Первое известие об этой иконе относится к IX веку — временам иконоборчества, когда в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

В царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) неподалёку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У неё в доме была потаённая комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донёс на неё и однажды ночью в дом ворвались воины, один из них ударил икону мечем, желая изрубить её на куски. Удар пришёлся на изображение правой ланиты Богородицы, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущёнными выступившей на ней кровью.

Когда они ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря. Долго молилась она и просила Царицу Небесную о милости к Её образу и о заступничестве за сына. Отпустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида. Той же ночью мать умоляла сына уйти из дома, опасаясь за его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание. Дальнейшая судьба вдовы неизвестна.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и по-детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. Однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при монастырских вратах, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование. Это событие будет обозначать, что близок конец всей жизни на Земле, и, поэтому, до недавнего времени, Афонские иноки каждую неделю приходили в часовню проверять, на месте ли Вратарница.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. Собрав всю свою братию, Афонские монахи сотворили великое молебное пение с вечера до утра, и освятили воду со святыми мощами. Они облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портаитиссу, святой водой, потом собрали ту святую воду «в великую лохань», и облили новую доску, которую сделали из кипарисного древа. И опять собрали ту святую воду в лохань, отслужили Божественную литургию, а после дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку Иамвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону.

И вот новонаписанная икона ничем не отличалась от первой иконы — ни длиной, ни широтой, ни ликом. 13 октября 1648 года список встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. Впоследствии этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (но после революции эта икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную улицу Москвы — Тверскую. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Эта икона Пресвятой Богородицы приплыла в Иверский монастырь Святой горы Афон по морю, так она была спасена во времена иконоборческих гонений в IX веке. В честь неё монахами был выстроен храм над воротами монастыря, поэтому она получила название «Вратарница». В акафисте, сложенном в её честь, восклицается: «Радуйся, благая Вратарница, двери райские верным отверзающая!».

Много преданий и чудес связано с Иверской иконой. Однажды разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и закончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы. След от удара со струйкой крови изображают на всех списках (копиях) иконы.

Радуйся, благая Вратарница

Изготовлена риза для старинной иконы нашего города

…Фроловской святыне 132 года. Сколько горячих молитв шептали губы перед этим чудотворным образом… Утешала и спасала Богородица молящихся фроловчан в кромешное время Гражданской войны, в страшные годы Великой Отечественной… Помогала и помогает сейчас в тяжёлых болезнях, в трудную минуту жизни. Каждый день горят свечи у чудотворного образа…

Настоятель храма Богоявления, протоиерей Феодор АНДРОЩУК:

— Фроловский список Иверской иконы Пресвятой Богородицы был заказан казаками хутора Фролова у монахов монастыря на Святой горе Афон и привезен в Россию в 1887 году. Об этом свидетельствует надпись на оборотной стороне. Он был размещен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. После закрытия храма в 1936 году, икону скрывали верующие в частных домах.

В годы Великой Отечественной войны через Арчеду шел основной поток грузов в Сталинград. Фашистские самолёты бомбили станцию и город более 60 раз. Во время одного из налетов верующие фроловчане всю ночь молились в доме перед Иверской иконой. Наутро они увидели, что все вокруг лежало в руинах, уцелел только дом, в котором не прекращалась молитва. Пресвятая Богородица, в честь Рождества которой был сооружен первый в нашем поселении храм, хранит наш город и поныне. После строительства Богоявленского храма в центре города святыня перенесена в него — ближе к историческому месту — и установлена в киоте у левого клироса.

На пожертвования фроловчан изготовлен оклад, или риза, для иконы. Над ним трудились мастера из Свято-Троицкого братства (г. Щигры, Курская область). Она сделана из латуни, покрыта драгоценными металлами, украшена полудрагоценными камнями. Риза – это не только красота, украшение почитаемой иконы, но ещё и защита её от обветшания и выгорания.

25 февраля — в день празднования Иверской иконы Божией Матери — приглашаем всех фроловчан на утреннюю Божественную литургию. Состоится молебен Пресвятой Богородице перед её обновленной и украшенной Иверской иконой. li��aOu

Post Views: Количество просмотров 252

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.
Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва перед образом Иверской Божией Матери иная

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

История Иверской иконы Божией Матери

«Иверская икона в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 – 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и попросила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустили ее в море.
Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою – Вратарницею.
Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13/26 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы».
26 октября у православных христиан – празднование в четь Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
На фото Иверская икона Пресвятой Богородицы.
Иные страницы сайта, посвящённые Иверскому образу Царицы Небесной:
— Чудеса Иверского источника в Дивееве.
— Дивеево: Источник в честь Иверской иконы Божьей Матери.
Внимание! Это важно:
Исцеляющая сила молитвы доказана экспериментально.


Православная церковь 25 февраля празднует День обретения Иверской иконы Божьей Матери – чудотворный образ в этот день обрели монахи монастыря на Святой горе Афон.

Написал Икону Пресвятой Богородицы, одну из наиболее известных и почитаемых в православном мире, по преданию, Святой апостол и евангелист Лука еще при земной жизни Божией Матери.

Икона Божией Матери с начала XI века пребывает неотлучно на горе Афон, в Иверском монастыре, в честь которого и получила свое название.

Спасение святыни © Sputnik / Alexander Imedashvili

Впервые Иверская икона Божией Матери упоминается в IX веке Во время правления греческого императора Феофила велась жестокая борьба с христианской религией, а иконы безжалостно уничтожались.

В ту нелегкую для христиан пору древняя икона Божией Матери хранилась у благочестивой вдовы, которая жила вместе с сыном недалеко от города Никеи (территория современной Турции).

Однажды, по преданию, воины, посланные выискивать и уничтожать иконы, ночью ворвались в дом вдовы, и один из них копьем ударил по образу Божией Матери. Удар пришелся по изображению правой ланиты Богоматери, и из раны потекла кровь.

Женщина, в надежде спасти образ Божией Матери, упросила воинов оставить святыню до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы, смущенные кровью, выступившей на иконе, согласились.

Вдова, желая спасти икону Божией Матери от поругания, отнесла святыню к морю и опустила в воду. К изумлению вдовы и ее сына, икона не упала, а встав вертикально, ликом к берегу, двинулась по морю.

Как сложилась судьба вдовы в дальнейшем, неизвестно, а ее сын смог добрался до горы Афон, где стал монахом Иверского монастыря. Именно он рассказал монахам Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.

На лике Богородицы кровоточащая рана так и осталась, поэтому Иверскую Божию Матерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике.

Вратарница

Через два века монахи Иверского монастыря обрели икону Божией Матери. Однажды они увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в его основании образ Богоматери, стоящий на воде.

После молебна о даровании святыни обители благочестивый инок Иверского монастыря Святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял Святую икону и поставил в храме.

© Sputnik / STRINGER

На следующий день икона Богородицы была обретена над воротами обители, а не в храме. Так повторялось несколько раз, пока Божия Матерь не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что хочет быть Хранительницей иноков, а не хранимой ими.

По велению Божией Матери образ был поставлен над монастырскими воротами, поэтому эту икону Богородицы называют еще «Вратарницей» или «Привратницей».

Празднование в честь иконы Божией Матери совершается 25 февраля (по новому стилю) в Иверском монастыре — братия в этот день с крестным ходом идет на берег моря, где старец Гавриил икону принял.

Описание иконы

Иконография Иверской иконы — это особый вариант «Одигитрии», который получил в византийском искусстве название ᾿Ελεοῦσα (в переводе на русском «Милостивая»).

Богомладенца Божия Матерь держит на левой руке — правая рука протянута в молении к Спасителю, одновременно на Него указывая.

Лик Спасителя, голова которого приподнята, немного повернут к Божией Матери, которая слегка склонила голову к Нему. Лики написаны в своеобразной манере – крупные, массивные черты, миндалевидные, широко раскрытые глаза. Выражение ликов сосредоточенное, а взгляд устремлен вперед.

Иверскую икону нельзя спутать ни с какой другой – ее главным отличием является кровоточащая рана на правой ланите Божией Матери, нанесенная, согласно преданию, иконоборцами.

В начале XVI века грузинские мастера икону украсили чеканным окладом из серебра с позолотой. Оклад оставляет открытыми только лики Божией Матери и Богомладенца.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Оклад, по-видимому, довольно точно воспроизводит иконографию древней иконы, но на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Высота иконы составляет 137 сантиметров, а ширина – 87 сантиметров.

Значение Иверского образа

Иверская икона — один из самых удивительных образов по чудотворным проявлениям, выражающих самые разные действия Богородицы в земных пределах – Целительницы, Хранительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих как от человеческих пороков, так и природных катаклизмов.

Явившись на Афон чудесным образом, Иверская икона Божией Матери стала щитом для всех, кто постоянно молится за весь род человеческий на Святой горе.

Само существование Иверской иконы Божией Матери свидетельствует о том, что Пресвятая Богородица взяла весь род людской под свое Святое заступничество.

О благодатной помощи Божией Матери много рукописей хранятся в Иверской обители. Чудесным образом Божия Матерь защищала обитель от нашествий врагов, избавляла от пожаров, наполняла сосуды, умножала масло, овощи.

Так, например, когда голод угрожал Иверскому монастырю, Богородица, явившись скорбящему настоятелю, послала его в житницу, которая оказалась полной муки.

Значение Иверской иконы Божией Матери можно свести к обличению и вразумлению, которые не раз были дарованы монастырской братии. Одна из историй рассказывает о бедняке, которого не впустили на ночлег в обитель из-за отсутствия денег.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Огорченный бедняк встретил на пути женщину, которая даровала ему золотую монету. Вернувшись в обитель, бедняк отдал монету привратнику. Монахи поразились древности денежного знака и расспросив бедняка поняли, что он встретил саму Богородицу.

После этого случая иноки перестали требовать у бедняков плату за кров и трапезу и стали радушно принимать всех паломников.

Где находится Иверская икона

Пределов Ивирона «Вратарница» никогда не покидала. Списки чудотворного образа монахи посылали в ответ на просьбы мирян. Точная копия Иверской иконы Божией Матери находится и в Грузии – чудотворный образ прибыл в Тбилиси с горы Афон 5 апреля 2016 года.

Три раза в год икону выносят из параклиса, где чудотворный образ пребывает постоянно — в день ее обретения афонскими монахами, накануне Рождества Христова и на Успение Пресвятой Богородицы.

По преданию, Иверская икона Божией Матери покинет Святую Гору Афон незадолго до Второго пришествия — об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся монаху Феофану в 1813-1819 годах.

О чем молятся Иверской иконе

Иверскую Божию Матерь просят направить на правильный путь – образ помогает людям, которые раскаялись в своих грехах. Родственники также могут молиться, чтобы помочь своим родным.

Пресвятой Богородицы молятся об избавлении от разных недугов и об утешении в бедах, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, от пожара, об исцелении недугов телесных и душевных, а также при разных тяжелых ситуациях.

«Вратарница» – это лучшая защита от различных неприятностей, если икону держать в своем доме возле входа.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро¬дице, приими недостойную молитву на¬шу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде кон¬ца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, греш¬ных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога наше¬го, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

26 октября все православные верующие отмечают день почитания Иверской иконы Божьей Матери. Среди праздников церковного года есть несколько очень популярных в народе, хотя они и не являются ни двунадесятыми, ни даже великими праздниками. К ним относится и день Иверской иконы.

Икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. По преданию, ее лик написал на доске святой апостол и евангелист Лука, кисти которого приписывается несколько десятков икон Божией Матери.

Существует красивая легенда о том, как была обретена Иверская икона. В IX веке, во время царствования императора Феофила, ею владела вдова, проживавшая неподалеку от города Никеи. Тогда были времена иконоборчества, и для того чтобы спасти икону от уничтожения, она с молитвой доверила ее морским волнам. Прошло целых два века, прежде чем монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и взяли ее из вод.

В том месте на Афоне, куда икона была донесена одним из монахов и впервые поставлена на землю, забил святой источник. А сама икона ни в какую не согласилась находиться в алтаре монастыря. Она чудесным образом раз за разом оказывалась в нише над его вратами. Там она находится и в наши дни.

О том, как отмечать этот праздник и какие главные смыслы он нам несет, рассказал в интервью «МИР 24» профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, искусствовед Александр Копировский.

– Александр Михайлович, как Иверская икона стала почитаемой у нас в Россию?

Александр Копировский: Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Хотя на Руси все иконы Богородицы чтились, но в те годы более всего три – Смоленская, Владимирская и Иверская.

Икона, хранящаяся сейчас в Иверском монастыре на Афоне, датируется специалистами концом XI – началом XII века. Хотя судить об этом трудно – икона не только под окладом XVI века, но еще и под темной олифой. Чтобы увидеть, какая она есть, Иверскую икону желательно раскрыть, то есть снять грузинский оклад XVI века и реставрационно ее промыть. Это представляет собой определенную сложность, потому что в народе отношение к этому суеверное – часто считается, что на икону даже смотреть слишком внимательно нельзя.

На фото: Иверский монастырь в Греции
Фото: Бережков Алексей/ТАСС

С Иверской иконы на Афоне сделано много списков, один из них – специально для Москвы. Но важно понимать, что и образ в Иверском монастыре в свою очередь – это тоже список. Самые древние иконы Богородицы не сохранились, сейчас существуют только их списки, и поэтому все легенды, в частности об Иверской иконе, относятся не к тому образу, который находится сейчас на Афоне, а к прежде существовавшему.

– О чем молятся перед Иверской иконой, есть ли какая-то закрепившаяся в народе традиция?

А. К.: Мнение, что существует какое-то «разделение труда» между святыми – это глубокое заблуждение. Народ настолько не научен (он не виноват, его никто не учил), что часто действительно возникают такие представления. Нужно очень мягко подсказывать, что никакого разделение труда у святых нет. Что можно к любому святому обращаться в молитве со всякой нуждой или, наоборот, со всякой радостью. Молитесь тем святым, которые вам лично ближе, кто, возможно, вам лично открылся. Независимо от того, в каком случае ему якобы принято молиться. Это суеверие, но его нужно преодолевать очень мягко и настойчиво.

В народном сознании произошло и искажение почитания самой Богородицы: как будто она может донести наши молитвы Христу, как мама ходатайствует перед сыном-начальником. Такого рода народное «благочестие» – серьезная проблема и вызов для христианства.

Поэтому сейчас важно переходить от внешних сторон иконопочитания к большей глубине, которая непонятна вне главного евангельского события – Богоявления, явления Христа. Без просвещения иконопочитание всегда будет немножко искажаться.

– Что стоит рассказать детям накануне праздника, собираясь с ними в храм?

А. К.: Если исходить из того, что дети уже знают, что такое храм и зачем туда ходят, то я бы сказал детям, что мы с вами идем в гости к Богородице, у которой сегодня праздник. Главное, чтобы у детей не возникло ощущения, что каждая икона – это отдельная Богородица. Надо ясно дать им понять, что это одна и та же Богородица. Мы ее очень любим и поэтому изображаем много и по-разному.

А второе – я обратил бы внимание на то, что на этой иконе у Богородицы на лице маленькая красная ранка. Стоит рассказать историю, которая касается иконы, находящейся на Афоне. Есть такая легенда, что во времена иконоборчества солдат нанес по иконе удар мечом. И из иконы, как из живого лица, потекла кровь. Можно сказать, что этот удар нанес человек не духовный, который мыслил все очень реалистично и представлял себе, что икона – это лишь мертвая доска. Хорошо рассказать, что точно также боролись с иконами – жгли их и ломали – у нас в стране в советские годы, совсем недавно. Надо помнить и знать, что время идет, а люди, к сожалению, ничему не учатся.

А мы почитаем Богородицу, любим ее, и след ранки на ее щеке мы воспринимаем, как символ оскорбления самой Богородицы, хотя ударили всего лишь ее изображение, ее икону. Тот, кто хулит изображение, пытается оскорбить и саму Богородицу.

Детям стоит сказать, что в нашей истории были такие периоды, когда иконы жгли и ломали, а сейчас их наоборот очень ценят и выставляют в музеях. Но нам нужно ни в ту, ни в другую крайность не ударяться, а почитать сама Царицу Небесную.

И помнить, что мы приходим в гости к ней, и она нас принимает в честь своего праздника, как царица приглашает на прием в честь своей памятные даты.

Фото: Карпов Сергей/ТАСС

– Как правильно отметить этот праздник взрослым?

А. К.: Взрослым тоже полезно знать историю про иконоборцев.

Интересно, что православные грузины очень любят Иверскую икону, хотя она связана не прямо с Грузией, а с грузинским монастырем на Афоне. Но все равно грузины ее почитают особенно, в том числе и те из них, кто живет в России.

Но вообще-то взрослые у нас ведут себя как дети. Они часто ничего не знают и имеют очень тяжелые суеверия. Им надо говорить о том, что не стоит идти к Богородице только с просьбами. Кроме прошения, есть еще и благодарность, и покаяние, и славословие. Вот эти четыре направления каждый нормальный человек должен знать, чтобы он не ограничивался только просьбами. А чтобы принес в храм свою радость, свою благодарность, свою хвалу или, наоборот, свое покаяние перед чтимым образом.

Вот это гораздо важнее.Тем более что Иверская икона – это трагический образ, напоминающий нам о том, как люди отвергали Бога и не понимали веры.

– Откуда вообще взялась и как складывалась традиция праздновать день почитания иконы?

А. К.: Почитание образов существовало всегда, еще до христианства – например, приношение даров статуям Афины или Зевса. То есть по форме это народная традиция, идущая еще от дохристианских привычек. Но христианское отношение к иконам, то есть к образам, связано с явлением в мир Христа – с тем, что Бог сам вошел в человеческую историю, как Человек, и потому Он может быть изображен (в Ветхом Завете ведь был строгий запрет на изображение Бога). Поэтому в каком-то смысле празднование икон – это всякий раз празднование Богоявления.

И все праздники в честь Богородицы – это не отдельное ее почитание, а в том смысле, что она Мать Христа. Любая икона Богоматери с Младенцем – зримое явление того, что произошло в Рождестве Христовом и во всех остальных событиях Нового Завета – что во Христе сам Бог Отец через своего Сына и Духа Святого присутствует в мире.

Фото: Карпов Сергей/ТАСС

И икона передает это не просто как историческое воспоминание, а как божественное откровение. Именно поэтому древние иконы и по стилю написания отличаются от исторических или псевдоисторических картин, которые связаны с Новым Заветом, от иллюстраций. И хотя корнями условная живопись уходит еще в античность, своей вершины иконопись достигла уже в христианское время, после победы иконопочитания над иконоборчеством.

Образы Богоматери с Младенцем – зримое свидетельство того, что это она сама нам является, но не в своем земном, историческом образе, а в преображенном виде. Икона – это явление Богоматери и Спасителя в небесной славе, помноженное на народную традицию, на то, что народ хочет чего-то зримого, ощутимого. Что и привело к тому разнообразному почитанию, которое мы видим, особенно в России.

– Почему так много праздников богородичных икон на Руси?

А. К.: Праздников богородичных икон действительно много, празднуется около 30 известных икон, не говоря о менее известных. Такое распространение чтимых икон – некоторый знак недостатка духовного просвещения, прежде всего в форме бесед, живых ответов на вопросы людей, устного наставления, которое в святоотеческой традиции называется катехизацией или оглашением. А поскольку нет ни оглашения, ни образования, то в простом народе возникает естественная в хорошем смысле реакция – тяготение к образу, который как бы без слов все объясняет или, по крайней мере, дает возможность к чему-то приобщиться поверх внешних знаний.

Так что празднование икон – безусловно, народная традиция, которая родилась в церкви сама собой: появилась такая-то икона – ее почитают, и ей дается праздничный день в году, пишутся службы этой иконе. Но это имеет и свои минусы, потому что все кажется очень простым и понятным, как будто больше ничего знать и понимать не нужно. Исторически эта «простота» оказалась хуже воровства, она закрыла собой другую сторону традиции – духовную. Когда празднуют богородичные иконы, уже все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, об истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе, без связи со Христом. Это рискует превратиться в поклонение иконе как вещи, а не тому, кто на ней изображен. В то время как самое главное, внутренний смысл иконы – это явление самой Богородицы и Христа.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *