«Спас на престоле» — 152,5 × 108;
«Богоматерь» — 152,5 × 53;
«Иоанн Предтеча» — 152,5 × 53,5;
«Архангел Гавриил» — 152 × 54;
«Апостол Петр» — 153 × 51.

Происхождение. О происхождении чина есть три версии. По первой, основанной на устных сведениях, иконы считались деисусным чином церкви Петра и Павла в Кожевниках1. Однако на предалтарных столбах этого храма, возведенного в 1406 г., сохранились следы первоначальных тябел иконостаса, расстояние между которыми равно 147 см, т. е. оно на 5 см меньше высоты издаваемых икон. Вторая новгородская летопись сообщает о пожарах 1548 г. и 1552 г. в церкви Петра и Павла, в результате которых два раза выгорали иконы2. Созданный заново иконостас XVI в. сохранился почти полностью до наших дней3. Следовательно, иконы Новгородского музея происходят из какой-то другой церкви. По второй версии, чин Новгородского музея — из церкви Двенадцати апостолов. Действительно, в 1915 г. в Древлехранилище поступили иконы из церкви Двенадцати апостолов, в том числе деисусный чин4. Имеются снимки иконостаса этой церкви, выполненные И. Ф. Чистяковым в 1903 г.5 и И. А. Барщевским в 1910 г.6 На них хорошо виден деисусный чин под потемневшей олифой и прописями. По иконографической схеме он полностью совпадает с чином Новгородского музея. Однако в отличие от последнего на иконах церкви Двенадцати апостолов не обрублены поля; размеры этих икон, приведенные в «Отчете за 1915 год», на 4 см больше по высоте, чем у икон Новгородского музея. Вероятно, чин из церкви Двенадцати апостолов погиб во время Великой Отечественной войны (илл. стр. 256). В научной литературе7 и реставрационных отчетах8 имеются сведения о происхождении чина Новгородского музея из церкви Власия. О замечательных чиновых иконах из церкви Власия говорит мимоходом Л. М. Глащинская9. Н. Г. Порфиридов в устной беседе также высказывал предположение, что рассматриваемый деисусный чин происходит из церкви Власия. Это предположение наиболее вероятно, однако оно требует документального подтверждения.

2 «Новгородская вторая (архивская) летопись». — «ПСРЛ», 30. М., 1965, с. 151, 183.

3 Хранится в фондах Новгородского музея.

4 «Отчет Новгородского церковно-археологического общества за 1915 г., третий год существования». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1916, с. 891.

5 Ленинградское отделение Института археологии АН СССР, фотоархив, 0–491–26; II–68093, III–8756, III–477.

6 Гос. научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, научная фототека, № 2299.

7

8 ВХНРЦ, научный архив, №№ 971–974.

9 Л. М. Глащинская. Пережитки дохристианских верований в новгородском искусстве XIV века. — «Новгородский исторический сборник», 3–4. Новгород, 1938, с. 127.

Если рассматриваемый чин происходит из церкви Власия, то в Новгородский музей он поступил в 1930-х годах вместе с другими иконами этой церкви10. Во время Великой Отечественной войны был вывезен оккупантами. Возвращен в 1946 г. После войны до 1957 г. находился на реставрации в ГЦХРМ и на хранении в ГИМ. В 1958 г. возвращен в Новгородский музей.

10 Л. М. Глащинская. Пережитки дохристианских верований в новгородском искусстве XIV века. — «Новгородский исторический сборник», 3–4. Новгород, 1938.

Из церкви Власия происходит икона «Власий и Спиридон», храмовая (ГИМ, кат. № 45).

Раскрытие. Точных сведений о начале расчистки не имеется. Если иконы происходят из церкви Власия, то их раскрытие было начато в мастерской Новгородского музея в 1930-х годах, когда там работал Н. Е. Давыдов. Окончательное раскрытие произведено в ГЦХРМ в 1948–1949 гг. Л. Ивановой11.

11 ВХНРЦ, научный архив, № 988–а, б, в.

Доска «Спаса на престоле» состоит из трех частей, у остальных икон — из двух. Все доски липовые, шпонки односторонние, несквозные. Обороты закрашены серой краской. Ковчег, паволока.

Сохранность. На лике Спаса, возможно, смыты верхние лессировочные слои. Имеются многочисленные мелкие утраты красочного слоя, они всюду затонированы. Серебряные сапожки и каймы одежд Гавриила являются поздними записями. Боковые поля на всех иконах обрублены.

Описание.

Фигуры в рост. Христос изображен в лилово-розовом хитоне и сине-зеленом гиматии. Правой рукой он благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. Престол полукруглый с резной спинкой, на подлокотниках горят светильники, на сидении красная и зеленая подушки. Престол и подножие с золотым ассистом. Богоматерь в лилово-коричневом мафории, хитон и чепец сине-зеленые. Иоанн Предтеча в желтом хитоне и сине-зеленом гиматии. Архангел Гавриил в красном хитоне с серебряными орнаментированными каймами по подолу и оплечью (возможно, слегка поновлены). Гиматий оливково-зеленый. Сапожки серебряные (поздние) с цветными вставками. В правой руке архангела сфера с монограммой X, в левой — мерило. Крылья оливково-коричневые с голубыми подпапортками. В волосах бело-голубые тороки. Апостол Петр в зеленом хитоне с клавом и в желтом гиматии. В левой руке у него развернутый свиток.

Моделировка ликов светлая, теплого тона, имеется подрумянка, санкирь оливково-коричневый, белильные «оживки» легкие, тонкие.

Контуры коричневые, оливково-зеленые.

Фон, нимбы, поля золотые. На торцовых полях киноварная опушь (внизу осталась лишь на иконах Спаса и Богоматери). На нимбах прографленный орнамент в виде четырехлепестковых цветов, обводка нимбов представляет концентрические окружности с точечным рядом. Позем зеленый двух оттенков, с темными травами. Хорошо видна подготовительная графья.

Надписи на фонах киноварью:

Надписи на Евангелии Христа и свитке апостола Петра черные. На Евангелии:

(Матфей, 16, 24–25).

На свитке:

(Матфей, 16, 13–16; Марк, 8, 29; Лука, 9, 20).

Иконография.

Состав рассматриваемого деисусного чина в настоящем своем виде неполон: недостает икон «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Чин состоял, таким образом, не менее чем из семи икон. Общая длина такого «Деисуса» была немного более 4 м. Однако расстояние между южной и северной| стенами по ширине алтаря в новгородских церквах XV в., как правило, не менее 7 м. В церкви Власия, откуда, возможно, происходит деисусный чин, эта ширина равняется 11 м 60 см. Здесь могло разместиться около 20 икон, средний размер которых по ширине равен 53 см и центральной иконы «Спаса» — 108 см. Правда, иконостас мог быть первоначально разомкнутым, как, например, в Успенском соборе во Владимире12. Тогда пространство, в котором он должен был находиться, составляло 7 м 10 см. В нем размещается около 13 подобных икон.

Если деисусный чин действительно происходит из церкви Власия, то следует учесть указание А. В. Грищенко о том, что в этой церкви были иконы как «Апостол Павел», так и «Григорий Великий»13. Парной «Григорию», как правило, была икона «Никола», и обе они по порядку располагались после икон «Василия Великого» и «Иоанна Златоуста». Сопоставляя эти данные с размерами храма, можно предполагать, что деисусный чин не заканчивался изображением святителей и что за ними следовали, по крайней мере, еще две иконы, возможно с изображениями мучеников Георгия и Димитрия. Подобный состав деисусного ряда часто встречается в XV в.14 Примеры таких комплексов в Новгороде:


Иконостас церкви Двенадцати апостолов в Новгороде. Фото И. Барщевского. 1909 г. Негатив Гос. музея архитектуры имени А. В. Щусева

В Новгороде известны, правда, видимо, уже в более позднее время, и особые варианты деисусных чинов, например с включением изображений евангелистов и местных святых, как в церкви Двенадцати апостолов15.

13 А. Грищенко. Вопросы живописи, вып. 3. Русская икона как искусство живописи. М., 1917, с. 50–51.

15 Там были евангелисты Матфей и Иоанн Богослов, свв. Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский («Отчет Новгородского церковно-археологического общества за 1915 г., третий год существования». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1916, с. 891).


Спас на престоле. XV в. Новгородский музей

Иконографические схемы отдельных икон традиционны для новгородского искусства (см. кат. №№ 8, 32, 37, 55). Своеобразен текст на Евангелии Спаса.

Датировка и атрибуция.

В. Н. Лазарев относит чин к середине XV в., а Э. А. Гордиенко — к середине — третьей четверти столетия. В. К. Лаурина и Г. В. Попов определяют его как памятник второй половины XV в. В настоящем каталоге предлагается датировка второй половиной XV в. как наиболее широкая.

Литература.

ДЕИСУС ОБРАЗ — образ, в котором разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий.

Это наименование в Византии давалось вотивным иконам, имеющим особое личное значение для вкладчика, просящего о заступничестве. Как об определенном типе иконы о Деисусе упоминает Михаил Атталиат († около 1085 года) в Диатаксисе: «Темплон имеет также в центре Деисус и житие святого и преподобного Предтечи» (цитата по: Walter. 1982. Р. 183). Деисус обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой — стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и святой Иоанн Предтеча (по левую руку). На сложение данной иконографии большое влияние оказала литургия, определив прежде всего ее идейное содержание. Как литературную основу композиции можно рассматривать несколько литургических текстов: благодарственную молитву Евхаристии или молитвословия литии. Моление литии, в котором Церковь прибегает к заступничеству Богородицы, святого Иоанна Предтечи, бесплотных сил, апостолов, вселенских учителей и святителей, мучеников и преподобных, наиболее точно, а зачастую буквально соответствует составу святых в деисусных композициях. Содержание образа в зависимости от контекста имеет более выраженный евхаристический или чаще всего преобладающий эсхатологический характер. И в молитвах Евхаристии, и в молитвах литии звучит тема Страшного Суда, о «добром ответе» на котором молится вся Церковь во главе с Богородицей и святым Иоанном Предтечей.
Иконография Деисуса разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и святого Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Один из самых ранних примеров Деисуса — фреска церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VII век): Христос изображен в рост, святой Иоанн Предтеча представлен не с молитвенным, а с указующим жестом.

Трехфигурный Деисус.
(триморф, греческий τρίμορφος, τριμόρφιον, τριπρόσωπος παράστασις).

В послеиконоборческий период становится типичной сокращенная иконографическая схема, включающая всего 3 фигуры — Христа, Богоматери и святого Иоанна Предтечи. В центре изображается Христос, стоящий (икона «Деисус со святыми на полях», XI век, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) или восседающий на престоле, с закрытым Евангелием, которое Он придерживает левой рукой, правой — благословляет (эпистилии темплонов с 12 праздниками, XII век, там же). Слева (по правую руку Христа) — Богоматерь с молитвенно сложенными руками, справа — с тем же молитвенным жестом святой Иоанн Предтеча. Такие изображения известны в монументальной живописи (мозаика кафоликона монастыря Ватопед, конец X — начало XI веков), в прикладном искусстве (Арбавильский триптих, слоновая кость, X век, Лувр, Париж,; ставротека из Сайднайского монастыря, перегородчатая эмаль, XI век, ГЭ).

Наряду с изображениями в рост встречаются поясные Деисусы -триморфы (в юго-западном вестибюле собора Святой Софии в Константинополе, 60-е годы XIII века). Идейное содержание деисусной композиции, ее соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Деисуса -триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона монастыря Осиос Лукас (20-е годы XI века) помещен поясной Деисус; в росписи алтаря собора Святой Софии в Киеве (1037) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и святого Иоанна Предтечи. Деисус-триморф включался в состав византийских эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Деисус-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X век,- рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (40-е гг. XII в.). В Византии Деисус-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее сербских иерархов в церкви святых Апостолов (Спаса) в Пече (1260); в парекклисионе церкви Богородицы Паммакаристос в Константинополе (1311-1320 годы). Иконы Деисуса-триморфа создавались на Балканах в поздне- и поствизантийские периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и святого Иоанна Предтечи помещаются на 2-м плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», конец XIV — начпло XV веков, ГТГ; икона из Бачковского монастыря, 1495, Национальная художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703, Национальная художественная галерея, София). На Руси иконы Деисуса-триморфа встречаются реже (например, икона Деисуса (оглавный), начало XIII века, ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV век, НГОМЗ).
C XI века Деисус.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и святой Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI века — Рaris. gr. 74; икона XII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, роспись церкви Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики церкви Санта-Мария Ассунта в Торчелло, около 1130 года).

Многофигурный Деисус.
Предстоящие Христу святые изображены в иерархическом порядке. Один из ранних примеров — 5-фигурный Деисус Лимбургской ставротеки (X век). Помимо Богоматери и святого Иоанна Предтечи, которые здесь представлены на противоположных, а не на своих традиционных местах (Богоматерь по левую, а Иоанн по правую руку Христа), здесь помещены архангелы в лоратных облачениях. За Богородицей — архангел Михаил, за святым Иоанном Предтечей — архангел Гавриил. Все святые изображены в рост по сторонам от тронного образа Христа. Объемно-пространственным вариантом 5-фигурного Деисуса (поясного) является мозаика свода нартекса и люнета над центральным входом в кафоликон монастыря Осиос Лукас: над порталом помещен центральный образ Христа Пантократора с раскрытым Евангелием, в медальонах на сводах — Богоматерь с воздетыми руками, святой Иоанн Предтеча и 2 архангела.

В 5-фигурном Деисусе на шитой пелене 2-й половины XIV века (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, святым Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 русскими святителями представлена на шитом воздухе княгини Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе конца XV века. (центральная часть триптиха с Деисусом и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и святому Иоанну Предтече.

В 7-фигурном Деисусе (другое название — «седмица») за архангелами помещаются изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (фреска в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, около 1144 года, апостол Петр представлен с благословляющим жестом). Одним из ранних примеров, свидетельствующих о существовании деисусного чина иконостаса, а не только включения деисусной композиции в состав эпистилия, являются 5 икон XIII века поясного Деисуса из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Такие чины получили широкое распространение в Византии и на Руси в XIV-XV веках («Высоцкий чин», 80-90-е годы XIV века, ГТГ, ГРМ; деисусный чин из собрания Н.П. Лихачёва, конец XIV века, ГТГ; «Звенигородский чин», начало XV века, ГТГ). В это же время существовали иконостасы с ростовыми деисусными чинами. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся комплексы, так и отдельные иконы (иконы архангелов в рост, XIV век, частное собрание; 5 икон центральной части деисусного чина иконостаса Софийского собора в Новгороде, XV век). Деисус на новгородской иконе «Молящиеся новгородцы» (НГОМЗ, XV в.) включает 7 фигур в рост. Иногда 7-фигурный Деисус имеет перспективный вид, ангелы помещаются на 2-м плане, за престолом Спасителя (икона, XVI век, музей П.Д. Корина, ГТГ; икона, XVI век, ЦМиАР).

Развитие русского высокого иконостаса отразилось на составе деисусного ряда. В конце XIV-XV веках появились Деисусы, состоящие из 9 и более ростовых икон. За апостолами представлены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, далее — великомученики Георгий и Димитрий, завершают ряд иконы преподобных столпников (иконостас Благовещенского собора; «Васильевский чин», 20-е годы XV века, ГТГ). В зависимости от размеров иконостаса число апостолов и святителей может увеличиваться. В Деисусах встречаются иконы евангелистов, святителей Григория Богослова и Николая (иконостас Рождественского собора Ферапонтова монастыря). Одновременно с увеличением числа святых, предстоящих Христу-Судии, в московском искусстве появился новый иконографический тип центрального образа в ростовом Деисусе — «Спас в силах».

Композиции Деисуса отличаются не только количеством и составом персонажей, но и различными иконографическими деталями. Богоматерь может изображаться со скорбным жестом, как в сцене «Распятие»,- поднятой к груди левой рукой («Высоцкий чин»), с поднятой вверх левой рукой (Деисус из села Ободова Спировского района Тверской области, XV век, ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), например, Деисус в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); cвятой Иоанн Предтеча — с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); апостол Петр — с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»).

Апостольский Деисус.

Древнейший тип композиции, по содержанию отвечающей теме моления Церкви перед Христом. Прообразом такого Деисуса является популярное в ранневизантийский период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III-IV века; мозаика апсиды церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона монастыря великомученицы Екатерины на Синае, 560-565 годы). Один из ранних примеров апостольского Деисуса — икона с Деисусом и 12 праздниками (конец XI — начало XII веков, монастырь великомученицы Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике — 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам — попарно 12 апостолов в рост. Сокращенный вариант такого апостольского Деисуса, с Петром и Павлом и 2 евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из монастыря Ватопед на Афоне (XII век). Эпистилий темплона из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XIII век) представляет собой поясной апостольский Деисус без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и святого Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Деисус с евангелистами находился в иконостасе кафоликона монастыря Хиландар (XIV век). В русском искусстве самым ранним примером апостольского Деисуса являются псковские иконы ростового чина из церкви Успения Пресвятой Богородицы на Пароменье в Пскове (XV век, ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV-XVI веков и чаще встречается в искусстве конца XVII века (например, иконостас церкви Покрова в Филях).

«Царский» Деисус, или «Предста Царица одесную Тебе».

Особый вариант 3-фигурного Деисуса, который называется также «Царь царей» и «Христос Великий Архиерей». В центре изображается Спаситель на престоле в царской далматике и лоре, поверх которого часто лежит омофор, в короне-камилавке с перпендулиями (подвесками), с Евангелием и с жезлом в левой руке, в некоторых композициях — с посохом. Слева от Христа в молитвенном предстоянии — Богоматерь в царских одеждах и короне, иногда со свитком, на котором написана обращенная ко Христу молитва (церковь святителя Николая монаыстря Слепче, Македония, около 1620 годв), справа — cвятой Иоанн Предтеча в своих обычных одеждах, с развернутым свитком в руке. Подобные композиции получили распространение в византийском искусстве во 2-й половины XIV века. Самый ранний пример представлен в росписи церквей Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343 годами); монастыря Богоматери Заумской в Зауме, Македония (1361); великомученика Димитрия Маркова монастыря, Македония (около 1376 года); святого Афанасия в Кастории (конец XIV века), а также в русских росписях, на иконах балканских мастеров и их более поздних повторениях (церковь Спаса на Ковалёве, около 1380 года; икона из Успенского собора Московского Кремля, конец XIV века, ГММК; икона XV века, ГТГ; икона, 1562, ГРМ). Литературной основой образа является текст 44-го псалма, начинающийся словами «Предста Царица одесную Тебе», которые истолковываются как пророчество о Богоматери-Церкви. Рядом с Христом надписи: «Царь Царем», «Судия праведный», «Грозный Судия». В XVII веке композиция встречается в качестве средника деисусного чина иконостаса (церковь Покрова в Филях).
В русской иконописи Деисус встречается не только как самостоятельная композиция, но и в качестве дополнения на иконах другого сюжета, обычно располагаясь на верхнем поле над средником. Такой тип икон представляет собой развитие широко распространенных в византийском искусстве X-XIII веков образов с избранными святыми на полях (например, икона «Святитель Николай», X век, монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Деисусные композиции отличаются большим разнообразием как иконографических вариантов средника, так и составом предстоящих. Особую популярность получили иконы с Деисусом в искусстве Новгорода и Пскова. Один из ранних примеров — псковская икона «Илия Пророк с житием» (XIII век, ГТГ), где на верхнем поле представлен 7-фигурный поясной Деисус. На иконе святителя Николая («Никола Липный») мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ) представлен поясной апостольский Деисус с архангелами, в центре которого — этимасия; на псковской иконе «Рождество Богоматери» (XV век., музей П.Д. Корина, ГТГ) — поясной чин с архангелами, Богоматерью и святителем Николаем по сторонам от Спасителя; на иконе северных писем «Святитель Николай» (начало XVI века, ГРМ) — 5-фигурный поясной Деисус с Нерукотворным образом Спасителя в центре; на иконе «Богоматерь с Младенцем и избранными святыми» (1565, ГРМ) — 7-фигурная фронтальная композиция с поясными изображениями Спасителя, архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом, святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. По аналогии с деисусной композицией в искусстве Русского Севера XVI-XVII веков получило распространение изображение избранных святых в позах молитвенного предстояния со святителем Николаем в среднике (например, икона «Святая Анастасия Римляныня с избранными святыми», XVII век, ПИАМ).

Иллюстрации:

Архив ПЭ.

99. Андрей Рублев с помощниками. Деисусный чин: Спас в силах. Богоматерь. Иоанн Предтеча. Апостол Петр. Апостол Павел

Из Успенского собора во Владимире. В деисусный чин входят изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра, Павла, Андрея и Иоанна Богослова, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Предположение М. А. Ильина о том, что первоначально чин состоял из двадцати одной иконы, ни на чем не основано. Чин мог замыкаться по сторонам, по мнению И. Э. Грабаря и В. И. Антоновой, утраченными изображениями Дмитрия и Георгия (как в Благовещенском соборе), и тогда он имел бы пятнадцать икон. Однако это остается недоказанным. Пять икон деисусного чина находились в пролете алтарной арки, по три в пролетах жертвенника и диаконника, по одной или по две — на восточных стенах крайних нефов, пристроенных Всеволодом Большое Гнездо. Совсем не обязательно, чтобы иконы деисусного чина располагались в виде сплошного фриза от северной до южной стены, как это дает в своей более чем спорной реконструкции М. А. Ильин. Столпы алтарной части, украшенные фресками, отделяли иконы алтарной арки от икон жертвенника и диаконника, а иконы последних — от икон на стенах крайних нефов. Таким образом, здесь еще не было сплошного, сомкнутого иконостаса, как в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Сохранность большинства икон посредственная. Иконы, частично записанные в XVII веке, радикально обновлялись в 1708 году и были безграмотно реставрированы Н. И. Подключниковым в 1852 году. Научная реставрация икон началась в 1920-х годах и затянулась вплоть до 50-х годов. Большие утраты верхнего красочного слоя. Много мелких заделок и частичных вставок нового левкаса с последующей их тонировкой. На местах полной утраты первоначальной живописи оставлены записи позднейшего времени (так, например, на иконе Спаса — золотой фон, текст Евангелия, вставка у нижнего края, задевающая ступню левой ноги и подножие; на иконе Иоанна Предтечи — вся правая рука, написанная в начале XVIII века; на иконе Богоматери — кисть левой руки, дописанная в начале XVIII века. Силуэты фигур апостолов Петра и Павла несколько изменены, когда были вырезаны по контуру остатки старого левкаса. При компоновке фигур деисусного чина Рублев и Даниил использовали в качестве образцов некоторые иконы Феофана из иконостаса Благовещенского собора (например, иконы Спаса, Богоматери, Петра). Наиболее рублевскими являются иконы Спаса, Предтечи и апостолов Петра и Павла.

Лазарев В. Н.

← Ctrl пред. Ctrl →

Часть четвертая. Примечания к таблицам

Табл. 35–38.


35. Прохор с Городца (?). Дмитрий Солунский

36. Прохор с Городца (?). Дмитрий Солунский. Деталь

Очень много утрат на фоне и на одежде. Лицо сохранилось сравнительно хорошо. Имеются небольшие вставки нового левкаса на волосах, на фоне и на поземе. Справа проходит вертикальная трещина, частично заполненная новым левкасом.

Эта икона, на которой изображен, как верно отметила В. И. Антонова (Каталог древнерусской живописи, I, стр. 273), не Георгий, а Дмитрий Солунский, входит в состав деисусного чина, в основном выполненного Феофаном Греком (ему принадлежат фигуры Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Павла, Иоанна Златоуста и Василия Великого). Иконы апостола Петра и архангела Михаила написаны несколько в иной манере. При всей их близости к феофановским работам им присущи свои индивидуальные черты. В этих двух иконах напрасно было бы искать феофановской темпераментности, смелости и решительности. Они мягче по настроению, их лики менее суровы, их рисунок не столь безупречен, их красочная гамма более интимна и носит какой-то более открытый характер. Здесь подвизался прямой ученик Феофана, который если и был византийцем, то перенял все же гораздо больше от русских художников, нежели его учитель. Иконы Дмитрия Солунского и Георгия были выполнены третьим мастером — несомненно русским. И. Э. Грабарь («Феофан Грек», Казань, 1922, стр. 9, 12; «Андрей Рублев», стр. 84–85) и Ю. А. Лебедева («Andrei Rubljow», S. 42) приписывают эти иконы, без достаточных оснований, Рублеву. Скорее всего это работы Прохора с Городца, в пользу чего говорит сходство типов лиц Георгия и Дмитрия с лицами апостолов из «Успения» и «Сошествия св. Духа» и крайней фигурой слева из «Сошествия во ад». Фигуры обоих святых поставлены так, что они целиком подчиняются ритму плоскости (фигуры на феофановских иконах развернуты гораздо более свободно в пространстве). Силуэтные линии предельно обобщены, лики лишены византийской суровости и отвлеченности, они мягче и человечнее по своему выражению. Колориту присуща невизантийская яркость. Мастер смело сопоставляет киноварные, фисташково-зеленые, медвяно-желтые, серебристо-серые цвета; он высветляет карнацию и тени; взамен энергичных бликов и сочных красных описей Феофана он пользуется тонкими иконописными движками, близкими к тем, которые мы находим в обработке лиц на иконах правой половины праздничного ряда.

Введение в деисусный чин фигур св. Георгия и св. Дмитрия Солунского было далеко не случайным. Оба этих святых принадлежали к числу «святых воинов», покровительствовавших русским князьям и русскому воинству. Особой популярностью пользовался в Москве Георгий. Со времен Дмитрия Донского его начали рассматривать как патрона Москвы. В деисусном чине Георгий и Дмитрий, сменившие воинские доспехи на одеяние мученика, выступают ходатаями перед Христом не только за весь род людской, но и за московских князей и за их стольный град Москву. Вполне вероятно, что фигура Дмитрия Солунского, соименная Дмитрию Донскому, была введена в деисусный чин Благовещенского собора по настоянию великого князя Василия Дмитриевича, в память о его знаменитом отце, герое Куликовской битвы. В дальнейшем образы Георгия и Дмитрия Солунского сделались почти обязательными для композиций московских иконостасов. См. В. Лазарев, Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве. — «Византийский Временник», 1953 (VI), стр. 220, 221.


37. Прохор с Городца (?). Св. Георгий

38. Прохор с Городца (?). Св. Георгий. Деталь

Сохранность плохая. Очень много утрат верхнего красочного слоя на фоне, одежде и поземе. На лице (на носу, на месте левого глаза, на волосах и на правой щеке и подбородке) из-за гибели первоначальной живописи имеются вставки нового левкаса. Много глубоких трещин левкаса.

Уровень позема на иконах Георгия и Дмитрия Солунского несколько выше, чем в остальных иконах деисусного чина. Этот факт пока не нашел себе убедительного объяснения.

Проблемы культуры Северо-Запада, музеефикации и реставрации

О. А. Васильева (Псков)

ИКОНА «ДЕИСУС» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ ИЗБОРСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

В статье анализируется композиция и стилистические особенности иконы «Деисус» из Изборского музея в контексте русского искусства и псковской истории, рассматривается история изучения и реставрации культовой живописи из фондов музея.

Ключевые слова: Изборск, Музей-заповедник «Изборск», Деисус.

O. A. Vasileva (Pskov)

THE ICON «DEESIS» OF THE SECOND HALF OF THE XVI CENTURY FROM IZBORSK MUSEUM

Keywords: Izborsk Museum Reserve, Izborsk, Deesis.

В собрании Изборского музея фонд памятников иконописи немногочисленный и насчитывает 36 единиц хранения, значительная часть которого — это иконы из иконостаса церкви Сергия Радонежского1 (рис. 1). В деисусном ряду именно этого иконостаса находились иконы конца XVI столетия, с уникальными изображениями Всеволода Гавриила и Тимофея-Довмонта, украденные в 1992 году. В 1974 году началась реставрация иконостаса реставрационной мастерской института имени И. Е. Репина Академии Художеств, что положило начала сотрудничества Псковского музея и Академии Художеств. В течение нескольких лет в церкви Сергия Радонежского были укреплены иконы XVIII—начала XIX веков местного и праздничного рядов иконостаса. Под слоями ремесленных записей была обнаружена более древняя живопись, относящаяся к рубежу XVI-XVII веков. Данные работы положили начало не только становлению школы реставрации псковских икон в Санкт-Петербурге2, но и в определенном смысле стали возрождением традиции участия Академии художеств в деле сохранения и изучения памятников древнерусского искусства, где созданный еще в 1856 году музей древнерусского искусства в XIX столетии долгое время был единственным в России.

С Академией Художеств неразрывно связаны имена первых исследователей христианских древностей: И. И. Горностаева, В. А. Прохорова и работы по реставрации византийских мозаик и памятников древнерусского зодчества Г. Фоссати, Ф. Г. Солнцева и В. В. Суслова. Именно в институте им И. Е. Репина Академии Художеств в 1986 году реставратором Бол-суновским П. А. была отреставрирована икона «Деисус»3, (рис. 2) которая происходит из церкви Сергия Радонежского в Изборске.

Ныне существующая церковь по стилистическим признакам, характеру основных конструкций и архивным источникам датируется второй половиной XVIII века4. и была построена на месте деревянной XVI века, которая упоминается в Псковских писцовых и оброчных книгах под 1585-1587 годами5. Велика вероятность того, что деисусные иконы XVI века Всеволода Г авриила и Тимофея-Довмонта, как и икона «Деисус» происходят из деревянного храма XVI века и были перенесены в новый XVIII века, где хранились до конца XX столетия.

Слово «деисус» переводится с греческого как моление, прошение. В древнерусской традиции, известной со второй половины XII века означал тот тин композиции, в которым центральному образу Христа Вседержителя предстоят в молитве Богоматерь, Иоанн Креститель и другие святые.

Основным содержанием композиции Деисуса является тема Страшного Суда и грядущего спасения человечества. В символическом смысле деисусный чин иконостаса представляет собой совокупный образ Небесной Церкви, находящейся в непрестанных молитвах о спасении человеческого рода перед Божественным престолом. Поэтому образу Богоматери принадлежало одно из наиболее важных мест в деисусном чине иконостаса, как прообразу церкви небесной: благодаря Ей произошло Боговоплощение, положившее начало спасению человечества.

Композиция иконы «Деисуса» из Изборского музея примечательна тем, что на одной плоскости доски изображено несколько образов — Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила . Подобная иконография сюжета, объединившего на плоскости одной доски несколько образов предстоящих Христу известна по русским иконописным памятникам начиная с XII века, где изображения святых, как правило, оплечные, или поясные (рис. 3, ГТГ Конец XII в.). Одновременно, в конце XIII века, и в Псковском искусстве появляются изображения с восседающим на троне Вседержителем, справа и слева от которого помещены фигуры в рост предстоящих Богоматери и Предтечи, а в верхнем регистре композиции Архангелов Михаила и Гавриила (рис. 4, ГРМ, икона из церкви Николая Чудотворца от Кож). В последующих столетиях число избранных святых окружающих Христа значительно увеличивается, как, например, на иконе XIV века со святыми Варварой и Параскевой из Новгородского музея. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» сказано в Евангелии от Матфея (Мф24:30-31). Содержание евангельского текста свидетельствует, что Второе пришествие увидят все во время которого и Церковь молится за все человечество, что заключено в идейной основе многофигурных деисусных композиций.

Параллельно в русском искусстве создаются иконы, в которых традиционный состав избранных святых Деисуса имеет ряд особенностей. Так в XIV столетии получает развитие самостоятельная иконографическая композиция «Предста Царица одесную Тебе», построенная по тому же иконографическому типу, когда Христос изображен восседающим на троне, но в образе Царя царей, справа от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с противоположной стороны — Иоанн Предтеча (рис. 5) В Пскове эта композиция дополняется фигурами двух архангелов, помещенных за троном Спасителя. Аналогичная схема композиционного построения характеризует особенности иконы «Деисус» Изборского музея, на которой изображен Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и за троном Спасителя два архангела. Наклоненные от центра иконы фигуры архангелов, их взоры, обращенные к сферам, которые они держат в руках, создают совсем иной в сравнении с позами предстояния Богоматери и Предтечи ритм. Архангелы в композиции иконы составляют со Спасителем самостоятельную группу, подчеркивая тем самым важное идейно-догматическое значения сюжета, связанного с образом Троицы. Изображение Спасителя с ангелами является вариантом древнейшего типа Троицы, восходящего своей иконографией к VII веку. В этой иконографической схеме центральным является изображение Христа Эммануила, что

так же получило название «ангельский Деисус» и связано с идеей Боговоплощения, как и ряд атрибутов архангелов. Изображения Медальонов со Спасом Эммануилом, помещенные на груди архангелов в иконах «Собор архангелов» или на их зерцалах, показывают значимость этих высших ангельских сил в Божественных откровениях людям об идеи Боговоплощения. К тому же в Библейских сюжетах явление Бога человеку, что имеет название «теофания » часто осуществляет Архангел Михаил. В Ветхом завете Архангел Михаил неоднократно упоминается в книге пророка Даниила, где говорится следующее: «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21), или «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9). Данные тексты явно свидетельствуют, что образ Архангела Михаила и явление Божественной воли так неразделимы, что, например, в сербской церкви святого Стефана в Сопочанах сохранилась фреска XIII века с надписью «Архангел Михаил хранитель Святой Троицы». В изборской иконе Гавриил и Михаил лишены собственной атрибутики — они изображены как ангелы с зерцалами и посохами в руках, облик которых наполнен умиротворением и покоем, тем самым напоминая, что они оба, и прежде всего, Гавриил — Ангел Милосердия и проситель за людей перед Богом. Этой идеей наполнена композиция «Ангелы Предстояния», где Гавриил и Михаил показаны по сторонам от трона Христа. Таким образом, иконография изборской иконы соединяет несколько символических представлений о Троице. Из них первостепенное — о Боге Сыне (Логосе) до воплощения и о Сыне Божием после воплощения — Иисусе Христе. Спас Вседержитель, восседающий на троне, и есть образ второго лица Святой Троицы, совмещающий оба эти понятия (до и после воплощения), а так же указывающий на события второго пришествия. Об этом же свидетельствуют все другие детали иконы. А именно: трон Вседержителя «Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс. 9:8); благословляющий жест Христа, а так же изображение архангелов предвещают, что «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда (он) сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25:31). Традиционные для данной композиции тексты на свитках в руках Богоматери и Иоанна Предтечи, обращены к Христу с просьбой о милосердия, как к Судье во время Страшного суда.

Безусловно, что все особенности иконографии изборской иконы «деисуса» продиктованы идейно-догматическими задачами, которые, как правило, так или иначе связаны с историческими событиями. Во второй половине XVI столетия это, прежде всего Ливонская война (1558-1583 годы), драматические перипетии которой определяли судьбы и настроения людей. Сложность военного времени с чередованием побед и трагических поражений, усиливала критическое отношение к высшей московской власти, что отражает содержание Третьей Псковской летописи. При этом показательно, что в первые послевоенные годы в Изборске строится церковь именно в честь святого Сергия Радонежского — традиционно считающегося защитником всех русских земель, сыгравшего в XIV столетии важную историческую роль в их объединении вокруг Москвы, под эгидой московского князя. В XVI веке идеи русской государственности, богоизбраности княжеской власти проводились Иоанном IV не только мечом, но и масштабными идеологическими мероприятиями, одним из которых явилось строительство в Изборске церкви с престолом в честь Сергия Радонежского. При этом мастер изборской иконы «Деисуса» интерпретируя древние традиции иконографии сюжета усиливает его смысловое значение, как воплощение Троицы, то есть того, что традиционно связано прежде всего с местным почитанием и покровительством. В этом же контексте, вероятно, следует рассматривать и наличие в храме второго престола в честь особо почитаемого псковского святого пустынножителя Никандра, а так же включение в иконостас церкви утраченных икон с изображением князя Тимофея-Довмонта и Всеволода-Гавриила. И в исторических обстоятельствах, когда Псковские земли уже в течение нескольких десятилетий являлись вотчиной Великого Московского князя почитание местночтимых святых остается актуальным. Очевидно, что строительство храма в память святого Сергия Радонежского и Никандра, со-

став иконостаса, как и иконография иконы «Деисуса» следуют идеологическим принципам внутренней политики, начатая митрополитом Макарием и направленная на воплощении идеи государственного единства Русской земли. Очевидно и то, что в данной идеологической доктрине есть место и для сохранения памяти местночтимых святых и небесных покровителей. В этом же соединении общерусских художественных особенностей и псковских традиций показателен стиль иконы «Деисуса» из Изборского музея. В манере письма изборской иконы соединены местные приемы (например, в написании ликов) и общерусские, что прослеживается в типологии самих личных изображении, как и в усиление роли линии, графичности в общем цветовом решении.

Икона написана с минимальным применением золота, в определенной степени скупой палитрой красок, что скорее связано с материальными сложностями времени. Вместе с тем организованное сочетанием больших цветовых плоскостей с активным использованием белил цветовое и свето-теневое решение произведения создает торжественность, внушительность и соразмерность композиции в целом, отвечающей в полной мере идейным задачам, которые иконописец решает, интерпретируя глобальную по своему догматическому значению тему «Деисуса».

Литература

1. Иконы Пскова, М., 2012.

2. Святая Русь, 1996. Кат. 2.

Примечания

1 Церковь расположена к югу от Изборской крепости, на погосте, окруженном каменной оградой с воротами. Это — небольшой бесстолпный, одноапсидный, одноглавый храм. К основному прямоугольному в плане объёму с двускатной кровлей, увенчанной декоративным барабаном с главой барочной формы, примыкают полуцилиндр апсиды и пониженная трапезная с папертью и двухпролетной звонницей на западном фасаде.

2 Мастерская реставрации живописи была создана в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в 1971 г. У ее истоков стояли известные ленинградские реставраторы А. Б. Бриндаров, М. Н. Марков, Л. Н. Ильцен. Летом 1974 г. студенты мастерской под руководством Ю. Г. Боброва впервые приехали на практику в Старый Изборск.

3 Дерево, темпера; Инв. № ПКМ 13560, 132х105 см.

4 Клировые ведомости ХУШ-Х1Х вв. сохранили три даты построения каменной церкви: 1755, 1765, 1795 гг.

5 И документах XVII века.

Рис. 1. Церковь Сергия Радонежского в Изборске

Рис. 3. Икона «Деисус», ГТГ. Конец XII в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Икона «Деисус» второй половины XVI века из Изборского музея-заповедника

Рис. 4. Икона «Деисус». ГРМ. XIII в.

Рис. 5. Икона «Предста Царица одесную Тебе». XVI в. ПГОИАХМЗ

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *