Богоматерь и Приснодева Мария издавна считается покровительницей и заступницей русской земли.

Кто такая Пресвятая Богородица

Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа.

На Руси было великое множество чудотворных и явленных (то есть явившихся чудесным образом в каком-то определенном месте) икон Богородицы: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская и др. Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и ее икон: в православном календаре только в июле установлены празднования в честь икон Богоматери, носящих названия Ахтырской, Феодотьевской, Галатской, Домо-строительницы, Влахернской, Казанской, Тобольской, Устюжско-Благовещенской, Кипрской, Коневской, Ржевской, Смоленской, Троеручицы, Абалацкой-Знамение, Гребневской и других.

Многие изображения Девы Марии связаны с различными событиями нашей истории. Так, Владимирская икона, по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар; Донская принимала участие в исторической Куликовской битве; Казанская покровительствовала русскому войску в 1612 году при изгнании поляков из Кремля; Федоровская играла благословляющую роль при избрании на царство первого представителя дома Романовых — юного Михаила.
С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные типы изображения Богородицы, зародившиеся еще в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая), давшая на Руси тип "Умиление".

Богоматерь типа Оранта изображается в рост в молитвенной позе, с разведенными в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы.

Если на груди Богоматери, как бы во чреве или на лоне, находится Младенец в виде Спаса Еммануила, то икону называют Великой Панагией.

Деисусное изображение может быть в рост, поясным, погрудным, в зависимости от того, в какой иконостас входила икона. Богородица обращена вполоборота влево, к Христу, помещавшемуся в центре деисусного чина; руки сложены на уровне груди: Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному Сыну, прося Его за род человеческий.

На иконах типа Одигитрии Дева Мария представлена с Богомладенцем, который держит в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет. Изображения Богоматери и Младенца -строгие, прямоличные, их головы не касаются друг друга.

Изображение типа Умиление — одно из самых распространенных и любимых в народе. Богородица и Иисус в умилении склоняются друг к другу, Мать нежно обнимает Богомладенца, касаясь щекой Его щеки.

На одних иконах Богоматерь держит Иисуса на левой руке: Смоленская, Казанская, Тихвинская, Иверская…
На других Христос находится на правой руке Матери: Владимирская, Донская, Иерусалимская, Молдавская, Почаевская, Цареградская, Ярославская, Яхромская, Федоровская…

Младенец в медальоне на груди изображается на иконах Знамение и Живоносный источник.

Без Младенца Богородица предстает на иконах Ахтырская, Боголюбская, Всех скорбящих радость, Покров, Огневидная, Филермская, Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому…

Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих Ее Сына и которая с рождения Богомладенца отдает Его людям во имя их спасения.

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако она исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она полна благоговения. Дева Мария поклоняется Своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Лиричность, просветленность и отрешенность — вот, пожалуй, главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Божья Матерь

АХТЫРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона, чтимая в России в 18-19 веках. Явлена в 1739 в селении Ахтырка Харьковской епархии; в 1751 Синод постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. Ахтырская икона особо чтилась российским императорским домом. Прославлению иконы способствовала императрица Елизавета Петровна, на деньги которой по проекту архитектора В. В. Растрелли в 1768 в Ахтырке был построен для чудотворной иконы величественный Покровский собор. Иконография Ахтырской иконы восходит к итало-греческим образцам. На русских иконах 18-19 веков Богоматерь изображена со сложенными на груди в молитве руками (в соответствии с католической традицией), слева от Нее — Голгофский крест с распятым Иисусом Христом. В народе икона почиталась как целительница от многих болезней; водой, которой обмывали иконы Ахтырской Богоматери, лечили от лихорадки. В 1905 чудотворная Ахтырская икона была ограблена; в 1917 она исчезла из Покровского собора. С чудотворной Ахтырской иконы было сделано несколько списков, почитавшихся в основном на юге России, особенно в Харьковской епархии.

Празднование — 2(15) июля.

БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери. XII век. Дата появления: 1155 год. Место нахождения: Свято-Успенский девичьий Княгинин монастырь во Владимире.

БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон Богоматери; создана в 1157 (?) по заказу князя Андрея Боголюбского. Иконография Боголюбской иконы восходит к византийскому типу Богоматери Заступницы (Агиосоритиссы), молящейся за род человеческий. На Боголюбской иконе Богоматерь изображена в рост, в руке — развернутый свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу, на верхнем поле — Деисус. Первоначальная живопись на древней Боголюбской иконе сильно потерта. Почитание иконы как чудотворной относится к московскому периоду русской истории. В начале 15 века икону, вероятно, приносили в Москву для реставрации, с этого времени началось ее прославление. В 16-17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». В 18-19 веках местночтимые иконы Боголюбской Богоматери имелись во многих храмах; особенно к ним прибегали с молитвой об избавлении от чумы в 1771. В настоящее время Боголюбская икона находится во вновь открытом Княгинином монастыре во Владимире.

Празднование — 18 июня (1 июля).

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери. XII век. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев. Согласно летописному сообщению, в 1155 Андрей Боголюбский унес ее с собою во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась в построенном им Успенском соборе и где она стала почитаться как чудотворная Владимирская. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным). В 1395 во время нашествия на Русь татар под предводительством Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богородицы с младенцем Христом. На протяжении 15 в. икону неоднократно возвращали во Владимир; окончательное перенесение ее в Москву, в новый Успенский собор (1475-79), произошло 23 июня 1480. В 16 в. в царствование Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение 16 в., т. н. Степенную книгу царского родословия. С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые известные из них: два списка начала 15 в., один из которых сделан для Успенского собора во Владимире, другой — для Успенского собора Московского Кремля и список начала 16 в.

с клеймами праздников и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском соборе Московского Кремля.

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате). На протяжении столетий Владимирская икона неоднократно реставрировалась, были надставлены поля, в начале 15 в. на тыльной стороне иконы написали (или поновили древнее изображение) престол с орудиями страданий Христа. Научная реставрация Владимирской иконы была осуществлена в 1918: из-под записей открылась древняя живопись, от которой остались только лики и небольшие фрагменты на одеждах. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в 1395), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480) и 21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521). В древности празднования сопровождались крестными ходами с чудотворным образом или одним из его списков.

продолжение>>>
    Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Иконография Божьей Матери

Иконография Богородицы создавалась на протяжении многих веков и сегодня она составляет центральное по значению и крупнейшее по объему направление православной иконописи. Объединяя десятки различных типов изображения и более 800 изводов, основанных на конкретных исторических прототипах, она отражает особое место Божьей Матери в христианской и, особенно, православной культуре.

Икона Владимирской Божьей Матери, XII в., Третьяковская галерея

Восприятие образа Богоматери определяет традиции Ее изображения. С одной стороны, здесь — особое почитание и любовь, связанные с идеей божественного заступничества, всепрощения, чудесного избавления от бед. Характерно, что именно лики Богородицы составляют подавляющее большинство исцеляющих и чудотворных икон. К ней обращались во время великих бедствий — пожаров, эпидемий и войн, а легенды о случаях чудесного избавления красной нитью проходят сквозь всю историю русского государства. Хрестоматийный пример — легенды о чудесах иконы Владимирской Божьей Матери, которая, как считается, сохранила Москву от нашествия Тамерлана и оградила от неминуемых поражений в сражениях с ордынским ханом Ахматом и крымским завоевателем ханом Махмет-Гиреем.

С другой стороны, изображения Богородицы выражают определенный спектр догматических положений церкви и, прежде всего, догмат боговоплощения, который является одним из краеугольных камней христианства в целом.

Изображение Богородицы христоцентрично и неслучайно, что все основные иконографические типы, за исключением «Агиосортиссы», которая происходит из деисусного чина, представляют Богоматерь держащей на руках младенца Христа. Более того, в большинстве случаев именно Сын, а не Дева Мария является ключевым элементом изображения, что достигается благодаря особой технике. Художник пишет икону так, что лик младенца Христа располагается в точке пересечения основных композиционных линий, благодаря чему, по законам изобразительного искусства, он прежде всего привлекает к себе внимание зрителя.

С точки зрения православной догматики, изображение Богородицы повествует о единении божественного и земного начал, о пришествии Иисуса Христа, рожденного в непорочном зачатии, на землю. «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога»,  — пишет святой Григорий Палома, определяя главное содержание иконописного образа Богоматери. Что касается более конкретных, символических значений, здесь возможны различные толкования. В одной из трактовок изображение Богородицы может быть рассмотрено как аллегория православной церкви, которая, подобно Приснодеве, служит посредником между богом и человеком, царством небесным и дольним миром.

Икона Смоленской Божьей Матери, Дионисий, 1482 г., Русский музей, СПб

По преданию, первые изображения Богородицы были написаны евангелистом Лукой, которого, в частности, считают автором знаменитого извода (прообраза) иконы Тихвинской Божьей Матери, которая почитается чудотворной и существует сегодня во множестве списков. Тихвинская икона относится к иконографическому типу Одигитрия — одному из самых распространенных канонов изображения Богоматери. Что касается оригинальных изображений, то древнейшими среди них являются росписи в катакомбах Рима, которые были сделаны ранними христианами во II — III веках. В их числе — знаменитые изображения из кубикулы Велато и фрески из катакомб Присциллы, а также старинный образ в апсиде старинной церкви Санта-Мария Маджоре в Риме.

Множество типов представления Богоматери составляют две основные группы: лики, а также праздничные иконы и сюжетные композиции, основанные на апокрифических текстах. Первая сочетает несколько основных иконографических типов и представляет изобразительную трактовку особой догматики, определяющей место и значение Божьей Матери в христианской истории и культуре. Во второй группе представлены разнообразные сюжетные изображения, основанные на священном писании, богослужебных текстах и песнопениях, а также символические иконы, такие как Семистрельная и Неупиваемая Чаша. В любом случае, неизменным остается изображение самой Божьей Матери, которая пишется в синей тунике и пурпурном мафории (покрывало замужней женщины), расшитом тремя золотыми звездами, которые расположены на голове и плечах.

В основных чертах иконография Богородицы сформировалась еще в доиконоборческий период. Важным этапом в процессе ее развития стали решения Эфесского собора 431 года, подтвердившие основной христианский догмат о том, что Христос познается в двух естествах — как Бог и как Человек, и закрепившие, таким образом, фундаментальные положения Богородичной иконографии.

Богоматерь Великая панагия, Ярославская школа, первая треть XIII в., Третьяковская галерея

С окончанием затяжного периода иконоборчества и далее, на протяжении IX — X веков, иконография Божьей Матери претерпела существенное развитие. В это время сформировались практически все основные типы изображения, включая распространенные в Византии «Оранта» и «Панахранта». В первом случае Дева Мария предстает молящейся, с поднятыми и раскинутыми по сторонам руками, повернутыми ладонями наружу. В иконографии Царицы Небесной и Панахранта, что в переводе с греческого означает «пречистая», «пренепорочная», Богородица пишется восседающей на престоле, с младенцем Иисусом Христом на коленях.

Первые русские иконы Божьей Матери появились в X – XI веках и были созданы по аналогии с византийскими образцами. С развитием иконописных школ, которые окончательно утвердились к XIII столетию, началось становление национальных традиций изображения Богородицы. Так, наиболее широкое распространение получил иконографический тип Елеуса (Умиление), который фактически не встречался до X века. Для него характерно изображение Богородицы, прижимающейся щекой к Младенцу, сидящему у нее на руках.

В этой иконографии были написаны многие чтимые и известные на Руси иконы, включая Владимирскую и Донскую. Другой характерной особенностью, которая отличает русскую школу, является преобладание поясных и оглавых икон, в то время как в византийской традиции были более распространены ростовые изображения.

Иконография Богородицы — это огромный культурный слой, который продолжает расти. Многие иконы сравнительно молоды. Например, знаменитый «Державный» образ, обретенный в 1917 году в подвале одной из московских церквей, был написан в конце XIX века. Эта икона, также как и любая другая из многих сотен известных сегодня изводов, является результатом особой трактовки образа Богородицы и обладает своей историей, символикой и культурным значением.

«СВЯТАЯ ТРОИЦА» — написана Андреем Рублевым. Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. Или — мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной. 

«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» — хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах. 

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» — главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в
работе. Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах. 

 

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» — написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители. Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых. 

«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» — написана евангелистом Лукой. Икона считается детской, ещё еёназывают «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости. Женщинам помогает при родах и в период беременности.

К ней обращаются также и те, у кого проблемы. 

 

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых 

людей, от сглаза, порчи и проклятий.

Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела. Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего. Перед установкой иконы надо прочитать молитву, последствии понаблюдать, кто перестанет ходить в ваш дом. 
 

«СКОРОПОСЛУШНИЦА» — образ был написан в Х веке. Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей 
и об освобождении пленных. 

 

«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» — икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых. Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах. 

 

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» — Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр. 

 

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА» — находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора. На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа. Перед иконой по каждой потребе: болящим – исцеление, скорбящим – утешение, заблудшим – вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей. 

 

«ТРОЕРУЧИЦА» — чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина – церковного песнописца, невинно оклеветанного.Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали. 

 

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» — икона о прощении грехов и благодарном исцелении. Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии. 

 

«БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА» — очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом. Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке,
куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью. 

 

«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ» — любимый святой русских людей. Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём – либо. Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии. 

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН» — великий целитель, покровитель врачей. Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления. 

 

«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ» — покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни – военные, милиция, пожарные, спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело. 

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» — основатель Сергиево – Троицкой Лавры в 14 веке. Является покровителем всех учеников. Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу. 

«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ» — один из любимых и почитаемых святых России. Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов. 

«АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ» — ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев. О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *