Страницы истории

Весь христианский мир почитает чудотворную икону Божией Матери «Ченстоховскую», а особое празднование этому образу Пресвятой Богородицы ежегодно совершается православными в марте (а католиками — в августе).

Весь христианский мир почитает чудотворную икону Божией Матери «Ченстоховскую», а особое празднование этому образу Пресвятой Богородицы ежегодно совершается православными в марте (а католиками — в августе).

Пожалуй, нет больше другой такой иконы, которая была бы в равной степени и католической, и православной святыней. Чья она в большей степени: польская ли, белорусская, литовская, украинская или российская? – сказать сложно даже историкам, не говоря уж об искусствоведах или богословах.

Даже люди, далекие от церковной жизни, испытывают неосознанное благоговение, когда видят этот уникальный, святой образ – скажем, попав случайно на службу в храм или – будучи в гостях у знакомых, где в «красном углу» квартиры помещено это благодатное изображение. Вглядитесь: чуть удлиненный овал Пречистого лика Девы Марии источает благородство и внутреннюю красоту, вселяет в того, кто созерцает икону, душевный мир и забвение житейских невзгод. Светлая грусть в глазах Божией Матери необъяснимым образом сочетается с оптимизмом и твердым обещанием будущих благ.

Ченстоховская икона занимает особое место в судьбе ряда городов – не только польских, но и белорусских, российских. Например, подмосковного города Видное и его окрестностей. Чудотворный список (огромного размера!) пребывает в расположенном неподалеку от города Свято-Никольском храме села Ермолино со времен первой мировой войны, когда сюда попечением императрицы Александры Федоровны были эвакуированы монахини Красностокского монастыря Беларуси. И эти-то матушки православные привезли с собою сей величественный образ. Что удивительно: из семи храмов Видновского благочиния только этот, Никольский, никогда не закрывался властями, действует аж с 1830 года. Может, отчасти и потому, что здесь «поселилась» великая реликвия христианского мира?

Ченстоховская Ермолинская икона почитается как главная святыня Никольской церкви, возле нее молятся те, кто пришел сюда повенчаться. По своей живописи икона несколько отличается от первообраза: здесь (а список датирован XVIII веком) Богоматерь и Младенец уже изображены с веерообразными коронами – как память о том, что в 1717 году Ченстоховская икона была «коронована» по благословению папы римского. Ныне, кстати, первообраз украшен бриллиантовым окладом и золотыми коронами и хранится в польском городе Ченстохове, в католическом Ясногорском монастыре ордена паулинов («Ясна Гура»).

Говоря о всенародной любви и многовековом поклонении Ченстоховской иконе Пресвятой Богородицы, можно вспомнить о том, что католики именуют этот образ «Черная Мадонна» (по темному цвету лика Девы Мариии), еще — «Королева Польши» (в память коронации иконы), а православные именуют ее «Непобедимая Победа» — в честь многочисленных чудес, в том числе – неоднократных избавлений от неприятельских полчищ.

Как бы то ни было, это общая святыня христиан, и таких в земле Беларуси, Польши, Литвы, Украины и России немало – в частности, Остробрамская и Купятицкая иконы. Дело в том, что в течение многих веков народы этих современных государств варились, как принято выражаться, в одном историческом котле, и судьбы целых поколений белорусов, литовцев, поляков, украинцев и русских переплелись между собой… Менялись династии земных владык, менялся язык и даже официальная церковная и светская идеология, но душа народная осталась прежней. И особое место в ней занимает любовь к Божией Матери и чудотворному образу Ченстоховскому.

Один из почитаемых списков иконы пребывает в Брестской области, в Спасо-Преображенском мужском монастыре, что в селе Хмелевое. Здесь в воскресенье, 19 марта, ежегодно совершается торжественное богослужение и крестный ход. А еще великое поклонение Ченстоховскому образу проходит в Киевской Кирилловской церкви, в Харьковском Хорошевском женском монастыре, в Кременецком Николаевском соборе, в Сокольском Преображенском монастыре на Полтавщине, в Вознесенской церкви города Острогожска Воронежской области, в церкви села Смоляна на Волыни…

Храм в честь Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы есть в Свято-Вознесенском мужском монастыре, что в селе Хорошее Луганской области.

В Тверской области, в мужском Нило-Столобенском монастыре, есть часовня в честь Ченстоховской иконы, где хранится ее чтимый список. Надо сказать, что в России очень многие списки с этого святого образа носят название «Умягчение злых сердец».

Долог, извилист был путь Ченстоховской иконы сквозь века и страны к ее нынешнему местопребыванию. Согласно преданию, образ является одним из семидесяти, собственноручно написанных святым евангелистом Лукой. А он, Лука, писал святые изображения, непосредственно общаясь с Девой Марией. Посмотрите на Ченстоховскую икону, и вы составите примерное представление о внешности Богородицы, о душевном свете Божией Матери, изливаемом на всех людей…

В 66 году нашей эры, вскоре после создания иконы апостолом и евангелистом Лукой, Иерусалим был разорён римскими войсками. Икону спрятали в пещере около городка Пеллы. Через 260 лет палестинские христиане подарили икону царице Елене, когда она прибыла в те края, чтобы найти Крест Господень. Событие это, кстати, вспоминается в тот же день, 19 марта. С этого времени, то есть, с IV века, Ченстоховская икона с небольшими перерывами находилась в Константинополе.

Как образ попал на Русь, сказать сегодня трудно. Во всяком случае, однозначно утверждать никто не берется. Но проследить перемещения иконы все-таки пытаются – историки, архивисты, церковные деятели. Есть разные версии. По одной из их, образ был принесен в края, что неподалеку от Ясной Горы, святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые, заметим попутно, трудились не только в Моравии, но и южной Польше. По другой версии, Ченстоховская икона среди прочих святынь попала в Киев, когда князь Владимир, Креститель Руси, женился на византийской царевне Анне, а уже потом икону перевезли на запад, в Галицию. По третьей версии, чудотворный образ привез из Константинополя в замок Белз галицкий князь Лев, основатель города Львова в XIII веке.

Позже эти земли (Волынь) перешли к Польше, и у замка Белз появился новый хозяин – князь Владислав Опольский. Летопись повествует, что примерно тогда же, в XIV веке, на город напали татары. Владислав приказал поставить икону на крепостной стене. Татары, стреляя из луков, попали и в чудотворный образ Богоматери. И, к ужасу всех, из раны потекла кровь. Тут же, по преданию, спустилась на татар некая «вредоносная мгла», от которой они начали болеть. И ушли захватчики восвояси.

В 1382 году, будучи католиком по вероисповеданию, князь Владислав перенес икону в местечко Ясная Гора (Ясна Гура), около села Ченстохова. Там он по данному Богородице обету построил монастырь католического ордена паулинов. Через несколько лет на Ясную Гору нападали банды гуситов, разграбили обитель, но великая реликвия уцелела, хотя и пострадала.

В XVII веке шведы кусок за куском завоевывали Польшу. Но дошли они до Ясной Горы и остановились. Народная молва гласит, что не пустила их дальше Ченстоховская икона. С тех пор почти все монархи Польши почитали чудотворную икону, приезжали к ней на поклонение, обустраивали обитель, делали богатые вклады.

В 1813 году русская армия теснила наполеоновские войска вглубь Европы. После взятия Варшавы главнокомандующий М. И. Кутузов специально отправил корпус барона Остен-Сакена для взятия «положительно враждебной Российскому Царству Ченстоховской примонастырской крепости». После начала бомбардировки комендант крепости сдался со всем гарнизоном, а монахи-паулины вынесли навстречу победителям святую икону Богородицы — список с находящейся у них чудотворной иконы. Согласно повелению императора Александра I, эта икона вместе с ключами от Ченстоховской крепости, а также с ключами еще от 28 городов и крепостей, была помещена в Петербурге в Казанском соборе, где перед чудотворным образом зажгли неугасимую лампаду. Также Александр I украсил этот образ богатым серебряным окладом с драгоценными камнями. Эту икону стали называть символом победы русского оружия над Наполеоновскими войсками.

И, как следствие, с тех пор списки Ченстоховской иконы разошлись по всей России, прославились многими чудесами. Их, этих копий, известно больше десятка.

С чудотворным образом связаны имена нескольких императоров России. Петр I посещал Ченстоховский монастырь, отстоял службу перед иконой Богородицы и совершил молебен вместе с бывшим в его свите священником, причем пел и сам – ох как любил Петр Алексеевич отправлять певческие обязанности! Именно 6 (19) марта 1711 года, в день празднования Ченстоховской иконе Божией Матери, состоялось венчание Петра I с Мартой Самуиловной Скавронской (в православии – царица Екатерина Алексеевна). С этого времени невесты для российских императоров больше не избирались из русских знатных родов, а только из западноевропейских принцесс. В 1813 году Государь Император Александр I посетил монастырь в Ясной Горе и молился перед чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери.

Но все это, конечно же, как писал Александр Сергеевич Пушкин, «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Самое главное для нас заключается, видимо, в том, что святая реликвия, Ченстоховская икона Божией Матери, стала зримым символом исторического единства славянских народов. И центром этой многовековой традиции остается город Ченстохова, с его Ясной Горой, куда никогда не иссякнет поток православных и католических паломников.

Александр Аннин

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Спасительнице земли Русския, похвальное приносим пение. Ты же, Мати царя Небесного от всякия избави напасти страну нашу и от всех скорбей и бед свободи зовущих:

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Икос 1

Ангельский собор на Небеси немолчно воспевает Тя, Владычице, и мы земнороднии, притекающе ко иконе Твоей чудотворней, святым Лукою писанной, вопием Ти сице:

Радуйся, Мати Света Невечерняго;

Радуйся, Духа Святага Обитель Священная;

Радуйся, светлое благодати Познание;

Радуйся, Ангельских Сил Ликование;

Радуйся, Купино неопально горящая;

Радуйся, Господа Сил вечно Зрящая;

Радуйся, Неувядаемый Цвете нетления;

Радуйся, Образе Христова Воскресения;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 2

Видяще благочестие и веру святыя царицы Елены, обретшей Крест Честный Господень во Иерусалиме, даровала еси ей, о, Богомати, и икону Свою, чрез верных служителей Своих сохраненную от лет древних, да молятся пред нею выну людие, поюще: Аллилуиа.

Икос 2

Разумевше святая царице Елено, яко образ сей есть благословение Божие граду царствующему, поставиша е тамо в церкви соборней, идеже мнози от него исцеления прияша, поюще Матери Божией похвалы сицевыя:

Радуйся, Чаше, черплющая вечную радость;

Радуйся, Источниче, изливающий неизреченную сладость;

Радуйся, Чертоже Рая краснейший;

Радуйся, Вертограде Христов славнейший;

Радуйся, Духа Святаго Селение;

Радуйся, врагов Божией Правды Посрамление;

Радуйся, духовною радостию нас Утешающая;

Радуйся, с верою Тя призывающих, не посрамляющая;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 3

Сила Вышняго храняше икону Твою, Богомати, во дни ересей от поругания, и от лютых иконоборцев погубления, и от рук варварских пленения, яко Самей Ти быти Хранительницей христианом, поющим Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще сокровище святыя иконы Твоея, святии Кирилле и Мефодие просветиша земли славянсткии светом веры христианский, да уведят язычницы Бога истиннаго и прославят Матерь Божию тако:

Радуйся, Державная наша строительнице;

Радуйся, Всесильная Победительнице;

Радуйся, Свободительнице пленных;

Радуйся, Покровительнице обремененных;

Радуйся, Ходатаица за всю Вселеную;

Радуйся, Дарующая жизнь нетленную;

Радуйся, идольского служения Избавление;

Радуйся, с Богом наше примирение;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 4

В бурныя дни смут и нестроений, спасаше икона Твоя, Пресвятая Дево, всех притекающих к ней и обретаху вси от Тебе покров и заступление вопиюще благодарными сердцы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и зряще чудеса, являемыя от иконы Твоея, Пресвятая Богородице, князне русстии храниша от рода в род святыню сию, молящеся пред нею умиленно:

Радуйся, Агнца и Пастыря Мати Нетленная;

Радуйся, Дево преблагословенная;

Радуйся, Матернюю любовь нам являющая;

Радуйся, ризою честною всех покрывающая;

Радуйся, благ вечных Надеждо верная;

Радуйся, Молитвеннице наша усердная;

Радуйся, Судии Всеправедного Умоление;

Радуйся, грехов всех наших Прощение;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 5

Боготечне шествуя изо града во град Руси Червонныя икона Твоя, Пресвятая Богородице, повсюду являше славу твою и Сына Твоего, Христа Бога нашего, вопиющим Ему людем: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша житилие града Белза грозное нападение агарян, изнесоша икону Твою чудотворную, Пресвятая Дево, на стогны града своего и молящеся с верою Ти о заступлении, Ты же ускорила еси тогда на помощь им, да зовут Ти:

Радуйся, милости Свои на нас изливающая;

Радуйся, Владыку Умилостивляющая;

Радуйся, иконою Твоею от бед Сохранение;

Радуйся, христиан православных Спасение;

Радуйся, злые дела Запинающая;

Радуйся, милосердие нам Являющая;

Радуйся, страны Российския Утешение;

Радуйся, Церкви Христовой священное Украшение;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 6

Проповедаху всюду людие о дивнем заступлении Твоем, яко егда нечестивии татарове стрелою уязвиша на иконе изображение Пречистаго Лика Твоего, тогда внезапу тьма и помрачение найде нань и друг друга убиваху тыя, бежаще вспять, вернии же зряще чудо сие, пояху Господу хваление: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать и мрак исчезе и возвысися рог людей христианстких, яко Ты, Богомати, укреплявши веру православную, чудесьми и знаменьми от святыя иконы Твоея являемыми человецем, молящимся тако:

Радуйся, от нашествия иноплеменников предивно избавляющая;

Радуйся, от плена и поражения спасающая;

Радуйся, агарянскою стрелою пронзенная;

Радуйся, Мати и Дево Неизреченная;

Радуйся, молящимся токи чудес источающая;

Радуйся, печаль на радость прелагающая;

Радуйся, ключу Царствия Небеснаго;

Радуйся, Помощнице жития честнаго;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 7

Хотяще оставити икону Свою во граде Ченстохове, сделала еси возок с иконою недвижимым, егда нецыя злочестивия тщахуся исхитити ю из града, христиане же обретше и образ Твой неукраденным, возопияше Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо, на устрашение нечестивих явила еси тогда от образа Твоего Пречистая, поразивши слепотою и скорою смертию богохульников, иже икону Твою мечем уязвиша и на три части разсекоша, мы же икону сию чтуще вопием Ти:

Радуйся, Матерь Божия закланная;

Радуйся, от начала веков Предъизбранная;

Радуйся, Путеводительнице к Небу первейшая;

Радуйся, всех Ангельских Сил честнейшая;

Радуйся, милосердая всех Мати;

Радуйся, неисчерпаемый Сосуд благодати;

Радуйся, просящим помощь являющая;

Радуйся, доброе житие устрояющая;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 8

Странно бысть войску свейскому видети, яко непобедимое доселе грозное воинство их побеждено бысть внезапу близ града Ченстохова, идеже чудотворная икона Богоматери стояше, пред нею же людие не преставаху пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всем молящимся и притекающим ко иконе Твоей Скорая Помощнице являешися, Пресвятая Дево, якоже древле, тако и ныне заступавши и охранявши почитающих Тя, приими и сия похвалы от нас:

Радуйся, Совета неизреченнаго Таиннице;

Радуйся, благодати Божией Сокровищнице;

Радуйся, иноплеменных ратей Одоление;

Радуйся, от убиения и разорения Спасение;

Радуйся, горняго и дольняго мира Всецарице;

Радуйся, всяческих благ подательнице;

Радуйся, от врагов и бед избавление;

Радуйся, непрестанное человек удивление;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 9

Всякий пол и возраст возвеселися зряще, егда царь русский Петр молебное пение пояше перед иконою Богоматери, памятующе, яко образ сей бысть некогда достояние царское и князей русских, восхваляше пред ними Господа и Матерь Его песнию: Аллилуиа.

Икос 9

Весь мир христианский покрывавши омофором милости Своея, на помощь скоро к нам притекавши, купно со угодники Божии и святителем Николаем за нас перед Богом ходатайствуеши, вонми и ныне гласу молений наших перед образом Твоим:

Радуйся, светом истины нас Озаряющая;

Радуйся, руце Твои за ны моляшася Простирающая;

Радуйся, Бога и человека Соединившая;

Радуйся, смертное естество бессмертием Просветившая;

Радуйся, верных душ Услаждение;

Радуйся, душепагубных дел Удаление;

Радуйся, благочестивых христиан Окормительнице;

Радуйся, смиренномудрых благая Вседержительнице;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 10

Спасти хотя род человечь, Богомати, от тьмы неверия и заблуждения, яви миру свет веры Православныя и токмо воинству русскому подаде одолети крепость, идеже икона Ея чудотворная стояше, пред нею же воспе благодарственно: Аллилуиа.

Икос 10

Стена нератуема и ограждение твердое, Ты еси верным людем русским почитающим Тя, о, Божия Мати, яко во мнозех списках со иконы Ченстоховския являвши благоволение Свое, просимое подаеши и гнев Божий отвращавши от поющих Ти:

Радуйся, Державу Российскую Устрояющая;

Радуйся, под нозе Царя Православного вся Покаряющая;

Радуйся, Обличающая учения душевредныя;

Радуйся, Призревающая на молитвы смиренныя;

Радуйся, в печалех и бедах Утешение;

Радуйся, от нечаянные смерти Спасение;

Радуйся, Дарующая Победы верным;

Радуйся, Венчающая венцем нетленным;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 11

Пение воспеваем и хвалу приносим Ти, о, Пресвятая Дево, молимся пред иконою Твоею, на ней же зрим язвы, руками нечестивых человек нанесенныя, от наших же прегрешений незаживляемыя, к Богу взываем, имуще Тя о нас Ходатаицу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоявленная икона Твоя сияет чудесы, даже и доднесь, являя нам милость Твою, яко многажды тщахуся людие сокрыти вапы различными уязвление Пречистаго Лика Твоего, на сей иконе живописанного, но всуе трудишася изографы, яко паки проступаху язи, ихже мы грехми нашими и беззаконьми наносим Ти, но отпусти нам вся, Дево, и помилуй зовущия:

Радуйся, крепкое Веры Забрало;

Радуйся, чудес Христовых Начало;

Радуйся, Врат Райских Отверзение;

Радуйся, тайны Божией всесильное Проявление:

Радуйся, приятное молитвы Кадило;

Радуйся, носящего вся Носило;

Радуйся, людскими грехми Истерзанная;

Радуйся, в любви Божией Утвержденная;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 12

Благодатию покрый нас, о, Пресвятая Дево, исходящею от дивныя иконы Твоея, предстательством Твоим спаси и помилуй страну Русскую, в ней же во дни древния чудесы многими просияла еси и яви нам, молящимся пред образом Твоим, чудо спасения, поющим Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пение похвальное усты недостойными, уповаем на милость Божию и Твое, о, Богомати, заступление и ходатайство за нас, грешных, пред Господем, яко да дарует державе русстей на супостаты одоление, от иноплеменных поган свобождение, царя православного во охранение и к Царствию Небесному путевождение, и выну буди с нами, зовущим Ти:

Радуйся, огнем Божественным Всепросвещающая;

Радуйся, мрак греха Отгоняющая;

Радуйся, жестокости наших сердец Умягчение;

Радуйся, заблудших на путь спасения Возвращение;

Радуйся, Стено Нерушимая;

Радуйся, Победо Непобедимая;

Радуйся, Небеси и земли Украшение;

Радуйся, Надеждо нашего Воскресения;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, призри ныне на Царство Твое земное и умоли Господа Вседержителя, да не внидет в суд с нами, но да подаст нам грехов оставление, от ига бесовскаго свобождение и Святой Руси Воскресение, вопиющим Богу верою: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Ченстоховская»

О, Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействуюших и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков неотступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой в селениях святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Ченстоховская икона Божьей матери – одна из самых почитаемых святынь не только в Польше, но и во всём мире. Она находится в Ясной Гуре в городе Ченстохова. Каждый год поклониться иконе и попросить об исцелении и об избавлении от несчастья приходят десятки тысяч людей…

Черная Мадонна, Ченстоховска Матка Боска, Божия Матерь Ченстоховская или, как она названа в тропаре, «Непобедимая победа» — эта чудотворная икона почитается равно католиками и православными. По преданию, написал её евангелист Лука в Иерусалиме на доске из стола, за которым собиралось Святое Семейство. Во времена гонений на ранних христиан те прятали икону в пещерах, где скрывались сами, подвергая смертельной опасности свои жизни. Святая Елена, которая обрела Крест Христов при поездке в святые места спустя два с половиной века, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь, где установила икону в часовне в царском дворце. Там святой лик простоял пять веков. Впоследствии в конце XIII века с великими почестями образ был перевезен на Русь двоюродным братом Александра Невского, князем Перемышльским, Холмским, Галицким и Волынским — Львом Даниловичем. Святыня уже тогда славилась великими чудесами.
После того как земли западной части Украины отошли Польше, князь Владислав Опольский обратился за помощью к чудесному образу во время осады замка Белз татарами. Князь вынес образ на стену замка и на татар спустилось густое неведомое облако. Те, перепугавшись, вынуждены были ретироваться.
Во сне Владислав увидел образ Богородицы, которая просила его перенести икону в окрестности Ченстохова и поместить на Ясную гору. Следуя указанию Девы Марии, князь вывез икону в указанное ему свыше место в 1382 году. С тех пор и до сего дня Ченстоховская икона Божьей Матери находится там.
Ученые высказывают разные мнения на счет происхождения иконы и её возраста. Некоторые специалисты утверждают даже, что икона переписана, а оригинального слоя вовсе не осталось: таким образом, это копия, а не оригинал. Сам факт обновления иконы в средние века никто не отрицает, в специальной книге монастыря паулинов сохранилось подробное описание этого процесса. Оттуда же черпаются и сомнения: во время реставрации темперная краска никак не могла лечь на ту, которой была написана икона. Из-за неудач предыдущий слой пришлось снять. Но все сомнения развеивает тот факт, что многовековая череда чудес, происходящих от иконы, не прервалась ни разу. Снятие слоя краски было не столь существенным по сравнению с действиями гуситов, напавших на монастырь в средние века. Они разбили монастырь и начали вывозить из него все имевшиеся ценности, в том числе и Ченстоховскую Богоматерь. Однако повозка с награбленным не тронулась с места. Лошади встали как вкопанные. И тогда один из захватчиков, поняв, что это чудо творимое иконой, бросил её оземь и нанес по ней удары саблей. Наказание не заставило себя ждать. Злодей и его соратники попадали замертво. С тех пор на лике Богородицы видны два глубоких пореза. Их оставили в память о чуде и в назидание тем, кто попробует повторить действия грабителей.

Неиссякаемый поток
Монастырь на Ясной Гуре по своей значимости для Польши по значимости можно, наверное, сравнить с Троице-Сергиевой Лаврой – величайшим православным храмом России. Так велик поток верующих, ищущих чуда от Ченстховской Божьей Матери, и так велико число тех, кто это чудо получает. Поэтому паломнические поездки, а иногда и пешие путешествия через всю Польшу на Ясную Гуру, — это почитаемая в Польше традиция. «Matko Bosko Częstochowsko!» — можно услышать по всей Польше, не взирая на пол и возраст. Имя Ченстоховской Богоматери на устах у всех.
В 1991 году, чтобы увидеть Иоанна Павла II, сюда приехали тысячи католиков и православных из СССР. Это стало одним из символов падения «Железного занавеса».
Ченстоховская икона притягивает к себе не только католиков и православных, но и представителей других конфессий. Монахов-паулинов это ничуть не удивляет. Так происходит уже давно. Люди получают то, что просят у Божьей Матери, а путь к ней всегда и для всех открыт. Есть случаи, когда убежденный атеист, наркоман, вор и распутник вставал на путь веры, увидев икону. Известно, что однажды один такой человек приехал с друзьями совершенно по другому поводу – просто погулять и повеселиться. Кто-то предложил «просто пойти посмотреть». Они попали как раз к тому моменту, когда начиналась традиционная торжественная церемония открытия иконы для обозрения верующих. И в момент того, как молодой человек увидел образ Богоматери, он не смог сдержать слез. Он плакал. После церемонии он со страхом, но все же пошел на исповедь, а когда вышел, позвонил своей матери и попросил прощения за всё горе, которое он ей причинил своим поведением (до этого женщина даже хотела уйти из дома из-за асоциального поведения сына!) Этот парень теперь нормальный человек. Воровство сменилось на работу, наркотики сами собой ушли из жизни.

Чудеса
Таких чудес – великое множество. Люди записывают их в специальную книгу, посвященную деяниям чудотворной иконы. Пополняемая уже 6 веков книга содержит тысячи свидетельств. Запись в ней производится под крестным целованием и является свидетельством перед Богом и людьми.
Вот только несколько примеров чудес:
Одна молодая пара безуспешно лечилась от бесплодия в различных медучреждениях Польши. Но ребенка зачать им не удавалось. Врачи сказали, что надежды нет. Видя их страдания, их бабушка посоветовала съездить к Ченстоховской иконе. Каково же было удивление врачей, когда женщина пришла на обследование, имея несколько недель беременности. Зузя родилась на свет 4 января 2012 года, а её прабабушка написала об этой истории в книге.
«Богоматерь часто поддерживает семьи, заслужила титул Королевы Семей», — говорит монах-паулин отец Мельхеор Крулик. Уже много лет он отвечает за ведение вышеупомянутой книги чудес.
2010 год. 7 марта в книге появилась запись Эвелины Цесляр. Американские врачи давали женщине максимум две недели жизни после того, как её организм, съедаемый болезнью, перестал воспринимать пищу и даже воду. Она находилась в состоянии критического истощения, но ни её парень Барек Махник, ни её друзья не оставили её и продолжали молиться, хоть надежда была угасающей.
— «Я обычный человек и девушка далекая от экзальтированности, но там, в Америке, когда священник пришел по сути на мою последнюю исповедь, я вдруг услышала голос, который сказал: «Теперь не бойся, дитя, все образуется!» Я почему-то решила, что это голос Богоматери Ясногурской и Она зовет меня к себе,» — пересказывает рассказ девушки монах. Девушку срочно отправили в Польшу. Перед иконой Богородицы произошло полное излечение. Есть соответствующие материалы обследования, подтверждающие это. А годом позже, 5 мая 2011 года, Эвелина приехала уже с мужем и с их ребенком под сердцем, как раз чтобы засвидетельствовать это происшествие.
Одному из наиболее известных случаев уже 35 лет. Янина Лях, тогда 29-ти летняя мать двоих детей в течение вот уже 5-ти лет не могла перемещаться без помощи костылей. Ей присвоили 1-ю группу инвалидности с правом опеки над ней. Более 60 страниц медицинского заключения подтверждали плачевное состояние пани Янины. После многолетнего обследования ей был поставлен страшный диагноз — рассеянный склероз, который грозил женщине слепотой и полным параличом. Муж спился и ушел из дома. Женщина отчаялась, она в молитве к Ченстоховской Божьей Матери просила смерти для себя, чтобы не мучить детей, чтобы Богородица позаботилась о них. Во сне Дева Мария сказала ей, чтобы та приехала на Ясную гуру 28 января 1979 года. Янина поехала, как обычно, с костылями, с трудом перемещая ноги. Подойдя к Ченстоховской иконе, она вдруг почувствовала, что стоит. Попробовала сделать шаг – получилось… Костыли пани Янины так и остались в монастыре среди прочих других оставленных в разное время свидетельств исцелений. Трое разных врачей обследовало пани Ядвигу. Их удивлению не было предела. Пять раз после этого она ходила в пешее паломничество из Варшавы на Ясную гуру. Была она тут и в этом году – 28 января…
Мельхеор Крулик подчеркивает: интересным является тот факт, что не сама Ясная гура как намоленное место творит чудеса, а именно икона. Ведь масса свидетельств привезена людьми со всех концов света. Люди с верой обращались к Ченстоховской Богородице и с ними происходили вещи, объяснимые только чудом.

Польская королева
Она королева душ людей. К Ней никогда не иссякает поток верующих. Она — покровительница и заступница Польши. В XVII веке шведский король Карл Х Густав, захватив почти всю Польшу, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной гуре. Помощь Царицы Небесной подняла моральный дух поляков и они смогли разбить шведов и выгнать их из страны в 1656 году. Король Ян Казимир, по возвращении во Львов, обнародовал манифест, по которому вручал Польшу покровительству Божией Матери, называя Ее Ченстоховский образ «Польской Королевой». Героическая оборона Ченстоховского монастыря и то, как эту оборону видели осаждающие монастырь шведы, мы находим у Генрика Сенкевича в его произведении «Потоп». Стойкость и вера защитников монастыря деморализовали врага.
О чудотворной иконе Ченстоховской Божьей матери можно писать бесконечно долго. Всех чудес не перечислить, людей, которые могут рассказать о своем личном чуде, явленном им по молитвам к Ченстоховской иконе, вы найдете тоже бесконечно много во всём мире. И не просто так её именуют Королевой Польши. Она и в самом деле ею является, живя в сердце миллионов поляков и христиан всего мира.

Отрывок из произведения Генрика Сенкевича «Потоп»:
«На следующий день пополудни рев пушек снова заглушил все иные голоса. Шанцы сразу окутались дымом, земля содрогалась; по-прежнему летели на крышу костела тяжелые ядра, и бомбы, и гранаты, и факелы в оправе из труб, которые лили потоки расплавленного свинца, и факелы без оправы, и канаты, и пакля. Никогда еще не был так неумолчен рев, никогда еще не обрушивался на монастырь такой шквал огня и железа; но не было среди шведских пушек той кулеврины, которая одна могла сокрушить стену и пробить бреши для приступа.
Да и так уже привыкли защитники к огню, так хорошо знал каждый из них, что должен он делать, что оборона и без команды шла обычным своим чередом. На огонь отвечали огнем, на ядро — ядром, только целились лучше, потому что были спокойны.
Под вечер Миллер выехал посмотреть при последних лучах заходящего солнца, что же дал этот штурм, и взор его приковала башня, спокойно рисовавшаяся в небесной синеве.
— Этот монастырь будет стоять до скончания века! — воскликнул он в изумлении.
— Аминь! — спокойно ответил Зброжек.»

Молитвы перед Ченстоховской иконой Божией Матери

Илья Болгов

Уже издалека, подъезжая к польскому городу Ченстохова, можно видеть построенную в 1716 году в барочном стиле 106-метровую стройную колокольню католического Ясногорского монастыря, знаменитого тем, что здесь хранится величайшая реликвия, почитаемая и православными, и католиками, – чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери, написанная, по преданию, самим евангелистом Лукой. Икона, называемая также «Черная Мадонна» – из-за темного лика Богоматери, принадлежит к числу самых почитаемых святынь Польши и многих европейских стран. В стране ее нынешнего пребывания она давно величается «Королевой Польши», а еще именуется «Ясногурской». О последнем свидетельствует и полное название принадлежащего монашескому ордену святого Павла Фивейского (паулинов) местного монастыря – Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).

Ясной Горой (Ясна Гура) в Ченстохове называют холм высотою в 293 метра, где расположен комплекс монастырских построек, окруженных оборонительным валом и большим парком. Впервые название Ясна Гура (Clarus Mons) упомянуто было в 1382 году. Такое название дали холму монахи ордена святого Павла, прибывшие сюда из Венгрии: на Ясной Горе в городе Буда, тогдашней венгерской столице, располагался главный храм ордена. А само название расположенного на реке Варта в Верхней Силезии города Ченстохова происходит от славянского имени Ченстох – «основатель осады». Впервые рыцарское поселение Ченстохова упоминается в 1220 году, а статус города им получено лишь в 1377 году.
История этого поселения на реке Варте связана и с именами равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. Считается, что в IХ веке, проповедуя слово Божие, они шли на север именно вдоль берегов Варты. По одной из трех распространенных версий появления в Ченстохове святыни, икона могла быть принесена в эти места Кириллом и Мефодием, которые трудились не только в Моравии, но и в южной Польше.
Доминирующая над современным городом колокольня, увенчанная на шпиле крестом, а еще и символом монашеского ордена святого Павла Фивейского – вороном с хлебом в клюве, является ориентиром для прибывающих сюда на автобусах и машинах паломников из всех стран центральной и восточной Европы.
Первые массовые паломничества в Ясногорский монастырь известны еще с начала XV века. По давней традиции, паломники, отправившиеся к святыне в одиночку, примыкали к группам богомольцев, собиравшихся в соседних с Ченстоховой населенных пунктах, где им безвозмездно предоставлялись кров и пища, а потом все вместе шли к Ясной Горе. Особенно много паломников было 3 мая 1966 года, когда в Польше широко отмечали праздник 1000-летия крещения страны, и в 1982 году, когда праздновали 600-летний юбилей Ясногорского монастыря. Но самым рекордным по числу паломников, пожалуй, был август 1991 года, когда в Ченстохове проводился Всемирный день католической молодежи с участием главы Ватикана Иоанна Павла II. Тогда, согласно официальной статистике, паломничество к Ченстоховской святыне совершили более миллиона человек. По некоторым данным, ежегодно поклониться святыне прибывают сотни тысяч паломников со всего света, а в день Успения Божией Матери, 15/28 августа, сюда стекаются свыше 200 тысяч человек.

Загрузить увеличенное изображение. 525 x 748 px. Размер файла 155114 b.
Так получилось, что Ченстоховская святыня давно стала символом Римско-Католической Церкви Польши, поэтому в российском и украинском интернете, к сожалению, можно найти немало публикаций, авторы которых выступают «против массовой пропаганды в России католической иконы», способствующей якобы «усилению католической экспансии». Вероятно, начитавшись подобных статей, некоторые мои знакомые прихожане, узнав, что я собираюсь в Ясногорский монастырь, стали отговаривать: «А нужно ли нам, православным, ехать на поклон к «Матке Боске Ченстохове”? Ее же давно инославные считают «Королевой Польши”!». Попутчиков-паломников из числа смущенных прихожан не нашлось, я и сам стал сомневаться, нужно ли мне ехать, но мое смущение развеял приходской священник:
– Если Пресвятой Богородице было угодно после Иерусалима, Константинополя и России избрать Ченстохову местом пребывания Своего чудотворного образа, то почему бы туда не поехать к Ней на поклон? Что касается лукавого, то он всегда изощренно искушает и смущает нашего брата, внушая ему писать или произносить всякую хулу на святую икону. Ченстоховская святыня официально признается и почитается в нашей Русской Православной Церкви! Какие еще могут разговоры?! С Богом! А после возвращения мне и другим расскажете, что и как там.
Каждые четверть часа 36 ченстоховских колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Царице Небесной, образ Которой хранится в так называемом святилище Богородицы (ul. O.A. Kordckiego, 2). Организованный при нем Ясногурский справочный центр на любом языке оказывает помощь всем паломникам, независимо от их конфессиональной принадлежности, расположиться в доме паломников, способном сразу принять более 800 человек. Информацию о том, когда в течение дня открывают в главной капелле чудотворный образ, можно узнать из транслируемых в паломническом центре передач «Радио «Ясна Гура”». Православные паломники должны помнить, что это священное место и хранимая в нем икона находятся в руках латинян, посему невозможно здесь освящаться ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами. Важно также учесть и то, что в 21:00 по местному времени колокола призывают своим звоном верующих на молитву, называемую католиками «Ясногурским призывом», или просто «Призывом», которым и завершается паломнический день на территории святилища. В этот час в последний раз открывается чудотворная икона, и если все собравшиеся перед нею католики трижды поют: «Мария, Королева Польши, я стою перед Тобой, помню и верую…», то православные в это время довольствуются молчаливым поклонением дорогой для их сердца святыне, читая акафист или только известную молитву, обращенную к Ченстоховской иконе Божией Матери.
Никаких документов о времени и месте написания этого образа не сохранилось. Согласно преданию, Ченстоховская святыня относится к иконам Пресвятой Богородицы (тип Одигитрия), написанным евангелистом Лукой в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66– 67 годах, во время осады города римскими войсками, христиане бежали с образом в местечко Пеллу, где сохраняли его вместе с другими святынями в пещерах. Равноапостольная царица Елена во время посещения Иерусалима в 326 году получила эту икону в дар, привезла ее в Константинополь и поставила в дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.
Многие искусствоведы сходятся во мнении, что нынешняя чудотворная икона все-таки создана в Византии в IX–XI веках. Подкрепленная документами история иконы прослеживается лишь с конца XIII века, когда этот чудотворный образ был подарен в Константинополе русскому военачальнику, галицко-волынскому князю Льву I Даниловичу (ок. 1228 – ок. 1301), основателю города Львова. С великой честью этот образ был принесен на Русь и помещен князем в замковой церкви города Белз, упоминаемого еще в «Повести временных лет». Церковь находилась тогда в ведении православного духовенства. Образ, прославившийся многими чудесами, на Руси весьма чтили.
При вторжении польского короля Казимира III Великого (1310–1370) в русскую Галицию икона была захвачена поляками вместе с множеством других православных святынь, а затем вывезена польским князем Владиславом Опольчиком (ок. 1326 – 1401) и передана им в Ченстохове монахам католического монастыря святого Павла.
Народное предание гласит, что оплакиваемая православными «плененная русская святыня», уходившая из Белза в другие земли, неожиданно явила по дороге еще один свой чудотворный образ. Это случилось вблизи рощи в районе местечка Турковицы, где его жители заметили чудное сияние, исходившее от образа Божией Матери, источавшей слезы. Образ представлял собой точное подобие Ченстоховского. Список Турковицкой иконы Божией Матери был обретен в Вознесенской церкви Кривого Рога и в августе 1998 года торжественно перенесен в кафедральный Спасо-Преображенский собор этого города.
На Украине, в том числе и на западных ее границах – в современном Белзе, распространена еще одна версия о появлении здесь Ченстоховской святыни. Предание повествует, что эту икону в Х веке привезла в Киев византийская царевна Анна (963 – 1011/1012), ставшая супругой равноапостольного великого князя Владимира, просветителя русского народа. Великий князь Владимир велел поместить икону в знаменитой Десятинной церкви – первой каменной церкви Киевcкой Руси, где она находилась до 1240 года, а во время осады города ханом Батыем чудотворный образ был тайно вывезен в княжеский город Белз – владение Льва I Даниловича.
В недавно изданных материалах монашеского ордена святого Павла трактовка истории появления в Ченстохове чудотворной иконы, ранее находившейся в замке Белз, несколько отличается от той, какую мы привыкли читать в российских источниках. Икону в 1382 году сначала «нашел» при неизвестных обстоятельствах в относящемся к Львовской епархии городе Белзе польский князь Владислав Опольчик, а потом привез ее на попечение монахам-паулинам в Ясную Гору. Такая история иконы изложена в старой рукописи «Translatio tabulae» (1474), выдержки из которой хранятся ныне в архиве монашеского ордена.
Существует еще одно объяснение, почему князь Владислав передал икону монахам-латинянам. В правление этого князя вторгшиеся в пределы России татары осадили и замок в Белзе. Князь повелел вынести икону и поставить ее на городской стене. Когда стрелы татар угодили в чудотворный образ Богоматери, из раны истекла кровь, приведшая в ужас врагов. От неведомой им силы они стали массово погибать и прекратили осаду замка. После спешного удаления татар с места боев князь Владислав пожелал перенести чудотворный образ в более безопасный замок Ополье в Силезии. Однако перенесению иконы не суждено было сбыться по той причине, что неожиданно самим князем и его людьми овладел неодолимый страх. Князь Владислав опустился на колени и стал усердно молиться перед образом Небесной Заступницы, а во сне ему было видение: некий голос повелевал перенести чудотворный образ из замка в Белзе на Ясную Гору, неподалеку от древней Ченстоховы. Построив на этой горе монастырь, князь Владислав торжественно передал икону монахам-паулинам.
Капеллу Девы Марии, где хранится ныне Ченстоховская святыня, верующие называют сердцем Святогорского монастыря. Сначала, в 1384 году, была выстроена небольшая капелла из дерева. Позже, в первой четверти XVI века, была поставлена на королевские деньги другая, которая в 1644 году была перестроена в трехнефную часовню. Сама икона (ее размеры – 121,7 х 81,5 см), украшенная серебряной рамкой (1673), вставлена в алтарь из черного эбенового дерева (1645–1650). С давних пор монахи пекутся о безопасности иконы, поэтому она бывает обыкновенно полностью закрыта серебряной панелью (1723), называемой «затвором». В установленные часы и при громко звучащем органе монахи открывают образ для поклонения паломников. Икона находится высоко над главным престолом, поэтому ее можно только издали обозревать, но никак нельзя рассматривать вблизи и уж тем более приложиться к ней. Не соответствует действительности кочующая из одной статьи в другую информация о том, что якобы при возжигании пред образом Богородицы свечи монахи «встают на престол ногами, как на табуретку».
В 1716 году ясногорские монахи подали в Рим прошение о короновании образа, а после одобрения этой просьбы понтификом Климентом ХI через год икона в присутствии 200 тысяч паломников была коронована. Возложение на главы Иисуса и Его Матери корон символизировало, по замыслу монахов, особые значимость и чудотворность иконы.
Усыпанный бриллиантами оклад и золотые короны над главами Богоматери и Младенца, которые сегодня видят паломники на иконе, – дар папы Римского Пия Х, сделанный им в 1910 году. С левой стороны от образа с 1926 года помещены регалии Богородицы – «Королевы Польши» – скипетр и яблоко, выполненные на пожертвования польских женщин-католичек. С правой стороны иконы можно видеть «золотую розу» и сердце из золота с надписью «Totus tuus ego sum» («Я весь твой»), преподнесенные иконе папой Римским Иоанном Павлом II в 1979 и 1982 годах.
Самое ранее описание лика Божией Матери на этой иконе принадлежит некоему Яну Длугошу. Описание это встречаем в хранящемся у монахов документе «Liber Beneficijrium»: «Королева Света… с наичудеснейшим ликом… написана удивительным и редким способом». Потемневший от времени лик Царицы Небесной, писанный на зелено-голубом с бирюзовым оттенком фоне, обращен к верующим, на них же взирает и Младенец Иисус, в одеянии Которого преобладает карминный цвет. Над челом Приснодевы виднеется небольшая шестиконечная звезда. На правой щеке Богородицы заметны две большие и одна маленькая прорезанные или прочерченные царапины. Темно-синее с голубыми тонами облачение и такого же цвета мафорий Божией Матери украшены золотыми стилизованными лилиями. Вокруг глав Богоматери и Ее Сына – широкие нимбы, сливающиеся в одно целое. Их золотисто-желтый цвет контрастирует с потемневшими от времени другими красками иконы.
Специалисты считают, что первообраза Ченстоховской иконы, памятника древней живописи, вероятно, уже больше не существует, так как в 1434 году икона, которой требовалась срочная реставрация, была попросту заново переписана на старой доске при дворе польского короля Владислава Ягеллы в Кракове, о чем свидетельствуют материалы монашеского ордена святого Павла на Ясной Горе. Эти данные обнаружены в повествовании некоего Петера Рисинуса – «Истории пульхра» (1523), где рассказывается, что привлеченные к реставрации художники безуспешно наносили на икону темперные краски, которые никак не ложились на краски восковые. Значит, оригинал иконы был написан в особой технике, где связующим веществом красок являлся расплавленный воск, – энкаустике. В этой технике, разновидностью которой является отличающаяся яркостью и сочностью красок восковая темпера, написаны многие раннехристианские иконы.
Предположительно, на западный вкус и с учетом местных традиций, икону переписали западно-русские мастера, работавшие в «греческой манере». В польских источниках повествуется, что после того как иконописцы не смогли отреставрировать икону, они «сняли с доски остатки первичной краски и нарисовали новую ее копию, приближенную к оригиналу». Там, где виднелись порезы на лике Божией Матери, «в память о действиях вандалов, на новую икону резцом нанесли следы».
Шрамы на лице Богоматери – следы сабельных ударов. 14 апреля 1430 года, в дни Пасхи, гуситы из Богемии, Моравии и Силезии напали на монастырь и ограбили его. Они сорвали икону, которая во время падения треснула на три части, и нанесли по лику Божией Матери несколько ударов саблей. Вместе с ценностями тогда навсегда были утрачены и многие важные документы, имевшие отношение в том числе и к истории Ченстоховской святыни.
В настоящее время в России, Украине и Белоруссии имеется немало древних списков с образа Ченстоховской иконы Божией Матери, называемых в Польше «славянками» и разительно отличающихся своими «непохожими ликами» и техникой исполнения от находящейся в Ясногорском монастыре иконы. Эти выводы подтверждает и сравнительный анализ образцов фотографий и репродукций разных Ченстоховских образов, имеющихся в большой коллекции Н. Романовой.
Некоторые оппоненты, называющие в своих заметках Ченстоховский образ «сомнительной иконой», приводят в подтверждение этой характеристики такие доводы: икону «окатоличили»: в одеянии Богородицы присутствуют «неканонические цвета», у Нее «непривычно цветастый покров», а изображение над Ее челом шестиконечной звезды является «чуждым христианству символом».
Один знакомый мне в Москве специалист в области иконографии высказывает такое небесспорное мнение: Ченстоховскую святыню глубоко почитают, но никто ее серьезно не исследует, а может из каких-то соображений ее и не дают исследовать. Этим и можно объяснить отсутствие на сегодняшний день официально-достоверных заключений ученых-специалистов о том, как проходили первые реставрационные работы и какое первоначальное изображение скрывается на древней иконной доске в Ченстохове.
Правда, уже около трех десятков лет известный польский реставратор Войчех Курпик, профессор варшавской Академии изящных искусств, наблюдает за состоянием иконы и проводит ее ежегодные осмотры и необходимые для сохранения образа действия. Их цель – прекратить отслаивание краски от деревянного основания, на котором написана икона. «Несмотря на небольшие проблемы, в целом состояние иконы очень хорошее», – сообщал в 2006 году В. Курлик информационному агентству ИТАР-ТАСС. Ежегодная проверка состояния иконы проводится им без использования технических средств. Реставратор тщательно простукивает поверхность иконы, и в то место, откуда вместо звонкого звука сухого дерева слышится глухой, делает укол клеящим веществом, укрепляющим связь краски и дерева.
Об истории монастыря и пребывании в нем чудотворного образа рассказывают экспонаты музея 600-летней обители, арсенала, тематических выставок. В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому времени почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, который, несмотря на большое численное превосходство врагов, заставил шведов снять осаду, и спасение Ченстоховской иконы вызвало большой патриотический подъем в стране, приведший к изгнанию шведов за пределы Польши. Эти события, изложенные, кстати, в историческом романе Генрика Сенкевича «Потоп», были расценены многими поляками как чудо, совершенное Ченстоховской святыней.
В первый день апреля 1656 года польский король Ян Казимир торжественно провозгласил Божию Матерь Ченстоховскую Покровительницей королевства. В следующем столетии в ходе Северной войны монастырю пришлось пережить еще несколько нападений – в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они по молитвам народа перед чудотворной иконой были также успешно отражены.
Имеются сведения, что Ченстоховской святыне приезжали поклониться российские императоры Петр I, Александр I, Николай I. В ходе наполеоновских войн монастырь в 1813 году был занят русской армией, и настоятель Ясной Горы преподнес список Ченстоховского образа русским военачальникам; список этот, как известно, потом долго хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Однако икона, называвшаяся в России «символом победы русского оружия», была навсегда утеряна после событий 1917 года.
В годы Второй мировой войны Ясногорский монастырь был оккупирован нацистами и все паломничества к чудотворной иконе были запрещены. В середине января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привела к тому, что немецкие солдаты оставили монастырь, не причинив вреда его великой святыне и не разграбив его бесценные сокровища. А их здесь было превеликое множество.
Музейные материалы рассказывают, что, начиная еще со средних веков, Ченстоховской святыне приносились дары из всех европейских стран. Это были и скромные пластины-украшения из воска, и подвески из золота и серебра, а также уникальные по красоте ювелирные и художественные ценности, выполненные из золота, жемчуга и драгоценных камней. Сначала эти приношения монахи нехитрым образом прикрепляли или прибивали гвоздем к стене в непосредственной близости к иконе. В 1585 году в монастыре проводилась инспекция, и скопившиеся уже к тому времени многочисленные дары- украшения были сняты со стен и помещены в специальные деревянные стенды, украсившие свободные пространства вокруг алтаря. К концу XVII века число подаренных украшений значительно увеличилось. Их было так много, что монахи решили шить специальные оклады – одеяния из бархата, на которые пришивались ювелирные изделия, выполненные из каких-либо однородных драгоценных металлов или камней.
В 1717 году украшения стали переносить на новый фон, конструируя специальные оклады-одеяния с металлической основой. Свои названия оклады стали получать от преобладающих на них камней или украшений: бриллиантовый, рубиновый, жемчужный, оклад из золотых или только серебряных цепочек и т.д. Помимо дорогостоящих окладов имеются и другие, например выполненные только из разных семян или покрытые орденами и боевыми наградами воинов. Последний оклад, правда, предназначен для списка с чудотворной иконы, называемого «Ясногурской Гетманкой». В 2005 году самые известные мастера золотых и янтарных дел Гданьска по специальному заказу изготовили для иконы янтарный оклад с золотыми нитями.
В монастырской сокровищнице можно видеть среди даров и интересную коллекцию русских икон XVI–XVIII веков и ювелирных изделий. На стенах притвора – оставленные паломниками костыли и палки, а также множество медальонов и металлических пластинок с ликами святых, которые носили на груди уже ушедшие из жизни их жертвователи, когда-то воевавшие на фронтах Первой и Второй мировых войн. Здесь хранятся и четки из черного хлеба, сделанные священниками – узниками Освенцима. Демонстрируются и так называемые «дары в память мученичества поляков», например тюремная тарелка томившихся в 1981–1982 годах в тюрьме в Глогове преследуемых деятелей движения «Солидарность».
С Ченстоховской святыни сделаны многие копии, хранящиеся в православных и католических монастырях и храмах. К сожалению, неизвестна судьба уникального списка с иконы работы иконописца Блазиуса Люкса. Список этот хранился в бывшем православном храме во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, освященном 15 октября 1872 года и располагавшемся в центре Ченстоховы на аллее Пресвятой Девы Марии. Ныне он перестроен в католический костел. Список называли «не только прекрасным, но и благодатным»: по молитвам у него исцелялись парализованные и люди с больными ногами. Икона была увешена серебряными и золотыми подвесками, а в 1880 году ее одарили «прекрасной» бронзовой ризой. После отделения в 1918 году Польши от России храм был занят католиками, и в 1938 году он был освящен в костел во имя апостола Иакова.
Списки с Ченстоховской иконы делаются и в наше время. Так, пару лет назад по заказу архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана польскими иконописцами с чудотворного образа был выполнен список, который сначала был освящен в Ченстоховском монастыре, а позже с почестями путешествовал по православным приходам, расположенным вдоль Днестра, и торжественно доставлен в Тирасполь, став его христианской святыней.
Древнюю Ченстоховскую святыню, ставшую после войны 1812 года символом победы русского оружия, православные верующие называют в посвященном ей акафисте «Непобедимой Победой»; иногда встречается и совсем редкое ее именование – «Милиуса». Ченстоховский образ стал боевой хоругвью в некоторых частях Вооруженных сил России. Памятными событиями для православных москвичей и петербуржцев стали состоявшиеся в 2002 году крестные облеты на самолетах с Ченстоховским образом вокруг Москвы и Санкт-Петербурга.
Достойно и по сей день хранят память о чудотворной иконе и верующие жители и городские власти расположенного в трех километрах от польской границы современного украинского города Белз (Сокальский район Львовской области). Примечательно, что здесь список с Ченстоховской святыни называют иначе – Белзской иконой Божией Матери; ее бережно хранят в специальной мемориальной часовне.
Как известно, в XI–XVII веках Белз был одним из важных городов Галицкой Руси. Ныне остатки древнего города можно видеть в урочище Замочек на низком левом берегу реки Солокии, между ее нынешним и старым руслами. С 2001 года Белз и его окрестности стали Государственным историко-культурным заповедником «Княжий Белз».
В 1935 году в Белзе установили мемориальный комплекс в честь чудотворного образа, пребывавшего в древности в церкви замка князя Льва I Даниловича. А в 2006 году городские власти Белза приобрели копию Ченстоховской (Белзской) иконы и поместили ее в часовне святого Валентина неподалеку от православной церкви во имя святителя Николая, отметив этой мемориальной часовней то святое место, где в старину хранился чудотворный образ.
О чудотворной иконе и сохранившемся о ней предании, указывающем на место написания ее первообраза – гору Сион в Иерусалиме, свидетельствует и недавнее увековечивание ее памяти на Святой Земле. С древних времен считается, что в старой части Иерусалима, близ горницы Тайной вечери, находился дом апостола Иоанна Богослова, где жила и преставилась Пресвятая Богородица. На предполагаемом месте Успения Богородицы еще со времен императора Константина Великого (IV в.) и до 966 года существовала базилика «Святой Сион», а через тысячелетие на ее месте германский император Вильгельм II в 1900–1910 годах построил знаменитый храм Успения (Mariendom). В нем ныне находится каменное ложе с изваянием усопшей Богоматери, сделанным из вишневого дерева и слоновой кости. С недавних пор и в этом известном иерусалимском храме всех паломников встречает список почитаемой православными и католиками чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери.

Анатолий Холодюк
19 марта 2009 года
Источник Православие.Ру
Пах Я., Робак В., Томзиньски Е. Ясна-Гура: святая обитель Божией Матери. Путеводитель. Ясна-Гура-Ченстохова: Изд-во монашеского ордена святого Павла, 2004. С. 8.
Ченстоховская икона Божией Матери / Сост. иерей Петр Влащенко, В.Сизова и др. М., 2002. С. 37.
Там же.
Пах Я., Робак В., Томзиньски Е. Ясна-Гура: святая обитель Божией Матери. С. 10.
Там же. С. 11.
Ченстоховская икона Божией Матери. С. 39.
Пах Я., Робак В., Томзиньски Е. Ясна-Гура: святая обитель Божией Матери. С. 42.
Черная Мадонна

«Черная мадонна”, Ченстоховская икона Божьей матери — одна из самых почитаемых в Католической церкви икон. Именно она стала прообразом богини из пантеона гаитянской вуду, которую считают защитницей лесбиянок.

Традиционные изображения Эрзули Дантор, вудуистской покровительницы лесбиянок, восходят к образу Ченстоховской «Черной мадонны”, праздник которой отмечается 26 августа. Повторяется даже такая деталь, как два шрама на изображении правой щеки. 26 августа также отмечается День равенства женщин — день, когда женщины получили право голоса в США в 1920 году.

Каждый год образу Ченстоховской Божьей матери, находящемуся в Польше, поклоняются более 100 тысяч человек, а Ченстоховская базилика является одним из самых посещаемых католических санктуариев на планете. Иоанн-Павел II, «польский папа”, особо почитал Ченстоховскую Божью матерь. И мало кто подозревает, что эта почитаемая икона имеет какую-то связь с лесбийством.

Ченстоховская икона — одна из нескольких десятков изображений «Черной мадонны”, оставшихся со времен европейского Средневековья. Причина темного цвета их кожи точно неизвестна, но предполагают, что либо авторы изображений хотели передать цвет кожи небелых народов, либо иконы потемнели от времени и копоти. Иногда темный цвет кожи связывают с образом Земли, а также со строчками из библейской Песни Песней: «Черна я, но красива”.

Также, как говорят, «Черные мадонны” воплощают темную сторону Божественной женственности, ее неосознанные и непредсказуемые аспекты, обычно остающиеся похороненными или хранящиеся в тени. Образ Эрзули Дантор выносит на свет скрытую связь Девы Марии с лесбиянками.

Легенда гласит, что образ Ченстоховской Божьей матери был написан святым евангелистом Лукой в то время, как она рассказывала ему истории из жизни Иисуса, позже вошедшие в Евангелие. Икона проделала путь из Иерусалима через Турцию и Украину и в конце концов оказалась в Польше в 1382 году. Образ считается настолько важным, что ему посвящен особый праздник: 26 августа, день, когда икона была выставлена для почитания в своем нынешнем месте. В 15 веке грабители украли два украшения из оклада иконы, оставив характерные следы на изображении щеки.

Ченстоховская Богоматерь попадает на Гаити

Эрзули Дантор

События на Гаити переместили Ченстоховскую икону в новом направлении. В 18 веке сотни тысяч рабов были привезены на Гаити из Африки, где их принуждали выполнять тяжелую работу, а также насильно обращали в христианство. В результате смешения христианства с традиционным западноафриканским культом предков — вуду — появилась новая синкретическая религия.

Изображения ченстоховской «Черной мадонны” были привезены на Гаити пятью тысячами польских солдат, сражавшихся по обе стороны во время гаитянской революции, начавшейся в 1802 году. Там она превратилась в Эрзули Дантор, став частью культа вуду.

Эрзули Дантор — это лоа, то есть вудуистское божество, которое считается покровительницей лесбиянок. Ее имя может произноситься в нескольких разных вариациях, например, как Эзили Данто. Она отчаянно любит и защищает женщин и детей, особенно лесбиянок, независимых предпринимательниц, незамужних матерей и тех, кто подвергается домашнему насилию. Говорят, что она может воздать по заслугам мужьям-абьюзерам и неверным любовникам. Воительница со шрамом на щеке, Эрзули Дантор освободила рабов, помогая начать и совершить гаитянскую революцию. Она любит ножи, ром и сигареты без фильтра.

Так же как и Ченстоховская Божья матерь, Эрзули Дантор изображается с ребенком, держащим книгу. Но это не младенец Иисус с Евангелием, а ее дочь Анаис. Католическая Церковь Гаити признает эти образы, но не как Эрзули Дантор и не как Ченстоховскую Богоматерь, а как «Святую Варвару Африканскую”. Эрзули Дантор — мать-одиночка, некоторые считают, что она сама би- или гомосексуальна.

Два шрама на щеке лоа считаются либо результатом племенного ритуала скарификации, либо следами борьбы с Эрзули Фреда, ее светлокожей и кокетливо-феминной сестрой. Эрзули Фреда, богиня любви и сексуальности, считается покровительницей гомосексуальных мужчин, особенно дрэг-квин и тех, кто выглядит более женственно. Ее образ связывают с образом Богоматери Скорбящей.

Эрзули Дантор и Эрзули Фреда принадлежат к множеству ЛГБТ-, квир- и андрогинных божеств религии вуду. Более подробно об этих персонажах можно почитать в книге «Queering Creole Spiritual Traditions: Lesbian, Gay, Bisexual, and Transgender Participation in African-Inspired Traditions in the Americas”.

Среди этих квир-божеств — Ла Сирена, пансексуальная русалка, управляющая морями; Ла Бален, ее таинственный партнер, лесбиянка-бутч, обычно изображаемая в виде кита; трансгендерное божество Мау-Лиза, покровительница художников и ремесленников; андрогинный Легба, христоподобная фигура, посредничающая между живыми и мертвыми; Айидо Веда и Данбала, супружеская квир-пара радужных змеев, приносящих процветание, радость и мир; семья Геде со сложной сексуальностью, в зону ответственности которой входит переход к загробной жизни, и многие другие. Каждый лоа может вступить в духовный брак с практикующими вуду любого пола, что открывает множество квир-возможностей.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *