27 марта 2019 года президент Центра культурного сотрудничества имени Святителя Спиридона Тримифунтского Павел Карпухин посетил православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в г. Вышний Волочек, который расположен в Красном Городке на восточной окраине города Тверской области.
Казанский общежительный монастырь был основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины, основанной на средства князя Путятина. Здесь хранились два чудотворных образа Пречистой Богородицы: Казанская Вышневолоцкая икона, явленная в граде Вышнем Волочке и Древняя икона «Андрониковская» или Греческая, по преданию, это один из трех образов, написанных евангелистом Лукою.
В обители на средства праведного Иоанна Кронштадсткого был воздвигнут единственный в мире и в России Собор в честь Царицы Небесной «Андрониковской». Чин заложения камня в основание собора, а также его торжественное освящение совершил праведный Иоанн Кронштадтский. Так же в Божьей обители упокоились две блаженные старицы: Любушка Лазарева (духовная дочь преподобного Серафима (Вырицкого) и схимонахини Марии Матукасовой.
На начало 20 столетия монастырь обеспечивал духовное спасение и социальное подвиженство 1500 сестрам. Действовали мастерские, приют для девочек на 250 человек, церковно-приходская школа и больница. Хор монахинь насчитывал 100 человек. Монастырь так же имел свои подворья, в г. Санкт-Петербурге, обитель дала основание трем женским монастырям, в том числе первую игуменью Киевского Покровского монастыря. С 20-х годов 20-го столетия в монастырь был занят воинской частью, которые, в дальнейшем, сменяли одна другую, вновь открыт был только в 1991 году.
Настоятельница монастыря игуменья Феофилакта (Левенкова), в ходе дружеской беседы с председателем Центра Павлом Карпухиным, ознакомила с ходом реставрационных работ уникального памятника архитектуры и подробно рассказала о задуманном проекте по восстановлению монашеского образа жизни, которое будет включать в себе обеспечение социального, культурного, образовательного и просветительского служения.
«Обитель имеет перспективу стать крупным паломническим и духовным центром, куда смогут приезжать люди подкрепить свои духовные и душевные силы, прикоснуться к святыне, помочь в благоукрашении Дома Пресвятой Богородицы, приложить свои труды в восстановлении святой обители. В наши планы так же входят задумки по открытию центра помощи для беременных девушек, центра помощи пожилым людям и больницы для людей низкого достатка, более того, по открытию учебного заведения кадетского образца, воскресной школы, детского приюта, певческих курсов и института благородных девиц. Самое важное в нашем деле и нашем проекте – это люди, подвизающиеся в благом начинании» — отметила игуменья.
В завершении встречи, настоятельница монастыря пригласила председателя Центра Святителя Спиридона Тримифунтского Павла Карпухина стать досточтимым членом Попечительского совета по проекту восстановления Казанского женского монастыря Тверской и Каширской Епархии РПЦ МП.
Источник фото: Центр имени Святителя Спиридона Тримифунтского
Пресс-служба Центра имени Святителя Спиридона Тримифунтского

Игумения Николая (Ильина Людмила Дмитриевна), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря, родилась 9 мая 1951 года в Орехово-Зуеве, в 1968 г. переехала в г. Москву.

Родители были участниками Великой Отечественной войны, и, видимо, поэтому Господь подарил им дочь в День победы.

Мать, Королькова Вера Васильевна (урожденная Воробьева 1925 г.р.), в военные годы была медсестрой в госпитале и не только привила дочери веру, любовь к милосердию, мужество и жертвенность, но и сама закончила свою жизнь в монастыре в иноческом чине с именем Вероника († 2011 г.).

Отец матушки Корольков Дмитрий Васильевич († 2005 г.) был танкистом Советской Армии, дошел до Берлина.

Игумения Николая получила два высших образования: в 1973 г. закончила МИИТ по специальности «электронно-вычислительные машины» и в 1984 г. закончила МИФИ по специальности «автоматическая обработка научно-экспериментальных данных».

Работала заведующей Лабораторией систем искусственного интеллекта во ВНИИ ПС, параллельно заканчивая аспирантуру (1987 г.).

Будучи прихожанкой Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве, матушка Николая приняла решение свою жизнь посвятить Богу в монашеском чине и по благословению своего духовника архимандрита Поликарпа ушла в только что открывшуюся (в 1990 году) Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь (Шамордино). Там несла послушание эконома.

В 1992 году митрополитом Калужским и Боровским Климентом (в то время архиепископом) была благословлена в Свято-Никольский Черноостровский монастырь для организации там женского монастыря. Решением Священного Синода 2 апреля был открыт Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, а настоятельницей утверждена матушка Николая. В 1995 году, 28 апреля, в пятницу Светлой седмицы, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», за усердное служение во благо Церкви Христовой постановлением Святейшего Патриарха Алексия II монахиня Николая возведена в сан игумении с вручением настоятельского жезла.

В Неделю прп. Иоанна Лествичника, 9 марта 2000 года, матушка Николая награждена наперсным крестом с украшениями.

За труды по восстановлению обители, дела милосердия, за заслуги перед Отечеством, за веру и добро игумения Николая награждена 15-ю наградами: девятью орденами (два из которых являются государственными наградами, а семь – церковными) и шестью медалями (три государственные и три церковные).

В 2012 году Президент России В.В. Путин наградил игумению Николаю первым восстановленным орденом Св. вмч. Екатерины «За дела милосердия».

В августе исполнилось 155 лет со времени основания в г. Бузулуке Оренбургской области женской Тихвинско-Богородицкой обители.
…Однажды благочестивой девице Евфимии Герасимовне Овсянниковой привиделся вещий сон: ее взорам представился благоустроенный монастырь, затем явился ей Ангел и сказал: «Это твой монастырь». Посланник Божий возложил ей на плечи тяжелый крест со словами: «Неси его». Она с великим трудом пошла в этот монастырь, едва не падая под тяжестью возложенного на нее креста. Евфимия Овсянникова и стала наяву основательницей и первой настоятельницей девичьей обители в Бузулуке. Сама она более двадцати лет прожила в женской общине г. Кирсанова Тамбовской губернии, еще двенадцатилетней девочкой путешествовала в Саровскую пустынь и, по преданию, была ласково встречена Преподобным Серафимом.
Мало что осталось сегодня в Бузулуке от прежней обители. Старинный храм Николая Чудотворца разрушен, в пятиглавом трехпрестольном Тихвинском соборе находятся котельная, гараж и душевые Западных электросетей, а храм во имя Святой Троицы занимают гараж и складские помещения энергетиков…
Монастырь возрождается — с немалыми тяготами. Буквально в нескольких метрах от прежнего места обитель вновь возникла — теперь при кладбищенской церкви Всех Святых. В годы самых суровых гонений на Церковь, когда монастырь был закрыт и разграблен, а монашеские кельи превратились в тюремные камеры, — уцелевшие сестры обители держались вместе. И мало кто знал, что старые насельницы тайно сохранили главную святыню г. Бузулука — чудотворную Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы.
Рассказывает настоятельница Тихвинской женской обители монахиня Феофилакта:
— Этот список с явленной Тихвинской иконы Божией Матери был храмовым образом в Тихвинском соборе монастыря. Схимонахиня Ева и матушка Елена сшили на икону атласную ризу. Веря, что придет день, когда монастырь вновь откроется, они заповедали, чтобы на икону тогда сделали новую ризу — на века. Люди понесли в дар свои украшения, но когда мы решили посоветоваться с ювелирами, как лучше сделать новую ризу, то услышали, что из собранных украшений делать ее нельзя: переплавленный металл через какое-то время рассыплется на мелкие-мелкие кусочки. В молекулярных ячейках возникнет эффект взрыва, и все рассыплется. Уж если делать новую металлическую ризу, так только из однородного сплава. Но мы отдали икону на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру, и теперь она прекрасно восстановлена… Икона вернулась с реставрации 9 июля 2001 года, в день своего празднования. Насельницы с трепетом и радостью встречали чудотворную икону у въезда в город, к ним присоединилось множество молящихся. Вся природа ликовала — был ясный, солнечный день. Под пение тропарей и величаний Царице Небесной сестры несли свою Заступницу по улицам города, не чувствуя усталости. А на следующий день состоялся крестный ход к поруганным святыням прежнего монастыря, Царица Небесная побывала и в Своем некогда величественном Тихвинском соборе. И вновь, как когда-то, здесь — хотя и среди обезображенных стен — прозвучал акафист Тихвинской иконе Божией Матери.
Когда Епископ Чкаловский Мануил (Лемешевский)(позднее Митрополит Куйбышевский) в 1947 году добился открытия Всехсвятской церкви, служившие в Петропавловском храме сестры сказали настоятелю: «Мы уходим в «свой монастырь» и икону Царицы Небесной забираем с собой». С тех пор чудотворный образ находился в храме Всех Святых, а при храме незримо для человеческих глаз возникла общинка из бывших насельниц Тихвинской обители. Все они теперь уже почили о Господе, некоторые из них погребены здесь, на кладбище. Последней умерла инокиня Александра.
Их-то молитвами и по ходатайству Архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина весной 2000 года в Бузулук переведена настоятельница Иверского Выксунского женского монастыря Нижегородской епархии монахиня Феофилакта (Левенкова) с несколькими сестрами — для восстановления Тихвинского Бузулукского женского монастыря. И здесь не обошлось без Божьего чуда. Еще в Выксе сестры Иверской обители расчищали поруганный Троицкий собор — и в его развалинах нашли Тихвинскую икону Божией Матери… Сама Матерь Божия как Небесная Игумения благословила на новое служение.
День вчерашний и нынешний тесно переплелись в монастырской жизни. Открываешь калитку в ограде — и ты уже на кладбище, где под сенью крестов лежат подвизавшиеся в монастыре сестры и узники пересыльной тюрьмы, в которую была превращена обитель. Самая протоптанная тропинка ведет к могилке схимонаха Максима. Этот слепой старец, подвизавшийся в Преображенском мужском монастыре, был известен при жизни далеко за пределами Бузулука, к нему шли и ехали за молитвами и духовными советами. Большевики не пощадили его старческую немощь, даже слепой схимник был для них опасен. И старца заключили в острог… Теперь на могиле схимонаха Максима каждый день служат литию, и как к живому, к нему на могилу приходят многие страждущие и обремененные — и по вере получают просимое.

А среди бережно хранящихся в обители старых фотографий мы увидели снимок совсем юной насельницы монастыря. На обороте его только дата: 1913 год. Кто была эта инокиня с таким чистым и одухотворенным лицом, как сложилась ее судьба в грозовое время? С уверенностью можно сказать только одно: эта девица до конца исполнила свои иноческие обеты и сохранила верность Богу. Об этом свидетельствует чудо, происшедшее уже в редакции. Мы заметили, что на этом снимке появилось едва заметное маслянистое пятнышко, от которого исходил тонкий аромат, подобный благоуханию мироточащих икон. И хотя со временем пятнышко стерлось, запах все еще ощущается.
Монастырь в Бузулуке вновь становится центром духовной жизни. Сестер пока мало, и жить им приходится по частным домам. Но каждый день служится Литургия, каждый день совершаются крестные ходы со святыми иконами. И творится молитва ко Господу — о граде Бузулуке и о всей стране Российской.
На фото: Монастырский храм Всех Святых г. Бузулука; Мы не знаем имени этой инокини, на обороте фотографии стоит только дата: 1913 год. Но, видимо, на снимке запечатлена будущая новомученица, так как ее фотография мироточила и продолжает благоухать; Настоятельница Тихвинского монастыря монахиня Феофилакта возле могилы старца схимонаха Максима. Ольга Ларькина 22.11.2002[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *