biblecomua

Елена пишет:

Я хотела бы узнать, что означает слово взалкал? Какое физическое состояние описывается этим термином? В частности описанном в Матф 4:2.Спасибо.
Приветствую Вас, Сестра Елена!
«Алкать» — это устаревшее русское слово, имеющее значение «испытывать голод». В настоящее время остались слова, производные от корня этого слова, например, «алчность» — «сильно желание иметь». Слово «алкать» употребляется по отношению желания пищи, точно так же как слово «жаждать» употребляется по отношению желания питья.
Что касается конкретно текста из Мф 4:2, где говорится, что Христос взалкал после сорокадневного поста в пустыне, то здесь оно используется более как литературный прием для того, чтобы обозначить переход от сообщения о времени в пустыне к сообщению об искушении сатаны в вопросе питания — сделать хлебы из камней. С другой стороны, если отражать именно физическое состояние, то при полном воздержании от пищи, повышенное желание к еде существует только на протяжении первых суток или двух. В дальнейшем полное голодание переносится гораздо легче в вопросе желания пищи. Однако спустя определенное время, по мере сильного истощения организма, чувство голода начинает возвращаться. Именно это физическое состояние и описано в данном тексте. К концу сорокадневного воздержания от всякой пищи у Иисуса возвратилось чувство голода, что и передано словом «взалкал».
Благословений!
Василий Юнак

Значение слова «взалкал»: толкование и примеры предложений

Что значит слово «взалкал»? Каково его лексическое значение? Оно нечасто встречается в речи, поэтому его толкование не всем известно. В статье представлено его обозначение. Для закрепления значения слова «взалкал» будут приведены примеры предложений.

Толкование

Что же обозначает это слово? Для начала стоит отметить, что «взалкал» — это глагол. Он стоит в форме прошедшего времени. Можно определить, что глагол употреблен в мужском роде. У него есть начальная форма — взалкать.

Значение слова можно отыскать в толковом словаре. Оно буквально означает сильно захотеть чего-то, пожелать.

Вам будет интересно:»Малахольный» — это о странностях поведения

В словаре Даля также указано, что взалкал — это проголодался, отощал. И по Ушакову приведено такое же значение.

Стоит отметить, что оно практически не употребляется в современной речи. Используется лишь в текстах церковной тематики. Это архаизм, вышедший из повседневного обихода.

Также в толковых словарях отмечается поэтический оттенок значения слова «взалкал». Ранее оно достаточно часто употреблялось в стихотворных произведениях. А сегодня встретить его — большая редкость.

Примеры предложений

Слово «взалкал», как было отмечено, встречается лишь в церковных текстах либо в художественных произведениях. Раньше оно могло использоваться в разговорной речи, но теперь вышло из обихода. Чтобы лучше усвоить толкование, можно составить несколько предложений.

  • Взалкал поэт покоя, не хотел он публику веселить речами пустыми.
  • Артист взалкал славы, бросил все и пошел вперед к своей мечте.
  • Священник взалкал после строгого поста, он мог позволить себе лишь краюшку черствого хлеба.
  • Я никак понять не могу, что значит «взалкал».
  • Не ел я восемь дней, держался и только на девятый день взалкал, съел две ягоды малины.
  • Путник взалкал утолить жажду, но по пути, как на беду, не было ни единого колодца, поэтому решил он напиться из криницы.
  • Синонимы к слову

    Глагол можно заменить схожими по значению словами. Все они стоят в мужском роде и прошедшем времени. Подбирать их нужно в зависимости от конкретного значения слова «взалкал» в предложении.

  • Жаждал. Кот жаждал пищи.
  • Мечтал. Писатель мечтал о славе.
  • Возжелал. Правитель возжелал новый наряд, расшитый золотом и камнями драгоценными.
  • Проголодался. Путешественник так проголодался, что съел все запасы продовольствия.
  • Теперь значение слова «взалкал» не вызовет вопросов. Этот глагол практически не употребляется в современной речи. Сохранился он разве что в церковных текстах, также упоминается в Библии.

    ЧТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ СУББОТЫ

    ЧТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ СУББОТЫ

    Что такое нарушение субботы?

    Четвертая из Десяти заповедей гласит: «Храни день субботний, чтобы освящать его».

    Напомним, что было сказано выше, в начале раздела, посвященного субботе: этот завет подразумевает запрет совершать что-либо, что несовместимо со святостью субботы.

    Сразу же возникают вопросы: что такое «нарушение субботы»? Какие виды работы квалифицируются как «нарушение субботы»? Попытаемся в этой главе вкратце ответить на эти и подобные им вопросы. Вкратце -потому что законы о субботе чрезвычайно многочисленны и разнообразны, и для их описания нам пришлось бы написать отдельную книгу.

    Отцы работ и их потомство

    В гл. 7-й трактата Мишны Шабат перечисляются 39 основных видов работ, запрещенных в субботу. Они образно называются «отцы работ», у каждого из которых есть многочисленное «потомство» – то есть производные от них виды работ.

    Виленский гаон писал, что у каждого из 39 «отцов работ» есть 39 «детей» – так что всего их 1521 (39×39). Если прибавим к ним самих «отцов», то всех работ, запрещенных в субботу, окажется 1560. Но это только те работы, которые запрещены по букве закона Торы, – к ним надо еще добавить те, что запрещены нашими мудрецами и называются «нарушениями покоя».

    Как определили 39 отцов работы ?

    Ключом к определению тех видов работ, которые запрещено делать в субботу, является строительство Мишкана, переносного Храма, сопровождавшего евреев в пустыне после их исхода из Египта. Намек на связь строительства Мишкана с соблюдением субботы несколько раз повторяется в книге Шмот. Например, в гл. 31-й, перечисляющей .утварь Мишкана, сказано: «Но субботы Мои храните, ибо это – знак между Мною и вами на все поколения ваши, чтобы знали все, что Я – Г-сподь, освящающий вас… Шесть дней будет делаться работа, а в день седьмой – суббота, день полного покоя, посвященный лишь Г-споду; каждый, кто в день субботний работает, будет предан смерти».

    В этой связи Тора указывает нам, что при всей важности построения Мишкана им следует заниматься только шесть дней в неделю. Все виды работ, необходимые для возведения Мишкана, в субботу запрещены.

    И еще один пример мы находим в книге Шмот. В 35-й гл., также в связи с воздвижением Мишкана, сказано: «Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой будет для вас свят – днем полного покоя, посвященным лишь Г-споду; всякий, кто в день этот работает, будет предан смерти. Не зажигайте огня в день субботний – где бы ни жили вы».

    Все эти цитаты указывают на глубокую внутреннюю связь между строительством Мишкана и законами субботы. Все работы, необходимые для строительства Мишкана, изготовления его утвари и приготовления ее для начала служения Вс-вышнему, запрещены в субботу. И работ этих – 39.

    Среди них есть 11 видов работ, необходимых для изготовления хлеба (то есть того хлеба, который лежал в Храме на золотом столе): пахота, сев, жатва, вязание снопов, молотьба и т.д. вплоть до выпечки хлеба.

    13 видов работ связаны с изготовлением одежды (одежды когенов, а также матерчатых частей Мишкана – занавесей, крыши и т.д.): стрижка овец, расчесывание шерсти, отбеливание и т.д. вплоть до шитья и разрезания материи.

    9 работ необходимы для того, чтобы получить возможность писать (Мишкан разбирали каждый раз, когда трогались в путь, и вновь собирали на следующей стоянке; для того, чтобы облегчить работу, все балки и части Мишкана были помечены номерами): охота, чтобы добыть шкуру оленя для выделки из нее пергамента, снятие шкуры с туши, выделка кожи… вплоть до писания и стирания написанного (для того, чтобы написать снова).

    2 работы – строительные: строительство и разрушение построенного (для того, чтобы построить лучше).

    2 работы связаны с огнем: разжигание огня и его тушение.

    38-й «отец работ» называется «удар молотком». Это окончание какой-либо работы, придание изготовленному изделию совершенного вида.

    А последний, 39-й «отец работ» – это вынос и перенос предмета из личного владения в общественное и наоборот, а также запрет проносить что-либо в общественном владении более четырех локтей.

    Итак, у каждой из основных 39 работ есть производные. Как соотносятся они между собой?

    Связь между основной и производной работой выражается либо как внешнее сходство действий, либо как сходство целей, достигаемых этими работами.

    Например: вырывание волос, их стрижка, бритье и остригание ногтей характеризуются как «дети» одного «отца работ» – стрижки овец. Суть всех их состоит в отделении чего-то, связанного с телом живого существа. Несмотря на то, что цели этих действий различны (а иногда прямо противоположны – шерсть состригают с овец для того, чтобы ее использовать, срезанные части ногтей, напротив, выбрасывают), все они классифицируются как производные от одного «отца работ».

    С другой стороны: поливка сада или замена воды в вазе с цветами – «дети» сева. Хотя сами действия совершенно непохожи одно на другое, цель у них одна -выращивание растения или сохранение его.

    Другие приметы

    Вязание венка из цветов – работа, производная от вязания снопов.

    Несмотря на различие в целях, эти виды работ объединены сходством действий.

    Отделение трумот умаасрот, а также халы от теста – это «дети» «удара молотком». Не правда ли, на первый взгляд очень странно? Однако все эти действия имеют одну и ту же цель: сделать что-либо пригодным к употреблению. Мастер, забивая последний гвоздь или распрямляя вмятину, делает вещь готовой для использования. Точно так же и отделение трумот умаасрот делает пищу пригодной для еды – ведь в противном случае Тора не разрешает ее есть.

    Можно было бы привести великое множество примеров запрещенных и дозволенных работ в субботу, и написано немало книг, трактующих эти вопросы. Тому, кто хочет расширить свои познания в этой области, можно рекомендовать книгу «Шмират шабат кегильхата» («Соблюдение субботы должным образом»), отвечающую на многие вопросы, которые возникают в наше время в связи с развитием технологии.

    Будничные дела и мукцэ

    Кроме «отцов работ» и их «детей» в субботу запрещены все те действия, которые характерны для будней, так как они несовместимы со святостью субботы.

    Этот подход базируется на словах пророка Йешаягу (гл. 58-я): «Если дашь ты покой своим ногам в субботу, не занимаясь своими делами в Мой святой день, и назовешь субботу блаженством, досточтимым днем -святым днем для Г-спода, и будешь чтить его тем, что не станешь в этот день делать того, к чему ты привык в будни, преследуя свою выгоду, и от разговоров об этом воздержишься – удостоишься ты блаженства Б-жественного, и Я возведу тебя на высоты земли, и дам тебе насладиться уделом Яакова, отца твоего, – истинно это, ибо уста Г-спода так изрекли!»

    Для того, чтобы наша суббота в самом деле заслуживала имени «святого дня для Г-спода», мы должны уделять особое внимание трем моментам категории «храни»:

    1. «Не станешь в этот день делать того, к чему ты привык в будни». Даже ходить в субботу следует не так, как в будни, – когда человек спешит, торопится, бежит… Говорят наши мудрецы: пусть даже походка твоя в субботу отличается от походки будней.

    2. «Преследуя свою выгоду». Все стремления, связанные с работой, заработком, погоней за материальными благами, должны быть забыты в субботу.

    3. «И от разговоров об этом воздержишься». Пусть твой разговор в субботу отличается от разговоров будней. Биржевые новости, политика, состояние счетов, рекламы товаров – все это не существует для нас в субботу.

    Очевидно, что все это никак не связано ни с одним из «отцов работ». Однако – это «будничные дела», и как таковые они запрещены в субботу.

    Отсюда наши мудрецы делают вывод, что перенесение с места на место тех вещей, которыми мы пользуемся в будни, безусловно не соответствует святости субботнего дня. Если уж разговор на будничные темы запрещен – то тем более запрещены действия, характерные для будней.

    Предметы, которые нельзя переносить в субботу, наши мудрецы назвали мукцэ – то есть нечто особенное, чего следует сторониться в субботу. Рамбам говорит, что причиной установления закона о мукцэ является опасение, что если человек будет беспрепятственно брать в руки и переносить различные вещи, он способен скоро преступить завет Торы о субботнем отдыхе от работы.

    Существует несколько разновидностей мукцэ:

    • «Мукцэ из-за запрещенной работы». Это – любая вещь, служащая для исполнения работы, запрещенной в субботу: например авторучка, деньги, автомобиль, молоток, пила и т. п. Их нельзя брать в руки и даже дотрагиваться до них нельзя.

    • «Мукцэ из-за отвращения». В эту категорию вклю чается все, что непригодно для использования и до чего неприятно дотрагиваться: осколки посуды,– камни, песок, отходы, помои и т. п.

    • «Мукцэ из-за возможности убытка». Это те вещи, которые находятся в доме не для личного пользования, но для продажи. Перед наступлением субботы хозяин дома обязан решить про себя, что на протяжении всей субботы эти вещи как бы не существуют для него и лишь после окончания субботы он имеет право продать их. С этого момента он не может передумать и взять их в субботу для какого-либо личного использования. Другой пример: нож для шхиты или нож для совершения обрезания – инструменты тонкие и дорогие, предназначенные лишь для определенной цели, малейшая щербинка на лезвии делает их непригодными. Поэтому нельзя брать их в субботу для того, чтобы, например, разрезать хлеб или фрукты, и т. п.

    • «Мукцэ из-за неприготовленности для субботы». Здесь речь идет о таких вещах, которые при наступлении субботы использовать было совершенно невозможно, однако в течение субботы они пришли в состояние годности для употребления. Галаха говорит, что, тем не менее, пока суббота еще длится, ими нельзя пользоваться. Например, нельзя есть плоды, упавшие с дерева в субботу (а срывать их с дерева нельзя по другой причине: это запрещенная работа, производная от «отца работ» жатвы): при наступлении субботы они были недоступны для использования, а потом, хотя они сами упали на землю, мы не имеем права взять их до тех пор, пока суббота не кончится.

    Почему нельзя включить свет в субботу?

    Часто спрашивают: почему в субботу нельзя зажигать свет? Ведь это действие не связано ни с какими физическими усилиями? Когда-то действительно нужно было немало потрудиться для того, чтобы высечь искру, ударяя камнем о камень, – но ведь сегодня нам нужно всего-навсего нажать на выключатель?! Почему нельзя раскрыть в субботу зонтик? Почему нельзя играть в субботу в футбол?

    Ответ на эти вопросы таков. Фактически эти и все аналогичные действия неразрывно связаны с каким-либо из «отцов работ», о которых было сказано выше. Например, включение электрической лампочки относится к категории работ, связанных с запретом зажигать огонь в субботу; раскрытие зонтика – с запретом разбивать шатер в субботу (и вообще строить); играть в футбол – с запретом делать борозды в земле (работой, производной от «отца работ» пахота), и т. д.

    Принципиально же есть исчерпывающие ответы на все эти и подобные им вопросы. Прежде всего следует выяснить, что же именно Тора запрещает делать в субботу. И тут мы обнаруживаем, что в иврите для понятия «работа» есть два разных слова: авода и млаха. Попробуйте-ка найти в Танахе запрет совершать в субботу работу-авода! Такого запрета нет. Авода в субботу вовсе не запрещена. А что же запрещено? Млаха. Как говорит Тора: «А день седьмой — суббота во имя Г-спода, Б-га твоего, не делай в нем всякой работы «.

    В чем же состоит различие между млаха и авода? Авода – это труд, связанный с определенными физическими усилиями. Млаха – это творчество, плод мысли и воображения творящего. Поэтому никогда слово авода не употребляется для обозначения «умственной работы» – это млехет махшевет. Искусного портного или умелого ювелира не называют баал авода, он – баал млаха. Итак, Тора запретила нам в субботу работу-млаха – как напоминание о Сотворении мира и свидетельство того, что весь мир – и земля, и небеса – в руках Вс-вышнего. Ведь в день седьмой Творец прекратил отнюдь не физическую работу, ведь «десятью речениями сотворен мир» – а вовсе не физическими усилиями, не работой-авода!

    «…И завершил Б-г в день седьмой работу Свою, которую создал, и прекратил Б-г в день седьмой всю работу Свою, которую создал; и благословил Б-г день седьмой и освятил его – ибо тогда прекратил Б-г всю работу, которую Он Себе сотворил».

    Сотворение мира за шесть дней – это творческая работа: «Да будет свет!», «Да будет небосвод!»; это проявление потенциала уже сотворенных созданий: «Да произрастит земля!..», «Да воскишит вода!..», «…и птица полетит». Вот какую работу прекратил Творец в день седьмой, и вот от какого вида работ Он повелевает человеку устраняться в субботу! Запрет зажигать огонь в субботу вовсе не проистекает от необходимости бить камнем о камень – запрещено это’потому, что извлечение искры невозможно без работы творческой мысли. Простым нажатием на выключатель мы приводим в действие сложнейшее явление, электрический ток, и используем его для получения света и тепла. Хазон-Иш, один из крупнейших современных кодификаторов законов Торы, считает, что включение электричества в субботу запрещено потому, что это -«дитя отца работ» строительство, начисто лишенного всякого отношения к физическому труду, однако запрещенного потому, что это – работа творческая.

    Все сказанное относится не только к вопросу о включении и выключении электричества, но и ко всем проблемам, связанным с запуском любого из бесчисленных механизмов, наполняющих наш мир. Если, к примеру, человек в субботу празднует в своем доме «бар-мицву» и ему не хватает стульев, чтобы рассадить всех гостей, ему разрешается принести необходимое количество скамеек – хотя эта работа физически весьма тяжела. С другой стороны – всего-навсего чиркнуть спичкой для того, чтобы зажечь сигарету, запрещено категорически. Вы скажете, что здесь нет никакой логики? Напротив: в таскании скамеек нет ничего от работы-млаха, и Галаха разрешает их таскать, если возникла в этом необходимость. Однако в зажжении спички есть элемент творчества – это создание в нашем мире того, чего ранее не существовало, – и потому в субботу запрещено.

    Эарув хацерот и эарув тхумим

    Как мы уже говорили выше, последний, 39-й «отец работ» – это запрет выносить вещи из частного владения в общее и наоборот.

    В эпоху Мишны и Талмуда «общественным владением» называлось открытое место шириной не менее 16 локтей (примерно 10 м). Таким «общественным владением» была улица или площадь. Оттуда входили в проулок (мавой), а потом – во двор, в который выходили двери нескольких жилых домов. Для того, чтобы делать возможной переноску вещей (которые разрешается переносить в субботу) из дома в дом через двор или из двора в другой двор через проулок, мудрецы Торы установили эйрув хацерот, буквально – «объединение дворов». Для этого все жильцы двора или проулка собирают немного пищи, и пищу эту помещают где-то в пределах двора или проулка. Получается, что все жильцы как бы участвуют в одной общей трапезе, и таким образом весь двор или весь проулок становится одним владением, в пределах которого можно переносить вещи в субботу.

    В наше время эйрув хацерот совершается местным раввинатом. В знак того, что весь город или весь населенный пункт объединяется в одно владение, весь он обносится символическим забором – проволокой, натянутой между столбами. В пределах этого забора в субботу разрешается переносить те вещи, которые не являются мукцэ.

    Надо сказать, что за пределами Эрец-Исраэль устройство эйрув хацеропг – вещь почти нереальная, и потому там евреи, соблюдающие заповеди, ничего в субботу не выносят из дома на улицу. Поэтому, например, они приносят «талит» в синагогу в пятницу и оставляют его там до окончания субботы.

    «Пусть никто не выходит из места своего в день седьмой», – говорит Тора. Из этих слов вывели наши мудрецы, что в субботу нельзя отходить за пределы населенного пункта более чем на расстояние 2000 локтей (немногим более километра). Это расстояние отсчитывают от последнего дома населенного пункта в том направлении, в котором идут. Если человек знает заранее, до наступления субботы, что он должен будет достигнуть какого-то места, расположенного дальше, чем 2000 локтей, он обязан обеспечить себе эту возможность в пятницу незадолго до захода солнца! Для этого он берет минимальное количество пищи, которого хватит на две трапезы, и кладет это в каком-нибудь потаенном месте там, где кончаются 2000 локтей от его города. Тем самым он «приобретает себе место на субботу» там, где оставляет еду, и получает право идти оттуда вперед еще на 2000 локтей. Это действие называется эйрув тхумим, то есть «объединение областей». Следует, однако, заметить, что сделав эйрув тхумим в одном направлении – скажем, на восток, – вы теряете право идти в субботу на 2000 локтей из вашего города в противоположном направлении – то есть на запад.

    Эйрув тавшилин

    Нельзя с субботы заготавливать что-либо на будни и даже на праздник, наступающий непосредственно на следующий за субботой день. Не только это, но и заготовление чего-либо с праздника на субботу запрещено. Однако случается, что праздник приходится на пятницу (например, 7-й день Песаха), или даже на четверг и пятницу подряд (Рош-Гашана или два дня праздника, которые соблюдаются за пределами Страны Израиля). В сам праздник можно готовить пищу, но готовить в праздник что-либо на следующую за ним субботу нельзя. Однако Тора недаром называется Торат хаим, «Тора жизни». Мудрецы позаботились о том, чтобы яствами, приготовленными в праздник, мы могли наслаждаться и в следующую за праздником субботу. Для этого мудрецы установили эйрув тавшилин («объединение приготовления пищи»). Этот обряд совершают следующим образом: накануне праздника под вечер берут буханку хлеба, халу или целую мацу с каким-либо кушаньем, имеющим ценность в наших глазах, – например, куском мяса, рыбы, жареным или вареным яйцом, откладывают это в сторону и говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам эйрув!» Затем добавляют: «Благодаря этому да будет позволено печь, варить, укрывать пищу, зажигать свечи, готовить и делать все необходимое для субботы в предшествующий ей праздник нам и всем сынам Израиля, живущим в этом городе».

    Эйрув тавшилин объединяет праздник и субботу -они словно становятся одним днем. Принято съедать эту еду во время третьей субботней трапезы, используя этот хлеб в качестве лехем мишнэ.

    Картина «Христос в пустыне» художника Ивана Крамского / www.tretyakovgallery.ru

    Когда Господь постился в пустыне, Он, как сказано в Евангелии от Матфея, напоследок взалкал. Иногда в разъяснениях этого места встречаются неправильные выводы, указывая, что после сорокадневного поста Господь пришел в такую степень истощения, что Его непосредственное единение с Богом Отцом начало колебаться. Разумеется, это не так.

    Единение с Богом Отцом не могло поколебаться в принципе, потому что во Христе две природы (Божественная и человеческая) и одна Ипостась (Божественная, которая и определяет, как поступить). Все связанное с постом — чувство голода, жажды и прочее — могло коснуться только человеческой природы Христа, но не Его Ипостаси.

    Моисей в пустыне воздерживался от пищи сорок дней и получил от Бога откровение, так же постился и пророк Илия. Что же, Господь слабее их? Поступки любого человека определяются не его природой, а ипостасью. Если сказать проще, ипостась — это «кто», а человеческая природа — это «что» (она одинакова у всех людей). Ипостась обладает этой природой и всегда выбирает, как поступить. Поскольку во Христе Ипостась Божественная, то никаких колебаний в Нем быть не могло: Он всегда действовал в соответствии с волей Небесного Отца (см. Ин. 5:30).

    Божественная природа всецело принадлежит каждой из трех Божественных Ипостасей. Нам же, людям, принадлежит только часть человеческой природы, потому что грех разделил ее единство. Каждый человек, каждая человеческая ипостась — Иван, Петр, Мария, Наталья… — обладают своей частью человеческой природы и управляют ею.

    Цель Господа Иисуса Христа — воссоединить всех в Себе (ср. Ин.14:20), но она полностью исполнится только во Втором Пришествии Спасителя, а пока лишь отчасти осуществляется в Церкви. Но в реальной жизни и в Ней мы, в силу греховности, не имеем полноценного единства, к которому призваны. Несмотря на это, история сохранила много достойных примеров из жизни православных семей и монашеских общин, когда ежедневным трудом над собой и помощью Божественной благодати люди достигали такого взаимопонимания, становились так сплочены, что представляли как бы один организм.

    Когда Господь постился в пустыне, Он, как сказано в Евангелии от Матфея, напоследок взалкал

    Например, святитель Василий Великий писал о своем монастыре, что он видит в нем единство насельников по образу Святой Троицы. Каждый монах в нем делал все для общего блага, забывая о себе. Это поистине пример христианского самопожертвования, образец любви к Богу и ближним. Все мы призваны стремиться к такому же единству.

    Апостол Павел сравнивает Церковь Христову с телом, а каждого из нас называет членом этого тела (ср. Рим.12:5; Еф. 5:30). Как в теле каждый член действует на благо всего тела, а не так, что рука хочет своего, а нога — своего, и никак им не договориться. В идеале так должно быть и в христианском сообществе. Но в жизни у нас нога тянет одеяло на себя, рука — на себя, а ухо вообще мерзнет. Поэтому Церковь называется также лечебницей, где мы должны получить исцеление. По крайней мере, мы, являясь ее членами, должны достичь этого. А врач у нас Один — Христос.

    В какой мере каждому из нас удается исцелиться — это другой вопрос. Мы можем говорить об исцеленности Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, ведь они достигли спасения. Те люди, которых мы видим рядом, с которыми общаемся, соприкасаемся в земной Церкви, все заражены вирусом греха, и Христос пришел на землю, чтобы исцелить нас. Как Он говорит, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», и Он пришел спасти не праведников, а грешников (Мк. 2:17).

    Исходя из этого, Церковь особо призывает в дни Великого поста увидеть свои прегрешения, а не грехи ближнего. Подмечать, в чем тот или иной человек неправ, так же нелепо, как если бы человек, имея серьезную проблему с легкими, находясь у врача, обсуждал мозоль друга: «Я, мол, чувствую себя сегодня неплохо, у меня только туберкулез, а этот — негодяй! У него ведь мозоль на ноге, и он ходит еще по общественным местам!» Такой пример суждения кажется абсурдным, но именно это происходит с человеком, который осуждает ближних, а свои грехи не видит.

    Итак, зачем же Господь напоследок взалкал? Ведь Он мог силой Своего Божества заставить человеческое естество не испытывать голод, но по собственному произволению Он ощущал изнурение тела и даже позволил сатане искушать Себя. Почему? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос сделал это, «показуя человеческое», то есть чтобы показать, что Он истинный Человек. Мы всегда видим во Христе два действия: Божественное (например, когда Он ходил по водам) и человеческое (Господь заплакал, узнав, что друг Его Лазарь умер).

    Более того, тем, что Господь напоследок взалкал, Он привел дьявола в недоумение. Если посмотреть текст Евангелия, можно заметить, что сатана начал задавать вопросы со словом «если»: «Если Ты — Сын Божий…», сделай то-то и то-то, покажи Свою силу (см. Мф. 4:3,6). Но Спаситель отверг искушение. Дело в том, что дьявол не знал тайны спасения. Он не мог понять: то Христос ведет Себя как Бог, а то как Человек. Дьявол видел, что рождение Спасителя было безмужнее, и понимал, что это событие неестественного порядка. Опять же, двенадцатилетний Христос поразил седобородых книжников и начальников иудейских Своими знаниями и мудростью в Иерусалимском храме. В то же время Господь, как каждый из нас, страдал от жажды, нуждался в пище и сне. Потому дьявол и пытался прельстить Его земными благами, может, кроме пищи Он еще захочет власти или славы.

    Сатана понимал, что Иисус Христос — неординарная Личность, Посланник Божий, с Ним надо справиться любым способом. Дьявол ведь пытается найти для каждого особый крючок, «желанную» страсть, которая погубит человека. И над Христом он стремился получить власть, но так и не сумел, ведь перед ним был Богочеловек.

    Господь, уйдя после Крещения от Иоанна в пустыню, подает нам пример христианской жизни. Без самоотверженного подвига немыслимы жизнь ни мирянина, ни монаха. Основа этого аскетического подвига — пост и молитва. Как говорит Сам Спаситель, ими можно вооружиться в борьбе с искушениями и одолеть злые силы (см. Мф. 17:21).

    Воспринимая человеческую природу, Господь Иисус Христос воспринял и все обстоятельства жизни, с которыми человек сталкивается. Он претерпел все скорби и личным примером показал верующим в Него, как в любых сложных жизненных ситуациях следует поступать. Главная проблема человека на его пути к Богу — это враждующий против него дьявол. На следующей неделе в четверг мы будем вспоминать преподобную Марию Египетскую (богослужение совершается в среду вечером — Мариино стояние). Из ее жизни мы узнаем, как против нее воевал дьявол и как она, простая женщина, постоянно обращаясь к Богу в молитвах, смогла не только выстоять в этой духовной борьбе, но и, победив, стать великой святой.

    Вот почему и Христос постился сорок дней, показывая нам спасительное врачевство. Дальше этого Он не простирается, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительною самую истину воплощения. Теперь этого быть не может, потому что и прежде Его еще Моисей и Илия, укрепляемые божественною силою, оказались в состоянии вынести такой же продолжительный пост. А если бы Христос постился долее, то многим и это могло бы служить поводом сомневаться в истине воплощения. Итак, пропостившись сорок дней и ночей, последи взалка (ст. 2), давая, таким образом, случай дьяволу приступить к Нему, чтобы Своею борьбою с ним показать, как должно преодолевать и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними; они нарочно в палестрах схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся, и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь дьявола на борьбу, Христос обнаружил пред ним Свое алкание, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его с свойственною Ему легкостью. Но, чтобы слишком беглым взором на эти победы не уменьшить вашей пользы, рассмотрим подробно каждую борьбу, начавши с первой. Когда, говорится, взалкал Иисус, приступль искуситель, рече Ему: аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут (ст. 3). После того как слышал уже голос, снишедший с неба и свидетельствующий: сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф. III, 17), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанново, искуситель вдруг видит Его алчущим. Это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему с словами сомнения. И, как некогда, приступив к Адаму, выдумал то, чего совсем не было, чтобы узнать истину, так и теперь, не зная ясно неизреченного таинства воплощения, и того, кто пред ним, коварно сплетает новые сети, чтобы, таким образом, узнать сокровенное и остававшееся в неизвестности. Что же говорит он? Аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут. Не сказал: если алчешь; но: аще Сын еси Божий, думая обольстить Его похвалами. Об алкании он умалчивает, чтобы не показалось, что он выставляет это Ему на вид и хочет уничижить Его. Не постигая величия действий, относящихся к домостроительству спасения, он почитал это за постыдное для Иисуса. Поэтому он льстит Ему и коварно напоминает только о Его достоинстве. Что же Христос? Низлагая кичливость дьявола и показывая, что случившееся ни мало не постыдно и не недостойно Его премудрости, Сам выражает и обнаруживает то, о чем искуситель умолчал из лести, и говорит: не о хлебе едином жив будет человек. Так искуситель начинает с потребности чрева. Посмотри на хитрость злого духа, с чего он начинает борьбу, и как остается верен своему коварству: чем он изринул из рая первого человека, и подверг его бесчисленным бедствиям, тем и здесь начинает свое обольщение, т. е. невоздержанием чрева. И ныне от многих безумцев ты услышишь, что чрево для них было причиною бесчисленных зол. Но Христос, желая показать, что добродетельного человека

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *