым узором. Узоры на всех иконах так восхитительны, что дети, почувствовав радостный душевный подъем, тут же захотели их срисовать. И я перехожу к практической части занятия, которое длится пятнадцать минут. Предлагаю школьникам подойти к мольбертам и обвести заранее перенесенный с икон контурный рисунок.

Пока дети рассматривают и рисуют узоры, даю им новую информацию: орнаменты на многих русских иконах взяты из домовой росписи шкафов, прялок, веретен, саней, игрушек, ложек, посуды. Даю рассмотреть каждому ребенку деревянные предметы декоративно-прикладного городецкого искусства, искусства хохломы. Основные мотивы росписи на дереве — фантастические цветы, многочисленные варианты листьев. Размеры их различны. Основными мерилами художника часто служили естественные инструменты красильщика — ширина ладони, толщина пальца. Его инструменты — выдернутая из веника и размоченная зубами палочка, кисти беличьи, колонковые и т. д.

Подвожу итоги и предлагаю пройти по музею, заглянуть туда, где еще находятся иконы: в реставрации, фондах, галерее. Уже спускаясь вниз, одна из учениц обернувшись, взволнованно спросила: «А почему Богородица родила Бога, ведь она простая женщина»? — «В душе каждого из нас есть Бог, есть божественное отношение к людям, к окружающему миру, к жизни, есть идеал…» Прощаясь с классом, подумала: «Кто знает, какие вдохновенные переживания после встречи с иконой преобразят их будущую жизнь…»

Наталия СТАРУН, искусствовед
Фото Алексея МАРТЫНЦА

ИКОНОПИСНЫЙ КЛАСС «ОБРАЗ».

Многие из приходящих в Свято-Ильинский храм удивляются строгой красоте иконостаса и росписи свода храма. По большей части это заслуга штатного иконописца Кириленко А.Н., который в настоящее время завершает храмовую роспись. Андрей Николаевич занимается иконным делом уже давно, а теперь настоятель Свято-Ильинского храма протоиерей Игорь Аксенов благословил его послужить своим талантом, обучая детей основам иконописи в церковном доме.
Вообще, этот кружок весьма отличается от всех других. Прежде всего, иконопись — это церковное искусство. Конечно, для кого-то в настоящее время иконы являются только художественным достоянием: например, в музеях создаются целые иконографические экспозиции того или иного времени. Но, в первую очередь, икона — это предмет священный. Неправильно было бы искать в ней только внешней красивости. Ее назначение — содействовать молитве, поэтому очень важно, чтобы икона создавалась руками чистого сердцем и душой человека, с благоговением относящегося к святыне. Еще в XVI веке Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу быть «смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением». Иконописание весьма трудоемко и требует определенного опыта. Ни в коем случае это не художественное творчество, где художник способен выразить свою индивидуальность через картину. Иконопись — это преимущественно искусство традиции. Поэтому иконописцы, особенно начинающие, должны строго придерживаться тех правил написания иконы, которые вырабатывались на протяжении веков Святой Церковью.

Последовательность написания деталей иконы.
Техника иконописания сложна и весьма своеобразна. Здесь, как и во всяком другом деле, необходимо начинать с простого, постепенно переходя к более сложному. Так, в классе у Андрея Николаевича дети начинают осваивать основы иконописания, изображая такие детали, как, например, горки, растительность, строения. Ребята постарше уже занимаются выписыванием одежды, а самой высокой и сложной ступенью является, безусловно, изображение лика. Процесс написания иконы трудоемкий, но ребята терпеливо и ответственно выполняют задания, которые Андрей Николаевич дает для каждого индивидуально.

Занятие в самом разгаре.
В иконописном классе занимаются не только приходские дети, но и другие ребята от 12 лет и старше. Для них эти занятия отнюдь не являются кружком рисования. Здесь, обучаясь изображать иконы, они еще больше и теснее знакомятся с жизнью Церкви, Священным Писанием и Преданием, календарным кругом церковных праздников, а также получают в какой-то мере и знания по православному богословию, ведь иконописание теснейшим образом связано с богомыслием.
В классе хорошо продумано освещение, как электрическое, так и естественное: помещение класса находится в цокольном этаже под стеклянным куполом, откуда дневной свет освещает сам стол, за которым занимаются ребята. До и после занятий Андрей Николаевич вместе со своими учениками читают молитвы, а во время работы слушают церковную музыку, монашеские песнопения, что настраивает мысли и чувства на особый лад, позволяет мысленно отдалиться от мирской суеты и сосредоточиться на более высоком.

Так, начиная с оттачивания четкости и стройности линий, с терпеливого нанесения красок слой за слоем, ребята учатся высокому делу. Некоторые из приходских ребят, представляя свои рисунки на ежегодные конкурсы детского творчества, проводимые Свято-Ильинским храмом к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи, пытались изобразить, пока еще на бумаге, иконы праздников, и даже смогли занять призовые места. А появление иконописного класса, безусловно, вселяет надежду, что милостью Божией под опытным руководством Андрея Николаевича ребята возрастут и в свое время принесут пользу в деле благоукрашения православных храмов и проповеди о Христе в красках.

План занятий в иконописном классе.

Срок обучения: 5 лет. В процессе обучения дети знакомятся с основными правилами написания иконы, кратким богословием иконы, изучают иконографию, постигают технические азы написания различных элементов иконописных сюжетов.

1 год обучения.

Первый полугодие.

1. Знакомство с историей иконописи.

2. Основные аспекты богословия иконы

3. Изучение нобходимых предметов и материалов для написания иконы

4. Копирование простейших орнаментов

5. Знакомство с основными иконописными терминами

Второе полугодие

6. Знакомство с основными иконописными терминами

7. Освоение начальных приёмов иконописи

8. Изучение правил написания деталей пейзажа, освоение навыков изображение иконописных горок и деревьев.

2 год обучения.

Первое полугодие.

9. Повторение теоретических материалов, освоенных за первый год обучения

10. Знакомство с основными видами изображений построек в иконописном сюжете

11. Копирование изображения различных построек.

12. Повторение основ богословия иконы

Второе полугодие.

13. Ознакомление с правилами написания одежд различных святых в иконописи.

14. Освоение основных приёмов изображения одежд в иконописи и копирование элементов одежды.

15. Повторение основных иконописных терминов

3 год обучения.

Первое полугодие

16. Повторение теоретических знаний, полученных за первые два года обучения.

17. Копирование элементов одежд с иконописных образцов

18. Знакомство с основами техники письма желтковой темперой

Второе полугодие.

19. Освоение техники левкашения иконописной доски.

20. Изучения основных правил личного письма.

21. Копирование иконописного лика на пробнике.

4 год обучения.

Первое полугодие.

22. Повторение теоретических знаний, полученных за первые три года обучения.

23. Продолжение изучения правил написания лика

24. Копирование иконописного лика на пробнике.

25. Самостоятельное левкашение иконописной доски.

Второе полугодие.

26. Самостоятельное написание копии иконы Святого на пробнике

27. Повторение основ богословия иконы, иконографии, иконописных терминов.

28. Подготовка иконописной доски для выполнения самостоятельной иконы.

5 год обучения.

29. Самостоятельное написание иконы.

30. Повторение и закрепление теоретических знаний, полученных ранее.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *