В октябре 2019 года стартовал проект «Живые голоса истории». Он создан, чтобы показать и рассказать историю нашего университета устами тех, кто видел его становление и развитие, учился у его легендарных основателей.
Наше учебное заведение уникально — оно было образовано на научной базе эвакуированного Варшавского университета в 1915 году. Работавшие в то время преподаватели внесли огромной вклад в медицину, а их научные школы определили её развитие во всей нашей стране. Знать свою историю — это не обязанность, а привилегия.

Первый гость проекта — профессор кафедры патологической физиологии, начальник отдела по социальным вопросам и воспитательной работе — Александр Евгеньевич Бойченко.
Его глазами вы сможете проследить этапы развития вуза, а так же почувствовать дух студенчества XX века.

Второй гость проекта — Виктор Александрович Балязин — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нервных болезней и нейрохирургии, заслуженный врач Российской Федерации. Он поделился с нами воспоминаниями о своих учителях, рассказал о том, как пришел в профессию.

12 3 4 5 6 7 …154

Иисус глазами очевидцев

Первые дни христианства: живые голоса свидетелей

Моим коллегам,

прошлым и настоящим,

по колледжу святой Марии

при Университете святого Андрея

Предисловие

Часть материала, представленного в данной книге, излагалась мной ранее, в лекционных курсах, прочитанных в трех американских университетах: это четвертые Ежегодные библеистические лекции в Богословском институте Бисон при Университете Сэмфорд в Бирмингеме, штат Алабама (2003 год); Пейтоновские лекции в Фуллеровской богословской семинарии в Пасадене, штат Калифорния (2003 год); лекции в память Дерварда У.Дира в баптистской богословской семинарии «Золотые Ворота» в Милл–Вэлли, штат Калифорния (2004 год). Благодарю эти учебные заведения за предоставленную возможность познакомиться с множеством людей, как преподавателей, так и студентов, общение с которыми доставило мне большое удовольствие, а ценные замечания, сделанные на лекциях, помогли в работе над этой книгой.

Большая часть книги была написана во время длительного периода выздоровления после продолжительной болезни. Думаю, этот труд не появился бы на свет, если бы не молитвы множества друзей, поддерживавших меня в такое трудное время, а также — говоря словами апостола Павла (2 Кор 12:9) — если бы не сила Божья, в немощи совершающаяся.

Ричард Бокэм

Сокращения

AB Anchor Bible

ABD Anchor Bible Dictionary

Adv. Haer. Adversus Haereses (Irenaeus)

AnBib Analectia Biblica

Ant. Antiquities (Josephus)

ASNU Acta Seminarii Neotestamentici Upsaliensis

b. Babylonian Talmud

BeO Bibbia e oriente

BETL Bibliotheca ephemeridum theologicarum lovaniensium

Bib Biblica

BIS Biblical Interpretation Series

BJRL Bulletin of the John Rylands Library

BNTC Black’s (Harper’s) New Testament Commentaries

BZ Biblische Zeitschrift

BZNW Beihefte zur Zeitschrift fur die neutestamentliche

С. Ap. Contra Apionem (Josephus)

C. Cels. Contra Celsum (Origen)

CB Coniectanea biblica: New Testament Series, Coniectanea neotestamentica

CBQ, Catholic Biblical Quarterly

CCSA Corpus Christianorum Series Apocryphorum

CG Corpus Gnosticum (Nag Hammadi Library)

CGTC Cambridge Greek Testament Commentary

CSCO Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium

De vir. ill. De viris illustribus (Jerome)

DJD Discoveries in the Judean Desert

Ер. Epistulae (Pliny, Seneca)

ETL Ephemerides theologicae lovanienses

ExpT Expository Times

FRLANT Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments

HDR Harvard Dissertations in Religion

Hist. Cotiser. Quomodo historia conscribenda sit (Lucian of Samosata)

Hist. Eccl. Historia ecclesiastica (Eusebius)

HTKNT Herders theologischer Kommentar zum Neuen Testament

HTR Harvard Theological Review

ICC International Critical Commentary

IE] Israel Exploration Journal

Inst. Institutio oratoria (Quintilian)

Int Interpretation

JBL Journal of Biblical Literature

JECS Journal of Early Christian Studies

JEH Journal of Ecclesiastical History

JHS Journal of Hellenic Studies

JJS Journal of Jewish Studies

JR Journal of Religion

JSHJ Journal for the Study of the Historical Jesus

JSJ Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic, and

Roman Periods

JSNT Journal for the Study of the New Testament

JSNTSup Journal for the Study of the New Testament Supplement Series

JSOTSup Journal for the Study of the Old Testament Supplement Series

JSS Journal of Semitic Studies

JTS Journal of Theological Studies m. Mishnah

NICNT New International Commentary on the New Testament

NIGTC New International Greek Testament Commentary

NovT Novum Testamentum

NovTSup Novum Testamentum Supplements

NRSV New Revised Standard Version

NTS New Testament Studies

Pap. Oxy. Oxyrhynchus Papyri/us

PEQ Palestine Exploration Quarterly

RB Revue biblique

SBLDS Society of Biblical Literature Dissertation Series

SC Sources chrétiennes

SNTSMS Society for New Testament Studies Monograph Series

SPAW Sitzungsberichte der Preußischen Akademie der Wissenschaften

ST Studio, Theologica

STAR Studies in Theology and Religion

TSAJ Texte und Studien zum antiken Judentum

TU Texte und Untersuchungen

TynB Tyndale Bulletin

WBC Word Biblical Commentary

WTJ Westminster Theological Journal

WUNT Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament

y. Jerusalem Talmud

ZAC Zeitschrift für Antikes Christentum

ZNW Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft

1. От исторического Иисуса — к Иисусу свидетельств

Как создавали портрет исторического Иисуса • Отличается ли Иисус ученых от Христа верующих • Можно ли узнать из церковных Евангелий о настоящем Иисусе • Евангелия как свидетельства очевидцев · Особенности исторических свидетельств в Древнем мире • Устные свидетельства очевидцев и письменные — Евангелия

Христианская вера и историческое исследование

Уже два столетия ученые заняты поиском исторического Иисуса. Этот поиск начался вместе с современным научно–историческим исследованием Нового Завета. Нередко представляется, что найти исторического Иисуса — важнейшая задача новозаветных штудий. В поиск вовлечены тысячи ученых: их трудами вышли в свет сотни, если не тысячи, книг, как научных, так и популярных. Интерес к поиску исторического Иисуса то затухает, то вспыхивает вновь. Одни называют этот поиск ложным, бесплодным, или же утверждают, что он уже закончен. Другие отвергают результаты, достигнутые их предшественниками, и всецело полагаются на новые подходы и методики, которые, по их расчетам, должны принести успех там, где все остальные потерпели поражение. В различных стадиях поиска Иисуса отражаются целые эпохи культурной и религиозной истории западного мира. Отношение к поиску — положительное, отрицательное или неоднозначное — определяет собой целые богословские школы.

В начале XXI века поиск исторического Иисуса, особенно в Северной Америке, ведется активнее, чем когда бы то ни было. Свою роль играют здесь как беспрецедентный объем новозаветных исследований, так и характерные особенности американских средств массовой информации. Однако куда более значительно то, что фигура Иисуса, в отличие от более секуляризованных обществ Европы, сохраняет для американской культуры первоочередную значимость: вот почему стремление — не столько богословов или духовных вождей, сколько историков — восстановить действительный облик Иисуса находит столь живой отклик в сердцах верующих, полу–верующих, бывших верующих и тех, кто готов поверить в Иисуса согласно религиозным представлениям. Равнозначен ли «исторический Иисус» — то есть Иисус, которого историки могут реконструировать так же, как любую другую часть истории — фигуре, стоящей в центре христианской веры? Вот вопрос, волнующий и тревожащий как самих ученых, так и тех, кто читает их книги.

С самого начала поиска декларируемая задача — создать портрет Иисуса как исторической личности, используя методы чистой науки, без оглядки на веру и догматы, — вызывала у христианских богословов и верующих немало вопросов и сомнений. Что конкретно понимается под «историческим Иисусом»? Ведь у этого выражения не менее трех значений. Оно может означать Иисуса в его земной жизни — в отличие от того Иисуса, который, согласно вере христиан, вознесен на небеса, ныне живет и правит там, но снова явится на землю в конце мировой истории. В этом смысле «исторический Иисус» не равен Иисусу, о котором знают и которому поклоняются христиане: он — лишь часть его; тем не менее в таком значении эта формулировка вопросов не вызывает.

Однако полное представление об Иисусе в его историческом бытии нам, разумеется, недоступно. Целый мир не вместил бы книг, необходимых, чтобы записать все возможные наблюдения и сведения об Иисусе — как гласит заключительный стих Евангелия от Иоанна. Как и любой другой исторический персонаж, Иисус, живший в Палестине в I веке новой эры, известен нам лишь по сохранившимся свидетельствам. Следовательно, выражение «исторический Иисус» может означать не историческое бытие Иисуса в целом, а лишь ту его часть, которая нам доступна. Но здесь мы сталкиваемся с важнейшей методологичской проблемой. Для христианской веры земной Иисус, известный нам — это Иисус канонических Евангелий, тот Иисус, каким изображают его Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Разумеется, определенные трудности связаны с тем, что эти четыре рассказа не во всем совпадают; однако нет сомнений, что Иисус, веру в которого пронесла сквозь столетия церковь, — и есть Иисус, о котором рассказывают Евангелия. Это означает, что христианская вера опирается на эти тексты. Христиане утверждают, что в Евангелиях мы имеем дело с изображением реального Иисуса; поэтому трудно понять, как христианская вера и христианское богословие могут сосуществовать с позицией радикального недоверия к евангельским текстам.

Однако все меняется, когда историк начинает подозревать, что евангельские тексты скрывают от нас реального Иисуса: в лучшем случае — поскольку рассматривают его в свете веры первых христиан, в худшем — потому что по большей части выдумывают собственного Иисуса, ориентируясь на потребности и интересы различных общин древней церкви. В этом случае выражение «исторический Иисус» уже означает не Иисуса Евангелий, но якобы реального Иисуса, заслоненного от нас Евангелиями, того Иисуса, которого должен открыть историк, подвергнув Евангелия безжалостному объективному (или претендующему на объективность) анализу. Важно понять, что перед нами не просто отношение к Евангелиям как к историческому источнику. Речь идет о применении ко всем сторонам евангельских свидетельств методологического скептицизма, с тем, чтобы получить результат, достоверный не потому, что о нем свидетельствуют Евангелия, но потому, что он независимо засвидетельствован исторической наукой. Естественно, в результате таких трудов возникает не один, а множество исторических Иисусов. Среди современных Иисусов на выбор — Иисус Доминика Кроссана, Иисус Маркуса Борга, Иисус Н. Т. (Тома) Райта, Иисус Дейла Эллисона, Иисус Герда Тайссена и еще множество других. Одни историки (в т.ч. из вышеперечисленных) ценят евангельские свидетельства чрезвычайно высоко, другие — чрезвычайно низко; но в том и другом случае результатом их усилий становится Иисус, реконструированный историком, созданный в попытке выйти за рамки Евангелия и создать альтернативу евангельскому рассказу об Иисусе.

Отзыв о нём Ястребова, 2011:

«Бокэм, пожалуй, самый интересный и незаурядный из современных консервативных библеистов. В этой книге он отстаивает следующие тезисы: (1) очевидцы жизни Иисуса оставались в течение большей части первого века гарантами надежности преданий о нем; (2) текст канонических Евангелий в значительной мере доносит до нас свидетельства очевидцев; (3) Евангелия содержат ряд скрытых отсылок к свидетельствам очевидцев. Традиционным православным верующим все это может показаться банальным, но для большинства специалистов по Новому Завету эти идеи далеко не самоочевидны, а во многом даже и спорны. Бокэм предлагает много свежих аргументов, которые с момента выхода английского издания (2006) оживленно дискутируются в Обществе библейской литературы, в университетах и семинариях. бедил ли Бокэм меня самого? Говоря откровенно, больше заинтересовал, чем убедил. (Хотя когда я писал собственную книгу несколько лет назад, я считался и с этой, и с другими работами Бокэма.) Местами его тезисы — too good to be true (например, о том, что ряд отрывков Марка записан буквально под диктовку Петра). Папий не кажется мне таким уж надежным; трудности, которые порождает синоптическая проблема, едва ли оценены по достоинству и т.д. Но все-таки это очень умная и достойная книга, как и вообще все, что выходит из-под пера Бокэма. Признаться, я неоднократно жалел, что у нас столь популярен Райт (тоже, впрочем, хороший автор), а Бокэма совсем не знают. Будем надеяться, что данный перевод отчасти восполнит пробел.» (http://berggeist.livejournal.com/76358.html, 2011)[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *