Церковь предлагает нам краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Это изложение называется Символом веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Я верую во единого Бога Отца: верю, что Бог всё содержит в Своей власти и всем управляет, что он сотворил небо и землю, видимый и невидимый мир. Этими словами мы говорим о том, что мы уверены, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), т. е. вся необъятная вселенная создана Богом. И мы всем сердцем принимаем эту веру. Вера — это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему.

Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, — Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Я верую, что Господь наш Иисус Христос — это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он — Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени ещё не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с солнцем. Он — Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Имже вся быша означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом — Творцом неба и земли. Это означает, что мир сотворен единым богом — Святой Троицей.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Я верую, что Он для спасения нашего рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. — Стал Богочеловеком.

Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, — так как она Матерь Самого Господа.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.

Я верую, что Господь Иисус Христос во время, римского правителя в Иудеи, Понтия Пилата был распят на кресте за нас-людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.

Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода.

5. И воскресшаго в третий день по писанием.

Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас — как Истинный Бессмертный Бог, и поэтому Он воскрес!

Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: «по писаниям». Слова «по писаниям» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

6. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.

Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.

Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.

«Седящаго одесную Отца» означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.

Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

Паки — опять; грядущаго — Того, Который придет.

Я верую, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.

Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли.

По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную — за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

8. (Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Иже от Отца исходящаго — Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима — Которому следует поклонятся и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки — говорившего через пророков.

Я верую, что третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верую, что Дух Святый — Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям. Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном и Ему следует также поклонятся и прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все священные книги.

Говорим мы здесь и о главном в нашей вере — о тайне Святой Троицы: наш единый Бог — это Отец, и Сын, и Дух Святой.

Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

9. (Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.

Я верую в единую, Святую, Соборную (в которой участвуют все верующие), основанную апостолами Церковь.

Здесь мы говорим о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами.

Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Я признаю и открыто объявляю, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение.

В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.

10. Чаю воскресения мертвых.

Я с надеждой и уверенностью ожидаю (чаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут.

Воскресение мертвых последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел — они будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.

12. (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь.

Я ожидаю, что после воскрешения мертвых совершится суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость соединения с Богом. Слово Аминь означает подтверждение — истинно так! Только так может быть выражена истина нашей веры и никем не может быть изменена.

При подготовке материала использовались следующие труды:
«Закон Божий», протоирей Серафим Слободской.
«Православие для детей», О.С. Барило

Просмотры (237)

13 ноября 2018 | aktsent.info

Сердце христианской веры

Когда мы поднимаем тему личности Иисуса Христа, то оказываемся в самом сердце христианского богословия. Иисус Христос – центр и средоточие, сердце христианской веры и христианского учения. О Себе Он Сам говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Библия. Откровение 1:8).

Кто Он – Иисус Христос? Великий учитель нравственности? Мудрец? Философ? Основатель собственной философской школы? Величайший Реформатор? Борец с социальным неравенством?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно обратиться к источнику – Священному Писанию – Библии.

Иисус Христос не просто Великий Учитель, не просто основатель какого-то этического направления, основатель какой-то философской школы или великий реформатор. Он превосходит все знаменитости этого мира Своей исключительностью, Своей уникальностью.

Вопрос Божественного статуса Иисуса Христа – ключевой вопрос христианского богословия. Христианство, по большому счету, это исповедание полноты Божественности Сына, это основа основ христианской веры. В основу христианства положено признание и исповедание всей своей жизнью Божественного статуса Сына Божия Иисуса Христа.

Этот вопрос в истории христианской церкви не всегда был легок. Он вызывал огромнейшее количество богословских споров. Как правило, это было связано с тем, что смертному человеку трудно вместить в своем сознании великую тайну Божества Сына. Ведь если Бог един, как в то же самое время Он может включать в Себя личности: Отца, Сына и еще Святого Духа. Но христианская вера в Бога зиждется не на логических построениях и рациональных заключениях. Она основывается на Божественном Откровении. На том, что Сам Бог говорит о Себе. В Священном Писании множество указаний на полноту Божественности Иисуса Христа. Уместно будет коснуться основных утверждений.

Свидетельство Иисуса о Себе

Христос Сам однозначно утверждает Свою Божественность, когда говорит об исключительных, уникальных Своих отношениях с Небесным Отцом: «Я и Отец – одно» (Библия. Иоанна 10:30). «Видевший Меня», – говорит Иисус Христос одному из Своих учеников, – «видел Отца» (Библия. Иоанна 14:9).

Никто из тварных существ подобного заявить о себе не может. Иисус Христос открыто говорит о Своем предсуществовании, что, опять же, не характерно, не свойственно никакому тварному существу. В Евангелии от Иоанна записаны следующие слова: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ» (Библия. Иоанна 8:58). Как известно, после этих слов оппоненты Христа взяли камни, чтобы ими побить Его за богохульство. Они-то поняли явный прямой намек, который содержался в словах Иисуса о Себе. Фактически, то же самое было сказано Всевышним Моисею еще в далекой древности. Тогда Моисей спросил Бога, явившемуся ему: «Как Имя Твое?» На что Господь ответил: «Я ЕСМЬ Сущий» (Библия. Исход 3:14).

Власть и статус Иисуса

Вся спасительная активность Христа носит Божественный характер и не может быть присуща тварному существу.

Иисус Христос обладает правом прощать грехи, что Он и делал. Согласно библейскому учению, это прерогатива лишь Самого Бога. Иудеи во дни Христа это прекрасно понимали. Никто не имеет права прощать грехи, кроме Самого Бога.

Иисус Христос также обладает властью Законодателя. Представьте себе, Он говорит о Себе как о Господине Субботы! А Суббота – это Божие установление. Это четвертая из десяти заповедей, данная Самим Богом.

Иисус Христос утверждает Свое право на обладание Ангелами небесными и Царством Божиим. Он говорит об Ангелах Небесных, как о Своих. Он говорит о Царстве Божием, как о Своем, тем самым утверждая Свою Божественность.

Иисус Христос утверждает Свою власть над смертью, – что, опять же, не дано никому из тварных существ потому что, все тварные существа в своей жизни зависимы от Бога как источника жизни. И когда Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь», Он тем самым утверждает Свою Божественность (См. Библия. Иоанна 14:6).

Апостольское свидетельство

Божественность Христа утверждают и Его последователи – Его апостолы и ученики.

Например, так евангелист и апостол Иоанн начинает свое Евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Библия. Иоанна 1:1). О каком Слове здесь идет речь? С греческого – «Logos». Читая дальше Евангелие, мы узнаем, что речь идет об Иисусе Христе. Он назван Словом, которое было у Бога и которое было Бог. И это Слово стало плотью и обитало с нами, полное Благодати и Истины. И дальше, евангелист Иоанн в этой же главе, в 18 стихе называет это Слово следующим образом: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын», (а в большинстве греческих манускриптов – «Тэос» – единородный Бог) «сущий в недре Отчем, Он явил» (Библия. Иоанна 1:18).

Очень много свидетельств в пользу Божественного статуса Иисуса Христа можно найти в Послании к Евреям. Уже в первой главе мы встречаемся с такими выражениями, как Бог «говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Библия. Евреям 1:2).

В этой же главе повествуется о Сыне Божьем как о Боге Творце: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих». Там же говорится об Иисусе Христе, что Он «будучи сияние Славы и образ ипостаси Его» (Бога. – Прим. авт.). Ипостась – это греческое слово, которое буквально означает сущность. Слово «Образ» в этом тексте переведено с греческого – карактэр. Всем знакомо слово характер. Характер – это выражение самой сути того или иного человека. Каков человек сам по себе, таков и его характер. Сын Божий Иисус Христос представлен в Священном Писании как Характер, как Образ самой Сути Божества – Сути невидимой и непостижимой.

Став человеком, Сын Божий эту Божественную Суть раскрывал в Себе на нашем уровне восприятия. Об этом также пишет и апостол Павел в Послании к Филлипийцам: «Он, будучи Образом Божиим не почитал хищением быть равным Богу» (Библия. Филлипийцам 2:6). В этом отрывке используется уже другое древнегреческое слово, переведенное как «Образ» – «Морфе» и буквально означает суть той или иной вещи, того или иного явления. То есть буквально это означает: Он, будучи по Сути Богом, не почитал хищением быть равным Богу. То есть, если для любого тварного существа заявление, претендующее на равенство с Богом, является кощунством, является хищением, является посягательством на Божественный статус, то для Него подобное не было хищением потому, что Он по Сути – Бог.

Умаленный и униженный

В Священном Писании можно легко обнаружить и другие свидетельства, в которых некоторые усматривают более низкий статус Спасителя – Сына Божия Иисуса Христа, чем Божественный.

Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что в Священном Писании Сын Божий – Христос представлен одновременно и как Бог, и как человек. В плане нашего спасения Он становится таковым. Он становится человеком, Он является во плоти. И, что интересно, большая часть евангельского материала и апостольских посланий посвящены Сыну Божьему в человеческом естестве – в воплощенном состоянии. А воплощение для Божественной личности означает умаление, уничижение.

Поэтому, когда в Евангелии сказано что Сам Христос говорит о Своих отношениях с Отцом: «Отец Мой более Меня» нас это не должно смущать (См. Библия. Иоанна 14:28). Этими словами Иисус Христос вовсе не свидетельствует о том, что Он не Истинный Бог. Этими словами Он подчеркивает лишь Свою миссию, в которой Он добровольно подчиняется воле Небесного Отца, чтобы явиться в этом грешном мире и смертью заплатить за наши грехи. И сам факт того, что Сын Божий – Иисус Христос пошел на такое умаление, на такое уничижение – еще одно доказательство величия любви Божией, величия Его Божественности. Если Он, будучи Богом, согласился добровольно Себя лишить Небесной Славы, умалить, уничижить, Каков тогда наш Бог?! Он действительно заслуживает поклонения.

Единородный

Чтобы быть более объективным, нельзя обойти тексты Священного Писания о Христе, которые еще со времен ранней церкви смущали некоторых искренних читателей, а других заставляли усомниться в полноте Божественности Сына.

Например, самый текст, который любят все христиане: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Библия. Иоанна 3:16). В этом тексте по отношению к Иисусу употребляется слово «Единородный». Некоторые, почему-то, полагают, что «Единородный» – означает однажды рожденного, или единственного рожденного от Отца. Этот смысл не присущ греческому слову «Моногенез», которое переведено, как «Единородный». В этом слове вообще нет никакой идеи рождения. Никто не может приписывать этому тексту смысл, который ему совершенно чужд.

Вот другой Библейский текст, в котором используется то же самое слово: «Когда же Он (Христос. – Прим. авт.) приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, ЕДИНСТВЕННОГО сына у матери» (От Луки 7:12). «Единственного» – это перевод того же греческого слова, которое переведено в другом месте по отношению к Иисусу как «Единородного». «Единородный» и «Единственный» – это единственный в своем роде, потому дорогой и любимый! Другого значения не может и быть!

Обладающий первенством

Есть еще один отрывок Священного Писания, который на первый взгляд, если не разобраться, говорит якобы о рождении Сына Божьего до того, как появилось всякое Божье творение: «Который (Христос. – Прим. авт.) есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Библия. Колосянам 1:15). Если исследовать данную цитату, то любой искренний исследователь придет к выводу, что в ней нет идеи рождения как неком появлении во времени. К сожалению, переводчики Синодальной Библии упустили из виду саму суть текста. Греческое слово «Прототокос», которое перевели фразой «Рожденный прежде» буквально означает – «Первородный» или «Первенец». Это очень знаковое понятие для иудейской культуры, во времена которой совершал Свою миссию Иисус. Первородным считался ребенок мужского пола, который рождается первым в своей семье. Он получает особый статус. На него возлагается особая тройственная ответственность. Во-первых, он – законный представитель своего отца. Во-вторых, он священник своей семьи, рода, племени, колена. В-третьих, он – вождь, защитник, избавитель, спаситель в случае военной угрозы для своего семейства.

Что интересно, понятие «Первородство» не всегда используется в Священном Писании буквально. Иногда, оно используется фигурально, образно и метафорично.

К примеру, израильский царь Давид был последним – восьмым по счету ребенком в семье. Но вот, что Господь говорит о нем: «И Я сделаю его первенцем» (Библия. Псалом 88:28). В каком смысле Давид стал первенцем? А в том смысле, что Господь возложил на него особую ответственность. Давиду необходимо было выполнить особую Божественную миссию. И в глазах Божьих он – первенец. Никакого отношения к земному рождению в первую очередь это не имело.

Это не единственный текст в Священном Писании, где об идее первородства говориться не буквально.

Что это значит по отношению к Иисусу Христу? А то, что речь идет не о том, что Иисус Христос в буквальном смысле родился первым в Небесной Семье. Речь идет о подобной тройственной ответственности, которую на себе обязан был нести первенец в иудейской культуре. А именно: Иисус Христос – единственный в Божьем плане нашего спасения представляет Небесного Отца. Он, также, является единственным нашим Первосвященником (См. Библия. Евреям 9:11). Он является нашим Избавителем, Искупителем и Спасителем (См. Библия. Откровение 5:9).

Нельзя мыслить категориями земного родильного отделения, перенося это на Божественную реальность. Мы не можем творить Бога в своих представлениях по своему образу и подобию.

Кто такой Сын?

В каком смысле, вообще, представляются нам понятия «Сын» и «Отец»?

Многие представляют Сына всегда вторым после Отца. Если он Сын, то значит когда-то появился во времени. Но у Бога не так, как у нас здесь, на земле. И в Священном Писании тоже не так. Сын и Отец это тоже образные выражения, которые передают всю глубину отношений в Троице. И не всегда понятие «Сын» в Священном Писании употребляется буквально. Понятие «Сын» применительно к Иисусу Христу не указывает на какие-то родственные отношения в земном понимании этого слова, и это не указание на рождение во времени. Это указание на принадлежность к тому же самому. Это значит, что Сын отражает в Себе Отца. Он точно такой же, как Отец.

Знаковая аллюзия

Еще один отрывок Библии, который, пожалуй, является, на первый взгляд, самым явным и прямым доказательством того, что Сын Божий якобы был рожден Богом Отцом: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Евреям 1:5). Это заявление – не что иное, как прямая цитата из второго библейского Псалма Давида. Слова: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» изначально были адресованы Соломону – сыну царя Давида в контексте посвящения его на царство – так называемая, инаугурация. Авторы Нового Завета неоднократно применяли слова «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» по отношению ко Христу, хотя как уже упоминалось, они были изначально адресованы Соломону. Этим самым авторы Нового Завета под водительством Святого Духа подчеркивали некий знаковый статус и знаковую веху в миссии Иисуса.

Например, евангелист Лука в книге Деяния Святых Апостолов относит это заявление к такому знаковому событию, как воскресение Иисуса из мертвых: «Но Бог воскресил Его из мертвых… И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Библия. Деяния 13:30–33).

Конечно, читающий в Библии об Иисусе Христе может придавать ее текстам сугубо свое чуждое философское или рациональное значение. Но это будет только отдалять от истины. Библейский текст самодостаточен и не нуждается в том, чтобы его трактовали в отрыве от контекста через призму своей культуры и своих современных представлений. Священное Писание имеет уникальное свойство пояснять само себя.

В заключение хотелось бы привести вполне яркий библейский текст, который выражает исповедание веры ранней церкви об Иисусе Христе: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1-е Иоанна 5:20).

Евгений Зайцев доктор богословия, директор Института библейских исследований

Из журнала: Акцент 08/2017

У девочки к нему еще много вопросов про ислам. Например, какие у мусульман есть главные праздники и что написано в Коране?

Вера: Какие главные праздники у мусульман?

Рустам хазрат: Главный праздник у мусульман – это Ураза байрам, когда заканчивается месяц Рамазан. Все это время мусульмане постятся, от заката до восхода воздерживаются от еды, от питья. Второй – это Курбан байрам. «Курбан» означает «близость к Богу», то есть мусульмане приносят жертву во имя Всевышнего. Принося жертву, они раздают ее бедным, готовят, приглашают гостей.

В.: Как должны вести себя мусульмане?

Р. х.: Пророк Мухаммед во многих изречениях призывал, как должен мусульманин вести себя. Пророк Мухаммед, мир ему, как и другие пророки, был нисполан для того, чтобы призвать людей к единобожию, но помимо этого он говорил: «Я был ниспослан не только для того, чтобы показать вам, как надо поклоняться, держать пост, помимо этого я был ниспослан, чтобы усовершенствовать ваш нрав». Это одна из целей достопочтенного пророка Мухаммеда, мир ему. Он действительно призывал людей не только поклоняться, у него есть тысячи изречений, большинство связано именно с благонравием, милосердием. В одном изречении пророк Мухаммед говорил: «Истинный мусульманин – это тот, рядом с которым неважно кто – и христианин, и иудей – чувствует себя в безопасности». Таких изречений очень много, например, он говорил: «Не вступайте в спор, уважайте старших. Если кто проявляет уважение к старшим, проявляет уважение к младшим, то этот человек от нас, то есть этот человек истинно верующий». Конечно, Всевышний Бог в первую очередь повелевает: «Поклоняйтесь мне», затем Всевышний также повелевает «Делай добро родителям – отцам, матерям, своим близким». В одном изречении даже говорится, что рай находится под ногами матерей, то есть довольствие Всевышнего находится под ногами родителей. Поэтому мусульманин в первую очередь должен поклоняться, также от него должна исходить польза.

Мусульмане должны уважать своих учителей, также в исламе есть уважение к другу, к соседу. Как надо относиться к соседу, проявлять терпение к соседу. Много есть историй, как пророк Мухаммед сам показывал это в деле. Есть одна очень известная история: пророк Мухаммед, мир ему, когда начал призывать к религии, к единобожию, у него был сосед, иудей, он за это его недолюбливал. В истории говорится, что этот сосед часто выбрасывал мусор в те места, в которых ходил пророк Мухаммед, мир ему. Он не спросил его, почему он так делает, он просто проявлял терпение. Однажды пророк Мухаммед, мир ему, удивился, спросил у соседей, друзей-сподвижников: «Где мой тот сосед, что-то его не видать?». И тогда сподвижники сказали: «О, посланник, он заболел». Пророк Мухаммед, мир ему, тут же оставив свои мирские дела, сразу же направился навестить его. Пророк Мухаммед, мир ему, призывал, чтобы мы также проявляли милосердие даже к своему врагу, который желает нам зла, желает причинить нам боль. Есть много историй, где пророк Мухаммед не только словами, но и показывал своим сподвижникам, потому что они до ислама были совсем другими людьми – грубыми, жестокими. Но с принятием ислама они изменились.

Пророк Мухаммед своими словами и действиями показал, каким должен быть мусульманин. Даже когда мусульмане впервые построили мечеть, и они там поклонялись, мечеть – это место, где мусульмане поклоняются, и однажды бедуин, а бедуины – это такие люди, скажем, необразованные, бедуин пришел прям в мечеть и справил там свою малую нужду. Конечно, сподвижники рассердились, накинулись, хотели его наказать, но пророк Мухаммед подбежал, остановил их, говорит: «Подождите, остановитесь». Он подозвал этого человека и мудро объяснил ему: «Брат, это чистое место, здесь мусульмане молятся, и нехорошо будет здесь справлять свою малую нужду». Видите, пророк Мухаммед показал своими действиями, как в таких случаях пророк Мухаммед должен себя вести, то есть проявлять терпение. Таким должен быть мусульманин.

В.: Что это за большая книга на вашем столе?

Р. х.: Эта книжка – священный Коран, это конституция мусульман, можно сказать, путеводитель к довольствию Бога, путеводитель к раю. Коран был ниспослан нашим пророком Мухаммедом, мир ему, через ангела Габраила, мир ему. В Коране есть 114 сур, стихов, и 6666 аятов. В Коране есть повеления Бога, его запреты. Коран также состоит из историй, где упоминаются другие умы, другие общины, до ислама. В том числе Всевышний Бог в священном Коране также описывает пророка Иисуса. Кстати, пророк Иисус в священном Коране больше описан, чем пророк Мухаммед. Мы, мусульмане, также почитаем пророка Иисуса. Я думаю, мусульмане также Иисуса любят больше, чем своих родителей. Мы в пятничные дни, когда проводим проповеди, призываем людей, мы также рассказываем истории Иисуса, мир ему. Всевышний Бог описывает в священном Коране других пророков – Авраама, Моисея. Если разделить Коран на три части, то одна – это законы, заповеди, а две части – это истории. Из этого можно сделать вывод, что каждому мусульманину необходимо знать историю.

Материалы подготовлены за счет средств гранта департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *