Иконографическая справка

Полнофигурное прямоличное изображение тронной Богоматери. Богоматерь обеими руками держит Христа, изображенного по центру ее фигуры. Правая рука матери касается правой ступни Младенца, а левая поддерживает его левое плечо. Левая ножка Христа выдвинута вперед, а правая отведена в сторону и, видимо, приподнята. Богоматерь облачена в темно-вишневый мафорий, оставляющий открытыми части рукавов и значительную часть подола голубой туники. Крупные, геометрических форм плоскости, образованные складками ткани, написаны с трехтональным переходом цвета, доходящего до почти белых высветлений. Надписи: по золотому фону красными буквами — (Матерь Божия единая надежда); рядом с головой Христа, по мафорию, золотыми буквами — IС ХС; слева от трона, красными уставными и прописными буквами — (Рука Каллиника монаха 1640 г.) и Фронтальному положению Младенца придают живость разворот тела и разнонаправленные движения: голова обращена вправо, взгляд направлен немного вниз, а ноги повернуты влево. Левая рука Христа приподнята в благословляющем жесте, в простертой правой руке, слегка опущенной, он держит развернутый свиток с надписью черными буквами: (Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня — Ис. 61.1). Белый хитон с вышивкой и золотым клавом обвязан широким красным поясом и оставляет непокрытой левую ножку до середины бедра. Охристый гиматий с золотым ассистом ниспадает по правой стороне фигуры, покрывая плечо, руку и ногу, по торсу большая часть хитона остается открытой. Трон с широкой спинкой, выдержанный в тоне теплой охры, декорирован золотым орнаментом и монохромной резьбой по дереву. Две полностью видимые стойки основания трона украшены львиными головами; на спинке просматриваются выразительные и чрезвычайно изящно исполненные профили небольших масок. Столбцы спинки завершаются орнаментальными деталями лиственной формы, по верхней части спинки проходит полоса, состоящая из точеных колонок с сетчатым плетением между ними, изображенная с помощью тонко проработанного золотого ассиста по темно-голу бому фону. Богоматерь сидит на двух вышитых золотом подушках — красной с двумя золотыми кистями по краям и зелено-синей.

Икона вифлеемской божьей матери. О чем просят и молятся

Над троном по обе его стороны — ангелы в поясном изображении с руками, покрытым светло-розовыми гиматиями, преклоняющие голову в молении Богородице.

Стилистическая справка

Образ тронной Богоматери с Младенцем на публикуемой иконе следует традиционным образцам иконографии и письма, не обнаруживая признаков прямого западного влияния. Строго фронтальный лик Богоматери имеет овальную форму, удлиненный нос, маленький рот с красными губами, широко открытые глаза, относительно небольшие и круглые — в сравнении с привычным типом больших миндалевидных глаз, и несколько ассиметричные — левый немного меньше правого; темно-коричневые тени, обрамляющие глаза и доведенные до дугообразных бровей, повторяют образец тронной Богоматери с Младенцем Андреаса Ритзоса на Патмосе. Личное письмо выполнено по темно-коричневому санкирю: глубокими тенями по контуру лика, вдоль хребта носа, по подбородку, шее, и каллиграфическими белыми светами, под глазами выписанными редкими параллельными дугами, а по центру чела, на подбородке, на крыльях носа и над верхней губой — короткими наклонными линиями. Лик Младенца отличается высоким очерком темени, плотным носом, вокруг которого тесно сгруппированы остальные детали лица, округлыми щеками и тщательно выписанным ухом. Тип тронной Богоматери с младенцем следует иконографической модели, принятой в изображениях в алтарной апсиде значительных византийских церквей, среди которых самым блистательным примером является Богоматерь IX в. в константинопольской Святой Софии. В иконописи наиболее примечательные образцы данного типа представлены работами мастеров Критской школы XV и XVI вв. и в первую очередь знаменитой иконой Андреаса Ритзоса на Патмосе. Тронная Богоматерь Андреаса Ритзоса может считаться самым вероятным образцом целого ряда более поздних икон, выявленных как на Патмосе, так и в иных местах, — например, икона в Ливорно (XVI в.) и икона Даронаса на Кефалонии (конец XVI — начало XVII вв.). Другая, не совпадающая с известными нам аналогичными образами Богоматери с Младенцем модель использована для изображения Христа, отличающегося как позицией тела и одеянием, так и развернутым свитком. Разнонаправленные движения Христа напоминают его изображения на иконах Богоматери-Живоносного источника XV в. — среди них наиболее известна икона художника Ангелоса в монастыре Одигитрии на Крите, а также иконы на Патмосе (1610-1620 гг.), на Синае и в частном собрании в Голландии. Свиток, однако, на всех этих иконах представлен в свернутом виде. Развернутый свиток с надписанием восходит к образцам итальянской живописи XIV в. и встречается на иконах так называемой Адриатическо-византийской школы XIV и XV вв. Значительное распространение данного мотива наблюдается в ряде икон типа Madre della Consolazione, иногда он встречается на иконах Богоматери Умиление и, реже, на образах Одигитрии, как например на двух иконах, на Кипре и в Равенне, где Христос повернут в сторону матери. Наиболее близкий к публикуемой работе вариант иконографии, с прямоличным Младенцем, наблюдается на иконе частной афинской коллекции, где, как и в настоящем случае, образы Матери и Младенца представлены в более "византийской" манере. Другой родственный вариант тронной Богоматери с Младенцем представляет собой "Богоматерь Ламбовитисса" Эммануила Тзанеса из собрания Ловердоса в Византийском музее, где Христос в объятиях Богородицы сидит на подушке справа и держит развернутый свиток. В этой композиции явной западной ориентации (Богоматерь типа Madre; высокий мраморный трон с устричной формы спинкой) Тзанес, по всей вероятности, использует, как и в других своих работах, старые образцы XV в. Аналогичный иконографический тип тронной Богородицы с Младенцем, дополненный символами евангелистов, мы встречаем на малой подписной иконе Эммануила Тзанеса на Синае. По форме, типу и орнаменту трон Богородицы представляет особый интерес, поскольку сочетает в себе разнообразные элементы, известные в иконописи Критской школы XV в. По форме он отличается от мраморного трона иконы Андреаса Ритзоса на Патмосе, но близок деревянному трону на парной иконе Христа и трону Богоматери на иконе из Эрмитажа, встречаемом также на позднейших иконах XVI и XVII вв. Сходство формы и типа этих тронов распространяется и на орнамент, характерными признаками которого являются львиные головы в основании, маски в профиль на спинке и детали, служащие завершением столбцов спинки трона. Все эти декоративные элементы наблюдаются на иконе "Деисус" в монастыре Вианну на Крите, написанной художником Ангелосом, который, по всей вероятности, был первым, кто привнес мотив трона в критскую живопись. С образцом трона Ангелоса настоящая икона имеет дополнительное сходство — двойную подушку, встречающуюся, кроме иконы Вианну, и на парной ей подписной иконе того же художника в собрании Канеллопулоса. Своеобразно оформление верхней части спинки трона с дополнительным сетчатым плетением по темно-глубому фону между монохромными точеными колонками. Тот же мотив, обогащенный рельефной передачей колонок, встречается на иконах XVII в., где основание трона следует модели Ангелоса в "Деисусе" Вианну; примером служат иконы Патмоса, а также икона тронного Христа в Янине, по всей вероятности, воспроизводящие более ранний, неизвестный нам образец XV в. Этому гипотетическому образцу, кроме публикуемого памятника, наиболее близка икона Богоматери из часовни Честнаго Креста на Патмосе — работа искусного мастера Критской школы начала XVII в., придерживающегося, как было отмечено, ранних иконографических изводов. Трон патмосской иконы имеет подобного типа львинные головы, поддерживающие сидение, и маски на спинке, а также ряд колонок в верхней части, отчетливо обозначенных в составе рельефно выписанной арочной конструкции. Предположение об общем образце этой и публикуемой икон подтверждается и наличием двух разноцветных подушек, встречающихся также на иных иконах с деревянным троном. Небольшие отклонения от начального образца наблюдаются, однако, в орнаменте верхней части трона, где используются лиственные мотивы и тема пальмового листа, происходящие из аналогичного украшения мраморного трона Богоматери на иконе Андреаса Ритзоса. Определенная свобода в интепретации образца, наблюдаемая на публикуемой иконе, созвучна иным, выше описанным стилистическим ее особенностям; в совокупности эти художественные признаки отделяют икону от известных работ мастеров XV в. Подводя итог, отметим, что автор настоящей иконы был знаком с творчеством выдающихся художников XV в. Андреаса Ритзоса (образ Богоматери и особенно черты лика) и Ангелоса (тип и орнамент резного деревянного трона с двумя подушками). Весьма возможно, что к неизвестной нам работе одного из этих художников восходит и своеобразный дополнительный декоративный мотив сетчатого плетения. С тем же или подобным ему гипотетическим образцом связан и иконографический извод Младенца Христа, объединяющий в себе различные элементы, известные по иконописи того времени. Публикуемая икона воссоединяет в новой композиции мотивы, характерные для Критской школы XV в., однако не представляется возможным установить конкретный прототип ее иконографии, по всей видимости, устоявшийся в иконописи той эпохи. Работа принадлежит замечательному мастеру, посвященному в традиции Критской школы и относящемуся к образцу не только с большим вниманием, но и с заметным творческим участием. Техника письма отлична от известных работ XV в. Драпировка одеяний Богоматери, с широкими поверхностями и обилием сложных складок, лишена энергии, блеска и прозрачности цветов, свойственных иконам XV в. В личном письме примечательны точность и индивидуальный почерк мастера, более всего проявляющийся в изображениях ангелов с розовыми оттенками на гиматиях. Изображение трона, очень близкое по характеру критской живописи XV в., особенно в таких деталях, как маски на спинке, дает представление не только о значительных технических навыках мастера, но и о его творческой способности к перевоплощению мотивов, воспринятых из палеологовского наследия. Аналогичное увлечение декоративными элементами такого типа наблюдается и в творчестве Феофана. Как показывают приведенные выше замечания, художественный почерк автора иконы позволяет отнести его к поколению критских мастеров, следующих традициям XV в. в несколько более поздний период.

Происхождение

Нет данных

Фрагменты

Библиография

Богоматерь с Младенцем (на престоле)

Реставрация: Икона на доске по тонкому грунту. Прориси контуров и деталей. Очень хорошая сохранность. Надпись с именем художника и датой начертана небрежно и неустойчивым почерком, что не позволяет считать ее подлинной. Кроме того, художественные особенности иконы не увязываются с обозначенной датой (1640 г.). Икона не реставрирована.

Размер: 88 х 70 х 2

Автор:Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица

Уточняющая датировка: 16 в. Начало

Век: 16

Страна: Крит

Место хранения: Собрание Велимезиса

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Ростовое

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса", т.е.

Вифлеемская икона значение и в чем помогает

"Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" — "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом — мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление — один из наиболее мистических типов богородичных икон. Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест — Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.
Еще одна разновидность иконографии "Умиление" — "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь — не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).
Итак, три названных нами иконографических типа — "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Иконография Богоматери

(празд. 1 мая, 22 окт.), по преданию, была вложена в 1347 г. визант. имп. Андроником III Палеологом в Монемвасийский мон-рь в Морее (сведениям о пребывании иконы в Монемвасии с 1347 противоречат как дата смерти Андроника III Палеолога — 1341, так и отсутствие упоминаний о ней среди святынь обители). В 1821 г., во время греч. восстания, настоятелем Монемвасийского мон-ря еп. Агапием А. и. была перенесена в Патры и завещана российскому генеральному консулу в Греции И. Н. Влассопуло, от сына к-рого А. И. Влассопуло в 1839 г. доставлена из Афин в С.-Петербург на Высочайшее имя имп. Николая I. 30 окт. 1839 г. А. и. была помещена в придворную ризницу и до 1868 г. хранилась в Большой ц. Зимнего дворца. С 1868 по 1877 г. находилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. После тяжбы, затеянной конкурсным управлением по делам несостоятельного должника А. Влассопуло, икона перешла во владение петербургского жителя М. А. Фёдорова, к-рый в 1885 г. продал ее петербургскому купцу Е. Н. Сивохину. 1 мая 1885 г. Сивохин перенес икону в Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь. После закрытия мон-ря в 1924 г. икона находилась в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда была похищена в 1983 г.

Предание, переданное, по-видимому, еп. Агапием, называло А. и. одним из 3 образов, писанных евангелистом Лукой (сомнения в достоверности этих данных высказал в 1866 духовник Их Императорских Величеств прот. П. Бажанов). По сведениям, доставленным имп. Николаю I А. Влассопуло, А. и. была выполнена в технике воско-мастики; ее размер ок. 33´ 24 см. Иконография характерна для икон, входивших в оглавные деисусные чины,- Богородица изображена без Младенца Христа, в трехчетвертном повороте вправо, со слегка склоненной головой, в короне поверх мафория. Отличительной особенностью образа является изображение раны на шее Богоматери.

Сохранились свидетельства о раме и ризе на икону, изготовленных еп. Агапием, и работах по украшению иконы, предпринятых в 1825 г. И. Влассопуло и в 70-е гг. XIX в. М. Фёдоровым. На нижнем поле иконы на серебряной пластинке находилась чеканная (?) надпись: «῾Η Κυρία τοῦ ̓Ανδρονίκου Αὐτοκράτορος Κ. Γ. Π. Σ.» (Владычица Андроника самодержца). 2-я надпись была помещена на серебряной золоченой раме образа: «Αὐτὴ ἡ παντίμιος ἁγία εἴκων ὑπάρχει δώρημα τοῦ εὐσεβοῦς βασιλέως ̓Ανδρονίκου Παλαιολόγου εἰς Μονεμβασίαν» (Эта всечестная святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию). Икона была украшена изображением герба Византийской империи, шитого золотом по зеленому бархату, также к ней был приложен нож, к-рым, согласно преданию, была ранена икона. В годы пребывания А. и. в Троицком соборе иждивением петербургского гражданина И. Ф. Громова и его жены для иконы был изготовлен киот с изображениями по сторонам святых Александра Невского и Марии Магдалины; при перенесении в Вышневолоцкий мон-рь образ был вставлен в раму (размер 103´ 90 см) с образами прп. Ефрема Сирина и мц. Неониллы (патронов Е. Сивохина и его супруги). Копия А. и. в 1885 г. хранилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. Сохранились списки с иконы кон. XIX в. небольшого размера (ЦМиАР, ЦАК МДА), надписи на к-рых не соответствуют подлиннику.

Празднование образу 1 мая было установлено в 1885 г. в воспоминание его перенесения из С.-Петербурга в Вышний Волочёк.

Лит.: Принесение древней греческой иконы Богоматери из Зимнего дворца в Троицкий собор, что на Петербургской стороне 12 мая 1868 г. СПб., 1868, 1875; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1873. Вып. 3. С. 371, № 488; Торжество принесения древней греч. иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова», из С.-Петербурга в Казанский Вышневолочский жен. мон-рь, 1 мая 1885 г. СПб., 1885; Снессорева. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. С. 468-470; Димитрий(Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1899. Вып. 9. Ч. 1. Май.

Византийская икона Божией Матери

С. 19-20; БухаревИ. Иконы. С. 133-134; ПоселянинЕ. Богоматерь. С. 678-679; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI — нач. XX в.: Кат. выст. из фондов Музея им. Андрея Рублева. М., 1995. С. 71, № 66.

Н. В. Пивоварова

Андроникова икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦАК МДА)

Андроникова икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦАК МДА)

По иконографическому типу, коих различают три: "Елеуса"("Умиление"), "Одигитрия"("Путеводительница") и "Оранта"("Молящаяся"), икона Милостивая принадлежит к типу "Елеуса", характерной особенностью которого является соприкосновение ликов Богородицы и Спасителя, символизирующее любовь без преград — безграничную любовь.

Икона Милостивая — образ таинственный. Лик Богоматери с младенцем Иисусом закрыт покровом (пеленой), на котором изображен контур образа. Образ не рискуют открывать даже патриархи, т.к. всякого посягающего ждет неизбежная Божья кара. Лишь однажды в 1699 г. Герасим — Патриарх Александрийский дерзнул приоткрыть пелену, за что тут же был наказан слепотой. Но Милостивая даровала ему исцеление, после того как Герасим, раскаявшись, умолил ее о прощении.
И все-таки лик иконы иногда открывается. Для помощи с урожаем, или ниспослания дождя икона Милостивая выносится на гору для молебна и пелена с нее снимается, но и тогда монахи не смеют смотреть на образ.

Краткая история иконы Милостивая

Евангелист Лука послал ее в числе прочих в Египет для укрепления веры местных христиан. До 980 года чудотворный образ пребывал там. В связи с иконоборческими гонениями икона Милостивая была перевезена в Царьград (Константинополь, ныне Стамбул) — столицу Византийской империи. Икона добралась туда не без приключений. Корабль, на котором перевозили "Милостивую", захватили сарацины-пираты, но Волею Божьей греки отбили ее, а сарацин пленили.
В Царьграде святыня была помещена в царском дворце. Но на этом история иконы Милостивая не заканчивается.
Однажды кипрский наместник Мануил заблудился в горах. Навстречу ему попался старец Исайя. Наместник грубо и непочтительно потребовал у старца указать дорогу. Старец проигнорировал его просьбу, и Мануил приказал слугам побить его. На следующий день наместник слег от неизвестной болезни. Вспомнив о своем поступке и связав его со своей хворью, он послал за Исайей, чтобы извиниться перед ним.
А Исайе, между тем, в ночь было видение, что все произошедшее с ним — Божий знак, чтобы через Мануила попросить императора передать икону на Кипр, в специально для нее выстроенный храм.
Исайя вылечил наместника, и тот пообещал свое содействие. Старец и Мануил отправились в столицу. А тем временем, дочь императора заболевает той же болезнью, что и наместник. Как нельзя более кстати прибывший во дворец Исайя излечивает ее, и вместе с Мануилом они излагают императору свою просьбу. После чудесного исцеления дочери и всего услышанного от Мануила император соглашается перенести икону Милостивая на Кипр. Но ему жаль расставаться с чудесным образом, и он решает схитрить. Перед Исайей ставят два образа на выбор — подлинный и его точный список, выполненный искуснейшим иконописцем. И тут на оклад истинной иконы садится пчела, указывая Исайе, что выбирать нужно ее (теперь эта пчела — символ Киккского монастыря, она изображается на некоторых списках с иконы Милостивая).
Так Киккский монастырь обрел свою святыню.

Монастырь четыре раза горел, но икона Милостивая всегда спасалась.
Многие чудеса (зафиксированные в бытописаниях Киккского монастыря) являла эта икона. Это и дожди в засушливые лета, и чудесные исцеления, в числе которых дарование детей бесплодным, и прекращение эпидемий. Один раз при нашествии саранчи, после обращения к иконе Милостивая, откуда ни возьмись, прилетела стая птиц и полностью уничтожила вредителей.
К окладу иконы прикреплена кисть руки, выполненная из железа. Это память о том, как некий мавр дерзнул ударить "Милостивую" и тут же его руку парализовало.

На Руси списки иконы Милостивая стали появляться с конца XVI века.
Где же можно посмотреть этот дивный образ?

Лучшие два списка древней святыни принадлежат кисти царского изографа из Оружейной палаты Симона Ушакова (1626–1686).

Первая — икона Милостивая ("Елеуса Киккотисса") (1668 г.) была написана для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского (Большая Полянка, д.29а). Оригинал иконы в 1935 году был перемещен в Третьяковскую галерею (Лаврушинский переулок, 10, зал 62), в экспозицию отдела древнерусского искусства.
Образ подписан: "Лета господня 7176 писал Пименъ Федоровъ зовом Симонъ Ушаковъ". Младенец Иисус на иконе держит в руке свиток с надписью: "Дух Господенъ на Мне, Его же ради помаза Мя".

И вторая — икона "Богоматерь Елеуса Киккская" (1675 г.) из соборного храма Успения Флорищевой пустыни (теперь находится в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике).
Есть основания полагать, что в пору написания иконы во Флорищевой пустыни, игуменом был будущий митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион, который доводился родственником Симону Ушакову.
На иконе Милостивая сверху заключены в круги монограммы Христа и Богородицы, а в прямоугольнике написано по-гречески "Елеуса Киккотисса". Внизу рукой Симона начертано: «7183 писал Пименъ Федоровъ сынъ по прозванию Симонъ Ушаковъ со ученикомъ въ обитель Пресвятыя Богородицы на Красныхъ горахъ въ Гороховецкомъ уезде, поминать младенца Михаила некрещенаго».

В 1999 году в Зачатьевский женский монастырь Москвы (2-й Зачатьевский переулок, 2) была возвращена ее древняя святыня — икона Милостивая из храма Пророка Илии в Обыденском переулке, где она хранилась с 1927 года. Этот список датируется XVIII веком.
К этой иконе приходят молиться о даровании ребенка бесплодные пары. Само название монастыря — "Зачатьевский" вселяет в людей надежду.
Оклад иконы обрамляет лик Богородицы так, что видно левое ушко, в связи с чем в народе укрепилось название образа "Слушательница", будто Милостивая внимательно выслушивает возносимые к ней молитвы и по вере исполняет их.

Есть икона Милостивая и во Всехсвятском храме в Кулишках (Москва, Славянская площадь, д. 2). Характерной особенностью этого образа является изображение пчелы на окладе.

В Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (г.Рыбинск, Волжская наб., д.2) находится икона "Богоматерь Киккская", выполненная иконописцем Тюменевым Леонтием Яковлевичем (конец XVII — начало XVIII вв.) из церкви Обновления храма Воскресения Христова (1787) (село Борзово Рыбинского района).

Молитва пред иконою Милостивая

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие!
Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость.
Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси его Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся святому образу Твоему.
О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоноснеи Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити от погибели вечныя.

Византийская икона Божией Матери

Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози, благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Дни празднования иконе Милостивая — 25 ноября и 8 января по новому стилю.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *