Главная / К юбилею Матушки Игумении

К юбилею Матушки Игумении

В 2013 году исполнилось 70 лет со дня рождения игумении Антонии (в миру Кочубей Людмилы Васильевны), настоятельницы первого и единственного на Хабаровской земле женского монастыря.

Игумения Антония  — первая настоятельница Свято-Петропавловского женского монастыря  — приехала во вновь созданную  обитель 28 октября 2003 года из Свято-Никольского Черноостровского  женского монастыря г. Малоярославец, Калужской епархии, в котором она подвизалась 11 лет. Из этого монастыря вышли одиннадцать настоятельниц, проходящих свое послушание в разных епархиях Русской Православной Церкви от Черноморского побережья до Сибири и Дальнего Востока .

                     

                                               Маленькая Людочка с права

      Родилась Матушка в городе Новосибирске в 8 марта 1943 года.

Игумения Серафима (Шевчик): Я читала Машу и видела в ней себя

В 1948 году семья переехала в Москву. По окончании семи классов общеобразовательной школы поступила в Военно-механический техникум г. Москвы, а с 1961 года началась трудовая деятельность Матушки. В 1966 году поступила, а в 1971 году окончила Московский инженерно-строительный институт, по окончании которого работала в Конструкторском бюро по железобетону им. Якушева, начиная с должности техника-архитектора и заканчивая руководителем группы архитекторов. В 1980 году Матушка окончила курсы Московского городского бюро экскурсий и в течении 10 лет работала внештатным экскурсоводом.

Как рассказывала Матушка:

 « С 1982  года Господь  Сам стал расставлять вехи на моем жизненном пути. В 1982 году в газете «Известия»  читаю: «Совет Министров СССР передает Русской Православной Церкви Свято-Данилов монастырь». В это же время в популярном журнале «Наука и жизнь» на глаза попадается маленькая заметка, в которой сообщается, что РПЦ передается Шамординский женский монастырь.

С большим энтузиазмом первые прихожане, среди которых была моя мама, вышедшая в это время на пенсию, стали восстанавливать  полуразрушенный Свято-Данилов монастырь.

                                     

                                                 моя мама

С 1985 года мама становится добросовестной прихожанкой Свято-Троицкого храма монастыря. Там она знакомится с рабой божией Екатериной,  которая давала ей редкие в то время православные книги, тетради с переписанными акафистами и трудами святых отцов. Вечера напролет мама читала все то, что ей давали. В связи с этим изменилась атмосфера в доме. С мамой я практически не могла общаться, так как она  вся была в Боге. Вот так Дух Божий вошел в наш дом. К этому времени изменилось место нашего отдыха. Мы стали ездить в курортный город Друскининкай в Прибалтике. Он славился своим деревянным, очень уютным храмом, в котором настоятелем был протоиерей Владимир. В этом храме впервые я начала  исповедоваться и причащаться. У отца Владимира была очень большая православная библиотека, состоявшая  из распечаток курсовых и дипломных работ студентов духовных семинарии и академии. Отец Владимир доверительно давал нам читать том за томом. И вот тогда-то действительно произошел перелом в моей душе, интересы изменились, цель моей жизни стала совершенно иной. 

В 1987 году вместес мамой, Надеждой, стала прихожанкой одного из первых, открывавшихся в то время в Москве, православного храма. Это старинная церковь постройки ХVII века, которая  расположена в Тропареве и освящена в честь  Архистратига Михаила. Не жалея времени и сил участвовала в его восстановлении и реставрации. В 1992 году у своего духовника  схиархимандрита Михаила, насельника Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры, получила благословение поступить во вновь открывшийся после безбожного лихолетья  Свято-Никольский Черноостровской  монастырь города Малоярославец Калужской епархии.

                             

Монастырь является памятником истории и культуры, у его стен в 1812 году развернулось решающее сражение русской армии с войсками Наполеона.

С победой под Малоярославцем началось наступление русской армии и закончилось полным поражением французов. Несмотря на свою историческую и культурную ценность, в 1992 монастырь представлял собой страшную картину разрухи и запустения. В сложных условиях экономического кризиса 90-х годов первые насельницы обители, в число которых поступили Людмила Кочубей и ее мама Надежда, начали восстановление святыни.  В 1994 году состоялся иноческий постриг Матушки с наречением ей имени в честь основателя русского монашества преподобного Антония Киево-Печерского, а в 1995 году состоялся и её монашеский постриг. Мама матушки Антонии при монашеском постриге была названа в честь великомученицы  Параскевы Пятницы и в 1995 году почила о Господе.

                     

Матушка Антония все годы пребывания в Свято-Николаевском монастыре бессменно несла послушание эконома. С приходом в монастырь пришлось взяться не за молитвослов, как хотелось, а снова вернуться к чертежной доске, карандашу и линейке. Расчищать завалы мусора и на их месте восстанавливать полуразрушенные храмы, корпуса, трапезую, хозяйственные постройки. Искать благотворителей, средства, строительные материалы и многое другое, необходимое обители. Одним из первых в России Свято-Никольский монастырь взял на себя заботу о детях, оставленных без попечения родителей, открыв в своих стенах детский приют для девочек «Отрада». За участие в строительстве здания детского приюта монахиня Антония была награждена орденом …

                      

  Неустанными трудами настоятельницы Игумении Николаи и всех сестер обитель из руин превратилась в один из красивейших монастырей России. В нем сейчас подвизаются более 60 сестер,  и воспитывается около 70 девочек из неблагополучных семей, сирот, беспризорных. Наряду с восстановительными работами, в монастыре происходил невидимый глазу, но не менее тяжелый и кропотливый  труд его насельниц над собой, над своей душой. Труд  очищения своего сердца от страстей, эгоизма, воспитание послушания, смирения, кротости, нестяжательности – самых главных монашеских добродетелей.

В октябре 2003 года по благословению  Святейшего Патриарха Алексия II и по приглашению правящего Архиерея Хабаровской епархии архиепископа Марка монахиня Антония вместе с двумя сестрами Свято-Никольского монастыря была направлена на послушание в Хабаровск с целью создания на Хабаровской земле в селе Петропавловка первой монашеской общины.

                     

Ко времени приезда малоярославецких сестер стараниями архиепископа Марка в Петропавловке уже был зарегистрирован православный приход в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, шло строительство каменного храма, был построен деревянный сестринский корпус с трапезной, баня, омшаник, оборудована паломническая. Можно сказать, что «таежная» Петропавловка встретила Матушку более благоустроенным бытом, чем в свое время подмосковный Малоярославец. Первоначальная материальная база для монастыря уже имелась.

Но Бог, как известно, «не в бревнах, а в ребрах». Матушку с сестрами встречали две насельницы будущей обители – хабаровчанки монахиня Архелая  и инокиня Раиса. Вскоре после приезда, в течение месяца, Господь привел в монастырь еще несколько сестер. И у Матушки Антонии началось новое более трудное и ответственное послушание – настоятельство. Необходимо было прививать монашеские традиции, менять дух приходивших в обитель сестер, учить их послушанию, терпению, смирению, отсечению своей воли. Эти основы монашеского жития необходимо было насаждать в душах  сестер, как когда-то, десять лет назад, в своей собственной душе. Только опытное знание монашеского пути и любовь могут помочь в деле настоятельства. Этот самый сложный труд – воспитания сестер и закладки монастырского фундамента — лег на плечи Матушки. Много было радостей и скорбей, падений и восстаний, многие не справились с собой и ушли из монастыря. Но за 10 лет настоятельства, можно сказать, сложился костяк монастыря. Прошли монашеские и иноческие постриги. Сейчас в обители четыре монахини, две инокини, послушницы, всего в обители 15 насельниц.

По мере духовного укрепления сестер Господь возложил на Матушку  труды строительства обители. Был построен и оснащен всем необходимым двухэтажный трапезный корпус, в цокольном этаже которого располагаются   складские помещения, просфорня, молочный цех, а на втором этаже — архиерейские покои и гостиница для духовенства и монашествующих. А так же каменный коровник на 5 голов с курятником, глубинная скважина питьевой воды, в 2012 году заканчивается строительство сестринского келейного корпуса на 40 насельниц с мастерскими: иконописной, швейной, вышивальной, а также рухольной и прачечной. Полным ходом идут рабаты по благоустройству территории, возведению главных врат и капитальному ограждению обители.

В 2010 году Матушка Игумения была избрана участницей Поместного собора Русской Православной Церкви от Хабаровской  Епархии и принимала участие в выборах Патриарха Московского и всея Руси.

В  2010 году Матушка настоятельница была удостоена сана игумении. В 2011 году игумении Антония был вручен игуменский посох.

Настоятельница монастыря игумения Антония осуществляет духовное и хозяйственное руководство жизнью обители.

В монастыре ведется практика открывания помыслов Матушке Игумении. Матушка Игумения проводит регулярные занятия с сестрами монастыря, где читаются жития и труды святых отцов, рассматриваются насущные проблемы монастырской жизни.

Матушка Настоятельница осуществляет руководство строительством монастырских объектов. В 2011 году силами монастыря и пожертвованиями благодетелей была сделана дорога, уложена брусчаткой, установлены пожарные лестницы, установлен поклонный крест, установлена беседка, произведена замена теплотрассы, установлен новый котел в кочегарке.

Матушка Игумения и сестры в 2011 г. продолжили традицию проведения Крестных Ходов по селу. В 2011 году прошли два Крестных Хода: на Святую Пасху и на праздник Воздвижения Креста Господня.

Матушка Антония тесно поддерживает связь с  Черноостровским Свято-Никольским монастырем, по возможности посещает съезды настоятельниц–выпускниц монастыря, проводимые по инициативе его настоятельницы Игумении Николаи, где происходит обмен опытом духовного руководства молодыми обителями.

Матушка Игумения поддерживает связь с настоятельницами монастырей соседней Приморской Митрополии – игуменией Варварой, настоятельницей Уссурийского Богородице-Рождественского женского монастыря,  и игуменией Марией,возглавляющей Марфо-Мариинскую женскую  обитель в г. Владивостоке. Первая посетила наш монастырь с пятью сестрами в августе 2011 года. С Игуменией Марией произошла встреча во Владивостоке во время паломничества к Поясу Пресвятой Богородицы.

                          

Епископ Максим Елецкий избил монахиню и оклеветал.
История с самого начала и до конца.
25 ноября 2015 г. на престольный праздник в храме в честь святителя Иоанна Златоуста епископ Елецкий Максим во время Богослужения избил монахиню Михаилу.
Сначала скинул с клироса, а затем стал кулаками добивать в спину, выкинув из храма.
При этом кричал оскорбительные слова в адрес жертвы.

Пообщавшись со своим духовником архимандритом Сергием, который благословил ее разобраться в рамках светских законов.

4 декабря прокуратура г. Ельца приняла заявление на проверку факта преступления и назначение экспертизы с целью изучения нанесенных телесных повреждений средней тяжести от Любови Янкиной.

11 декабря на сайте Елецкой и Лебедянской епархии был размещен официальный комментарий.
В нем была клевета на монахиню Михаилу. Якобы она самозванка и колдунья.

На следующий день было разоблачение.
Оказывается монахиня более 30 лет помогает Церкви.
8 лет назад была пострижена в монахини и имеется документ свидетельство.
А в марте 2014 года за понесенные труды во славу Православной Церкви и духовного просвещения были награжден архиерейской грамотой насельница Елецкого Троицкого монастыря монахиня Михаила (Янкина) в Липецкой митрополии по просьбе того же епископа Максима, который ее бил.

14 декабря прокуратура г. Ельца сочла основательным принять заявление на Елецкую епархию за клевету на монахиню.

15 декабря в Липецкой митрополии прошли слушания в закрытом режиме без приглашения даже епархиальных СМИ.

Удел Святителя Николая

Это беспрецедентный случай для всей епархии. До этого ни то что жалоб на конкретно этого священнослужителя не было, не было даже каких-то подобных происшествий.

Через несколько часов уже на ежегодном собрании духовенства и мирян Елецкой епархии Михаила под давлением управляющего липецкой митрополии владыки Никона, который некогда ее постриг в монашество и уважая его, попросила прощения у епископа Елецкого и Лебедянского Максима, как истинная христианка.
Но епископ Максим произнес в ответ лишь: "Бог простит". Сам же прощать отказался.

Придя домой монахиня Михаила почувствовала ухудшение самочувствия, связанное с травмой головы после побоев епископом Максимом.

Посоветовавшись со своим духовным отцом архимандритом Сергием, получила от него благословение не забирать заявление из прокуратуры о факте избиения и клеветы со стороны епископа Максима.

Единственным условием истинного примирения, по словам монахини может быть публичное покаяние со стороны епископа Максима в содеянном избиении и клевете через официальный сайт Елецкой и Лебедянской епархии и в присутствии журналистов областных изданий.

25 декабря состоится заседание Синода, который вынесет решение: отправить на покой или лишить сана епископа Максима. Верующие люди и священнослужители епархии не желают видеть архиерея на своей Елецкой кафедре.

Игумения Николая (Ильина Людмила Дмитриевна), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря, родилась 9 мая 1951 года в Орехово-Зуеве, в 1968 г. переехала в г. Москву.

Родители были участниками Великой Отечественной войны, и, видимо, поэтому Господь подарил им дочь в День победы.

Мать, Королькова Вера Васильевна (урожденная Воробьева 1925 г.р.), в военные годы была медсестрой в госпитале и не только привила дочери веру, любовь к милосердию, мужество и жертвенность, но и сама закончила свою жизнь в монастыре в иноческом чине с именем Вероника († 2011 г.).

Отец матушки Корольков Дмитрий Васильевич († 2005 г.) был танкистом Советской Армии, дошел до Берлина.

Игумения Николая получила два высших образования: в 1973 г. закончила МИИТ по специальности «электронно-вычислительные машины» и в 1984 г. закончила МИФИ по специальности «автоматическая обработка научно-экспериментальных данных».

Работала заведующей Лабораторией систем искусственного интеллекта во ВНИИ ПС, параллельно заканчивая аспирантуру (1987 г.).

Николаевский Черноостровский монастырь

Будучи прихожанкой Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве, матушка Николая приняла решение свою жизнь посвятить Богу в монашеском чине и по благословению своего духовника архимандрита Поликарпа ушла в только что открывшуюся (в 1990 году) Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь (Шамордино). Там несла послушание эконома.

В 1992 году митрополитом Калужским и Боровским Климентом (в то время архиепископом) была благословлена в Свято-Никольский Черноостровский монастырь для организации там женского монастыря. Решением Священного Синода 2 апреля был открыт Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, а настоятельницей утверждена матушка Николая. В 1995 году, 28 апреля, в пятницу Светлой седмицы, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», за усердное служение во благо Церкви Христовой постановлением Святейшего Патриарха Алексия II монахиня Николая возведена в сан игумении с вручением настоятельского жезла.

В Неделю прп. Иоанна Лествичника, 9 марта 2000 года, матушка Николая награждена наперсным крестом с украшениями.

За труды по восстановлению обители, дела милосердия, за заслуги перед Отечеством, за веру и добро игумения Николая награждена 15-ю наградами: девятью орденами (два из которых являются государственными наградами, а семь – церковными) и шестью медалями (три государственные и три церковные).

В 2012 году Президент России В.В. Путин наградил игумению Николаю первым восстановленным орденом Св. вмч. Екатерины «За дела милосердия».

Подвижник благочестия ХХ века; исповедник, пострадавший за веру и ношение священного сана; неуклонный исполнитель Божественных заповедей; глубокий знаток Священного Писания и творений святых отцов; старейший знаменщик России и автор трудов о знаменном пении и духовной жизни, проживший собственную жизнь знаменно; истинный христианин и гражданин своего Отечества — таким был протоиерей Борис.

Свои дарования и добрые дела он скрывал от суетного мира, оставаясь, по его словам, «обычным православным священником», сельским пастырем. Но Сам Господь сказал, что не может град укрытися, вверху горы стоя и не возжигают светильника под спудом (Мф. 5, 14 — 15).

Протоиерей Борис Николаев родился 21 декабря (3 января по новому стилю) 1914 года, в день памяти святителя Московского Петра, во Пскове, в семье Николая и Лидии Николаевых. От рождения батюшка имел слабое здоровье и очень плохое зрение. Господь, избрав его на служение Себе, оградил — в той мере, насколько это было необходимо — от мира и его соблазнов.

С юных лет Борису довелось служить псаломщиком на различных приходах под Псковом. Он полюбил русскую глубинку за возможность жить в уединении и нравственную чистоту жителей. На одном из приходов он встретил свою будущую супругу — матушку Марию. Духовная дочь схиархимандрита Гавриила (Зырянова), она стремилась к монашеству, но в те времена обители, где ей удалось пожить и потрудиться, закрывались. Тем не менее она успела воспринять духовный опыт их насельниц. Мария поселилась при храме и трудилась, даже сверх сил, для Церкви. Встретив матушку Марию, отец Борис увидел в ней родственное стремление к Богу и предложил «вместе с ним идти к Царствию Божию». Венчание состоялось 7 февраля, на праздник иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Матушка Мария стала для батюшки на долгие годы «довоспитательницей», как называл её сам отец Борис.

Батюшка принял диаконский сан в мрачные 30-е годы. Даже пожилые люди тогда боялись и останавливали его, говоря: «Что ты делаешь? Ты же идёшь на верную смерть!» Но отец Борис не видел для себя иного пути: Господь даровал ему решимость пострадать и претерпеть муки за Него. Последовали арест по вымышленному делу, предварительное заключение, требование сложить с себя сан, от чего отец Борис решительно отказался. Его отправили в лагерь — Юрьевецкую исправительную трудовую колонию.

"Женский Афон": Возрождение Малоярославецкого монастыря

О периоде жизни батюшки в заключении известно немногое: по своему глубокому смирению он рассказывал лишь то, что служило к назиданию или относилось непосредственно к собеседнику. Рассказы отца Бориса не были жалобой озлобленного человека. В них слышались вера и благодарность Богу, сочувствие и уважение к ближним.

«Со всеми можно ужиться, — говорил батюшка. — Я шесть лет спал на соседних нарах с уголовником, жил среди людей, совершивших не одно и не два преступления, — и ничего, слава Богу! А они и ругались, и чего только ни творили. Я же делал своё дело. (Батюшка имел в виду, что продолжал жить духовно — молиться, веровать, следить за своим внутренним состоянием, творить добро.) Уголовники — тоже люди, и они чувствуют добро, уважение, хорошее отношение».

Вот несколько случаев из жизни в заключении отца Бориса. Один раз, в ночь Святой Пасхи, около двенадцати часов, батюшка тихо вышел из барака, чтобы пропеть Пасхальный канон. По жёстким лагерным законам нарушителя режима расстреливали. Когда отец Борис уже допевал канон, к нему быстрым шагом приблизился кто-то из лагерного начальства.

— Стой! Кто здесь? Ты, Николаев?
— Я, гражданин начальник, — ответил батюшка.
— Что ты здесь делаешь?
— Молюсь, гражданин начальник. Христос Воскресе! — сказал отец Борис, готовясь к смерти.
Неожиданно он услышал ответ:
— Воистину Воскресе. Только никому ничего не говори. Быстро возвращайся в барак!

Господь умягчил сердце начальника, испытавшего уважение к вере батюшки.

Как подобает христианину, отец Борис не только добросовестно повиновался властям, будучи непреклонным лишь в вопросах веры, но и не отказывал в помощи соузникам. В один год в лагере разразилась эпидемия пеллагры. В день памяти прп. Серафима Саровского умерших в бараке было особенно много. Дневальный стал подходить к каждому с просьбой помочь ему вынести покойников. Но все, по словам отца Бориса, «посылали его подальше». Увещания в том духе, что «с каждым завтра может случиться то же самое», не действовали. Наконец дневальный подошёл и к батюшке: «Николаев, может быть, ты пойдёшь?» Отец Борис не отказался. За оказанное послушание Господь укрепил силы батюшки и ниспослал ему мир и духовную радость.

Однажды при раздаче мизерной платы за труд батюшке нечаянно выдали бóльшую сумму, чем нужно. Обнаружив ошибку кассира, он вторично подошёл к окошечку. Под ругательства конвоиров, которые подумали, что заключённый хочет получить что-то дополнительно, отец Борис вернул лишние деньги. Удивились все — и кассир, и охрана: в таких условиях никто не считал за грех и украсть. Факт настолько потряс начальника лагеря, что он вынес благодарность заключённому Николаеву. Но тому нужна была не похвала, а мир совести.

В лагере отец Борис не раз был близок к смертному порогу. Один раз заключённые уже спустили его под нары — «не жилец». Тогда ему явилась Матерь Божия и сказала, что он выздоровеет, заповедав чтить Богородичные праздники. После Небесного посещения здоровье батюшки пошло на поправку.

Освободившись из заключения, диакон Борис не сразу смог принять священство, но несколько лет готовился к тому. Возникли препятствия: его оклеветали перед архиереем, что он якобы слеп и служить не сможет. Однако он великолепно выдержал экзамен перед посвящением. «В чём же заключается ваша слепота?», — изумлённо спросил митрополит Ленинградский Григорий (Чуков, 1870— 1955). «Я не узнаю людей по лицам», — ответил батюшка. «Лучше пусть они вас узнают», — сказал на это владыка. Отец Борис был рукоположен во иереи 28 октября 1951 года на праздник иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и поставлен настоятелем Свято-Духовского храма в селе Малые Толбицы. Выпускник ЛДА, он был автором магистерской диссертации «Знаменный распев как основа русского православного церковного пения», которую одобрил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). Глубокое и разностороннее исследование в области церковного пения получило высокую оценку в Европе и Америке, но у нас в стране научная работа протоиерея Бориса, к сожалению, долгое время пролежала «под спудом».

В начале 1994 года отец Борис заболел воспалением лёгких и приехал в Москву на лечение. Тяжелобольной старец был устроен в Рождественскую обитель, где вскоре поправился и окреп. Батюшка не любил быть в центре внимания и никогда не предлагал своих советов, не будучи спрошенным. Если же его спрашивали — был рад помочь и не боялся сказать самую нелицеприятную правду, но делал это с большой любовью. Когда ему предложили стать духовником монастыря, он сперва отказывался, ссылаясь на возраст (ему было за 80). Но Святейший Патриарх не отменил своего благословения, и старец смиренно принял Первосвятительское благословение как волю Божию.

Пришло время, когда отец Борис увидел первые всходы на монастырской ниве и утвердился в мысли, что труды его не напрасны. Он переехал в обитель на постоянное жительство.

…С той поры, как духовный отец поселился в монастыре, всё чуждое и враждебное стало покидать монастырские стены. Он учил не враждовать с незаконными арендаторами, а стараться решать все вопросы в духе любви и кротости, испрашивая помощи у Бога в деле возрождения поруганной святыни. И этот способ оказался более эффективным, чем метод «сильной руки». Святейший Патриарх, благословляя отца Бориса на духовничество, просил его как можно полнее передать свой духовный и жизненный опыт насельницам обители. И старец, прошедший суровую жизненную школу, исполнял это с великим тщанием.

До последней минуты жизни отец Борис сохранял ясный ум и прекрасную память. Он всех помнил и узнавал, напутствуя каждого к спасению. Батюшка не всех в одинаковой мере известил о своём близком отшествии ко Господу. Но перед своей кончиной он старался как можно лучше запечатлеть у каждого в душе учение о всеобъемлющей Божественной любви.

Отец Борис скончался 29 декабря 2005 года на руках у матушки игуменьи Викторины в начале двенадцатого часа ночи. По благословению Святейшего Патриарха тело почившего духовника обители было погребено в монастырской усыпальнице.

Молитвами батюшки лампада, затепленная его рукой в Богородице-Рождественской обители, не угасает. Царствие ему Небесное!

Игумения Викторина (Перминова),
настоятельница Богородице-Рождественского
ставропигиального монастыря

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *